Реферат по предмету "Психология"


Внимание, его свойства, виды и функции

МОСКОВСКАЯФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙФИЛИАЛ

РЕФЕРАТ
 
Подисциплине: Психология.
На тему: «Внимание, его свойства, виды и функции»

Выполнила: студентка
группы № ФЗ -09-3,5(3)
факультета «Экономика и управление»
специальности «Финансы и кредит»
заочной формы обучения
Лазакович Ольги Николаевны

Калининград2010 года

Содержание
 
1. Природа внимания
2. Теории внимания
3. Физиологические основы внимания
4. Основные виды внимания
5. Основные свойства внимания
6. Развитие внимания
7. Список использованной литературы

 
Природа внимания
Все процессы познания, будь товосприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который вних отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о чём-то,что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает невосприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек— воспринимающая и мыслящая личность.Поэтому в каждом изизученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личностик миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себевыражение во внимании.
 Ощущение и восприятие, память, мышление, воображение —каждый из этих процессов имеет своё специфическое содержание; каждый процессесть единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса восприятия— воспринимания — и восприятия как образа предмета или явлениядействительности; мышление — единство мышления как деятельности имысли как содержания — понятия, общего представления, суждения. Вниманиесвоего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия,мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та ихсторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Поскольку внимание выражаетвзаимоотношение субъекта и объекта, в нём наблюдается и известнаядвусторонность; с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой —объект привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту нетолько в субъекте, они и в объекте, и даже прежде всего в нём, в его свойствахи качествах; но они не в объекте самом по себе, так же как они тем более не всубъекте самом по себе, — они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и всубъекте в его отношении к объекту.
Внимание обычно феноменологическихарактеризуют избирательной направленностью сознания на определённыйпредмет, который при этом осознаётся с особенной ясностью и отчётливостью.Избирательная направленность — центральный феномен во внимании. Ввысших формах внимания при этом выступает активность, спонтанность субъекта.
Однако при такой характеристике —феноменологически правильной — остаётся невыясненной как связь двух при этомрядоположно данных признаков внимания, так и вообще природа и источники его.Они должны быть раскрыты.
Появление внимания в процессевосприятия означает, что человек не только слышит, но и слушает или дажевслушивается или прислушивается, не только видит, но и смотрит, всматривается,рассматривает, его восприятие превращается в оперирование данными ииногда их добывание с определённой целью.
Наличие внимания означает,таким образом, прежде всего изменение строения процесса, переходот видения к смотрению, к всматриванию, от восприятия к наблюдению, от процессак целенаправленной деятельности.
 Наблюдение и специальноеисследование показывают, что такое изменение строения процесса, в силу которогоон приобретает определённую направленность, увеличивает «ясность»,«рельефность», видимость воспринимаемого, при исследовании порогов повышаетчувствительность, даёт сенсибилизацию.
Эффект сенсибилизации при вниманиибыл констатирован с большой определённостью в опытах Семёновской у нас вГосударственном институте психологии на исследовании изменения световойчувствительности в ходе темновой адаптации при сосредоточении внимания наэкспериментальной задаче различения световых порогов, предъявляемых наадаптометре. Типичные размеры сенсибилизации выражались в показателях,приводимых в следующей таблице:

Время пребывания в темноте
(в минутах) Нормальная кривая световой чувствительности Световая чувствительность при напряжённом внимании 10 — 38500 20 25000 — 30 32400 37400 40 — 40200 50 — 38600 60 32000 46500
Несам по себе первый иливторой факт, а их соотношение составляет реальное содержание «внимания». Внимание,таким образом, это изменение строения процесса, дающее в результатесенсибилизацию.Эта зависимость между строением процесса исенсибилизацией может быть и обратной, причина и следствие могут вдействительности и поменяться местами: получившаяся в силу тех или иных условийсенсибилизация может вызвать деятельность, направленную на выступившеевследствие сенсибилизации яркое впечатление, с тем чтобы выяснить, проследитьего природу. Первая зависимость имеет место преимущественно при так называемомпроизвольном, вторая — при непроизвольном внимании. Когда какое-нибудьвпечатление в силу своей интенсивности, значимости и т. п. непроизвольно привлекаетвнимание, то здесь оно не потому выступает с повышенной силой, что на негонаправлена деятельность субъекта, а оно становится предметом на негонаправленной деятельности субъекта потому, что оно особенно выступает передним; в силу этого такое впечатление или предмет вызывает направленную на негодеятельность: стремление проследить за ним, выяснить, что это, чемвызвано, и т. д.
Для понимания природы вниманияцелесообразно — нам представляется — обобщить это понятие сенсибилизации так,чтобы оно обозначало не только изменение порогов чувствительности органовчувств, а также изменение — повышение (и соответственно снижение) «восприимчивости»к впечатлениям, мыслям и т. д. Основой для такого расширения понятиясенсибилизации, т. е. обобщения его, может служить предполагаемая общностьмеханизмов этих явлений, связанных — согласно этого предположения — строфическим воздействием вегетативной нервной системы на центральную.Сенсибилизация в этом обобщённом значении и определяет ясность и отчётливость,которые обычно фигурируют в феноменологической характеристике внимания.
