Реферат по предмету "Психология"


Естественнонаучное направление исследований в истории дефектологии

НижегородскийГосударственный Педагогический Университет
Федеральноеагентство по образованию
Психолого-педагогическийфакультет
Кафедракоррекционной педагогики
Естественнонаучноенаправление исследований в истории дефектологии
Нижний Новгород
2010 г

Содержание
Введение
1.  «Отец русской физиологии» ИванМихайлович Сеченов
2.  Иван Павлович Мержеевский
3.  ВладимирМихайлович Бехтерев
4.  Деятельность Ивана Васильевича и ЕкатериныХрисанфовны Маляревских
5.  Лурия Александр Романович
6.  ГруняЕфимовна Сухарева и Певзнер Мария Семёновна
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Дефектология — (от лат.defectus — недостаток и греч.logos — учение, наука) — наука опсихофизических особенностях развития детей с психическими и физическиминедостатками, закономерностях их обучения и воспитания. Дефектология как наукаи сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами,достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую сразвитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии,направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики,тифлопедагогики, олигофренопедагогики, и др.). Развитие естественнонаучногонаправления в дефектологии связано с историей невропатологии, неврологии,физиологии и психиатрии. Поэтому для раскрытия темы данного проекта необходиморассматривать дефектологию в контексте этих наук. Со второй половины XIX векавсе более увеличивается удельный вес клинического и психолого-педагогическогоаспектов исследования слабоумия. Эти исследования в значительной степенинаправлены на разработку критериев дифференциации слабоумных по состоянию иперспективам развития их интеллекта.
Эти данныебыли необходимы для решения вопросов о типах учреждений для различных категорийаномальных детей. Возросший к этому времени уровень развития психиатрии ипсихологии обеспечил возможность для подобных исследований.
Втораяполовина XIX века характеризуется бурным развитием естественных наук. Впсихологии и педагогике все больше используется экспериментальный методисследования.
Во второйполовине XIX — начале XX века определились два направления в пониманиихарактера и сущности слабоумия.
Представителипервого направления основные усилия сосредоточивали на клиническом изучениислабоумия, на поисках его причины, на раскрытии материальной основы аномалийразвития. Представители этого направления рассматривали слабоумие как состояниеатипического развития в результате тех или других вредностей, нанесенныхорганизму ребенка на разных стадиях его развития. Это направление висследовании слабоумия наиболее полно было представлено за рубежом во второйполовине XIX — начале XX века психиатрами В. Гризингером, В. Айрлендом, Б.Морелем, Д. Бурневилем, В. Вейгандом, Э. Крепелином и др., в России — И.П.Мержеевским, П.И. Ковалевским, С.С. Корсаковым, В.П. Сербским, А.Н.Бернштейном, В.И. Яковенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошиным и т. д.
Второенаправление исследования имело преимущественно психолого-педагогическийхарактер. Сторонники этого направления — А. Бинэ, Т. Симон, Санте де Санктис идругие — основное внимание уделяли изучению легких форм умственной отсталости.Сущность слабоумия понимается ими преимущественно как количественное отставаниеразвития ненормального ребенка от развития его нормального сверстника. Исходяиз подобного понимания сущности умственной отсталости, названные исследователив основном занимались изысканием путей выявления уровня психического развитияребенка. Их менее всего интересовали причины отклонений этого развития отнормы.
Разумеется,что эти основные направления исследования слабоумия развивались не изолированнодруг от друга. Клиницисты проявляли большой интерес к психологическим аспектамизучения слабоумия и нередко в своих исследованиях пользовались данными иметодами психологии. И наоборот, психологические и педагогические исследованияумственной отсталости подкреплялись клиническими материалами.

1. «Отец русскойфизиологии» — Иван Михайлович Сеченов
Конец XIXвека ознаменовался утверждением материалистического направления вестествознании и педагогике. Вышедшая в свет в 1863 году книга И.М. Сеченова«Рефлексы головного мозга» произвела переворот во взглядах на понимание природычеловеческого поведения и психических процессов. Стала очевидной причиннаязависимость психики от материальных условий жизнедеятельности —детерминированность психики внешними воздействиями.
Этим былоположено начало клиническим, психологическим и педагогическим исследованиямвзаимозависимости между патологией поведения, интеллектуальной деятельностью иусловиями жизни и воспитания личности.
Иван МихайловичСеченов (1 августа 1829 —2 ноября 1905) — выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист, создательфизиологической школы, почётный член Петербургской Академии Наук.
С именем Сеченовасвязано создание первой в России физиологической научной школы, котораяформировалась и развивалась в Медико-хирургической академии, в Новороссийском,Петербургском и Московском университетах. В Медико-хирургической Академии ИванМихайлович ввёл в лекционную практику метод демонстрации эксперимента. Этоспособствовало возникновению тесной связи педагогического процесса сисследовательской работой и в значительной степени предопределило успех Сеченовна пути создания научной школы.
Организованная учёным вМедико-хирургической академии физиологическая лаборатория была центромисследований в области не только физиологии, но также фармакологии, токсикологиии клинической медицины.
Осенью 1889 г. вМосковском университете учёный прочёл курс лекций по физиологии, который сталосновой обобщающего труда «Физиология нервных центров» (1891 г.). В этой работебыл осуществлён анализ различных нервных явлений — от бессознательных реакций успинальных животных до высших форм восприятия у человека.
В своёмклассическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) обосновал рефлекторнуюприроду сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всехпсихических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изученыобъективными методами. Этим Сеченов отвергал утвердившееся в веках убеждение втом, что работа мозга не подчиняется объективному изучению.
Открыл явленияцентрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличиеритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновалзначение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения.
Создательобъективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной,сравнительной и эволюционной физиологии. Труды Сеченова оказали большое влияниена развитие естествознания и теории познания. ИванПетрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».
Исследования головногомозга. Центральное торможение
Ещё в докторскойдиссертации Сеченов выдвинул положение о своеобразии рефлексов, центры которыхлежат в головном мозге, и ряд идей, способствовавших последующемуизучению головного мозга.
