ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек напротяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода.Люди хотят чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Людипереживают неудачу и готовы обвинить окружающих в том, что они не смоглидостичь желаемой цели. А окружающие – будь то родственники или те, с кем людивместе работают, полагают, что они сами виноваты в собственной неудаче. Либоцель была ими неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбранынеудачно, либо они не смогли правильно оценить сложившуюся ситуацию иобстоятельства им помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенноперерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности,социально-психологического напряжения и конфликта. И тогда человек задаетсявопросом: как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либоспециальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположениеокружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращатьвнимания на то, как к вам относятся другие? Этим объясняется актуальностьвыбранной темы.
Целью данной работыявляется исследование конфликтов в коллективе и поиск способов сниженияконфликтных ситуаций.
Часто конфликт возникаеткак результат целого комплекса противоречий: этнических, религиозных,политических, психологических, экономических и т.д. Несмотря на разнообразиеконфликтов, в их природе есть общие черты. Поэтому конфликтология как все ещемолодая наука движется по пути к общему научному подходу в понимании, анализе иурегулировании конфликтных ситуаций.
В настоящей работесделана попытка рассмотреть понятие конфликта, его динамику и способыразрешения конфликтов в трудовом коллективе.
ГЛАВА 1.ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА.
1.1. ИСТОРИЯКОНФЛИКТОЛОГИИ
Традиции накопленияконфликтологических идей имеют многовековую историю. Первые целостные концепцииконфликта появились на рубеже IX-XX веков, однако, и в предшествующиестолетия лучшие умы человечества предлагали свое видение природы этогофеномена, путей предотвращения и разрешения конфликтов. Идеи согласия иконфликта, мира и насилия всегда были одними из центральных в различныхрелигиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в значительномчисле произведений культуры и искусства. Обыденное создание также являетсяисточником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разногоуровня.
Появившись с первымичеловеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления идлительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельныегениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Современем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становилисьих физические, экономические и социальные последствия. Не оставалось неизменными отношение к ним общественной мысли.
Античная эпоха оставиланам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода. ВСредние века и Новое время были предприняты попытки осмыслить сущность этогоявления. Целая плеяда мыслителей-гуманистов высказывала свои представления оконфликтах, пагубности их роли в развитии человечества, об устранении войн изжизни общества и установлении вечного мира.
Первые, дошедшие до насисследования рассматриваемой проблемы относятся к VII-VIвекам до н.э. Китайские мыслители того времени писали, что источник развитиявсего существующего – во взаимоотношениях, присущих материи положительных (янь)и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве иприводящих к конфронтации их носителей.
К этому периоду относятсяпервые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война.Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон (около 428-348 гг.до н.э.) рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал«золотой век», когда «люди любили друг друга и относились друг к другудоброжелательно». Тем не менее, в «идеальном государстве» Платона имеютсявоины, готовые выступить в поход в любое время.
Гераклиту противоречил иГеродот (около 490-425 гг. до н.э.). Он утверждал, что «никто настолько небезрассуден, чтобы предпочесть войну миру. Ведь во время войны отцы хоронятдетей, во время же мира – дети отцов». Филосов-материалист Эпикур (341-270 гг.до н.э.) также считал, что негативные последствия столкновений вынудят когда-толюдей жить в условиях мира.
Одну из первых попыток вСредние века систематического анализа социальных конфликтов предпринял флорентийскийтеоретик и государственный деятель Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Ценностьего концепции заключается в отходе от господствовавших тогда божественныхвзглядов на источники общественного развития. Великий теоретик средневековьясчитал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввидукорыстной природы человека, стремления различных групп постоянному инеограниченному обогащению. Н.Макиавелли одним из источников конфликта считалзнать, сосредотачивающую в своих руках всю полноту государственной власти. Онотрицательно относился к дворянству. Тем не менее, Макиавелли видел вконфликтах не только разрушительную, но и созидательную функцию, котораязаключалась в том, что для того, чтобы уменьшить негативную роль конфликта,нужно правильно воздействовать на него. Выполнять эту миссию призваногосударство, считал мыслитель.