При таком расширении понятиясенсибилизации наше определение внимания в процессе восприятия может бытьперенесено и на мыслительные процессы. Появление внимания к определённому рядуили системе излагаемых нам мыслей означает опять-таки, что мы, насторожившисьили заинтересовавшись ими, занимаем активную позицию по отношению к ним,начинаем вдумываться в них, оперировать предъявляемыми намданными, включаемся в разрешение той проблемы или задачи, на которую этот родмыслей направлен. Таким образом, и здесь внимание связано с изменениемстроения психических процессов, с превращением их в направленную деятельность.Наличие внимания означает такое строение процесса, при котором перед субъектомвстаёт задача, содержание которой направляет течение психическихпроцессов; этим и порождается характерная для внимания направленность. Вставшаяперед субъектом и принятая им задача, направляя его мысли по единому руслу,сосредоточивает их на едином предмете; этим и порождается сосредоточенность,которой обычно характеризуют внимание. Внимание имеется там, где передсубъектом встаёт задача, предметное содержание которой регулирует направлениепсихических процессов. Отсутствие внимания или его отвлечение, рассеянность всобственном смысле слова мы констатируем тогда, когда стоящая перед субъектомзадача не регулирует течение его психических процессов, так что направленностьего восприятия (то, к чему он прислушивается, за чем следит взором и т. д.) илиего мыслей (то, что ему непроизвольно всплывает на ум), не регулируясьпредметным содержанием задачи, расходится с направлением той деятельности,которая требуется данной задачей. Это происходит либо потому, что этанаправленность определяется какой-то другой деятельностью, направленной надругую задачу (собственно отвлечение внимания от одного предмета к другому),либо потому, что мысли субъекта вообще не собраны никакой целенаправленнойдеятельностью, никакой задачей.
В тех случаях, когда, как это имеетместо при непроизвольном внимании (см. ниже), субъект сознательно не ставитсебе никакой задачи, появление внимания всё же связано с непроизвольным еёвозникновением. Так, когда что-нибудь, заинтересовав субъекта, поражает,привлекает его внимание, это фактически значит, что поражающее илизаинтересовавшее впечатление вызывает сформулированный или не сформулированный,в самом интересе заключённый вопрос: что это? откуда? почему? Вопрос этот изаключает уже в себе задачу, предметное смысловое содержание которой направляетпознавательную деятельность субъекта на предметы. Таким образом, и в данномслучае внимание выражается в определённом строении деятельности; задача этойдеятельности своим предметным смысловым содержанием регулирует протеканиепсихических процессов, сосредоточивая их на определённом предмете; последний всилу этого выступает на передний план. В этом заключается ядро «внимания»:включение процессов в регулирующую их протекание деятельность, направленную наопределённый предмет, дающее в результате «сенсибилизацию» (в обобщённомсмысле) по отношению к нему, либо сенсибилизация по отношению к определённомупредмету, значимость которого для субъекта вызывает направленную на негодеятельность.
Избирательная сенсибилизация поотношению к тому или иному предмету обусловлена общим состоянием организма, вчастности нервной системы, которое создаёт более или менее благоприятныепредпосылки для возникновения избирательной сенсибилизации, характернойдля внимания. Эта зависимость не одно-, а двусторонняя. Избирательнаясенсибилизация, вызванная появлением значимого для субъекта предметадеятельности, может изменить общий тонус деятельности нервной системы и датьгенерализованный, общий сенсибилизирующий эффект, в свою очередь облегчающийвозникновение избирательной сенсибилизации. Здесь действуют, по всейвероятности, общие законы иррадиации, концентрации и переключения возбуждения.
Внимание теснейшим образом связано сдеятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях развития, ононепосредственно включено в поведение, в практическую деятельность. Вниманиесначала возникает как насторожённость, бдительность, готовность к действию попервому сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересахдействия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает изаторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Генезис внимания связан с развитиемдостаточно совершенной тонической рефлекторной иннервации. В развитии вниманияразвитие тонической деятельности играет существенную роль: она обеспечиваетспособность быстро переходить в состояние наблюдения за объектом.
По мере того как у человека изпрактической деятельности выделяется и приобретает относительнуюсамостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы:оно выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности исосредоточенности на созерцании объекта, углублённости и собранности напредмете размышления. Если выражением внимания, направленного на подвижныйвнешний объект, связанный с действием, является устремлённый во вне взгляд,зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании,связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служитнеподвижный, устремлённый в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.Но и за этой внешней неподвижностью при внимании скрывается не покой, адеятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание — это внутренняядеятельность под покровом внешнего покоя.
Внимание к объекту, будучипредпосылкой для направленности на него действия, является вместе с тем ирезультатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудьдеятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нёмсвоего внимания. Внимание — это связь сознания с объектом, более или менеетесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится.
Это положение оправдывается в самыхразличных областях деятельности. Его подтверждает ниже приводимое наблюдение Г.Гельмгольца (см. дальше).
На сценическом опыте это правильноподметил К. С. Станиславский.
«Внимание к объекту, — пишет он, —вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё большесосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь сдействием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом».
Теории внимания
Специфическое значение внимания, каквыражения отношения личности к объекту, сделало это понятие особеннодискуссионным. Представители английской эмпирической психологии — ассоцианисты— вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ниличности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них несуществовало и внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. понятие внимания начинает играть всё большую роль. Оно служит длявыражения активности сознания и используется как корректив к ассоциативнойпсихологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений.Но при этом внимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ковсему содержанию сила, которая извне формирует данный сознанию материал.
Это идеалистическое пониманиевнимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Делёвр и др.) отрицает вовсеправомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки, совершенноустраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческойпсихологии и гештальт-психологии.
