Институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ:
«ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАМЕНТА ОТ ТИПА ЛИЧНОСТИ»
Работу выполнил студент (ка)
(ФИО)
Курс, группа
Город, 2010
Содержание
Введение
Основная часть
1. Теоретический анализ литературы
Основные свойства темперамента, характеристика его типов
2. Экспериментальная часть
Заключение
Приложения
Список используемой литературы
/>Введение
Темперамент является одним из наиболеезначимых и популярных в современном мире свойств личности. Интерес к данной проблемевозник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существованиянекоторых различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологическогостроения, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальныхсвязей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится,прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие некоторых психическихразличий между людьми, как то: модели поведения, типология личности, уровень индивидуальнойкреативности, интенсивность и устойчивость эмоций, эмоциональная впечатлительность,темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.
Несмотря на то, что предпринималисьнеоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих порэта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современнойпсихологии. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однакопри всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают,что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность каксоциальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являютсянаиболее устойчивыми и долговременными.
Прежде чем прейти к рассмотрениюразличных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов- каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должныбыть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденноститемперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательныхграней.
Цель работы: Выявитьи показать зависимость таких типов личности как экстраверсия и интроверсия от типатемперамента.
Основными методами нашейкурсовой работы были выбраны:
Анализ литературы по теме темперамент,типы темперамента, типология личности.
Анкетирование контрольной группына основе методик Лэйни М. из книги«Непобедимый интроверт», опросник Г. Айзенка на определениетипа темперамента.
Проверка результативности идостоверности проведенного исследования на основе корреляционного метода поПирсону.
Объект: студентыn курса института N.
Предметом курсовойявляется зависимость типа темперамента от таких типов личности, как экстраверсияи интроверсия.
Все люди отличаются особенностямисвоего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны,невозмутимы, кто-то замкнут. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, вбыстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент- свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведениюлюдей.
В соответствии со столь разными эмоциональнымии личностными характеристиками, нами была выдвинута гипотеза.
Гипотеза: типтемперамента напрямую зависит от такой характеристики личности, как тип (экстраверт/интроверт).
Основная часть1. Теоретический анализ литературы
На существенные индивидуальныеразличия в поведении людей психологи уже давно обратили внимание. Еще вглубокой древности люди замечали, что есть какие-то наиболее типичные «образцыповедения»: в одинаковой ситуации человек с определенными свойствамипсихики всегда ведет себя именно так, а не иначе.
Древние индусы, проповедовавшиеаскетизм, т.е. отрешенность от всего земного (от активности физическойдеятельности, т.е. месяцами неподвижно лежали или стояли в болотах, созерцаясвое «Я», делая попытку «приблизится к Богу), выявили некоторыезакономерности в индивидуальных различиях людей, лишенных движения. Иоказалось, что тот, кто в обыденной жизни вспыльчив, эмоционален, совершенно невыдерживал длительного искусственного отсутствия эмоций при молчаливомбездействии (так называемого „внутреннего аскетизма“). Такие людивпадали в аффективное состояние „истерику“, более уравновешенныелегче переносили подобный „внутренний аскетизм.
Еще дальше пошли в своихтеоретических изысканиях древнегреческие мыслители. Врач Гиппократ предложил концепцию“темперамент». Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырехжидкостей организма. В зависимости от того, какая из них преобладает: кровь (по-латински«сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь(по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»)- таким будет и темперамент человека. Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ,и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолическогои флегматического. Термин «темперамент» в переводе с латинского означает«надлежащее соотношение частей». Сейчас учение о пропорциях жидкостейв организме, как это понимали древние греки и римляне, носит толькоисторический интерес. Наука с тех пор ушла далеко вперед. Но характерные чертытемпераментов были описаны античными мыслителями довольно точно, психологическиверно, и не потеряли своего значения до наших дней.
Эти основные типы темперамента, преждевсего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональныхсостояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства,для сангвинического — быстро возникающие, но слабые чувства для меланхолического- медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического — медленно возникающиеи слабые чувства. Это напрямую связано с физиологическими реакциями торможения.Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстротадвижений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (вдвижениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов,наоборот, характерны медлительность движений и слабое выражение чувств.
Типы темпераментов с точки зрениябытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик — человек быстрый,иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярковыражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурнымэмоциональным реакциям.
Сангвиник — человек быстрый, подвижный,дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаютсяво внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.
Меланхолик — человек, отличающийсясравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностьюих. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно,хотя мало выражает свои чувства.
Флегматик — человек медлительный,уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывестииз себя. Чувства его внешне почти не проявляются.
Иммануил Кант (22.06.1724-12.021804),говорил, что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеютв виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое,с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также теплоили холод при обработке этих соков)
Но с точки зрения психологической,т.е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения касающиесясвойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущимипричинами (из которых кровь самая главная).
Главное деление учения о темпераментахтакое: темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупностидает четыре темперамента.
К темпераментам чувств Кант причислил:А) сангвинический и В) его противоположность — меланхолический. Первый имеет особенность,что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникаетне глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бываетменее ярким, зато пускает глубокие корни. В этом следует усматривать различие темпераментовчувств, а в не расположении к веселью или грусти.
В последующие века исследователи,наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложениии физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппироватьэти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов.В основу этих концепций были положены самые разнообразные черты личности. В рядеконцепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывалисьс индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получилиназвание конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получилатипология, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитуюработу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том,что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности.Э Кречмер провел множество измерений частей тела, что позволило ему выделить четыреконституционных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик.
Лептосоматик характеризуется хрупкимтелосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длиннымихудыми нижними конечностями.
Пикник — человек с выраженной жировойтканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым и средним ростом, расплывшимся туловищемс большим животом и круглой головой на короткой шее.
Атлетик — человек с развитой мускулатурой,крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкиебедра.
Диспластик — человек с бесформенным,неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациямителосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
С названными типами строения телаКречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик,иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подверженколебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудомприспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическимтелосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами имимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложениеимеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактируетс людьми и реалистичен во взглядах.
Теория Кречмера получила наибольшеераспространение в Европе. В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона.В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент — это двавзаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура телаопределяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезыо существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал терминыэмбриологии.
