Введение
Одной из актуальных задач в методике преподавания психологии является переход на инновационный путь развития. Для осуществления инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие методами, средствами и формами управления инновационными процессами. Переход государства на инновационный путь развития нельзя осуществить без нововведений в области образования и воспитания.
В настоящее время проблема инновационных поисков в образовательном процессе приобрела особую актуальность. Глобальные образовательные тенденции, получившие название «мегатенденций», характеризуются, прежде всего, такими чертами, как: массовость и непрерывность образования; ориентация обучения на личность обучаемого; развитие креативности и умения генерировать новшества; активное освоение человеком способов познавательной деятельности и др. [4, с.3].
Нынешние проблемы диктуют новые требования ко всем формам образования. Чтобы ответить на вопрос, как на практике обеспечить инновационность высшего образования, в частности психологов, необходимо выделить главное звено в этом процессе. В системе образования такой комплексной проблемой является качество образования, под которым следует понимать соответствие тем задачам, которые ставятся перед специалистами в той или иной области и перед страной в целом. Качество образования призвано обеспечивать формирование социально активной и профессионально востребованной личности, способной самостоятельно познавать мир, вступая с ним в активный диалог.
Объектом изучения в курсовой работе являются инновационные технологии в преподавании психологии.
Предметом изучения является влияние использования инновационных технологий в процессе преподавания психологии на уровень обучения.
Целью данной курсовой работы было рассмотреть использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
— рассмотрение методов и форм активного обучения, используемых в преподавании психологии;
— изучение инновационных образовательных технологий как форм активного обучения;
— результат применения инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии.
В процессе написания курсовой работы была изучена учебная литература по предметам «Методика преподавания психологии», «Общая психология», «Педагогическая психология», а так же изучена практическая деятельность психологов – педагогов в области применения инновационных технологий.
Курсовая работа состоит из введения, трех теоретических вопросов, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем составил 29 страниц.
Методы и формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Говоря об активных методах обучения, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д.
Управление обучения происходит по средствам организации всей учебной ситуации, в которой находятся участники педагогического взаимодействия. В.Я. Ляудис выделяет четыре наиболее значимых фактора учебной ситуации:
1. Объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализированное в цепях его усвоения.
2. Система учебных взаимодействий обучаемых с преподавателем и взаимодействий между самими обучаемыми.
3. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания учебных предметов, а также усвоение обобщенных способов учебной деятельности.
4. Динамика взаимосвязи указанных переменных на протяжении всего процесса усвоения [10, c.64].
Под учебно-воспитательной ситуацией следует понимать тот или иной тип взаимосвязи, соотнесения всех указанных выше переменных в динамике их развития в учебном процессе. Данная ситуация и выступает единицей управляющих воздействий педагога, реализуемых с помощью того или иного метода обучения.
При разработке методов обучения психологии следует учитывать тот факт, что студент, который служит объектом воздействия преподавателя, является одновременно и субъектом, т. е. личностью, от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии с воздействием преподавателя. Если преподаватель не вызовет у обучающихся цели, адекватной его цели, то акт обучения состояться не сможет и метод воздействия не достигнет искомого результата. При этом цель обучающегося не должна совпадать с целью педагога, она должна только соответствовать ей.
Преподавание психологии опирается, прежде всего, на известные в мировой педагогической практике методы обучения. Рассмотрим их более подробно.
Методы словесного обучения относятся к числу наиболее распространенных во всех системах обучения. Устное изложение знаний преподавателем является мощным средством, направляющим познавательную и практическую деятельность обучающегося. Преподаватель не только передает знания, но и формирует интерес к предмету, обучает анализу и обобщению фактов, умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного обучения, применяемые в преподавании психологии: рассказ, беседа, объяснение.
Рассказ используется для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть, в свою очередь. проведено другими методами, а также для резюмирования по определенной теме. Ценность рассказа и его главные характеристики заключаются в том, что изложение ведется по четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально.
Беседа применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний. Предметом беседы являются как наблюдения за феноменами психологической культуры. так и вопросы, требующие уточнения или подробного выяснения. В процессе беседы выявляется имеющийся у учащихся объем знаний. проверяется прочность и сознательность усвоения учебного материала. развивается самостоятельность суждений.
