Реферат по предмету "География"


Мировая география производства стали

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский государственный торгово-экономический университет

Уфимский институт (филиал)
Реферат

на тему: «Мировая география производства стали».
Выполнил: Соколов А.А.
Проверил: Максимов В.А.
Уфа-2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………………..3

История возникновения и развития черной металлургии…………3

Общая характеристика чёрной металлургии………………………..6

Отраслевая и территориальная структура черной металлургии..8

Территориальная дифференциация черной металлургии мира.16

Формирование мирового рынка железной руды…………………..20

Структура современного рынка железной руды…………………..29

Роль ТНК на мировом рынке железной руды……………………...35

Графики…………………………………………………………………..38

Заключение………………………………………………………………43

Список литературы…………………………………………………….46

1. Введение

Работа посвящена комплексному экономико-географическому анализу развития и размещения мировой черной металлургии.

Актуальность темы. Значение этой отрасли в современной экономике определяется прежде всего тем, что она является главным поставщиком конструкционных материалов для машиностроения и одним из главных поставщиков этих материалов для строительства. В этом качестве черная металлургия испытывает в последние десятилетия нарастающую конкуренцию со стороны цветной металлургии, поставляющей материалы на основе сплавов легких металлов, со стороны химической промышленности, выпускающей конструкционные пластмассы, а также со стороны ряда новых производств, создающих материалы на основе керамики и разного рода композиционные материалы.

Целью работы является характеристика территориальной организации черной металлургии мира, как одной из ведущих отраслей промышленного производства.

Объектом исследования является мировая черная металлургия.

В качестве предмета выступает территориальная дифференциация добывающих и обрабатывающих отраслей, участвующих в производстве сталелитейной продукции.
2. История возникновения и развития черной металлургии

Говорить о начальном периоде использования железа в древние времена почти невозможно: тайна, окутывающая его истоки, не позволяет делать предположения, отличные от мнения археологов, сложившегося на сегодняшний день. Золото, серебро, медь, олово и бронзу использовались человеком раньше железа, но именно приход железного века более, чем что-либо другое, направил человечество по пути цивилизации. Использование нового металла действительно стало причиной значительного изменения положения человека, что, в общем, соответствует заключительному этапу доисторического периода.

До конца второго тысячелетия до н.э. ничто не позволяет говорить о каком-либо производстве железа в современном понимании этого слова, это касается и народов, входивших в древнейшие цивилизации Восточного Средиземноморья и Эгейского моря: египтян, ассирийцев, финикийцев и греков. Железо в те времена было настолько редким, что было достойно использования в украшениях наряду с золотом, серебром, драгоценными камнями и эмалями. Каждая из этих цивилизаций оставила замечательные изделия из меди, бронзы, керамики, слоновой кости, дерева и даже тканей. Что касается железа — почти ничего, нет ни следа его художественной обработки.

Можно было бы предположить, что быстрое окисление данного металла не позволило ни одному предмету сохраниться до наших времен.

В реальности получение ковкого железа было столь трудной задачей для примитивной доисторической металлургии, что можно утверждать почти с полной уверенностью, что небольшие количества, использованные в украшениях, были получены путем обработки кусочков природного железа, сформировавшихся в результате какого-либо геологического феномена.

Кроме того, преимущества меди, ее способность давать бронзу в сплаве с оловом, внешняя красота бронзы и реальная трудность добычи и производства железа задержали его применение.

Первые предметы из кованого железа были найдены на Ближнем Востоке. В Анатолии были открыты захоронения, из которых извлекли кинжалы и тесаки из кованого железа, датированные приблизительно 2450 г. до н.э.

Эксперты-археологи, хотя и согласны, что египтяне также были знакомы с железом еще за 3000 лет до н.э., утверждают, что прошло еще долгое время, прежде чем оно стало использоваться достаточно широко. Очевидно, что это уже произошло ко времени царствования Рамсеса II, третьего фараона XIX династии, правившего с 1298 по 1232 г. до н.э., в захоронении которого были найдены топоры, кинжалы и различное железное оружие.

Это с достаточной уверенностью свидетельствует, что железный век в Египте начался около 1300 г. до н.э. Руда вероятнее всего доставлялась из Сирии, являющейся одной из первых в мире областей, обладающих познаниями в выплавке черных металлов. Действительно, кажется безусловным первенство Малой Азии в распространении в античном мире настоящей техники черной металлургии.

Около 1200 г. до н.э. черная металлургия распространилась на Ближнем Востоке и в районе Эгейского моря, а затем постепенно во всем Восточно-средиземноморском бассейне. Использование железа, ставшего обычным для всех народов Восточного Средиземноморья, распространилось в начале первого тысячелетия до н.э. через Сицилию и Италию в Центральной Европе.

С течением лет медленный, но постоянный прогресс металлургии привел к улучшению конструкции печей для достижения высоких температур, необходимых для выплавки железа из руды (1600°; на 600° выше температуры плавления меди, на 700° выше температуры плавления бронзы). Это позволило человеку получить в свое распоряжение большее количество железа, ставшего жизненно необходимым для новых рождающихся цивилизаций.

Человек, стремящийся облагородить любое изделие, являющееся выражением его интеллекта, не удовольствовался приданием железу форм, диктуемых утилитарным назначением предмета, но подвергнул материал ковке, скручиванию, гравировке, резьбе, отделке рельефа, так что ни один, даже самый обыкновенный железный предмет не остался без украшения, и скромный, но крепкий металл превратился в объект художественной обработки.


3. Общая характеристика черной металлургии

Железо во всех его разновидностях (чугун, сталь и прокат из нее) было и остается главным массовым конструкционным материалом в современном мировом хозяйстве. Вытеснив древесину в ряде строительных производств, соперничая с цементом и взаимодействуя с ним (железобетон), испытывая давление новых видов конструкционных материалов (полимерных, керамики), оно пока сохраняет роль лидера. Главная область применения черных металлов по-прежнему машиностроение, где возможности их эффективного использования продолжают расширяться, в частности благодаря покрытию стальных изделий полимерными пленками и металлами (цинк, олово), повышающими их коррозионную стойкость.

Черная металлургия сильно зависит от многих других отраслей народного хозяйства. Ее сырьевая база — продукция горнодобывающей промышленности (железная руда, известняки, огнеупоры), топливной (коксующийся уголь, природный газ) и электроэнергетика. Цветная металлургия обеспечивает поставку легирующих компонентов для разнообразных сплавов. Народное хозяйство — важнейший источник получения лома и других отходов для их вторичного использования в металлургических переделах. Технологически черная металлургия тесно связана с некоторыми химическими производствами (коксование угля, использование кислорода и ряда инертных газов в Процессах плавки металлов и т.д.). Большие объемы используемого сырья, получения готовой продукции и полупродуктов обусловливают их массовые перевозки разными видами транспорта.

Производство черных металлов, добыча и переработка сырья относятся к экологически опасным. Помимо выбросов газов в атмосферу и загрязнения водоемов образуется много неутилизуемых отходов. Наиболее вредные — канцерогены коксохимического процесса, доменные выбросы, газы и пыль при агломерировании руды, конвертерного и других плавильных агрегатов, шлаки всех металлургических переделов. Использование больших количеств воды, изменение температуры после участия ее в металлургических процессах и попадание в нее их отходов приводит к химическому и температурному нарушению режима естественных источников водоснабжения.

С экономических позиций черная металлургия стала одной из самых малодоходных отраслей современной обрабатывающей промышленности. Развитие всех ее производств требует очень больших капитальных вложений, что обусловлено технологией выпускаемой продукции — ее большими объемами, оснащением предприятий дорогостоящим оборудованием, созданием развитой заводской инфраструктуры. На современных предприятиях отрасли до 15—20% общих капиталовложений приходится направлять на обеспечение экологической чистоты работы металлургического предприятия. В развитых странах мира требования к экологической безопасности все более ужесточаются.

Непрерывный спрос всех отраслей мирового хозяйства на черные металлы определил стремительное увеличение номенклатуры продукции отрасли. Так, если сортов и марок чугуна насчитывается всего несколько десятков, то стали — уже несколько тысяч. Количество же изделий прокатного производства в развитых странах достигает нескольких десятков тысяч видов, типов, размеров. Это обусловило необходимость их выпуска зачастую в сравнительно небольших объемах на узкоспециализированных предприятиях «четвертого передела», интенсивный внешнеторговый обмен такими видами продукции между многими странами.

