Реферат по предмету "Психология"


Консультирование в кризисной службе

--PAGE_BREAK--Что же можно считать сексуальным домогательством?
  С юридической точки зрения можно выделить 6 видов сексуальных домогательств:

обещания (вознаграждения в любой форме, которые могут быть расценены как аванс за возможную близость); приглашения (не только заняться сексом, но и вместе позавтракать, пообедать, поужинать, выпить или заняться делом, к работе отношения не имеющим); принуждение (к сексу, сопряженное с угрозой наказания или порицания); прикосновения (прижимание в лифте, транспорте и т. п., поглаживания различных частей тела, как ваших, так и своих собственных, мимолетные хватания); другие виды сексуальных приставаний: вторжение в личное рабочее пространство (за исключением специально используемых для рабочих контактов мест – гостевой стороны стола, кресла для посетителей и т. д.), длительное пристальное разглядывание “голодными” глазами, комментарии на тему сексуальности одежды, эротические разговоры в вашем присутствии и т. п.; оскорбление (в виде реплик “все бабы одинаковые” или “все они об одном думают”).
При работе на телефоне:

В свою очередь, телефонные консультанты не должны предоставлять абоненту информацию, которая поможет найти их вне стен службы. Для облегчения работы сотрудник, как правило, выбирает себе псевдоним. В обоюдных интересах не следует предоставлять данных относительно расположения службы или места своего жительства. Не нужно снабжать их сведениями о времени работы другого сотрудника телефонного консультирования, что может повлечь за собой «зависание» абонента на конкретном консультанте. Принимая во внимание неблагоприятные психологические последствия, эта рекомендация должна быть, отнесена к числу обязательных. Консультантам категорически воспрещается выходить с позвонившими на очный контакт или строить беседу так, чтобы у абонента возникла надежда на вероятность такой встречи.
При очной консультации:

  Тактику “несоблазнения” необходимо продемонстрировать с первых минут знакомства.  С первых дней выберите правильную манеру общения с клиентом. Обращение на “вы” и по имени-отчеству поможет вам держать дистанцию и в критической ситуации достойно выйти из положения.  

Строгий деловой внешний вид: длина юбки – на уровне или чуть выше колен, ничего обтягивающего, каблук – максимум 5 см, волосы убраны или аккуратно уложены, никаких декольте и сарафанов. Ограничьте общение только обсуждением конкретных дел и решением рабочих вопросов. Не позволяйте намеков на личные отношения. Если к вам пристают на работе, нужно перешагнуть через собственную ложную стеснительность. Открыто заявите в лицо клиенту, что конкретно вам не нравится в его поведении (”не говорите при мне пошлости”, “не трогайте меня руками”).

  Тактично, но уверенно с самого начала говорите твердое “нет”. Не бойтесь решительно отказать клиенту, если он позволяет себе вольности в отношениях с вами. Нельзя делать вид, что ничего не происходит. Иначе домогающийся может подумать, что вам это нравится, и будет продолжать в том же духе. Ни в коем случае не переходите на дружеские отношения.

 Прекращайте все разговоры на сексуальные темы, будь это острота или рассказы вашего клиента о своих похождениях. Не допускайте пошлостей, пресекайте сальные шутки и анекдоты. Если беседа становится двусмысленной, спокойно объясните, что вас это не интересует, в личном плане у вас все в порядке, поблагодарите за внимание.   Будьте осторожны с подарками, даже самыми незначительными.   Спокойно реагируйте на комплименты на работе. Если вам дарят цветы, лучше всего украсить ими ваш рабочий стол (не создавайте дарителю иллюзию, что он вам дорог больше, чем просто клиент).   Помните о дистанции: не подходите близко клиенту – вы на работе, а не на дискотеке, не откровенничайте с ним.   Следите за глазами. Томный или застенчивый взгляд, которым женщина одаривает собеседника, может быть истолкован превратно. В случае касания освободите руку. При сокращении дистанции незаметно отодвигайтесь, сохраняя нейтральность.Очень помогает уверенность в себе. Дайте совершенно четко понять, что секс несовместим с работой.

Эмоциональное использование:

Не допускайте развитие феномена «спасательства», правильно разделяйте ответственность с клиентом, заключайте контракт.

41. 
Феномен «спасательства», его последствия и профилактика.

Спасатель – оказывает помощь тогда, когда его не просят и хочет помочь всем, кроме себя

Стереотипы спасательства:

1)      ощущение, что консультант должен исправить чувства другого человека и решить его проблемы

2)      желание облегчить задачу клиента

3)      страх ответной реакции и попытка заставить клиента чувствовать себя лучше

4)      мысли, что консультант должен убедить клиента сделать правильный выбор

5)      чувство вины за действия клиента

6)      желание переключиться на быстрое решение проблемы

Последствия спасательства:

Профессиональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, профессиональная деформация, вторичная травма

Профилактика спасательства:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки (разумное ограничение количества пациентов, особенно с психическими травмами, принимаемых одновременно)  понимать, что всех спасти невозможно учиться переключаться с одного вида деятельности на другой постоянная взаимная поддержка в профессиональной среде на уровне обычных человеческих отношений, проще относиться к конфликтам на работе не пытаться быть лучшим всегда и во всем регулярные супервизии и отторжение (таким образом) травматического опыта поддержание границ между профессиональной деятельностью и личной жизнью терапевта


42. 
Принципы и технологии разделения ответственности с клиентом в кризисной службе.

