Содержание
Введение
1. Страх как психологическаякатегория
1.1 Понятие категория «страх».Исследование категорий страхов
1.2 Формы и виды страхов
1.3 Причины развития патологическихформ страхов
1.4 Пути преодоления страхов у дошкольников
1.4.1 Игровая коррекция страхов
1.4.2 Рисование страхов
1.4.3 Лепка детских страхов
2. Исследование причин появлениястрахов детей
2.1 Методика выявления страхов у детейс помощью рисования
2.2 Анализ результатов эксперимента
2.3 Рекомендации родителям ипедагогам
Заключение
Список литературы
Введение
Целью данной курсовой работы являетсятеоретический анализ понятия страха, основных подходов к её изучению и методовеё диагностики.
В «Философскомэнциклопедическом словаре» утверждается, что «страх в психологии — отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемойопасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам,целям, принципам и т.д.)». В «Кратком психологическом словаре» страх трактуетсякак «эмоция, возникшая в ситуации угрозы биологическому или социальномусуществованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности».
Страх можно рассматриватьи как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. Вкоммуникативном аспекте исследования проблемы страха целесообразно выделить егодезорганизующую функцию. Она проявляется прежде всего на уровне разрушениякоммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения. Страх –явление динамичное.
Природа – всегда стихия.Ее защита нередко превращается в свою противоположность. Все на светедиалектически противоречиво в нашем человеческом естественно-научномразмышлении. Лишь мы сами сознанием-знанием-пониманием способны поправить и всебе самих несовершенство Природы. Для этого и важно знать закономерностисвоего, свойственного своей природе, переживания в опасности, особенности своейдушевной защиты, неразрывно связанные с биологическими сдвигами в нашеморганизме. Эти особенности возможно достаточно глубоко-подробнопонять-прочувствовать, изучая в жизни и по книгам характеры, известные в наукедушевно-телесные типы людей.
страх детирисование
1. Страх какпсихологическая категория
1.1 Понятие категории«страх». Исследование теорий страхов
Страх, как тень,преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытногочеловека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивнуюприроду, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека,так и его ближайшего окружения. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческогорода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные иимпульсивные действия.
В современныхцивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий,условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими.Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметомнаучного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх — эмоция,возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованиюиндивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Страх является эмоциейбольшой силы, которая оказывает заметное воздействие на восприятие, мышление иповедение индивида. По сравнению с другими эмоциями она оказывает наиболеесдерживающее влияние. При страхе ограничивается восприятие, человек становитсяфункционально невосприимчивым. Страх может замедлить мышление, сделать егоболее узким по объему. Он приводит к напряжению мускулов, а при ужасе субъектможет остолбенеть и стать совершенно неподвижным. Страх очень сильно сокращаетчисло степеней свободы в поведении.
В отличие от боли идругих видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существованияфакторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы,интенсивность и специфика переживания, страх варьирует в достаточно широкомдиапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасностиявляется неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называетсятревогой. Функционально страх служит предупреждению субъекта о предстоящейопасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искатьпути ее избегания. В случае, когда страх достигает силы аффекта (паническийстрах, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение,защитная агрессия). В социальном развитии человека страх выступает как одно изсредств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется какфактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуетсязащитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность человекак страху лишается приспособительного значения и традиционно оцениваетсянегативно. Сформировавшиеся реакции страха являются сравнительно стойкими испособны сохраниться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитаниеустойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него человека, а навыработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страханаблюдаются при различных психических заболеваниях.
1.2 Формы и видыстрахов
Страхи (фобии) делятся на3 типа: простые, социальные и агорафобии.
Люди с простыми фобиями испытываютсмертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией.Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу,например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать.А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного настрахе перед незнакомыми местами.
Социальная фобия — крайнемучительное состояние, поражающее каждого десятого. Она вызывает тяжелый, частопарализующий страх оказаться в ситуации, когда окружающие наблюдают за Вами илиоценивают Вас. Этот страх гораздо сильнее обычного чувства робости или нервозностина публике.
