Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспектыисследования проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков сих социальным положением в группе
1.1 Уровень притязания и самооценка каксоциально-психологические явления
1.2 Психологические аспекты формированиясамооценки у подростков
1.3 Соотношение характеристиксамооценки и уровня притязаний
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучениевзаимосвязи уровня притязаний и самооценка у подростков с их социальнымположением в группе
2.1 Методология исследования взаимосвязиуровня притязаний и самооценки у подростков
2.2 Методика исследования взаимосвязиуровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе
2.3 Результаты изучения взаимосвязиуровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группе
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение
На сегодняшний деньпроблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки стала едва ли не самойпопулярной в психологии. Ей посвящено огромное множество книг и статей. Именнопроблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки становится все болееактуальной в наше время. Она широко обсуждается в психологии, но возникаетмного проблем с изучением этих феноменов. Одной из проблем является то, что такоеуровень притязаний и самооценки.
Изучением уровняпритязаний занимались такие ученые как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе и другие.А изучением самооценки занимались такие ученые как У. Джемс, К. Левин, А.В. Захарова,Г.К.Валицкас и другие.
 Так, термин «уровень притязаний»был введен в школе немецкого психолога К.Левина. Дж. Фрэнк понимал под нимуровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно беретсядостигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании.
Для Е.А. Серебряковой уровеньпритязаний — это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобреннойчеловеком.
Ф. Хоппе определилуровень притязаний как модель ситуации выбора действия.
У. Джемс выделил двеформы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Он понимал подсамооценкой сложное образование, являющееся производным элементом развитиясамосознания которое формируется в онтогенезе (возникает на определенномэтапе).
 В исследованиях К.Левина признается связь оценки себя и уровня притязаний.
По мнению, А.В. Захаровойсамооценка — проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление своиххарактеристик с ценностными шкалами. А с другой стороны самооценка — этогордость, самоуверенность, позитивная или негативная установка на себя.
Г.К. Валицкас предложилрабочее определение данного конструкта: Самооценка — это продукт отраженияинформации субъектом о себе в соотношении с определенными ценностями иэталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого,аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемогокомпонентов.
Особенно уровеньпритязаний и самооценка играют важную роль в формировании подростка какличность и связаны с формированием взаимоотношений с другими людьми. Как онивлияют на социальное положение подростков в группе? Как взаимосвязаны уровеньпритязаний и самооценка?
Эти и другие вопросы нампредстоит изучить и поэтому целью нашего исследования является изучение взаимосвязиуровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением вгруппе.
Задачи:
1) Провести теоретическийанализ литературы по проблеме изучения взаимосвязи уровня притязаний исамооценки у подростков.
2) Исследовать методикиуровня притязаний и самооценки у подростков.
3) Соотнести уровеньпритязаний с уровнем самооценки с социальным статусом ученика в классе.
Объект: Уровеньпритязаний и самооценка подростков.
Предмет: Взаимосвязьуровня притязаний и самооценки с их социальным положением.
Гипотеза: Взаимосвязь уровняпритязаний и самооценки у подростков существует, но не всегда уровеньпритязаний и самооценка зависят от социального статуса ученика.
Методы:
1)        Метод теоретическогоанализа литературы.
2)        Метод опроса (исследованиесамооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан).
3)        Социометрия.
4)        Методы качественнойи количественной обработки данных.
Структура работы:Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической глав свыводами. Основные итоги исследования отражены в заключении. Далее идет списокиспользованных источников, приложение.

ГЛАВА 1. Теоретическиеаспекты исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков сих социальным положением в группе.
1.1      Уровеньпритязаний и самооценка как социально-психологические явления.
Уровень притязаний
В настоящее время в отечественнойи зарубежной литературе все больше внимания уделяется рассмотрению проблемыуровня притязаний, оказывающий значительное влияние на формирование человекакак личность.
Термин «уровеньпритязаний» был введён в школе немецкого психолога К.Левина. Появление данногофеномена было связано с опытами Т. Дембо. Если поставленная цель была слишкомсложной для обследуемого, то он ставил перед собой более лёгкую задачу,приближённую к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам. Вотэта промежуточная цепь и была названа уровнем притязаний.
Существует множествоопределений данного явления. Так, Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности взнаковом задании, который индивид определенно берётся достигнуть, зная предыдущийуровень своего предыдущего выполнения в этом задании.
Для Е.А. Серебряковойуровень притязаний—это потребность в известной самооценке, принимаемой иодобряемой человеком [1, с.15].
В основе уровня притязанийлежит такая оценка своих возможностей, сохранение которой стало для человекапотребностью. В соответствии с этим есть более современное определение этогопонятия.
Уровень притязаний — стремлениедостижению целей той степени сложности, на которую человек считает себяспособным.
Уровень притязаний можетбыть частным, когда в основе его лежит самооценка в соответствующей области,например, достижения в спорте или занять определенное место в семейныхотношениях.
Но он также может носитьобщий характер, то есть относиться прежде к тем областям, в которых проявляютсяего умственные и нравственные качества. В его основе лежит целостная оценкасебя как личности [2, с.737].
На уровень притязанийоказывают влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха инеуспеха в конкретной деятельности, Уровень притязаний может быть адекватным (человеквыбирает цели, которые реально может достичь) либо неадекватно завышенным,заниженным.
Заниженный уровеньпритязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели, возможен принизкой самооценке, но также и при высокой самооценке.
Завышенный уровеньпритязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели,может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям [3, с. 309-310].
Формирование уровняпритязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач. Формирование уровняпритязаний наглядно прослеживается в учебной деятельности. Повторяющиесянеудачи, как правило, приводят к снижению уровня притязаний и к общему снижениюуровня самооценки.
Существует зависимостьуровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов.Занижение уровня притязаний характерно для тех, кто отличается меньшейэмоциональной устойчивостью.
Уровень притязанийследует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностямучащегося – одно из условий совершенного развития личности.
Исследование уровняпритязаний имеет большое значение в медицинской психологии, педагогике ипедагогической психологии, социальной психологии и психологии управления и вдругих отраслях [4, с. 218 — 212].
Итак, было установлено,что уровень притязаний имеет много значений. Одно из значений это стремление кдостижению целей той степени сложности, на которую человек считает себяспособным. Уровень притязаний может носить как частный, так и общий характер. Науровень притязаний оказывают влияние успехи и неудачи на жизненном пути.Уровень притязаний тесно связан с самооценкой.
