Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости

ФИЛИАЛРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В Г.МИНСКЕ
Специальность«Психология»
Заочноеотделение
 
Курсоваяработа
 
ВЗАИМОСВЯЗЬСАМООЦЕНКИ И СКЛОННОСТИ К СНИЖЕННОМУ НАСТРОЕНИЮ У ТАБАЧНЫХ АДДИКТОВ В ВОЗРАСТЕРАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
 
Минск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение
Общая характеристика работы
1. Теоретический анализ взаимосвязисамооценки и склонности к сниженному настроению и табачной аддикции в возрастеранней зрелости
1.1 Феномен ранней зрелости ввозрастной психологии
1.2 Самооценка и склонность ксниженному настроению в возрасте ранней зрелости
1.2.1 Понятие самооценки и ее виды
1.2.2 Самооценка личности в возрастеранней зрелости
1.3 Табачная аддикция в возрастеранней зрелости
Выводы
2. Эмпирическое исследованиевзаимосвязи самооценки и склонности к сниженному настроению у табачных аддиктовв возрасте ранней зрелости
2.1 Организация и методикаисследования
2.2 Описание и анализ результатовэксперимента
Выводы
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ
 
Каждому известно:причинами поступков являются желания. Среди них различают желания произвольные(собственные) и желания вынужденные, возникающие из стремления избежать неудачи наказаний за несоблюдение правил и законов природы и общества. Но если же этижелания остаются нереализованными, человек испытывает преимущественнонегативные эмоции и ощущения. У него формируется состояние застойного,неприятного самочувствия, неудовлетворенность своей жизнью, неизъяснимой тоски,меланхолии (хандры), эмоциональной депрессии, занижается самооценка иухудшается настроение.
Это состояние опасно тем,что вынуждает искать способы избавления от него. Человек вынужден искатьспособы заглушения собственной чувствительности – способы маскировки неприятныхощущений и эмоций. Или же человек вынужден искать способы искусственноговзбадривания и веселости. Зачастую поиск в этих направлениях приводит кформированию различных форм аддиктивного поведения (от англ. Addiction– склонность, пагубная привычка) [16,с. 5].
Аддиктивное поведение –одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходуот реальности путем изменения своего психического состояния посредством приеманекоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметахили активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.Привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшегосопротивления. Создается субъективное впечатление, что, таким образом,обращаясь к фиксации на каких то предметах или действиях можно не думать освоих проблемах, забыть о тревогах, уйти от трудных ситуаций используя разныеварианты аддиктивной реализации. Желание изменить настроение по аддиктивномумеханизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентамотносятся вещества, изменяющие психическое сознание [13, с. 23]. Уаддиктов злоупотребляющих психоактивными веществами, табакокурения, развиваетсяинтоксикация, разные формы физической, химической зависимости. Как следствие,нарушение обмена веществ, поражение органов, возникновение психопатологий. Анализуименно этой формы аддиктивного поведения посвящена наша работа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальностьтемы исследования. Уходот реальности путем изменения психического состояния может осуществлятьсяразными способами в разном возрасте. В жизни каждого человека могут бытьмоменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавитьсяот угнетения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и т.п.Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы,становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведениясвойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своегосостояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода отреальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании,становится центральной идеей.
Цельисследования -является определение взаимосвязи самооценки и склонности к сниженномунастроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.
Исходя из цели курсовойработы, были сформулированы следующие задачи:
Задачи:
1.Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежныхисточников по изучаемой проблеме.
2.Выявить психологические особенности, возникающие в период ранней зрелости.
3.Провести эмпирическое исследование самооценки и склонности к сниженномунастроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.
4.Сформулировать выводы и практические рекомендации по данному исследованию.
Объектисследования –табачные аддикты в возрасте ранней зрелости
Предметисследования - самооценкаи склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте раннейзрелости.
Гипотезаисследования – склонностьк сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости влияетна их самооценку.
Методологическаяоснова исследования:
Одной из главнейшихособенностей современного человекознания является применениесистемно-структурного подхода как одного из главных методологических основанийисследований. А также гуманистический подход в изучении самооценки личности. Помнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельнонаходить путь к расцвету своей личности.
Методы исследования: на теоретическом уровне применялисьследующие методы: анализ психологической литературы, обобщение, сравнение. Наэмпирическом уровне – метод тестирования, реализованный в виде методики Тест«Склонность к сниженному настроению» и Тест «Самооценка».
Обработка данныхпроизводилась с использованием компьютерной статистической программы«Статистика 6.0» методом коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Практическаязначимость полученных результатов состоитв том, что результаты теоретическогоисследования могут быть использованы при профилактике проявлений последствийаддиктивного поведения.
Экспериментальнаябаза исследования: курящиелюди в возрасте ранней зрелости, объем выборки составил 33 человека.
Структураи объем курсовой работы. Основными структурными элементами работы являются: введение, общаяхарактеристика работы, глава 1 теоретическая, глава 2 эмпирическая, заключение,список использованных источников, приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СКЛОННОСТИ К СНИЖЕННОМУ НАСТРОЕНИЮ И ТАБАЧНОЙАДДИКЦИИ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
 
