Реферат по предмету "Психология"


История становления и развития социальной психологии

Контрольнаяработа
Историястановления и развития социальной психологии

Введение
Социальная психология –отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей вусловиях их социального взаимодействия.
Социальная психология каксамостоятельная отрасль научного знания формировалась на стыке социологии ипсихологии. Интегрируя две научные дисциплины, которые стали её своеобразнымтеоретическим фундаментом, социальная психология активно вбирает в себя всёновое, что накапливается в смежных гуманитарных науках.
По своей природе онанаука интегративная. Однако в ней выделяют как бы две основные (мировые) школы.Это психологическая-социальная психология и социологическая-социальнаяпсихология.
Психологическую-социальнуюпсихологию — интересуют в основном психологические проблемы поведения личностив группе и ориентирована на традиционные для психологии методы.
Социологическую-социальнуюпсихологию – интересует социальная проблематика, опирается она на методы социологии.
Г.М. Андреева отмечает,что социальная психология первоначально существовала в лоне философии, а послевыделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что идало непосредственную жизнь социальной психологии.
Социальную психологиюможно считать, с одной стороны, самой древней областью знаний, а сдругой-ультрасовременной научной дисциплиной. Ультрасовременной её можносчитать из-за быстро растущего влияния её в обществе, углубляющегося осознанияроли “человеческого фактора” во всех сферах современной жизни.

1.  Теоретическиеи эмпирические источники социальной психологии
В истории социальнойпсихологии можно выделить 3 периода:
1)период накоплениязнаний в сферах философии и общей психологии (6в.до н.э.-до 19в.);
2)период выделенияописательной социальной психологии из философии в самостоятельную областьзнания (50-60е г.19в.-20е г.20в.)
3)период оформлениясоциальной психологии в экспериментальную науку (20е г. 20в.) и её современногоразвития.
По такой периодизациитрудно судить о том, как возникло и накоплялось социально-психологическоезнание, каковы его исторические предпосылки. Вместе с тем большинствоисследователей исторического развития социальной психологии справляются с этимитрудностями. Так, немецкие социальные психологи Г.Гибш и М.Форверг в книге“Введение в марксистскую социальную психологию” в качестве источниковсоциальной психологии называли следующие:
· Теориюпсихологии народов (развиваемую преимущественно в Германии);
· Теориюпсихологии масс (развиваемую в романских странах-Италии, Франции);
· Различныетеории о социальных инстинктах (сформулированные в Англии и США в нач.20в.);
Г.М. Андреева отмечает,что социальная психология изначально скуществовала в лоне философии, а послевыделения из философии психологии и социологии произошел новый синтез, что далонепосредственную жизнь социальной психологии.
Б.Д. Парыгинрассматривая историю возникновения социально-психологической теории, выделяет
1. эмпирическиепредпосылки социальной психологии, к которым относит:
· стихийносложившийся опыт использования законов общественной психологии для достиженияопределенных практических результатов;
· ораторскоеискусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием,эмоционально-психологическим состоянием больших и малых групп;
· опытиспользования средств искусства в обыденной и праздничной жизни дляформирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций;
· опытдейств жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивноговоздействия на аудиторию;
· культурно-психологическиетрадиции чань-буддизма, сформировавшие приемы психотехники, психотренинга,психорегуляции;
На этом основании можносделать вывод, что возникновение социальной психологии есть результат не толькостихийного, а то и неосознанного опыта людей, но и сознательнойдуховно-практической их деятельности;
2. философские истоки ипредпосылки социально-психологической теории:
· идеиПлатона (который, по мнению американского социального психолога Г. Олпорта, какраз и был родоначальником социальной психологии) об иррациональности поведениямасс, присущем демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальныхдвижений);
· идеиАристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум;
· социально-психологическиеобъяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся, а работахАристотеля, Гоббса, Спинозы, Локка, Руссо;
· концепциясоциальной детерминации развития личности, развитая в работах Гельвеция;
· философско-антропологическоеобъяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственногоспособа проявления человеческой сущности, данное Фейербахом;
· теорияисторического развития, развернутая в работах Гегеля;
· научныйанализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественногомнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов- В.Г. Белинского,А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева;
· социально-психологическийанализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского;
А также другиефилософские идеи, теории, концепции.