В черной металлургии всегда господствовали крупные компании обладающие необходимыми средствами для инвестиций в строительство новых предприятий и техническое перевооружение старых. Они легче преодолевают неустойчивость мирового рынка черных металлов, его затоваривание, быстрее внедряют инновационные виды продукции. Предприятия отрасли в разных странах имеют неодинаковую форму собственности. В одних они полностью принадлежат частным владельцам, акционерным компаниям, в других — государству. Имеются и смешанные государственно-частные. Нередко ими владеют совместно национальный и иностранный капиталы.

4. Отраслевая и территориальная структура черной металлургии

Структуру черной металлургии определяет ряд разнородных производств, сильно отличающихся характером вырабатываемой в них продукции, техникой и технологией ее получения, направлением и пользования как в самой стране, так и за ее пределами. В структуре отрасли выделяются сырьевые производства (добыча и обогащение железной руды, ее агломерирование, сбор металлического лома и подготовка его к переплаву); полупродуктовые переделы (выплавка чугуна и доменных ферросплавов, стали и ее сплавов). Особое, определяющее значение имеют конечные переделы — получение проката и отливок из чугуна и стали. Добычу руд легирующих металлов, коксующегося угля, огнеупоров и других вспомогательных материалов в большинстве стран мира относят к другим отраслям индустрии.

Сырьевая база черной металлургии мира. Железная руда — основной исходный вид сырья в отрасли. В последние десятилетия освоены процессы использования руды для непосредственной выплавки стали, минуя стадию получения чугуна, что еще более увеличило роль железной руды во всем металлургическом производстве. Железная руда достается одним из самых массовых видов продукции мировой горнодобывающей промышленности: по объемам добычи она уступает только углю, нефти и природному газу. Вместе с тем проблемы ее добычи, обогащения и транспортировки являются более трудными, чем этих энергоносителей.

Запасы разведанных железных руд в мире постоянно увеличиваются по мере развертывания геологоразведочных работ. Так, мировые запасы разведанных и разрабатывавшихся железных руд в 1922 г. оценивались в 35,5 млрд. т, а вероятных в 98,2 млрд. т. В начале 90-х гг. общегеологические запасы по разным оценкам составляли от 400 до 800 млрд. т, из которых на разведанные приходилось 150-185 млрд. т. Таким образом, несмотря на интенсивное извлечение железных руд, постигающее в последние годы 1 млрд. т, их разведанные ресурсы в мире не только не уменьшились, но в целом существенно возросли.

Значение отдельных стран и регионов мира в общегеологических запасах железных руд неодинаково. Более 28% их находится в государствах Восточной Европы, преимущественно в СНГ (Россия, Украина), до 17% — в Азии (КНР, Индия), по 16% — в Южной Америке (Бразилия) и Африке, 13% — в Северной Америке (США, Канада) и по 5—6% в Западной Европе и Австралии. География запасов желез­ной руды по регионам и странам мира далеко не совпадает с потреб­ностью в ней у целого ряда государств, зачастую полностью лишенных разрабатываемых месторождений этого сырья, но имеющих крупную черную металлургию (Япония, ФРГ, Республика Корея и др.).

Содержание железа в рудах разных месторождений колеблется в широких пределах: к богатым относятся руды с содержанием железа более 50%, к рядовым — от 25 до 50% и к бедным — до 25%. В развитых странах мира месторождений богатых руд мало: в Западной Европе такие ограниченные по запасам руды практически имеются только в Швеции (60-65% железа). Подавляющая часть рудных ресурсов региона бедные. Поэтому многие страны (Великобритания, ФРГ, Бельгия и др.) в 80-е гг. вообще прекратили их разработку. Даже Франция с крупнейшими в регионе запасами в 1993 г. свернула добычу железной руды. Ухудшилось качество добываемого железорудного сырья и в Северной Америке. В США лучшие по качеству месторождения уже почти выработаны и теперь используются в основном рядовые руды (до 50% железа). Лишь Канада и Мексика еще располагают богатыми рудами (61—63% железа).

Та же ситуация сложилась и в странах Восточной Европы, где среднее содержание железа в извлекаемых рудах в России и Украине составляет около 40%. В Азии богатая руда добывается в Индии (до 63% железа), а КНР вынуждена разрабатывать преимущественно свои бедные руды. Такие страны с развитой черной металлургией, как Япония и Республика Корея, не имеют своих ресурсов железных руд.

Все это предопределило быстрое перемещение железорудного производства в другие страны разных регионов мира. Качество руды там значительно лучше (в Бразилии до 68% железа, в Австралии и Венесуэле — 64, Индии — 63, ЮАР — 60-65%). Они имеют крупные запасы для развертывания мощной железорудной промышленности. В 1938 г. на долю этих стран приходилось только 16% всей мировой добычи железной руды, в 1970 г. — уже 35%, в 1995 г. — более 55%.

В географии железорудной промышленности мира в XX в. произошли кардинальные сдвиги. Вплоть до Второй мировой войны Западная Европа оставалась ведущим регионом в добыче железной руды: в 1913 г. — 55%, в 1938 г. — 40% (Северная Америка соответственно 35 и 20%). После Второй мировой войны в 1950 г. Северная Америка дала 43% железной руды в мире (Западная Европа 30%). В 70-80-е гг. вперед вышли три региона: Южная Америка, Азия и Восточная Европа с долей в мировой добыче каждого из них от 20 до 30%, а также Австралия. Их лидерство сохранилось вплоть до 1995г. Западная Европа и Северная Америка суммарно добывают железной руды меньше, чем одна Австралия. Еще большие изменения произошли в добыче руды по странам.

Все более важным видом сырья становится лом черных металлов. Каждая тонна лома экономит примерно такое же количество чугуна и соответственно необходимые для его получения железную руду и кокс. Металлофонд народного хозяйства развитых государств огромен и исчисляется сотнями миллионов и даже миллиардами тонн. Его источники — амортизационный лом (идущие на слом машины, оборудование, здания и т.д.); производственный лом (отходы металлообработки) и оборотный лом (отходы разливки стали). Проблема формирования ресурсов лома (сбор, подготовка к переплаву) — одна из главных задач металлургии мира.

Производства металлургического комплекса. Выплавка чугуна — сплава железа с углеродом — первая стадия непосредственного получения металла в отрасли. Из выплавляемого в доменных печах чугуна производят около половины всей стали в мире. В зависимости от дальнейшего использования в домнах выплавляют передельный (белый) чугун, применяемый для передела в сталь. На него приходится подавляющая часть чугуна (свыше 85%). Литейный (серый) чугун — важный конструкционный металл, идущий на изготовление всевозможных фасонных отливок. Продуктами доменного производства являются также некоторые ферросплавы, например, чугун с большим содержанием кремния, марганца (ферросилиций, ферромарганец и др.).

Сложные экономические, и особенно экологические проблемы обусловили большие изменения в географии доменного производства. Наряду с локальными сдвигами в размещении заводов с доменными Цехами (перемещение их из старых районов черной металлургии на пути поступления импортного сырья в прибрежных пунктах приморских стран) произошли и крупные межрегиональные изменения. Главный результат таких миграционных процессов в отдельных частях света — уменьшение роли старых промышленно развитых стран в получении чугуна. За 1950—1995 гг. суммарная доля Западной Европы и Северной Америки уменьшилась (несмотря на организацию этого производства в новых странах данных регионов) с 75 до 31 % в мире .

Производство стали — промежуточная стадия металлургического цикла. Сталь всего лишь полупродукт, предназначенный для дальнейшего передела в прокат, идущий непосредственно в другие отрасли хозяйства. Каждый из потребителей предъявляет свои технические требования к качеству прокатных изделий из разных сортов стали. Различают обыкновенную (рядовую), качественную и высококачественную сталь. Технические свойства стали определяются содержанием в ней легирующих добавок и углерода: низкоуглеродистая, высокоуглеродистая (инструментальная). Объемы их получения разные, но непрерывно растет выпуск качественных сталей. Так, мировое производство нержавеющей стали за 1960—1995 гг. увеличилось с 2 до 15 млн. т, т.е. росло в 3,5 раза быстрее выплавки всей стали.