Первая механистическая попыткаупразднить внимание, намеченная в двигательной теории внимания Т. Рибо иразвитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторнымустановкам. Вторая, связанная с теорией гештальт-психологии, сводит явлениевнимания к структурности сенсорного поля (Рубин).
Не подлежит сомнению, чторефлекторные установки играют существенную роль в начальных, наиболеепримитивных формах внимания. Хорошо известно, что при действии на организмкакого-нибудь раздражителя организм обычно рефлекторно приспособляется кнаилучшему его восприятию. Так, когда на периферическую часть сетчатки падаетсветовой раздражитель, глаз обычно поворачивается в его сторону, так что он попадаетв поле лучшей видимости. При действии на барабанную перепонку идущего сбокузвукового раздражителя следует рефлекторный поворот в сторону источника звука.Значение этих установок заключается в том, что они приводят к усилению однихпроцессов за счёт торможения других. Таким образом, уже рефлекторные реакцииорганизма создают благоприятствующие условия для выделения некоторыхраздражителей. К этим рефлекторным реакциям установки и сводят рефлексологивнимание.
Не подлежит сомнению, что объяснениевнимания в отрыве от таких рефлекторных установок, как отправного пункта впроцессе развития, было бы явно ненаучным. Но объяснять внимание только этимирефлекторными установками также неправильно и невозможно. В своих высших,специфически человеческих проявлениях внимание — сознательный процесс. Самиустановки человека далеко не всегда являются рефлекторными. Они частообразуются на основе сознательных процессов, в которых участвует внимание.Таким образом, рефлекторные установки могут быть и причиной и следствиемвнимания и попросту его внешним выражением. Но внимание в целом никак несводимо к рефлекторным установкам.
Так же неудовлетворительна, как этапопытка сведения внимания к рефлекторной установке, и попытка свести внимание кструктурности восприятия.
Попытка свести внимание кструктурности восприятия не выдерживает критики по ряду оснований. Во-первых,для внимания существенна возможность выделения частей, сторон, моментов, —словом, анализа, а не одностороннее господство структурного целого; во-вторых,хотя внимание бесспорно сначала проявляется в отношении чувственного содержанияи связано с его членением, однако существенная черта высших форм вниманиязаключается в отвлечении. Внимание связано с абстракцией, с возможностьюрасчленить структуру восприятия, кое от чего отвлечься и сознательно направитьвзор в определённую сторону. С мыслительной операцией абстракции вниманиесвязано не менее тесно, чем со структурностью восприятия Жане приводит случай сбольной, для которой непреодолимые трудности представляло достать булавку изкоробки, в которой вперемежку находились булавки и пуговицы. Она брала коробку,с тем чтобы выполнить это задание, но, как она поясняла, она не могласосредоточиться мыслью на булавках, потому что ей попадались под руки и приковываливнимание пуговицы; точно так же она не могла сосредоточиться и на пуговицах,поскольку в поле зрения постоянно попадали булавки; в результате она лишьбеспомощно перебирала одни и другие. Мы не находимся в такой поглощающей властивещей.
Сводить всю проблему внимания кструктурности чувственного поля — значит в конечном счёте отрицатьсуществование субъекта, противопоставляющего себя предметам и активновоздействующего на них.
Внимание, которое сплошь и рядомтрактуется только как «функция» или механизм, есть по существу аспект большойосновной проблемы о соотношении личности и мира. Наличие у человека высших формвнимания в конечном счёте означает, что он как личность выделяет себя изокружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленновключая наличную ситуацию в различные контексты, её преобразовывать, выделяя вней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высшихсвоих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания.
Вместо раскрытия этого основногосоотношения, связанного с общей направленностью личности, теория внимания побольшей части сосредоточивалась на вопросе о том, к каким функциям егопричислить. Сторонники волюнтаристической теории усматривают сущностьвнимания исключительно в воле, хотя непроизвольное внимание явно противоречиттакому пониманию. Другие сводили внимание к фиксации представлений посредствомчувства, хотя произвольное внимание часто регулируется вопреки чувству. Третьи,наконец, искали объяснения внимания исключительно в изменении самого содержанияпредставлений, не учитывая значения общей направленности личности. Между темспецифическое ядро вопроса в другом: внимание существенно обусловленовзаимоотношением между направленностью деятельности, в которую включён человек,и направленностью его психических процессов. Внимание налицо там, гденаправление деятельности ориентирует направление мыслей, помыслов и т. д.Отсутствие внимания означает их расхождение или разведение. Можно сказать, что вниманиевыражает специфическую особенность процессов, направление которых регулируетсядеятельностью, в которую они включены.
Поскольку во внимании выражаетсяотношение личности к объекту, на который направлено её сознание, значимостьэтого объекта для личности имеет основное значение для привлечения к немувнимания.
Сосредоточенные на каком-нибудь деле,мы сплошь и рядом не обращаем внимания на очень сильные раздражители, неимеющие отношения к тому, чем мы заняты, — на сильные посторонние шумы и т. п.,между тем как малейшая деталь, имеющая отношение к тому, чем мы заняты, ипредставляющая для нас интерес, привлечёт наше внимание. Учёный,заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратит внимание на, казалосьбы, мелкую деталь, которая ускользнёт от внимания другого человека, непроявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу подметитмалейшие оттенки в поведении её ребёнка, которые ускользнут от вниманияпостороннего безразличного свидетеля. Всё, что может в силу своей личностнойзначимости стать переживанием для индивида, имеет особые шансы статьпредметом его внимания.