В Париже, влаборатории Клода Бернара (1862 г.), Иван Михайловичэкспериментально проверил гипотезу о влиянии центров головного мозга надвигательную активность. Он обнаружил, что химическое раздражение продолговатогомозга и зрительных бугров кристалликами поваренной солизадерживало рефлекторную двигательную реакцию конечности лягушки.
Опыты былипродемонстрированы Сеченовым Бернару, в Берлине и Вене Дюбуа-Реймону, Людвигу иЭ. Брюкке. Таламический центр торможения рефлекторной реакции был назван«сеченовским центром», а феномен центрального торможения — сеченовскимторможением. Статья, в которой Сеченов описал явление центрального торможения,появилась в печати в 1863 г.. По свидетельству Чарльза Шеррингтона(1900 г.), с этого момента предположение о тормозящем влиянии однойчасти нервной системы на другую, высказанное ещё Гиппократом, сталопринятой доктриной.
В том же году Сеченовопубликовал работу «Прибавления к учению о нервных центрах, задерживающихотражённые движения», в которой обсуждался вопрос, имеются ли в мозгуспецифические задерживающие механизмы или действие тормозных центровраспространяется на все мышечные системы и функции. Так была впервые выдвинутаконцепция о неспецифических системах мозга.
Позднее выступает спубличными лекциями «Об элементах зрительного мышления», которые в 1878 г. былиим переработаны и опубликованы под названием «Элементы мысли». В 1881—1882 гг.Сеченов начал новый цикл работ по центральному торможению. Им были открытысамопроизвольные колебания биотоков в продолговатом мозге.
В 90-х годах Сеченоввыступает с циклом работ по проблемам психофизиологии и теории познания(«Впечатления и действительность», 1890 г.; «О предметном мышлении сфизиологической точки зрения», 1894 г.), существенно перерабатываеттеоретико-познавательный трактат «Элементы мысли».
Сеченов отстаиваетматериалистическую трактовку всех нервно-психических проявлений (включая сознаниеи волю) и тот подход к организму как целому, который был воспринят современнойфизиологией и психологией.
Перечень основныхтрудов.
·  «Рефлексыголовного мозга» — 1863 г.
· «Физиологиянервной системы» — 1866 г.
· «Опоглощении СО2 растворами солей и сильными кислотами» — 1888 г.
· «Физиологиянервных центров» — 1891 г.
· «Ощелочах крови и лимфы» — 1893 г.
· «Физиологическиекритерии для установки длительности рабочего дня» — 1895 г.
· «Прибордля быстрого и точного анализа газов» — 1896 г.
· «Портативныйдыхательный аппарат» — 1900 г., совместно с М. Н. Шатерниковым.
· «Очеркрабочих движений человека» 1901 г.
· «Предметнаямысль и действительность» — 1902 г.
· «Элементымысли» — 1878 г.
· «Автобиографическиезаписки» — 1904
2. Иван ПавловичМержеевский
В последнейчетверти XIX века в энергичную борьбу за призрение, воспитание и обучениеслабоумных включились многие врачи, педагоги, общественные деятели. Это былообусловлено успехами отечественной медицины, биологии и педагогики. К этомувремени уже сформировалась русская психиатрическая школа. Созданная в 1859 годупрофессором Иваном Михайловичем Балинским (1827—1902) первая в Россиипсихиатрическая клиника при петербургской Военно-медицинской академии вырастилабольшую группу талантливых психиатров. В качестве руководителя клиники И.М. Балинскогосменил в 1877 году Иван Павлович Мержеевский (1838—1908), который оставался наэтом посту до 1893 года.
Психиатрическая клиникаАкадемии обрела свой истинно научный облик при Мержеевском. Огромный интерес кестествознанию характеризовал эту эпоху в России. Молодой ординатор в клиникеБалинского в эти бурные шестидесятые годы подходил к душевнобольному, какчистый биолог; он до конца своих дней сохранил это направление, котороеполучило с тех пор яркое выражение в позднейших работах Ленинградской психиатрическойшколы. Уже первый труд Мержеевского, его диссертация «Соматическое исследованиенеистовых», всецело посвященная материальным изменениям при душевных болезнях,отличалась своими строго проведенными материалистическими тенденциями. Эти60 небольших страничек содержали крайне интересные выводы. Установив, чтопри сильном маниакальном возбуждении вес тела больного падает, температураповышается, обмен веществ усиливается, молодой диссертант говорит, что объемвоздуха, принимаемый за норму для здорового человека, является недостаточнымдля неистовых; отсюда он приходит к логическому заключению, что нецелесообразнопомещать этих больных в изоляторы и что следует ввести для них принятую внекоторых германских заведениях систему «двориков для беспокойных». Так, исходяиз чисто соматических данных, Мержеевский заставляет прийти к высшей степенипрогрессивному взгляду на полную недопустимость изоляторов. В трехлетие с 1872 по1875 гг. Мержеевский совершает двукратную поездку за границу, работает уВестфаля в Берлине, у Генле и Меркеля в Геттингене, после чего совершенствуетсяв Париже, где у него устанавливаются тесные дружеские отношения с Маньяном,которые продолжались до конца его дней. Между прочим, будучи за границей,Мержеевский делал доклад в берлинском Антропологическом обществе, в марте1872г., о микроцефалии. Аналогичный доклад был сделан им и в парижскомАнтропологическом обществе, в 1875 г. Под влиянием недавно вышедшей книгиДарвина «Происхождение Человека» многие ученые доказывали, что идиоты-микроцефалыпо устройству мозга и черепа представляют собой возврат к низшему типу, кживотному предку, от которого произошел человек. Мержеевский отвергал этутеорию атавизма, выдвинутую Карлом Фохтом. Мержеевский указывал, что поустройству мозга микроцефалы вовсе не похожи на антропоидных обезьян, а скореевсего на человеческий эмбрион. В 1872 г. он вместе с Маньяном сделал доклад «обизменении эпендимы мозговых желудочков при прогрессивном параличе». В 1874 г.на конгрессе в Норвиче он демонстрирует гигантские клетки, одновременно с нимописанные Бетсом. Его сильно увлекает микроскопическая техника — эта всеобщаялюбимица семидесятых и восьмидесятых годов. Имя молодого русского врача уженачинает приобретать известность. И когда Балинский подает в отставку, вакадемических кругах почти не возникает вопроса, кому быть директором клиники изанять кафедру. И вот, с 16 января 1877 г. начинается почти двадцатилетний«период Мержеевского», ознаменовавшийся интенсивной научной жизньюпетербургской кафедры. Заведуя клиникой до 1893 г., Мержеевский дал Россииболее пятидесяти специалистов-психиатров, из которых одиннадцать былипреподавателями и профессорами. Под его руководством было написано 26 диссертацийи 150 научных работ. Это было время, когда русская земская психиатрия былазанята интенсивным строительством; во врачах-специалистах была огромная нужда;клиника Мержеевского была главным рассадником русской научной и практическойпсихиатрии.