В соответствии с этимможет быть завышенным или заниженным, адекватным или неадекватным. Можетприменяться в различных областях знаний, например, в педагогике, в социальнойпсихологии и в других областях знаний.
Самооценка
Большую роль встановлении личности человека играет самооценка, подразумевающая оценку себя,своей деятельности, своего положения в группе и отношения к другим членамгруппы. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – спотребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место вжизни, утвердить себя как члена общества в своих глазах и в глазах окружающих.Именно адекватная самооценка способствует внутренней согласованности личности.
Разобраться в себе, всвоих отношениях с окружающими, правильно оценить себя — весьма сложная задача.Вот поэтому необходимо разобраться, что представляет собой самооценка и какоевлияние она оказывает на человека [5, с. 37].На сегодняшний день существуетмножество определений этого понятия. Так, У.Джемс был одним из первыхисследователей, занимавшихся изучением самооценки. Он выделил две формысамооценки: самодовольство и недовольство собой. Под самооценкой он понимал сложноеобразование, являющееся производным элементом развития самосознания, котороеформируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).
Г.К. Валицкас предложилследующее определение самооценки: Самооценка – это продукт отражения информациисубъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами,существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного икогнетивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [6,с.224 — 232].
Самооценка являетсясистемообразующим компонентом «Я – концепции».
Образ «Я» возникает наоснове осознания человеком оценок себя как личности другими и на основе соотнесенияоценок других о себе с оценками самого себя.
Самооценка способствуетавтономной мотивации деятельности и увеличивает ее эффективность. У личностивырабатывается потребность достижения стандарта референтной микрогруппы. Еслиэтого не происходит, включается когнитивный диссонанс и личность уходит отнегативных переживаний [7, с. 130 — 142].
С самооценки начинается самовоспитание.Человек должен знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценкаформируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровнясвоих притязаний с результатами своей деятельности
Самооценка зависит от многихфакторов. Это и уровень развития способностей и притязаний, и средний уровеньоценок в коллективе и другие.
Источниками самооценкимогут быть близкие друзья, товарищи по учебной группе, сравнение себя с другимималознакомыми или незнакомыми людьми, реальные возможности личности, реакцияавторитетных старших и другие [8, с. 20 -21].
Самооценка может бытьустойчивой и неустойчивой. Многие исследователи такие как Е.И Савонько, Н.А. Гульяноварассматривают факторы, влияющие на устойчивость самооценки: сложность выполняемогозадания, значение успеха, ориентация на оценку окружающих. Но эти факторы могутбыть недостаточно точными, так как у одних людей повышения уровня трудностизадачи и значимость неуспеха снижают устойчивость собственной оценки, а удругих – нет. Так же чем стабильнее самооценка, тем меньше склонность кдепрессивным состояниям.
Неустойчивая самооценкаможет быть связана с выраженной ориентацией на социум и неуверенностью в себе[9, с. 35 — 36].
Так же самооценка можетбыть высокой – низкой, адекватной – неадекватной, осознаваемой — неосознаваемой,уверенной и неуверенной и так далее.
В структуре самооценкисуществуют два взаимосвязанных компонента: когнитивный, содержащий знаниячеловека о себе разной степени обобщенности, и аффективный (переживания человекатом, что он узнает о себе).
Выделяют три видасамооценки и соответствующие им функции: прогностическую – оценка своихвозможностей, своё отношение к ним; актуальную — оценка и основанная на нейкоррекций действий; ретроспективная — оценка достигнутых уровней развития,итогов деятельности [10, с. 45-47].
Таким образом, самооценкаиграет большую роль в жизни человека. Под самооценкой Г.К. Валицкас понималпродукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определённымиценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого,аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемогокомпонентов. Самооценка входит в структуру «Я — концепция». Самооценка связанас потребностью в самоутверждении, стремлением человека найти себя в этой жизни.Она зависит от уровня развития способностей и притязаний. Самооценка может бытьвысокой и низкой, адекватной, неадекватной. Были выделены три вида самооценки:прогностическая, актуальная, ретроспективная. Самооценка тесно связана суровнем притязаний, так как эти понятия оказывают влияние на социальноеположение подростков в группе и на формирование подростка как личности и еговзаимоотношений с окружающими.
1.2 Психологическиеаспекты формирования самооценки у подростков
Подростковый возраст –возраст перехода от детства к взрослости. Изменения происходящие в отношениях сродителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении кобществу в целом способствуют процессу поиска самого себя. Самооценка, отношенияподростка к себе во многом определяют его поведения и успеваемость. Но все же, каксамооценка формируется у подростков и как она влияет на него [11, с.70-74].
В начале периода половогосозревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самихсебя, сравнивая свои внешние данные, способности, социальные умения саналогичными качествами своих сверстников. Эта критическая самооценка обычносопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легкосмущается. Подростков волнует, как примирить Собственное Я с идеальным Я.
По мнению К. Роджерса представлениео себе, если Я в собственном восприятии и идеальное Я начинают сливаться, топодросток может принять себя, а если нет, то это может привести кпсихологическим проблемам [12, с. 223 — 224].
Также усиливаетсясклонность к самонаблюдению, появляется эгоцентризм, несколько снижается общеесамоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств. Самооценка сильнозависит от стереотипов (каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина) [13,с. 160- 161].
Из-за широкойизменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнить себя сосверстниками у многих может наблюдаться снижение самооценки и чувствасобственной значимости. Всё это может приводить к беспокойству и переоценкесебя как личности [14, с.95].
Если в младшем возрастесамооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительноустойчивый характер. Поведение и деятельность подростка во многом определяютсяособенностями самооценки. Так, при завышенной самооценки у него части возникаютконфликты с окружающими. Самооценка оказывает влияние на самовоспитаниеподростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, онможет намечать программу самовоспитания. Подростку очень важно иметь своюоценку, собственное мнение [15, с. 181 — 182].
Также подростокпереоценивает свои действия и поступки. Больше подросток ориентируется намнение сверстников, товарищей, а учитель для него уже не является такимнепререкаемым авторитетом, как раньше. Подростки предъявляют высокие требованияк деятельности, поведению, личности учителя. Подростки постоянно оцениваютотношения и поведение учителей [16, с. 134 — 135].
Подростки, изучая себя, представляют,что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление взападной психологии называется «воображаемой аудиторией». Он всё время открыт,что усиливает его ранимость [17, с. 201].