Относительная значимость возможныхобъектов внимания существенно зависит от мотивов направленности интересов.Внимание является в большой мере функцией интереса. Оно связано с устремлениямии желаниями личности, с общей направленностью, а также с целями, которые онасебе ставит. Способность человека ставить перед собой цели и задачи являетсяследующей существенной предпосылкой внимания. Ею обусловлен переход отнепроизвольного внимания к произвольному.
Физиологические основы внимания
Существенные основы для раскрытияфизиологического механизма внимания заложены в учении Павлова о центрахоптимальной возбудимости, а также в учении А. А. Ухтомского о доминанте.Согласно установленному И. П. Павловым закону индукции нервных процессов,всякий возникающий в коре очаг возбуждения вызывает торможение окружающихучастков. Таким образом, возбуждение неравномерно распространяется по коре. Вкаждый данный момент в коре имеется участок с «оптимальными» условиямивозбуждения. Он на данное время является творческим отделом коры. С ним связананаиболее яркая работа сознания.
«Если бы можно было, — пишет И. П.Павлов, — видеть сквозь черепную крышку, и если бы место больших полушарий соптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательномчеловеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся вформе и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окружённое навсём остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
Учение И. П. Павлова об иррадиации иконцентрации возбуждения особенно чётко вскрыло и установило основныезакономерности ведущих процессов, протекающих в коре больших полушарий.
По А. А. Ухтомскому, принцип доминантыявляется «общим рабочим принципом нервных центров». «В высших этажах и в кореполушарий принцип доминанты, — пишет А. А. Ухтомский, — являетсяфизиологической основой акта внимания и предметного мышления». Термином«доминанта» Ухтомский обозначает «господствующий очаг возбуждения». Внормальной деятельности центральной нервной системы текущие переменные задачиеё в непрестанно меняющейся среде вызывают в ней переменные «главенствующиеочаги возбуждения». При этом доминанта является не топографически единымпунктом возбуждения в центральной нервной системе, а определённой констелляциейцентров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинногомозга, а также в автономной системе. При наличии доминантного возбужденияпобочные, субдоминантные раздражения могут подкреплять доминанту, потому чтовлияние доминанты выражается прежде всего в стремлении возникающих возбужденийнаправляться к господствующему центру возбуждения, усиливать его возбуждённоесостояние и переключаться на связанный с ним выносящий путь (правилоподкрепления доминанты).Но это соотношение между доминантой исубдоминантами не является постоянным. Если бы оно было таковым, разустановившаяся доминанта оставалась бы неизменной. Между тем доминантапередвигается с одной констелляции центров на другую. Господствующий в течениенекоторого времени очаг возбуждения становится субдоминантным, и в результатеборьбы субдоминанты с доминантой господствующее значение приобретает новыйочаг. В психологическом плане смена доминанты выявляется в переключениивнимания. Психологические исследования показали, что разнообразные слабыераздражения при процессе внимания способствуют его концентрации. А. А.Ухтомский ссылается на эти психологические данные в подтверждение своегопринципа доминанты и её отношения к субдоминантам. В частности Э. Мейманэкспериментально установил, что процесс интеллектуальной работы протекает болееэффективно в обычной обстановке, чем при абсолютной, мертвенной тишине.Некоторые дополнительные раздражения, нарушающие монотонность, повышают общийтонус организма; не слишком сильные дополнительные раздражения усиливаютосновные, которые переключают их на свои пути. В этом педагогически чрезвычайноважном положении для рациональной организации работы убеждает и повседневныйопыт.
Учение И. П. Павлова о центрахоптимальной возбудимости и учение А. А. Ухтомского о доминанте дают опорныеточки для выяснения физиологического субстрата внимания.
Вопрос о физиологических механизмахвнимания требует, однако, ещё дальнейших исследований, так же как и вопрос опсихологической природе внимания. Явление сенсибилизации делает вероятнымучастие в физиологическом механизме внимания также и вегетативных центров.
Основные виды внимания
При изучении внимания необходиморазличать два основных уровня или вида его и ряд его свойств или сторон.Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольноевнимание.Непроизвольное внимание связано с рефлекторнымиустановками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательногонамерения человека. Свойства действующих на него раздражителей, ихинтенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями,потребностями или интересами приводит к тому, что определённые предметы,явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе.Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольнымпродуктом интереса.
От непроизвольного внимания отличаютпроизвольное. Сам термин одиозен. Он как будто создан для того, чтобыолицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм извнедействующих духовных сил. Но высшие формы человеческого внимания так же малопроизвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и эти последние, подчиненыопределяющим их закономерностям, но закономерности эти иные. Так называемое«произвольное» внимание — это сознательно направляемое и регулируемоевнимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который ононаправляется. Этот термин служит для обозначения того центрального посвоему значению факта, что познание человека, как и его деятельность,поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишьсамотёком, стихийно, под властью извне действующих сил.
Так называемое произвольное вниманиеимеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе егоне привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер.
Непроизвольное внимание обычнопредставляется как пассивное, произвольное — как активное (У. Джемс). Первоенаправляют независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска,ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако,относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистуюпассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны,и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешнимиусловиями — объектом, оно включает и элементы пассивности.
Различая произвольное инепроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешнепротивопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольноевнимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольноевнимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловленонепосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такойнепосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляемнаше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями,которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и накоторую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для наснепосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное.Учёт этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного внепроизвольное имеет существенное значение, как теоретическое, так ипрактическое, для правильной организации работы, в частности учебной.