1.1 Феноменранней зрелости в возрастной психологии
 
Одной из главнейшихособенностей современного человекознания является применениесистемно-структурного подхода как одного из главных методологических основанийисследований. Так, например, в психологии суть этого подхода заключается в том,что человек (индивид, личность) рассматривается не как совокупность отдельныхпсихических процессов, состояний, свойств, а как некоторое целостноеобразование, включающее в себя множество характеристик и элементов,объединенных определенными связями.
Б.Г. Ананьев, анализируямногоплановые разрозненные данные, накопленные в разных областях научногознания, подчеркивал необходимость построить целостную систему возрастногоразвития человека, включающую данные обо всех фазах в стадиях человеческойжизни, раскрывающей единство его. Индивидуального развития. При этом необходимо,указывал он, раскрыть взаимосвязи и взаимопереходы между стадиями,противоречиями, сопровождающие стадии, выявить сенситнвные и критическиепериоды развития, что позволит построить теорию индивидуального развитиячеловека, являющуюся одной из фундаментальных проблем естествознания ипсихологии [25, с. 65].
Ряд исследователей,занимающихся проблемами развития и самопознания, рассматривают взрослость каквремя непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослостизависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия иавтономии, инициативы и трудолюбия [10, с. 26].
Основное новообразованиеэтого периода – достижение личностной зрелости. Б. Ливехуд рассматривал триосновных свойства зрелого человека: мудрость, мягкость и снисходительность,самосознание.
По Э. Эриксону, началозрелости (период от конца юности до начала среднего возраста) является шестойстадией жизненного цикла. Это время ухаживания мужчины за женщиной и ранниегоды их семейной жизни. Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапеосознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает наспецифический для этой стадии параметр, который заключен между положительнымполюсом близости и отрицательным – одиночества.
Под близостью Эриксон понимаетне только физическую близость двоих людей, но и способность одного человеказаботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять приэтом себя.
Седьмая стадия, поЭриксону, – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети сталиподростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. Наэтой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одномконце шкалы и самопоглощенностью на другом.
Вайлент предложил двепоправки к теории Эриксона. Во-первых, он высказал мнение, что междуустановлением близости и развитием генеративности лежит период относительноговнутреннего покоя. Вайлент назвал эту стадию «упрочением карьеры», так какиндивид сосредоточивается на учебе, укреплении своего статуса и обеспечениисемьи. Как только его карьера сложилась, он может вернуться к вопросамидентичности, а именно – генеративности.
Вайлент ввел еще однустадию, наступающую в среднем возрасте, между предложенными Эриксоном стадиямигенеративности и целостности «Эго». Эта промежуточная стадия отмеченаконфликтом между сохранением смысла и негибкостью. Автор подчеркивает рользначимых других в решении задач развития в зрелости, утверждая, что процессыидентичности и интериоризации позволяют субъекту вобрать в себя привлекательныекачества, принадлежащие другим людям, что придает ему дополнительные силы ивозможности успешного решения задач развития. Кроме того, в его работахпоказано, что для успешного разрешения проблемы развития личности необходиморассмотреть эволюцию неосознаваемых защитных механизмов, которые ранжируются постепени «зрелости» и имеют собственную траекторию развития, но взаимодействуютс процессами возрастных изменений, способствуют или препятствуют задачамразвития [10, с. 39].
Дальнейшая разработкамодели Эриксона принадлежит Д. Левинсону и его коллегам Ниемеля, Хьелл, Зиглер.Хотя первоначально Левинсона интересовал период средней взрослости (35–40 лет истарше), он обнаружил, что полноценное развитие и адаптация на этой стадиизависят от периода «начинаний». Это время, когда решаются конфликты юношескогопериода, происходит определение себя в мире взрослых, принимаютсяобязательства, предполагающие стабильное, предсказуемое течение жизни. СогласноЛевинсону, основная задача взросления складывается из четырех составляющих:
• Увязать мечты среальностью.
• Найти наставника.
• Обеспечить себекарьеру.
• Наладить интимныеотношения.
В гуманистической школепсихологии можно провести аналогию между духовностью и самоактуализацией. По К.Роджерсу и А. Маслоу, врожденная потребность человека к самоактуализациивыражается в желании стать всем, чем возможно стать, в стремлении ксамосовершенствованию, реализации своих творческих способностей [26, с. 122].
Духовность предполагает,с одной стороны, гармоническое взаимодействие с миром, с другой – ориентациючеловека на постижение смысла собственной жизни, выполнение жизненной задачи,без чего невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья.
По поводу соотношениядуховности и ощущения счастья также писал французский философ Т. де Шарлей,который полагал, что человек достигает счастья, проходя три ступениперсонализации.
Во-первых, это процесс концентрации,т. е. углубление в сердцевину своего существа. На этом этапе происходитформирование своего «Я».
Во-вторых – процесс децентрации,т. е. смещение центра рефлексии на другого, выход за собственные переделы,преодоление замкнутости, появление способности любить.
В-третьих – процесс сверхконцентрации(быть может, самый сложный, но наиболее важный), т. е. осознание себя частьючеловечества, ощущение «живой общности с более великим целым», стремлениераспознать истину и присоединиться к бесконечности.
Как можно заметить,концепция Шардена показывает, что духовность не может быть связана только сформированием своего «Я» или со способностью любить другого человека.Духовность проявляется в единстве способности создать самого себя (свое «Я»,мировоззрение, мироощущение, систему ценностей), расширить свой внутренний мирв диалоге и объединении с другим человеком и вырасти до осознаниясопричастности к мировому пространству. Именно в таком понимании духовности ееможно считать необходимым условием развития человека в зрелости [14, с. 55].
В отечественнойпсихологии разработка проблемы возрастов принадлежит Л.С. Выготскому, которыйвыделял основные характеристики возраста:
— социальная ситуацияразвития;
— ведущая деятельностьребенка;
— психологическиеновообразования.
Каждому возрасту присущасвоя задача, решение которой связано с переходом на новую возрастную ступень ивлияет на все дальнейшее развитие личности.
Средний возраст (25 –39 лет) – времяокончательного вхождения человека во взрослую жизнь. Это – самый важный возраств жизни человека, поскольку человек от накопления знаний и опыта переходит к ихактивной реализации, поиску своего места в жизни. Очень часто от действийчеловека в этом возрасте зависит вся его последующая жизнь.
Как правило, в периодсреднего возраста человек окончательно определяется с профессиональным выбороми создает семью.
Зрелость (40 – 60 лет) — как правило, время, когда человекдостигает пика своего профессионального и личностного развития. В этот периодобычно психологическое развитие человека «консервируется» и остается настабильном уровне.
Период зрелости обычноделят на два самостоятельных периода:
— ранней (40 – 45-49лет);
— поздней зрелости (45-49– 60 лет).
Для психологии раннейзрелости характерно такое явление как «кризис середины жизни». Для этогопериода характерны:
— попытка подвести первыеитоги жизни (мысль человека начинает все реже концентрироваться на будущем ибольше сосредотачиваться на настоящем и прошлом);
— переосмыслениепрожитого опыта;
— осознаниеограниченности своих возможностей, в т.ч. – по времени и по здоровью;
— корректировка жизненныхпланов.
Как правило, такаякорректировка идет в сторону уменьшения притязаний, но не всегда. Глубинакризиса данного возраста часто зависит от того, совпадает ли идеальноепредставление человека о жизни с реальным.
Для периода раннейзрелости также характерно некоторое снижение самооценки и новое психологическоевосприятие возраста. Человек начинает вновь чувствовать себя «молодым»,психологически вновь начинать ощущать себя «в начале жизни».
Поздняя зрелость(45-49 – 60 лет) –время максимального раскрытия внутреннего потенциала человека. Для психологииданного возраста характерны:
— окончательноеизбавление от комплексов;
— адекватное и полноеосознание своих интересов, приоритетов, своего места в жизни;
— стремление максимальнополно реализовать себя и ощутить окружающий мир [8, с. 99].
Зрелость (по Шаковаленко) – самый социальноактивный и продуктивный период жизнедеятельности. Это период взрослости, когдаможет осуществляться тенденция к достижению наивысшего уровня развитияинтеллекта и личности.
Центральнымивозрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения ичувство профессиональной компетентности.
Проблемыпрофессиональной продуктивности многие психологи увязывают с понятием «акмэ»– вершины, поры расцвета. Оно появилось еще в античные времена. Восходящее кдревним грекам понимание зрелости как поры «акмэ» нашло отражение и в названиитой части возрастной психологии, которая изучает зрелость: «акмеология» [20, с.102].
В60-е годы в Ленинграде под руководством Б. Г. Ананьева было организованокомплексное исследование человека периода «акме». В настоящее время этиисследования продолжаются Санкт-Петербургским отделением Академииакмеолопических наук. В итоге получены уникальные данные попсихофизиологическому и социальному развитию взрослых в возрасте от 17 до 60лет [25, с. 97].
Выделениевнутри периода зрелости «акмэ» – вершины, поры наибольшего расцветаперекликается с распространенным взглядом на зрелость как на возраст, впределах которого у всех или, по крайней мере, у многих людей начинается спаджизненной энергии и жизненной активности. Некоторых людей в середине жизниначинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала инеобходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводустагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранитьблизкие отношения с родными и друзьями.
 Всоответствии с представлениями об «акмэ» как сравнительно узком периоденаибольшего расцвета, их сторонники видят основную задачу акмеологии вустановлении закономерностей проявления этого наиболее продуктивного периодазрелости, тех условий, которые способствуют оптимальному протеканию этого пикаили, возможно, пиков.
Отметим,что для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивностиобусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, вкоторых мастерство, знания и опыт должны сочетаться с высоким уровнемфизической и функциональной готовности. Летчики-испытатели, профессиональныеспортсмены, артисты балета и т.д. достигают своего «акмэ» в самом началепериода зрелости, после чего относительно быстро наступает спад. В другихпрофессиях, например врача-хирурга, авиадиспетчера и т.п., «акмэ» можетсдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.
Во всехтаких случаях время пика профессиональной продуктивности зависит отнеобходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с однойстороны, и функциональной и физической подготовки – с другой. На время ипродолжительность «акмэ» влияют на индивидуально-личностные особенностичеловека. например, для любого вида спорта возраст как начала наибольшегорасцвета спортсменов-профессионалов, так и заката их карьеры индивидуален.
Вместе стем, для представителей очень многих профессий, пик продуктивности, послекоторого наступает ее спад, нехарактерен. Вряд ли можно говорить обобязательном «акмэ» в профессиональной деятельности актера или преподавателя,врачей-специалистов в целом ряде областей медицины и вообще представителей техпрофессий (в том числе рабочих), в которых профессиональное мастерство не имеетжесткой зависимости от уровня физической и функциональной готовности [20, с.132].
Решающаяроль в наличии, либо отсутствии в профессиональной продуктивности периода«акмэ», после которого следует спад, обычно принадлежит направленностиличности, доминирующему мотиву. Влияние направленности личности будетрассмотрено ниже.
Зрелость (36–50 лет). Для женщины главнаязадача связана с философской оценкой взятых на себя обязательств как поотношению к себе, так и по отношению к близким. К этому ее побуждают множествофакторов – изменение физиологического состояния, изменение состава семьи и ролив семье (бабушка, свекровь, теща), достижение высокого профессиональногоуровня.
В жизни мужчины действуютте же закономерности, что и у женщины: к концу периода зрелости он долженпереосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве,увидеть другой потенциал собственного «Я», связанный с наставничеством,руководством, учительством, примириться с физическим спадом. Если для женщиныосновное место занимают семья и работа, то для мужчины не меньшее значениеимеют друзья и общество в целом [14, с. 22].
Впериод ранней взрослости человек переживает кризис 30 лет. [9, с. 39].
В середине периода раннейвзрослости (примерно к тридцати годам) человек переживает кризисное состояние,некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни,сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его.Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает,что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна,что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению стем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценкаценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многоеон уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычныйобраз жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости,человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска,самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей(в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себяв ощущении необходимости «что-то предпринять» и свидетельствует о том, чточеловек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «Кризистридцати» – условное название. Это состояние может наступить и раньше, ипозднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненногопути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процессразвития идет по спирали, не останавливаясь.
Для мужчин в это времяхарактерна смена работы или изменение образа жизни, но их сосредоточенность наработе и карьере не меняется. Наиболее частым мотивом добровольного ухода сработы является неудовлетворенность чем-то на данном месте. При этом главноезначение имеет неудовлетворенность именно работой: производственнойобстановкой, напряженностью труда, заработной платой и т. д. Еслинеудовлетворенность работой возникает вследствие стремления добиться лучшегорезультата, то это только способствует совершенствованию самого работника.
У женщин во время кризиса30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости(Крайг, 2003, Levinson, 1990). Женщин, ориентированных назамужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекатьпрофессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь,как правило, направляют их в лоно семьи и брака.
Переживая кризис тридцатилет, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни,подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, онстремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможнополное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится дляэтого.
Исследования, посвященныегендерным различиям в развитии, дали противоречивые результаты. Одни авторыутверждают, что переходные периоды, как у женщин, так и у мужчин, тесно связаныс возрастом; другие считают, что для женщин индикаторами переходов являютсястадии семейного цикла [10, с. 133].
Г. Шихи предлагает«модели поведения» как классификацию возможных вариантов решения задач развитиядля женщин и мужчин. Шихи, как и некоторые другие авторы (Левинсон, Виткин),особо отмечает кризис в 28–32 года, когда наиболее ярко идут процессыпереоценки жизненных ценностей и целей, поиска места в обществе взрослых,окончательно решаются конфликты юношеского периода, приобретаются новыеобязанности.
Люди отличаются друг отдруга моделями поведения в зависимости от того, какой выбор они делают вдвадцатилетнем возрасте. В зависимости от различных моделей поведения, каждыйпо-своему развивает свою роль в жизни, поэтому важно оценить будущиеперспективы. Сами модели поведения меняются, становясь разнообразнее, отражаютвлияние изменяющегося миpa.Шихи считает, что каждой модели поведения соответствует определенный наборпсихологических проблем, связанных с тем, как эффективно человек решает своизадачи развития – глубокий кризис и «застревание» на предыдущих стадиях илиболее благополучное вхождение во взрослость [14, с. 49].