Из этого следует: чембогаче опыт и выше уровень мировоззрения человека, тем больше значение в егоразвитии приобретают обращение к себе, самооценка своих личностных качеств. Вэтом смысле самооценка выступает как относительно устойчивое представлениеличности о себе, которое является результатом многократного и многостороннегосамооценивания [18, с. 25].
Самооценка тесно связанас социально – психологическим статусом подростка в группе. Социально-психологическийстатус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношенийи меру его психологического влияния на членов группы.
Исследованияотечественных психологов показывают на наличие взаимосвязи самооценки исоциально-психологического статуса. Она положительно коррелирует с уровневойхарактеристикой самооценки подростков.
Так же было выявлено: чемкритичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше егоположительный социальный статус в группе. И далее, чем выше самооценка и чемвыше уровень притязаний, тем ниже положительный социальный статус или вышеотрицательный статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека,проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизмупопадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму – в группу«отвергаемых».
Причину такого поведениянекоторые авторы находят в росте критичности подростков к себе. Они указывают,что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередкоявляется одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций [19, с.20-21].
В условиях, когдасамооценка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другимиисключительно негативно, когда потребность в самоуважении остаётсянереализованной, — развивается резкое ощущение личного дискомфорта. Личность нев состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выходаиз сложившейся ситуации его самооценка должна найти адекватную опору всоциальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переходподростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватнасамооценки или даже превосходит её.
В такой среде подросткаценят и постоянно подтверждают это вербально и не вербально, что приводит кудовлетворению потребности в уважении и к состоянию комфорта от принадлежностик группе.
Самооценка получаетадекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.
Подросток может попасть васоциальную группу. Надо не просто вырвать подростка из одной группы; необходимо«подставить» ему вместо одной асоциальной группы другую – просоциальнойориентации. Новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находилабы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.
Этот подходсвидетельствует о том, что подросток упорно держится за некоторую асоциальнуюгруппу, хотя и занимает в ней низкое положение.
 В этом случае переходличности в данную группу не сопровождается повышением статуса личности средичленов группы. Однако принадлежность к асоциальной группе удовлетворяетпотребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящихв группу. В крайних случаях такое удовлетворение может достигаться и путемпроявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков – не членовгруппы [20, с. 52 — 54].
Таким образом, самооценкау подростков формируется под влиянием многих факторов. Сначала подростокоценивает себя с другими сверстниками, усиливается склонность к самонаблюдению.Стремление себя сравнить себя с другими может привести к снижению чувствазначимости и самооценки. Подросток всё больше ориентируется на сверстников, ане на учителя. Самооценка тесно связана с социальным статусом подростка вгруппе. Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше егосоциальный статус в группе, а может быть наоборот. Очень важно, что бысамооценка подростка нашла опору в социуме, а иначе это может привести касоциальному поведению и негативным последствиям. При работе с подростками этонужно учитывать.

1.3 Соотношениехарактеристик самооценки и уровня притязаний
Самооценка и уровеньпритязаний являются довольно распространёнными конструктами, с которыми работаютпсихологи. Однако в многочисленных работах, посвящённых изучению данныхобразований, неоправданно мало уделяется вопросу о характере взаимосвязисамооценки и уровня притязаний. Длительное время самооценка отождествлялась суровнем притязаний или считалась его отражением в ситуации, связанной спостановкой цели, что позволяло исследователям использовать технику измеренияпритязаний для диагностики самооценки. Подобное применение показателей уровняпритязаний обнаружило признаки рассогласования уровней названных конструктов.
На сегодняшний деньизучено соотношение самооценки и уровня притязаний по параметру высоты и связьразличных вариантов с рядом личностных особенностей. Обнаружено, что пригармоничном сочетании высотных характеристик самооценки и уровня притязанийможет формироваться сбалансированная личность, а при дивергенции уровней последнихможет возникать внутренний дискомфорт, вызывающий повышение тревожности,агрессивности и так далее [21. с. 18-19].
Повышение притязанийвыступает дополнительной мотивационной переменной, отражающейся впродуктивности деятельности. Именно поэтому при рассмотрении типа соотношениясамооценки и уровня притязаний рассогласования обсуждаемых переменных по типуповышения уровня притязаний относительно самооценки даёт более высокуюэффективность учебной деятельности по сравнению с типом некогерентным либосочетанием анализируемых переменных на равном, среднем уровне.
Повышение самооценки иуровня притязаний позитивно отразиться на продуктивности деятельности. Дисгармоничныйтип, а именно повышение уровня притязаний относительно самооценки при условииего адекватности, хоть и дает увеличение продуктивности учебной деятельности,но связан с ростом уровня тревожности, отрицательно сказывается на состоянииздоровья учащихся. Наиболее неблагоприятным типом сочетания является наличиесредней самооценки и низкого уровня притязаний: оно не приводит крезультативности учебной деятельности по причине ослабления мотивациишкольников, но может увеличить рост заболеваемости школьников [22, с. 156 — 157].
Несоответствие высотныхпараметров самооценки и уровня притязаний порождается одной, общей для нихразновидностью внутриличностного конфликта. Этот конфликт заключается в том,что актуальная самооценка, складывающаяся по текущим достижениям, не совпадаетс тем внутренним эталоном, которых привычно реализовывался в прошлом или, будучиновым, удовлетворял бы субъекта. Притязания превышающее самооценку – этосовладающая стратегия, ибо человек стремится фактическими достижениями утвердитьжелаемый уровень реальной оценки себя.
При подъеме самооценкинад притязаниями доминирует защитная стратегия, направленная на избеганиенеудачи, угрожающей высоте декларируемой самооценки.
Стратегия совладания,выраженная в подъеме самооценки за счет достижения успеха в зоне высокойтрудности, является адекватной, но не полностью эффективной из-за рисканеуспеха, что может привести к повторному снижении самооценки и дальнейшемууглублению конфликта. «Защитная» стратегия не является результативной по определению,поскольку избавляет субъекта только от возможного сею минутного неуспеха, но недопускает апробирования деятельностью заявленного уровня самооценки, оставляяконфликт неразрешенным и не выполняя функции совладания [23, с. 70 -71].
Было выявлено, что междусамооценкой и уровнем притязаний существует взаимосвязь. Обнаружено, что пригармоничном сочетании самооценки и уровня притязаний может формироватьсясбалансированная личность, а при несовпадении этих параметров — дискомфорт,вызывающий повышение тревожности. Так же это несоответствие может породитьвнутриличностный конфликт. А повышение самооценки и уровня притязаний можетблагоприятно отразиться на учебной деятельности, а может вызвать негативныепоследствия. При подъеме самооценки над уровнем притязаний может возникатьзащитная стратегия по избеганию неудач. Это во многом зависит от стремлениячеловека к их преодолению и его способностей, которые повышают его самооценку иуровень притязаний.
