Реферат по предмету "Исторические личности"


Реформы Петра 1 5

Министерство образования РФ


Муниципальное образовательное учреждение


средняя общеобразовательная школа №11


Экзаменационный реферат


по истории России


на тему:


Реформы Петра
I


Работу выполнила:


Ученица 9 «А» класса


Токарева Анна Григорьевна


Преподаватель:


Учитель истории и обществознания


Шарай Людмила Дмитриевна


Смоленск


2007г.


План.


I. Введение……………………………………………………3


Юность Петра…………………………………………….4


II. Основная часть


1.Цели и характер петровских реформ…………………6


2.Первые реформы……………………………………….8


3.Реформы Петра I……………………………………….11


4.Преобразования в области культуры, науки и быта..13


5.Роль и значение петровских преобразований………..17


III. Заключение………………………………………………18


IV. Список литературы……………………………………...20


I
.
Введение.


Для своего реферата я выбрала эту тему, потому что мне очень интересен Петр Великий, как личность и исторический деятель. И мне интересно, как развивалась наша страна в годы царствования Петра.


В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный период своей истории. Россия в то время не имела крупных промышленных предприятий, выходов к морям. В России не было и военного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим правилам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Необходимо было реорганизовывать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить все управления страной.


Для коренной ломки старого уклада жизни нужен был умный и талантливый руководитель. Таким и был Петр I. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан, расталкивая тину и обрубая наросты на бортах и днище. Нужны были и реформы, которые завершали бы процессы, на протяжении нескольких веков определявшие ход русской истории: закрепощение основной массы населения, создание мощного привилегированного сословия – дворянства, становление самодержавного государственного строя и др. Хотя свои преобразования Пётр проводил без определённой системы, они охватили все стороны русской жизни и заметно изменили её. Прежде всего из Московского государства, чьи контакты с внешним миром были довольно ограниченными, страна превратилась в Российскую империю – одну из могущественнейших стран Европы. Пётр не только «прорубил окно в Европу», но и сделал всё от него зависящее, чтобы Россия стала европейской страной. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси. Но его реформы вызывали большие споры.


В то время в России существовало два лагеря: сторонников и противников петровских преобразований. Великий учёный М.В.Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, а историк Карамзин боялся всяких перемен, обвинял Петра в измене русской жизни, а его реформы называл «блестящей ошибкой».


В чём же заключались реформы, вызвавшие такие большие споры?


Это я и попытаюсь раскрыть в своём реферате. Я расскажу о целях реформ, об их значениях и последствиях, раскрыв это на примере одной из них.


Юность Петра.


Будущий первый российский император Пётр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в Теремном дворце московского Кремля. Маленький Пётр рос баловнем в царской семье.


В конце января 1676г. умер царь Алексей Михайлович. Петру шёл всего четвёртый год. Летом того же года венчался на царство пятнадцатилетний Фёдор, сводный брат Петра. Фёдор беспокоился, что брата не учат грамоте. Через полгода нашли подходящего учителя – дьяка Никиту Михайловича Зотова.


В обязанности Зотова входило воспитывать у мальчика царственную величавость и статность. Но «дядька» и не пытался принуждать бойкого, подвижного ребёнка к многочасовому восседанию с прямой спиной на стуле для выработки привычки к трону. Он позволял царевичу вволю лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми.


Занятия с Зотовым оставили след в памяти Петра на всю жизнь. Став взрослым, проводя реформы в стране, он мечтал, чтобы была написана книга по истории отечества; сам составил азбуку русского языка, простую по написанию и лёгкую для запоминания.


Царь Фёдор Алексеевич скончался в 1682г., не назвав своего приемника. После его смерти на трон претендовали два брата – шестнадцатилетний Иван и десятилетний Пётр. Братья по отцу, они имели разных матерей, родственники которых начали борьбу за власть. Заручившись поддержкой духовенства, Нарышкины и их сторонники возвели на престол Петра, а его мать, царицу Наталью Кирилловну, объявили правительницей. Но недовольные Милославские (родственники царевича Ивана и царевны Софьи) нашли поддержку среди стрельцов, которых в Москве было более 20 тыс. человек.