Объяснение — важный метод сообщения новых знаний, суть которого в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы, кратком раскрытии плана и цели ее изучения и используется прежде, чем учитель переходит к рассказу по новой теме, или в процессе работы с новым учебным материалом.
Ценность применения проблемного метода обучения определяется тем, что здесь обучаемые вместе с педагогом ставят и решают учебную проблему. Основной путь постановки учебной проблемы — создание проблемной ситуации, признаком которой является переживание, а содержанием — противоречие. Благодаря проблемным и информационным вопросам, а также гибкому обсуждению удается раскрывать сложнейшие темы, такие как «Образ «Я», «Установка», «Творчество».
Организацию проблемного обучения рекомендуется вести не столько путем ознакомления с историей возникновения научной проблемы, лабораторией научного поиска, анализом и оценкой научных, сколько при помощи создания реальных проблемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач. Основными приемами в данном случае являются проблемные вопросы и эвристическая беседа.
Применение метода семантического погружения при обучении психологии связано с тем, что некоторые психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически. Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми для психологии и ни один психологический феномен практически невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные многоуровневые понятия, как «мотивация», «рефлексия» и др. Сразу их не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему не дается дефиниция.
Понятие, приобретая контекстное звучание, оказывается встроенным в определенную систему знаний. Потом, когда оно усвоено настолько, что при объяснении феномена обучающийся вынужден им пользоваться и у него уже появилась потребность его сформулировать, понятие можно раскрывать и определять. Скорее, это уже формулировка для запоминания, удобства изложения мысли и дальнейшего использования. Поскольку это фундаментальные понятия, то их значимость будет увеличиваться пропорционально количеству получаемых знаний о психологических феноменах.
Метод проектов заключается в том, что преподаватель выстраивает программу личностного развития учащегося совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса. Для его выявления рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий предлагается написать сочинение на тему «Самое-самое». После того как учащиеся сдадут сочинение преподавателю, вступить с ними в личный разговор, служащий как бы продолжением этого сочинения. Таким образом, в большинстве случаев обнаруживается личностно значимый интерес учащегося, актуальный для него на данный момент времени. Сферой исследования может быть любая психологическая или педагогическая проблема (запланированная или незапланированная), а также сфера исследовательских интересов преподавателя.
Метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и психологического исследования, дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации. Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний человека и психологических свойств личности, развитием психики в онтогенезе — это источник спонтанного формирования психологической культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях.
Методы экспериментальной и дифференциальной психологии можно использовать в качестве ключа к самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности, творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени развитию систематического научного мышления, как экспериментальный метод проверки и доказательства. При изучении психологии все указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно применять методики по исследованию индивидуальных вариаций чувствительности, особенностей внимания, типов памяти, видов мыслительных операций и др. Эти методики логично входят в содержание Программы учебного курса [10, c.20].
Методическое обеспечение современного учебного курса «Психология» опирается на лучшие традиции преподавания психологии, заложенные в работах русских психологов дореволюционного и советского периодов. Особую ценность представляли следующие идеи:
о философских основах курса психологии;
соответствии методов преподавания психологии как учебного предмета, специфике предмета психологии как науки;
построении целостной картины мира учащимися на основе полученных ими психологических знаний;
возможности использования методов науки в качестве методов обучения.
В итоге, в практику преподавания психологии предлагается ввести методы обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития личности. Некоторые из этой группы методов уже адаптированы или модифицированы авторами Программы к условиям обучения и успешно применяются на практике. К ним относятся:
активные групповые методы социального тренинга: дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора); дидактические игры (поведенческое научение, интонационно-речевой тренинг, видеотренинг): творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осознания коммуникативного поведения); сензитивный тренинг (тренировка самопонимания., межличностной чувствительности и эмпатии);
метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и другие виды творчества);
методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки):
метод экспрессии.