Нужно считаться с тем, что существуютвиды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызватьнепосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу тойпривлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могутбыть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которыхони требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые потрудности своих начальных стадий, отдалённости тех целей, которым они служат, струдом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительноудерживать в силу своей содержательности и динамичности, благодаря богатствупостепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случаенеобходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором —естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. Водном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания.
При всём — очень существенном —различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать и внешнепротивопоставлять их может лишь формалистическая абстракция; в реальном трудовомпроцессе обычно заключено их единство и взаимопереход. Используя это, нужно впедагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание,воспитывать произвольное, и, с другой, формируя интересы учащихся, а такжеделая интересной саму учебную работу, переводить произвольное внимание учащихсяснова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задачобучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственный интересучебного материала. И одно и другое необходимо.
В психологической литературе Э.Титченер отметил уже переход произвольного внимания в непроизвольное, когданаряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием онговорил ещё о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход отпроизвольного снова к непроизвольному первичному вниманию.
Геометрическая задача не производитна нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашимвниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаембыть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, — это вторичноевнимание. Но существует ещё третья стадия развития: она является, по Титченеру,возвращением к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу,мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаёмся ей, и в скоромвремени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имелудар грома в момент его появления в сознании». «Трудности преодолены,конкуренты устранены, и рассеянность исчезла». «Психологический процессвнимания вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаяхколебания, размышления он достигает очень высокой степени сложности. Наконец онснова упрощается».
Однако эта третья стадия не являетсявозвращением к первой. Она представляет всё же разновидность произвольноговнимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий— потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определённуюзадачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия — являетсяисходной, основной характеристикой так называемого произвольного вниманиячеловека, как внимания, сознательного, регулируемого.
Основные свойства внимания
Поскольку наличие внимания означаетсвязь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, преждевсего встаёт вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. оконцентрированности внимания.
Концентрированность внимания — в противоположность егораспылённости — означает наличие связи с определённым объектом или сторонойдействительности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация — этососредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается внимание.Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собранапсихическая или сознательная деятельность.
Наряду с этим пониманием концентрациивнимания под концентрированным вниманием часто в психологической литературепонимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или небольшом числеобъектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единствомдвух признаков — интенсивности и узости внимания.
Объединение в понятии концентрацииинтенсивности и узости внимания исходит из той предпосылки, что интенсивностьвнимания и его объём обратно пропорциональны друг другу. Эта предпосылка вобщем правильна, лишь когда поле внимания состоят из элементов, друг с другомне связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющиеразличные элементы между собой, расширение поля внимания дополнительным содержаниемможет не только не снизить концентрированности, но иногда даже повысить её. Мыпотому определяем концентрацию внимания только интенсивностью сосредоточения ине включаем в неё узости внимания. Вопрос об объёме внимания, т. е. количествеоднородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос.
Для определения объёма вниманияпользовались до сих пор главным образом тахистоскопическим методом. Втахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись подлежащиенаблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.
Согласно ряду исследований,обнаруживших при этом существование довольно значительных индивидуальныхразличий в объёме внимания, объём внимания взрослого человека достигает всреднем примерно до 4—5, максимум 6 объектов; у ребёнка он равен в среднем неболее 2—3 объектам. Речь при этом идёт о числе друг от друга не зависимых, несвязанных между собой объектов (чисел, букв и т. п.). Количество находящихся вполе нашего внимания связанных между собой элементов, объединённых в осмысленноецелое, может быть много больше. Объём внимания является поэтому изменчивойвеличиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, накотором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать иструктурировать материал. При чтении осмысленного текста объём внимания можетоказаться существенно отличным от того, который даёт его измерение приконцентрации на отдельных, осмысленно между собой не связанных элементах.Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на отдельные цифры,буквы, фигуры не могут быть перенесены на объём внимания в естественныхусловиях восприятия связанного осмысленного материала. В практике, в частностипедагогической, школьной, следовало бы, тщательно учитывая доступный учащимсяобъём внимания, не создавая в этом отношении непосильной перегрузки, расширятьобъём внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая еговзаимосвязи, внутренние отношения.
С объёмом внимания тесно связана и распределяемостьвнимания. Говоря об объёме, можно, с одной стороны, подчёркиватьограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения, поскольку оно неабсолютно, является распределение внимания между тем или иным числомразнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределениивнимания речь, таким образом, идёт о возможности не одного, а по крайней мередвухфокального внимания, концентрации его не в одном, а в двух или большемчисле различных фокусов. Это даёт возможность одновременно совершать несколькорядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ниодного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают,одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатическихдокументов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабнымвниманием несколько партий. Распределённое внимание является профессиональноважным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков,которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределениевнимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своегозрения всех учеников в классе.
Распределение внимания зависит отряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различныеобъекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должнораспределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнееавтоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность краспределению внимания весьма упражняема.
При определении концентрированности иобъёма внимания необходимо учитывать не только количественные условия. Изкачественных моментов в частности один играет особенно значительную роль:связность смыслового содержания. Внимание — как и память — подчиняетсяразличным законам, в зависимости от того, на каком материале оноосуществляется. Очень рельефно это сказывается на устойчивости внимания.
Устойчивость внимания определяется длительностью,в течение которой сохраняется концентрация внимания, т. е. его временнойэкстенсивностью. Экспериментальное исследование показало, что внимание первичноподвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания,по данным ряда прежних исследований, в частности Н. Ланге, равны обычно 2—3сек., доходя максимум до 12 сек. К колебаниям внимания относились, во-первых,колебания сенсорной ясности. Так, часы, которые держат неподвижно на одном итом же расстоянии от испытуемого, кажутся ему, если он их не видит, топриближающимися, то удаляющимися, в силу того что он то более, то менееявственно слышит их ход.
