Реферат по предмету "Педагогика"


История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

Введение
В 2001 году система среднего профессионального образования России отмечаласвой 300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно вглядывались впрошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные вопросы: что делатьи как делать?
Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разныхтипах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и длясовременности.
Проблема исследованияобусловлена тем, что без изучения истории среднего профессионального образованиякак явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развитияформ и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессиональногообразования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научноеобеспечение профессиональной подготовки.
Система  среднего профессионального образования —социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуреобразовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическуюпредысторию, свою логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить еедругим системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит кослаблению социально-экономических основ развития общества. В качествесоставной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывногообразования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические,образовательные, научно-технические, личностно-профессио­нальные,воспитательные, интегративные функции.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступногои массового профессионального образования, направленного на подготовкуспециалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровняличности. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства вфинансировании среднего профессионального образования.
Нынедействующая система среднего профессионального образования смогла в известноймере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целомсохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав,разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшегоразвития.
Вместе стем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку трудавыпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего, среднего образования,не в должной степени отвечает его потребностям. Система подготовки работниковна производстве оказалась практически разрушенной.
Структурныеизменения в системах начального и среднего профессионального образования, такжекак и структурные изменения в экономике, осуществлялись в нашей странедостаточно редко. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую ихнепосредственным потребностям. Система среднего профессионального обучениястолкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиямэкономики.
Возникновениерынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последниегоды ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотясамым существенным образом и осложнили положение выпускников среднейпрофессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремлениемолодежи к получению среднего профессионального образования. Социологическиеопросы показывают, что наряду с нежеланием многих выпускников работать пополученной специальности (прежде всего, в связи с низким уровнем оплаты трудана имеющихся вакантных рабочих местах), знания, полученные в учебныхзаведениях, они рассматривают как необходимые для своего трудоустройства иработы[1].
Актуальностьисследования обусловлена тем, что переходРоссии на рыночные отношения поставил перед системой профессиональногообразования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованияхсистемы профессионального образования.
 Эти преобразования целесообразно представлятьв виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующейобразовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условийее развития в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образованияпредполагает развитие и становление личности человека как профессионала втечение всей жизни.
Система среднегопрофессионального образования, пройдя большой исторический путь, стала мощнымфактором повышения образовательного и культурно-технического уровня,всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путейосуществления социальной политики государства на современном этапе.
Таким образом, среднее профессиональное образование не толькообеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшегопродвижения личности в образовательной системе.
На  современном этапе увеличиваетсяпотребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышениятехнологической культуры производства, обеспечения административно-техническойподдержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического,информационного и социального сервиса.
Ведущей целью образования в новых экономических условиях России являетсяподготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающейличностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решатьзадачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) иотвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всехэтапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путейразвития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетнейинтеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных имуниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в количествеоколо 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в себя 150колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов[2].
Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовалатенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в последниегоды прием на технические специальности увеличился на 37%[3].
Запоследние три года в Классификатор специальностей среднего профессиональногообразования введено более 20 новых специальностей. Осуществлено обновлениесодержания среднего профессионального образования, обеспечивающее егоинтеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкостиобразовательных программ, расширение профиля подготовки и повышениепрофессиональной мобильности специалистов. Разработан и введен в действиеГосударственный образовательный стандарт среднего профессионального образованияв части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовкивыпускников по специальностям.
Сегодняформируется особый интегративный тип работника — субъектсоциально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность ииндивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, аработник с высоким уровнемобразованности, воспитанности, профессиональной обученности. Особенноостро стоит проблема получения среднего профессионального  образования, в первую очередь для молодежи.
Визменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересовгосударства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характерих взаимоотношений.
Цельювыпускнойквалификационной работы является проведение исторического анализа развитиясистемы среднего профессионального образования с   концаXIX века по сегодняшний день.
Исходя изпоставленной цели выпускной квалификационной работы, можно выделить следующие задачиисследования:
— анализистории развития системы среднего профессионального образования в России;
— анализсовременного состояния системы среднего профессионального образования;
— выделитьпроблемы и перспективы развития системы среднего профессионального образованияв России.
— впроцессе развития системы среднего профессионального образования исследоватьизменение функций данного социального института (на примере Лицея № 105 г.Волгодонска Ростовской области).
Объектом исследования является история развития системы среднегопрофессионального образования Российской Федерации.
Предметом исследованиявлияние развития среднего профессиональногообразования  на совершенствование научнойподготовки выпускников средне-профессиональных учебных учреждений.
Методы исследования:анализ литературы по проблеме развитиясистемы среднего профессионального образования в России.