3. предпосылкисоциально-психологической теории в системе наук о человеке.[1]
Э. Холландер выделил 3основные стадии в эволюции социальной психологии, взяв за основаниепреобладание на стадии определенных методологических принципов.
Стадия социальнойфилософии(6в.до н.э.-до 19в.) в течение которой мыслители и ученые обычностремились строить глобальные теории, которые включали в себя суждения очеловеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и омироздании в целом.
Социально-психологическиевоззрения от античных времен до конца Средневековья можно объединить в большуюгруппу концепций, которые Г.Олпорт назвал простыми теориями с“сувереннымфактором”Для них характерна тенденция найти простое объяснение сложнымпроявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то главный,определяющий, суверенный фактор. Здесь следует выделить ряд теорий, увереннымфактором в которых было избрано стремление человека получать как можно большеудовольствия (счастья) и избежать боли(гедонизм).
Основу других простыхтеорий с суверенным фактором составляет так называемая “большая тройка”. Вкачестве суверенных факторов берется положительное начало в виде симпатии илюбви к другим людям и производных от них – подражания и внушения.
Стадия социальногоэмпиризма (19в.). Для обоснования теоретических соображений используют уже непросто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных, собранных покакому-то признаку и как-то обработанных, хотя бы упрощенным способом.
Стадия социальногоанализа(с нач.20в.)означает современный подход, включающий в себя установлениене только внешних связей между явлениями, но и выявление причинныхвзаимозависимостей раскрытие закономерностей, проверку и перепроверкуполучаемых данных, и построение теории с учетом всех требований современнойнауки.[2]
Социальная психология,по мнению амер.социопсихолога С. Серожента, была подготовлена четырьмяшколами:
· школойсоциальной философии (Платон, Монтескье, Гоббс, Локк, Руссо);
· школойсоциальной антропологии (Вундт, Штейнталь);
· школойанглийского эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер и т.д.);
· школой ранней социологии.
Признавая значимостьназванных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя,однако, не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становлениесоциальной психологии, а именно:
-антропологию
-археологию
-этнографию
-общую психологию
-психиатрию
-биологию[1]

2. История отечественной социальнойпсихологии
Выделяют 5 периодов:
1период-60-е годы 19в.- нач.20в.;
2период-20-е годы — первая половина 30-х годов 20в.;
3период-вторая половина30-х – первая половина 50-х годов;
4период-вторая половина50-х – вторая половина 70-х годов 20в.
5период– с 80-х годов 20 века
· Первыйпериод (60-е годы 19в. — нач.20в.)
В этот период развитиероссийской социальной психологии обусловливалось особенностямиобщественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развитияобщественных и естественных наук, особенностями развития общей психологии,спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.
Развитиесоциально-психологических идей происходило главным образом внутри прикладныхпсихологических дисциплин. Обращалось внимание на психологические особенностилюдей, проявляющиеся в их взаимодействии, совместной деятельности и общении.
Основной эмпирическийисточник социальной психологии был вне психологии. Знания о поведении личностив группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, вмедицине, в изучении национальных особенностей поведения, при изученииверований и обычаев. Эти исследования в смежных областях знания, в разныхсферах практики отличали богатство поставленных социально-психологическихвопросов, своеобразие принимаемых решений, уникальностьсоциально-психологического материала, собранного исследованиями, наблюдениями,экспериментами.
Социально-психологическиеидеи в этот период успешно развивались представителями общественных наук,прежде всего социологами. Наиболее разработанная социально-психологическаяконцепция содержится в трудах Н.К.Михайловского. По его мнению,социально-психологическому фактору принадлежит решающая роль в ходеисторического процесса. Законы, действующие в социальной жизни, надо искать всоциальной психологии. Михайловскому принадлежит разработка психологии массовыхсоциальных движений, одной из разновидностей которых являются революционныедвижения.