Эти и подобные им случаи колебаниясенсорной ясности, по-видимому, непосредственно связаны с утомлением иадаптацией органов чувств. Иной характер носят колебания внимания,сказывающиеся яри наблюдении многозначных фигур, в них попеременно то одна, тодругая часть выступает как фигура: глаз соскальзывает с одного поля на другое.В этом можно убедиться, если посмотреть на рисунки, в которых мы поочерёдновидим то вазу, то два профиля.
/>
         «Фигура» и «фон»
Однако традиционная трактовкапроблемы устойчивости внимания, связанная с установлением периодических егоколебаний, требует некоторой ревизии.
Положение с этой проблемой аналогичнотому, какое создалось в психологии памяти в связи с установленной Г.Эббингаузом и его последователями кривой забывания. Учебная работа была быбесплодным, сизифовым трудом, если бы кривая Эббингауза отражала общиезакономерности забывания всякого материала. Учебная и производственная работабыла бы вообще невозможна, если бы пределы устойчивости внимания определялисьпериодами, установленными в опытах с элементарными сенсорными раздражителями.Но в действительности такие малые периоды колебания внимания, очевидно, ни вкоем случае не составляют всеобщую закономерность. Об этом свидетельствуютнаблюдения на каждом тагу. Очевидно, проблема устойчивости внимания должна бытьпоставлена и разработана заново. При этом существенно не столькоэкспериментально установить собственно очевидный факт значительно большейустойчивости внимания, сколько вскрыть конкретные условия, которыми объясняютсячастые периодические колебания в одних случаях, значительная устойчивость — вдругих.
Наша гипотеза заключается вследующем: наиболее существенным условием устойчивости внимания являетсявозможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новыестороны и связи. Там, где в связи с поставленной перед собой задачей мы,сосредоточиваясь на каком-нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятииили мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях ивзаимопереходах, внимание может очень длительное время оставаться устойчивым.Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное содержание,не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода кдругим его сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для лёгкойотвлекаемости и неизбежно наступают колебания внимания.
Подтверждение этого положения имеетсяещё в одном наблюдении Г. Гельмгольца. Изучая борьбу двух полей зрения,Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ дляобъяснения устойчивостивнимания, несмотря на периодические колебаниясенсорных установок. «Я чувствую, — пишет Г. Гельмгольц, — что могу направлятьвнимание произвольно то на одну, то на другую систему линий и что в такомслучае некоторое время только одна эта система сознаётся мною, между тем какдругая совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в томслучае, если и попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайнетрудно бывает надолго приковатьвнимание к одной какой-нибудь системелиний, если только мы не связываем предмета нашего внимания с какими-нибудьособенными целями, которые постоянно обновляли бы активность нашего внимания.
Так поступаем мы, задаваясь цельюсосчитать линии, сравнить их размеры и т. п. Внимание, предоставленное самомусебе, обнаруживает естественную наклонность переходить от одного новоговпечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляяникаких новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит начто-нибудь другое. Если мы хотим сосредоточить наше внимание на определённомобъекте, то нам необходимо постоянно открывать в нём всё новые и новые стороны,в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в сторону».
Эти наблюдения Гельмгольца вскрываютсамые существенные условия устойчивости внимания. Наше внимание становитсяменее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся вразрешение определённых задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новоесодержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточениевнимания — это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в единомнаправлении.
Для того чтобы внимание ккакому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическимпроцессом.Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживатьперед нами всё новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержаниеспособно поддерживать внимание.
/>
Борьба двух полей зрения
На вопрос о том, благодаря чему емуудалось прийти к открытию законов тяготения, И. Ньютон ответил: «Благодарятому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона,Кювье определяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютонаон видит в устойчивости его внимания. Но обратная зависимость болеесущественна. Богатство и содержательность его ума, открывавшего в предмете егомысли всё новые стороны и зависимости, были, очевидно, существенным условиемустойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при размышлении о тяготенииуперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот вопрос,раскрывая в нём новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.
Но если бы мысль лишь переходила содного содержания на другое, можно было бы скорее говорить о рассеянности, чемо сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания необходимо,очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношенийв некое единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно остаётсясосредоточенным на одном предмете. Единство предметной отнесённости соединяетсяс многообразием предметного содержания. Устойчивое внимание — это форма предметногосознания. Оно предполагает единство предметной отнесённости многообразногосодержания. Таким образом, осмысленная связанность, объединяющаямногообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему,сосредоточенную вокруг одного центра, отнесённую к одному предмету, составляетосновную предпосылку устойчивого внимания.
Если бы внимание при всех условияхбыло подвержено таким колебаниям, какие имеют место, когда нам даныразрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективнаяумственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что само включениеумственной деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи,изменяет закономерности этого процесса и создаёт условия для устойчивостивнимания. Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственнойдеятельности, является в известной мере и её следствием.
Осмысленное овладение материалом,раскрывающее посредством анализа и синтеза его систематизацию и тому подобныевнутренние связи чётко расчленённого содержания, существенно содействует высшимпроявлениям внимания.
Устойчивость внимания зависит,конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенностиматериала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему состороны субъекта — степень его интереса к данному материалу и, наконец,индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна прежде всегоспособность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживатьсвоё внимание на определённом уровне, даже если то содержание, на которое ононаправлено, не представляет непосредственного интереса и сохранение его вцентре внимания сопряжено с определёнными трудностями.