3. ВладимирМихайлович Бехтерев
Петербургскую школупсихиатров с 1894 года возглавил профессор В.М. Бехтерев (1857—1927).
Владимир МихайловичБехтерев — выдающийсярусский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологиии патопсихологического направления в России.
Образованиеполучил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии. Поокончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервныхболезней и для этой цели работал при клинике проф. И.П. Мержеевского.
В 1879 годуБехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров.А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Раймона (Берлин),Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др. По защите докторскойдиссертации (4 апреля 1881 г.) утверждён приват-доцентом Петербургскоймедико-хирургической академии, а с 1885 г. состоял профессором Казанскогоуниверситета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанскойлечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическуюлабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 г.возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. Втом же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайловичбыл назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895году — членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогдаже членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 преподавал также в Женскоммедицинском институте. Организовал в Петербурге Общество психоневрологов иОбщество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда.Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальнойпсихологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» идругие. В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного иголовного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академикаК. М. Бэра. В 1900 Бехтерев был избран председателем Русского обществанормальной и патологической психологии.
Послезавершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особоевнимание Бехтерева как ученого стали привлекать проблемы психологии. Исходя изтого, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, онсчитал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, преждевсего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907—1910 годахБехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал,что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными ивегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.
В мае 1918году Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института поизучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и егодиректором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 емубыло присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.
Умер внезапно24 декабря 1927 года в Москве, спустя несколько часов после того, как отравилсяконсервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией,которую он незадолго до гибели дал Сталину[1]. Но прямыхсвидетельств, что одно событие связано с другим, нет[2].
После своейсмерти В.М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70профессоров.
Бехтерев исследовалбольшой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологическихи психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался накомплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформациюсовременной психологии, разработал собственное учение, которое последовательнообозначал как объективную психологию (с 1904), затем как психорефлексологию (с 1910)и как рефлексологию (с 1917). Уделял особое внимание разработке рефлексологиикак комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии ипсихологии), призванной заменить психологию.
Широко использовалпонятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательныйрефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие путиспинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования.Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологическиерефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена,выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующихрефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя — Бехтерева,запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева — Якобсона) отражают поражениепирамидных путей.
Описал некоторыеболезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомыБехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомыБехтерева» и др.). В 1892 Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночникас искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующийспондилит»). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая»,«сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксияалкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широкоиспользовалась в качестве успокаивающего средства.
Многие годы исследовалпроблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.
Более 20 лет изучалвопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методыизучения нервно-психического развития детей.
Многократно критиковал психоанализ(учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.). Но вместе с тем способствовалпроведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ попсихоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучениюмозга и психической деятельности.
Кроме того, Бехтеревразрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатиии циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивыхсостояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечениянервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозови алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.
Кроме диссертации «Опытклинического исследования температуры тела при некоторых формах душевныхзаболеваний» (Спб., 1881), Бехтереву принадлежат многочисленные работы:
· 1)по нормальной анатомии нервной системы;
· 2)патологической анатомии центральной нервной системы;
· 3)физиологии центральной нервной системы;
· 4)по клинике душевных и нервных болезней и, наконец,
· 5)по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестникпсихиатрии», 1884).
В этих работах Бехтеревзанимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервнойсистеме, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществеи вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологическогозначения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров,преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализацииразличных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных — осязательных иболевых — ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий,«Врач», 1883) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач»,1886). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованныхпатологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервныхзаболеваний.
· Соч.:Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07;
· Объективнаяпсихология, СПБ, 1907-10;
· Психикаи жизнь, 2 изд., СПБ, 1904;
· Общаядиагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15;
· Коллективнаярефлексология, П., 1921:
· Общиеосновы рефлексологии человека, М.- П., 1923;
· Проводящиепути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926;
·  Мозги деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.
4. ДеятельностьИвана Васильевича и Екатерины Хрисанфовны Маляревских
Большую рольв пропаганде идей сближения педагогики с медициной, основных принциповвоспитания и обучения умственно отсталых детей и в разработке организационныхформ помощи этим детям сыграла деятельность врачей-супругов Ивана Васильевича иЕкатерины Хрисанфовны Маляревских.
И.В.Маляревский — врач, педагог, писатель. Он очень рано проявил интерес кпедагогической работе. После окончания уездного училища Маляревский сталнародным учителем. В школе он столкнулся с трудными для обучения детьми. Здесьже у него зародился интерес к познанию природы патологического развития детей.После окончания гимназии он поступил в Киевский университет, а затем перешел вМедицинскую академию и стал врачом-психиатром.
Личныйпедагогический опыт и опыт врача-психиатра убедили его в необходимости сблизитьпедагогику с медициной, без чего педагогика, по его мнению, лишаетсяестественнонаучной основы и перестает быть наукой. Эти идеи И.В. Маляревскийвпервые высказал в 1881 году в своем докладе в Петербургском обществе психиатров.В дальнейшем Маляревский руководствовался ими в своей практической деятельностипо воспитанию аномальных детей.
