Реферат по предмету "Психология"


Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа

ЗигмундФрейд – основатель психоанализа
Содержание
Введение
Зигмунд Фрейд – основательпсихоанализа
Заключение
Список литературы

Введение
В истории любой науки, втом числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотруустоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляетсобой долгий и сложный процесс, сопровождающийся тщательным анализом новойинформации вплоть до окончательного сформирования целостной концепции. ТеорииФрейда, получившие широкую огласку в конце IXX века и продолжавшие развиваться XX веке, всколыхнули ученый мир и заставили обратить вниманиена появление в психологии новой силы, получившей название психоанализа. Несмотря на то, что идеи Фрейда никогда не занимали доминирующих позиций внаучной среде и во все времена подвергались сильной обструкции со стороныпротивников, психоаналитические идеи и их дальнейшие трансформации оказалисильное влияние на развитие психологии, значительно расширили ее предмет,предоставив новую теоретическую базу для исследований человеческой психики.
Фрейд не побоялся пойти наконфликт с научным и общественным мнением, выбрав предметом своего изучениятакие малоизвестные и малоисследуемые психические явления, как сновидение идетская сексуальность. Новаторство и “дерзость” его идей отпугивали людей,настраивали против них коллег по научному цеху, но они же породили массупоследователей, продолживших дело Фрейда и укрепивших статус психоанализа как важнойпсихологической дисциплины. Не смотря на то, что происхождение психоанализасвязано с именами целого ряда выдающихся научных и не только научных деятелей,главенствующую роль в происхождении и развитии новой психологической дисциплиныпринадлежит только одному человеку – Зигмунду Фрейду.