Таким образом при работе с каждым из предлагаемых методов важно понимание педагогом того, что через их совместную деятельность с обучающимися они приобретают и «присваивают» психологическое знание. Учащийся и педагог вместе «ищут» его, вместе участвуют в процессе. Понятно, что преподаватель в данном случае является проводником, ведущим, создает ситуацию, условия, дает символы, информацию. Но при этом и педагог, и обучаемый вместе приходят к какому-то новому пониманию феноменов окружающего мира, изменяют в своем мировоззрении картину мира и, следовательно, изменяют отношение к ней.
2. Инновационные образовательные технологии как фактор повышения уровня преподавания
Обновление содержания образования, выработка новых технологий обучения позволяют решать такие важнейшие задачи профессионального обучения, как приобретение глубоких и разносторонних знаний; развитие аналитических способностей и критического мышления будущих специалистов; формирование способности оперативно и эффективно решать возникающие профессиональные проблемы; развитие чувства ответственности за свои действия; развитие самоанализа и осознание собственных возможностей; пробуждение творческих способностей, инициативы, воображения; развитие коммуникабельности; формирование глобального видения мира [11, с.13].
В этой связи неоспоримость использования инноваций как основы достижения вышеназванных целей и решения указанных задач, а также стратегического конкурентного преимущества учебного заведения не требует особых доказательств.
Современный этап развития системы образования во всем мире предполагает стремление выйти за рамки традиционного обучения, осмыслить и освоить подходы к учебному процессу, выработанные в педагогической теории и практике. На протяжении последних десятилетий проводятся исследования по созданию системы обучения с гарантированной высокой результативностью, которая предполагает разработку и внедрение в практику инновационных обучающих технологий: личностно-ориентированного, диалогового, модульного, рефлексивно-творческого, информационно-компьютерного обучения и др. [2, с.9].
Под педагогическими инновациями подразумеваются перспективные нововведения в сфере образования, положительно влияющие на его развитие.
Под обучающей технологией понимается учебный процесс, зафиксированный в виде определенного алгоритма учебных действий и операций, направленных на достижение планируемых результатов обучения на основе комплекса конкретных моделей обучения и диагностики реализации поставленных целей на каждом этапе обучения.
Технологический аспект обучения представляет собой проектирование процесса обучения и предполагает:
– обеспечение технологии взаимодействия субъектов учебного процесса, определение алгоритма обучения и механизма перехода из одного уровня в другой в рамках данного алгоритма;
– определение дидактической технологии на каждом из уровней, ее направленности и общего содержания.
Технология обучения – это процессуальная категория, которая включает в себя нормативно зафиксированные звенья и последовательность их прохождения, то есть алгоритм обучения. В этом и состоит логика технологии учебного процесса.
В настоящее время выявлен ряд требований, предъявляемых к обучающим технологиям, предназначенных для развития творческих способностей студентов. Выполнение данных требований позволит инновационным технологиям приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обучения студентов.
Во-первых, должны быть тщательно разработаны технологические процедуры в границах той или иной образовательной технологии. Обучающая технология должна содержать определенное количество конкретных дидактических модулей. В рамках каждого дидактического модуля необходимо предусмотреть методический инструментарий. В него входят: технологическая карта (проект учебного процесса по учебным темам изучаемой дисциплины в целом), диагностический инструментарий для замера результатов реализации технологии в конкретном дидактическом модуле и проведение объективного контроля (прежде всего тестового) за качеством усвоения студентами знаний и образцов учебной деятельности. По результатам диагностики устанавливается факт направленности и содержания коррекции в учебной деятельности студентов. Во-вторых, каждая инновация в виде новой обучающей технологии должна пройти экспертизу с позиций личностно-ориентированного подхода к обучению и эффективности в достижении поставленных учебных целей в соответствии с учебной программой. Процесс обучения на основе инновационных технологий предполагает организацию совместной деятельности студента и преподавателя и носит характер партнерства. Педагог по отношению к студентам занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, выступает в роли соучастника учебного процесса. Такого рода педагогическое общение дает возможность ставить себя на место другого человека, понимать его, сопереживать, сочувствовать, содействовать ему. Кроме того, умение педагога создавать дидактические условия для того, чтобы студент находился в позиции исследователя, был включен в полноценное общение, развивает творческие способности обучаемого. В свою очередь это всегда предполагает способность педагога самому занимать такую позицию [11, с.14].