ЕкатеринаХрисанфовна Маляревская была также врачом и педагогом. Это одна из первыхженщин-врачей в России. В русско-турецкую войну она служила фронтовым врачом.Как и Иван Васильевич, Екатерина Хрисанфовна посвятила свою деятельностьаномальным детям. В 90-х годах прошлого века Е.X. Маляревская посетила всекрупнейшие зарубежные учреждения для аномальных детей. Наиболее рациональной вобучении и воспитании слабоумных она признала систему Сегена. Руководствуясьэтой системой, Екатерина Хрисанфовна разработала свои методы обучения грамоте ивоспитания слабоумных, которые были изложены в ряде ее работ.
Врачебно-педагогическаядеятельность Маляревских в основном протекала в созданном ими в Петербурге в1882 году учреждении для аномальных детей, именовавшемся «Врачебно-воспитательноезаведение доктора И.В. Маляревского». Это учреждение оставило глубокий след вистории отечественной дефектологии как по содержанию своей работы, так и по егоорганизации. Учреждение это было частным, платным. Цели его были так определеныв его уставе: «… оказывать врачебно-воспитательное воздействие детям,обнаруживающим предрасположение к нервным и душевным заболеваниям, а равнонравственно пренебреженным и оказывающим отсталость в умственном развитии, дабыони по мере сил своих могли или обратиться к честной, трудолюбивой жизниземледельцев или же продолжать свое дальнейшее образование».
УчреждениеМаляревского обслуживало детей с различными формами аномалий — умственноотсталых, психически больных, эпилептиков, с нарушением поведения и пр.
За времясуществования этого учреждения несколько раз менялись его задачи и структура. Кконцу XIX века оно имело в своем составе:
1) врачебноеотделение, где помещались дети, нуждающиеся в медицинском надзоре, в том числеи глубоко отсталые. Обучение здесь проводилось по методу Сегена,усовершенствованному Е.X. Маляревской;
2)воспитательное отделение для детей с легкими формами умственной отсталости идетей неуравновешенных;
3) «кабинет»по типу современных медико-педагогических консультаций, где проводилсяамбулаторный прием детей, их обследование.
Все усилиямедицинского и педагогического персонала были направлены на укрепление организмавоспитанника, оздоровление его нервной системы, развитие самостоятельностипутем использования медицинских и педагогических средств, среди которых самоепочетное место отводилось физическому, в частности сельскохозяйственному труду.
Занятия сдетьми проводились по группам, составленным в зависимости от подготовкиучащихся, их умственного развития, степени утомляемости и других особенностей.
Большое местозанимали уроки рисования, лепки, музыки, гимнастики, ручного труда.
Летовоспитанники проводили под Петербургом на ферме в деревне. Там они занималисьсадоводством, огородничеством, рыболовством.
Постепеннозаведение Маляревского расширялось. К 1903 году оно имело 5 двухэтажных домовсо служебными постройками, садом, пчельником, огородом и даже квасным заводом,где работали воспитанники. При заведении имелись хорошо оборудованныеводолечебница, врачебный кабинет.
Возраствоспитанников — от 4 месяцев до 21 года. Большинство было в возрасте от 10 до16 лет.
Срокпребывания воспитанников в этом учреждении колебался от нескольких месяцев до 5лет. В отдельных случаях воспитанники оставались пожизненно работать на ферме,где родители покупали для них участок земли. Они работали под контролемперсонала заведения.
Детипоступали в заведение со всех концов России и даже из других стран. Конечно,оно было доступно только детям состоятельных родителей. Об этом свидетельствуетсоциальный состав воспитанников. Из 712 детей, обслуженных заведением за 30 летего существования, было: детей дворян и чиновников — 399, купцов и почетныхграждан — 138, военных — 58, духовенства — 27, прочих сословий — 31.
В 1885 годуИ.В. Маляревский начал издавать журнал «Медико-педагогический вестник» — первыйв России журнал, посвященный вопросам аномального детства. И.В. Маляревский ставилперед журналом следующие цели: всестороннее изучение детей, выявление условийправильного развития ребенка и причин, порождающих болезненные отклонения вэтом развитии. Основная идея журнала — сближение педагогики и физиологии.Журнал высоко оценивал значение педагогики в общественной жизни; при этом в немотмечалось, что эта наука перестанет быть таковой, превратится в простоеискусство, если она не сблизится с физиологической наукой и медициной. В первомномере «Медико-педагогического вестника» за январь 1885 года в редакционнойстатье высказано большое беспокойство за будущее педагогики. И.В. Маляревскийвыступает не за подмену педагогики медициной при воспитании и обучениианомального ребенка, а за глубокое изучение человека, природы и сущности аномалииразвития и закономерностей воспитания и обучения. Прогрессивный характер журналприобрел благодаря участию в нем, кроме И.В. Маляревского, виднейших русскихдеятелей медицины и педагогики: В.М. Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, И.М. Сеченова,П.И. Стоюнина, И.П. Мержеевского и других. При всей значительности задач,которые ставились журналом, он не получил широкого распространения. Второйномер журнала вышел с большим опозданием. Число подписчиков не превышало 115.Редакция объясняла это тем, что, очевидно, новизна идей журнала еще не дошла досознания широких общественных кругов. Чтобы журнал продолжал существовать,авторы отказались от гонорара. Однако в начале 1887 года журнал все же пришлосьзакрыть. Роль журнала, как и всей деятельности И.В. Маляревского, получилаширокое признание в дальнейшем. В течение многих лет после открытия «Врачебно-воспитательногозаведения доктора И.В. Маляревского» ничего не предпринималось для оказанияпомощи умственно отсталым детям, хотя в печати все более остро критиковалось равнодушиецарского правительства по отношению к этим детям.

5. Россолимо ГригорийИванович
Россолимо,Григорий Иванович (5 декабря 1860 – 29 сентября 1928) –русский невропатолог и дефектолог.