Зигмунд Фрейд –основатель психоанализа
История создания становленияпсихоанализа тесно связана с личностью основателя этой научной дисциплины — ЗигмундаФрейда, особенностями его характера и образом жизни. Невозможно в рамках даннойработы изложить все известные факторы, так или иначе повлиявшие на ход егомноголетней работы по изучению человеческой психики. Важно отметить, что Фрейдбыл не только образованным и интеллектуальным человеком, прекрасноразбиравшимся в искусстве и естественных науках, он был по своей натуреустремленным в неизвестное искателем, который в поисках истины не боялся зайтисколь угодно далеко. Не смотря на то, что Фрейд получил классическоемедицинское образование, в своей научной деятельности он опирался не только (идаже не сколько) на существующие в то время психологические теории, но и насуждения, основанные на анализе исторических, культурных, литературных,философских предметов.
В ту пору, когда Фрейдобучался на медицинском факультете Венского университета, в ученой средегосподствовало мнение о психологической структуре человека как о результате взаимодействияфизико-химических сил. Методы лечения также не отличались разнообразием иэффективностью — в основном это были электротерапия и гидротерапия. Фрейддолгое время изучал анатомию и физиологию, однако эти знания не давалинеобходимых ответов на ряд острых вопросов, в частности на вопрос опроисхождении некоторых невротических заболеваний. Нужны были новые и пути, ирешающим моментом в истории психоанализа явился факт знакомства Фрейда сфеноменом гипноза. В то время “природный магнетизм” Месмера, более известныйкак гипноз, получил одобрение частью научных деятелей, и гипнотические явленияизучались на серьезном уровне. Заинтересовавшись этим феноменом, Фрейд посетилдве ведущие в этом направлении французские клиники – в Сальпетриере, которойруководил Ж… Шарко, и в Нанси, которой заведовал Бернгейм. Овладев основамигипноза, Фрейд принялся за лечение больных этим способом, что приносило иногдахорошие результаты. Основателю психоанализа удалось пролить свет на причиныпроисхождения некоторых невротических симптомов, появились идеи относительнотаких явлениях, как “вытеснение” и ”перенос”.
Как оказалось, причинойпсихических заболеваний могут служить травмирующие ситуации, относящиесязачастую к раннему детству. Однако скоро Фрейд убедился, что выздоровлениепациентов зачастую носит частичный характер, к тому же далеко не все больныепроявляли чувствительность к гипнозу. Возможно, будущий основатель психоанализане имел достаточных способностей к гипнозу.
В этой ситуации Фрейд синтересом отнесся к методам лечения истерии, проводимым его коллегой и другомЙозефом Брейером. Метод, получивший название “катарсис”, заключался вследующем: у погруженного в гипнотическое состояние пациента вызывалисьвоспоминания, связанные с травмирующей психику ситуацией; после того, какпациент вспоминал обстоятельства, приведшие к заболеванию, наступало улучшение.Брейер добился существенного успеха в лечении одной девушки, Берты Паппенгейм,которую позже обследовал и сам Фрейд. Вскоре Фрейд пришел к мнению, что длявыявления травматических истоков невротического заболевания не обязательноприбегать к помощи гипноза, а достаточно добиться сосредоточения пациента наопределенной мысли. Требуя от пациентов вспомнить причину их заболевания, Фрейдубеждал, что они точно что- то знают, и для усиления эффекта накладывал руку налоб больного. Вскоре основатель психоанализа упразднил свою технику, позволивпациенту просто говорить все, что приходит ему в голову, не оказываястимулирующего давления. Так появился метод свободных ассоциаций. Практикуяновый метод, Фрейд не только убедился в решающей роли травмирующих воспоминанийв этиологии невротических заболеваний, но и сделал предположение опреимущественно сексуальном характере этих воспоминаний. Задачей психоаналитикабыло довести до сознания невротика вытесненный материал, преодолеваясопротивления самого пациента. В процессе терапевтической практики Фрейдстолкнулся с таким явлением, как перенос. Перенос являлся важной составнойчастью психоаналитического лечения, поэтому изучению переноса Фрейд и егопоследователи традиционно уделяли много интереса.
Представления овытеснении, сопротивлении и переносе принимали все более ясные очертания, и врезультате у Фрейда появилось стремление обратить свое исследование в областьчеловеческого бессознательного, малоизученного компонента человеческой психики,которому исследователи практически не уделяли внимания.
В представлении Фрейда,психика не исчерпывалась сознанием, а представляла собой сложную динамическуюструктуру, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии. В еготеориях сознательное является лишь частью психической структуры,взаимодействующей с окружающей средой и подчиняющейся ее правилам,руководствуясь принципом реальности. Но куда более объемной частью являетсябессознательное, источник инстинктивных побуждений и бездонное хранилищевытесненного из сознания материала; руководствуясь принципом удовольствия,бессознательное направлено на уменьшение количества возбуждения, возникающего внем вследствие возникновения природных потребностей. В бессознательномнеудовлетворенные желания могут существовать вечно, ибо здесь не действуютзаконы времени; воспоминания, погруженные в бессознательное, продолжаютфункционировать и без ведома человека. Между сознанием и бессознательнымсуществует постоянный энергетический обмен, целью которого является поддержаниестабильного психического состояния человек путем снятия напряжения. Главнойэнергетической силой бессознательного является либидо, энергия, возникающая врезультате активного проявления полового инстинкта. Кроме того, Фрейд выделялпредсознательное, содержание которое тоже являлось недоступным для человека,однако не являлось вытесненным материалом, как бессознательное.
Фрейд отмечал, что сописательной точки зрения существует два компонента бессознательного, но сдинамической точки зрения – один. В работе “ Я и Оно” Фрейд обозначил Я каксознательную часть личности, а Оно – как бессознательную, однако, имеющуювозможность непосредственно влиять на Я, и как следствие, на поведениечеловека. Так же Фрейд выделил ту часть Я, которая является по большей частибессознательной, и оказывает на Я не меньшее воздействие, чем Оно. Этаструктура образуется путем интериоризации психикой ребенка образа родителей,позже в нее включаются предписания норм общественного поведения, диктуемыесоциумом. Эту психическую составляющую, являющуюся своего рода хранителемморали и нравственности, Фрейд назвал Сверх – Я. В структурном взаимодействиипсихики Сверх-
Я осуществляет рольцензурирующего органа, осуществляя контроль в области мышления и поведения;кроме того, в Сверх – Я является носителем некоего идеала, прообразом которогообычно является отец субъекта. Сверх – Я является решающим фактором при задействованиитаких процессов, как вытеснение и сопротивление, и как следствие, Сверх – Яиграет важную роль в образовании неврозов. Фрейд подчеркивал, что Я, Сверх – Я,и Оно – понятия психологические, описательные и их нельзя соотносить с какимилибо функциями мозга.
Стремясь аргументироватьсвои теории, Фрейд обращался к исследованию таких проявлений бессознательнойдеятельности, как невротические симптомы, ошибочные действия и сновидения.Именно проблеме сновидения была посвящена одна из его фундаментальных работ “Толкование сновидений”, вышедшая в 1900 году. В ней Фрейд доказывал, чтосновидения являются своеобразными психическими актами, которые не только имеютсмысл, но и функциональную задачу. Фрейд тщательным образом проанализировалработу сновидения, разобрал его на составные части и предложил свой вариантобъяснения сущности сновидения – психического действия, направленного наисполнение неосуществленного желания путем галлюцинаторного удовлетворения. Помнению Фрейда, во время сна бессознательные желания, не нашедшиеудовлетворения, получают возможность частично попасть в область сознания,находящегося в состоянии сна. Во время сна частично ослабляется действиевнутренней цензуры, поэтому желания могут, подвергнувшись определеннойтрансформации, проявиться в сознании в виде замаскированных образов. В книгебыла представлена техника толкования сновидения, к задаче которой сводилосьпреобразование явного содержания с в скрытое, то есть работа в обратномнаправлении. Фрейд уделял внимание символике сновидения, показывал, какнедопустимые для цензуры вещи могут претерпевать трансформацию в определенныесимволы. С помощью анализа сновидения больного представлялось возможнымподобрать ключ к его внутреннему миру, определить происхождение психическогоконфликта и помочь в осознании травмирующего материала. Анализ сновидений стал неотъемлемойчастью терапевтических методик Фрейда.
В процессе своихисследований и практической деятельности Фрейд постоянно сталкивался спроблемами сексуальности, поэтому он не мог не уделить должного вниманияданному вопросу. В “Трех очерках о психологии сексуальности” Фрейд размышляет опричинах сексуальных отклонений, перверсий, освещает проблему детскойсексуальности и прослеживает путь эволюции либидо от младенца до взрослого человека.Роль детских впечатлений, сексуальных эмоций выделяется основателемпсихоанализа особенно четко, ведь в понимании детской сексуальности и еевозможных нарушений он видит ключ к объяснению невротических расстройств увзрослых. В ходе исследований, терапевтической практики и самоанализа Фрейдпришел к открытию, которое он сам обозначил как фундаментальное в психоанализе– Эдипов комплекс. Источником появления этого комплекса служит сложноеэмоциональное отношение ребенка к его родителям, основанное на амбивалентностичувств. Ребенок проявляет любовь к родителям обоего пола, но к представителюпротивоположного пола любовь сильнее и сексуально окрашена, а на родителясвоего пола ребенок начинает смотреть как на соперника, совмещая любовь иненависть к нему в одном смешенном чувстве. Негативные компоненты этого чувствакак правило вытесняются, созидая почву для последующих неврозов. Если ребенокудачно преодолевает Эдипов комплекс, то внешний авторитет родителейперемещается внутрь детской психики, образуя Сверх – Я. В противном случаевозникает разлад в психике ребенка, что приводит к невротическому заболеваниювзрослого.
Теория Эдипова комплексаслужила не только базисным обоснованием этиологии неврозов, но ирассматривалась как единый принцип возникновения и саморегуляции общественныхсвязей. В работе “ Тотем и табу” Фрейд предполагал, что в основе развитияобщества лежит стремление отгородиться от инцестуозных стремлений, и стремлениеэто генетически детерминировано и берет начало во времена первобытных обществ.Основываясь на работах по изучению “отсталых” народов и трудах Ч.Дарвина опроисхождении общества, Фрейд провел параллели между древними табу примитивныхнародов и невротическим поведением современного человека.
психоанализфрейд бессознательный психика