1.2 Самооценкаи склонность к сниженному настроению в возрасте ранней зрелости
 
1.2.1 Понятие самооценки и её виды
Степеньсамооценки (самоэффективность) — концепция, разработанная Альбертом Бандурой,она означает способность человека оценить свои силы и умение справляться соспецифическими проблемами. Особенно Бандуру интересовало отношение между самооценкойи поведением. Уровень самооценки человека не всегда постоянен, он зависит отконкретных ситуаций.
Существуетряд факторов, влияющих на степень самооценки человека в определенной ситуации.В их число входит и опыт человека в подобных ситуациях. Самооценка зависит и оттого, что другие люди говорят о наших способностях. Если они утверждают, что вданной области вы имеете способности, то, скорее всего, вы также будетеоценивать себя положительно в этом аспекте. Если на уровень самооценки могутвлиять другие люди, значит, он не является фиксированным. Согласно некоторымпредположениям, некоторые фобии, например, боязнь змей, рассматриваются какреакция на низкий уровень самооценки. Другими словами, люди боятся из-за того,что не уверены в своих силах справиться со змеями. Один из методов леченияфобий состоит в том, чтобы пациент обрел уверенность в себе и осознал, что онможет справиться с объектом фобии [18, с. 43].
Еслиперед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных сними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмывозникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всюсложность и тонкость психического мира человека.
Психологическийоблик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами,так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной идуховной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразиеличности, её способности, предпочтительная сфера деятельности [13, с. 62].
Наше умениеразбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудныежизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своихположительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы инивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а такжеболее сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другогочеловека,
Виндивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка,темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которыепредставляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания исоциализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельностиличности.
Что жепредставляет собой самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих собственныхпоступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявленийнравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценкеформируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательногоусвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, ивыявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок,даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в ноте самооценки человек судит оморальном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы состороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит исубъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны другихнеразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценкидругих, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или,говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимойвозвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человекобретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять иконтролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известный автор книг попсихологии Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основесамопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностноеотношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагаетоценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненныхцелей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей».Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия ссобой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающиенашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека осебе [21, с. 85].
Самооценкаможет бытьзаниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди сразной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разныедействия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
Наоснове завышенной самооценки у человека возникает идеализированноепредставление о своей личности, своей ценности для окружающих. Он не желаетпризнавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильногоповедения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явнозаниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости,невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычноставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть,преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишкомкритичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит квозникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глазаотводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Причиныподобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом илипотакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано вподсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь,формирует основу для низкой самооценки.
Низкаясамооценка имеет много форм и проявлений.Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении,что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувствособственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них — результат низкойсамооценки одного или обоих партнеров).
Адекватнаяже самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечиваетсоответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам,одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен.Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основесамопознания.
Формированиеи развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строитьсявся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни,мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
Своюжизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируемсвое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каждого из нас [15, с. 144].
 