В-третьих, необходимо, чтобы разрабатываемые инновационные технологии обучения были ориентированы на использование практического опыта, что существенно отличает их от традиционных способов обучения, базирующихся на лекционной форме подачи материала. Именно поэтому нередко наблюдаются элементы антагонизма между обучением и профессиональной деятельностью. Для того чтобы избежать этого, в инновационных обучающих технологиях следует предусмотреть возможности сближения обучения с будущей практической, профессиональной деятельностью студента, чему способствует обучение на базе производственной ситуации, вовлечение в учебный процесс практического опыта студентов. В свою очередь это предполагает наличие процесса размышления, в ходе которого идеи, умения, представления и ценности, ориентированные на собственную практику, подтверждаются, отвергаются или модифицируются. Ориентация на практику способствует формированию умения использовать теоретические модели в будущей профессиональной деятельности. Лекционный же метод передачи знаний не предоставляет реальной возможности по ходу лекции соотносить свой опыт с теоретическими концепциями, поскольку опыт индивидуален, а темп лекции ориентирован на среднего слушателя.
В-четвертых, следует учитывать, что будущее в системе образования принадлежит очно-дистанционной форме обучения. В связи с этим при разработке технологий обучения для системы высшего образования целесообразно предусмотреть использование компьютерных вариантов в алгоритме обучения и контроля знаний, умений и навыков студентов; комплекта интерактивных учебных материалов (автономный обучающий комплекс, включающий в себя учебники в компьютерном варианте, аудио- и видеокассеты, компьютерные обучающие программы и инструкции по их изучению). Получение знаний в очно-дистанционном обучении преимущественно происходит за счет изучения комплекта интерактивных учебных материалов.
Серия вопросов в учебных материалах активизирует студента на систематизацию и переосмысление личного практического опыта, установление соотношения между ним и изучаемыми концепциями, самопроверку усвоения программ, осознание взаимосвязей между различными элементами курса и выстраивание их в единую картину. Самостоятельные занятия дают студенту возможность гибко использовать свое свободное время и заниматься тогда, когда ему удобно, а не в отведенные часы. С другой стороны, в этом случае значительно возрастают требования к уровню его самоорганизации.
В-пятых, технология обучения предполагает наличие обратной связи (прежде всего индивидуальной), активизацию работы студентов. Инновационные обучающие технологии должны строиться на использовании наиболее активных методов обучения, позволяющих экономно расходовать время студента, таких, как проблемные методы обучения, групповые дискуссии, работа с интерактивными учебными материалами, деловые, имитационные, моделирующие игры, тренинги, «мозговые штурмы» и т.д.
Блок психолого-педагогических дисциплин позволяет создать условия для реализации деятельности, направленной на нестереотипное, оригинальное разрешение возникающих перед студентами задач в процессе достижения увлекательных и социально значимых целей. Лекции включают исходную теоретическую информацию по рассматриваемым проблемам. Практические занятия помогают раскрыть проблему. Применение инновационных технологий обучения, в том числе и игровых технологий, способствует получению практических навыков для осуществления будущей профессиональной деятельности: умения управлять общением на основе деловой этики, организовать отношения сотрудничества и сотворчества, реализовать объективные и субъективные условия в коллективной творческой деятельности.
При обучении студентов с помощью инновационных обучающих технологий важен как статус учебного заведения, так и квалификация преподавателей. Большинство учебных программ создается самими преподавателями вуза. Это подразумевает наличие ученой степени, а также практического опыта: имеют ли преподаватели опыт работы в той сфере профессиональной деятельности или бизнесе. В противном случае студент вместо желаемого образования, то есть перехода на качественно новую ступень, получит лишь объем определенных теоретических знаний.
Инновационная обучающая технология реализуется в процессе проектирования авторской рабочей технологии преподавателя, осуществляется с учетом его реальных возможностей, личного профессионального опыта, интуиции и творчества.