Ранним утром 15 мая 1682г. стрельцы, подстрекаемые Милославскими, двинулись в Кремль. Десятилетний Пётр стал очевидцем ужасов стрелецкого бунта. Всю жизнь он ненавидел слово «стрельцы», которое вызывало у него желание отомстить за гибель близких, слёзы и унижения матери.


Правительница Софья, подозревавшая Наталью Кирилловну в интригах, вынудила её вместе с Петром покинуть Москву. Царица Наталья обосновалась в подмосковном дворце в селе Преображенском.


В Преображенском Пётр пользовался полной свободой. Он с ватагой сверстников из дворовых слуг убегал в окрестные поля и леса. На вольном воздухе он физически окреп, на время, забыв пережитое.


Обследовав кладовые Преображенского, Пётр обнаружил в них ржавые ружья и пистоли. Множество полезных для мальчишеских игр вещей – шлемы, латы и другую военную амуницию – ему привозили из Оружейной палаты. Он одел и вооружил своё войско, состоявшее из друзей и сверстников по играм и потехам.


Постепенно мальчишеская забава превращалась в серьёзное увлечение. Вместо богословско-схоластических наук он изучал военно-технические.


Любознательность привела Петра в расположенную по соседству с Преображенским Немецкую слободу, где жили купцы, лекари, наёмные военные и разного рода мастера из Западной Европы. Москвичи сторонились обитателей Немецкой слободы. Молодой государь нашёл там себе друзей, научился говорить по-голландски и по-немецки. Петр познакомился с голландским инженером Францем Тиммерманом, который стал заниматься с ним арифметикой, алгеброй, геометрией, артиллерийской наукой, обучил основам строительства крепостей и укреплений.


После тяжбы с сестрой, в 1689 году, Петр приказал правительнице отречься от власти и уйти в монастырь, и позволил царствовать матери. Царица умерла в 1694г., а в 1696г. скончался соправитель Петра – Иван V. Вся власть оказалась в руках Петра I, и он почувствовал, что ничто в мире не может ей противостоять.


II
. Основная часть:


1. Цели и характер петровских реформ.


Истоки преобразований эпохи Петра Великого следует искать в предыдущем, XVII столетии. В результате деятельности первых правителей из династии Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванные событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ. Основными из них являлась: активизация внешней политики и дипломатической деятельности Российского государства; интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанные с дальнейшим осуществлением реформы «посадского строения», принятием Уставной таможенной грамоты(1653) и Новоторгового устава(1667); реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем; переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов. Кроме того, важнейшей из предпосылок грядущих преобразований стала тенденция к абсолютации верховной власти, упрочению российского самодержавства, что выразилось в легитимизации титула «самодержавец», укреплении административной централизации, отмирании Земских соборов как органов сословного представительства и т. д. Огромное значение имело также оформление общегосударственного законодательства(Соборное уложение 1649г.) с учетом европейских законодательных актов и дальнейшее совершенствование правовой кодификации.


Среди ключевых предпосылок реформаторской деятельности Петра следует назвать реорганизацию и совершенствование вооруженных сил - создание полков иноземного «нового строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, реформу военно-окружной системы. Наконец, огромную роль сыграло постепенное размежевание российского общества под влиянием западноевропейской культуры и церковных преобразований Никона, появление в нем национально-консервативного и западнического течений.


В XVIIв. отставание России по уровню развития от западноевропейских государств было весьма значительным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокращению этого разрыва. Государство нуждалось в сильной личности, которая, будучи наделена верховной властью, понимала бы необходимость перемен, обладала энергией, смелостью и решительностью, умом и талантом преобразователя.


И такая личность появилась на исторической арене - ПетрI.


В государственной деятельности Петра Великого условно можно выделить два периода: 1695 – 1715 и 1715 – 1725гг.


Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего задачами внутреннего переустройства, продиктованными нуждами ведения Северной войны. Преобразования проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствием опыта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата придали многим нововведениям непродуманный, поспешный характер.


Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными.


Преобразования оформлялись законодательными указами царя (их количество за первую четверть XVIIв. составило более 2,5 тыс.). однако это вовсе не противоречит тому, что деятельность Петра в этой области носила в основном насильственный характер.


В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства – его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации на основе рационализма и прагматизма. Они служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом окончательно формировали в России систему абсолютной монархии -–формы феодального господства государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а сословно-представительные органы фактически утрачивают свое значение.