Страдающие социальной фобиеймогут перестроить всю свою жизнь, дабы избежать с ситуацией, где вероятность подвергнутьсяпроверке или оценки выше всего.
Это крайне отрицательно влияетна личную жизнь, образование и профессиональный рост. Чтобы противостоять страхам,многие страдающие социальной фобией прибегают к медикаментам, алкоголю,наркотикам.
Таким образом, эмоциястраха может носить как обоснованный характер и в этом случае служитьбиологическому выживанию индивида, так и принимать патологические формы,требующие вмешательства психолога или психотерапевта.
Современная психологияделит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи, бредовые страхи, сверхценныестрахи.
Навязчивые страхи к нимотносятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытыхпространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязньпринимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все,безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает вопределенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их засобой повлечь.
Бредовые страхи — этострахи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например,объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту илииную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки.Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка,могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можновстретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.
Страхи, связанные снекоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными.Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потомстановятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже неможет. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязньокружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.
Детские сверхценныестрахи считаются по праву самыми распространенными, именно с ними в 90% всехслучаев сталкиваются практикующие психологи. На этих страхах дети часто«застревают», и вытащить их из собственных фантазий бывает подчас очень сложно.Самым распространенным является страх смерти. В чистом виде этот страхпроявляется у 6–7-летних дошкольников, а у детей более старшего возрастапроявляется не напрямую, а опосредованно, через другие страхи. Ребенокпонимает, что смерть вот так вдруг, неожиданно, вряд ли наступит, и боитсяостаться наедине с угрожающим пространством или обстоятельствами, которые могутее повлечь. Ведь тогда может случиться нечто неожиданное и ему никто не сможетпомочь, а значит, он может умереть. К опосредованному детскому сверхценномустраху смерти можно отнести: страх темноты, сказочных персонажей, а также страхпотеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
1.3 Причины развитияпатологических форм страха
Причинами страха могутбыть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указываетБоулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечиваетбезопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека илиобъект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются,как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что вдетстве сформировались связи между этими чувствами.
Грэй разделил все причиныстраха на 4 категории: интенсивность, новизна, эволюционно-выработанные сигналыопасности, причины, возникающие в социальном воздействии. Боль и громкий звукявляются примерами слишком интенсивных стимулов, а незнакомые лица или предметыиногда вызывают страх из-за своей новизны. Грей рассматривал недостатокстимуляции или отсутствия стимула в ожидаемом месте и во времени, какопределённый вид нового стимула. Любые ситуации, угрожающие значительной частичленов вида в течение длительного времени, являются эволюционно-выработаннымисигналами опасности.
Причины страха можноразделить на 4 класса: внешние события или процессы, влечения и потребности, эмоции,когнитивные процессы субъекта. Причины, относящиеся к каждому из этих классов,могут быть как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные).
Порог возникновениястраха, так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находитсяпод влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу,индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего.Врожденные пусковые механизмы или естественные причины страха включаютодиночество, незнакомость, высоту, неожиданное приближение, неожиданноеизменение стимула и боль. Широко распространенная боязнь животных, незнакомыхобъектов и незнакомых людей рассматриваются многими исследователями какпроизводные от естественных причин.
Многие из приобретенныхили социокультурных факторов, которые вызывают страх или оказывают на неговлияние, несут на себе отпечаток связи с врожденными или естественнымипричинами или их непосредственными производными. Страхи, вызываемыесоциокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматическогообусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качествемодели страха.
Причины страха такжевключают некоторые потребностные состояния, например, боль, и другие эмоции.Страх в результате научения может вызвать любая эмоция. Страх может вызыватьсякогнитивными процессами, когнитивные конструкции представляют собой один изисточников беспредметного страха.