Разрабатывалвопросы морфологии нервной системы. Уточнил ход проводников в центральнойнервной системе. Описал патологический стопный сгибательный рефлекс,впоследствии названный его именем. Этот рефлекс важный симптом при органическихпоражениях пирамидного пути. Пальцевой рефлекс Россолимо получил широкоераспространение в клинике нервных болезней и стал непременным приёмом приобъективном исследовании нервной системы. Работы Г.И. Россолимо посвященыдиагностике опухолей головного мозга, клинике рассеянного склероза, полиомиелита,рецидивирующего паралича лицевого нерва при мигрени. Изобретатель многихмедицинских приборов: динамометр, клонограф, мозговой топограф и др.
Сферойнаучных интересов Г.И. Россолимо были клинико-психологические исследованияинтеллектуального развития, как в норме, так и при патологии. Огромное значениеГ.И. Россолимо придавал исследованиям, результатом которых было улучшениесостояния воспитания умственно отсталых детей. Г.И. Россолимо считалнеобходимым привлечение к воспитанию разнообразных наук о человеке. В своейдеятельности он использовал и развивал идеи К.Д. Ушинского. Как отмечает егосоратник Ф.Д. Забугин: «Идеи Ушинского и Пирогова и их заветы были постоянноспутниками педагогических характеристик, диагнозов и тех мероприятий, которымивсегда провожал Г.И. своих маленьких пациентов». Г.И. Россолимо считал, чтонадо создать метод изучения личности ребёнка, который бы позволял определитьуровень его интеллектуального развития. Это даст возможность направлятьотстающих детей в специальные классы и заведения, а также дифференцированноподойти к умственной отсталости, выделяя в ней разные группы по степени тяжестинарушения интеллекта. Свой метод экспериментального исследования личности онназвал методом «психологических профилей». В методе выделяются 11 психическихпрофилей (воля, внимание, точность и прочность восприимчивости, зрительнаяпамять, память на речь, память на числа, осмысление, комбинаторные способности,сметливость, воображение, наблюдательность). Профили оцениваются подесятибалльной шкале. Графически высота каждого профиля выражалась высотойординаты: из показателей вычислялась средняя высота психологического профиля.Метод стал первым профильным изображением результатов измеренияинтеллектуальных способностей. Г.И. Россолимо считал, что профиль имеетдиагностическое значение для определения дефективности личности, степенейумственной отсталости(значительная, средняя или слабая), а также характераотсталости (недостатки высших психических процессов, слабость психическоготонуса). Г.И. Россолимо писал о цели своего метода: «Центр главного нашегоинтереса … заключается в определении, при помощи исследования психологическогопрофиля, высоты отсталости, т.е. степени отсталости или вернее, силупсихо-механики учащихся, и для достижения этой основной нашей цели мы ипостарались использовать все упомянутые точки зрения, как мерило проверкинашего метода. Результаты получились: мы могли проследить довольно полноесоответствие между показателями профиля с одной стороны, имедико-педагогическими характеристиками, приведёнными к распределению поучебным заведениям, с другой». Г.И. Россолимо отмечает необходимостьопределения потенциальных возможностей ребёнка ещё до школы, что поможет сразунаправить его в соответствующее учебное заведение. По его мнению, разработанныйим метод может оказать в этом значительную помощь. «В этом направлении, наосновании данных этой работы мы могли бы сделать некоторые практические выводыдля руководства при решении вопроса о характере одарённости или, вернее, еслиможно так выразиться, неодарённости детей на предмет направления их всоответствующее учебное заведение; конечно, речь здесь идёт не о таких выводах,которые дают отдельные паспорта для направления в тот или иной класс, в ту илииную школу, а о тех принципиальных исходных точках для характеристикипсихо-механики ребёнка, которые позволяют даже заранее, ещё до школьного опыта,делать заключения о рабочей силе ума и об её психологических, наиболеехарактерных особенностях…». Метод, разработанный Г.И. Россолимо, использовалсямногими исследователями. Его взгляды на экспериментальное исследованиеинтеллекта оказали значительное влияние на изучение детей с отклонениями вразвитии. Несмотря на то, что в дальнейшем были показаны значительныенедостатки этого метода, и сама идея количественного исследования интеллектабыла подвергнута научно обоснованной критике, его идеи составили целый этап вразвитии изучения детей с отклонениями в России. На момент появления методаГ.И. Россолимо в России практически не было ни одного разработанногоотечественными учёными метода исследования интеллекта детей с отклонениями. Вышесказанноепозволяет называть Г.И. Россолимо один из основоположников отечественной дефектологии.
Особую область его деятельности составляли исследования психики больныхдетей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюденийза детьми — «План исследования детской души», первая в то время иодна из наиболее признанных в общеевропейском масштабе схема наблюдений задетьми. На собственные средства Россолимо Григорий Иванович создал в 1911 г.первый в нашей стране «Институт детской психологии и неврологии»переданный им в дар Московскому Университету, где он был профессором, заведовалкафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всехсторон: как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервнойсистемы. Р. определял характер изменения психических функций личности взависимости от нервных заболеваний и других нарушений и отклонений в поведении.Установил, что у детей с отклонением в поведении наблюдается прямая зависимостьс уровнем развития психических функций. Стремясь получить целостную картинуличности ребенка, разработал метод «Психологического профиля»,принесший ему мировую известность. В исследовании на первый план выступалаколичественная оценка различных функций психики с целью создания индивидуальнойкартины психики у детей. По программе исследовались 22 психические функцииличности (11 по сокращенной программе). При этом все психические функцииделились на три группы: группа «А», определяющая психический тонусличности (внимание и воля), группа «В» (память и восприятие), группа«С» (мышление, комбинаторные способности, сообразительность инаблюдательность). Результаты эксперимента заносились на график в виде точек,при соединении которых получалась кривая — «психологический профиль»личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а такжекачественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти имышления.
