Реферат по предмету "Психология"


Интимные межличностные отношения

--PAGE_BREAK--Межличностные отношения.
“Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми.”

Словарь “Психология”.
Отношения между людьми.
Отношения, возникающиемеждулюдьмивпроцессеихобщения, всовместныхвидахдеятельности, определяютсякакобщественныеотношения. Например, книмможноотнеститакиекак: производственные, политические, правовые, нравственные, религиозные, психологическиеидр.

Отношениямеждулюдьмитакжепринятоподразделятьнаофициальныеинеофициальныевсоответствиистойорганизацией, вкоторойониформируются. Официальныеотношениясанкционированы, оформляютсядокументальноиконтролируютсяобществомилиотдельнымиегопредставителями. Неофициальныеотношениямогутподдерживатьсятойилиинойорганизацией, ноонинерегулируютсядокументально.

Такжеможновыделитьделовыеиличные(илимежличностные) отношения. Деловыеотношениясвязанысучебойилитрудовойсовместнойдеятельностьюиопределяютсяею. Личныеотношениямогутбытьоценочными(восхищение, популярность) идейственными(связаннымисвзаимодействием). Ониобусловленынестолькообъективнымиусловиями, сколькосубъективнойпотребностьювобщениииудовлетворениемэтойпотребности.

Вструктуре  взаимодействияиобщениялюдей, какправило, выделяюттрисоставляющие: поведенческую, аффективнуюикогнитивную(поЯ. Л. Коломинскому). К
поведенческомукомпонентуотносятрезультатыдеятельностиипоступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомоцию(перемещениевпространстве), речь.

Эмоциональныйкомпонентпроявляетсявразнообразныхэмоциональныхсостоянияхиможетбытьзафиксированнауровнефизиологическойрегистрацииисубъективныхотчетов. Например, поналичию(иинтенсивности) положительныхиотрицательныхэмоций, конфликтности(внутриличностной, межличностной), эмоциональнойчувствительности, удовлетворенностисобой, партнером, работойит. п.

Когнитивныйкомпонентвключаетвсебявсепсихическиепроцессы, связанныеспознаниемокруженияисамогосебя(например: ощущения, восприятия, представления, память, мышление, воображение).

Далееярассмотрюразличныевидывзаимоотношениймеждулюдьми, такиекак: товарищество, дружба, любовь, безразличие, вражда, ненависть, атакжеделовыеотношения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Товарищество, дружба, любовь.
Товарищество
— этопожалуй, самыйдревнийитрадиционныйвидотношенийлюдей. Онзародилсятогда, когдамеждулюдьмимоглоещенебытьсоциальнойвраждыиконкуренцииикогдаимвместеприходилосьдобыватьсебепищу, активноподдерживаяипомогаядругдругувборьбезасуществование. Ивдальнейшемлюдипостоянностремилисьразвитьиупрочитьтакиевзаимоотношениядругсдругом.

Товарищескиеотношениястроятсянеразумнойоснове, илюди, вступающиевэтиотношения, готовыпринятьисоблюдатькодекстоварищества.  Этоткодекспредполагаетполноедовериеиоткрытостьлюдейпоотношениюдругкдругу. Унастоящихтоварищейнетопасений, чтоихсокровенныемыслиичувстваможноиспользоватьдругдругувовред.

Добросовестностьвсфеределовыхотношенийунастоящихтоварищейозначаеттакоеотношениекаждогоизнихкработе, прикоторомоничестноиответственновыполняютпорученнуюимчастьработы, причемнезависимооттого, контролируютсяилинеконтролируютсяихдействиясостороны.

Поддружбой
понимаетсятакойвидглубокихличныхчеловеческихотношений, которыечащевсеговозникаютмеждулюдьмиодинаковоговозрастаиодногоитогожепола. Длядрузейглавное— психологическоеединствоипостояннаянуждадругвдруге. Друзьяпомогают, поддерживаютдругдругавтрудныеминуты, особенноприрешенииличныхвопросов. Этиммоментомдружбаотличаетсяоттоварищества, хотяитеидругиеотношенияпримерноодинаковойстепенипсихологическойблизостиивзаимозависимостилюдей. Друзья

без

страха

доверяют

друг

другу

самое

интимное
,
всегда

и

во

всем

могут

друг

на

друга

положиться
,
никогда

не

оставляют

друг

друга

в

беде
.

Высшеечеловеческоечувство, наиболееглубокийвидотношениймеждулюдьми— любовь. Людилюбятдетейиродителей, естьлюбовькотечеству, кБогу,кчеловекупротивоположногопола. Первыедвавидалюбвиосновываетсянатрадиционныхродственныхсемейныхсвязяхибытовойморали, онивозникаютмеждулюдьми, которыеживутоднойсемьей, отвечаютдругзадруга, заботятся, посвящаютсебядругдругу.