Между психологом и клиентом всегда существует разделение ответственности за достигаемый в процессе взаимодействия результат: 50% на 50%. Психолог может гарантировать своему клиенту, например, конфиденциальность, поддержку, безоценочное отношение, принятие и др., но он не может гарантировать того, что не полностью от него зависит, так же как врач не может гарантировать успешности проведения операции.

Взаимодействие клиента и консультанта на равных. Это — единственно возможная позиция в чистом консультативном пространстве. Она предполагает доверие консультанта к силам и возможностям клиента, ответственность клиента за свою судьбу в целом и, в частности, за разрешение своей проблемы, а также включает в себя ответственность консультанта за свою профессиональную компетентность, за соблюдение условий безопасности клиента и экологической чистоты консультирования.
43. 
Феномен профессионального выгорания: симптомы, причины и последствия.

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В. В.  Эмоциональное выгорание В. В. Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.
5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

1.     физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);

2.     эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других — люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

3.     поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи — падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

4.     интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах — тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

5.     социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, СЭВ характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

Выделяются три ключевых признака СЭВ.

Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак — истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.

Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика — ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

В результате «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпывание ресурсов»), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к своим обязанностям, которые сводятся к минимуму.

44. 
Характеристика вторичной травмы.

Вторичная травма – изменения во внутреннем опыте терапевта, которые возникают в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с клиентом, переживающим травматическое состояние.

Признаки и симптомы вторичной травмы: нехватка времени и сил для себя, нарушение отношений с близкими, социальная изоляция, повышение чувствительности к жестокости, цинизм, глобальное ощущение отчаяния и безнадежности, ночные кошмары

Специфические изменения: изменение мироощущения, изменение чувства идентичности, представлений о мире, духовных потребностей, преуменьшение своих способностей, ослабление ego ресурсов, подавленность психологических потребностей, изменения в сенсорном опыте (навязчивые образы, диссоциации, деперсонализации)

Факторы, влияющие на вторичную травматизацию

Ситуация

·        Условия работы

·        Тип клиентов

·        Накопление травматического материала

·        Организационный контекст

·        Социальный и культурный контексты

Индивидуальные особенности

·        Личная история

·        Особенности проявления защитных механизмов

·        Стили преодоления жизненных трудностей

·        Актуальная жизненная ситуация

·        Профессиональная подготовка и профессиональная история

·        Возможность получать супервизорскую помощь

·        Возможность получать личную терапию

45. 
Принципы профилактики профессионального выгорания

  определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания);

  использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

  овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

  профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы — курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

  уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

  эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

  поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки (разумное ограничение количества пациентов, особенно с психическими травмами, принимаемых одновременно)  учиться переключаться с одного вида деятельности на другой постоянная взаимная поддержка в профессиональной среде на уровне обычных человеческих отношений, проще относиться к конфликтам на работе не пытаться быть лучшим всегда и во всем регулярные супервизии и отторжение (таким образом) травматического опыта поддержание границ между профессиональной деятельностью и личной жизнью терапевта


46. 
Формы и технологии самопомощи сотрудника кризисной службы

Психологическая самопомощь — это забота человека о самом себе и о своем личностном росте.  Инструментом работы психолога — консультанта является не что иное, как его личность. 

 К наиболее известным видам самопомощи относятся:

1. самонаблюдение

2. ведение дневника

3. автобиография

4. релаксация

1. Самонаблюдение

        Цель самонаблюдения — расширить область самоосознания. Можно выделить два вопроса, с помощью которых заниматься самонаблюдением очень просто:  что происходит со мной в данный момент? чего бы мне хотелось в следующий момент?  

       2. Психологический дневник

Психологический дневник — это «место», в котором человек всегда может проработать имеющуюся проблему, осознать свои чувства или настроения, осмыслить пережитый опыт, прийти к какому-то решению. Очень важно писать дневник для себя. Основанием для обращения к дневнику может послужить любое сильное переживание.

3. Автобиография

Суть этого метода состоит в том, чтобы описать историю своей жизни, вспоминая все главные события и свое отношение к ним. Основная цель автобиографических рассказов — обрести умение обращаться со своим прошлым и способность жить в настоящем. Т.е. отделить настоящее от прошлого, избавиться от его влияния.