Выводы
Таким образом, принаписании теоретической части нами были использованы различные источники. Быловыявлено, что проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки занимаютсямногие ученые. Одной из главных проблем в изучении взаимосвязи уровняпритязаний и сам оценки является то, что самооценка и уровень притязаний имеютмного определений, но единого понятия нет.
Особенно важное значениесамооценка и уровень притязаний играют в подростковом возрасте, так как уподростка появляется потребность в самоутверждении, стремлении найти себя вэтой жизни. Было выявлено, что самооценка тесно связана с уровнем притязаний.Уровень притязаний может быть адекватным и неадекватным, завышенным илизаниженным. Так же самооценка может быть адекватной, неадекватной, высокой илинизкой. Были выделены три вида самооценки: прогностическая, актуальная,ретроспективная. Очень важно, чтобы самооценка нашла опору в социуме, а иначемогут быть негативные последствия как для подростка, так и для окружающих еголюдей.
При благоприятномсочетании уровня притязаний и самооценки может формироваться сбалансированнаяличность, а при несовпадении их – дискомфорт, вызывающий повышение тревожности.Очень важно, что бы самооценка и уровень притязаний не превышали друг друга,потому что если будет наоборот, то это будет негативно сказываться на учебнойдеятельности и на здоровье подростков. Самооценка и уровень притязанийоказывают влияние на социальное положение подростков в группе и на формированиеподростка как личность и его взаимоотношения с окружающими.
Поэтому для полногоисследования проблемы взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков икак они связаны с их социальным положением в группе нам необходимо провестиопытно-экспериментальную часть, которая даст ответы на все интересующие насвопросы.

ГЛАВА 2 Эмпирическоеизучение взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с ихсоциальным положением в группе
2.1 Методологияисследования уровня притязаний и самооценки у подростков
В нашей работе былииспользованы следующие методы исследования.
В первой главе был использованметод теоретического анализа. Нами были использованы следующие источники: научнаялитература, научно-информационная, справочная литература. Это, например: учебныепособия по общей психологии, возрастной и педагогической психологии, посоциальной психологии. Статьи по психологии, психологический словарь.
Проанализировав этиисточники, мы видим, что проблема взаимосвязи уровня притязаний и самооценки уподростков с их социальным положением в группе является действительноактуальной и требующей тщательного исследования. Изучение и анализ литературыслужит для ознакомления с фактами, характеризующими историю и современноесостояние проблемы, помогает глубже ее осознать, выявить какие стороны ее малоили совсем не изучены.
Поэтому наше исследованиевключает в себя введение, где обосновывается актуальность проблемы с выделениемосновных этапов исследования: цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методыисследования.
В конце теоретическойчасти был сделан вывод, который отразил кратко анализ по изучаемой проблеме.
Во второй главе дляизучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с ихсоциальным положением в группе мы использовали метод опроса — исследованиесамооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, провелисоциометрию, а после — метод качественной и количественной обработки данных.Практическая часть включает описание экспериментального исследования,обоснование его методов, анализ результатов, обработку и интерпретациюполученных данных, выводы.
После теоретической ипрактической части следует заключение, список использованных источников,приложение.
2.2 Методика исследованиявзаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальнымположением в группе
В практической части дляизучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с ихсоциальным положением в группе мы использовали методику «Исследованиесамооценки по методике Дембо—Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (Приложение1), а затем провели социометрию.
Для начала мы дадим характеристикуметоду опроса.
Опрос — исследовательскийметод, позволяющий выявлять психологические особенности людей на основе ихответов на предложенные устные и письменные вопросы.
Метод опроса используетсяв двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования(письменного опроса).
Интервью — разновидностьопроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемогопо его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группувопросов.
По цели, которуюстремится реализовать исследователь, выделяют интервью мнений, выясняющееоценки явлений, событий, и интервью документальное, связанное с установлениемфактов.
Анкетирование — разновидность опроса, в котором достигаются те же цели на основе письменных ответовреспондентов.
Каждая из этих форм имеетсильные и слабые стороны. Сильные стороны устного опроса — в живом контакте исследователяи испытуемых, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования,дополнительных уточнений, оперативной диагностики достоверности и полнотыответов.
Сильные стороныписьменного опроса — в возможности охватить исследованием большое количествоопрашиваемых и выявить массовые явления, на основе анализа которымустанавливаются факты.
Слабой стороной устногоопроса оказывается возможность внушения испытуемым позиции исследования итрудность охвата опросом широкого круга лиц.
Слабой стороной анкет являютсяих стандартный характер, отсутствие живого контакта исследователя сопрашиваемыми, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие иоткровенные ответы.
При использовании опросаочень важна однозначная, ясная, четкая постановка вопроса. Нельзя задаватьвопросы подсказывающего характера. Вопросы косвенные, выявляющие интересующиеисследователя оценки, отношения, мнения через сведения об иных объектах,отношениях более результативны.
При подготовке ипроведении опроса, как при использовании любого исследовательского метода,предназначенного для сбора эмпирического материала, следует учитывать данные,полученные другими исследователями. Совокупность имеющихся данных ипредположения о возможных изменениях в связи с особенностями социальнойситуации, нового периода развития позволяет подготовить вопросы письменного иустного опроса адекватные поставленным исследовательским задачам.
Вопросы бывают открытогои закрытого типа. Открытые вопросы требуют самостоятельного формулированияответа.
Вопросы закрытого типатребуют ответа «да» или «нет», а также испытуемые должны выбрать изпредложенных готовых ответов.
Вопросы и вопросники полузакрытоготипа: ответ можно выбрать из предложенных вариантов ил сформулировать свойсобственный ответ.
Полученные письменныеответы анализируются, обрабатываются методом математической статистики и могутслужить основой для получения ориентировки. В проблеме и формирования выводов. Опроспроводится анонимно и включаются в него общие оценки (пол, возраст, стаж,должность и другие) [24, с. 11-12].
Социометрия(социометрический тест) представляет собой одну из разновидностей опроса,направленную на изучение внутри коллективных и межколлективных связей, путём выявленияотношений между членами группы.