1.2.2 Самооценкаличности в возрасте ранней зрелости
На этапе раннейвзрослости личность выбирает цели и средства их достижения, связанные сразличными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих действий всоответствии с Я-концепцией [17, с. 77].
Самооценка личностизависит от того, кем ей хотелось бы стать, какое место занять в этом мире,какими методами реализовать свои устремления, и индивидуальных критериевсамооценки собственных успехов или неудач. На самооценку влияет уровеньдостижения личности: она повышается, если притязания личности реализуются, ипонижается, если цели не удается достигнуть.
В случаях неудачиличность имеет несколько возможностей поддержания константности Я-концепции:
• каким-то образомобъяснить свой неуспех, используя рационализацию;
• отрицать неуспех;
• снизить уровень своихпритязаний;
• заняться другойдеятельностью, в которой возможна большая успешность.
Я-концепцияиндивидуализирует самооценку. То, что для одного является безусловным успехом,другой воспринимает как неудачу.
С возрастом самооценкастановится все более дифференцированной. Взрослый человек может очень высокооценивать одни свои качества, например свой интеллектуальный уровень, и оченьнизко другие – уровень межличностных взаимодействий или физическихвозможностей. Этот факт дифференциации самооценки некоторые исследователиобъясняют тем, что единая Я-концепция с возрастом распадается на ряднезависимых друг от друга Я-концепций.
Поскольку развитиечеловека происходит наряду с хронологическим еще и в психологическом времени,то Я-концепция личности имеет индивидуальный временной контекст.
Самовосприятие исамооценивание своего возраста имеет разнонаправленные тенденции на разныхвозрастных этапах. Известно, что ребенок, и в еще большей мере подросток,стремится быть старше своего хронологического возраста, а люди зрелоговозраста, наоборот, хотят быть моложе. Однако вопрос, каким образом объективнаяхронология жизни трансформируется в самооценку возраста, остаетсямалоизученным. Иногда хронологический возраст полностью утрачивает своезначение во внутреннем мире человека. Нередко бывает, что тридцатилетнийчувствует себя старцем, а шестидесятилетний не находит внутренних различий всвоем самоощущении с тридцатилетними.
Из обобщенияэкспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И.С. Конделает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию означимости «Я» в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодыеженщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешнепривлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь тоположение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно болеескромны и реалистичны. С точки зрения Кона, завышенные самооценки помогаютмужчинам соответствовать стереотипам маскулинности.
У мужчин Я-концепцияотмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образмоделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь»,«познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленностисамоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женскиемодели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью [1,с. 342].
Женщины больше, чеммужчины, нуждаются в интимности и доверительности отношений с конкретнымчеловеком. Это позволяет считать, что Я-концепция женщин болееиндивидуализированна, в отличие от мужской, более социализированной. Еслиреальный Я-образ женщины достаточно далек от идеальной модели Я-образа(например, женщина не имеет доверительных личных отношений), то она чувствуетсвою ущемленность больше, чем мужчина. Кроме того, женщины чаще используютпсихологические защиты, стабилизирующие Я-концепцию, маскирующие самовосприятиенеудовлетворительной реальности. Способность сублимироваться также лучшеразвита у женщин (например, общение с ребенком), в то время как психологическиезащиты мужчин более прямолинейны в своей рациональности или иррациональности(например, алкоголизация).
Степень удовлетворенностисвоим телесным Я-образом непременно отражается на общей самооценке молодыхлюдей. От этого во многом зависит их самоощущение благополучия и счастья.Считается, что физическая привлекательность для женщин этого возраста являетсяболее значимой, чем для мужчин, поскольку успешность женщины больше зависит отее способности вступать в прочный союз с мужчиной, в то время как успешностьмужчины определяется его личными достижениями. Таким образом, в социальномплане привлекательная женщина может рассчитывать на больший «выигрыш» отпроизводимого ею впечатления, чем столь же привлекательный мужчина.
В среднем возрастевзрослые люди пытаются быть преуспевающими и состоятельными в самых разныхнаправлениях жизни. Они проходят новые стадии развития вместе со своимивзрослеющими детьми, меняются их формы взаимодействия и статус относительностареющих родителей. Происходят изменения в их общесоциальном положении и всфере профессиональной деятельности.
Я-концепция становитсяболее реалистичной, избавляясь от иллюзий юности и ранней взрослости в оценкесвоих жизненных перспектив и возможностей. Более адекватное восприятие ипереживание своего истинного «Я» достигается человеком посредством освобожденияот условной ответственности перед ожиданиями и оценками тех, кто все еще выполнялроль наставников (родители, профессиональные руководители, государственныелидеры). Осознание себя приводит к добровольному принятию личнойответственности за свое развитие в широком понимании.
На этапе раннейвзрослости личность «тестирует реальность» более целенаправленно, чем вподростковом и юношеском возрасте. Однако часто жизненные экспериментыпроводятся без учета реальных сил экспериментатора и вне более или менеевсестороннего предвидения последствий этих «исследований».
На этапе зрелостиличность становится более избирательной в выборе цели для приложения своих сили других индивидуальных способностей, а также более ответственной за результатысвоего самовыражения. Можно сказать, что сутью Я-концепции становится несамоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация впределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностныхценностей.
У зрелых личностейусиливается когнитивный компонент самооценки, так как к этапу среднейвзрослости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобыобъективно себя оценивать.
В силу того что на этаперанней взрослости критерии успешности человека складываются из сравнения себя сдругими (что неизбежно сопровождается эмоциями, сила и напряженность которыхзависит от значимости для личности оцениваемого содержания), в самооценке молодыхвзрослых иногда преобладает эмоциональная составляющая.
В более зрелом возрасте,когда интериоризация оценок других уже произошла, самооценка человека уже вбольшей мере ориентирована на его внутренние эталоны [14, с. 202].
Гуманистический подход дальшевсех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опытучеловека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и можетсамостоятельно находить путь к расцвету своей личности.
Главная претензия,предъявляемая гуманистам, состоит в том, что субъективность их подходазатрудняет установление разницы между мнением человека о самом себе и тем, чтоон есть на самом деле; например, человек может считать, что он превзошел себя,выдвигая и отстаивая идеи, направленные на благоденствие человечества, несознавая, что в повседневной жизни он ведет себя как законченный эгоист [4, с.59].
Рассмотрим такоепсихическое состояние, как сниженное настроение.
Сниженное настроении,иначе говоря, депрессия характеризуется снижением активности психическойдеятельности, психомоторики, нарушениями сна, вегетативно-соматических функций,склонностью к повышению артериального давления, снижением социальной активностии общения человека [12, с. 28].
Поданным статистики, около шести процентов населения планеты страдает этойболезнью. К симптомам депрессии относятся перемены настроения, потеря интересак активной деятельности, ощущение своей бесполезности для окружающих,повышенная утомляемость, нарушения питания, мысли о самоубийстве и попыткиосуществить его. Однако эти симптомы могут широко варьироваться.
Различаютдепрессию, которая возникает в ответ на внешние события, и депрессию, которая,как кажется, не вызвана никакими внешними факторами. Особо опасен переходвременных депрессивных состояний в хроническую форму. При этом у больногонаблюдается полная потеря интереса к жизни, развивается так называемое«депрессивное мышление». Депрессия, однако, может относительно быстро проходитьи сменяться фазой возбуждения, характеризующейся эмоциональным подъемом. Этопроисходит при биполярном аффективном расстройстве, илиманиакально-депрессивном психозе.
Повсей видимости, некоторые формы депрессии вызваны двумя химическими веществами- серотонином и норепинефрином, вырабатываемыми мозгом. Специальные лекарственныесредства — антидепрессанты — подавляют или изменяют деятельность этих веществ.Одним из методов лечения депрессии является также когнитивно-поведенческаятерапия [18, с. 33].
Для лица с хроническипониженным настроением характерны постоянно сниженное настроение и тотальныйпессимизм. Им свойственна повышенная сенситивность с преобладанием депрессивныхреакций, пониженная реактивность и активность, замедленный темп реакций,преобладание ригидности.
В характере на первыйплан выступает унылость, угрюмость, склонность во всем видеть мрачные стороны.Даже приятные события сейчас же отравляются мыслью о непрочности радости. Онисклонны к пониженной самооценке, ипохондричны, нерешительны. Работа им частонеприятна, отмечается быстрая утомляемость. Нередко они предполагают, чтоокружающие к ним относятся свысока, из-за чего они сторонятся людей, замыкаются[27].
1.3 Табачнаяаддикция в возрасте ранней зрелости
Аддиктивноеповедение характеризуется широким спектром патологии различной степенитяжести - от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелойпсихологической и биологической зависимости. Происхождение термина аддикция восходит к рабскойзависимости
В настоящее время наблюдается повышенный интересисследователей различных научных направлений к проблемам различного родаотклонений поведения и формированию зависимостей. Наибольший интерес составляютвопросы исследования причин возникновения химических и психическихзависимостей. К основной причине лежащей в основе формирования различного родазависимостей является потребность в изменения реальности, как желании выйти изсложной ситуации межличностного и внутриличностного характера. Все эти вопросырассматривает направление аддиктология. Аддиктивное поведение характеризуетсястремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психическогосостояния.
Изменения психического состояния и уход от реальности можетосуществляться несколькими способами, существует ряд способов, при которыхиндивид использует химические вещества, действующие на ЦНС, в свою очередь,оказывая психотропное влияния, эти вещества меняют состояние сознания, темсамым на короткое время, уводя человека из реального времени и реальнойситуации. Уход от реальности и ее искажение может происходить и прииспользовании индивидом различных форм поведения, которые играют своего родазащитную психологическую роль, и приводят к ослаблению внутреннего напряжения,на определенное количество времени.
Аддиктивным можно считать поведение, которое происходит неситуативно, а возникает достаточно часто и носит хронический характер. Отанглийского Addict — наркоман, или увлекаться дурным, Addiction – склонность,пагубная привычка.
Несмотря на широкий научный интерес и актуальность, многиеформы аддиктивного поведения не исследовались достаточно подробно. Кроме этогов настоящий момент нет полной классификации, в которой терминологически исодержательно были бы описаны все формы аддиктивного поведения.
Анализ литературы по данной теме и практический опыт работыпозволил составить классификацию, отражающую основные формы аддиктивногоповедения. Аддиктивное поведение личности
Химические
Аддикции Биохимические аддикции Нехимические аддикции
— Алкоголизм;
— Наркомании;
— Токсикомании;
— Анорексия;
 