Им были выделены три типа:
1) эндоморфный (из эндодермы образуютсяпреимущественно внутренние органы);
2) мезоморфный (из мезодермы образуетсямышечная ткань);
3) эктоморфный (из эктодермы развиваетсякожа и нервная ткань). Людям с эндоморфным типом свойственно слабое телосложениес избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело,большая физическая сила, а для эктоморфного — хрупкое телосложение, плоская груднаяклетка и длинны тонкие конечности со слабой мускулатурой. По Шелдону, этим типамтелосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимостиот функций определенных органов тела: висцеротония (от лат. viscera- внутренности), соматотония (от греч. soma — тело) и церебротония(от лат. cerebrum — мозг). Лиц с преобладанием определенноготипа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотоникамии церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группамисвойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств.Типы темперамента Висцеротония Соматотония Церебротония
Расслабленность в осанке и движениях
Любовь к комфорту
Медленная реакция
Пристрастие к еде
Социализация пищевой потребности
Наслаждение от процесса пищеварения
Любовь к компаниям, дружеским излияниям
Социофилия (любовь к общественной жизни)
Приветливость со всеми
Жажда любви и одобрения окружающих
Ориентация на других
Эмоциональная ровность
Терпимость
Безмятежная удовлетворенность
Хороший сон
Отсутствие взрывных эмоций и поступков
Мягкость, легкость в обращении и внешнем выражении чувств
Общительность и расслабленность под воздействием алкоголя
Потребность в людях в трудную минуту
Ориентация на детей семью
Уверенность в осанке и движениях
Склонность к физической деятельности
Энергичность
Потребность в движениях и удовольствие от них
Потребность в доминировании
Склонность к риску в игре случая
Решительные манеры
Храбрость
Сильная агрессивность
Психологическая нечувствительность
Клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства)
Отсутствие сострадания
С трудом приглушаемый голос
Спартанская выносливость боли
Шумное поведение
Внешний вид соответствует более пожилому возрасту
Объективное и широкое мышление, направленное вовне
Самоуверенность, агрессивность под воздействием алкоголя
Потребность в действиях в тяжелую минуту
Ориентация на занятия юношеского возраста
Заторможенность в движениях, скованность в осанке
Чрезмерная физиологическая активность
Повышенная скорость реакций
Склонность к уединению
Склонность к рассуждениям, исключительное внимание
Скрытность чувства, эмоциональная заторможенность
Самоконтроль мимики
Социофобия (страх перед общественными контактами)
Заторможенность в общении
Избегание стандартных действий
Агорафобия (боязнь открытого пространства)
Непредсказуемость установок (поведения)
Тихий голос, избегание шума
Чрезмерная чувствительность к боли
Плохой сон, хроническая усталость
Юношеская живость и субъективное мышление
Концентрированное скрытое и субъективное мышление
Устойчивость к действию алкоголя и других регрессантов
Потребность в уединении в тяжелую минуту
Ориентация на пожилой возраст
В нашей стране исследователи темпераментастоят примерно на тех же исходных позициях, большинство из них относят темпераментчеловека к наиболее жестко биологически детерминированным подструктурам психики.Детальную разработку эта проблематика получила в исследованиях В.М. Русалова, которыйследующим образом описывает свойства психики, относящиеся к темпераменту: К темпераментуследует относить только такое психологическое свойство, которое:
Не зависит от содержания деятельностии поведения, т.е. отражает формальный аспект деятельности и поведения (являетсянезависимым от смысла, мотива, цели и т.д.);
Характеризует индивидуально-характерную,типичную для индивида меру динамического (энергетического) напряжения и отношенияк миру, людям, себе, деятельности;
Универсально и проявляется во всехсферах жизнедеятельности;
может обнаруживаться уже в детстве;
Устойчиво в течение длительного периодажизни человека;
Высоко коррелирует со свойстваминервной системы и других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
Является наследуемым.
Как видим, в приведенном наборе критериев,наряду с наследуемостью свойств темперамента, содержится и прямое указание на егосвязь с частными конституциями человека, в том числе и телесной. Здесь вполне уместновспомнить о том, что Э. Кречмер в книге «Строение тела и характер» недает развернутого определения темперамента, а использует его лишь в качестве рабочего;связано это, на наш взгляд, с тем, что данное понятие, используемое в психологиии медицине еще со времен Гиппократа, как бы не нуждалось в дополнительной разработке.Вместе с тем приведенные примеры современных моделей темперамента наглядно демонстрируют,что это мнение разделяют далеко не все исследователи. Более того, в рамках отечественнойдифференциальной психофизиологии, основанной Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, кнастоящему времени сформулированы положения принципиально новой теории индивидуальностичеловека, позволяющие раскрыть проблему соотношения соматического и психическогос позиций современного человекознания.
Получившая название «специальнойтеории индивидуальности», эта концепция достаточно продуктивно разрабатываетсяв настоящее время в Институте психологии РАН коллективом под руководством В.М. Русалова.В соответствии с данной теорией, в психической сфере выделяется особый пласт свойств,характеризующих формально-динамический аспект деятельности и поведения человека.Этот аспект принципиально отличается от содержательной стороны психики тем, чтоформируется в результате «системного обобщения» психофизиологических компонентовдеятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей и способов за счет постоянстваврожденных индивидуально устойчивых свойств всех биологических подсистем организма.Таким образом, в основе темперамента лежит совокупность всех физических и физиологическихсвойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате.
Сказанное совсем не означает, чторазные элементы биологической системы человека равноценны в детерминации формально-динамическихсвойств психики. Имеющийся экспериментальный материал убедительно свидетельствуето том, что связь свойств темперамента со свойствами нервной системы значительновыше, чем, например, с характеристиками соматической организации человека.
При этом необходимо отметить, чтоформально-динамические свойства не являются строго фиксированной системой, а формируются,перестраиваются и обобщаются по мере развития человека. Такое понимание темпераментаочень близко к пониманию Э. Кречмером характера, но, в отличие от него, делает возможнымконцептуальное описание формирования психического во всех его проявлениях в процессеонтогенеза: будучи продуктом обобщения физических и физиологических свойств индивида,формально-динамические свойства психики включаются в «более высокоорганизованные»психические структуры, такие, как, например, интеллект или свойства личности.