Технический прогресс постоянно менял методы получения стали. В XIX в. и первой половине XX в. последовательно сменили друг друга бессемеровский, томасовский и мартеновский процессы. Внедрение двух первых определялось составом руд и получаемого из них чугуна для передела в сталь. Возникший во второй половине XIX в. мартеновский метод был универсальным, независимым от, качества чугуна и позволял выплавлять сталь разного качества (в СССР в годы индустриализации он был основным и все еще остается таковым на ряде предприятий России).

С развертыванием НТР наиболее эффективными в сталеплавильном переделе оказались два процесса. При кислородно-конвертерном способе из расплавленного чугуна и лома сталь получают за 30-35 мин вместо 6—8 ч плавки в мартеновской печи. В дуговых электро­печах из лома и чугуна процесс плавки требует 50—70 мин. Поэтому в середине XX в. началось быстрое и широкое внедрение кислородно-конвертерного способа. К 1997 г. его доля в производстве стали в мире достигла 60%. Мартеновские печи теперь дают в мире всего 7% стали, и их быстро выводят из эксплуатации.

Сооружение кислородно-конвертерных цехов с одновременным демонтажем мартеновских требует больших капитальных затрат. Поэтому, даже промышленно развитые страны с мощной металлургией вели реконструкцию на протяжении четверти века: Япония завершила переход на конвертерный способ получения стали в начале 70-х гг., ФРГ, Великобритания и Франция — к началу 80-х, а США только к 90-м гг. В России и КНР он все еще продолжается. Конвертерный способ коренным образом изменил всю структуру сталелитейной промышленности мира в целом и отдельных стран. В США на него приходится 61% выплавляемой стали, во Франции — 64, Японии — 68. Великобритании — 74, ФРГ — 76, а в Люксембурге — 100%.

Электросталеплавильный — второй по значению процесс в производстве стали. Его развитию способствовали сравнительно небольшие затраты даже на крупные электродуговые печи, быстрый их ввод в строй, широкое использование лома. Росту получения электростали благоприятствовало сооружение многих миди- и минизаводов. Это обусловило экономические выгоды от внедрения данного процесса (доля электростали в мире — 33%). Значительное влияние оказывает и величина стоимости электроэнергии, особенно на ГЭС. В странах молодой черной металлургии (о. Тайвань, Республика Корея, Бразилия и др.) на электросталь приходится от 50 до 100% выплавки металла, а в основных странах — продуцентах стали (Япония, США, государства Западной Европы) от 24 до 40% (Италия — 58%).

Новой технологией революционного значения для черной металлургии является получение стали непосредственно из металлизированных окатышей, минуя выплавку чугуна. Экономические и экологические преимущества этого процесса (прямого восстановления железа — ПВЖ) очевидны. Темпы роста производства способом ПВЖ значительно выше, чем доменного: в 1995 г. в мире было получено 31 млн. т металла. Установки ПВЖ требуют значительного количества энергии (преимущественно природного газа). Это стимулировало размещение их в избыточных по топливу странах и регионах. На Азию приходится 40% полученного по этой технологии металла, Южную Америку -35%. В крупных продуцентах стали в Северной Америке, Западной Европе, а также в России возникли лишь отдельные опытные заводы.

Как и в производстве чугуна, в мировой географии получения стали произошли большие изменения. Новые технологии выплавки стали, особенно на малых предприятиях, позволили размещать их вне старых традиционных центров и районов металлургической промышленности развитых стран мира. Очень сильное влияние они оказала на создание сталеплавильных предприятий в новых индустриальных странах, где их сооружали в малоосвоенных в промышленном отношении местностях, зачастую не располагавших первичным сырьем для металлургического производства. Так, значительное количестве стали (до 2,5 млн. т в 1995 г.) дает Саудовская Аравия.

За 1950— 1995 гг. главным результатом сдвигов в географии миро­вой сталеплавильной промышленности был ее мощный рост в странах Восточной Европы и Азии. Их суммарная доля в выплавке стали увеличилась с 22 до 55%. Однако темпы роста были меньше, чем в получении чугуна в этих регионах, что объясняется более узким рыночным спросом на сталь в условиях недостаточно развитого машиностроения. Одновременно более чем вдвое снизился удельный вес западных регионов — с 77 до 37%. В Южной Америке, Африке и в Австралии выплавка стали росла быстрее, чем чугуна: там появились также крупные продуценты металла. Существенные сдвиги произошли в получении стали среди стран мира. Длительное лидерство США завершилось в середине 70-х гг., когда первенство перешло к СССР и удерживалось им до 1991 г. С распадом СССР вперед вышла Япония, а с 1997 г. — КНР.

5. Территориальная дифференциация черной металлургии мира

Особенности важнейших регионов черной металлургии четко выявляются при анализе структурно-географических сдвигов в отрасли. Произошли глубокие изменения в структуре ее отдельных производств. Главные тенденции — повышение качества продукции (и соответственно цены) всех металлургических переделов, уменьшение энергетических и других затрат на ее получение. Одновременно непрерывно растет спрос на все более широкий ассортимент финальных стадий металлургического цикла. Произошел отказ от разработок месторождений сырья низкого качества, переход к созданию предприятий небольшой мощности вместо традиционных крупных комбинатов.

В развитых странах рыночного хозяйства за восстановлением и Подъемом отрасли в первые послевоенные десятилетия последовали глубокие спады в 70—80-е гг. Они явились следствием нефтяных кризисов тех лет, резко сокративших спрос на металл. В этих странах выплавка стали в отдельные годы уменьшалась на 60-70 млн. т, что соответствует уровню ее получения в государстве с крупнейшей металлургической промышленностью.

Западная Европа — старейший регион металлургической промышленности мира — остается одним из ведущих по уровню развития отрасли. Исчерпав свои ограниченные ресурсы сырья или отказавшись от добычи низкокачественной руды, он был вынужден в послевоенные годы начать широкую структурную перестройку своей черной металлургии. Главные районы и центры отрасли в Германии, Франции, Великобритании, кроме того, испытывали тяжелую экологическую нагрузку металлургических предприятий. В результате за 1938—1995 гг. доля Западной Европы в мире по выплавке чугуна уменьшилась более чем вдвое (с 48 до 19%), а стали с 42 до 21%. Особенно сильно сократилась доля кокса — с 55 до 11 % в мире, а добычи железной руды в десять раз (с 40 до 4%).

В итоге структурных изменений в настоящее время сложилась новая специализация большей части стран региона — на получении качественных сталей (например, Западная Европа дает почти 1/2 нержавеющей) и изготовлении разнообразного, в том числе прецизионного, проката для мощного машиностроения (около 20% проката по весу в мире и до 25—27% по его стоимости). Все это привело к формированию новой географии черной металлургии региона, которая наиболее четко проявилась на территории его крупных стран. Среди них сменились лидеры: наряду с ФРГ ведущей в отрасли стала Италия, не располагающая вообще никакими видами сырья и топлива для получения металла. Суммарно на обе страны приходится более 2/5 выплавки чугуна и стали в регионе.

Роль Северной Америки в мировой черной металлургии определяют США. Располагая значительными ресурсами железной руды, некоторыми видами легирующих металлов и богатыми запасами коксующихся углей, страна на протяжении многих десятилетий не испытывала трудностей в развитии отрасли. Ряд легирующих металлов ей поставляет Канада. Постоянный спрос на черные металлы предъявляли металлоемкие отрасли машиностроения, особенно транспортного, широкий размах строительства, прокладка дорог и т.д. Он сильно возрос в годы Второй мировой войны и после нее в связи с развертыванием производства вооружений.

Заняв в те годы ведущие позиции по уровню развития отрасли в мире, регион сохранял свое лидерство в течение ряда послевоенных десятилетий. Так, США удерживали мировое первенство в добыче железной руды до 50-х гг., в получении кокса и чугуна до 60-х, а по выплавке стали до 70-х гг. Изменение роли США и в целом региона в мире было обусловлено структурной перестройкой отрасли, поднявшей ее на новый высокий технологический, технический и организационный уровень. Использование достижений НТП позволило преодолеть уменьшение и ухудшение качества собственных ресурсов сырья, добиться эффективного использования импортной дальнепривозной железной руды. Резко возрос и импорт дешевых чугуна и проката из Мексики, других стран разных регионов.