Инновационная обучающая технология выступает в качестве инструмента методического обеспечения учебного процесса, его предварительного проектирования; объединяет в единое целое различные дидактические средства, подчиняя их конкретным целям обучения; стимулирует эвристическую и исследовательскую деятельность обучаемых, развитие творческого потенциала педагога и студента, разработку инновационных идей; предусматривает организационные формы обучения, а также систему контроля за результатом обучения и его оценивания (в том числе метод тестирования и рейтинговая система оценки знаний студентов); способствует реализации образовательного стандарта, поскольку направлена на достижение целей обучения, формирование знаний, умений и навыков, содержащихся в образовательном стандарте.
Таким образом, внедряемые инновационные технологии не всегда имеют адекватное психолого-педагогическое обоснование их целесообразности, раскрытия условий внедрения и методов контроля результативности. Нередко в системе образования под видом инноваций внедряются не проверенные практикой идеи и новшества. При внедрении инновационных технологий в практику высшей школы необходимо учитывать разумное соотношение стандартизации и инновационных процессов, касающихся учебных программ и содержания учебных дисциплин. В свою очередь при разработке госстандарта необходимо предусматривать возможность обновления критериев и характера знаний в соответствии с требованиями жизни. Стандартизация не исключает, а наоборот, предполагает поиск инновационных подходов к обучению.
Применение инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии
Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным. Современные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием преподоваемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу. Преподавание психологии требует организации такого обучения, которое бы обеспечило естественный переход с ведущей учебной деятельности на профессиональную с соответствующей трансформацией мотивов, средств, способов и результатов деятельности. Этого можно добиться лишь при реализации принципа профессиональной ориентации всех компонентов обучения, что дает возможность будущему психологу совершенствовать свою профессиональную компетентность, учиться занимать активную позицию, формируя профессионально востребованные личные качества.
Наиболее эффективным путем решения задач, возникающих в процессе профессиональной ориентации студентов, является использование системы методов проблемного обучения, важнейшей функцией которого при изучении психологии выступает максимальное развитие мыслительной деятельности и творческих способностей. В силу свой специфики мыслительная деятельность всегда носит причинно-следственный характер, стремясь к глубокому проникновению в сущность предметов и явлений.
Проблемное обучение – организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он учится мыслить и творчески усваивать знания [15, с.95]. Использование способов и приемов проблемного обучения ставит студента в такие условия, когда ему самому необходимо применять имеющийся у него запас психологических навыков и умений, проявлять творчество, выбирая способ разрешения проблемной ситуации. Общим условием успешности реализации проблемного обучения выступает высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в создании таких проблемных психологических ситуаций, которые бы соответствовали познавательным возможностям каждого из студентов.
Проблемный подход в преподавании психологии позволяет:
– посредством проблемных заданий, основанных на использовании СМИ и Интернета, существенно увеличить объем усвоения знаний об умственной деятельности и психологии;
– используя накопленный материал по теме, обучить студентов выбору, аргументации, классификации, систематизации, интерпретации отдельных фактов, суждений, явлений и т.д.;
– применяя интерактивные методы, ролевые, деловые игры, обучить студентов умению и эффективным приемам взаимодействия с коллегами;
– применяя проблемные ситуации в малых группах, увеличить долю непосредственного общения по вопросам психологии, поощрять смыслотворчество, заменять традиционный процесс трансляции знаний усвоением механизма их приобретения [7, с.11].
Использование методов и форм проблемного обучении способствует интеграции учебного и научно-исследовательского процессов по всей канве профессиональной подготовки студентов. Научно-исследовательская работа по всем предметам, в том числе и по психологии, является сильнейшим катализатором интеллектуального потенциала обучаемых, позволяющим повысить их познавательную самостоятельность. Практика доказывает, что наилучший эффект в организации научно-исследовательской работы по психологии дает формирование групп, ведущих исследование на междисциплинарной основе с широким применением психологических терминов. При этом преподаватель должен максимально использовать интерес будущих специалистов к проблеме, поскольку студент прилагает все усилия к выполнению исследовательской работы только в том случае, если сумеет проникнуться ее целью и содержанием и найдет их профессионально значимыми для своей будущей профессиональной деятельности. Научному руководителю необходимо, прежде всего, правильно оценить уровень компетентности студента по исследуемой проблеме, разработать план работы и далее своевременно диагностировать и предупреждать возможные ошибки, влекущие снижение эффективности НИРС.