Устойчивость внимания не означает егонеподвижности, она не исключает его переключаемости. Переключаемость вниманиязаключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться вновые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключениюозначает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужноекачество.
Переключаемость, как и устойчивость иобъём внимания и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющейфункцией. Она — сторона сложной и многообразно обусловленной сознательнойдеятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на чём неконцентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособногодлительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное иосмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случаеочевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстроизменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации иопределить или учесть изменяющуюся значимость различных в неё включающихсяэлементов.
Лёгкость переключения у разных людейразлична: одни — с лёгкой переключаемостью — легко и быстро переходят от однойработы к другой; у других «вхождение» в новую работу является труднойоперацией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.Лёгкая или затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. Кчислу их относятся соотношение между содержанием предшествующей и последующейдеятельности и отношение субъекта к каждой из них: чем интереснеепредшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно,труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженнее обратное соотношениемежду ними. Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальныеособенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость вниманияпринадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результатеупражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по преимуществуплохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менеедостоверных анекдотов о рассеянности учёных. Тип рассеянного профессора несходит со страниц юмористических журналов. Однако, вопреки прочноукоренившемуся в обывательском понимании представлению, «рассеянность» учёныхявляется, наоборот, выражением максимальной собранности и сосредоточенности; нотолько сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому пристолкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешномположении, которое живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличиесосредоточенности у «рассеянного» учёного, достаточно сравнить его внимание свниманием ребёнка, который выпускает из рук только что привлёкшую его игрушку,когда ему показывают другую; каждое новоевпечатление отвлекает еговнимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии.Здесь отсутствует и концентрированность и распределяемость внимания. Вповедении рассеянного учёного также обнаруживается дефект внимания, но онзаключается, очевидно, не в лёгкой отвлекаемости, так как его внимание,наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность вобычном смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильнойотвлекаемостью и слабой переключаемостью.
Различные свойства внимания — его концентрация,объём и распределяемость, переключаемость и устойчивость — в значительной меренезависимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть нестоль совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может,как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность учёных, соединяться сослабой переключаемостью.
Внимание обычно характеризуется какпроявление избирательной направленности психической деятельности, каквыражение избирательного характера процессов сознания. Можно было бы кэтому прибавить, что внимание выражает не только как бы объём сознания,поскольку в нём проявляется избирательный характер сознания, но и егоуровень — в смысле степени интенсивности, яркости.
Внимание неразрывно связано ссознанием в целом. Оно поэтому, естественно, связано со всеми сторонамисознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается вособенно существенной для внимания зависимости его от интереса.Значениемыслительных процессов, особенно в отношении объёма внимания, а такжеего устойчивости, было уже отмечено. Роль воли находит себенепосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Поскольку внимание может отличатьсяразличными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной меренезависимы друг отдруга, можно, исходя из разных свойств внимания,различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание — взависимости от их объёма; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро илимедленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое инеустойчивое.
Высшие формы произвольного вниманиявозникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития.«Оставляя в стороне напряжение тех органов, которыми выполняется труд,целесообразная воля, выражающаяся во внимании, — пишет К. Маркс, — необходимаво всё время труда, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекаетрабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньшерабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил». Труднаправлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого трудапредставляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продуктасвязано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполненияможет не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этойдеятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. Приэтом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем болеесложной становится трудовая деятельность человека в процессе историческогоразвития. Труд требует и он воспитывает высшие формы произвольного внимания.
В психологической литературе Т. Рибоподчеркнул эту мысль о связи произвольного внимания с трудом. Он пишет: «Кактолько возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в своюочередь фактором первостепенной важности в этой новой борьбе за жизнь. Кактолько у человека явилась способность отдаваться труду, по существу своему непривлекательному, но необходимому как средство к жизни, явилось на свет ипроизвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения цивилизациипроизвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, какмимолётное сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную формувнимания». Рибо заключает: «Произвольное внимание — явление социологическое.Рассматривая его, как таковое, мы лучше поймём его генезис и непрочность…Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей социальной жизни».
Развитие внимания
В развитии внимания у ребёнка можно отметитьпрежде всего диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Тототмеченный уже факт, что ребёнок, увидя новую игрушку, сплошь и рядом выпускаетиз рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положениеимеет не абсолютный характер. Наряду с выше отмеченным фактом нужно учесть идругой, который подчёркивается некоторыми педагогами бывает, что какой-нибудьпредмет привлечёт внимание ребёнка или, скорее, манипулирование с этимпредметом так увлечёт его, что, начав манипулировать им (открывать и закрыватьдвери и т. п.), ребёнок будет повторять это действие раз за разом 20, 40 раз ибольше. Этот факт действительно свидетельствует о том, что в отношении оченьэлементарных актов, связанных с значительной эмоциональной зарядкой, ребёнокуже рано может проявить внимание в течение более или менее значительноговремени. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать длядальнейшего развития внимания у ребёнка. Но тем не менее, конечно, правильнымостаётся то положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и кначалу школьного, ребёнок ещё в очень слабой степени владеет своим вниманием.Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организациейвнимания ребёнка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайногостечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним изважнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнкаволевых качеств.
В развитии внимания у ребёнкасущественным является его интеллектуализация, которая совершается в процессеумственного развития ребёнка, внимание, опирающееся сначала на чувственноесодержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результатерасширяется объём внимания ребёнка. Развитие объёма внимания находится втеснейшей связи с общим умственным развитием ребёнка.