В США впервые началось создание передельных мини- и миди-заводов в отрасли — в 1996 г. на них было выплавлено 42% стали в стране. Техническая и технологическая политика привела к ликвидации мартеновского производства, учитывая размеры отрасли, позже, чем в других странах, но доля получения электростали выше (39%), чем в ФРГ или Японии. Структурные сдвиги сопровождались уменьшением получения металла, но это компенсировалось повышением его качества. В связи с этим изменилась и роль региона в мировой металлургии: за 1950-1995 гг. доля его упала по железной руде с 43 до 16%, по коксу с 41 до 8%, по чугуну с 47 до 12% и стали с 48 до 16%. США стали сокращать производство рядовых сортов проката, импортируя его как из стран-соседей, так и из КНР, Европы.

Современный этап развития мировой черной металлургии характеризуется бурным ростом отрасли в целом ряде стран Азии и Южной Америки, ставших на путь быстрого индустриального развития. Они становятся мощными конкурентами стран Западной Европы, США.

Азия превратилась в ведущий регион черной металлургии мира по объемам получения всех главных видов продукции отрасли. Япония, а вслед за ней КНР, Республика Корея, Индия и о. Тайвань совершили мощный прорыв в ее развитии. В 1995 г. все государства региона суммарно давали 50% кокса в мире, почти 45% чугуна, до 40% стали и проката. КНР и Япония являются крупнейшими в мире производителями черных металлов. Однако уровень развития отрасли очень неодинаков в отдельных странах. Так, Япония по получению стали в расчете на душу населения (800 кг в 1995 г.) далеко опередила все крупные государства Западной Европы и США. КНР не достигла даже низкого среднемирового показателя 125 кг. Это остается важным стимулом роста отрасли в КНР и других новых индустриальных странах Азии.

В регионе имеются разнообразные виды сырья и топлива для черной металлургии. Однако степень обеспеченности ими неодинакова не только для отдельных стран, но и для Азии в целом. КНР располагает очень большими ресурсами коксующихся углей и рядом легирующих, а также рассеянных металлов. Однако ее железные руды в основном низкого качества. Индия имеет месторождения богатых железных руд, есть ресурсы коксующихся углей и ряда легирующих металлов. Япония практически лишена всех видов металлургического сырья и топлива для обеспечения своей металлургии. Страны региона в известной степени могут взаимно покрыть свои потребности в этих видах сырья и топлива. Однако уже достигнутые объемы получения черных металлов настолько велики, что требуют привлечения недостающих ресурсов извне.

В Восточной Европе страны — члены СЭВ в 60-е гг. совершили первый прорыв в мировой черной металлургии, заметно оттеснив западные регионы в этой отрасли индустрии. Уже в 1970 г. регион по добыче железной руды, получению кокса, чугуна и стали опередил и Северную Америку, и Западную Европу В последующие годы рост черной металлургии Восточной Европы был еще значительнее. По производству стали на душу населения Чехословакия, Румыния, СССР и Польша в 1,5-2 раза превосходили Францию, Великобританию, Италию или США. СССР вышел на первое место в мире по выплавке черных металлов, достигнув самого высокого в истории отрасли показателя развития для отдельной страны; в 1988 г. было выплавлено 115 млн. т чугуна, 163 млн. т стали, изготовлено 21 млн. т труб.

Распад СССР и СЭВ привели к дезинтеграции стран Восточной Европы. Это нанесло большой ущерб их металлургии: объемы производства упали в каждой из них в несколько раз. Так, выплавка стали в Российской Федерации (51 млн. т, 1995 г.) снизилась до уровня ее получения в РСФСР в 1965 г., т.е. страна была отброшена на 30 лет назад. Украина по выплавке стали скатилась к уровню 1959 г. Общее состояние черной металлургии характеризуется низким использованием производственных мощностей (65-70%), высоким износом оборудования (50-60%) и низкой рентабельностью, которая составляет 4-5%. Это результат резкого снижения инвестиций в отрасль.
--PAGE_BREAK--
6.
Формирование мирового рынка железной руды

Стандартная экономическая схема черной металлургии предполагает размещение производства вблизи источников сырья, с целью уменьшения транспортных издержек. Поэтому средневековые европейские страны, обладавшие богатыми ресурсами железной руды, являлись крупными экспортерами железа. К середине XVII века одним из главных экспортеров высококачественного металла в страны Западной Европы была Швеция. Надо отметить, что торговля железными рудами практически отсутствовала. Высокие транспортные издержки делали их транспортировку экономически неоправданной вплоть до XX века. Эти факторы определяли географическое положение сталеплавильного производства вблизи месторождений железной руды. Наличие месторождений железной руды во многом определило экономическое превосходство Германии, Англии, Франции над остальными европейскими странами. Черная металлургия являлась типично сырьевой отраслью с тяготением к источникам сырья, что определяло ее географичность и упрощало анализ. Подобная территориальная структура существовала вплоть до 1970-х гг.

Сейчас объем мирового экспорта железной руды составляет около 45% объема добычи. Причем средняя длина перевозок на тонну руды превышает 5600 морских миль. Доля транспортных издержек в стоимости руды доходит до 70%. Надо отметить, что основные страны-импортеры (страны Западной Европы, Япония) железной руды, являются также основными импортерами энергоресурсов и коксующегося угля. Эти страны также являются крупнейшими экспортерами стальной продукции. С другой стороны многие страны-экспортеры железорудного сырья и каменного угля практически не развивают свои сталеплавильные мощности, наращивая экспорт сырьевых ресурсов.

Что стало причиной формирования подобного территориального разрыва между производством железной руды и выплавкой стали? Черная металлургия по-прежнему остается географичной отраслью промышленности, но факторы, определяющие географию отрасли, изменились. На наш взгляд территориальный разрыв между сталеплавильной и железорудной отраслями, стал не столько следствием конкурентной борьбы через снижение производственных и транспортных издержек, что окончательно вывело в лидеры Австралию и Бразилию, сколько следствием появления централизованного рынка железорудного сырья и исторически сформировавшихся рыночных механизмов, определяющих отношения между производителями и потребителями железной руды. Несомненно, снижение транспортных издержек оказало огромное значение на развитие отрасли, однако на географию современной торговли железорудным сырьем такие факторы, как географическое положение, производственные и транспортные издержки, и даже, богатство месторождений оказывают гораздо меньшее влияние, чем раньше.

Россия является одним из крупнейших участников мировой торговли стальной продукцией. В результате экономических реформ начала 90-х, сформировался существенный разрыв цен на внутреннем и внешнем рынках страны. Сейчас черные металлы являются одним из основных экспортных товаров России. Это был единственный способ выжить для громадного металлургического комплекса оставшегося после СССР. Однако Россия испытывает серьезное противодействие со стороны иностранных компаний производителей стальной продукции. Уже в 1997 году против России проводилось около 40 антидемпинговых расследований, из них 34 — против металлургических предприятий. Это приводит к серьезному ослаблению российских производителей металлопродукции на мировом рынке. Сейчас против России действует более 90 ограничительных квот, большинство из которых касается именно продукции металлургического комплекса. Антидемпинговые разбирательства против России ведутся в 46 странах мира. Датой начала формирования мирового рынка железной руды можно считать 1892 год, когда в Соединенных Штатах Америки была начата разработка богатейшего месторождения железных руд Месаби (среднее содержание железа около 62%) в штате Миннесота. Это привело к резкому падению цен на железную руду на национальном рынке (с $5-6 за тонну до $2-3). За 1890-е гг. цена упала на 60%. Доля Миннесоты в производстве железной руды в США выросла с 6% в 1890 г. до 51% в 1905 г. Доля железной руды в стоимости стальной продукции (в США) в это время составляла 44% (58% стоимости сырья). Резкое снижение цен привело к резкому росту экспорта продуктов обрабатывающей отрасли из США (на 90% за 1895-1900 гг.), их доля в экспорте страны также увеличилась с 20% до 50%, причем основной рост пришелся на продукцию черной металлургии. За 1890-1913гг. стоимость экспорта продукции этой отрасли выросла с $25,5 млн. до $304,6 млн. Основным конкурентом США в то время была Англия. Стоимость экспорта стальной продукции в Западную Европу всего за пять лет (1895 — 1900 гг.) выросла с $8,5 млн. до $45,8 млн., причем почти половина экспортных поставок приходилось на Англию. Конкурентоспособность английской сталеплавильной промышленности оказалась под угрозой. Если в период с 1895 по 1913 гг. производство железной руды в США выросло почти в 4 раза, то в Англии рост едва превысил 25%. Удар был особенно силен в 1912 году, когда сталеплавильная промышленность Англии практически остановилась на два месяца из-за забастовки железнодорожников и угольщиков. Открытие месторождения Месаби оказало экономический эффект на рыночные цены, равный 30-ти летнему периоду улучшения производительности в черной металлургии.