Экспериментальные работы, выполняемыев рамках описываемой теории, ведутся на протяжении последних полутора десятилетий,но уже сейчас их результаты позволяют проследить механизмы опосредования влияниябиологических структур на формирование интеллекта, индивидуальных стилей деятельности,творческих способностей. Таким образом, задача выяснения соотношений между соматическими психическим, сформулированная Э. Кречмером, достаточно активно решается в рамкахотечественной дифференциальной психофизиологии.
Аналогичный подход к данной проблемесложился в последние десятилетия и в американской психогенетике. Один из наиболееярких ее представителей — Дж. Лоэлин выделяет четыре уровня генетического анализаповедения:
Оценка вклада генетических и средовыхкомпонент в формирование психических свойств;
Вычленение составляющих этих компонент,например: в генетической — аддитивной и доминантной; в средовой — семейной и межсемейной;
Изучение взаимосвязей и взаимодействиямежду генотипом и средой;
раскрытие механизмов, опосредующихгенетические влияния на формирование и функционирование психики.
Анализируя состояние современныхисследований, Дж. Лоэлин приходит к выводу, что на сегодняшний день наиболее активнопсихогенетики работают на первом и втором уровнях; третий уровень очень интересенв теоретическом плане, но слабо разработан экспериментально; четвертый же уровеньтребует самого активного сотрудничества представителей различных дисциплин: психофизиологов,молекулярных генетиков, психогенетиков, биологов, специалистов в математическоммоделировании и многих других. При этом автор высказывает мнение, что реальных результатовисследований на четвертом уровне не приходится ожидать ранее, чем лет через двадцать.
Таким образом, можно заключить, чтопроблема, сформулированная в основных трудах Э. Кречмера, входящих в эту книгу,активно разрабатывается в разных областях естественнонаучного знания на протяженииуже второго столетия. Несмотря на это, она еще очень далека от своего решения, очем свидетельствует многообразие подходов и теоретических моделей, часть из которыхмы постарались осветить.
В то же время само это многообразиеотражает неугасающий интерес к этой проблеме ученых самых разных специальностейи дает основания для надежды на то, что интеграция их усилий принесет ощутимые плодыв уже недалеком будущем.
Однако было бы ошибкой думать, чтовсех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являютсячистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельныхчерт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различныхситуациях и по отношению к разным сферам жизни деятельности может обнаруживать чертыразных темпераментов.
Нельзя ставить вопрос о том,какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательныестороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивостьсангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствиеторопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которымисвязано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов можетвозникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерическийтемперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным«взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонностиразбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическомтемпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целикомпогружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темпераментможет сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.
Еще С.Л. Рубинштейн подчеркивал,что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивностьи что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия,которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность — силой побуждения искоростью перехода от побуждения к действию.
Темперамент — это индивидуальныеособенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности иповедения.
Темперамент — это те врожденные особенностичеловека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скоростиреагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенностиприспособления к окружающей среде.
Б.М. Теплов дает следующее определениетемперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупностьпсихических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротойвозникновения чувств, с одной стороны, и силы их — с другой». Таким образом,темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность. Активность поведенияхарактеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительностии инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональныхпроцессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость,горе, страх, гнев и др.).
Психика каждого человекауникальна. Её неповторимость связана как с особенностями биологического ифизиологического строения и развития организма (внутренние условия), так и скомпозицией социальных связей и контактов (внешнее воздействие). К биологическиобусловленным подструктурам личности относится темперамент, а также половые ивозрастные свойства психики. Таким образом, личность — это совокупностьвнутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
Важнейший компонент внутреннихусловий составляет свойства нервной системы. Тип нервной системы, в своюочередь, обуславливает темперамент человека и отражается в его поведенческихособенностях. В своих проявлениях темперамент зависит не только отнаследственных свойств нервной системы. Социальная среда оказывает существенноевлияние как на скорость развития темперамента, так и на способы его проявленияличностью. Например, в последние десятилетия биологическое и физиологическоесозревание человека ускорилось, акселерация привела к раннему становлению еготемперамента, в то время как социальное формирование его несколько замедлилось вследствиеувеличения продолжительности обучения, а это, в свою очередь, задержало его включениев значимые социальные контакты.
Таким образом, темпераментомназывается совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующихдинамику психической деятельности человека. Т.е. это биологический фундамент,на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает в основномдинамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. Свойстватемперамента устойчивы и постоянны, проявляются у человека в самых различныхусловиях деятельности и эмоционально окрашивают его поступки.
Научное объяснение темпераментамдала неврологическая теория, основателем которой был русский физиолог И.П. Павлов.В своих исследовательских работах он пришел к выводу о том, что тип высшейнервной деятельности, или типы нервной системы являются физиологической основойтемпераментов. Он в своих исследованиях остановился на четырех типов высшейнервной деятельности. Эти типы характеризуются определенной совокупностьюпоказателей основных свойств процессов возбуждения и торможения — силы,подвижности и уравновешенности. Эти три свойства нервной системы вклассификации И.П. Павлова в разных сочетаниях дали четыре типа высшей нервнойдеятельности, влияющих на четыре темперамента:
слабая н. с. (нервная система) — слабый тип (меланхолик);
сильная, уравновешенная,подвижная н. с. — живой тип (сангвиник);
сильная, уравновешенная,инертная н. с. — инертный тип (флегматик);
сильная, неуравновешенная н. с. — безудержный тип (холерик).
Здесь следует отметить, что И.П.Павлов называл всегда вместе тип и темперамент, но полностью он их неотождествлял. Он отмечал, что необходимо различать, во-первых, генотип, илитемперамент, как прирожденную, природную особенность нервной системы, ифенотип, или характер, как сочетание наследственных и приобретенных свойств,выражающееся в «окончательной наличной нервной деятельности». Крометого, свойства нервной системы и темперамента не всегда имеют непосредственнуюсвязь: одно и то же свойство (например, уравновешенность) может по-разномупроявиться в разных темпераментах, а один и тот же темперамент по-разному будетзависеть от свойств высшей нервной деятельности.