Действующими силамисоциального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессывозникают при их взаимодействии. Толпа в концепции Н.К. Михайловского выступаеткак самостоятельное социально-психологическое явление.Социально-психологическая проблематика особенно отчетливо проявилась в научныхпредставлениях Н.К.Михайловского о психологических особенностях вожака, героя,о психологии толпы, о механизмах взаимодействия людей в толпе. Исследуяпроблему общения между героем и толпой, межличностное общение людей в толпе, онв качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание, заражение,противопоставление. Главный из них – подражание людей в толпе. Основойподражательности является гипнотизм. В толпе нередко осуществляетсяавтоматическое подражание.
Итоговый вывод Н.К. Михайловскогосостоит в том, что психологическими факторами развития общества являютсяподражание, общественное настроение и социальное поведение.
Особое место впредреволюционной истории развития российской социальной психологии занимаетВ.М. Бехтерев. Свои занятия социальной психологией он начинает в конце 19 века.В 1908 г. публикуется текст его речи на торжественном актовом собранииПетербургской Военно-медицинской академии. Эта речь была посвящена роливнушения в общественной жизни. Социально-психологической является его работа“Личность и условия её развития”(1905). В специальной социально-психологическойработе “Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки”(1911)содержится развернутое изложение его взглядов на сущностьсоциально-психологических явлений, на предмет социальной психологии, методыэтой отрасли знания. Через 10 лет В.М.Бехтерев публикует свой фундаментальныйтруд “Коллективная рефлексология” (1921), который может рассматриваться какпервый в России учебник по социальной психологии. Эта работа явилась логическимразвитием его общепсихологической теории, составлявшей специфическое российскоенаправление психологической науки – рефлексологию. Принципы рефлексологическогообъяснения сущности индивидуальной психологии были распространены на пониманиеколлективной психологии.
Главная заслугаБехтерева заключается в том, что ему принадлежит разработка системысоциально-психологических знаний. Его “коллективная рефлексология” представляетсобой синтетический труд по социальной психологии в России того времени.Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии. Такимпредметом является изучение психологической деятельности собраний и сборищ,составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность какцелое. В.М.Бехтерев выделяет системообразующие признаки коллектива: общностьинтересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий. Органическоевключение личности в общность, в деятельность привело В.М.Бехтерева к пониманиюколлектива как собирательной личности. В качестве социально-психологическихфеноменов В.М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение,коллективные наследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективноесосредоточение и наблюдение, коллективное творчество, согласованныеколлективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторами являются:механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особое место какобъединяющему фактору принадлежит языку. Важным представляется положение В.М. Бехтеревао том, что коллектив как целостное единство представляет собой развивающеесяобразование.
В.М.Бехтереврассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. В его работахсодержится описание большого эмпирического материала, полученного приприменении объективного наблюдения, анкет, опросов. Уникальным являетсявключение эксперимента в социально-психологические методы. Эксперимент,поставленный Бехтеревым вместе с М.В.Ланге, показал, социально-психологическиеявления – общение, совместная деятельность – влияют на формирование процессоввосприятия, представлений, памяти. Этой работой положено началоэкспериментальной социальной психологии в России. Эти исследования послужилиистоком особого направления в отечественной психологии – изучения роли общенияв формировании психических процессов[1].
· Второйпериод (20-е годы — первая половина 30-х годов 20в.)
После Октябрьскойреволюции 1917 года, особенно после завершения гражданской войны, ввосстановительный период, в стране резко возрос интерес к социальнойпсихологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе,оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба,необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинамиразвертывания социально-психологических исследований. Характерной особенностьюэтого периода был поиск своего пути в развитии мировойсоциально-психологической мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами: 1) вдискуссиях с основными школами зарубежной социальной психологии; 2)путемосвоения марксистских идей и применения их к пониманию сутисоциально-психологичеких явлений.