Все это вынудило Англию искать источники железорудного сырья вне пределов страны, в результате, к 1913 году Англия импортировала уже около 43% потребляемой железной руды (во второй половине XIX века эта доля не превышала 5%), преимущественно из Испании. Надо отметить, что железная руда из Миннесоты практически не экспортировалась, более того, южные штаты преимущественно потребляли руду, импортированную из Кубы. Это произошло не столько вследствие высоких транспортных издержек, сколько вследствие концентрации месторождений железных руд Миннесоты в руках корпорации U.S.Steel, которая в период с 1984 по 1907 год скупила около 75% всех месторождений штата. Кроме того, компания установила контроль над железнодорожной сетью и транспортной системой Великих Озер. Расследование об антиконкурентной практике компании U.S.Steel показало, что цены на железную руду устанавливались в основном путем соглашений между заинтересованными сторонами, а не в результате конкуренции производителей. Прибыль железорудных шахт превышала 33%. Тем не менее, подобная система просуществовала до начала 1980-х гг. Вышеописанные события не привели к формированию централизованного рынка железной руды, более того конкуренции на этом рынке еще не наблюдалось, что, наверное, было и невозможно из-за высоких транспортных издержек. Однако конкуренция на мировом рынке стали, подвигла крупные сталеплавильные компании на поиски более дешевого железорудного сырья.

Надо отметить, что интерес к удаленным железорудным месторождениям многие развитые страны начали проявлять еще в начале века. Так, например, Бельгия, Франция, США и Великобритания скупили многие месторождения в штате Минас-Жерайс в Бразилии еще в 1891 году, однако первая экспортная поставка железной руды была осуществлена этой страной лишь в 1930 году. Толчком к развитию грузопотоков железной руды на большие расстояния стало несколько факторов. Во-первых, развитие железнодорожного и морского транспорта привело к снижению транспортных издержек (морские суда водоизмещением более 60 тыс.т. и скоростью выше 50 км/час появились лишь в начале века). Во-вторых, рост экономики стран Западной Европы после второй мировой войны требовал огромного количества стали. Развитие торговли продуктами железорудной отрасли в Азиатском регионе связано в первую очередь с экономическим подъемом Японии в 60-х гг. Тем не менее, фактор географического положения сталеплавильных мощностей и месторождений железной руды все еще играл определяющее значение. Конкуренция добывающих компаний была минимальна. Свидетельством этому является сохранение высокого уровня добычи небогатых и тяжелых в разработке месторождений железной руды во многих странах Западной Европы. Так, например, Франция еще в 1980 году производила около 30 млн.т. железной руды. Несмотря на истощение богатых железом месторождений, в США (штат Миннесота) продолжалась добыча бедных таконитовых руд (среднее содержание железа в рудах этого штата упало к 1965 году до 27%, к 1980 — до 20%). Важным фактором развития торговли являлось также снижение стоимости железной руды в стоимости конечной продукции до 10%.

Около 98% производимой железной руды используется для производства стали. Поэтому спрос на железную руду определяется спросом на сталь. К формированию централизованного мирового рынка железной руды в нынешнем его виде стал крах рынка стали начала 80-х гг. Фактически этот кризис произошел в результате объявленного странами ОПЕК нефтяного эмбарго, повлекшего за собой резкий рост цен на энергоносители и глобальный экономический кризис.

В конце 70-х в мире существовало четыре основных центра производства стали: Азиатский (Япония, Южная Корея и Тайвань), Западно-Европейский (Германия, Франция, Великобритания) и два центра в Северной Америке (канадско-американский в районе Великих Озер и американский — на восточном побережье США). Также двумя крупнейшими сталеплавильными центрами являлись СССР и Китай, но в силу сложившегося в этих странах государственного строя, они были относительно слабо вовлечены мировую торговлю. Большинство этих стран являлись крупнейшими импортерами нефти и нефтяной кризис оказал самое разрушительное действие на их экономику. В результате нефтяного кризиса, произошел общеэкономический спад, потребление стали снизилось. В период с 1979 по 1982 год ее производство упало на 20%.

В 1980 году основные объемы добычи железной руды (около 80%) приходились на 8 стран (без СССР и Китая). Также довольно существенные объемы железной руды добывали Либерия — 17,4 и Венесуэла — 16,1. Добыча в остальных странах не превышала 10 млн.т. Большая часть железной руды добываемой в Северной Америке и Европе транспортировалась на небольшие расстояния (около нескольких сотен км.). Железная руда, добываемая в районе Великих Озер в США, отправлялась только в металлургический центр этого же района. Французская железная руда использовалась только во Франции. Шведская — преимущественно в Северной Европе. Канадская железная руда из восточной части страны отправлялась в металлургические центры на востоке США и в районе Великих озер, а также в Северную Европу. Оставшиеся четыре производителя отправляли железную руду на гораздо большие расстояния. Индия сбывала железную руду преимущественно в Азии. Основная часть бразильской железной руды сбывалась в Европе, тем не менее, Бразилия значительную часть добытой железной руды сбывала и на азиатских рынках. Австралия основную долю добычи отправляла на азиатские рынки, хотя продавала свою руду и в Европе. ЮАР также сбывала железную руду в обоих этих регионах.

Надо отметить, что кризис в сталеплавильной промышленности относился в основном к странам Атлантического региона. Производство стали в период с 1979 по 1982 год сократилось в пяти странах Атлантического региона — США, Канаде, Германии, Франции и Великобритании, на эти страны пришлось 90% мирового падения производства. Напротив, производство стали в Тихоокеанском регионе сократилось незначительно, и затем вновь начало быстро расти. Таким образом, наибольшие проблемы возникли у железорудных шахт стран Атлантического региона.

После краха рынка стали в начале 80-х, во время начавшегося периода пост кризисного роста цены, на железную руду взлетели до рекордного уровня в 1982 году, что повлекло увеличение объемов производства железорудного сырья. Однако уже в этом году стало ясно, что кризис сталеплавильной промышленности Северной Америки и Западной Европы носит более затяжной характер. Сложившаяся ситуация уже сама по себе отрицательно влияла на национальных производителей железной руды этих регионов.

Для североамериканской ценовой системы ситуация усложнялась тем, что уже в 1980 году доля железорудных окатышей в общем количестве производимых железных руд составляла для США 93%, для Канады — 53%. Между тем при спаде производства большинство сталеплавильных компаний старается использовать вместо кусковой руды и окатышей железорудную мелочь. Этот продукт обходится дешевле, а наращивание производительности печей в условиях спада производства не имеет смысла. В результате кризиса добывающие компании накопили довольно большие запасы продукции, которые и выплеснули на рынок в период 1981-1982 гг. (в основном Австралия, Бразилия и Венесуэла). В это же время произошел очередной спад в производстве стали в странах Северной Америки и Западной Европы. В совокупности эти факторы привели к ужесточению конкуренции между железорудными шахтами в обоих регионах. Для американских шахт итоги этой борьбы оказались трагичными. В 1982 году производство железной руды в США сократилось по сравнению с 1981 годом с 73,4 млн.т. до 36 млн.т. Путем потрясающего роста производительности труда, снижения заработной платы и тарифов на электроэнергию, проталкивания налоговых послаблений и уменьшения эксплуатационных расходов кризис удалось преодолеть. В итоге железорудные шахты США снизили свое производство на 1/3, были вынуждены сократить издержки на 30% и снизить цены на 42%. Доля шахт принадлежащих сталеплавильным компаниям упала с 75% до 63%.

Фактически, крах рынка стали повлек за собой усиление конкуренции на рынке железной руды, в Западной Европе Франция за 1980-е гг. практически свернула добычу железной руды. Цены на железную руду падали до конца 80-х годов. От производителей железной руды потребовались огромные усилия, чтобы выжить в таких условиях. В Канаде, Швеции и США рост производительности труда в отрасли за 80-е превысил 100%, в то время как в 70-х она оставалась неизменной. В ЮАР производительность труда за 80-е увеличилась на 50%.