Тип нервной системы — понятиефизиологическое. А темперамент — психологическое. Темперамент — этодинамическая характеристика деятельности; он выражается не столько в ееконечном итоге, сколько в ее течении.
И.П. Павлов никогда не считалсвою работу полностью законченной, а типологию — окончательной, и отчетливопонимал, что описанные им типы нервной системы — нереальные портреты, посколькуне один конкретный человек не обладает всеми признаками того или иного типа.
Павловская концепция связи типовтемперамента с типами нервной системы явилась серьезным шагом на путиисследования оснований классификации темпераментов, она направила внимание кдальнейшей детализации — соотнесению отдельных свойств нервной системы сконкретным типом темперамента.
Впоследствии к основнымсоставляющим темперамента относят две характеристики поведения — энергетическийуровень и временные параметры. Первая описывается через активность и реактивность;вторая — через подвижность, темп, ритмичность реакции. Реактивность человекатем выше, чем слабее раздражитель, способный вызывать реакцию. Она показывает,насколько сильно разные люди реагируют на одинаковые стимулы: высокореактивные — сильно возбудимы, но обладают низкой выносливостью при воздействии сильных иличасто повторяющихся раздражителей. Соотношение реактивности и активностипоказывает, что сильнее воздействует на человека — случайные факторы (события,настроения и т.д.) или постоянные и долгосрочные цели. Согласно концепцииСтреляц активность и реактивность находятся в обратной зависимости: высокореактивныелюди, сильно реагирующие на раздражители, обычно обладают пониженнойактивностью и малой интенсивностью действий, их физиологические процессы как быусиливают стимуляцию, и она быстрее становится для них чрезмерной. Низкореактивные- более активны, реагируя слабее, чем высокореактивные, они могут поддерживатьбольшую интенсивность действий, так как их физиологические процессы скорееподавляют стимуляцию.
Таким образом, длявысокореактивных людей при равных условиях, всегда больше стимулов чрезмерных исверхсильных, среди которых могут быть и вредные, вызывающие реакцию страха.
Принимая во вниманиенакапливающиеся факты, психологи склоняются к представлению, что приклассификации темперамента нужно учитывать также и индивидуальную склонностьчеловека реагировать на ситуацию преимущественно одной из врожденных эмоций. Какпоказали исследования, человек со слабым типом нервной системы (меланхолик) особосклонен к реакции страха; сильным (холерик) — гневу и ярости; сангвиник — положительным эмоциям, а флегматик вообще не склонен к бурному эмоциональномуреагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет кположительным эмоциям. Так, с учетом склонности человека к определеннойэмоциональной реакции, Стрелец описывает основные типы темперамента.
Основные свойства темперамента, характеристика еготипов
От одного и того же свойстванервной системы зависит ряд свойств темперамента, и наоборот, свойствотемперамента определяется не одним, а несколькими свойствами нервной системы. Особенноэто проявляется при анализе таких свойств темперамента, как экстраверсия — интроверсия, пластичность — ригидность и др. Каждое свойство темперамента водних случаях играет положительную роль, позволяя наилучшим способомприспособиться к условиям деятельности, а в других — отрицательную.
Различаются следующие свойстватемперамента:
Сенситивность (повышеннаячувствительность)
О ней судят по наименьшей силевнешних воздействий, необходимых для того, чтобы вызвать какую-то психическуюреакцию. Если у одного человека определенные условия деятельности не вызываютраздражения, то для другого они становятся сильным взбивающим фактором. Одна и таже степень неудовлетворенности потребности одним человеком почти не замечается,а у другого вызывает страдания. В данном случае, второй тип имеет более высокуюсензитивность.
Реактивность, эмоциональность.
Функция этого свойстваопределяется силой эмоциональной реакции человека на внешние и внутренниераздражители. Иногда эмоциональность отдельно дифференцируется в связи с силойэмоций.
Резистентность.
Это сопротивляемостьнеблагоприятным условиям, тормозящим деятельность. Наиболее ярко такое свойствотемперамента проявляется в сопротивлении стрессу, в отсутствии сниженияфункционального уровня деятельности при сильном нервном напряжении.
Ригидность — пластичность.
Первое свойство характеризуетсянегибкостью приспособления к внешним условиям, второй — ему противоположно. Человекс пластичным темпераментом легко и гибко приспосабливается к смене обстановки.
Экстраверсия интроверсия.
О них судят по тому, от чего вбольшей степени зависят реакции и деятельность человека — от внешнихвпечатлений в данный момент (экстраверсия) или, наоборот, от образов,представлений и мыслей, связанных с прошлым (интроверсия). Поэтому человекэкстраверт часто выражает свои переживания внешне, тогда как интроверт склонен«уходить в себя», особенно в напряженной обстановке.
Возбудимость внимания.
Чем меньше степень новизныпривлекает внимание, тем более оно (внимание) возбудимо у данного человека.
Темперамент определяется некаждым отдельным свойством, а закономерным соотношением всех свойств.
Приведенные характеристики не претендуютна категоричность, как и деление людей на четыре группы весьма условно.
Все данные анализа литературыможно вынести в сводную таблицу: Автор Порядок типов Гиппократ холерик сангвиник меланхолик флегматик Кречмер пикник (сангвиник) атлетик (флегматик) лептосоматик (меланхолик) Шелдон висцеротоник (сангвиник) соматотониик (холерик) церебротоник (меланхолик) Павлов сильный неуравновешенный (холерик) сильный уравновешенный инертный (флегматик) сильный уравновешенный подвижный (сангвиник) слабый (меланхолик)
2. Экспериментальная часть
Нами была выбранаэкспериментальная группа, состоящая из 40 человек. В соответствии с проведеннымнами заранее тестом на тип темперамента Г. Айзенка, целевая группа быларазделена на четыре части в зависимости от темперамента: холерики, сангвиники,флегматики и меланхолики. Далее в каждой группе была использована авторскаяметодика опросника Лэйни М. изкниги «Непобедимый интроверт», что помогло нам сравнить полученныерезультаты по тесту Айзенка.