Содержанием поискасвоего пути было создание направления марксистской психологии. Наблюдались дветенденции: 1)критическое отношение к зарубежным социальным психологам иотечественным ученым, воспринявшим ряд их основных идей; 2)тенденция соединениямарксизма с рядом течений зарубежной психологии. Эта “объединительная”тенденция шла как со стороны естественнонаучно-ориентированных ученых, так иученых- обществоведов, философов, правоведов.
Построение марксистскойсоциальной психологии опиралось на солидную материалистическую традицию врусской философии. Особое место в период 20-30-х годов заняли трудыН.И.Бухарина и Г.В. Плеханова. Работы Плеханова, опубликованные до революции,вошли в арсенал психологической науки. Эти произведения были востребованысоциальными психологами, использовались ими для марксистского пониманиясоциально-психологических явлений.
Освоение марксизма в20-30-х годах осуществлялось совместно в социальной и общей психологии.Представителями этих наук обсуждался ряд кардинальных методологических проблем:соотношение социальной и индивидуальной психологии, соотношение социальнойпсихологии и социологии, природа коллектива как основного объекта социальнойпсихологии.
При рассмотрениивопроса о соотношении социальной психологии и индивидуальной психологиисуществовали две точки зрения. Ряд авторов утверждал, что если сущностьчеловека, согласно марксизму, есть совокупность всех общественных отношений, тои вся психология, изучающая людей, есть социальная психология. Никакойсоциальной психологии наряду с общей быть не должно. Противоположную точкузрения представляли взгляды тех, кто утверждал, что должна существовать толькосоциальная психология. Преобладающими становились взгляды, что между социальнойи индивидуальной психологией должно существовать равноправное взаимодействие.
Вопрос овзаимоотношении социальной и индивидуальной психологии трансформировался ввопрос о соотношении экспериментальной и социальной психологии. Особое место вдискуссиях по вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занималГ.И.Челпанов. Он утверждал необходимость самостоятельного существованиясоциальной психологии наряду с индивидуальной психологией, экспериментальной.Социальная психология изучает общественно детерминированные психическиеявления. Она тесно связана с идеологией. Её связь с марксизмом органична. Чтобыэта связь была продуктивной,
Г.И. Челпанов считалнеобходимым иначе осмыслить научное содержание самого марксизма. Позитивноеотношение к включению социальной психологии в систему, реформированную в новыхидеологических условиях, проявлялось и в том, что он предлагал включитьорганизацию исследований по социальной психологии в планнаучно-исследовательской деятельности и впервые поставил вопрос об организацииИнститута социальной психологии.
Одним из основныхнаправлений в социальной психологии 20-30-х годов было исследование проблемыколлективов. Высказывались три точки зрения. С позиции первой коллективявляется механическим агрегатом, простой суммой составляющих его индивидов.Представители второй утверждали, что поведение индивида фатально предопределенообщими задачами и структурой коллектива. Среднее положение между этимипозициями занимали представители третьей точки зрения, согласно которойиндивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с тем коллективу какцелому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
В этот период посуществу был заложен фундамент последующих исследований психологии групп иколлективов в отечественной науке.
Внаучно-организационном становлении социальной психологии в России большоезначение имел 1 Всесоюзный съезд по изучению поведения человека, состоявшийся в 1930 г. Проблемы личности и проблемы социальной психологии и коллективногоповедения были выделены в одно из трех приоритетных направлений обсуждения[1].
· Третийпериод (вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов 20в.)
Во второй половине 30-хгодов ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки отзападной психологии. Резко сократилось число исследований по социальнойпсихологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступилперерыв в развитии российской социальной психологии. Кроме общеполитическойситуации, причины этого перерыва были следующие:
1. Теоретическоеобоснование ненужности социальной психологии.
2. Идеологическаянаправленность западной социальной психологии, расхождение в пониманииобщественных явлений, психологизаторство в социологии вызвали резкую критическуюоценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию,что привело к тому, что социальная психология в Советском союзе попала в разрядлженаука.
3. Однойиз причин перерыва в истории социальной психологии была практическая невостребованностьрезультатов исследований изучение мнений, настроений людей, психологическойатмосферы в обществе были никому не нужны, более того – крайне опасны.