Для детей младшего школьного возраста с целью ориентировки в ихумственном развитии Григорий ИвановичРоссолимо разработал серию заданий подназванием «Краткий метод Россолимо». Для детей дошкольного возрастабыла создана особая система заданий «Метод элементарных представленийпрофессора Россолимо». Методы Г.И. Россолимо, основывающиеся насравнительном количественном подходе к изучению структуры личности, обогащаликлинические исследования данными психического развития больных детей, что имелобольшое значение при диагностике различных сторон психической и нервнойпатологии. Большое внимание уделялось развитию, воспитанию и обучению больных иумственно-отсталых детей, проблеме их профессиональной пригодности.
· РоссолимоГ.И. Краткий метод исследования умственной отсталости//Труды второгоВсероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 – 31 декабря 1913 г.-Петроград,1913.- С.198 – 203.
· РоссолимоГ.И. План деятельности отдела призрения и обучения психически — отсталых детейпри XII секции второго съезда Русских деятелей по техническому ипрофессиональному образованию//Труды XII секции Призрение и обучения слепых,глухонемых и ненормальных детей второго Съезда Русских деятелей по техническомуи профессиональному образованию 1895 – 1896 г.- М.,1898.- Раздел 3.- С. 1 – 7.
· РоссолимоГ.И. План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии (сприложением таблицы для записи данных объективного исследования интеллекта):Пособие для родителей, педагогов и врачей.- М.: Типо-литогр. И.Н. Кушнерёв иКº,1909.- 43 с.
· РоссолимоГ.И. «Психологические профили» дефективных учащихся//Труды второгоВсероссийского съезда по экспериментальной педагогике 26 – 31 декабря 1913 г.-Петроград,1913.- С. 203 – 238.
· РоссолимоГ.И. Психологические профили дефективных учащихся (в отношении возраста, пола,степени отсталости и пр.).- М.: Тип. Т-ва. И.Н. Куршев и Кº,1914.-41 с.
6. Лурия Александр Романович
Лурия- основоположник отечественной нейропсихологии — нового направления,сложившегося на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) ифизиологии.
ЛурияАлександрРоманович (1902-1977) — российский психолог, специалист в области теории иметодологии психологии, дефектологии, психофизиологии локальных поражениймозга, нейропсихологии и нейролингвистики. Один из создателей отечественной нейропсихологии.
Профессор(1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943),действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительныйчлен АПН СССР (1967).
ЗакончилКазанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В1921-1934 гг. вел научную и педагогическую работу в Казани, Москве, Харькове. С1934 работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы, в том числе вПсихологическом институте. В 1937 г. защитил докторскую диссертацию попедагогике: «К анализу аффективных процессов. Введение в психологиюфункциональных расстройств». В годы Великой Отечественной войны былнаучным руководителем восстановительного госпиталя (в г. Кисегаче, на Урале) изащитил докторскую диссертацию по медицине: «Учение об афазии в светемозговой патологии».
С1945 г. — профессор МГУ, с 1968 по 1977 г. — заведующий первой в России кафедрынейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.Разработал новый понятийный аппарат нейропсихологии, основанный наобщепсихологических представлениях о высших психических функциях, создалпринципиально новую теорию системной динамической локализации (мозговойорганизации) высших психических функций. Ввел новый метод изучения последствийлокальных поражений головного мозга, позволивший по-новому подойти к пониманиюнейропсихологических синдромов и предложил новую классификацию нарушений высшихпсихических функций: речи, произвольных движений и действий, памяти, мышления.Предложил и опробовал на практике новые методы клинической нейропсихологическойдиагностики и восстановления нарушенных функций. Результаты этих исследованийпозволили Лурия сделать существенный вклад в решение сложной междисциплинарнойпроблемы «мозг и психика».
Лурияимеет важные достижения и в других областях психологической науки. Совместно с Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. психологами создавал методологические итеоретические основы общей психологии, разрабатывал теориюкультурно-исторического развития психологии. Лурия существенно обогатилсовременные представления о высших психических функциях, их системномпсихологическом строении, изменчивости, пластичности, опосредованности,прижизненном характере формирования, произвольном уровне регуляции. Он внестакже важные идеи в общепсихологические представления об эмоциях. С помощьюоригинальной «сопряженной моторной методики» исследовал аффективные комплексы ипоказал, что они представляют собой целостные системные образования, включающиеразличные компоненты (словесные, двигательные, вегетативные и др.). Способвыявления «аффективных следов преступления», предложенный Лурия, сталпредвестником созданных позже «детекторов лжи».
Луриясистематически разрабатывал проблему речи, ее психологическую структуру, роль вопосредовании психических процессов, вопросы о соотношении речи и мышления,речи и сознания. Разработал понятие о «произвольном сознательномдействии» как общепсихологической категории.
Внессерьезный вклад в историческую (или кросс-культурную) психологию. Во времяэкспедиций в Среднюю Азию (в 1930-1931 гг.) Л. получил уникальныеэкспериментальные доказательства общественно-исторической детерминации психики,зависимости уровня развития познавательных процессов (гностических,мнестических, интеллектуальных) от конкретного социально-экономического икультурного опыта.
Великвклад Лурия и в детскую психологию. Развивая концепцию Л.С. Выготского, он сосвоими сотрудниками изучал процесс превращения внешней предметной деятельностиво внутреннюю психическую. На модели различных психических процессованализировал процесс интериоризации, переход от внешних способовопосредствования психических процессов к внутренним. Специально изучалась рольречи в психическом развитии ребенка. Было показано, что овладение речьюперестраивает все психические процессы ребенка, создает новые формы психическойдеятельности, формирует произвольное поведение. Лурия выявил закономерностьформирования регулирующей роли речи в норме и их нарушения при разных формаханомалий развития психики. Он показал, что в норме сначала формируетсяактивирующая, а потом — тормозная речевая регуляция движений, при патологии этизакономерности нарушаются.