ЭКСТРАВЕРСИЯ, характеристикаопределенного типа личности. Термин был введен известным швейцарским психиатроми психологом Карлом Юнгом. Согласно Юнгу, человек является экстравертом, еслиего основные интересы лежат во внешнем, объективном мире, в котором он видитвысшую ценность. Экстраверсия, таким образом, предполагает предпочтениесоциальных и практических аспектов жизни, в отличие от погружения в мирвоображения и интроспекции.
ИНТРОВЕРСИЯ, личностнаяхарактеристика, описанная швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в 1910 иозначающая дословно «обращенность внутрь». Интроверсия предполагаетпредпочтение человеком своего внутреннего мира воображения, богатого исозидательного объективной реальности. Интроверты обычно чувствительны, склоннык самоанализу и самокритике. Для них не характерны спонтанные действия, они неособенно общительны, им не свойственно выражение эмоций; интроверт большепогружен в свои мысли и фантазии, часто предпочитает общению с людьмивозможность предаться размышлениям. Юнг выдвинул гипотезу об интроверсии иэкстраверсии как противоположных личностных качествах. Критическое изучениеэтих понятий показало, что они являются слишком широкими и всеобъемлющими. Термины,однако, по-прежнему широко употребляются. Поскольку некоторые отличительныеособенности интроверсии — необщительность, субъективизм, чувствительность — нередкосвязаны с определенными психическими расстройствами, термин зачастую вызываетнегативные ассоциации. Изначальное определение интроверсии, однако, не содержитоценочной характеристики.
Таблица 1. Холерики
Номер опрашиваемого
Темперамент по тесту Г. Айзенка
Тип личности по тесту Г. Айзенка
Авторский опросник Лейни. М
1
холерик
экстраверт
экстраверт
2
холерик
интроверт
экстраверт
3
холерик
экстраверт
экстраверт
4
холерик
экстраверт
экстраверт
5
холерик
экстраверт
экстраверт
6
холерик
интроверт
экстраверт
7
холерик
экстраверт
интроверт
8
холерик
интроверт
экстраверт
9
холерик
экстраверт
экстраверт
10
холерик
экстраверт
экстраверт
11
холерик
интроверт
интроверт
12
холерик
экстраверт
экстраверт
13
холерик
экстраверт
экстраверт
14
холерик
экстраверт
экстраверт
15
холерик
экстраверт
экстраверт
16
холерик
экстраверт
экстраверт
17
холерик
интроверт
интроверт
18
холерик
экстраверт
экстраверт
19
холерик
экстраверт
экстраверт
20
холерик
интроверт
интроверт
В таблице видно, что преобладающим типом личности ухолериков является экстраверсия, хотя Лейни М. предполагает наличие еще одноготипа личности — амбидекстр, что включает в себя два резко направленныхтипа личности, как экстраверт и интроверт.
Таблица 2. Сангвиники
Номер опрашиваемого
Темперамент по тесту Г. Айзенка
Тип личности по тесту Г. Айзенка
Авторский опросник Лейни. М
1
сангвиник
интроверт
экстраверт
2
сангвиник
интроверт
экстраверт
3
сангвиник
экстраверт
экстраверт
4
сангвиник
экстраверт
экстраверт
5
сангвиник
интроверт
амбидекстр
6
сангвиник
интроверт
экстраверт
7
сангвиник
экстраверт
интроверт
8
сангвиник
интроверт
экстраверт
9
сангвиник
интроверт т
экстраверт
10
сангвиник
экстраверт
амбидекстр
11
сангвиник
интроверт
интроверт
12
сангвиник
экстраверт
экстраверт
13
сангвиник
экстраверт
экстраверт
14
сангвиник
экстраверт
экстраверт
15
сангвиник
экстраверт
экстраверт
16
сангвиник
интроверт
амбидекстр
17
сангвиник
интроверт
интроверт
18
сангвиник
экстраверт
экстраверт
19
сангвиник
экстраверт
экстраверт
20
сангвиник
интроверт
интроверт
Данные, представленные в таблице, показывают, чтопреобладающим типом темперамента у сангвиников также является экстраверсия, чтов принципе подтверждает многочисленные исследования по этим темам. Но также мывидим появление у них «промежуточного» типа личности — амбидекстр.
Таблица 3. Флегматики
Номер опрашиваемого
Темперамент по тесту Г. Айзенка
Тип личности по тесту Г. Айзенка
Авторский опросник Лейни. М
1
флегматик
интроверт
интроверт
2
флегматик
интроверт
экстраверт
3
флегматик
экстраверт
амбидекстр
4
флегматик
экстраверт
экстраверт
5
флегматик
интроверт
амбидекстр
6
флегматик
интроверт
экстраверт
7
флегматик
экстраверт
интроверт
8
флегматик
интроверт
интроверт
9
флегматик
интроверт
экстраверт
10
флегматик
интроверт
амбидекстр
11
флегматик
интроверт
интроверт
12
флегматик
экстраверт
экстраверт
13
флегматик
экстраверт
экстраверт
14
флегматик
интроверт
амбидекстр
15
флегматик
экстраверт
экстраверт
16
флегматик
интроверт
амбидекстр
17
флегматик
интроверт
интроверт
18
флегматик
экстраверт
экстраверт
19
флегматик
интроверт
интроверт
20
флегматик
интроверт
интроверт
Мы видим, что среди флегматиков нет преобладающего типаличности. Это связано с уравновешенностью нервной системы и внешнимспокойствием. Флегматичный характер чаще содержит в себе такой тип личности,как амбидекстр.
Таблица 4. Меланхолики
Номер опрашиваемого
Темперамент по тесту Г. Айзенка
Тип личности по тесту Г. Айзенка
Авторский опросник Лейни. М
1
меланхолик
интроверт
интроверт
2
меланхолик
интроверт
экстраверт
3
меланхолик
интроверт
амбидекстр
4
меланхолик
экстраверт
экстраверт
5
меланхолик
интроверт
амбидекстр
6
меланхолик
интроверт
интроверт
7
меланхолик
интроверт
интроверт
8
меланхолик
интроверт
интроверт
9
меланхолик
интроверт
экстраверт
10
меланхолик
интроверт
амбидекстр
11
меланхолик
интроверт
интроверт
12
меланхолик
экстраверт
экстраверт
13
меланхолик
интроверт
интроверт
14
меланхолик
интроверт
амбидекстр
15
меланхолик
интроверт
экстраверт
16
меланхолик
интроверт
амбидекстр
17
меланхолик
интроверт
интроверт
18
меланхолик
экстраверт
экстраверт
19
меланхолик
интроверт
интроверт
20
меланхолик
интроверт
интроверт
Таким образом мы видим, что меланхолики больше всего склоннык интроверсии, что подтверждается и методикой Лейни М. Экстравертов средиподобного темперамента нет или неясно выражены (в случае амбидексторности).