Социометрический тестпозволяет выявлять:
— степень сплочённости,разобщённости группы;
— социометрический статусчлена группы;
— внутренние подсистемы,сплочённые подгруппы, во главе которых могут стоять неформальные лидеры.
Специфика данного методасостоит в том, что он не может быть анонимным. Испытуемый может лишьзакодировать собственный бланк (социологическую карточку) ответов, однако код влюбом случае должен быть известен исследователю, проводящему опрос.
Выделяют две формыпроведения социометрической процедуры:
1)        непараметрическая(число выборов не ограничено);
2)        параметрическая(число выборов ограничено).
К достоинствамнепараметрической формы можно отнести:
а) возможность выявитьэмоциональную экспансивность группы;
б) рассмотреть всёмногообразие межличностных связей группы;
Недостаткинепараметрической формы:
а) вероятность полученияслучайного выбора;
б) сложности в обработкеполученных данных.
Процедурасоциометрического опроса.
Процедура включает в себяряд этапов.
Подготовительный этап.Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится свеличиной и социально-демографическими характеристиками группы.
Первый этап. Основнаязадача — замотивировать испытуемых для проведения дальнейшего опроса. На этомэтапе формируется содержание социометрических примеров.
Второй этап. Проведениесобственного опроса: инструктирование, раздача социометрических карточек, ихзаполнение опрашиваемыми и сбор карточек. Каждый член группы должен ответить навопросы, сформулированные в социометрической карточке, выбирая тех или иныхчленов группы в зависимости от большей или меньшей склонности,предпочтительности их по сравнению с другими. Сам опрос может происходить как вписьменной, так и в устной форме.
Этап обработки. Обработкаинформации, представление её в свёрнутом виде, проверка надёжности полученныхданных.
Завершающий этап.Получение выводов и рекомендаций [25, с. 130-141].
Исследование самооценкипо методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Данная методика основанана непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками личных качеств, такиекак здоровье, способности, характер и так далее. Обследуемым предлагается навертикальным линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этихкачеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развитияэтих же качеств, который бы их удовлетворял. Каждому испытуемому предлагается бланкметодики, содержащий инструкцию и задачи.
Состав методики:Испытуемому предлагаются семь мнений. Они обозначают:
1)        здоровье;
2)        ум, способности;
3)        характер;
4)        авторитет усверстников;
5)        умение многоеделать своими руками, умелые руки;
6)        внешность;
7)        уверенность всебе.
На каждой линии чертой (-)отмечает испытуемый, как он оценивает развитие у себя этого качества, стороныличности в данный момент времени. После этого крестиками (х) отмечает, при какомуровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой или почувствовалгордость за себя.
Испытуемому выдаетсябланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Методика может проводиться как фронтально– с классами, группой, так и индивидуально. Время, отводимое на выполнениезадания, 10-12 минут.
Уровень притязаний
Норму, реалистическийуровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 70 до 89 баллов, подтверждающий оптимальноепредставление о своих возможностях. От 90 до 100 баллов обычно удостоверяетнереалистичное, некритичное отношение детей к собственным возможностям. Менее60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятногоразвития личности.
ВЫСОТА САМООЦЕНКИ.
Количество баллов от 45до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую(адекватную) самооценку.
От 75 до 100 и вышесвидетельствуют о завышенной самооценке и указывает на определенные отклоненияв формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностнуюнезрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности.
Ниже 45 баллов указываетна заниженную самооценку (недооценку себя) и говорит о крайнем неблагополучии вразвитии личности.
Наше исследование состоитиз нескольких этапов:
1)        Описание методовисследования
2)        Проведение самогоисследования
3)        Обработкарезультатов
4)        Интерпретацияполученных данных
5)        Выводы
Исследование проводилосьв УО «Государственная гимназия №3 г. Витебска имени А.С. Пушкина». В качествереспондентов выступали подростки 15-16 лет 9 «А» класса.
Результаты представлены втаблице 2.3.1.
2.3 Результаты изучениявзаимосвязи уровня притязаний и самооценки у подростков с их социальны положениемв группе.
В ходе проведённогоисследования мы получили следующие результаты.
 Обработка проводилась пошести шкалам ( первая, тренировочная—«здоровье» — не учитывается). Каждый ответвыражался в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам). Подсчитанные баллы каждого испытуемого соотносились с уровнем самооценки (высотасамооценки – от «О» до знака «-») и уровнем притязаний--- расстояние в мм от«О» до знака «Х».
Результаты уровнясамооценки и уровня притязаний могут быть представлены в таблице 1.

Таблица 2.3.1. Результатыопроса по определению уровня самооценки и уровня притязаний№ п/п
Уровень самооценки
(Σ) % Уровень притязаний (Σ)% Соотношение уровня притязаний и самооценки 1.
50%
Средний уровень
71,1%
Средний уровень Самооценка ниже, чем уровень притязаний 2.
44,5%
Низкий уровень
73,8%
Средний уровень Самооценка ниже, чем уровень притязаний 3.
45,5%
Средний уровень
60,1%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень 4.
74,6%
Высокий уровень
72,8%
Средний уровень Самооценка выше чем уровень притязаний 5.
64,1 %
Средний уровень
94,1%
Очень высокий уровень Уровень притязаний выше, чем самооценка 6.
83,8%
Высокий уровень
93,6%
Очень высокий уровень Самооценка ниже, чем уровень притязаний 7.
45,1%
Средний уровень
75,%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень по количественной характеристике 8.
44,1%
Низкий уровень
74,5%
Средний уровень Самооценка ниже, чем уровень притязаний 9.
52,1%
Средний уровень
72,5%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний находятся в соотношении 10.
39%
Низкий уровень
40,8%
Низкий уровень Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении 11.
46,6%
Средний уровень
64,1%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний находятся в одинаковом соотношении 12.
51,6%
Средний уровень
61,3%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень 13.
55,8%
Средний уровень
65,3%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень 14.
53,3%
Средний уровень
60,6%
Высокий уровень Уровень притязаний превышает самооценку 15.
74,8%
Средний уровень
88,3%
Очень высокий уровень Уровень притязаний превышает самооценку 16.
62,3%
Высокий уровень
63%
Высокий уровень Уровень притязаний и самооценка имеют высокий уровень 17.
45%
Средний уровень
58,9%
Низкий уровень Самооценка превышает уровень притязаний 18.
73,5%
Средний уровень
77,6%
Высокий уровень Уровень притязаний выше чем самооценка 19.
52,8%
Средний уровень
90%
Очень высокий уровень Уровень притязаний выше, чем уровень самооценки 20.