Активизация деятельности на международной арене с целью пробиться к морским рубежам и вывести страну из геополитической изоляции в начале XVIIIв. совпала по времени с крупномасштабными преобразованиями, охватившими все сферы жизни Российской державы. Подготовка к войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые и определили, в конечном счете, облик Петровской эпохи.


2.Первые реформы.


Говоря о первых преобразованиях Петра I, необходимо помнить, что их корни находились в уходящем XVII в. Уже тогда были введены полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгунские), основаны первые крупные железодетальные производства. В том же XVII в. обозначились и сдвиги в области быта и культуры: при Федоре, в 1681г., было приказано являться при дворе в коротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и однорядках, появились немецкое платье, первые бритобородые щеголи; основана Славяно-греко-латинская академия и др.


Реформы Петра начались с введения иностранного платья и приказа брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни. В 1699 была также осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке, основан первый русский орден — Св. апостола Андрея Первозванного. Страна остро нуждалась в собственных квалифицированных кадрах, и царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа.


Преобразования Петра I начались со строительства азовского флота с помощью натуральной государственной повинности и чрезвычайных поборов – способах, типичных для деспотического крепостнического государства. Организация постройки возлагалась на сформированные усилиями самих дворян, духовных чинов и горожан (по указу царя) специальные «кумпанства». Всего их было создано более 30.


Строительство велось на Дону, в воронежских лесах. Лес заготовляли в соседних с Воронежским уездах. Срок работ по указу царя был чудовищно малым 2 года. Столь стремительные темпы работ обеспечивались огромной массой насильно согнанных работных людей. Из-за рубежа были наняты за огромные деньги специалисты, но далеко не все из них оказались подлинными мастерами. В работе активно участвовал и сам царь: и как «проектировщик», и как простой плотник, и как «менеджер».


Одновременно со строительством, и даже чуть раньше, Петр I обеспокоился о кадрах морских офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят комнатных стольников и спальников.


В итоге, если не весь задуманный флот, то целая эскадра была все-таки построена в срок. В марте 1699 г. уже готовились к предполагаемому Керченскому походу, ибо Петр I считал, что, не владея Керчью, флоту нельзя было войти в Черное море.


Эскадра уже в конце апреля вышла из Воронежа и через месяц была у Азова. Летом же, 18 августа 1699г. 22 российских корабля при громе пушечного салюта бросили якорь близ Керчи. В истории России это было великое событие, удивившее и озадачившее, в частности, и османского султана и крымского хана.


Преобразования затронули также и армию. В ноябре 1699г. появились указы о комплектовании профессиональной армии путем насильственного набора «даточных людей» (будущих рекрутов). Почти одновременно началось формирование полков из наемных вольных людей. Платили им в год до 11 руб., т. е. почти вдвое больше, чем стрельцам. В феврале 1700г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю холопов и крестьян, с тем чтобы они шли на службу в солдаты.


В итоге первых шагов по созданию новой армии было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка. Наряду с бывшими потешными полками (Преображенским, Семеновским, Лефортовым полками) они составили костяк новой армии.


Одновременно в новые земли Приазовья и в Азов отправляли всякого рода несостоятельных должников, а также осужденных разбойников и грабителей (кроме убийц) на поселение и заведение хозяйства в тех краях. Введены были в Азове и каторжные работы для строительства необходимых сооружений.


В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления. Прекрасно понимая крепостническую суть статуса посадского человека (и купца, и ремесленника), которого нещадно давила законными и незаконными поборами архаичная машина государственного управления, Петр I решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем раньше. И это была главная задача. 30 января 1699г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистрские палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистрская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены с докладов, прежде всего о денежных поступлениях входили прямо к государю.


Сначала система бурмистрских палат вводилась на местах, на добровольных началах и с условием уплаты двойных налогов. В конечном счете, жизнь заставила и добровольность самоуправления, и двойные поборы отменить. Только тогда реформа городского управления получила реальное воплощение.