Однако, опираясь на профессионально ориентированный проблемный подход, следует иметь в виду, что осуществить все обучение психологии в вузе лишь с помощью проблемных ситуаций невозможно. Необходимо дифференцированное обучение, поскольку в некоторых случаях ориентация студентов только на решение проблемных ситуаций связана с большими трудностями и неоправданными затратами учебного времени. Это особенно касается студентов первого курса, которые слабо управляемы при организации сочетания коллективного творчества и индивидуальной работы. Поэтому пользоваться технологиями проблемного обучения следует осторожно, хотя и постоянно, чтобы у студентов развивался и накапливался навык решения проблемных ситуаций, обеспечивающий формирование творческой личности.
Сегодня в инновационное образование все шире внедряются такие учебные технологии, как компьютер, цифровой проектор, интерактивная доска и т.д. Наиболее распространенной компьютерной технологией, используемой в сфере обучения психологии, становится Интернет. Основным его преимуществом в качестве средства обучения является многофункциональность.
Как информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразие информационных ресурсов. Его базовый набор услуг может включать в себя электронную почту, возможность публикации собственной информации, доступ к справочным каталогам, поисковым системам, разговор в сети. Интернет позволяет получать самую актуальную информацию о последних событиях в мире. Регулярное использование Интернета развивает самостоятельность студентов, формируя навыки самообразования и самосовершенствования. Он помогает решить наиболее важную задачу, стоящую перед преподавателем, – найти оптимальные пути подведения студентов к постепенно возрастающей самостоятельности.
Формирование инновационной модели образования невозможно без эффективной самостоятельной управляемой работы студентов (СУРС). Помимо использования традиционных форм СУРС – написания рефератов, эссе, составления аннотированного списка литературы и т.д. – представляется важным на современном этапе создать отношения партнерства в СУРС, основанные на регулярной связи и системе быстрого реагирования. Важно знать мнение студентов об эффективности СУРС. Совершенно очевидно, что успех в организации СУРС может обеспечить только личностно-ориентированный подход, учитывающий отношение студента к учебе, его познавательную активность, ценностные ориентации, а также уровень самостоятельности [12, с.6].
Для студентов с низким уровнем самостоятельности можно предлагать задания для усвоения фактического материала, создания наглядных пособий и раздаточного материала по изучаемой теме.
Студенты со средним уровнем самостоятельности справляются с расширением и углублением психологической информации; у них вызывает интерес ассистирование преподавателю и рецензирование работ сокурсников.
Студенты с высоким уровнем самостоятельности отдают предпочтение творческим заданиям, написаниям сценариев ролевых психологических игр, иных психологических мероприятий [5, с. 88].
Еще одним методом инновационных технологий является мультимедиа. Дословный перевод слова multimedia не слишком благозвучен – многосредность или множество сред. Под средой здесь понимается звук, видео, текст и любые другие данные. Под мультимедиа понимается комплекс и программных средств, позволяющих применять персональный компьютер для работы не только с текстом, но и со звуком, графиком, анимацией, а также видео. Мультимедиа позволяет использовать компьютер новым способом, превращая его, например, в удобный инструмент для работы с базами данных громадных размеров, содержащих не только текстовые данные, но и звук, высококачественные изображения и видеофильмы.
Необходимо учесть, что уровень и качество работы с соответствующими программными продуктами зависят от выполнения весьма высоких требований к быстродействию и объему памяти компьютера, звуковым характеристикам и наличию дополнительного оборудования, в частности CD-ROM. Мультимедиа программы – это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для их разработки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.
Использование мультимедиа в процессе преподавания психологии дает возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на обучающегося и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. Современный мультимедийный комплекс сродни мощному оружию: использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого обучающегося, насытить лекцию разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает преподавание на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль тут принадлежит, конечно, визуальным материалам – фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п.
Однако анализ известных медиапродуктов показывает, что их разработчики не совсем ясно представляют себе специфику создаваемого продукта. По сути, они создают тот же текстовый учебник, только ярче и разнообразнее иллюстрированный. Причем учебник традиционный – тот самый, в основе которого лежит обыкновенный текст. И что самое печальное – с набором уже готовых клише и выводов. Визуальный (а также музыкальный, видео и т.п.) материал, как и в традиционном учебнике, играет всего иллюстративную. И как в обычном учебнике далеко не всегда этот материал является действительно «привязанным» к тексту [6, с.123].