— Булемия;
— Гэмблинг;
— Аддикция отношений;
— Работоголизм;
— Транжирство;
— Ургентные аддикции;
— Интернет – аддикции;
— Клептомания
Из приведенной схемы мы видим, что аддиктивное поведениеличности делится на три группы: химические, нехимические и биохимическиеаддикции. Отражённые в таблице формы искажают объективную реальность индивида иформируют определённую зависимость от этого поведения.
Химические агенты,употребляемые индивидом, с целью изменения психических состояний оказываюттоксическое воздействие на организм человека. Длительное и систематическоеупотребление этих химических веществ приводит к развитию прогридиентныхзаболеваний, проявляющихся синдромом алкогольной наркоманической зависимости, вдинамике которых наблюдаются характерные нервно – психические и соматическиерасстройства, а так же возникают социальные конфликты.
Характерной чертой практически длявсех видов аддикций является спутанность, заключающаяся в непониманиипоследствий своего поведения.
По мнению исследователей Ц.П.Короленко и Н.В. Дмитриевой для аддиктов характерны: стремление к контролю,выражающееся в том, что именно таким образом, они контролируют своё состояние,эгоцентризм, дуализм мышления, внешняя референтность, стремление произвестиложное впечатление отсутствия проблем и наличие благополучия, ригидность,подавление эмоций, страх, задержка духовного развития [11, с. 174].
Курение — видкриминальной или бытовой наркомании, заключающийся во вдыхании дыма препаратов,преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха,с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём ихвозгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило,применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическимисвойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т.п.) благодаря быстромупоступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг [28].
Одной из основных причинначала курения является любопытство. Другая причина начала курения в молодомвозрасте — подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более25% детей, в курящих семьях это число превышает 50%. У многих курениеобъясняется подражанием курящим товарищам.
Независимо от характерапричин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить,вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, ксожалению, становится все более сильным. Со временем курение превращается впривычку.
Привычка курить настолькопрочно вошла в быт, что внешне приобретает вид необходимой жизненнойпотребности. Многие и часа не могут обойтись без сигареты. Курят утром послепробуждения, до и после еды, на отдыхе и в напряженном умственном труде, втрадиционном «перекуре» после физической работы и в конце дня — на сонгрядущий.
Очень быстровырабатывается своеобразный рефлекс курения, когда вид красиво оформленнойпачки сигарет, запах ароматного дыма и другие атрибуты курения делают молодогопарня или девушку заядлым курильщиком.
В распространении курениясреди девушек немалую роль играет мода, стремление «выглядеть красивой». Частодевушки начинают курить в компаниях.
Итак, если причинаминачала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествлениякурения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то удевушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением коригинальности, желанием нравиться юношам.
Но есть еще один важныйфактор, обуславливающий привычку к курению — привыкание к никотину. Составныечасти табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через2-3 минуты после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головногомозга и ненадолго повышает их активность. Происходящее параллельно с этимкратковременное расширение сосудов мозга и рефлекторное воздействие аммиака нанервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курильщиком какосвежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения.
Однако спустя некотороевремя чувство прилива энергии и приподнятости исчезает. Физиологически этосвязано с наступающим сужением сосудов мозга и понижением его активности. Чтобывновь почувствовать состояние приподнятости, курящий спустя некоторое времяопять тянется за сигаретой, невзирая на оставшуюся после курения горечь во рту,обильное слюноотделение и неприятный запах.
Кажущиеся подъем энергии,успокоенность, закрепляясь в сознании после выкуренной сигареты, переходят вусловный рефлекс. Курящий убеждает себя, что без табака он не может нормальноработать, жить, и вскоре он становится настоящим рабом своей страсти.
Никотин, как и некоторыедругие яды, становится привычным, и без него в силу установившихся рефлексовкурящему человеку становится трудно обходиться.
В основе привычки ккурению лежат индивидуально-различные мотивы, основанные на комплексе условнорефлекторныхсвязей, включающих в себя процесс курения и конкретные условия, в которых онпроисходит и закрепляется в сознании курящего. Например, встав из-за столапосле обеда, создавшего ощущение комфорта и насыщения, курящий закуривает, иприятные ощущения от приема пищи относит не на счет нормально идущегопищеварения, а на счет курения.
Это впечатлениезакрепляется в сознании, и всякий раз после приема пищи курящему хочетсякурить. У большинства курящих такая привычка входит в распорядок обычной жизнии становится потребностью.
Курение и здоровье
Сейчас о вреде курения мызнаем довольно много. Появился даже термин: «болезни, связанные с курением».
Курение заметно сокращает жизнь человека (от 3 до 8 лет).Курение вызывает склероз сосудов и становится одним из важнейших факторов,повышающих риск инфаркта миокарда, инсульта, заболеваний артерий сердечноймышцы и мозга.
Не удивительно, что у курящих резко повышена частотазаболеваний дыхательных путей — хронического бронхита и эмфиземы — болезненногорасширения ткани легких. Эти болезни ежегодно убивают десятки тысяч и калечатеще большее число людей. Число случаев смерти от хронического бронхита иэмфиземы среди курящих в 5 раз больше, чем среди некурящих [5, с.12].

