Реферат по предмету "Психология"


Виды деятельности человека

Содержание
Введение                                                                                                           2
1. Понятие деятельности человека                                                                   4
2. Виды деятельности человека                                                                       8
Заключение                                                                                                     15
Литература                                                                                                     17
Введение
В психологии есть такое понятие,как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, чтоконкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясьна собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способенвоспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.
Нормальное состояние человека, если только он неспит,— активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постояннодействует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом,играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность —внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическаяактивность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда онразмышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннююактивность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли дажетогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана сречедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мыназываем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышлениевзрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любаядеятельность человека.
Деятельность — это активность человека, направленнаяна достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением егопотребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества игосударства.
Без деятельности невозможначеловеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир.Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он неможет существовать, — пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаютсядуховные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельностичеловек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразуетокружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло инаправление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формируети изменяет его самого, его волю, характер, способности.
1. Понятие деятельности человека
Деятельность человекапринципиально отличается от поведения животных, даже если это поведениедостаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательныйхарактер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидитрезультат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением,употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человеканосит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе идля коллектива.
Деятельность определяется(детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости оттребований общества деятельность человека приобретает различный характер,Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохичеловек занимался трудовой деятельностью.Но в условияхкапиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, иего деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большуюприбыль.
В нашей стране в связи сизменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и большестановится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личностисоветских людей. Они познают счастье труда.
Изменился и характер такого видадеятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, чтонеобходимо было для закрепления господства' класса угнетателей. А само учениеносило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем инойхарактер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своегообщественного долга — труда на общую пользу. А само обучение носит развивающийхарактер, оно ориентировано на формирование у школьников активного,самостоятельного, творческого мышления.
Необходимые условия человеческойдеятельности — психические процессы. Они являются, с одной стороны,обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок,учится ли школьник, трудится ли человек — всегда все виды деятельностинеразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением,без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другойстороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются вдеятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов идеятельности человека.
Деятельность обычнорассматривают с точки зрения ее структуры (состава). Прежде всего различают целии мотивы деятельности.
Всякая деятельность человекаопределяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, тонет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами,которые побудили человека поставить перед собой тy илииную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель — это то. радичего действует человек; мотив — это то, почему действует человек.Рассмотрите под этим углом зрения ваше учение в педагогическом училище. Каковаваша цель? Успешно окончить его и получить профессию учителя. А почему вы сталиучиться? Почему поставили перед собой цель окончить педагогическое училище? Исразу у вас в памяти возникнут мотивы, побудившие вас к данному решению. Онимогут быть различными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие постановкуцели вашей учебной деятельности.
Обычно деятельность человекаопределяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системойцелей и мотивов — ближайшими и все более общими и отдаленными.
Например, вы изучаете этотучебник. Ближайшая цель — усвоить содержание данной главы. За ней стоит болееотдаленная цель— хорошо знать психологию. За ней — еще более общая иотдаленная—стать хорошо образованным специалистом—учителем, и, наконец, самаяобщая цель — принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел нетолько ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные — это придает силы боротьсяс трудностями и преодолевать препятствия, а достижение промежуточногорезультата не демобилизует человека.
Деятельность оценивают и поуровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженныйузколичностный характер. У хорошо воспитанного человека общественные мотивыприобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.
Составную часть, или, другимисловами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действиячеловека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижениеопределенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанностидействий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когдапоставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений ипредполагаются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когданедостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такиемалоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств,сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными.Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются кпруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи.Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затемвсе вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали Собаки, он белым комкомкатился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята иучитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор,пока заяц не исчез в кустах. Под влиянием сильного и внезапного раздражителядействия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясноосознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточнуюосознанность. Это действия импульсивные. Различают действия практическиеи умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия(манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришкольномучастке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (привосприятии и мышлении). С ранних лет ребенок начинает овладевать практическимидействиями с предметами и способами обращения с ними и тем самым познает этипредметы. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и вучебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал.Так, при решении математических задач ученик обращается к практическимдействиям с предметами. На основе практических действий возникают умственныедействия—действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяетполнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности. Действиячеловека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово(в том числе и внутренняя речь, мысленное проговаривание) регулируют поведениеи деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словеснооформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия,исправлять допущенные ошибки. Во всякой деятельности можно выделить следующиекомпоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясноеосознавание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболеерационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности,сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случаенеобходимости; далее следует проверка, результатов, исправление ошибок,если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведениеитогов работы и ее оценка. Все эти компоненты легко проследить,анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если онаправильно организована учителем).
2. Виды деятельности человека
 
Деятельность людей многообразна,но при этом ее можно свести к «рем основным видам: учебной, трудовой и игровой.Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразныйвид деятельности.
Труд, основной виддеятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта.
Любой вид труда, в которомпроявляется что-то новое, вносится рационализация, усовершенствование в процессдеятельности, приобретает творческий характер. Творческой деятельностьюназывается деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокойобщественной ценности (техническое изобретение, создание художественного,музыкального, литературного произведения, разработка нового методахирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т.д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей,капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческаядеятельность требует развитого воображения. Но главное — огромный, напряженныйтруд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, чтоталантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливыелюди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде.«Талант—это терпение», «Талант—это склонность к бесконечному труду», — говорилиони. Л, Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».