В первые годы царствования ПетраI громоздкая и рыхлая приказная система государственного управления структурно почти не изменялась; первые преобразования лишь намечали контуры будущих отраслей государственного управления. Например, Иноземный и Рейтарский приказы слились в новый Приказ Военных дел, вместо Стрелецкого возник Приказ Земских дел и т. д. Наряду с новыми приказами (Морской, Артиллерии, Провиантский и др.) возникали некоторые канцелярии (Главная Ближняя Канцелярия, Мундирная, банная) государственного управления – Боярская дума. Из сосредоточения родовитости и знатности это учреждение превращалось в собрание деятелей разного происхождения: все больше появлялось выходцев из рядового дворянства и приказных людей. Первым лицом в Думе стал простой стольник – князь Ф.Ю.Ромодановский, дворяне в думные бояре теперь почти не возводились, а в силу возраста прежние думные бояре становились меньшинством. Да и практическая деятельность Думы шла на убыль.


Немалая забота была проявлена и о казне. С легкой руки Алексея Курбатова, безвестного дотоле дворецкого Б.П.Шереметьева, введена была гербовая бумага для деловых документов, что дало казне немалую выгоду: цена бумаги зависит от суммы заключаемой сделки. В 1700 г. у владельцев территории торжков было отнято право сбора пошлин, отменены архаичные тарханы. В 1704 г. все постоялые дворы были взяты в казну (как и доходы с них).


Важные коррективы внесли в денежную систему. В конце XVIIв. серебряных копеек и денежек не хватало и вместо них распространились суррогаты: разрубленные пополам или на трети копейки, а также кожаные «жеребьи» («доли» копейки). По указу царя с марта 1700 г. были введены вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700г. стали входить в оборот и крупные золотые, и серебряные монеты. За 1700-1702 гг. денежная масса в стране резко увеличилась (почти в десять раз). Началось неизбежное, хотя и медленное обесценивание монеты.


Важнейшим направлением реформ было форсированное строительство казной железодетальных заводов (доменных и молотовых комплексов, оружейных мастерских). Их строительство велось на северо-западе России (в Карелии на Олонце, Белозерье и в Устюжском крае). Но особенно активно велось строительство на Урале, где уже в 1701 г. начали действовать Каменский и Невьянский заводы.


На манер судостроительных компаний была попытка (бесплодная) основать и купеческие компании, что растревожило западных негоциантов. Только на уровне проекта остались и намерения Петра I объединить управление городов и уездов, основав так называемые провинции.


3. Реформы Петра
I
.


Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по-разному. Все зависит от того, что считать полезным для России, а что вредным, что – главным, а что – второстепенным. Но все согласны в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России. При этом царь – реформатор действовал энергично и жестко, не считаясь со средствами и не жалея людей.


В сфере социально-экономической важнейшей мерой была подушная перепись
1718 – 1724 гг. (до этого переписи были подворными). Именно эта перепись окончательно закрепостила основную массу населения, лишив ее возможности свободно передвигаться по стране и самостоятельно выбирать себе занятие. На основе переписи была введена паспортная система
, облегчившая борьбу с крестьянскими побегами. В то же время Петр принял меры по консолидации своей главной опоры – сословия феодалов. В 1714 г. Указ об единонаследии
уничтожил различия между поместьем и вотчиной, которые в равной степени объявлялись наследственным владением. При этом их нельзя было дробить: земли могли быть переданы лишь одному из наследников. Петр пытался развивать и промышленное производство, необходимое для вооружения армии, создания флота и пр. При нем в России было создано более ста мануфактур – металлургических, суконных, парусно-полотняных и пр. Главным инициатором создания этих мануфактур было государство, которое затем нередко передавало их в руки частным лицам при условии регулярных поставок продукции в казну. Вопрос о рабочей силе Петр решил по-крепостнически: в 1722г. Владельцы мануфактур получили право приписывать
(покупать) к предприятиям крепостных.
Подневольный труд стал определяющим на мануфактурном производстве.