На наш взгляд, нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально использовать именно их. А главное преимущество – возможность создавать яркие запоминающиеся образы, а так же возможность сравнивать и сопоставлять их.
В настоящее время преобладают три основных способа использования мультимедиа:
1. Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ преподавателя. Ученики на первых порах заворожено следят за меняющимися по мановению руки учителя «картинками», часто при этом «забывая» воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае, этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие «картинок» тоже притупляется.
2. Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «картинками». В общем, более или менее полно используются возможности программного обеспечения.
3. Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации преподавателя. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ, должны отличаться определенной «символичностью». Но самое главное в таком подходе – высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность обучаемых, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию [6, с.123].
Легко заметить, что в любом случае использование мультимедиа не вносит в педагогическо-психологическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией преподавателя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его расширяются. Вопрос состоит в том, какая стратегия их трех описанных более предпочтительна, более полно позволяет использовать эти самые технические возможности.
Любой урок имеет двух субъектов – педагога и учащихся. Мультимедиа третьим субъектом стать все же не могут. Но мультимедиа позволяют увеличить время самостоятельной работы обучаемых, интенсифицировать ее. Более того, они дают возможность заставить работать каждого из них. Даже при очень отличающихся уровнях их индивидуальной готовности. Каждый сможет видеть, слышать, анализировать – пусть и на своем уровне, пусть и не всегда вербализируя результаты этой работы. То есть уровень индивидуализации обучения значительно возрастает. Но для этого урок должен быть действительно интерактивным. И на это должен работать, прежде всего, подбор материала и методическая его обработка.
Опыт педагогов-психологов показывает, что максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий:
– визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;
– материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;
– всегда предпочтительнее мультиперспективный подход – представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.;
– всегда избегать готовых выводов;
– всегда хороши «личностные» материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные;
– лучше сочетать различные виды материалов – фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.
– чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов – тем лучше результат;
– материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, своеобразный стержень, на который он нанизывается, но эта внутренняя логика построения его вовсе не обязательно совпадает с логикой учебника и программы: материал должен быть методически обработан – поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п., а так же максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания [6, с.124].
Таким образом, использование инновационных технологий в преподавании психологии значительно увеличит возможности преподавания, сделает гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие психологии вообще. Они дает прекрасную возможность почувствовать «вкус предмета и науки». Это достигается широким использованием аутентичных материалов, прежде всего визуальных (фото, плакаты, диаграммы и т.п.). А с помощью мультимедийного урока с использованием интерактивных технологий. Можно организовать выпуск не только традиционных медиапродуктов, но и сборников разнообразных материалов, которые позволяли бы преподавателю-психологу самостоятельно конструировать урок из различных элементов – сообразно своим предпочтениям, уровню подготовки и квалификации.
Заключение
В результате выполнения курсовой работы были получены следующие основные выводы и результаты. Методика преподавания психологии является наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Также мы сделали вывод что метод обучения – это система последовательных и взаимосвязанных действий обучающего и обучаемых, обеспечивающих усвоение содержания образования.
В данной курсовой работе мы рассмотрели следующие методы обучения в психологии: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, интерактивного обучения, словесные, наглядные и практические методы обучения психологии, дистанционное обучение, методы закрепления изученного материала.
Мы выявили, что формирование творческой личности специалиста, способного к инновационной деятельности, является основной задачей высшего профессионального образования. Инновационные технологии призваны решить не только эту задачу, но и ряд других важнейших социально-экономических и педагогических задач.
Иногда случается, что в системе образования под видом инноваций внедряются непроверенные практикой идеи и новшества. Они не всегда имеют адекватное психолого-педагогическое обоснование их целесообразности, раскрытия условий внедрения и методов контроля результативности.