Другойродлюбви— человекакБогу—возникает  верующих, тех, ктоневсегданаходяутешениеиполноежизненноеудовлетворениевземнойилисветскойжизни, обращаютсякБогуиотдаютемусвоисамыелучшиечувства, связываяснимбольшиенадежды. Этоттиплюбвихарактерендлялюдейспособныхполучитьглубокоеэмоциональноеудовлетворениеотсвоегоприобщенияквысшемудуховномусуществу.

Любовькотечествувыражаетсявлюбвиксвоемудому, народу, Родине, нанейосновываетсячувствопатриотизма.

Следующийродлюбви— кчеловекупротивоположногопола— возникаетмеждумужчинойиженщиной, Юношейидевушкой. Влюбленныечувствуютсексуальноевлечениедругкдругу, ноихотношениявовсенесводятсякнему. Однакобезвзаимногополовоговлеченияэтотвидлюбвипревращаетсявдружбумеждулюдьмиразногопола.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Безразличие, вражда, ненависть.  
Существуют и отрицательные личные отношения между людьми. Это безразличие,
вражда,
ненависть. Безразличие во взаимоотношениях возникает довольно часто, и для него в современном мире есть свои причины. Большинство современных нам людей настолько поглощены своими житейскими трудностями, личными и деловыми проблемами, что у них часто не хватает времени для того, чтобы уделять должное внимание, устанавливать и поддерживать добрые человеческие отношения с другими за пределами узкого семейного или делового круга.

Парадокс свободно-рыночной цивилизации состоит в том, что развитие ее (особенно в отстающих странах) потенциально несет в себе большую разрушительную силу. Известно как одиноко и отчужденно чувствуют себя многие люди в современном мире. Об этом и прежде, и сейчас пишут прогрессивные философы за рубежом (например, работа Э. Фромма “Бегство от свободы”).

В качестве частных причин Безразличия и отчуждения людей друг от друга можно назвать недостатки в системе образования, которая не вырабатывает у детей такие качества личности, благодаря  которым они бы могли чувствовать потребность в людях, создавать и поддерживать с ними хорошие отношения.

Безразличие и отчуждение часто переходят во вражду и ненависть, и это также объясняется как и биологической природой людей, так и объективными условиями их жизни, особенностями того общества, в котором они живут. При одинаковых, внешне неблагоприятных условиях жизни вражда и ненависть чаще всего возникают между малокультурными, малообразованными людьми, которые иными способами, кроме взаимно направленной агрессии, не научились решать свои проблемы. Такое гораздо реже происходит в странах с традиционной демократией и высокой культурой.

Некоторые ученые полагают, что одна из возможных причин вражды и ненависти — инстинкт агрессивности, унаследованный от животных. В мозге и тех и других есть нервные центры агрессивности, воздействие на которые порождает симптомы агрессивного поведения. Однако психологически здоровый и воспитанный человек вполне в состоянии управлять своими агрессивными импульсами.
Деловые отношения людей.
Деловые отношения людей включают в себя партнерство,
сотрудничество
и
конкуренцию. Под партнерством имеются в виду такие отношения, при которых люди взаимодействуют друг с другом на равных права, выполняя общую работу. Каждый из них в этом случае осуществляет возложенные на него функции самостоятельно и независимо от других. Сотрудничеством называется такая совместная деятельность людей, при которой люди взаимно зависимы друг от друга и также решают одну общую для них задачу. Конкуренция есть соревнование друг с другом, при котором участники в основном озабочены тем, чтобы превзойти других и выиграть.

Партнеры распределяют, координируют свои усилия. Под распределением понимается такое разделение работы, при котором каждый из участников получает свое задание и отвечает за его выполнение. Координация предполагает согласование действий участников, а субординация — соподчинение видов деятельности, при котором одни из участников наделяются большими правами и обязанностями, чем другие, и начинают играть более важную роль, чем остальные.    

Понятие общения и межличностных отношений.

Общение– специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

Ø     коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

Ø     интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

Ø     перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникация– процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы добиться успеха в коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).

Коммуникативнаякомпетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причиной плохой коммуникации могут быть:

Ø  стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций; в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

Ø  «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

Ø  плохие отношения между людьми, поскольку, если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости нашего взгляда;

Ø  отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

Ø  пренебрежение фактами, то есть, привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

Ø  ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;

Ø  неверный выбор стратегии и тактики общения.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В структуру речевого общения входят:

Ø      значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

Ø      речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая и низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;

Ø     характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, а также разделительные звуки (покашливание); нулевые звуки – паузы.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и прочее); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система контакта глазами).