Учение лишь подготовительныйэтап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь наопределенной стадии обучения профессии. Игра, разумеется, не даетобщественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности:мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга,игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видовдеятельности — труд и учение, как правило, осуществляются в специальноорганизованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связанасо свободной организацией — ребенок обычно играет в отведенное для этого время,но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет.
Человеку почти в любом возрастесвойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеютразное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности —игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной виддеятельности школьника — учение, но и труд занимает в его жизни известноеместо, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд — основнаядеятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечернейшколе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным,интеллектуальным).
Деятельность можно разделить наматериально-предметную и духовную. Первая направлена на изменение природы иобщества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей.Психологи всегда придавали огромное значение этим видам деятельности в историичеловечества и в обосновании собственного социального идеала.
«Производительный труд,обладание и пользование его рсзультагами представляют собой одну из сторонжизни человека или одну из сфер его деятельности», — отмечал Владимир Соловьев.Человек не мог бы существовать, если бы не выращивал урожай, не строил заводы,не прокладывал рельсы, не добывал бы энергию. Но означает ли это, что духовнаядеятельность человека менее важна? Разумеется, нет. Человеку нужны философия,искусство, мораль, вера. Без этих достижений он перестал бы быть человеком.
Творчество. Творчество— это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, Оно отличаетсяпри этом неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любаячеловеческая деятельность не характеризуется уникальностью? В известной мереэто, конечно, так. Деятельность — это рождение того, что отсутствовало вприроде. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять еерезультаты с тем, что есть в природе.
Но внутри самой человеческойдеятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальнойновизны. Есть также деятельность, где творческое начало выражено не так явно.Скажем, человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людямнужно не одно колесо, которое, возможно, сам соорудил этот безымянный творец.Теперь, когда колесо уже изобретено, надо воспроизводить его в массовоммасштабе. Это тоже деятельность, но ее, строю говоря, нельзя назватьтворчеством.
Вот, к примеру, напомним еще разпотрясающую строчку: «И звезда с звездою говорит...» Слова здесь простые,известные. Однако сразу рождается в сознании образ безмерного космического пространства.У Лермонтова это не только живоописание небесной дали. Это также определенноенастроение. Ваша душа как бы соприкасается с перекличкой звезд. Рождаетсянастроение печали, смиренности духа, ощущение одиночества.
И все это в одной строке.Поистине, поэзия высокой пробы. Но литература подарила людям множествопоэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчестваГомера, Данте, Байрона, Пушкина, Гёте...
Деятельность как зло. Однаконужно предостеречь: деятельность — не только благо. Она может обернуться излом. Весь вопрос в том, каковы цели деятельности, се направленность, смысл. Вдревнекитайской философии существовало понятие «дао». Так назывался основнойзакон, который не зависит ни от богов, ни от людей, следовательно, человекдолжен подчиняться естественному ходу событий.
Приверженцы дао учили: человекпри рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствоватьи действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Обосторожности в преобразовательной активности. «Природу вещей нельзя менять,место обитания нельзя переносить». Люди всегда ощущали эту проблему, но тольково второй половине XX в. они начали задумываться над характером ихдеятельности, над тем, какими могут быть се результаты.
Многие достижения человекавырваны у природы. Но природа не покорилась человеку. На Земле существовалацивилизация майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сихпор поддерживает в рабочем состоянии, плоды неустанных трудов майя практическипропали. Единственными уцелевшими памятниками былой цивилизации являются руинынекогда грандиозных, великолепно украшенных общественных зданий.
Теперь они оказались вдали отмест обитания человека и прячутся в глубинах тропического леса. Лес поглотилих, словно удав. Контраст между нынешним состоянием страны и древним уровнемцивилизации майя столь велик, что почти не поддастся человеческому воображению.Шедевры архитектуры майя, эти свидетельства человеческих возможностей,знаменовали победу человека над природой. Триумф человека казался вечным инепоколебимым. Однако человек не смог предотвратить возвращение леса, которыйпоглотил возделанные поля, площади и дома, а затем добрался до дворцов ихрамов.
Пожалуй, самый яркий примердеятельности, которая обернулась злом, — создание оружия — орудия убийства нетолько животных, но и человека. Особенно очевидно это проявилось в XX в., когдабыли созданы разнообразные виды оружия массового поражения. Человеку предстоитосмыслить границы и последствия своей преобразовательной деятельности. Еевоздействие на природу может оказаться пагубным. Вот почему люди отказываютсяот прежнего культа деятельности. Активность во что бы то ни стало, бесконечноенаступление на природу, преображение ее — эти установки находятся сейчас «подобстрелом». Не всякая деятельность является благом. Люди должны реализоватьсвою активность целесообразно, осмысленно. Если не обдумывать целидеятельности, ее направленность и смысл, она может обернуться злом.