Эрази Роттердамский(1469-1536 гг.) считал, что «война сладка для тех, кто ее не знает» и указывална наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается,подобно цепной реакции, вовлекая в орбиту своего влияния все новые слоинаселения и страны.
Томас Гоббс (1599-1679гг.) обосновал в «Левиафане» концепцию «войны против всех» как естественного состояния.Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству, которое приводит квозникновению у людей одинаковых надежд, желание завладеть теми же объектами,необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращаетлюдей во врагов, порождает соперничество, недоверие и честолюбие.
Впервые конфликт какмногоуровневое социальное явление был изучен в работе Адама Смита (1723-1790гг.) «Исследования о природе и причинах богатства народа». По его мнению, воснове конфликта лежит деление общества на классы (капиталисты, земельныесобственники, наемные рабочие) и экономическое соперничество. Противоборствомежду классами Смит рассматривал как источник поступательного развитияобщества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благочеловечества.
Проблема борьбы засуществование занимала центральное место в учении английского биолога ЧарльзаДарвина (1809-1902 гг.) содержание его теории биологической эволюции изложено вкниге «происхождение видов путем естественного отбора, или сохранениеблагоприятствующих пород в борьбе за жизнь», изданной в 1859г. Главная идеяэтой работы сформулирована в самом названии – развитие живой природыосуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что и составляетестественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч.Дарвина получили развитие в некоторых социологических ипсихологических теориях конфликта.
Таким образом, с древнихвремен до наших дней сталкиваются между собой две точки зрения на проблемуконфликта.
Первая точка зрениявосходит к древнегреческой философии (Аристотель и Платон): конфликт –противоборство, зло, отношения между людьми должны быть бесконфликтными. Правои справедливость заложены во всех людях от природы.
Другая точка зрения принадлежитТомасу Гоббсу, который полагает, что общество – это «война всех против всех».Он считает, что «природа создала людей равными в отношении физических иумственных способностей». Но это равенство людей от природы само по себе неесть благо.
В наше время взгляд наконфликты мало изменился. Нужно только отметить, что эта проблема сейчас, хотьи выделенная в самостоятельную науку (конфликтологию), все же остается введомстве социологии, науке об обществе, а также примыкает к отраслипсихологического знания. В современной жизни конфликты определяются какнормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом –задача многих наук. Становится очевидным, что общество, отдельные гражданебудут добиваться более эффективных результатов в своих действиях, если нестанут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а последуютопределенным правилам, направленным на регулирование конфликтов и защиту отних.
1.2. СУЩНОСТЬ,СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
Конфликт (от лат. «conflictus» — столкновение) – есть форма выражения противоречия.В теории конфликтов (конфликтологии) принято описывать конфликт как борьбу сцелью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба, как психическоенапряжение и антагоническую враждебность, как достижение своих целей за счетподавления противоположных им.[1]
Конфликт анализируется сточки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, явного или скрытогосоперничества. В конфликте принято выделять, по меньшей мере, двух участников,действия которых считаются взаимоисключающими. С учетом этого можно сделатьследующих два рабочих определения:
1) Конфликт – этовзаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели иреализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого).
Субъектами конфликтамогут быть индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью.На этой основе можно различать персональные (индивидуальные) и коллективныесубъекты конфликтов.
2) Конфликт – этостолкновение противоположных тенденций, намерений, целей, позиций, ценностей,мнений или взглядов тех или иных субъектов взаимодействия.
В этом определении акцентсделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, авопрос методов воздействия остается неизвестным.
Несколько позднее былапредложена формула, дополняющая выше названное определение:
КОНФЛИКТ=КОНФЛИКТНАЯСИТУАЦИЯ +ИНЦИДЕНТ