55,1%
Средний уровень
83%
Высокий уровень Самооценка ниже, чем уровень притязаний 21.
49,1%
Средний уровень
85%
Высокий уровень Самооценка ниже, чем уровень притязаний 22.
56,6%
Средний уровень
65,8%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень 23.
69%
Высокий уровень
89%
Высокий уровень Самооценка и уровень притязаний имеют высокий уровень 24.
58%
Средний уровень
65%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень 25.
60%
Средний уровень
63,3%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний имею средний уровень 26.
52,1%
Средний уровень
63,3%
Средний уровень Самооценка и уровень притязаний имеют средний уровень 27.
56,3%
Средний уровень
75,6%
Высокий уровень Уровень притязаний выше, чем самооценка
По количеству ответов,которые были подсчитаны в методике по шкалам, мы можем подсчитать процентныесоотношения по уровню самооценки и уровню притязаний.
Σ = 57+57=50+44+34+24 =50% — уровень самооценки
                   6
 Σ =74+80+90+71+61+51 =71,1% — уровень притязаний
 6
Описание таблицы: Средииспытуемых, принявших участие в исследовании 3 человека имеют низкий уровеньсамооценки, что составляет от 39% до 44,5%. 20 человек имеют средний уровеньсамооценки, что составляет от 45,3% до 74,8%, 4 человека имеют высокий уровеньсамооценки, что в процентах составляет от 74,6 % до 83,8%.
А по уровню притязаний 2человека из всех испытуемых, принявших участие в исследовании имеют низкийуровень притязаний, что составляет 58,9% и 40,8%. Средний уровень притязаний имеют15 человек, что составляет от 63,3% до 75,5%. Высокий уровень притязаний имеет6 человек, что составляет от 60,6% до 89%. Очень высокий уровень притязанийимеет 4 человека, что составляет от 88,3% до 94%.
Интерпретациярезультатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в данном классенаблюдается средний уровень самооценки и уровень притязаний, а у других высокийуровень самооценки и очень высокий уровень притязаний. А также наблюдается, чтосамооценка ниже, чем уровень притязаний и в некоторых случаях может быть, чтосамооценка и уровень притязаний имеют одинаковый средний уровень, тогда говорят,что эти два понятия связаны между собой. Может быть уровень притязаний ниже,чем самооценка. Однако для более полного анализа взаимосвязи уровня самооценкаи притязаний и как он влияет на положение ученика в классе необходимо провестисоциометрию, которая поможет выявить степень сплочённости, разобщённостигруппы, социометрический статус члена группы, сплочённые подгруппы, внутренниеподсистемы, во главе которых могут стоять неформальные лидеры.
Этот тест поможетвыяснить как складываются взаимоотношения в коллективе.
Для определения положенияучащихся в системе межличностных отношений и структуры группы мы использовалисоциометрию.
Цель: изучить структурумежличностных связей в коллективе и статус учащихся в классе.
Материал: социометрическаяматрица.
Методические указания:социометрическая методика проводится тогда, когда группа включает в себя неменее 12 человек и существуют не менее одного года. Количество выборов можетбыть определённым. Статистический анализ позволяет выявить некоторые количественныехарактеристики: взаимность выбора, его осознанность, устойчивость межличностныхотношений.
05.05.2009
9 «А» класс
В классе 27 учеников,присутствует 27 учеников.
Школьникам предлагаетсяподписать свой листок и написать на нём фамилии выбранных ими людей изколлектива. Нужно соблюдать последовательность предпочтений (в первуюочередь(1), во вторую (2), в третью (3 очередь)).
В зависимости отхарактера выявленных отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы я хотелпойти в поход?».
Учащиеся указали фамилиии имена тех, кого выбрали. При этом им объяснили, что их фамилии будутзашифрованы и результаты сохранены в тайне. По желанию каждый сможет виндивидуальном порядке узнать свой статус в коллективе.
Обработка результатов:листы с ответами шифруются; то есть каждому присваивается определенный номер,который фиксируется в верхнем правом углу листа.
А затем имеющуюсяинформацию о выборе заносим в специальную таблицу, называемую социометрическойматрицей.
Интерпретация данныхсоциоматрицы.
1.        Учащиеся,получившие 35-50% голосов класса (обычно 9 и более голосов), являются лидерами.
2.        Учащиеся, получившие10-35% голосов класса (3-8 голосов), относятся к предпочитаемым ( пользуютсяуважением и авторитетом).
3.        Учащиеся,получившие 1-2 голоса класса, относятся к пренебрегаемым.
4.        Учащиеся,получившие большое количество отрицательных выборов, относятся к изолированнымчленам коллектива.
 - мальчики
— девочки
/>
Диаграмма 2.3.1. Результатысоциометрического исследования
Дата проведения 05.05.09.
Количество участников –27.
Лидеры: Белоус Е.,Вехтева М., Замалина М., Махлаев Ю., Плющев Б., Иванов Ж., Калинина Д.,Кибисова В., Козенков И., Кохонова А., Крупенина Н., Куц С., Махлаев Ю.,Миронова А., Николаева В., Подолицкий В., Путиловская В., Ринтович Ю., СидоровА.
Пренебрегаемые: АббасоваГ., Замастоцкий Е., Орловский К., Трофимова Я.
Изолированные:Замастоцкий Е., Преснякова Н.
Вывод: В классе 2ученика, которые получили большое количество отрицательных выборов и относятсяк изолированным членам коллектива. Это Замастоцкий Е. и Преснякова Н. Кпренебрегаемым ученикам относятся Аббасова Г., Замастоцкий Е., Орловский К. иТрофимова Я. Предпочитаемые--- Варфоломеев А., Горовая Д., Давыденко Р., ЕнуковА., Иванов Ж., Калинина Д., Кибисова В., Козенков И., Кохонова В., КрупенинаН., Куц С., Махлаев Ю., Миронова А., Николаева В., Подолицкий В., ПутиловскаяВ., Ринтович Ю., Сидоров А. Лидерами в классе являются Белоус Е., Вехтева М.,Замалина М., Маклаев Ю., Плющев Б.
На диаграмме видно, какоеместо занимает тот или иной ученик в классе и показана взаимосвязь междуучениками. А теперь для более полного анализа данных социометрического исследованиямы сравним уровень самооценки и уровень притязаний с социометрическим статусомучеников. Данные представлены в следующей таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2. Своднаятаблица взаимосвязи уровня самооценки и уровня притязаний и социометрическогостатуса№ испытуемого
Уровень самооценки
(Σ %)
Уровень притязаний
(Σ %) Социометрический статус п/п Женский пол 1. А.Г.