Лурияположил начало генетической психологии в отечественной науке, предпринявизучение роли наследственности и среды в развитии психических процессов. Спомощью «близнецового метода» он получил новые данные о влияниигенотипических и паратипических факторов на формирование познавательныхпроцессов. Лурия внес важный вклад в диагностику нарушений развития психическихфункций и создал научные основы для классификации разных форм умственнойотсталости. Вместе со своими сотрудниками внес существенный вклад в развитиепсихофизиологии, применяя в научных исследованиях разные психофизиологическиеметоды: при изучении аффектов — «сопряженную моторную методику», приизучении нарушений обобщающей и регулирующей функции речи у детей с умственнойнедостаточностью — методы регистрации двигательных, речевых реакций,ориентировочного рефлекса, биоэлектрической активности мозга; при изучениинарушений психических функций у больных с локальными поражениями мозга — методырегистрации различных видов биоэлектрической активности (спектра ЭЭГ, ВП,пространственной синхронизации биопотенциалов), движений глаз. Во всех случаяханализировались физиологические механизмы нарушений психических процессов напатологическом материале. Лурия со своими сотрудниками ввел в нейропсихологиюпсихофизиологический подход, создав новое направление — психофизиологиюлокальных поражений мозга. Как последователь отечественных физиологов (И.М.Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бершнтейна) способствовал созданию«психологически ориентированной физиологии».
ЗаслугиЛурия перед отечественной и мировой психологией состоят не только в созданииновой психологической дисциплины — нейропсихологии, но и в существенномпродвижении других отраслей психологической науки — общей, исторической,детской, генетической психологии, дефектологии, психофизиологии, а также всоздании нейропсихологической научной школы, объединяющей его учеников ипоследователей в России и других странах и получившей международное признание.
7.Груня Ефимовна Сухарева и Певзнер Мария СемёновнаСамые глубокие клинические исследования олигофрениипроведены советскими психоневрологами профессором Г.Е. Сухаревой и профессоромМ.С. Певзнер.
ГруняЕфимовна Сухарева родилась в 1891 г. С 1917 по 1921 работала психиатром вКиевской психиатрической больнице. Работала в психоневрологической клиникеИнститута охраны здоровья детей и подростков. В 1921 году переехала в Москву,где организовала санаторные и психоневрологические лечебные учреждения длядетей и подростков. С 1933 по 1935 заведует кафедрой психиатрии в Харькове. В1935 году создала кафедру детской психиатрии Центрального институтаусовершенствования врачей и более 30 лет её возглавляла. С 1938 года заведуетклиникой психозов детского возраста Института психиатрии РСФСР. Г.Е. Сухаревамного лет была научным руководителем психиатрической больницы им. В.П. Кащенко.Являлась членом правления Всесоюзного, Всероссийского и Московского обществаневропатологов и психиатров. Была председателем детской секции Московскогообщества невропатологов и психиатров. Умерла в Москве в 1981 году.
Г.Е. Сухареваразработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний.Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления приразличных психических заболеваниях у детей и подростков. Г.Е. Сухаревой впервыеописаны отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском иподростковом возрасте. Г.Е. Сухарева выяснила закономерности динамикишизофрении, влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ей быливпервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в формеприступов и смешенное. Первый тип течения она считает более характерным дляшизофрении, начавшейся в детском возрасте, а течение в форме приступов — болеетипичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г.Е. Сухаревойустановлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенностиеё патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г.Е. Сухарева установилазакономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом,изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единствоосновных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительныхвозрастных особенностей. Г.Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов уолигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификацияолигофрении. Работы Г.Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний,олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения длядефектологии. Г.Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М.Ш.Вроно, В.Н. Мамцева, К.С. Лебединская и др.).Труды
· «Клиникашизофрении у детей и подростков» (1937);
· «Клиническиелекции по психиатрии детского возраста» (1940, 1955, 1959, 1965);
· «Лекциипо психиатрии детского возраста (избранные главы)» (1974).
ПрофессорГ.Е. Сухарева разработала (1965) такую систематику олигофрений, котораяучитывает время и причину повреждения нервной системы. Г.Е. Сухарева выделяеттри типичные группы, обусловленные в одном случае поражением генеративных клетокродителей, во втором — вредностями, имевшими место в период внутриутробногоразвития, в третьем — вредностями, действовавшими во время родов и в первыегоды жизни ребенка.
К атипичнойгруппе относятся олигофрении, обусловленные гидроцефалией, эндокриннойпатологией и другими дефектами.
Каждую изэтих групп Г.Е. Сухарева подразделяет в зависимости от характера вредностей наряд видов. Эта классификация достаточно полно отражает современные знанияприроды олигофрений.
Г.Е. Сухареваподробно описала все виды олигофрений. Большой вклад она внесла вдифференциальную диагностику олигофрении, в отграничение олигофрении отзадержек темпа развития, от патологии речи и других состояний, которыехарактеризуются интеллектуальными нарушениями неолигофренического характера.
Певзнер Мария Семёновна(1901—1989) — советский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог. Подруководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новоенаправление отечественной педагогической науки — клиническая дефектология.
М.С. Певзнеропубликовано 98 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборниковнаучных трудов (две — авторские монографии, а остальные книги в соавторстве сдругими специалистами). Ее книга «Дети-олигофрены» (1959) была издана в США(дважды), в Аргентине, в Японии. И другие работы М. С. Певзнер неоднократноиздавались за рубежом: в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции и др.странах. Предметом ее научного анализа выступали также неуспевающие школьникимладших классов, в частности дети с задержкой психического развития. М. С.Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии идефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступалас научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших вРоссийской федерации и союзных республиках; принимала участие в работемеждународных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США,Чехословакии и Венгрии. С 1973 г. она была переведена на должностьпрофессора-консультанта, где работала по 1989 г., и, по-прежнему, продолжалаактивную научно- исследовательскую и педагогическую деятельность, руководствоаспирантами и консультирование докторантов. В этот период она интенсивноработала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, вчастности — слепоглухих.