ВЫВОДЫ
1. Ранняя взрослостьхарактеризуется овладением ролью взрослого человека, получение избирательногоправа, полная юридическая и экономическая ответственность, возможностьвключения во все виды социальной активности страны. У большинства проходящихэту стадию лиц складывается собственная семья и рождается первый ребенок.Завершается получение высшего образования. На работе осваиваютсяпрофессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избраннаяпрофессия. В середине периода ранней взрослости (примерно к тридцати годам)человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный стем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами,не удовлетворяют его. Переживая кризис тридцати лет, человек ищет возможностьукрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статусавзрослого.
2. Самооценка — этонравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений,мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, помере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываютсяобществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам наоснове оценок, даваемых этим поступкам окружающими. В силу того что на этаперанней взрослости критерии успешности человека складываются из сравнения себя сдругими (что неизбежно сопровождается эмоциями, сила и напряженность которыхзависит от значимости для личности оцениваемого содержания), в самооценкемолодых взрослых иногда преобладает эмоциональная составляющая.
3. Аддиктивным можносчитать поведение, которое происходит не ситуативно, а возникает достаточночасто и носит хронический характер.
Из приведенной схемы мы видим, что аддиктивное поведение личностиделится на три группы: химические, нехимические и биохимические аддикции.Отражённые в таблице формы искажают объективную реальность индивида и формируютопределённую зависимость от этого поведения. Курение — вид криминальной илибытовой наркомании, заключающийся во вдыхании дыма препаратов, преимущественнорастительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с цельюнасыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонкии последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И СКЛОННОСТИ К СНИЖЕННОМУНАСТРОЕНИЮ У ТАБАЧНЫХ АДДИКТОВ В ВОЗРАСТЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ
 