4. Идеологическоедавление на науку нашло своё отражение в Постановлении ЦК ВКП/б/1936 г. “О педологическихизвращениях в системе наркомпросов”. Это постановление закрыло не толькопедологию, но ударило также по психотехнике и социальной психологии.
Период перерыва,начавшийся во второй половине 30-х годов, продолжался до второй половины 50-хгодов. Но и в это время не было полного отсутствия социально-психологическихисследований. Разработкой теории, методологии создавался теоретическийфундамент социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,С.Л. Рубинштейн и др.) В этом отношении важное значение имеют идеи обобщественно-исторической детерминации психических явлений, разработка принципаединства сознания и деятельности и принципа развития.
Основным источником исферой применения социальной психологии в этот период были педагогическиеисследования и педагогическая практика. Центральной темой этого периодаявлялась психология коллектива. Он вошел в историю прежде всего какисследователь коллектива и воспитания личности в коллективе. Ему принадлежитодно из определений коллектива, которое было отправным для разработкисоциально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив,согласно А.С. Макаренко, — это целеустремленный комплекс личностей,организованных, обладающих органами управления. Он выделил основные признакиколлектива и дал новую классификацию коллективов.
Также ему принадлежитразработка вопроса о стадиях развития коллективов. Психология личности занимаетцентральное место в коллективной психологии. Главная теоретическая ипрактическая задача – это изучение личности в коллективе.
Главными проблемами визучении личности выступили взаимоотношения личности в коллективе, определениеперспективных линий в её развитии, становление характера.
В исследовании личностиА.С. Макаренко требовал преодоления созерцательности, применения активныхметодов воспитания. Он составил схему изучения личности, отразившуюся в работе “Методикаорганизации воспитательного процесса”. Стержневая идеясоциально-психологической концепции А.С. Макаренко – единство коллектива иличности. Это определило основание, его практического требования: воспитаниеличности в коллективе посредством коллектива, для коллектива.
Взгляды А.С. Макаренкоразвивались многими исследователями и практиками, освещались в многочисленныхпубликациях. Из психологических работ наиболее последовательно учение околлективе А.С. Макаренко представлено в работах А.Л. Шнирмана.
Локальныесоциально-психологические исследования в разных отраслях науки и практики(педагогической, военной, медицинской, производственной) в 40-50-х годахсохраняли определенную преемственность в истории российской социальнойпсихологии. В конце 50-х годовначался завершающий её этап[1].
· Четвертыйпериод (вторая половина 50-х – вторая половина 70-х годов 20в.)
В этот период сложиласьособая социальная и интеллектуальная ситуация в стране. Для социальнойпсихологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачиформирования всесторонне развитой личности, её активной жизненной позиции.Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования.Психология в 50-х годах отстояла своё право на самостоятельное существование вострых дискуссиях физиологами. В общей психологии социальная психологияполучила надежную опору. Начался период возрождения социальной психологии встране. Социальная психология сформировалась как самостоятельная наука.Критериями этой самостоятельности выступили: осознание представителями этойнауки уровня её развития, состояния её исследований, характеристика места этойнауки в системе других наук, определение предмета и объектов её исследований,выделение и определение основных категорий и понятий, формулирование законов изакономерностей, институционализация науки, подготовка специалистов. Формальноначало периода возрождения связывают с дискуссией по социальной психологии. Этадискуссия началась публикацией статьи А.Г.Ковалёва “О социальной психологии”.Дискуссии продолжались в журналах “Вопросы психологии” и “Вопросы философии”,на втором съезде психологов СССР, на пленарном заседании и на впервые организованнойв рамках Всесоюзных съездов секции по социальной психологии.
В 1968 г. Была опубликована книга “ Проблемы общественной психологии” под ред. В.Н. Колбановского иБ.Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых. В известном смыслезавершающей восстановительный период работой является книга
“Методологическиепроблемы социальной психологии”. Она выступила как итог “коллективного думания”социальных психологов, которое осуществлялось на постоянно действующем вИнституте психологии семинаре по социальной психологии. В книге отраженыосновные проблемы социальной психологии: личность, деятельность, общение,общественные отношения, социальные нормы, ценностные ориентации, большиесоциальные группы, регуляция поведения. Эта книга полностью представленаавторами, входившими в число ведущих социальных психологов страны того периода.