Для математического подтверждения наших результатов мы прибеглик корреляционному методу по Пирсону. Для метрических величинприменяется коэффициент корреляции Пирсона, точная формула которого былавведена Фрэнсисом Гальтоном:
Пусть X,Y — две случайные величины, определённые на одном вероятностном пространстве. Тогдаих коэффициент корреляции задаётся формулой:
/>,
где cov — ковариация, D — дисперсия.
Развернутый вариант формулы:
/>,
где /> - математическоеожидание.
Для графического представленияподобной связи можно использовать прямоугольную систему координат с осями,которые соответствуют обеим переменным. Каждая пара значений маркируется припомощи определенного символа. Такой график называется «диаграммойрассеяния».
Метод вычисления коэффициентакорреляции зависит от вида шкалы, к которой относятся переменные. Так, дляизмерения переменных с интервальной и количественной шкалами необходимоиспользовать коэффициент корреляции Пирсона (корреляция моментов произведений).Если по меньшей мере одна из двух переменных имеет порядковую шкалу, либо неявляется нормально распределённой, необходимо использовать ранговую корреляциюСпирмена или τ(тау) Кендала. В случае, когда одна из двух переменных является дихотомической,используется точечная двухрядная корреляция, а если обе переменные являютсядихотомическими: четырёхполевая корреляция. Расчёт коэффициента корреляциимежду двумя недихотомическими переменными не лишён смысла только тогда, когдасвязь между ними линейна (однонаправлена).
Коэффицие́нткорреля́ции или парный коэффицие́нт корреля́ции втеории вероятностей и статистике — это показатель характера взаимногостохастического влияния изменения двух случайных величин. Коэффициенткорреляции обозначается латинской буквой R в математической статистике (r встатистике) и может принимать значения от −1 до +1. Если значение помодулю находится ближе к 1, то это означает наличие сильной связи, а если ближек 0 — связь слабая или вообще отсутствует.
В нашей курсовой работе мыполучили корреляционный коэффициент равный 0.563, что говорит о том, чтополученные нами данные достоверны и могут использоваться в статистическихисследованиях и таблицах.
Заключение
Темперамент представляет собойнаиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведениячеловека.
Основные проблемы в изучениитемперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением егогенетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску иизмерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основекоторых строится та или иная типология.
Не менее важными проблемамиявляются: определение места темперамента в структуре индивидуальности,выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучениетемперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
В классической психологиисчитается, что каждый человек обладает смешанным темпераментом, т.е. демонстрируетпризнаки всех темпераментов в различных пропорциях, но это верно только в томслучае, если мы будем рассматривать исключительно поведенческие признакитемпераментов. Однако, есть множество различных факторов, таких как, например,тип психики, пол, возраст, состояние здоровья, в том числе и психического,которые оказывают влияние на отдельные поступки и поведение человека в целом. Поэтомувесьма трудно отделить в поведении признаки, относящиеся исключительно ктемпераменту человека, в разные моменты времени один и тот же человек можетдемонстрировать признаки различных темпераментов, выраженные в той или инойстепени.
«Течение психической жизниподобно водному потоку. У одних, как в горной реке, образы и мысли, чувства инастроения стремительно и быстро сменяют друг друга. У других, подобно широкой,многоводной реке, психическая жизнь течет медленно с большим внутренним напором».
Приложения
Приложение 1
Тест Лейни М., «Непобедимый интроверт».
Просмотрите утверждения,приведенные ниже. Какой список, по-вашему, подходит вам больше? Или в основномподходит (не все к вам относится)? Отвечайте так, как есть, а не так, как вамхочется, чтобы было. Основывайтесь на первом впечатлении.
СписокА:
Мне нравится быть в гуще событий.
Люблю разнообразие, одно и то женадоедает.
Знаю много людей, считаю ихдрузьями.
С удовольствием болтаю с людьми,даже с чужими.
Действие заряжает меня, снетерпением хватаюсь за следующее дело.
Говорю или действую, неиспытывая необходимости сначала подумать.
Я в целом довольно энергичныйчеловек.
Я склонен больше говорить, чемслушать.
СписокБ:
Предпочитаю расслабляться водиночестве или в узком кругу близких друзей.
Друзьями считаю только техлюдей, с которыми создались глубокие отношения.
Нуждаюсь в отдыхе после какой-товнешней деятельности, даже если развлекаюсь.
Кажусь спокойным,уравновешенным, люблю наблюдать.
Как правило, сначала думаю, апотом уже говорю или действую.
Испытываю пустоту в голове,когда нахожусь в группе людей или под стрессом.
Не люблю чувствовать себяперегруженным работой.
Какой список лучше вас описывает?Если список А, значит, вы экстраверт. Если Б, то вы интроверт. Вы, возможно,обладаете не всеми характеристиками из списка, но, тем не менее, один подходитбольше, чем другой. Поскольку все мы живем в обществе, ориентированном наэкстравертов, и работа или семья до определенной степени требуют проявлениякачеств экстраверта, вам, возможно, покажется затруднительным определить,который из списков больше соответствует вашему характеру. Если вы не уверены,задайте себе вопрос: «Когда я ощущаю себя более отдохнувшим: послеспокойного отдыха (»внутренник") или активного («внешник»)?Если вы по-прежнему не можете определиться, воспользуйтесь приведенной нижеформой для самооценки на интровертность.
Оценка собственнойинтровертности.
Проведите тест на интровертностьв тот день, когда будете пребывать в спокойном, расслабленном состоянии. Устройтесьгде-нибудь в укромном уголке, так чтобы никто вас не прерывал. Каждоеутверждение обдумывайте на предмет его соответствия или несоответствия вашейличности в целом, не учитывая то, что вам хотелось бы видеть в себе, а такжето, как вы себя ощущаете время от времени. Ничего не анализируйте и незадумывайтесь глубоко над каждым пунктом. Первое впечатление обычно бываетсамым правильным. Для оценки со стороны лучше призвать на помощь приятеля илиподругу. Сравните собственные оценки с его или ее оценкой. Если мнения несовпадают, обсудите обе точки зрения.