Во многом благодаря росту производительности труда этим странам и удалось сохранить свое положение на рынке железной руды. Французская железорудная отрасль находилась в упадке задолго до кризиса начала 70-х. Дело в том, что содержание железа во французской руде (31,4%) было в два раза меньше, чем у остальных крупнейших производителей (61,7%). В Германии и Великобритании месторождения были близки по качеству к французским, но обе страны, по существу свернули данную отрасль в 60-х. Вряд ли Франция могла как-либо противостоять кризису. Хотя, например, в США добыча бедных железом таконитовых руд (содержание железа в этих рудах ниже чем во французской) продолжается до сих пор. Итогом этих процессов стала централизация мирового рынка железной руды, формирование единой системы образования цен и усиление конкуренции.

За рассмотренный период резко вырос экспорт железных руд из Австралии и Бразилии доля этих стран в мировом экспорте железной руды увеличилась к 1995 году до 62%.
7. Структура современного рынка железной руды

Международный рынок железной руды можно географически разделить на два крупных сегмента — Атлантический и Тихоокеанский. Более подробное деление включает пять элементов: Западная Европа, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Северная Америка, ближневосточные страны и Латинская Америка. Последние три региона играют на рынке подчиненную роль по отношению к первым двум. На азиатском сегменте рынка Япония является лидером группы стран-потребителей железной руды, другие члены группы, как правило, поддерживают политику этой страны. Со стороны поставщиков сырья на этой части рынка главенствующая роль принадлежит Австралии, Бразилии и Индии. Что касается Западной Европы, то здесь главным игроком среди потребителей является Германия совместно с Францией, Великобританией и Италией. Среди поставщиков наиболее сильным влиянием на рынок обладают Бразилия, Австралия, Швеция и Канада. Североамериканский рынок является в значительной мере изолированным из-за кооперации Канады и США, в районе Великих озер сложился довольно крупный комплекс взаимосвязанных коммерческих структур и поэтому они являются фактически единственными значимыми игроками в данном сегменте рынка.

Максимальные по объему потоки руды идут из Австралии в Японию, Китай, страны Западной Европы и Южную Корею; из Бразилии руда поступает в страны Западной Европы, Японию и Южную Корею, а СНГ (Россия и Украина) поставляет руду в страны Восточной Европы. Кроме того, важное значение имеет экспорт руды из Индии в Японию, из Канады в страны Западной Европы и США, а также из Мавритании в страны Западной Европы.

Стоит отметить, что в СНГ сформировался довольно интересный транспортный грузопоток железной руды. Казахстан поставляет железную руду на металлургические комбинаты Урала из-за истощения местных месторождений и Западной Сибири, поскольку при их строительстве во времена СССР они изначально были рассчитаны на месторождения этой страны. Россия экспортирует руду в Украину — при равных ценах, сложившихся в результате особенностей системы налогообложения концентрат из России на 2% богаче железом. Украина же экспортирует свою железную руду в страны Восточной Европы.

Себестоимость железной руды складывается из двух основных компонентов: производственные издержки и транспортные издержки. Производственные издержки складываются из расходов на добычу руды и расходов на ее обогащение. Транспортные издержки складываются из расходов на железнодорожный транспорт и расходов на морской транспорт. Эти два компонента и определяют конкурентоспособность продукта на рынке.

Характеристики товарной железной руды могут сильно различаться. Чтобы учесть эти различия, цены на железную руду устанавливаются в центах США за 1% содержания железа в метрической тонне руды (1000 кг) на европейском рынке и в длинной (английской) тонне (1016,06 кг) руды на японском рынке. На рынке присутствуют определенные марки руды (обычно по названию компании или месторождения) с определенными и на протяжении длительного времени постоянными характеристиками. Помимо содержания железа в руде (более низкий уровень снижает общую цену из-за расходов на транспортировку неметаллического материала), на цену руды оказывает влияние содержание таких элементов, как алюминий, кремний и марганец, а также влажность руды и ее структура. Эти параметры сырья оцениваются по схеме подобной оценке содержания железа. Марки железной руды различаются также по таким характеристикам, как потеря веса на прокаливание, хрупкость, предел прочности при сжатии. Поскольку морские транспортные издержки составляют довольно большую долю стоимости цены (до70%) в порту доставки, то цены на различные марки руды могут серьезно различаться в зависимости от страны доставки, и даже внутри одной страны.

Цены на руду устанавливаются на год или больший срок в ходе ежегодных переговоров проводящихся между основными производителями и потребителями железной руды. Несмотря на то, что фискальный год в Японии начинается 1 апреля, и все контракты заключаются опираясь на этот базис, а в Западной Европе исходя из календарного начала года, переговоры на Атлантическом и Тихоокеанском рынках проходят одновременно в ноябре — феврале. Как правило, исход переговоров на европейском рынке зависит от исхода переговоров между Японией и Австралией. Японский рынок прозрачен, и детальная информация о контрактах и ценах публикуется в СМИ. В качестве средней базовой цены обычно берется цена на рудную мелочь бразильской компании CVRD (порты Тубарао — Роттердам), определенная в ходе переговоров между этой компанией и сталеплавильными заводами Германии. Надо заметить, что сталеплавильные компании обычно более организованно действуют в ходе ежегодных ценовых переговоров, и по сложившейся традиции готовы предложить серьезное поощрение в виде более крупного контракта, той компании, которая первой заключит контракт.

На Тихоокеанском сегменте рынка Япония играет главную роль при определении цен на железную руду. Исторически сложилось так, что японские потребители железной руды оказываются лучше остальных подготовленными к ценовым переговорам. Южная Корея, Тайвань и Китай в период установления цен ориентируются на Японию. Кроме того, эти страны используют Японию в качестве перевалочного пункта. Так в 1997 году около 40% экспортных поставок компании BHP (53% австралийского экспорта) было отправлено в Японию, а из нее реэкспортировано в эти страны. Доминирование Японии в процессе формирования среднегодовых цен на железную руду легко объяснимо. Во-первых, на нее приходится около 27% мирового импорта железной руды. Во-вторых, стабильное обеспечение сырьевыми ресурсами было основной проблемой Японии во время быстрого становления ее промышленности в 1960-х, поэтому заключение долгосрочных контрактов с производителями железной руды стало ее особенностью. В силу географического положения Австралия стала крупнейшим поставщиком Японии, затем к ней присоединилась Бразилия. Долгосрочные контракты заключаются на поставку определенного количества сырья, цены определяются на ежегодных переговорах. Исполнением контракта занимается компания-оператор, с учетом таких факторов, как складские запасы, расписание танкеров с сырьем, кредитование и амортизационные отчисления. Обычно одна или несколько сталеплавильных компаний выступают, как стратегический партнер определенного поставщика железной руды от лица более крупной группы компаний. В результате между Японией и ее крупнейшими поставщиками в Австралии и Бразилии сложились очень близкие партнерские отношения. Обе стороны понимают крайнюю зависимость друг от друга, в основе которой лежат долгосрочные контракты. Этот фактор крайне важен для рынка железной руды. С одной стороны и поставщик, и потребитель имеют уверенность в завтрашнем дне и облегчают себе поиски инвесторов, с другой подобная замкнутость лишает компании мобильности при изменении конъюнктуры рынка.

Отличным примером взаимодействия на основе долгосрочного контракта является проект West Angela (Австралия). Общие запасы месторождения (принадлежит австралийской компании Robe River) оцениваются в 441 млн.т. кусковой железной руды со средним содержанием железа в 62,1%. В январе 2000 года компания получила письма заинтересованности от семи японских сталеплавильных компаний. Японские компании предложили покупать руду этого месторождения на протяжении 8 лет, начиная с 2002/03 года, в объеме 5 млн.т. в год с возрастанием на 1 млн.т. в год до 8 млн.т. на четвертый год и так дальше до конца контракта. Был оговорен даже состав товарной продукции (отношение кусковой руды к рудной мелочи 33:67). Месторождение должно быть выработано в течение 27-30 лет. Компания ищет инвестиции для строительства 340 км железнодорожной сети до месторождения.