Теоретико — методологическойбазойвыпускнойквалификационной работы явились концептуальные разработки отечественных ученыхв области педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой  истории развития и совершенствования системысреднего профессионального образования в России. Среди большого количества работ наданную тему можно выделить несколько в большей степени связанные с исследуемойпроблемой, и в частности, работы  Б.С.Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М. Паничевой, Г.М. Романцева, А.Я. Савельева, А.П.Чернышева и др.
Эмпирической базойисследования явилисьрезультаты статистические данные, официальные документы учреждений среднегопрофессионального образования города Волгодонска Ростовской области. Длясравнительного анализа использовались так же фактологические данные,приведенные в научной и публицистической литературе отечественных авторов.
В заключении работы, на основаниирезультатов анализа и оценки выделены предложения по осуществлению мер,направленных на совершенствование функционирования и развития системы среднегопрофессионального образования.
Практическое использованиерезультатов.Результаты научно-исследовательской работы по теме могутсоставить информационную и основу для проведения факультативных занятий попедагогическим дисциплинам.
По структуреработа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованнойлитературы.
ГЛАВА I. Развитие системы среднего профессионального образования вРоссии
1.1 История становления и развития российскойсистемы профессионального образования с 1700 по 2001 г.г.
 Систематическое профессиональное образованиеначинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлениемпосольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской школепри Приказе печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовкипечатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль игралистаросты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности которых входило“спрашивать уроки у товарищей”.
Появление профессиональногообразования в современном его понимании – это заслуга Петра I. Послезаграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне ПетрIпредпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путёмсоздания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание впетровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков.России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры,мастера и техники в различных областях. В 1701 году ПетромI была утверждена вМоскве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.
В школеобучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в возрасте от 12до 20 лет, находившиеся на полном государственном обеспечении. Количествообучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в 1711 – 500 человек. Курссостоял из трёх ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике иарифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей(навигаторских классов). Учащиеся навигаторских классов проходили практику наморских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль ворганизации работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональнаяшкола носила сословный характер, готовила к различным областям государственнойслужбы.
ЗаслугойПетра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и впровинции. Петровское понимание назначения государственной службы было изложенов Табели о рангах: “Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов,знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мыпозволяем, для знатной их породы или их отцов знатных чинов, в публичнойассамблеи, где двор находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, иохотно желаем видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинствуотличались; однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нами отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат”. Однако вотличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведениядобровольно.
      Со времён Петра гражданская служба потребовалавсё больших знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональнойподготовки. В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиямГорное училище, положившее начало инженерному образованию в России.
Как особаяступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX –начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условияхразвитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143средних специальных учебных заведения, подведомственных различнымминистерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которыетерриториально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в Россииимелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.
Представляетинтерес система управления образованием, существовавшая в России до революции.На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учрежденийцарской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. вРоссии были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерствонародного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространениянаук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академиейнаук, Академией художеств, типографией и цензурой.
 АппаратМинистерства в первые годы его существования был невелик. Роль коллегии приминистре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного инаучного характера, исполняло Главное управление училищ, состоявшее изназначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителемрешений Главного управления являлся единственный департамент Министерства.
В 1835 годув связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая школастали подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного округаназначался императором.
      В середине 50-х г.г. ХIХ в. системауправления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные округа изъяты изведения местных генерал – губернаторов.
В период с1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько разпретерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепеннопревращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностямобщества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разныепериоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсеконсервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткуюцентрализацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленностии торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализациюуправления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизациюсостава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.
В январе1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонникрадикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии стребованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управлениепрофессиональным образованием было децентрализовано.
Послереволюции в России средние профессиональное образование стало частью системынародного образования. С 1919 года управление учебными заведениями былоцентрализовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. Втехникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощниковинженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года встране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении единой системыиндустриально – технического образования”. Техникумы стали вести подготовкуспециалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились напрактическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.
Управлениесредним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу.Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовалипривлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.
В 30-хгодах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 годусоставил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем впервую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились вэтот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Обучебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период былиразработаны стабильные учебные планы.
В периодВеликой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональнымобразованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенныйуровень.
В 60-е годы в период развёртывания технологического этапанаучно-технической базы средних учебных заведений возрос контингентобучающихся, что связано с растущей общественной потребностью вквалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высшихучебных заведений.
За годы советской власти в нашей странесложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовкикадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средниеспециальные учебные заведения, институты и университеты. В учебных заведенияхкаждого уровня профессионального образования, как правило, реализовываласьпрофессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одногопрофиля подготовки. Так, строительное ПТУ могло выпускать только рабочих построительной профессии; педагогическое училище — только учителей начальныхклассов и воспитателей детских садов и т.п.