Серьезные перемены произошли в сфере государственного устройства. В 1711г. был учрежден Сенат,
заменивший Боярскую думу. Права Сената были широки, хотя несколько неопределенны: контроль над правосудием, решение бюджетных вопросов; через Сенат происходило назначение на различные должности. В отличие от Боярской думы, представлявшей интересы аристократии, Сенат был сугубо бюрократическим органом, формируемым царем и полностью зависящим от него. В 1717 – 1721 гг. громоздкая приказная система была заменена новыми центральными органами – коллегиями,
названными так вследствие их устройства: во главе каждой стоял не один начальник, а Совет из пяти человек во главе с президентом. Всего коллегий было 11. На правах коллегий было создано еще два учреждения: Главный магистрат
(1720), с помощью которого самодержавная власть пыталась контролировать деятельность купечества и богатых горожан; с помощью Синода
(1721)– церкви. При всех недостатках этой системы явилось заметным шагом вперед по организации самодержавно-бюрократического управления. Меньше удалась областная
, или губернская
, реформа
(1708 – 1710), по которой страна была разделена на 8 губерний
, отличных друг от друга и по территории и по численности населения. Во главе каждой губернии был поставлен губернатор, который обладал всей полнотой власти и чья деятельность слабо контролировалась. Важную роль в становлении новой бюрократии сыграла «Табель о рангах» (1722), впервые поставившая в основу служебной карьеры не знатность рода, а личную выслугу каждого чиновника.


Важнейшим достижением было создание регулярной армии и военно-морского флота. С начала XVIII в. проводились рекрутские наборы: крестьяне поставляли рекрутов в армию, а горожане – во флот. Дворяне составляли офицерский корпус. Военная служба была практически пожизненной.


4. Преобразования в области культуры, науки и быта.


В культурной жизни XVII в. было положено начало тем явлениям, которые принято называть «обмирщением» культуры, т. е. проникновением в неё светских начал.


Заслуга Петра в том, что он не ограничился пассивным созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант и кипучую энергию ускоренному развитию всех начал, возникших до него. Пётр как бы подстёгивал события.


Трудно обнаружить такие области из истории России в первой четверти XVIII в., в которые бы не вторгался Пётр I и не оказал на них своего влияния.


Большие перемены произошли в области просвещения, науки, культуры. В те годы, как никогда ранее, с особой остротой встала задача подготовки специалистов самого различного профиля: кораблестроителей, моряков, инженеров, архитекторов, картографов и многих других, не говоря уже о просто грамотных людях. Жизнь властно требовала широких государственных мер и здесь.


Процесс европеизации России получил самое яркое воплощение в культурных преобразованиях Петровского времени. И именно в них сильнее всего видна противоречивость всей Петровской эпохи.


Многие новшества, которые обычно принято относить ко времени петровских преобразований, появились гораздо раньше – в XVII, а то и XVI вв. В 1630 – 1670гг. заметно усилились связи с зарубежными странами, прежде всего – западноевропейскими. В Россию начинают поникать европейские культурные традиции. Даже знаменитое бритьё бород своими корнями уходит в эпоху Московского государства. Так, в середине XVII в. среди высших слоёв русского общества распространилось брадобритие по польскому образцу, с которым отчаянно, но безуспешно боролись «ревнители православного благочестия». Новые веяния появились и в искусстве. Патриарху Никону пришлось организовать целую компанию по уничтожению икон, написанных «по фряжскому» (т.е. иностранному, реалистическому) образцу.


К XVII в. Относится и открытие первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-латинской академии, 1687г.), а также первого театра (придворного театра царя Алексея Михайловича под руководством немецкого пастора И. Г. Грегори, 1672г.).


В области просвещения прослеживаются два новшества. Одно из них, основное, состоит в том, что сеть школ во много крат расширилась. В конце XVIIв. в России существовало единственное учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. За первую четверть XVIII в. возникло ещё восемь типов школ, готовивших специалистов различного профиля.


Другая особенность просвещения состояла в том, что оно приобрело светский характер. Из учебных программ исключались богословские схоластические предметы, присущие учебным заведениям средневековья.


Ещё в юные годы Пётр неприятно удивлял многих своих подданных частыми посещениями Немецкой слободы и общением с иностранцами, кое-кто из которых оказал на него значительное влияние. Но по-настоящему важным стало путешествие Петра по Западной Европе в составе «Великого посольства».


По возвращении в Россию царь отправил за границу для обучения немало молодых дворян, главным образом для овладения «навигацкими» (морскими) науками, а также механикой, артиллерийским делом, математикой, иностранными языками. Не все из посланных проявляли рвение к наукам, многие просто старались пожить за границей в своё удовольствие. Однако уже одно пребывание в Западной Европе производило на русских людей неизгладимое впечатление, расширяло их кругозор, меняло мировоззрение.