2.1Организация и методика исследования
 
Теоретическимы уже исследовали нашу тему курсовой работы, теперь докажем нашу гипотезу отом, чтосклонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрастеранней зрелости не влияет на их самооценку.
Предметомнашего исследования выступили самооценка и склонность к сниженному настроению утабачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.
 Исследованиепроводилось на выборке из 30 курящих человек в возрасте ранней зрелости (21мужчина и 9 женщин).
На первом этапе мы проводили
а) Тест «Склонность к сниженномунастроению» заимствованный из портала А.Я. Психология azps.ru [29].
Отвечайте «да» или«нет на нижеследующие ситуации.
1. Вы унылый, редко радующийсячеловек.
2. Вам трудно быть абсолютнобеззаботно веселым, „отключившись“ от всех забот.
3. Вас трудно чем-либо обрадовать.
4. Оцениваете жизнь в целом пессимистично
5. В будущем не ожидаете радости.
6. У вас часто несколько подавленноенастроение
7. Жизнь вам кажется трудной.
8. Вы равнодушны к анекдотам (или нелюбите их).
9. В беседе скудны на слова.
10. Вас часто посещают мрачные мысли.
11. Хорошая солнечная погода невызывает у вас душевного подъема.
12. Вы чувствуете себя не совсемуютно в шумной, веселой компании.
Подсчитайте количество утвердительныхответов: если вы получили 10-12 баллов — у вас дистимия, постоянно пониженноенастроение, определяющее стиль всей жизни; 5-9 баллов — заметна тенденция кпониженному настроению; 4 балла и меньше — такой тенденции в вашемэмоциональном стереотипе нет.
б) Тест «Самооценка». Шкалы:уровень самооценки. Тестируем: свойства личности. Назначение теста: исследованиесамооценки личности.
Вариант I
Инструкция к тесту
Каждый человек имеет определенныепредставления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества людиориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените влюдях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадаютрезультаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас?Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в дваэтапа.
Этап 1
Разделите лист бумаги на четыреравные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.
Даны четыре набора слов,характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качестввыделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаетепредпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решаетсам.
Внимательно прочитайте слова первогонабора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с ихномерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и такдо самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.
Чтобы создать условия для одинаковогопонимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводимтолкование этих качеств:
I. Межличностные отношения, общение.
1. Вежливость – соблюдение правилприличия, учтивость.
2. Заботливость – мысль или действие,направленные к благополучию людей; попечение, уход.
3. Искренность – выражение подлинныхчувств, правдивость, откровенность.
4. Коллективизм – способностьподдерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
5. Отзывчивость – готовностьотозваться на чужие нужды.
6. Радушие – сердечное, ласковоеотношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
7. Сочувствие – отзывчивое,участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
8. Тактичность – чувство меры,создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
9. Терпимость – умение без враждыотноситься к чужому мнению, характеру, привычкам,
10. Чуткость – отзывчивость,сочувствие, способность легко понимать людей.
11. Доброжелательность – желаниедобра людям, готовность содействовать их благополучию.
12. Приветливость – способностьвыражать чувство личной приязни.
13. Обаятельность – способностьочаровывать, притягивать к себе.
14. Общительность – способность легковходить в общение.
15. Обязательность – верность слову,долгу, обещанию.
16. Ответственность – необходимость,обязанность отвечать за свои поступки и действия.
17. Откровенность – открытость,доступность для людей.
18. Справедливость – объективнаяоценка людей в соответствии с истиной.
19. Совместимость – умение соединятьсвои усилия с активностью других при решении общих задач.
20. Требовательность – строгость,ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.
II. Поведение
1. Активность – проявлениезаинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к деламколлектива, энергичные поступки и действия.
2. Гордость – чувство собственногодостоинства.
3. Добродушие – мягкость характера,расположение к людям.
4. Порядочность – честность,неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
5. Смелость – способность принимать иосуществлять свои решения без страха.
6. Твердость – умение настоять насвоем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
7. Уверенность – вера в правильностьпоступков, отсутствие колебаний, сомнений.
8. Честность – прямота, искренность вотношениях и поступках.
9. Энергичность – решительность,активность поступков и действий.
10. Энтузиазм – сильноевоодушевление, душевный подъем.
11. Добросовестность – честноевыполнение своих обязанностей.
12. Инициативность – стремление кновым формам деятельности.
13. Интеллигентность – высокая культура,образованность, эрудиция.
14. Настойчивость – упорство вдостижении целей.
15. Решительность – непреклонность,твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолеваявнутренние колебания.
16. Принципиальность – умениепридерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
17. Самокритичность – стремлениеоценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
18. Самостоятельность – способностьосуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
19. Уравновешенность – ровный,спокойный характер, поведение.
20. Целеустремленность – наличиеясной цели, стремление ее достичь.
III. Деятельность
1. Вдумчивость – глубокоепроникновение в суть дела.
2. Деловитость – знание дела,предприимчивость, толковость.
3. Мастерство – высокое искусство вкакой-либо области.
4. Понятливость – умение понятьсмысл, сообразительность.
5. Скорость – стремительностьпоступков и действий, быстрота.
6. Собранность – сосредоточенность,подтянутость.
7. Точность – умение действовать, какзадано, в соответствии с образцом.
8. Трудолюбие – любовь к труду,общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
9. Увлеченность – умение целикомотдаваться какому-либо делу.
10. Усидчивость – усердие в том, чтотребует длительного времени и терпения.
11. Аккуратность– соблюдение во всемпорядка, тщательность работы, исполнительность.
12. Внимательность –сосредоточенность на выполняемой деятельности.
13. Дальновидность – прозорливость,способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
14. Дисциплинированность – привычка кдисциплине, сознание долга перед обществом.
15. Исполнительность –старательность, хорошее исполнение заданий.
16. Любознательность – пытливостьума, склонность к приобретению новых знаний.
17. Находчивость – способность быстронаходить выход из затруднительных положений.
18. Последовательность – умениевыполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
19. Работоспособность – способностьмного и продуктивно работать.
20. Скрупулезность – точность домелочей, особая тщательность.
IV. Переживания, чувства
1. Бодрость – ощущение полноты сил,деятельности, энергии.
2. Бесстрашие – отсутствие страха,храбрость.
3. Веселость – беззаботно-радостноесостояние.
4. Душевность – искреннее дружелюбие,расположенность к людям.
5. Милосердие – готовность помочь,простить из сострадания, человеколюбия.
6. Нежность – проявление любви,ласки.
7. Свободолюбие – любовь и стремлениек свободе, независимости.
8. Сердечность – задушевность,искренность в отношениях.
9. Страстность – способность целикомотдаваться увлечению.
10. Стыдливость – способностьиспытывать чувство стыда.
11. Взволнованность – мерапереживания, душевное беспокойство.
12. Восторженность – большой подъемчувств, восторг, восхищение.
13. Жалостливость – склонность кчувству жалости, состраданию.
14. Жизнерадостность – постоянствочувства радости, отсутствие уныния.
15. Любвеобильность – способностьсильно и многих любить.
16. Оптимистичность – жизнерадостноемироощущение, вера в успех.
17. Сдержанность – способностьудержать себя от проявления чувств.
18. Удовлетворенность – ощущениеудовольствия от исполнения желаний.
19. Хладнокровность – способностьсохранять спокойствие и выдержку.
20. Чувствительность – легкостьвозникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиямизвне.
Этап II
Внимательно рассмотрите качестваличности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие,которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперьпереходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.
Обработка результатов теста
Подсчитайте, сколько вы нашли у себяреальных качеств (Р).
Подсчитайте количество идеальныхкачеств, выписанных вами (И; качества, выписанные на первом этапе), а затемвычислите их процентное отношение: С = ( Р / И ) * 100%.
Уровни самооценки Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
Мужчины 0-10 11-34 35-45 46-54 55-63 64-66 67
Женщины 0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69
Интерпретация результатов теста
Самооценка может быть оптимальнойи неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъектправильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критическиотносится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи,старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить наделе. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но истарается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе иблизкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогомпостоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и безизлишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такаясамооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
К оптимальной относятся самооценки «высокийуровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважаетсебя, доволен собой), а также «средний уровень» (человек уважает себя, нознает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).
Самооценка может быть неоптимальной –чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышеннойсамооценки у человека возникает неправильное представление о себе,идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности дляокружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорированиенеудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков идел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушаетпредставление о себе. Восприятие реальной действительности искажается,отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональноезерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинаетвосприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – какнесправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней илинеблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих отдействий самой личности.
Человек с завышенной неадекватнойсамооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственныхошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главнойпричиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценкисвоей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии среальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, тоэто может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладыватьмаксимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности иволю.
Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностейличности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствиюдерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставятперед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач,слишком критичны к себе.
Слишком высокая или слишком низкаясамооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно этозаметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступаютпричиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-запренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними,слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужомумнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешаетим даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостьюсуждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-зачрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще болеетребовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянноподчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений,все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпетьсистематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянноуказывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей идействий.
Аффект неадекватности возникает как попытка лиц сзавышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранитьпривычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми.Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо,оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшимили обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключаетнедовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется иотпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением.Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления оданной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффектнеадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой,поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменениянеоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятныхмежличностных отношений.
Данные методики позволяют решить ещенесколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:
I. Существует несколько формактивности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личностьможно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременноеосуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляетинтерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей,которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в миречувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики людивыбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это ипозволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения. Сэтой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств покаждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущимбудет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и«реальных» качеств, а также их процентное отношение.
II. Можно получить представление оценностных ориентирах какой-либо группы, отличающейся от других повозрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбралото или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести впроценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группыпо предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельныхсвойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство,показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений оличности.
III. Можно получить представлениео том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своимценностным ориентирам. Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностныхориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализвыбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются вгруппе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявитьиндивидуальные особенности [23, с.479].
2.2 Описаниеи анализ результатов эксперимента
 
И так, мы провели Тест«склонность к сниженному настроению» и Вербальная диагностика самооценкиличностис курящими и некурящими людьми.
На первом этапе мыпроводили Тест «склонность к сниженному настроению» с курящими и некурящимилюдьми. В сводной таблице 2.2.1мы представим результаты теста.
На втором этапе мы проводиликачественную и количественную обработку результатов. В таблице 2.2.1 показанырезультаты тестирования курящих, в Таблице 2.2.2 результаты тестированиянекурящих людей в возрасте 40-49 лет.

Сравнительные результаты тестированияпо тестам «Склонность к сниженному настроению» и «Самооценка» курящих людей ввозрасте ранней зрелости
 
Таблица 2.2.1.
№ п/п
Склонность к сниженному настроению (баллы)
Диагностика самооценки личности
показатель
баллы 1 3 высокая 66 2 5 неадекватно выс 68 3 2 высокая 65 4 3 высокая 66 5 3 высокая 64 6 1 средняя 51 7 средняя 51 8 средняя 55 9 2 средняя 55 10 5 неадекватно выс. 67 11 5 неадекватно выс. 67 12 3 средняя 55 13 высокая 67 14 1 средняя 56 15 2 высокая 64 16 5 неадекватно выс. 67 17 5 неадекватно выс. 68 18 5 высокая 65 19 3 высокая 66 20 3 высокая 66 21 4 средняя 51 22 5 высокая 66 23 5 неадекватно выс. 67 24 6 неадекватно выс. 67 25 6 высокая 66 26 5 высокая 68 27 3 высокая 66 28 2 высокая 67 29 5 высокая 66 30 2 высокая 64 31 5 неадекватно выс. 67 32 6 неадекватно выс. 68 33 6 неадекватно выс. 68
Из данный таблицы мы видим, что укурящих людей ранней зрелости не наблюдается склонности к сниженномунастроению, однако самооценка у 57% курящих людей высокая – у этих людейконфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям инеуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказыванийв их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства.Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют другихвысокомерием и непререкаемостью суждений. У 23% неадекватно высокая – у даннойкатегории людей возникает неправильное представление о себе, идеализированныйобраз своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общегодела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохраненияпривычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. У 17% средняя — адекватнаясамооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. безслишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению,поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей дляконкретных условий и ситуаций.
На третьем этапе мыстатистически доказывали нашу гипотезу коэффицентом раноговой корреляции rs Спирмена.
Spearman Rank Order Correlations (new.sta)
MD pairwise deleted
 Valid         Spearman            
N        R                t(N-2)         p-level
НАСТРОЕН& САМООЦЕН                  33     ,666930      4,983505 ,000023
/>
Ответ: Корреляция между склонностью ксниженному настроению и самооценки у курящих людей в возрасте ранней зрелостистатистически значимо не отличается от нуля (р
Статистически мыпоказали, что на самооценку табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости невлияет склонность к сниженному настроению. В нашем случае мы доказывалигипотезу о том, что склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов ввозрасте ранней зрелости не влияет на их самооценку, мы доказали.