На Атлантическом сегменте рынка процесс образования цен на железную руду происходит несколько сложнее. Исторически Западная Европа никогда не зависела от сырьевых ресурсов в такой мере как Япония. Так, в 1980 году Франция добывала около 30 млн.т железной руды (к 1990 году добыча сократилась почти в 10 раз). Рост международного разделения труда, сделал добычу железной руды в Западной Европе экономически невыгодной (за исключением Швеции). Это привело к смещению сталеплавильной промышленности к океаническому побережью, ближе к морским портам с дешевой и богатой импортной рудой. Суммарный импорт железной руды западноевропейскими странами уступает импорту Японии. Основными импортерами являются Германия, Франция, Италия, Бельгия и Люксембург (на эти страны приходится около 25% процентов мирового импорта железной руды). Эти страны опасаются зависимости от сырьевых ресурсов и стараются максимально увеличить число поставщиков, чтобы снизить эту зависимость. Большое количество поставщиков и потребителей усложняет процесс переговоров. В течение последнего десятилетия Западная Европа всего дважды заключала первый контракт на поставку железной руды раньше Японии (в 1992/93 году и в 1999/00 году). В обоих случаях первый контракт был заключен между сталеплавильными компаниями Франции и относительно небольшой компанией-поставщиком железной руды из Мавритании (SNIM).

В 1992/93 году переговоры происходили довольно тяжело из-за падения цен на железную руду на мировом рынке. Компания CVRD (Бразилия) впервые отправила своих представителей в Западную Европу и в Японию одновременно, чтобы установить цены на обоих рынках одновременно. За сорвавшимися переговорами компании с немецкими сталеплавильными компаниями 17 декабря 1992 года последовал провал второго раунда переговоров между компаниями Японии и Австралии 22 декабря. Было решено перенести переговоры на начало следующего года. Однако разница во времени между двумя рынками стала важной, когда до конца рабочего дня появилась информация о том, что добывающая компания SNIM (Мавритания) и сталеплавильная компания Франции Sollac договорились о снижении цен на марку TZF (рудная мелочь месторождения Tazadit) на 13,5%. Новая базовая цена была установлена без участия главных игроков рынка, к большому их удивлению. У них фактически не было выбора (особенно, после того как SNIM заключила такое же соглашение с итальянской Ilva SpA), как в самом начале 1993 года заключить договоры со сталеплавильными компаниями опираясь на эту цену. Например, в Японии, основные поставщики железной руды (Hamersley, BHPIO, Robe River и CVRD) одновременно приняли решение о снижении цен на 11%.

На переговорах 1999/00 года сложилась аналогичная ситуация, только в контексте растущих цен на железную руду. Австралийские добывающие компании оказывали давление на японских производителей стали с целью вернуть цены на железную руду на уровень 1998 года (в 1998/99 году цены упали на 11%). 27 января компания SNIM вновь привлекла к себе всеобщее внимание, заключив договор с крупнейшей компанией Франции Usinor (повышение цен составило 5,42% на рудную мелочь и 5,85% на кусковую руду). Французская компания пошла на скромное повышение цен, чтобы избежать более высокого их роста. Этот договор тут же повлек за собой серию новых соглашений между сталеплавильными компаниями Германии и их поставщиками в Канаде, Бразилии и Швеции.

Однако крупнейшие производители железной руды полностью отвергли повторение сценария 1993 года, когда в качестве базовых цен были приняты цены договора между SNIM и Sollac. Консолидация экспортеров железной руды позволила им поднять цены на более высокий уровень, нежели удалось участникам ранних соглашений. Тем не менее, этот уровень мог бы быть выше, если бы компании-производители железной руды действовали более организованно.

Система определения цен на годичный период не всегда выгодна участникам рынка, поскольку эти цены не меняются в зависимости от различных событий влияющих на рынок в течение года. В результате добывающие руду компании не получили в этом году крупных прибылей от роста рынка стали. Кроме того существует некоторый «эффект запаздывания», поздней реакции цен на рынок. Немалую роль в этом играет и наличие крупных складских запасов руды у сталелитейных компаний и добывающих компаний. При сложившейся системе рынок железной руды более устойчив к изменениям, нежели рынок стали.
8. Роль ТНК на мировом рынке железной руды

Рынок железной руды сильно сконцентрирован. На девять стран приходится около 95% мирового экспорта железой руды. Рынок считается крайне стабильным, за последние десять лет основным постоянным изменением было уменьшение доли России и Украины в мировом экспорте железорудного сырья. Доля этих стран в мировом экспорте железной руды уменьшилась с 9% в 1990 году до 5% в 1998 г. За этот период суммарная доля Бразилии и Австралии выросла более чем на 10% — до 67% мирового экспорта.

Концентрация рынка железной руды в еще большей степени видна при анализе взаимосвязей компаний ее производящих. 9 компаний в 1997 году обеспечивали около 77% экспортных поставок железной руды, однако если учитывать состав акционерного капитала этих компаний, то количество крупных производителей значительно уменьшается. Третьей по величине горнодобывающей компании мира Rio Tinto принадлежит 53% австралийской компании Robe River и 59,3% акций канадской Iron Ore Canada (IOC) а также 100% акций австралийской компании Hamersley. Бразильской торговой компании-оператору Caemi принадлежит 84,7% акций компании MBR и 50% акций канадской QCM. Бразильская компания Samitry владеет 51% пакетом акций компании Samarco, а 42% акций Samitry владеет бразильская компания Belgo-Minera. Эта компания контролируется одной из пяти крупнейших европейских компаний-производителей стали Arbed. Компания Ferteco (третий по величине экспортер железных руд в Бразилии) принадлежит крупнейшей немецкой сталеплавильной компании Thyssen-Krupp Stahl. Крупнейшему экспортеру железных руд Австралии, компании BHPIO принадлежит 49% акций бразильской Samarco. В свою очередь одна из крупнейших японских торговых компаний-операторов Mitsui владеет пакетами акций в австралийских BHPIO и Robe River а также бразильской Caemi. В 2000 году произошла новая волна слияний между компаниями, производящими железную руду. Подобная структура владения сосредотачивает мощности по добыче железной руды в руках 3-4 промышленных групп, которые и оказывают влияние на рынок. Немалая доля акционерного капитала добывающих компаний в итоге принадлежит непосредственным потребителям железорудного сырья.

Из числа общих характеристик экспортно-ориентированных добывающих компаний можно выделить следующие особенности организации производства:

1) Общая схема системы экспорта представляет собой цепочку месторождение — железнодорожный транспорт — морской порт — потребитель. Компания стремится поставить под свой контроль все звенья этой цепочки.

2) Подавляющее большинство исследованных компаний владеют железной дорогой (рудопроводом) от месторождения до экспортного порта или компаниями-операторами осуществляющими перевозки по этому маршруту. Основной целью является увеличение пропускной способности железной дороги.

3) Все экспортеры железной руды стараются иметь доступ к специализированным морским портам, занимающиеся исключительно экспортом железорудного сырья. Чаще всего этот морской порт принадлежит компании, или близким к ней коммерческим структурам. Основными характеристиками порта

4) Некоторые компании имеют свой морской флот (BHP), обеспечивающий доставку товара потребителю.


Позиция
2006 г.

Позиция
2005 г.

Страна

2006 г.,
млн. т

2005 г.,
млн. т

Рост,
%

1

1

Китай

418,8

355,8

17,7

2

2

Япония

116,2

112,5

3,3

3

3

США

98,5

94,9

3,8

4

4

Россия

70,6

66,1

6,8

5

5

Южная Корея

48,4

47,8

1,3

6

6

Германия

47,2

44,5

6,1

7

7

Индия

44,0

40,9

7,6

8

8

Украина

40,8

38,6

5,7

9

10

Италия

31,6

29,4

7,5

10

9

Бразилия

30,9

31,6

-2,2
графики:

Таблица мировых лидеров производства стали2005-2006 г.