Положительной стороной данной системыпрофессионального образования можно считать фундаментальную практическуюподготовку по выбранной профессии (специальности), включающую учебную ипроизводственную практику в ПТУ; учебную, технологическую и преддипломнуюпрактику — в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
Начиная с 1989 г. в стране организуетсяэкспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификациив высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиляподготовки, формирование знаний и умений по современным информационнымтехнологиям, по коммерческим дисциплинам и т.п. Этот эксперимент привел кизменению классической структуры профессионального образования и возникновениюразличных типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи,профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывнойподготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль иуровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другиеобразовательные услуги, не свойственные им ранее.
В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учрежденийсреднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн.человек. В соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства возрослаподготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новыхнаправлений подготовки. К 1981 году система среднего специального образованияосуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страныболее чем по 500 специальностям.
     К началу 90-х годов ХХ векадиверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменениюих структуры.
Переход России на рыночные отношенияпоставил перед системой профессионального образования новые цели, решениекоторых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессиональногообразования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двухвзаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательнойсистемы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития наоснове прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии соструктурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новаясистема профессионального образования предполагает развитие и становлениеличности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна:
·       предоставить отдельной личности свободув выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями,запросами и возможностями;
·       учитывать потребности заказчиковпрофессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночныеотношения специалистов;
·       способствовать развитию демократическихсвобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений,выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.
Это послужило толчком в развитиипрофессионального образования и, как показало исследование, наиболееперспективным направлением его развития будет широкая диверсификация, котораяобеспечит развитие образовательной системы России и будет способствовать:
·       предоставить отдельной личности свободув выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями,запросами и возможностями;
·       учитывать потребности заказчиковпрофессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночныеотношения специалистов;
·       способствовать развитию демократическихсвобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений,выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.
В стране стали складываться новыесоциально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержанияпрофессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных —появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) икачественных изменений — гуманитаризации содержания обучения. Эти процессылегли в основу развития содержательного компонента диверсифицированнойпедагогической системы среднего  профессионального образования.
В настоящеевремя в России функционирует 2812 средних профессиональных учебных заведения,из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистовсреднего звена более чем по 280 специальностям. Численность студентов,обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях составляет 2147 тысяччеловек. 20 марта 2001 года в Москве состоится Съезд директоров среднихпрофессиональных учебных заведений, который наметит пути дальнейшегосовершенствования и развития среднего профессионального образования.
Вышеперечисленное доказывает, чтоэлементы педагогической системы среднего профессионального образованиядиверсифицировались, что дает основание говорить о диверсификации самойпедагогической системы.
Таким образом, на наш взгляд, системасреднего профессионального образования включает две составляющие:профессиональное образование и дополнительное образование. Последнеереализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемыхработников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечениюэффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностейв обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилениюконкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональноймобильности и социальной защищенности. Основными исходными положениями такойинтегративной системы непрерывного профессионального образования могут бытьследующие:
1. Системный подход к организации профессиональногообучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов обучения, путеминтеграции подсистем профессионального образования в органически целостную,оптимально действующую и динамично развивающуюся систему. Под органическицелостной системой понимается организационная и упорядоченная система сразвитыми внутренними и целенаправленно устанавливаемыми внешними связями,новыми интегральными качествами, которых не было во взаимосвязанныхподсистемах. Под динамичным развитием такой системы понимается педагогическиорганизованное целенаправленное движение системы от суммативного уровня, когдапрофессиональные образовательные учреждения представляют собойпоследовательные, слабо связанные ступени непрерывного образования, корганически целостному состоянию, характеризующемуся интеграционнымивзаимосвязями их главных компонентов и основных параметров образовательногопроцесса.
2. Целостность профессиональнойподготовки путем постоянного укрепления взаимосвязей ее основных компонентов наоснове принципа интеграции и его взаимодействия с другими принципами обучения:политехнизма, преемственности, единства обучения и воспитания, мотивации ученияи труда, проблемности. Органическая целостность системы профессиональнойподготовки может быть достигнута в том случае, если все ее компоненты будуториентированы на конечную цель — повышение качества подготовкиквалифицированных специалистов.
3. Приоритет личности в выборе ипостроении своей образовательной траектории в соответствии со своимивозможностями и способностями, потребностями рынка труда, как нагосударственном уровне, так и на уровне региона или муниципалитета.