Развитие устойчивости детскоговнимания изучалось многими исследователями. Представление о результатахисследования даёт следующая таблица:Возраст Наибольшая длительность игр (в минутах) 0;6—1;0 14,5 1;0—2;0 21,1 2;0—3;0 27,0 3;0—4;0 50,3 4;0—5;0 83,3 5;0—6;0 96,0
В этой таблице особенно показателенбыстрый рост устойчивости внимания после 3 лет и, в частности, относительновысокий уровень его к 6 годам на грани школьного возраста. Это существенноеусловие «готовности к обучению».
Рост концентрации внимания Бейрльопределял по количеству отвлечений, которым поддавался ребёнок в течение 10минут игры. В среднем они выразились в следующих цифрах:Возраст Число отвлечений 2;0—3;0 3,7 3;0—4;0 2,06 4;0—5;0 1,6 5;0—6;0 1,1
Отвлекаемость 2—4-летнего ребёнка в2—3 раза больше отвлекаемости 4—6-летнего. Вторая половина дошкольного возраста— годы, непосредственно предшествующие началу школьного обучения, дают такойзначительный рост и концентрации внимания.
В школьном возрасте, по мере того какрасширяется круг интересов ребёнка и он приучается к систематическому учебномутруду, его внимание — как непроизвольное, так особенно произвольное —продолжает развиваться. Однако сначала и в школе приходится ещё сталкиваться сзначительной отвлекаемостью детей.
Более значительные сдвиги наступаюттогда, когда успеют сказаться результаты обучения; размер этих сдвигов,естественно, зависит от его эффективности. К 10—12 годам, т. е. к тому периоду,когда по большей части наблюдается заметный, часто скачкообразный рост вумственном развитии детей — развитие отвлечённого мышления, логической памяти ит. д., обычно наблюдается также заметный рост объёма внимания, его концентрациии устойчивости. Иногда в литературе утверждается, будто у подростка (в 14—15лет) приходится наблюдать новую волну отвлекаемости. Однако никак нельзяпринять это утверждение, будто внимание у подростка вообще хуже, чем впредшествующие годы. Правильно, пожалуй, то, что в эти годы иногда труднеебывает привлечь внимание ребёнка; в частности от педагога для этого требуетсябольшая работа и искусство. Но если суметь интересным материалом и хорошейпостановкой работы привлечь внимание подростка, то его внимание окажется неменее, а более эффективным, чем внимание младших детей.
Говоря об этих возрастных различиях вразвитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальныхразличий и притом весьма значительных.
Развитие внимания у детей совершаетсяв процессе обучения и воспитания. Решающее значение для организации вниманияимеет при этом уменье поставить задание и так его мотивировать, чтобы оно былопринято субъектом.
Основываясь на слабости произвольноговнимания у детей, ряд педагогов, начиная с интеллектуалиста Гербарта и досовременных романтиков активной школы, рекомендовали целиком строитьпедагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладеватьвниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегдастремиться к тому, чтобы давать яркий, эмоционально насыщенный материал,избегая всякой скучной учёбы.
Безусловно, весьма важно, чтобыпедагог умел заинтересовать учащихся и мог строить педагогический процесс нанепроизвольном внимании, обусловленном непосредственной заинтересованностью.Постоянно требовать напряжённого произвольного внимания у детей, не даваяникакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы недобиться внимания. Однако строить обучение только на непроизвольном вниманииошибочно. Это по существу и невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, деловключает в себя звенья, которые не могут представлять непосредственный интереси вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в педагогическом процессенеобходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание, и 2) содействоватьразвитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного вниманияможно целесообразно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес,внести известную эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно,чтобы эта эмоциональность и интересность были не внешними. Внешняязанимательность лекции или урока, достигаемая сообщением очень слабо связанныхс предметом анекдотов, ведёт скорее к рассеиванию, чем к сосредоточениювнимания. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения илитрудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены её основныезвенья. Она должна быть связана с сознанием значения того дела, котороеделается.
Существенным условием поддержаниявнимания, как это вытекает из экспериментального изучения устойчивостивнимания, является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся споследовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобыподдерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с ужеизвестным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придатьинтерес тому, что сним связывается. Логически стройное изложение,которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные опорные точки вобласти конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлеченияи поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели тевопросы, на которые последующее изложение даёт ответы. В этих целях эффективнымявляется построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед учащимисяи лишь затем даёт их разрешение.
Поскольку основой непроизвольноговнимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольноговнимания необходимо в первую очередь развивать широкие и надлежащим образомнаправленные интересы.
Произвольное внимание по существуявляется одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность кпроизвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитиепроизвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формированияволевых качеств личности.

Список использемой литературы.
 
1. В.Б. Шапарь,«Занимательная психология», 2-ое издание, М, 2005 год.
2. Джемс У.,Психология, П. 1922, гл. О внимании.
3. Добрынин Н. Ф.,Колебания внимания, изд. РАНИОН, М. 1928.
4. Добрынин Н. Ф., Квопросу о типах внимания, «Психология», т. I,
вып.1, 1928.
5. Рибо Т.,Психология внимания, 2-е изд., СПб 1892.
6. Титченер Э. Б.,Учебник психологии, изд. 2-е, 1914, гл. О внимании.
7. Эббингауз Г.,Основы психологии, СПб 1912. И его же, Очерк   
психологии, 1911.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.