Совместно ссотрудниками института (Т.А. Власовой, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой) М.С.Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплекснойклинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития удетей. Певзнер М.С. была организатором и руководителем научных экспедиций вСибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики ит. д. Все, знавшие Марию Семеновну и удостоившиеся ее дружбы, постоянновспоминают о ней, она живет в сердцах и памяти своих учеников и последователей,в их делах.
Научные идеи и мысли М.С.Певзнер, ее фундаментальные труды не утратили своей значимости и актуальностидо настоящего времени, ее работы пользуются огромной популярностью средиученых-исследователей, практикующих специалистов и при обучении студентов. Еюсозданы классификации олигофрений, задержек психического развития (по сути, этотипологии, позволяющие намечать пути коррекционной медико-психолого-педагогическойпомощи для этих категорий детей), исследовались причины школьной неуспешности.«Учителю о детях с отклонениями в развитии», 1967 (в соавтор. с Т.А. Власовой)стала предтечей специального учебного предмета «Основы дефектологии» дляпедагогических ВУЗов. Последние годы жизни Мария Семеновна работала надматериалами о своем научном учителе — Л.С. Выготском. Своими учителями МарияСеменовна считала также Г.Е. Сухареву и А.Р. Лурия.
ПрофессорМ.С. Певзнер на основании большого клинического материала и специальныхисследований разработала достаточно перспективную для решения практическихпроблем дифференцирования процесса воспитания и обучения классификациюолигофрений. В качестве главного критерия классификации олигофрений М.С.Певзнер выдвинула фактор осложнённости основного показателя олигофрении —недоразвития познавательной деятельности — другими проявлениями патологиипсихофизического развития.
Первая формаолигофрении не осложнена нарушениями поведения, эмоционально-волевой сферы идр. Чаще всего это генетически обусловленная олигофрения. Все остальные формыолигофрении М.С. Певзнер относит к осложненным. В одном случае недостаточностьпознавательной деятельности сочетается с нарушениями поведения, со снижениемработоспособности; в другом наблюдаются локальные западения слухоречевойфункции, пространственной ориентировки, двигательной системы и др.; в третьемналицо грубые нарушения личности, психопатоподобное поведение, нарушениямоторики.
М.С. Певзнеручитывает и такой патофизиологический фактор, как степень подвижности иуравновешенности процессов торможения и возбуждения. У одной группы олигофреновимеют место грубые нарушения поведения, работоспособности вследствие нарушениябаланса между нервными процессами и преобладания возбуждения. Для второй группыолигофренов характерно преобладание торможения над возбуждением, что такжесказывается в нарушении деятельности. М.С. Певзнер выделяет среди олигофренов итретью группу. Этим олигофренам присущи общая слабость, инертность основныхнервных процессов.
РазработанныеГ.Е. Сухаревой и М.С. Певзнер классификации олигофрении оказывают большуюпомощь при решении проблем диагностики слабоумия, а также при исследованиипсихологических особенностей олигофренов.

Заключение
Исследованияв области патофизиологии высшей нервной деятельности детей-олигофренов, клиникиолигофрении (А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева) по новому осветили учениеоб олигофрении, вскрыли структуру дефекта различных форм слабоумия и те патофизиологическиемеханизмы, которые лежат в основе своеобразия познавательной иэмоционально-волевой деятельности умственно отсталых детей. В частности, былоустановлено, что при олигофрении наблюдается снижение силы основных нервныхпроцессов (особенно тормозного). Нервные процессы характеризуются инертностью,взаимодействие сигнальных систем оказывается нарушенным.
Такимобразом, за три послевоенных десятилетия советские ученые сделали значительныйшаг в разработке клиники слабоумия. В этот период были возобновлены прерванныеисследования в области генетики. Эти исследования позволили по-новому осветитьвопросы этиологии слабоумия.
Одновременноактивизировались и социологические исследования, выявившие некоторые социальныемоменты, играющие роль в этиологии слабоумия (алкоголизм, профессиональныевредности и др.).
Генетическиеи социологические исследования позволили близко подойти к установлению техбиологических и социальных факторов, которые могут сыграть определенную роль впрофилактике слабоумия.
Углубленномуисследованию олигофрении содействует созданная в нашей стране в 1971 годуГосударственная проблемная комиссия по изучению олигофрении, объединяющая икоординирующая усилия всех специалистов, разрабатывающих проблему умственнойотсталости в клиническом, генетическом, психолого-педагогическом и другихпланах.
В настоящеевремя все большее внимание уделяется исследованию генетических факторов впроисхождении слабоумия.
Следуетпризнать, что клинические исследования слабоумия в нашей стране находятся всамом расцвете. Каждое новое открытие в биологии, генетике, физиологии,психиатрии и других науках открывает новые перспективы в разработке учения ослабоумии.
Советскаядефектология располагает данными, достаточно полно характеризующими своеобразиевсех компонентов познавательной деятельности умственно отсталых детей,особенности эмоционально-волевой сферы, особенности деятельности и своеобразияразвития личности в целом.
Психолого-педагогическиеисследования советских дефектологов отличаются тем, что они не только вскрываютте стороны личности умственно отсталого или отдельных психических процессов,которые характеризуются недостаточностью, но и находят те сохранные, здоровыепроявления, которые имеются у слабоумного.
Выявлениепотенциальных возможностей слабоумных помогает совершенствоватьучебно-воспитательный процесс специальных учреждений для слабоумных, повышаеткоррекционный эффект педагогической работы.
Кдостоинствам проведенных советскими дефектологами психолого-педагогическихисследований следует отнести и то, что они не ограничиваются условиямилаборатории, а осуществляются в процессе учебной, трудовой и игровойдеятельности ребенка.

Список используемойлитературы
.1.Замский Х.С. История олигофренопедагогики.- 2 изд. — М.: Просвещение, 1980.
2.КаннабихЮ.В. История психиатрии. М., 2002
3.ЛяпидевскийС.С. Невропатология.- М.,2000
4.МалофеевН.Н. Специальноеобразование в России и за рубежом. — М., 1996
5.Специальнаяпедагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.