4. Релаксация,  работа со сновидениями, медитативные техники  

47. 
Формы и технологии содействия личностному росту сотрудника кризисной службы

Чтобы повысить значимость труда, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Возможности повышения квалификации, участие в тренингах личностного роста, профилактика профессионального выгорания, организация супервизии

48.   Формы и технологии повышения квалификации сотрудника кризисной службы

Тренинги, семинары (выездные, практические, теоретические), мини-лекции, групповые упражнения, дидактические сеансы психотерапии, супервизии, арт-терапия.

49. 
Супервизия в кризисной службе: задачи, формы, технологии.

«Супервизия — это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности».

Еще: «Более опытный человек помогает менее опытному человеку становиться лучше в том, что касается предмета их работы».

А также: «Запланированный регулярный период времени, которое работник и супервизор используют для обсуждения проделанной работы, а также для обучения и развития работника».

Основная цель супервизии — помочь специалисту наилучшим образом ответить на потребности клиента.

Супервизия позволяет:
поделиться своими чувствами; выявить и обозначить затруднения, которые возникли в работе с клиентом; получить обратную связь о проделанной работе; проанализировать причины своих затруднений; расширить свои теоретические и практические представления; наметить пути дальнейшей работы с клиентом.
Типы супервизии


Один на один

Заранее запланированная встреча с повесткой дня, чтобы обсудить и оценить работу.



Групповая

Коллектив сотрудников совместно обсуждают и оценивают работу друг друга. Участники поднимают вопросы для обсуждения, группа обсуждает каждый случай и то, как он решался. Происходит обмен опытом и знаниями.



Неформальная

Незапланированная консультация, лицом к лицу или по телефону.



Кризисная

Незапланированное обсуждение случая, который, по ощущениям работника, привел к кризису. Происходит сразу после работы с клиентом.
Функции супервизии

1.      Обучающая функция. Передача профессионально важных знаний, создание условий для их закрепления

2.      Терапевтическая функция. Предоставление консультанту возможности осознавать свои профессиональные действия и эмоциональные реакции, помощь в определении оптимальных форм взаимодействия с абонентом и методов воздействия

3.      Контролирующая и оценивающая функция. Выявление соответствия знаний и навыков консультанта, оценка используемой стратегии работы

4.      Поддерживающая функция. Личное эмоциональное участие супервизора в опыте консультанта

Формы супервизорской работы:
Индивидуальная супервизия – диалог супервизора с одним консультантом по поводу случая из практики.
Требования к супервизору:
целостное восприятие поведения супервизируемого со всеми его вербальными и невербальными проявлениями соблюдение определенных правил профессиональной этики при обсуждении личных, глубинных проблем супервизируемого
Индивидуальная супервизия направлена на развитие способности консультанта к эмпатии и основных умений (см. ниже в основных умениях консультанта), позволяет понять, что же происходит в самом взаимодействии консультанта и абонента, обнаружить ограничения консультанта и его ресурсные возможности.
Групповая супервизия предполагает работу супервизора с группой специалистов (4-7 человек).
Групповые супервизорские встречи способствуют сплочению коллектива, созданию благоприятной атмосферы для сотрудничества. Для достижения этого результата в данной супервизорской программе предусмотрено обязательное включение в содержание занятий упражнений на сплочение, а для профилактики синдрома «сгорания» релаксационные упражнения различных направлений.
Уровни супервизии:
Супервизия, центрированная на абоненте, на предъявляемой проблеме. Задачей супервизора здесь является помочь консультанту разобраться, что происходит с абонентом, определить динамику его переживаний. В данном случае больше происходит дидактическое вмешательство супервизора.
Основные моменты: анамнестический материал (история жизни, проблемы абонента, актуальные переживания) представления консультанта о поведенческих и эмоциональных реакциях абонента, его особенностях взаимодействия с окружающими способность консультанта взглянуть на предлагаемую абонентом ситуацию с его стороны гипотезы о способах, с помощью которых абонент создает свои проблемы особенности работы консультанта с абонентом Супервизия, центрированная на консультанте, посвящена исследованию того, что консультант сам вносит в двусторонний процесс взаимодействия с абонентом.
Основные моменты: побуждение к сознаванию реакций и чувств консультанта, относящихся к работе и абоненту определение связи чувств консультанта в работе с его собственными проблемами и ограничениями анализ того, что сам консультант вносит в консультацию, его личные способы прерывания контакта способность консультанта позаботиться о себе в период консультации, активизировать ресурсы для обеспечения безопасности (при манипуляциях, агрессии абонента) и сохранения интереса к данной работе Супервизия, центрированная на взаимоотношениях консультанта и абонента как едином пространстве. Основная задача прояснить взаимодействие консультанта и абонента, их взаимное влияние, обнаружить другие типы взаимодействия. Основные моменты включают описание первого и второго пункта.
Основные профессиональные и личностные качества супервизора:
Гибкость мышления Высокий самоконтроль Умение учиться в любой ситуации Наблюдательность Терпение Эмпатия Искренность Ответственность Юмор     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.