ВЫВОДЫ
 
По проведенным намиисследованиям, мы можем сказать следующее, что как у курящих так и не курящихлюдей ранней зрелости не наблюдается тенденции к сниженному настроению, поэтомуможно сказать, что курение на склонность к сниженному настроению на нашувыборку испытуемых не влияет. Так же дело обстоит и с самооценкой – здесьтакже, курение не влияет на самооценку у людей ранней зрелости. Однаконаблюдается тенденция отрицательной связи между этими двумя переменными.Возможно, мы смогли бы ее подтвердить на статистически значимом уровне, если быувеличили объем выборки.
Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждения наданном этапе исследования и с данной выборкой испытуемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя теоретическийанализ нашей работы, мы можем ответить на поставленные перед нами задачи:
Задачи:
1.Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежныхисточников по изучаемой проблеме.
2.Выявить психологические особенности, возникающие в период ранней зрелости.
3.Провести эмпирическое исследование самооценки и склонности к сниженномунастроению у табачных аддиктов в возрасте ранней зрелости.
4.Сформулировать выводы и практические рекомендации по данному исследованию.
Т.А. Рытченко приводиттакое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатываетсяопределенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается всамооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологическихкачеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а такжесвоего места среди других людей».
Из обобщенияэкспериментальных исследований отечественных и зарубежных ученых И.С. Конделает вывод, что мужской Я-образ содержит преимущественно информацию означимости «Я» в трудовых, деловых, спортивных и сексуальных сферах. Молодыеженщины в Я-образе отражают преимущественно то, насколько они внешнепривлекательны. Молодые мужчины склонны переоценивать свои качества, будь тоположение в группе или личные способности. Женские самооценки обычно болеескромны и реалистичны. С точки зрения Кона, завышенные самооценки помогаютмужчинам соответствовать стереотипам маскулинности.
У мужчин Я-концепцияотмечается большей направленностью на самоактуализацию в творчестве, а Я-образмоделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь»,«познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.У женщин Я-концепция, наряду с «мужскими» типами направленностисамоактуализации (познание, творчество), содержит и специфические женскиемодели Я-образа, связанные с семьей, любовью, материально обеспеченной жизнью [1,с. 205].
Что же касаетсясклонности к сниженному настроении., то можно привести пример по даннымстатистики, — около шести процентов населения планеты страдает этой болезнью.Поэтому очень трудно найти людей страдающих депрессией.
Я попыталась подобратьвыборку из 33 человек в возрасте ранней зрелости, чтобы выявить взаимосвязьсклонности к сниженному настроениею и самооценки у табачных аддктов. Однакоизучив теоретически материалы курсовой работы, я поставила гипотезу, о том, чтосклонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрасте раннейзрелости не влияет на их самооценку. И данная гипотеза нашла своеподтверждение статистически, используя программу СТАТИСТИКА 6,0 методом Спирмена.
Таким образом, гипотеза отом, что склонность к сниженному настроению у табачных аддиктов в возрастеранней зрелости не влияет на их самооценку, доказана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология: Учебник./ Г.М. Андреева — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528с.
2. Василюк, Ф.Е. Психологияпереживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. — М.:Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.
3. Вейн, А.М. Депрессия вневрологической практике / А.М. Вейн, Т.Г. Вознесенкая. — М.: Изд-во «Эксмо»1998. – 312 с.
4. Годфруа, Ж. Что такое психология:В 2-х т. / Ж.Годфруа. — Т. 1 -М.: Мир 1992.- 496 с
5. Деларю, В. В. Губительная сигарета/ В.В. Деларю. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1987. — 76 с
6. Де Пауло Реймонд, Дж. Понятьдепрессию: Что мы знаем о депрессии и как с ней бороться / Де Пауло РеймондДж., Хорвиц Лесли Алан. — М.: «Альпина Паблишерз», 2009. – 411 с.
7. Ефименко, В.Л. Депрессии в пожилом возрасте / В.Л.Ефименко. — Л.: Медицина, 1975. – 211 с.
8. Казанская, К.О. Возрастнаяпсихология. Конспект лекций / К.О. Казанская. – М.: Изд. «А-Приор». 2007. – 362с.
9. Косякова, О.О. Возрастные кризисы. Уч. Пособие / О.О.Косякова. — Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2007. – 274 с.
10. Крайг, Г. Психология развития. /Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003. – 322 с.
11. Курение: Тонкости, хитрости и секреты / подред.Ю.В. Татуры. — М.: Бук-пресс, 2006. – 352 с.
12. Курпатов, А.В. Стресс идепрессия. Советы доктора / А.В. Курпатов. – СПб.: ООО «СПРИНТЕР», 2006. – 138с.
13. Литвак, М.Е. Психологическийвампиризм. / М.Е. Литвак. — 2-е изд. -Ростов-на-Дону: Издат. «Феникс», 2002. — 416с
14. Малкина-Пых, И. Г. Возрастныекризисы взрослости / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
15. Петровский, А.В. Психология /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Издат. «Академия», 2001. — 512с
16. Психологический словарь. / Подред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 667 с.
17. Реан, А.А. Психология детства.Учебник. / А.А. Реан. – М.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК». 2003. – с. 368
18. Робинсон Дейв 101 ключевая идея:Психология / Дейв Робинсон. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 224 с.
19. Рогов, Е. И. Психология человека/ Е.И. Рогов. – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС ,1999. — 320 с.
20.Рыбалко, Е.Ф. Практикум повозрастной психологии. Уч. Пособие / Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей. – СПб.: Изд.«Речь», 2005. – 355 с.
21. Рытченко Т.А. Психология и педагогика:Учебно-практическое пособие. — М.: МЭСИ. 2000. — 85с
22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии.Практикум / Л.Д. Столяренко.– Ростов н/Д, 2003. – 684 с.
23. Столяренко, Л. Д. Психология ипедагогика в вопросах и ответах / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов/н.Дону; «Феникс», 1999. – 576 с.
24. Фолкэн Чак, Т. Психология – этопросто / Т. Фолкэн Чак. – М.; ФАИР – ПРЕСС, 2000. – 640 с.
25. Хрестоматия по возрастнойпсихологии. Учебное пособие для студентов / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.- 304 с.
26. Хьелл, Л. Теории личности / Л.Хьелл, Д. Зиглер.- СПб.: Питер, 1997. – 287 с.
27. Прутченков А.С. Особенностипониженного настроения / А.С. Прутченков // Психоневрология [Электронныйресурс]. – 2005. режим доступа: http://www.eurodoctor.ru –Дата доступа: 22.11.2009.
28. Свободная энциклопедия[Электронный ресурс] / материал из википедии. – Электрон.дан. –– Режим доступа:wikipedia.ru — Дата доступа: 22.11.2009.
29. А-Я Психология [Электронныйресурс] / Тесты на сниженное настроение. – Электрон.дан. –– Режим доступа: www.azps.ru. — Дата доступа: 22.11.2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.