Активность — формасуществования психики. У животных активность определяется биологическимипотребностями. Уже отмечалось, что психологи выделяют чисто человеческиепотребности. Деятельность имеет структуру, которая состоит из следующихэлементов: мотив, процесс деятельности, цель действия, условия операции.Мотивы, как мы видели, возбуждают интерес и желание действовать. Рождаетсяпотребность решить конкретную задачу, в которой обозначены цель и условия еедостижения. Процесс деятельности обусловлен мотивом и состоит из конкретныхдействий, каждое из которых связано с целью. К основным видам деятельностиможно отнести труд, учение и игру.
Игра. Игра охватывает всючеловеческую жизнь до самого основания. Она пронизывает другие основныефеномены человеческого существования. Вот что пишет по этому поводу известныйфеноменолог Е.Финк: «Каждый знает игру но своей собственной жизни, имеетпредставление об игре, знает общественные игры, знает игровое поведениеближних, бесчисленные формы игры, цирцеевские представления, развлекательныеигры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежелидетские игры, игры взрослых. Каждый знает об этих игровых элементах в сферахтруда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всехобластях культуры».
Трактуя игру как основнойфеномен человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в еготрактовке — это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленноедействование. Чем чаще мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями,чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное счастье.Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. Игра естьфундаментальная особенность нашего существования, которую не может обойтивниманием никакая психология.
Следовало бы, как утверждает Е. Финк,когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов,зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированнойфантазии, запечатленное в человеческих играх. Это была бы история«изобретений», совсем иных, нежели традиционные артефакты (искусственные факты)культуры, орудий труда, машин и оружия.
Феномен недеяния На судфилософской рефлексии сегодня вызываются такие основания человеческой жизни,как воля к власти, диктат разума, культ насилия. Сегодня отчетливо иразносторонне обозначается и утверждается принципиально иная установка,олицетворяющая собой не вполне реализованные возможности человека, варианты егоподлинного существования.
Недеяние так же соответствуетчеловеческой природе, как и деятельность. Человек как открытое существоспособен реализовать себя в различных направлениях. Имеющиеся в истории мираварианты человеческого существования ни в коей мере не исчерпывают ресурсы,потенциал человека. Человек может реализовать и принципиально иные альтернативы.Деятельность — способ реализации свободы только в одном случае, когда онакреативна, т.е. созидательна.
Психическая регуляция поведенияи деятельности человека — сложный процесс.
Он охватывает огромную сферумотивов и потребностей человека. Люди ставят перед собой разнообразные цели,которые обусловливают их активность. Огромную роль в человеческом поведениииграют воля, ценностные ориентации людей. Что является конечным результатомпсихического регулирования? В качестве цели психотерапев-тических усилий частоназывают здоровье, трудоспособность, умение реализовать собственные возможностии получать удовольствие (Фрейд), адаптацию к обществу (А.Адлер), радостьтворчества и способность испытывать счастье
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные виды деятельностичеловека: труд, учение, игра.
Общественный труд навсегда выделил человека из мираживотных. Являясь необходимым условием существования и развития человечества,труд есть та основа, на которой происходит психическое развитие личности.
Учение представляет собой своеобразныйподготовительный этап к трудовой деятельности. Учение характеризуетсянаправленностью на овладение знаниями, выработку определенных умений и навыков.Учение как самостоятельный вид деятельности выделилось в ходе историческогоразвития человечества в результате непрерывного усложнения труда, постоянногонакопления запаса знаний, умений, навыков.
Понятно, что овладение всем объемом знаний, умений инавыков является нелегким трудом, требует волевых усилий и напряжения какумственных, так и физических сил. В процессе обучения в школе у учащихсяразвиваются волевые качестве, необходимые в труде, формируютсяцеленаправленность, ответственность, потребность постоянно обогащать свой умзнаниями. Таким образом, процесс обучения в общеобразовательной школе естьнеобходимый этап подготовки подрастающего поколения к любому виду трудовойдеятельности.
Игра является основным видом деятельностидошкольников. В игре. посредством игры ребенок познает предметы и явления действительности,готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре развиваются у ребенкамышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироватьсяволевые качества личности, задатки характера. Игра для ребенка, как говорилА.С. Макаренко, «имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность,работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когдавырастет.
Таким образом, мы видим что все виды деятельностичеловека формируют его во всех направлениях. Человек становится неповторимойличностью со своими положительными качествами и недостатками. Именно поэтомутакой раздел, как виды деятельности человека является актуальным. В литературеэтот раздел освещен достаточно хорошо, чтобы понять насколько важна эта тема впсихологии. Основные учебники, которые я использовал в работе являются учебник«Психология» под авторством Кузина В.С. и учебник «Психология» автора ГуревичаП.С., а так же другая литература, содержащая основы видов деятельностичеловека.
Литература
1  Гуревич П.С. Психология: Учеб пособие.- М: Знание, 2001.
2  Кузин В.С. Психология: Учебник 4-е изд.перераб. и доп. — М: АГАР, 2003.
3  Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.,1982.
4  Популярная психология: Хрестоматия. — М,2000.
5  Шадриков В.Д. Деятельность испособности. — М, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.