50%-средний
уровень
71,1% — средний
уровень Пренебрегаемый 2. ЗДМ
44,5% — низкий
уровень
73,8 –средний
уровень Предпочитаемый 3. Н.В.А. 52,8%--средний уровень
90,1% -очень
высокий уровень Предпочитаемый 4. В.М.А.
74,6% --высокий
уровень
72,8%--средний
уровень Лидер 5. Г.Д.С.
64,1%--средний
уровень
94,1%--очень
высокий уровень Предпочитаемый 6. БЕГ
83,8%-высокий
уровень
93,6% -очень
высокий уровень Лидер 7. КВ
51,6% — средний
уровень
61,3 –средний
уровень Лидер 8. К.С. 62,3%--высокий уровень 63,3%-высокий уровень Лидер 9. КАА
53,3% --высокий
уровень
72,8%--средний
уровень Лидер 10. Г.Д.С.
60%--средний
уровень 63,3%--средний уровень Предпочитаемый 11. МАО
73,5%--средний
уровень
77,6%--высокий
уровень Предпочитаемый 12.КНБ
74,8%--средний
уровень
88,3%-очень
Высокий уровень Предпочитаемый 13.КДС
46,6%-средний
уровень
64,1% средний
уровень Предпочитаемый 14. ПВ
69% — высокий
уровень
89% –высокий
уровень Предпочитаемый 15. П.Н. 58%--средний уровень 65%---средний уровень Изолированный 16. Т.Я.
56,3---средний
уровень
75,6%--высокий
уровень Пренебрегаемый /> /> /> /> /> />
Мужской пол1. ИЖ
39%-низкий
уровень 40,8%--низкий уровень Предпочитаемый 2. В.А.
45,5% — средний
уровень
60,1% –средний
уровень Предпочитаемый 3. Е.А. 45,1%--средний уровень 75,5%--средний уровень Предпочитаемый 4. З.Е.
52,1% --средний
уровень
72,5%--средний
уровень Пренебрегаемый 5. К.И.
55,8%--средний
уровень 65,3%--средний уровень Предпочитаемый 6. МЮ
45%--средний
уровень
58,9%--низкий
уровень Лидер 7. ОК
55.1%--средний
уровень 83%--высокий уровень Пренебрегаемый 8. ПБВ
49,1%-средний
уровень
85% --высокий
уровень Лидер 9. ПВ
56,6% — средний
уровень
65,8% –средний
уровень Предпочитаемый 10. С.А. 52,1%--средний уровень 63,3%---средний уровень Предпочитаемый 11. Ж.П.
50,2%---средний
уровень
86%--высокий
уровень Лидер
Описание таблицы: Из 16человек женского пола испытуемые, имеющие средний уровень самооценки относятсялибо к лидерам (4 человека), либо к предпочитаемым (7 человек), либо к пренебрегаемым(2 человека) или к изолированным (1 человек), 3 человека с высоким уровнемсамооценки относятся к лидерам. Со средним уровнем притязаний относятся либо клидерам (2 человека), либо к предпочитаемым (3 человека), 1 человек кпренебрегаемым, 1 человек с высоким уровнем притязаний относится кпренебрегаемым. С высоким уровнем притязаний: 1 человек к лидерам, 2 человека кпредпочитаемым, с очень высоким уровнем притязаний 3 человека относятся кпредпочитаемым, 1 человек—к лидеру.
Из 11 человек мужскогопола, принявших участие в исследовании, имеющие низкий уровень самооценки относятсялибо к предпочитаемым (1 человек), со средним уровнем – к предпочитаемым (5человек), 3 человека к лидерам, 2 человека к пренебрегаемым.
С низким уровнемпритязаний 1 человек относится к лидерам в классе и 1 человек к предпочитаемым.Со средним уровнем притязаний: 5 человек относятся к предпочитаемым, с высокимуровнем притязаний 2 человека — к лидерам, 1 человек — к пренебрегаемым.
Интерпретация результатов:полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень самооценки и уровеньпритязаний не всегда совпадают с социометрическим статусом, а иногда совпадают.У женского пола наблюдается средний, высокий уровень самооценки и этииспытуемые будут либо относиться к предпочитаемым, либо к пренебрегаемым, либок лидерам, то же самое и с уровнем притязаний, но 1 человек с высоким уровнемпритязаний относится к пренебрегаемым.
А среди мужского поланаблюдаются испытуемые предпочитаемые, лидеры, пренебрегаемые. С низким уровнемпритязаний 1 человек относится к лидерам в классе и 1 человек — кпредпочитаемым.
Уровень самооценки и уровеньпритязаний взаимосвязаны и связаны с социометрическим статусом ученика вклассе, но могут и не совпадать.
Выводы
В практической части дляизучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки мы использовали методику«Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификацииА.М.Прихожан», а затем для определения социального статуса испытуемых мыпроводили социометрию. Для начала мы дали кратко характеристику метода опроса,выявили для чего предназначена эта методика, а затем кратко охарактеризовалисоциометрию как метод исследования, его достоинство и недостатки.
Наше исследованиевключало следующие этапы: проведение исследования, обработка и интерпретациярезультатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что существуетвзаимосвязь уровня притязаний и самооценки с социальным статусом, что не всегдаони могут совпадать. У женского пола преобладает средний, высокий уровеньсамооценки, что может относиться как к лидерам, предпочитаемым, пренебрегаемым.А уровень притязаний – средний, высокий, очень высокий, что может относитьсякак к пренебрегаемым, предпочитаемым, лидерам. А у мужского пола – низкий исредний уровень самооценки, что может относиться к лидерам, предпочитаемым,пренебрегаемым. Уровень притязаний – низкий, средний, высокий, что так же можетотноситься к лидерам, предпочитаемым, пренебрегаемым. Уровень притязаний исамооценка не всегда могут совпадать с социальным статусом ученика в группе.Лидеры пользуются популярностью, предпочитаемые имеют авторитет и уважение,пренебрегаемые хотят общаться, но их подавляет более сильная сторона класса.
К каждому нуженправильный подход.

Заключение
Основные научныерезультаты курсовой работы.
В ходе проведенногоисследования поставленная нами цель в начале исследования – изучить взаимосвязьуровня притязаний и самооценки у подростков с их социальным положением в группебыло достигнуть.