Заключение
Зигмунд Фрейд по правусчитается пионером в исследованиибессознательного, в академической среде никто до него не уделял стольпристального внимания в изучении глубин человеческой психики. Естественно,взгляды Фрейда постоянно претерпевали изменения, по мере того, как онсталкивался с новыми проблемами. Будучи человеком, Фрейд был не был застрахованот ошибок, и никто не в праве упрекать его за недочеты, погрешности, которые онсовершал в ходе своих работ. Главная заслуга Фрейда заключается в том, что ондобился значительного пересмотра западной психологии, открыв перед всемибудущими исследователями новые горизонты.
Исследования Фрейда,имевшие своей целью изучение неизведанных доселе элементов человеческойпсихики, затрагивали не только проблемы невротических заболеваний, но и такие хорошоизвестные социальные явления, как культура, религия, искусство, этика. В рядесвоих работ Фрейд затрагивал вопросы, ранее не входившие в сферу интересовклассической психологии. Однако психоанализ Фрейда стал такой универсальной вплане направления исследования дисциплиной, что смог охватить в своих обзорахвсе стороны человеческой деятельности. Индивидуальная и массовая психология,анализ выдающихся личностей и культурных традиций, детская сексуальность исновидения – это и многое другое получило в работах выдающегося австрийскогомыслителя новое толкование, не говоря уже о том, что многие открытия Фрейданосили эвристический характер.

Литература
1. Лейбин. В.М.Психоанализ.— СПб.: Питер,2002.— 576с.
2. Феррис П. ЗигмундФрейд. — Мн.: ООО «Попурри», 2001.— 432c.
3. Фрейд З. Введениев психоанализ: Лекции. — СПб.: Питер, 2002.—384 с.
4. Фрейд З. По тусторону принципа удовольствия. — М.: АСТ, 2001—624 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ внешней среды предприятия на примере ОАО Сибирьтелеком
Реферат Особенности исполнения налогового обязательства в Республике Казахстан
Реферат 196621, г. Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Проф. Молчанова, 23 Тел
Реферат 1921р. – заснування школи
Реферат Способы активизации деятельности школьников на уроках русского языка
Реферат 1986—1989 гг. Формирование концепции обратимых денег
Реферат Анализ медиамониторинга обсе/бдипч по выборам депутатов государственной думы 4 декабря 2011 года
Реферат Модели и методы анализа эффективных инвестиций в инновационную деятельность
Реферат 1941г рождения
Реферат Система оповещения 3-го типа
Реферат Islam Spread Essay Research Paper Islam is
Реферат Конституция I года
Реферат Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам
Реферат Men 2 Essay Research Paper Roman FloresAz
Реферат Cell Phones Essay Research Paper The new