Отвечайте на вопросы словами«Верно» или «Неверно», затем просуммируйте ответы «Верно»и посмотрите на комментарии в конце списка, чтобы определить, кто вы: интроверт,находитесь посередине континуума или экстраверт. Итак:
Когда мне нужно отдохнуть, япредпочитаю проводить время в одиночестве или с одним-двумя близкими людьми, ане в группе.
Когда я работаю над проектом,мне удобнее долго не прерываться, я не люблю делать работу маленькими порциями.
Я иногда репетирую то, что мнепредстоит сказать, время от времени делаю для себя письменные пометки.
В целом я предпочитаю скорееслушать, чем говорить.
Люди иногда думают, что яспокойный, таинственный, отчужденный или тихий.
Мне больше нравится отмечатькакие-то особые случаи с одним или несколькими близкими друзьями, а неустраивать большие праздники.
Мне обычно требуется подумать,перед тем как отреагировать или что-то сказать.
Я склонен замечать те детали,которые многие не видят.
Если до моего прихода двоеспорили, я ощущаю, как напряжение витает в воздухе.
Если я говорю, что сделаючто-то, то почти всегда это делаю.
Я чувствую беспокойство, если уменя сжатые сроки, чтобы закончить проект, не могу расслабиться.
Я могу «отключиться», еслислишком много всего происходит.
Мне нравится понаблюдать закакой-то деятельностью, перед тем как подключиться к ней.
Я создаю прочные, длительныеотношения.
Не люблю прерывать других и нелюблю, когда меня прерывают.
Когда я получаю многоинформации, мне требуется время, чтобы разобраться в ней.
Я не люблю чрезмерновозбуждающую обстановку. Не представляю, зачем люди ходят смотреть фильмыужасов или катаются на «американских горках».
Иногда меня сильно раздражаютзапахи, вкус, пища, погода, шум и т.д.
Я творческая личность, и у меняхорошо развито воображение.
После общественных мероприятийчувствую опустошенность, даже если мне было хорошо.
Предпочитаю, чтобы меняпредставляли, а не представлять других.
Могу начать брюзжать, еслислишком долго нахожусь в окружении людей или в гуще дел.
Я часто чувствую себянекомфортно в новой обстановке.
Мне нравится, когда людиприходят ко мне домой, но не люблю, когда они задерживаются подолгу.
Часто я с ужасом думаю онеобходимости сделать ответный телефонный звонок.
Иногда чувствую пустоту вголове, когда знакомлюсь с людьми или когда меня неожиданно просят что-тосказать.
Говорю медленно и делаю паузы вразговоре, особенно если устал или если пытаюсь одновременно думать и говорить.
Я не считаю случайных знакомыхдрузьями.
Я не чувствую, что могуознакомить других людей со своими идеями, пока работа не будет полностьюзакончена.
Люди удивляют меня, когдадумают, что я умнее, чем сам себе кажусь.
Сложите все ответы «Верно».Теперь прочитайте следующие комментарии, чтобы определить, к какой категории выотноситесь.
20-29 «Верно»: Выглубоко интровертны. Таким образом, вам крайне необходимо понимать, какнаправлять поток вашей энергии и каким образом ваш мозг обрабатывает информацию.Вы связаны с жизнью посредством идей, впечатлений, надежд и ценностей. Внешняясреда не властна над вами. Эта книга может помочь вам использовать внутреннеезнание, чтобы начертать собственный путь.
10-19 «Верно»: Вынаходитесь где-то посередине. Как амбидекстры, вы и интровертны, и экстравертны.Вы можете чувствовать, что разрываетесь между потребностью побыть в одиночествеи желанием выйти на люди. Поэтому вам будет очень полезно обращать внимание,какая обстановка и какие ситуации всегда заряжают вас энергией. Вы судите себяпосредством собственных размышлений и ощущений и через стандарты, принятые вобществе. Это обеспечивает нам широкий кругозор, но временами может оказаться,что вы видите ситуацию с обеих сторон и не знаете, какова ваша позиция. Оченьважно для вас научиться оценивать свой темперамент, чтобы быть в состоянииподдерживать энергетический баланс. Подробнее об этом мы поговорим в главе 2.
1-9 «Верно»: Вы скорееэкстравертны. Вы судите о себе в свете ценностей и реальности других людей. Чтобыпроизвести изменение, вы действуете в пределах того, что существует. Когда выдостигнете среднего возраста, то с удивлением можете обнаружить, что хотитеотдохнуть от общения и что испытываете потребность иметь время для себя, но небудете знать, как этого добиться. Вы можете разработать приемы и помочь себезапомнить, что нужно делать, когда вам требуется одиночество. Чтобы этосделать, вам понадобится уравновесить свои экстравертные навыки. Этого можнодобиться, научившись некоторым более интровертным навыкам.
Если вы все еще не уверены,«внутренних» вы или «внешник», подумайте, как ответить наследующий вопрос: в кризисной ситуации склонны ли вы чувствовать, что закрылисьи как-то отделились от всего, и реагируете медленным движением? Или вы склоннынемедленно физически двигаться, предпринимать действия, не думая? Когдапроисходит какое-то стрессовое событие, мы возвращаемся к самой базовой,заложенной в нас схеме поведения. Если вы склонны отступить назад и тишинанаваливается на вас, как густой туман, значит, вы в большей степени интроверт. Еслиже вы более экстравертны, то реагируете, немедленно приводя себя в действие. Ив той, и в другой реакции есть своя ценность.
Приложение 2
Тест Г. Айзенка на определениетипа темперамента.
Варианты ответов на вопросы:«да», «нет». Первый ответ, пришедший Вам в голову, являетсяправильным. Ваши ответы — «да» — плюс, «нет» — минус — фиксируйтена листке бумаги.
Часто ли Вы испытываете тягу кновым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
Часто ли Вы чувствуете, чтонуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
Считаете ли Вы себя беспечнымчеловеком?