Информацию о том, что переживает человек, может дать мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Много информации при общении несут жесты, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

Интерактивнаясторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Корме кооперации и конкуренции говорят также о согласии и конфликте, приспособленчестве и оппозиции, ассоциации и диссоциации. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид; во-вторых, потому, что  от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другими осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности.

Это означает два момента: а) принятия личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Рефлексияв проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Как отмечалось ранее, содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что всякое восприятие есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему поведения. Если бы каждый человек всегда располагал полной информацией о людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними достаточно точно. Однако в повседневной жизни индивид, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем «приписывания» ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения, называется каузальной атрибуцией (от лат. «кауза» – причина, «атрибуцио» – приписывание). «Приписывание» осуществляется на основе сходства поведения с какими-то другими образцами, имевшимися в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

Виды общения.

Выделяют следующие виды общения:

Ø     «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и прочее) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В условиях жизни городов, контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника;

Ø     примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

Ø     формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

Ø     деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

Ø     духовное межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов (друг поймет друга и по выражению лица, движениям, интонации). Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение;

Ø     манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;

Ø     светское общение. Суть подобного общения – в его беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, что предписывает этикет. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей не определяют характера коммуникаций.

Методы и навыки ведения деловых переговоров.

Деловые переговоры предполагают наличие несовпадающих или даже противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. Разумное соглашение максимально отвечает законным интересам обеих сторон, справедливо регулирует сталкивающиеся интересы, является долговременным, принимает во внимание интересы общества, не портит отношений между сторонами. Достигнуть разумного решения сложно, необходимо осуществлять сотрудничество сторон. Тогда происходит сближение интересов и поиск обоюдной выгоды на основе взаимоприемлемого варианта решения спорного вопроса.

В жизненной практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорных вопросах, такие как:

Ø     жесткое доминирование (жесткий подход) одной стороны и соответственно вынужденное подчинение, капитуляция другой стороны либо открытая конфронтация сторон;

Ø     «мягкая уступчивость» (мягкий подход), направленная на избежание конфронтации и приводящая к компромиссному решению (при обоюдной уступчивости) либо к выигрышу «жесткого участника».

Сторонники «жесткого подхода» ставят перед собой цель «победить» любой ценой, требуют от другой стороны уступок, не доверяя партнерам по переговорам, угрожают им, ищут то решение, которое максимально выгодно для самих себя. Сторонники «мягкого подхода» ставят цель достичь «соглашения», поэтому делают уступки для развития отношений, вносят предложения, допускают односторонние потери для достижения согласия, стараются быть дружелюбными, доверяют партнерам, ищут то решение, на которое пойдут партнеры по переговорам. В таких взаимодействиях возможны следующие исходы: разрыв, конфронтация, реже капитуляция между двумя сторонниками жесткого подхода, выигрыш – сторонник жесткого и сторонник мягкого подходов, компромиссное решение – два сторонника мягкого подхода. Все это разновидности позиционного торга, и, чем более участники защищают позицию, тем сильнее с ней связываются, тем труднее изменить свою первоначальную позицию. Срабатывает гонор, «спасение своего лица», и достижение согласия становится все менее вероятным, поскольку позиционный торг психологически превращается в состязание воли, чтобы заставить другую сторону изменить свою позицию.

Максимально эффективны принципиальные переговоры (по существу дела), направленные на сотрудничество и поиск разумного принципиального соглашения. Принципиальные переговоры предполагают следующие этапы:

Ø     признание наличия конфликта;

Ø     разграничение между участниками переговоров и предметом   переговоров: отделение людей от проблемы, придерживание мягкого дружелюбного уважительного курса в отношениях с людьми;

Ø     сосредоточивание на интересах, а не на позициях участников, поскольку цель переговоров должна состоять в удовлетворении подспудных интересов участников. Принятая на переговорах позиция часто скрывает то, чего действительно хочет та или иная сторона, поэтому внимание следует обращать не на позиции участников, а на анализ общих интересов;

Ø     анализ интересов, наиболее важных, а также выявление объективных препятствий. Отделение от субъективных противодействий воли и желаний участников;

Ø     выработка взаимовыгодных вариантов, которые бы учитывали общие интересы и примиряли несовпадающие интересы. Разработка многоплановых вариантов выбора в ходе дискуссии и выдвижения альтернативных идей решения проблемы;

Ø     осуществление поиска объективно справедливого или взаимоприемлемого критерия, нормы решения проблемы, чтобы соглашение отражало какие-то справедливые, объективные нормы, критерии, а не зависело от воли или каприза каждой стороны. Главное – попытка достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли, уступка разумным доводам, а не давлению;

Ø     нахождение соглашения и воплощение плана в жизнь. При соблюдении указанных правил возможно осуществление переговоров «без поражений».
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.