В конце XVII в., в начале царствования Петра I, в России быстрыми темпами строились новые промышленные предприятия. Международное положение вынуждало Русское государство готовиться к войне: нужно было организовать регулярную армию, создать сильную артиллерию, построить военный флот. Для этого требовались знающие, образованные люди. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. В 1701г. в Москве, в Сухаревской башне, под руководством профессора Абердинского университета Форварсона из Шотландии открылась первая в стране Школа математических и навигацких наук. Первое время желающих учиться было немного, поэтому приходилось набирать учеников принудительно. Именно преподаватель навигацкой школы Леонтий Филиппович Магницкий стал автором «Арифметики…» (1703г.) – знаменитого учебника, по которому училось не одно поколение русских людей. Навигацкая школа принесла большую пользу стране. Из неё выходили моряки, инженеры, гидрографы, топографы, архитекторы, учителя и др. Ученики школы работали не только на флоте, но и везде, где нужны были знающие люди. Воспитанники Навигацкой школы много сделали для русской науки. Они впоследствии исследовали самые отдалённые области Русского государства и составили карты России. В 1711г. в Москве появляется инженерная школа, которая, подобно навигацкой, была доступна не только дворянам, но и представителям других сословий.


На фоне этих учебных заведений, специализировавшихся на изучении какого-либо одного предмета, выделялась гимназия, основанная в 1705г. пленённым саксонцем Глюком. Её программа предусматривала изучение географии, этики, политики, латинской риторики и ораторского искусства, философии, иностранных языков и даже танцевального искусства и верховой езды. К сожалению, гимназия эта не прижилась: некоторые из её учеников перевелись в медицинскую школу, открытую в 1707г. при московском военном госпитале, а часть преподавателей перешла в Морскую академию, основанную в 1715 г. в Петербурге. В неё приняли учеников из навигацких школ, а также детей высшего дворянства, ещё нигде не учившихся, для которых было организовано подготовительное отделение. Пётр много внимания уделял Морской академии. Он сам составил план преподавания. Правительство испытывало большие трудности с обеспечением новых школ учениками. Многие из насильственно отданных в обучение «недорослей» убегали, их возвращали под угрозой телесного наказания.


Первое время учебники и учебные пособия для профессиональных школ переводили с иностранных языков, позже стали выпускать русские учебники. В 1708 г. вышла первая книга – «Геометрия», напечатанная новым гражданским шрифтом, который заменил прежний, церковнославянский, замысловатый и трудный для чтения.


Старый Московский печатный двор не мог уже справиться с выпуском нужного количества книг, и в помощь ему построили три типографии в Петербурге


Пётр, по его собственному мнению, стремился к тому, чтобы Россия как можно скорее преодолела появившуюся ещё во времена ордынского ига разобщённость с Европой. С 1700г. велено было вести летоисчисление не по старому обычаю – от «сотворения мира», а по-европейски – от Рождества Христова, и начало нового года праздновать не 1 сентября, а 1 января. Так 7208 год по старому стилю стал 1700 годом по новому.


Для расширения кругозора подданных Пётр задумал издавать газету, где помещались бы заграничные новости. В январе 1703г. появился первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». В редактировании его участвовал сам царь. Так родилась первая русская газета. Церковнославянский шрифт, которым печатались «Ведомости…», в 1708г. был заменён «гражданским», латинизированным - этот шрифт с небольшими изменениями до настоящего времени применяется во всех типографиях России. Шрифт был выбран лично Петром I.


Просветительским целям должен был служить и театр. В 1702г. царём была приглашена странствующая немецкая труппа под руководством актёра и драматурга Куншта. В отличие от закрытого придворного театра времён царя Алексея Михайловича новый театр должен был стать общедоступным. Здание для него построили на Красной площади. В театре ставили пьесы сугубо светского содержания. Кроме того, Пётр обязал Куншта обучать россиян «комедиантским» (т.е. театральным) наукам. Действовал также театр при дворе сестры царя Натальи Алексеевны.