К инновационным технологиям существует ряд требований, которые были обозначены в работе, их выполнение позволит приобрести статус стандартных и иметь возможность быть внедренными в массовую практику обучения студентов. При внедрении инновационных технологий в практику высшей школы необходимо учитывать разумное соотношение стандартизации и инновационных процессов, касающихся учебных программ и содержания учебных дисциплин. В свою очередь при разработке госстандарта необходимо предусматривать возможность обновления критериев и характера знаний в соответствии с требованиями жизни. Стандартизация не исключает, а наоборот, предполагает поиск инновационных подходов к обучению.
С повышением уровня образования, cовременные педагоги должны не только быть компетентными в области своей специальности и готовыми поделиться глубоким знанием изучаемого предмета, но и владеть новыми учебными технологиями, обеспечивающими активное вовлечение студентов в учебную, научно-исследовательскую и самостоятельную работу. Преподавание психологии в высшем учебном заведении в условиях инновационной модели образования становится все более сложным.
На данный момент времени такие учебные технологии, как компьютер, цифровой проектор, интерактивная доска и т.д. Все шире внедряются в инновационное образование. Наиболее распространенной компьютерной технологией, используемой в сфере обучения психологии, становится Интернет. Кроме того, формирование инновационной модели образования невозможно без эффективной самостоятельной управляемой работы студентов.
Список использованных источников
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев.- М.: Владос, 2007.– 302с.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 145с.
Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: курс лекций / В.С. Герасимова – М.: Ось-89, 2004.– 111с.
Зинина О.В. Инструментальная оценка эффективности инвестиций в инновационные образовательные технологии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Красноярск, 2008.– 21с.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие. – СПб: Питер Пресс, 2008.– 249с.
Комаров Ю.С. Мультимедийный урок. Проблема эффективности // Инновационные образовательные технологии. – Мн.: МИУ. – №3 – 2007.– 121-124с.
Косинец А.Н. Инновационное образование – главный ресурс конкурентоспособной экономки государства / А.Н. Косинец // Советская Белоруссия. – № 205. – 30 октября 2007. – 11с.
Котикова О.П. Методика преподавания психологии: УМК / О.П. Котикова: Мн.: МИУ, 2007.– 183с.
Краснощеков Е.В. Инновационные образовательные технологии в современной школе в Германии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Таганрог, 2000.– 24с.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – 5-е изд. – СПб: Питер, 2007.– 192с.
Павлова Л.П. Инновационные обучающие технологии как фактор создания единого образовательного стандарта // Инновационные образовательные технологии. – Мн.: МИУ. – №1 – 2008.– 12-16с.
Попов В.В. Креативные технологии и средства инновационной деятельности // Инновационная политика в странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой: национальный и региональный аспекты: Материалы междунар. науч.-практ. семинара. – Саратов: ООО «Тесар-издат», 2005. – 70-78с.
Рожина Л.Н. Методика преподавания психологии: Учебно-методическое пособие в 3-х ч. / Л.Н. Рожина. Мн.: БГПУ–2000.– 78с.
Самаль Е.В. Методика преподавания психологии: курс лекций / Е.В. Самаль.– Мн.: МГЭИ, 2005.– 212с.
Стародубцева Е. Обучение психологии с использованием ИКТ / Е. Стародубцева // Высшее образование в России. – 2007. – № 5. – 95с.
Титаренко Л.Г. Инновационная составляющая в высшей школе / Л.Г. Титаренко // Вышэйшая школа. – 2007. – № 6. – 14с.
Приложение
Лекционное занятие по дисциплине «Общая психология»
Тема: «Исследование темперамента»
Цель: изучить особенности темперамента и показать его роль в формировании профессионально важных качеств личности. Систематизировать и закрепить полученные знания.
Задачи: — формирование целостного представления о темпераменте. При помощи не только лекционного материала, но и наглядных примеров используемых в мультимедиа. И приобретение умений, и развитие навыков в определении темперамента человека с помощью тестов проводимых самими обучающимися (метод СУРС);
— развитие психических свойств и качеств студента;
— развитие способности личности студента к самоконтролю и саморазвитию;
-развитие практической работы студента.
План: 1. Психологическая характеристика типов темперамента.
2. Основные свойства темперамента.
3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
4. Темперамент и личность.