Ощущение страха можетварьировать от неприятного предчувствия до ужаса. При страхе человек чувствуетнеуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Взаимодействие страха сдругими эмоциями может также оказывать большое влияние на личность и поведение.Взаимодействие между страхом и страданием может усилить проблемы, возникающиепри формировании личности, и затормозить её развитие. Сильная связь междустрахом и страданием может снизить способность человека сочувствовать страданиюдругих людей. Взаимодействие страха и презрения может привести к неверию в себяи даже боязни себя. Сильная связь между страхом и стыдом может привести кпараноидальной шизофрении.
1.4 Пути преодолениястрахов у дошкольников
1.4.1 Игроваякоррекция страхов
Известно, что играпредставляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется,отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игрепроисходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социальноговзаимодействия, развитие воображения и расширения круга общения, приобретаютновые знания и умения. Дети сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когдаиграют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, чердакам, изображают«казаков разбойников». В большом городе они часто лишены этого. Подвижную игрузаменяют интеллектуальные занятия, к тому же если ребенок единственный, то он,как правило, чрезмерно опекается и не может через ограничения и запретывыразить себя в игре эмоционально, так как это ему бы хотелось. Мало или совсемне играют с детьми родители, с которыми так же не играли в детстве.
Такие черты характера,как необщительность, внутренняя напряженность и конфликтность, властность иавторитаризм, так же лишает живого общения. Родителей нервных детей можнопосоветовать, как можно больше играть с детьми.
Условно комплексподвижных игр по преодолению страхов можно назвать «5+5». В первую пятеркивошли игры, проводимые как на улице, так и в помещении детского сада.
1. Игры с мячом: футбол,регби. Внезапное неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими покругу, сопровождающиеся словами «на», «держи», «лови», «бросай» и т. д. А также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
2. Поочередноепроникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
3. Борьба – соревнование,сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться отнего, защищаться рукой или картонным щитом).
4. Лазание на перегонки пошведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя);перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком и т. д.
5. Прохождение по детскимстульям, находящихся на некотором расстоянии друг от друга, с тем чтобывернутся обратно, и спрыгнуть с последнего стула, получить приз.
Все эти несложные игрыразвивают быстроту реакций, умение ориентироваться в незнакомой обстановке,уменьшают эмоциональное торможение и скованность, если они имеют место.Воспитатель помигает незаметно слабым, которая, как и остальные участники игры,заслуживают одобрения и похвалы.
Следующие пять игрразвивают достигнутые детьми результаты и позволяют еще в большей степениуменьшить страхи и неуверенность в себе.
1. «Пятнашки». Служитсвоеобразной разминкой к последующим играм, не смотря на кажущуюся простоту,содержит рад правил. Игра длится не больше пяти минут до появления первойусталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственноеучастие.
2. Эмоциональное идвигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей иповышает интерес к следующей игре – «Жмурки». Эта игра требует выдержки,терпения и способствует развитию этих качеств у нервно ослабленных детей. Ктому же эта игра значительно снижает интенсивность страхов темноты,одиночества, неожиданного внезапного воздействия.
3. Игра «Прятки» проводятсяне только в группе, но музыкальном и спортивном залах. Везде, где можноспрятаться.
4. В игре «Кто первый?»дети выстраиваются в одну линию, а ведущий сообщает что, как только он скажетопределенное слово, все должны прыгать, как зайчики, преодолевая расстояние отдвух стульев, с тем чтобы проскочить между ними и вернувшись, взять первый приз(конфетку, картинку, значок и т. д.). Пусковым словом может быть одно изназванных животных или цвета, или мебели в группе. Но прежде чем назвать его,следует сказать другие слова, что создает элементы ожидания, неизвестности,путаницы и вместе с тем неожиданности внезапности.
5. Последняя израссматриваемой серии игр называется «Быстрые ответы». Игровая площадкаразделяется на квадраты в один шаг, впереди на стуле сидит воспитатель и держитв руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы,на которые можно отвечать сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самыепростые на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как часто этоделают и сами дети.
Продолжительностьпоследних игр не превышает 20 – 30 минут, чтобы не вызвать потерю интереса ипресыщение игрой.
Следующим этапом игровойкоррекции страхов будет ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок.