По инициативе Петра происходили важные изменения и в быту российских подданных (прежде всего дворян). Царь стремился переделать русское дворянство по образу и подобию аристократии «цивилизованных народов». Для этого в 1717г. был переведён и издан специальный учебник – «Юности честное зерцало», где просто и доходчиво излагались самые элементарные правила поведения в обществе и, в частности, на ассамблеях. Ассамблеи – вольные собрания для дворян – были учреждены в 1718г. В них предписывалось принимать участие и женщинам. Здесь можно было встретиться, обменяться новостями и вообще весело провести время (карты, шахматы, западноевропейские танцы). Обстановка на ассамблеях должна была быть непринуждённой, лёгкой. За нарушение установленных полушутливых правил провинившийся, к всеобщему веселью присутствующих, был обязан выпить «большого орла» - кубок с изображением российского государственного герба, до краёв наполненный крепким вином.


Важной особенностью культурных преобразований Петра I было то, что они проводились «сверху», нередко путём навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций, которые только без пользы раздражали подданных. Бритьё бороды не делало русского европейцем, а лишь оскорбляло его религиозные чувства. Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носил париков.


Таким образом, в начале XVIII в. в России была уже сравнительно широкая сеть правительственных школ. Формально в школах могли учиться дети различных слоёв населения, а на деле высшие специальные учебные заведения заполняли сыновья аристократов. Среднее техническое образование получали преимущественно дети рядового дворянства, а дети людей «низших классов», как правило, не могли идти дальше обучения грамоте. И всё же новая школа была значительным шагом вперёд. Учащиеся изучали не только богословские предметы, но и получали практические знания в письме, счете и т.д. Школа способствовала распространению грамотности в стране, развитию книгопечатания.


По распоряжению Петра I организовывались различные исследовательские экспедиции, которые давали важные импульсы развитию русской науки и способствовали экономическому и культурному развитию государства.


5. Роль и значение петровских реформ.


Осуществление Петром преобразования во всех областях русской жизни – одно из самых сложных и спорных явлений в отечественной истории. Каждая эпоха приносит новое в понимание деятельности державного реформатора, исходя из собственных проблем и представлений. Успешное завершение формирование Российской империи, начатого в предыдущем столетии первыми правителями из рода Романовых, явилось главным историческим итогом правления Петра Великого. Прежняя Московия превратилась в сильное европейское государство. Проведенные Петром преобразования послужили основой для установления в России абсолютной монархии. Все важнейшие направления деятельности Петра I – военная реформа, борьба за выход к морям, развитие промышленности, государственного управления, европеизации культуры – наметилось задолго до его прихода к власти. Петр лишь действовал гораздо более решительно, чем его предшественники на престоле. Эта решительность проистекала отчасти из сложнейших обстоятельств, в которых страна оказалась в начале XVIIIв., отчасти из особенностей личности монарха, всегда имевших в политической жизни России важнейшее, если не определяющее значение. Грубые, силовые методы модернизации страны, применявшиеся в царствование Петра без оглядки на бесчисленные жертвы, помогли достичь поставленных целей, но в то же время привели к крайнему истощению народных сил. Среди тяжелейших последствий деятельности царя-реформатора – кризис самодержавия власти при его преемниках, окончательное рабское закрепощение крестьян, всевластие чиновников бюрократического аппарата управления, углубление раскола русского общества на чуждые друг другу не только по социальному положению, но и по культуре и даже по языку «верхи» и «низы». После смерти Петра I Россия вступает в длительный период дворцовых переворотов. При максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности перевороты могли стать единым способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма – самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием. К концу правления Петра I напряженность отношений в этом треугольнике достигла критической величины, что было вызвано, с одной стороны, крайне невыгодной для дворянства соотношением режима льгот с давлением сверху, а с другой стороны – резким усилением самодержавной власти, приведшим даже к ее известному отрыву от собственности социальной опоры. Эти факторы дополнялись отсутствием единства внутри правящего лагеря.


III
.Заключение.