Заключительный этап вистории отечественной социальной психологии ознаменовался разработкой основныхеё проблем. В области методологии социальной психологии социальной психологииплодотворными были концепции Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгина, Е.В. Шороховой. Висследование проблем коллектива большой вклад внесли К.К. Платонов, А.В. Петровский,Л.И. Уманский. Исследования социальной психологии личности связаны с именамиЛ.И. Божович, К.К. Платонова, В.А. Ядова. Исследованию проблем деятельностипосвящены труды Л.П. Буевой, Е.С. Кузьмина. Исследованием социальной психологииобщения занимались А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин.
В 70-х годах завершилосьорганизационное становление социальной психологии. Произошлаинституционализация её как самостоятельной науки. В 1962 г. Организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра социальной психологии там же; в 1972 г. – кафедра в МГУ. В 1966 г. С введением учёных степеней по психологии социальная психология приобрела статусквалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовкаспециалистов по социальной психологии. В научных учреждениях организуютсягруппы, В Институте психологии АН СССР в 1972г. Создан первый в стране секторсоциальной психологии. Публикуются статьи, монографии, сборники. Проблемысоциальной психологии обсуждаются на съездах,конференциях, симпозиумах, совещаниях[1].
· Пятыйпериод (с 80-х годов 20 века)
Он связан ссоциокультурной ситуацией, в которой ученые оказались перед необходимостьюосознания уровня её развития в Беларуси, определения ориентиров дальнейшего еёразвития с учетом отечественных достижений и достижений мировой социальнойпсихологии, доступ к которым с каждый годом увеличивался.
Сохранение естественныхсвязей с отечественной (советской) социальной психологией и всё расширяющийсядоступ к мировой социальной психологией характеризует современную ситуациюразвития этой науки и практики в Беларуси.
Ряд ученых продолжаютразрабатывать социально-психологические проблемы в рамках сложившейся традиции(Я.Л. Коломинский – педагогическая социальная психология, Л.А. Кандыбович –социальная психология личности, Т.В. Сенько и др.).
Другие социальныепсихологи, не отвергая отечественных наработок, стремятся работать в рамкахмировой социальной психологии. Наиболее ярким ученым среди них является ЯнчукВ.А. Он сделал доступными современные представления, накопленные в различныхтеоретических представлениях и школах, представил для заинтересованных лиц вБеларуси историческую ретроспективу становления и развития ведущихсоциально-психологических традиций. Данная работа выполнялась в рамках,разрабатываемого им, интегративно-эклектического подхода[2].
3. Становление современной социальнойпсихологии за рубежом
В широком смыслезападные специалисты определяют социальную психологию как науку, изучающую(взаимо) зависимость поведения людей, определяемую фактором их взаимоотношенийи взаимодействий. Поведенческая взаимозависимость означает, что поведениеиндивида изучается одновременно и как причина, и как результат поведения другихлюдей. Причём другие люди могут быть в реальном контакте с данным индивидом,существовать в его воображении или просто предполагаться конкретной ситуацией.
Современная социальнаяпсихология возникла в начале 20в. Годом её рождения можно считать 1908г., когдабыли опубликованы первые две книги по социальной психологии: “Введение всоциальную психологию” английского психолога У. Макдугалла и работа американскогосоциолога Э. Росса “Социальная психология”.
Начало научнойсоциальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в Европе иФ. Олпорта в США в 20-е годы 20в. Они сформулировали требования превращениясоциальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли ксистематическому экспериментальному изучению социально-психологических явленийв группах. В развитии психологии выделились три школы – психоанализ,бихевиоризм, гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опиратьсясоциальная психология.