4. Приоритет специальности в организацииобразовательных структур системы путем единой целевой направленности наконечные результаты при планировании и управлении профессиональной подготовкой.Опыт и проведенные исследования показывают, что реализация этого положениявозможна лишь в том случае, если в процессе проектирования и осуществленияобучения цели и задачи поэтапного усложнения теоретических и практических основобучения будут приближены к профилю будущего специалиста и заложены в программыэтапов образовательного процесса профессиональных учебных заведений.
5. Перестройка компонентов интегрируемыхподсистем (целей и задач, содержания, средств и методов обучения; деятельностипедагогов, учащихся и студентов) на основе программно-целевого подхода с учетомбудущей профессиональной деятельности выпускника.
Центральной идеей системы интеграциисредне профессиональной подготовки обучаемых в профессиональных образовательныхучреждениях является категория целостного развития человека как субъектадеятельности и общения на всем протяжении его профессиональной подготовки ипроизводительности труда.
6. Ориентация на непрерывное целостное развитиеобучаемых как активных субъектов образования и социального действия.
Принципами построения системы среднегопрофессионального образования, которые вытекают из общих принциповгосударственной политики в области образования, предусмотренных Законом РФ «Обобразовании», могут быть: демократизм, гуманизм, дифференцированность,многообразие, гибкость, единство, вариативность, диверсификация и другие.
Разработка интегративной системыпрофессионального обучения на основе сформулированных положений и принциповсостоит из следующих этапов:
·       путем теоретических исследований,изучения состояния науки, техники, производства, потребности личностиформируется социальный заказ на квалифицированного специалиста;
·       в соответствии с социальным заказомопределяются требования к главным качествам и видам деятельности работников;совокупность конкретных деловых качеств, возможный круг замещаемых должностей,конкретные виды компетентной деятельности отражаются в требованиях кспециалистам данного профиля (квалификационных характеристиках);
·       производится отбор содержания обучения,обеспечивающего формирование конкретных качеств и видов деятельности всоответствии с квалификационными характеристиками;
·       отобранное содержание обученияраспределяется по интегральным программам в соответствии со спецификойподготовки конкретного специалиста;
·       материал, собранный в интегральныхпрограммах, распределяется в универсальном наборе учебных предметов дляпрофессиональных учебных заведений;
·       определяются, какие дисциплины изуниверсального набора учебных предметов разного уровня образования включаются вучебные планы профессиональных образовательных учреждений, устанавливаетсяуровень сложности их изучения в каждом звене системы образования;
·       на основе программно-целевого подходапроизводится перестройка всех основных компонентов учебно-воспитательногопроцесса в профессиональных образовательных учреждениях при ориентации наконечные результаты подготовки специалистов.
·        Анализ подготовки к профессиональнойдеятельности в разных вариантах показывает, что для выполнения профессиональныхфункций уровень образования в ряде случаев не является обязательным, т.к.техники по образованию часто используются как на должностях квалифицированныхрабочих, так и на должностях инженеров. Однако обучение подразумевает не толькоприобретение функциональных знаний, но и общее развитие, расширение кругозора,т.е. получение определенного круга знаний и умений, выходящих за пределы знанияконкретных профессиональных функций.
1.2 Среднее профессиональное образование насовременном этапе
В начале1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформированиясистемы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принциповфункционирования и развития социальной сферы в новых условиях.
Наметившаясяв это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание началаэкономического роста требовали изменения принципов организации деятельностисоциальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением.
Сегодня среднеепрофессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.
Реализуетсяоно по двум основным образовательным программам — базового уровня и повышенногоуровня.
Повышенныйуровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление илирасширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обученияувеличивается на 1 год).
Обучающиесяв среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели идругие категории обучающихся.
Содержание образовательных программ среднего профессионального образованиярегламентируется Государственным образовательным стандартом среднегопрофессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей:федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимумусодержания и уровню подготовки выпускников, и национально-региональногокомпонента. В связи с окончанием срока действия в 2001 году начата разработканового поколения стандарта.
Среднеепрофессиональное образование реализуется в различных формах: очная,очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общегообразования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общегообразования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждениясреднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе порезультатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальныхучебных заведений становятся около 11 % выпускников основныхобщеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.
Срокобучения по программе среднего профессионального образования базового уровня поочной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года взависимости от профиля подготовки.
Срокобучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнениюсо сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессиональногообразования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общегообразования.
Существуютдва основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) иколледж.
Техникум(училище) реализует основные профессиональные образовательные программысреднего профессионального образования базового уровня; колледж — основные профессиональные образовательные программысреднего профессионального образования базового и повышенного уровня.Реализация образовательных программ среднего профессионального образованияможет


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.