С уходом из жизни Петра Великого окончилась, пожалуй, самая важная эпоха в развитии Российского государства. Петр Алексеевич совершил крутой переворот в политической культуре государства, ибо вместо священной особы самодержца всероссийского перед обществом явился «первый гражданин» этого общества, гражданин властный, но энергичный, тянущий в гору за десятерых, как точно сказал о нем И.Т. Посошков, в то время как под гору тянули миллионы. Поражающий воображение народа имидж царя-труженика, бывшего и плотником, и кузнецом, в сочетании с яркими проявлениями фанатичного служения Отечеству, имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие, играл роль мощного импульса активизации огромных масс людей. Великий преобразователь сделал гигантский вклад в создание могучей России, обладающей сильной армией и флотом. В тщетных назиданиях сыну Алексею он подчеркивал, в частности, трагичность распада Византийской империи: «не от сего ли пропали, что оружие оставили, и единым миролюбием побеждены, и, желая жить в покое, всегда уступали неприятелю, который их покой в нескончаемую работу тиранам отдал». В конце своей деятельности он горделиво назвал Россию Империей, хотя эта историческая реальность не вполне соответствовала данному определению. Скорее, это был некий «симбиоз» империи и деспотии, социально-политический организм, где центральное звено конструкции (Великороссия) не имело практически никаких привилегий, а основной класс великороссийского общества - крестьянство - находилось в положении, гораздо более тяжелом, чем положение народов иных присоединенных к России территорий. Главный вклад великого преобразователя это создание в государстве промышленного производства, способствовавшего гигантскому скачку в развитии производительных сил страны. Однако форсированное строительство производительных сил путем заимствования «западных технологий» таким архаическим социумом, как Россия, дало вместе с тем и чудовищный социальный эффект: были вызваны к жизни еще более жесткие, более грубые формы эксплуатации, чем самые суровые формы феодальной зависимости. Ведь посессионные крестьяне, порожденные петровской эпохой, - это практически «говорящие орудия», это люди, являющиеся принадлежностью фабрики и продающиеся в комплекте с фабрикой. От классического рабства их статус отличается лишь тем, что, принадлежа фабрике, эти люди не могут быть убиты хозяином фабрики безнаказанно.


В середине XIXв, когда было очевидно, что крепостное право необходимо отменить, реакционеры, цеплявшиеся за отжившие крепостнические порядки и самодержавие, ополчились против Петра. Напротив, буржуазные историки – сторонники отмены крепостного права – видели в деятельности Петра пример, которому должен следовать царь, если он хочет избежать народной революции.


Иначе оценивали деятельность Петра русские революционеры. В конце XVIIIв Радищев, враг крепостного права и самодержавия, увидел в преобразованиях Петра не только их положительную, но и отрицательную сторону. Он обвинял Петра в окончательном установлении деспотического режима.


Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов признавали прогрессивное значение реформ начала XVIIIв, приобщивших Россию к европейской культуре и ускоривших её развитие. В то же время революционеры-демократы понимали, какой невыносимой тяжестью легли эти преобразования на плечи народа, как укрепили они неограниченную власть царя и крепостное право.


Выдающейся заслугой Петра I является модернизация государственной машины, хотя во многом и преждевременная (создание чиновной бюрократии, создание механизма юридически разработанного функционирования государственного аппарата и т.п.). Российское общество первой половины XVIII в., видимо, не обладало достаточными условиями, чтобы обеспечить такого рода государственную и политическую надстройку. Главная же причина состояла в его неподготовленности к такой системе государственного управления, к идее разделения властей, ибо последняя реализуема лишь в гражданском обществе. Наконец, еще один исторически значимый аспект петровских преобразований - крутые реформы в области культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности Петра. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна. Однако примитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовал подавлению потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой русской культуры в XVIII в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре Запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизационному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России. Ведь только в XIX столетии, после национальных потрясений Отечественной войны 1812 года господствующий класс страны вновь проявляет интерес к национальным истокам и формам народной культуры. Занимаясь своим рефератом, я узнала много нового о «жизни» России в годы царствования Петра Первого.


Но мне хочется отметить, что проведенные при Петре реформы укрепили Русское государство, заставили считаться с ним в Европе и во всем мире. Преобразования были направлены на преодоление вековой отсталости России.


Я полностью согласна с выводами российских историков, которые дали объективную оценку деятельности Петра I. Они отметили прогрессивное значение его реформ, но указывали на их крепостническую сущность.


IV
. Список литературы.


1) «Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста» том 7, 8


М. 1961г.


2) Зуев М.Н. «История России» М. 2002г.


3) Павленко Н.И. «Петр первый и его время» М.1989г.


4) Преображенский А.А. «История Отечества» М. 1996г.


5) Сахаров А.Н. «История России с начала XVIII до конца XIX века» М. 2001г.


6) Ханс Беггер «Реформы Петра Великого» М. 1985г.


7)«Энциклопедия для детей. История России» том 5, часть первая, серия «Аванта +» М. 1995г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.