До 60-х годовсоциальная психология активно использовала методологию экспериментальнойпсихологии и первоначальная задача “социализации” психологии редуцировалась доизучения влияния управляемого социального окружения на индивидуальноеповедение, что привело к кризису 1960-1970гг. В результате преодоления этого кризисапроизошла либерализация социальной психологии, она освободилась отискусственности лабораторного эксперимента. В последние годы много большевнимания уделяется изучению социального поведения в естественных условиях, атак же изучению социального и культурного контекста с использованием методовнаблюдения и современных корреляционных методик.
Теоретико-методологическоеразвитие западной социальной психологии происходило как в руслеобщепсихологических направлений – бихевиоризма и фрейдизма, так и новыхсобственно социально-психологических школ и направлений – необихевиоризма (Г. Олпорти др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Адлер и др.), теории поля игрупповой динамики (К. Левин, Г. Келли и др.); социометрии (Дж. Морено, Дж. Крисуэли др.); трансактивной психологии(Э. Кентрил, В. Иттельсон и др.);гуманистической психологии( К. Роджерс и др.); когнитивистские теории, а так жеинтеракционизма (Г. Мид, Т. Сарбин и др.), который представляет социологическийисточник в развитии социальной психологии.
Социальная психологиязанимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее активноразрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:
1. процессы актрибуции;
2. групповые процессы;
3. оказание помощи;
4. аттракция и аффилиация;
5. агрессия;
6. преступления;
7. установки и их изучение;
8. социальное познание;
9. социальное развитиеличности(социализация);
10. кросскультурные исследования.
Традиционно социальнаяпсихология разделяется на три или четыре области исследования:
· изучение индивидуального социальногоповедения;
· изучениедиадического социального взаимодействия и процессов общения;
· изучениемалых групп и психологическое изучение социальных проблем.
В изучениииндивидуального социального поведения важны как когнитивные, так и мотивационныефакторы.
Когнитивные факторыизучались в социальной психологии двумя различными путями: как изучение влиянияразличных социальных факторов на процессы восприятия любых объектов и какизучение непосредственного восприятия человека человеком (социальнойперцепции), чему уделялось значительно большее внимание.
Мотивационные аспектыиндивидуального социального поведения более часто изучались в связи спроцессами диадического взаимодействия. Анализ повседневных взаимодействийвскрывает две базовые переменные: переменную доминирования, статуса или властив противовес подчиненному поведению и переменную положительного социальногоповедения (аттракция, привязанность, любовь, оказание помощи) в противовеснегативному социальному поведению (агрессия)[1].

Заключение
Социальная психологияродилась на перекрестке двух наук – психологии и социологии.
Выделяют три основныестадии в эволюции социальной психологии:
1. Стадиясоциальной философии (6в. до н.э. – до19в.)
2. Стадия социального эмпиризма (19в.)
3. Стадиясоциального анализа (с нач.20в.)
Традиционным быломнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке.Историко-психологическик исследования показали, что отечественная социальнаяпсихология имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной иотечественной психологии происходило как бы параллельно.
Отечественнаясоциальная психология возникла на рубеже 19- 20 веков. Путь её становленияимеет ряд стадий: зарождение её в общественных и естественных науках, отделениеот родительских дисциплин (социологии и психологии), возникновение и развитиеэкспериментальной социальной психологии.
История отечественнойсоциальной психологии имеет 5 периодов:
1период-60-е годы 19в.- нач.20в.;
2период-20-е годы — первая половина 30-х годов 20в.;
3период-вторая половина30-х – первая половина 50-х годов;
4период-вторая половина50-х – вторая половина 70-х годов 20в.
5период – с 80-х годов20 века
Годом рождениясоциальной психологии принято считать 1908 год., когда были опубликованы первыедве книги по социальной психологии: “Введение в социальную психологию”английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса“Социальная психология”.
Становление научнойсоциальной психологии на Западе связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпортав США в 20-е годы 20в.

Список используемой литературы
1. Социальнаяпсихология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлёв.-М.: ПЭР СЭ,2002.
2. Социальнаяпсихология: УМК / авт.-сост. Л.Н. Лесив-Иванова.-МН.: ФУСТ БГУ,2003.
3. Социальнаяпсихология: Курс лекций. — М.: ИНФРА – М., Новосибирск: НГАЭиУ,1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.