Правда ли, что Вам очень трудноотвечать «нет»?
Обдумываете ли Вы свои дела неспеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
Всегда ли Вы сдерживаете своиобещания, даже если Вам это не выгодно?
Часто ли у Вас бывают спады иподъемы настроения?
Быстро ли Вы обычно действуете иговорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
Возникало ли у Вас когда-нибудьчувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
Верно ли, что на спор Выспособны решиться на все?
Смущаете ли Вы, когда хотитепознакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
Бывает ли, что, разозлившись, Вывыходите из себя?
Часто ли Вы действуете подвлиянием минутного настроения?
Часто ли Вас беспокоят мысли отом, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
Предпочитаете ли Вы чтение книгвстречам с людьми?
Вас легко обидеть?
Любите ли Вы часто бывать вкомпании?
Бывают ли у Вас иногда такиемысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
Верно, что иногда Вы настолькополны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
Предпочитаете ли Вы иметь друзейпоменьше, но особенно близких Вам?
Часто ли Вы мечтаете?
Когда на Вас кричат, Выотвечаете тем же?
Часто ли Вас тревожит чувствовины?
Все ли ваши привычки хороши ижелательны?
Способны ли Вы дать волюсобственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
Считаете ли Вы себя человекомвозбудимым и чувствительным?
Считают ли Вас человеком живым ивеселым?
После того, как дело сделано,часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
Вы обычно молчаливый исдержанный, когда находитесь среди людей?
Вы иногда сплетничаете?
Бывает ли, что Вам не спитьсяоттого, что разные мысли лезут в голову?
Верно ли, что Вам приятнее илегче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и прощеузнать об этом у друзей?
Бывает ли у Вас сильноесердцебиение?
Нравиться ли Вам работа,требующая постоянного внимания?
Бывает ли, что Вас «бросаетв дрожь»?
Верно ли, что Вы всегда говоритео знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этомне узнают?
Верно ли, что Вам неприятнобывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
Вы раздражительны?
Нравиться ли Вам работа, котораятребует быстроты действий?
Верно ли, что Вас не редко недают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли быпроизойти, хотя все кончилось благополучно?
Вы ходите медленно и неторопливо?
Вы когда-нибудь опаздывали насвидание, работу или учебу?
Часто ли Вам снятся кошмары?
Верно ли, что Вы такой любительпоговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомымчеловеком?
Беспокоят ли Вас какие-нибудьболи?
Огорчились бы Вы, если бы долгоне могли видеться со своими друзьями?
Можете ли Вы назвать себянервным человеком?
Есть ли среди Ваших знакомыхтакие, которые Вам явно не нравятся?
Можете Вы сказать, что Выуверенный в себе человек?
Легко ли Вас задевает критикаВаших недостатков или Вашей работы?
Трудно ли получить настоящееудовольствие от вечеринки?
Беспокоит ли Вас чувство, что Вычем-то хуже других?
Сумели бы Вы внести оживление вскучную компанию?
Бывает ли, что Вы говорите овещах, в которых совсем не разбираетесь?
Беспокоитесь ли Вы о своемздоровье?
Любите ли Вы подшутить наддругими?
Страдает ли Вы от бессонницы?
Обработка теста («ключ»).
Если ответ «ключа» совпадаетс Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, — нольбаллов.
Шкала лжи.
Ответ «да» на вопросы:6, 24, 36.
Ответ «нет» на вопросы:12, 18, 30, 42, 48, 54.
Сосчитайте сумму. Если результатот 4 и больше баллов, это значит, что у Вас появилась так называемая социальнаяжелательность: Вы отвечали не так, как есть на самом деле, а так как Вамхотелось бы или так, как принято в обществе. Другими словами, Ваши ответы недостоверны. Если результат меньше 4 баллов, Ваши ответы искренни. Пожалуйста,продолжайте.
Если ответ «ключа» совпадаетс Вашим ответом, Вы прибавляете себе один балл. Если не совпадает, — нольбаллов.
Шкала экстраверсии.
Ответ «да» на вопросы:1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56.
Ответ «нет» на вопросы:5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.
Сосчитайте сумму.
Шкала эмоциональной устойчивости.
Ответ «да» на вопросы:2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50,52, 55, 57.
Сосчитайте сумму.
/>
Список используемой литературы
1. В.С. Мерлин «Очерк теории темперамента (1973)
2. С.Л. Рубенштейн „Основы общей психологии“ (1946)
3. Э. Кречмер „Строение тела и характер“ (1924)
4. Я. Стреляц „Роль темперамента в психологии“ (1982)
5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Academia,1996. — 464 с.
6. Кроль В.М. Психология и педагогика. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 423 с.
7. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.1. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 688 с.
8. Психология / Под ред. Крутецкого В.А. — М.: Просвещение, 1974. — 304 с.
9. Психология / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2000. — 602 с.
10. Психология и педагогика / Под ред. Николаенко В.Н. — М.: Инфра-М, 2002.- 175 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Просвещение, 1989. — 720с.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М.: Школа Пресс,1995.
13. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Макаренко. — М.: Просвещение,1987.
14. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,Издательский центр „Академия“, 1999.
15. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов — М. Высшаяшкола 1984 г.
16. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
17. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995 г.
18. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера,В.Я. Романова — М. изд-во МГУ, 1982 г.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии.4-е изд., перераб. и доп. (Серия»Учебники, учебные пособия") — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Дополнительная литература:
20. Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
21. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.Я. Романова. — М.: ЧеРо, 2000. — 776 с.
22. Психология личности. Хрестоматия / Под ред. Райгородского Д.А. — Самара:БАХРАХ, 1999. — 570 с.
23. Райгородский Д.А. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия попсихологии и типологии характеров. — Самара: БАХРАХ, 1997. — 640 с.
24. Фельдтштейн Д.И. Психология становления личности. — М.: Просвещение,1994.
Литература в Интернете:
25. Гиппенрейтер Ю.Б. Характер
26. Блюм Г. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ
27. Выготский Л.С. К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ДЕТСКОГО ХАРАКТЕРА
28. Личко А.Е. ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
29. Небылицын В.Д. Темперамент
30. Свободная Интернет-энциклопедия «Википедия»