Группы стран
/>

Производство в 2007 году, тыс. тонн
/>

Доля в мировом пр-ве, %
/>

Всего мир

1344265

100 %

Азия

754574

56,1 %

Африка

18764

1,4 %

Ближний восток

16452

1,2 %

Европейский союз (27)

210186

15,6 %

Европейский союз (15)

175609

13,1 %

Прочая Европа

30452

2,3 %

Океания

8745

0,7 %

Северная Америка

132834

9,9 %

СНГ (6)

124006

9,2 %

Южная Америка

48251

3,6 %

/>
По данным Metal Bulletin’s Top Steelmakers of 2007[6]производство стали по компаниям производителям составило (в млн. тонн):

2007
/>

2006
/>

Производитель
/>

Страна
/>

Производство в 2007 году
/>

Производство в 2006 году
/>

1

1&2

ArcelorMittal

Люксембург

116,40

117.98

2

3

Nippon Steel

Япония

34,50

33,70

3

4

JFE Steel

Япония

33.80

31.83

4

5

Posco

Ю. Корея

32,78

31,20

5

6

Shanghai Baosteel

Китай

28,58

22,53

6

51

Tata Steel

Индия

26,52

23,95

7

17

Jiangsu Shagang

Китай

22,89

14,63

8

9

Tangshang

Китай

22,75

19,06

9

7

US Steel

США

20,54

21,25

10

18

Wuhan

Китай

20.19

13.76

11

8

Nucor

США

20,04

20,31

12

11

Riva

Италия

17,91

18,19

13

15

Gerdau Group

Бразилия

17,90

15,57

14

13

ThyssenKrupp

Германия

17,02

16,80

15

12

Северсталь

Россия

16,75

17,60

16

14

Евраз

Россия

16,30

16,10

17

16

Anshan

Китай

16,17

15,00

18

25

Maanshan

Китай

14,16

10,91

19

20

Sail

Индия

13,87

13,50

20

19

Sumitomo Metal ind

Япония

13,50

13,32

21

23

ММК

Россия

13,30

12,45

22

21

Techint

Аргентина

13,20

12,83

23

27

Shougang

Китай

12,85

10,55

24

22

China Steel Corp

Тайвань

12,67

12,48

25

24

Jinan

Китай

12,12

11,24

Место российских компаний в рейтинге Metal Bulletin:

2007
/>

2006
/>

Производитель
/>

Производство в 2007 году
/>

Производство в 2006 году
/>

15

12

Северсталь

16,75

17,60

16

14

Евраз

16,30

16,10

21

23

ММК

13,30

12,45

33

31

НЛМК

9,06

9,13

48

47

Металлоинвест

6,43

6,28

51

47

Мечел

6,09

5,95

120

120

ТМК

2,19

2,15


Крупнейшие мировые производители стали

/>


Газета «Коммерсантъ»   № 59 (4359) от 06.04.2010   


/>

/>
/>
/> 11. Заключение
Исторически, география месторождений железной руды определила географическое положение сталеплавильного производства в период его возникновения и развития в странах Западной Европы, а затем и Северной Америки. Однако по мере истощения месторождений и роста потребления металла, потребности в металле быстро росли. В XX веке уже сама сталеплавильная промышленность определила географию железорудной отрасли путем геологической разведки и разработки новых месторождений. Однако, обретя независимость от территориальной близости источников железорудного сырья, через формирование централизованного рынка, сталеплавильная промышленность, похоже, утратила контроль над этой отраслью. Современные рыночные механизмы, определяющие взаимоотношения производителей и потребителей железной руды, обладают рядом специфических черт, тормозящих дальнейшее развитие рынка.

Австралия и Бразилия представляли интерес для сталеплавильных компаний прежде всего благодаря богатейшим месторождениям железной руды. Однако крупнейшими экспортерами железорудного сырья эти страны стали благодаря громадным инвестициям со стороны этих же компаний, в том числе в виде долгосрочных контрактов, гарантирующих сбыт независимо от конъюнктуры рынка. Именно внешние инвестиции в инфраструктуру, и производственные мощности позволили им снизить производственные издержки и увеличить экспорт.

Если рассматривать географическую структуру направлений экспорта железной руды, то невольно приходишь к выводу о том, что многие экономические и географические факторы, уже не имеют прежнего значения. Австралия и Бразилия поставляют железную руду как в страны Атлантического сегмента рынка, так и в страны Тихоокеанского, причем в объемах составляющих около 20% общего объема экспорта этих стран. Разница в расстояниях Бразилии и Австралии до Японии составляет более 7000 морских миль. Бразильские руды стоят на японском рынке в среднем на $5 за тонну дороже. Даже скидки, предоставляемые бразильскими производителями японским потребителям по сравнению с европейскими, компенсируют эти повышенные транспортные затраты лишь отчасти. Если принять во внимание, какие битвы происходят каждый год во время ценовых переговоров за каждые 0,5-1$ то становится неясным экономическая выгода от этих поставок. Причина же такого несоответствия рыночной схеме довольно проста. Ни Япония, ни Западная Европа не желают зависеть от поставок одного крупного поставщика железных руд, даже если географически это получается выгоднее.

Зависимость основных производителей и потребителей железной руды друг от друга еще больше увеличивается, если принять во внимание концентрацию экспорта в руках небольшого количества промышленных групп и активное участие в акционерном капитале добывающих компаний их непосредственных потребителей. По многочисленным прогнозам суммарная доля Австралии и Бразилии в мировом экспорте железных руд возрастет в ближайшие 10 лет до 70%

Действительно, транспортные издержки Бразилии при доставке железной руды в Японию существенно выше, однако у Бразилии заключены долгосрочные контракты со сталеплавильными комбинатами Японии и Западной Европы, также как и у Австралии. Роль системы долгосрочных контрактов была крайне важна для Западной Европы и особенно для Японии в 60-х гг. Однако ее закрепление создало ряд условий, усложняющих конкурентную борьбу на мировом рынке железной руды. Когда производитель стали знает свой график закупок железной руды на несколько лет вперед, то новой добывающей железную руду компании гораздо сложнее выйти на рынок, и найти спрос.

На основе проделанной работы можно выделить следующие факторы, определяющие современную организацию железорудной промышленности мира:

наличие месторождений железной руды

система долгосрочных контрактов, фактически блокирующая появление новых участников на рынке железной руды и ослабляющая конкуренцию

концентрация производительных сил в руках узкого круга компаний

политические мотивы стран-импортеров

Мировой рынок железорудным сырьем представляет собой отлаженную систему, устойчивую к любым изменениям. Реальными новыми игроками на рынке могут выступить лишь образовавшиеся после распада СССР новые государства и другие бывшие коммунистические государства. Однако, ресурсная база Китая делает экономически невыгодной добычу железной руды в этой стране, а из пост советских государств значительными запасами железных руд обладают лишь Россия, Украина и Казахстан. Казахстан, в силу своего географического внутриматерикового положения, может рассчитывать на потребление своей железорудной продукции лишь со стороны России и прилежащих государств, а потому не может оказывать влияние на мировой рынок железорудного сырья.
12. Список литературы:
Максаковский В.П. «Историческая география мира», Экопрос, Москва, 1999

Волков А.М. «Швеция: социально-экономическая модель», Москва, «Мысль», 1991

Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира, Гардарики, Москва, 2001.

«Минеральные ресурсы развитых капиталистических и развивающихся стран (на начало 1988года)», Министерство Геологии СССР, 1988

«Минеральные ресурсы мира на начало 1998 года», Министерство природных ресурсов РФ, Москва, 1999

«Черные металлы» №11/12, 1998, «Технико-экономическое сравнение агломерации железных руд и производства окатышей»

«Черные металлы» №4, 1999 «Под знаком глобализации: сотрудничество между экономическими регионами в области черной металлургии»

«Черные металлы» №6, 1999 «Современное положение и перспективы Бразилии как производителя стали»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поступление граждан на военную службу по контракту
Реферат Европейская косуля: биология и экология
Реферат Форми державного устрою зарубіжних країн
Реферат Производственная деятельность хлебозавода
Реферат Сущность и характеристика административной ответственности
Реферат Воспитание физических качеств сила и выносливость
Реферат Понятие и виды юридических лиц
Реферат Архитектура и скульптура готики
Реферат Крымская Восточная война 1853-1856 гг
Реферат Проектирование тяговой подстанции переменного тока
Реферат Права и обязанности несовершеннолетних
Реферат Диссеминированный туберкулёз лёгких 2
Реферат Специальные экономические зоны Китая
Реферат Разработка программы обработки экономической информации
Реферат Определение основных направлений по улучшению производственно-хозяйственной деятельности предприятия