Нами были решены в ходеисследования поставленные задачи:
1. Мы провелитеоретический анализ по проблеме взаимосвязи уровня притязаний и самооценки уподростков с их социальным положением в группе. Данная проблема действительно являетсяактуальной в наше время. Особенно это очень важно в подростковом возрасте, таккак у подростка появляется потребность в самоутверждении, стремлении найти себяв этой жизни.
Так же было выявлено, чтопри благоприятном сочетании уровня притязаний и самооценки может формироватьсясбалансированная личность, а если нет, то – дискомфорт. Самооценка может бытьадекватной и неадекватной, а уровень притязаний – завышенным или заниженным.
В практической части былавыявлена взаимосвязь между уровнем притязаний и самооценкой у подростков спомощью методики «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн вмодефикации А.М.Прихожан». У женского пола преобладает средний, высокий уровеньсамооценки. Это могут быть лидеры (4 человека), предпочитаемые (7 человек),либо пренебрегаемые (2 человека), или изолированные (1 человек). 3 человека свысоким уровнем – к лидерам. Со средним уровнем притязаний лидерами являются 2человека, предпочитаемыми 3 человека, 1 человек пренебрегаемый, 1 человек свысоким уровнем притязаний – к пренебрегаемым, 1 человек – лидер, 2 человека — предпочитаемые,с очень высоким уровнем притязаний – 3 человека – предпочитаемые, 1 человек –лидер.У мужского пола 1 человек с низким уровнем самооценки – предпочитаемый,со средним уровнем – к предпочитаемым (5 человек), 3 человека – к лидерам, 2человека – пренебрегаемые.
С низким уровнемпритязаний 1 человек – лидер и 1 человек – предпочитаемый. Со средним уровнем 5человек – предпочитаемым, с высоким уровнем 2 человека – к лидерам, 1 человек –к пренебрегаемым.
Но эти данные могут и несовпадать.
Гипотеза подтвердилась,что взаимосвязь уровня притязаний и самооценки у подростков существует, но невсегда зависит от статуса занимаемого ученика в классе.
Рекомендации попрактическому использованию результатов.
Данные результаты могутиметь практическое использование,  так как если в классе есть пренебрегаемые иизолированные ученики, то нужно, чтобы их не подавляли в классе другиеученики, для этого нужно им повышать самооценку и уровень притязаний, нужнопомочь им дать понять, что они такие же как и другие. А лидеры и предпочитаемыедолжны их поддерживать и дружить.
Поэтому для дальнейшегоисследования этой проблемы нужно применить современные методы и качественнуюобработку для получения желаемых результатов.

Список использованныхисточников
1.        Зинько Е.В. Соотношениехарактеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний иварианты его сочетаний с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический журнал. –2006, том 27. — № 4. – с.15 – 25.
2.        Психология.Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко.– Спб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 896 с.
3.        Столяренко, Л.Д.Основы психологии. 16 – е изд. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 672 с.
4.        Глуканюк Н.С. Общаяпсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.С. Глуканюк. –Российский гос. профессионально – педагогический ун-т. – 3 – е изд., перераб. идоп. – Москва: Академический проект, 2005; Екатеринбург: Деловая книга, 2005 –364 с.
5.        Юрчик С.Н.Психологические аспекты формирования самооценки в полростково-юношескомвозрасте / С.Н. Юрчик // Сацыяльна – педагаг1чная работа. Серыя « У дапамогупедадогу». – 2008. – № 11. – с. 37-46.
6.        Сидоров К.Р.Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. — 2006. — № 2. –с.224-232.
7.        Деркач А.А.Самооценка, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач//Мир психологии. – 2005. — №3. – с. 139 – 146.
8.        Станкин М.И.Психология самооценки / М.И. Станкин // Специалист. – 2005. — № 7. – с. 20 –22.
9.        Зинько Е.В.Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки / Е.В.Зинько // ВестникМосковского ун-та. Серия 14. Психология. – 2005. — №3 (июль – сент.). – с.35– 49.
10.      Степанов В.А.Самооценка психических и физических качеств будущих учителей / В.А.Степанов//педагогика. – 2004. — №7. — с. 45 – 50.
11.      Возрастная,педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. трудов вып. 41 Поднауч. ред. Ю.Н.Карандашева, Т.В.Сенько. – М.Н.: Карандашов Ю.Н., 2003. – 238с.
12.      Райз Ф.Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. – СПб.: издательство«Питер», 2000. – 656 с.
13.      Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез/ Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова Серия « Высшее образование». – Ростов н/Д:Феникс, 2004. – 384 с.
14.       Ремшмидт Х.Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х.Ремшмидт /Пер. с нем. Лойдина Г.И.; Ред. Гудкова Т.А. – М: Мир, 1994; 320 с.
15.       Гамезо М.В.Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. Вузов /М.В. Гамеза, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова; под общ. редл. М.В. Гамеза. — Москва:Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
16.       Волков Б.С.Возрастная психология. В 2 ч.2. ч.2: От младшего школьного возраста доюношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед.специальностям / О П Д /. Ф. 01 – Психология / Б.С.Волков, Н.В. Волкова; подред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.
17.      Кулагина, И.Ю.,Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина., В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
18.      Городецкая, Л.Н.Самооценка учащихся и ее формирование во внеклассной работе / Л.Н.Городецкая //Адукацыя і выхаванне. – 2001. — № 2. – с. 24– 29.
19.      Психологияподростка. Учебник. Под редакцией члена корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
20.      Реан А.А.,Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан; Я.Л.Коломенский. – Спб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. – 416 с.
21.      Зинько Е.В.Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1 Самооценка иее параметры / Е.В.Зинько // Психологический журнал. — 2006, том 27. — № 3.– с. 18 – 30.
22.       Сидоров К.Р.Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельностистаршеклассников / К.Р. Сидоров // Вопросы психологии. – 2007. — №3. — с.149 -157.
23.       Пукинска, О.В. «Триадариска» как проявление внутриличностного конфликта / О.В. Пукинска //Психологический журнал. – 2008, том 29. — №5. – с. 63 – 72
24.       ЗагвязинскийВ.И. Методология и методы психолого – педагогического исследования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский, Р. Атанков – 3 – еизд., испр. – М.: Издательский цент «Академия», 2006- 2008 с.
25.      Методы социальнойпсихологии: учеб.пособие для вузов/ Н.С. Минаева, Д.В Приваров, Э.Л. Бондар идр.; под общей ред. Н.С. Минаевой. М.: Академический проспект, 2007 – 351 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.