Следует отметить что впервую очередь психолог должен установить контакт с испытуемым, для большегораскрытия ребенка перед собеседником. После установления контакта переходят кбеседе, целью которой является выявление страхов у детей.
Таким образом,иглотерапия является самой эффективной методикой коррекции детских страхов, таккак ее можно применять на разных возрастных этапах и детьми разногоинтеллектуального развития. Именно это отличает иглотерапию от рисования илепки страхов.
1.4.2 Рисованиестрахов
Рисование – этотворческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способностьдействовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания,мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в сознаниидетей окружающей их социальной действительности, но и ее моделирование,выражение отношение к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересыдетей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это приустранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность дляразвития, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любятрисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств игибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иногочеловека и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый разв процессе рисования.
Стремление рисоватьприсуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитииобразного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяетбольше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента,переживаний внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминированиечерного цвета в рисунках подчеркивает отсутствия жизнерадостности, пониженныйфон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справитьсяребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски на активный жизненныйтонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность,отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальныйсюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимостьи особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения,его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. Призаторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другиевиды деятельности.
Посредством рисованияудается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда непроисходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степениуспешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, нопроизошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времениэмоциональный след в памяти ребенка.
Не нужно боятьсянекоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку этоодно из условий их полного устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть впсихики, готовые вспыхнуть в любой момент. Но это не значит, что нужно, во чтобы то ни стало выбивать их, что называется палкой из ковра. Нередко этимувлекаются родители, которые своим более чем решительным поведением вызываютстрах у детей. Тогда вместо помощи устранения страхов они достигаютпротивоположного эффекта, не признавая своих ошибок и обвиняя детей в нежеланиипойти на встречу.
Особую ценностьпредставляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждомзанятии темам: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Дома», «Семья», «Чтомне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем»), «Что было со мной плохого»(хорошего), «Кем я хочу стать».
При рисованиицелесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц доэтого можно попросить детей принести свои рисунки, чтобы некоторые из нихпоказать в группе. Цель этого мероприятия заключается в активизации интереса крисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей исвидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений.
Темы для рисования напервых двух занятиях выбираются самими детьми. Это могут быть домики, машинки,деревья. Затем мошки, собака, птичка, человек и т.д. Дети сами выбирают, с кемони будут сидеть, за столиками и уже это выявляет их симпатии и антипатии.
В последующие послеподготовительных занятий можно приступать к тематическому рисунку. Если кто-тоиз детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как иподчеркнуть успех других.
В рисунке на тему «Вдетском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников иавтора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости отсвоего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей сневротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем,что отражает проблемы взаимоотношений с ними. То же относится к рисунку «Наулице, во дворе», указывающим на затруднения в приобретении устойчивыхдружеских контактов и чрезмерную опеку в семье.
К наиболее информативнымотносится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего дается инструкциянарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе следует учитывать не тольковозможности объективного отражения семейной ситуации, но и установку на нееизменение в благоприятную для ребенка сторону.
Тема «Что мне снитсястрашное» или «Чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркийстрах. Какой именно страх, воспитанием не поясняется, и каждый из детей долженсам выбрать его. Не является обязанным и сам рисунок, тем более, если страхиотрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то значит, ребенок смог преодолетьбарьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то,о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит егоусилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализациив рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее фактическислучившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясногонеопределенного, и вместе это способствует потери эффектно – травматическогозвучания страха в психики ребенка. Существенно и то, что занятие происходит вжизнерадостной обстановки общения со сверстниками, обеспечивая незримуюподдержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.
Тема «Что было со мнойсамое плохое или хорошее» представляет собой возможность выбора событий,происходивших с детьми большинство из них предпочитают отображать в рисункехорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждой группенаходятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужитьосновой для последующей, психотерапевтическая ориентированность детей в своихсилах.
«Кем я хочу стать» –заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в нееоптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своихсилах.
Продолжительностьспециально отведенных занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется,как правило, несколько страхов, но может быть нарисован только один страх. Ни вкоем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том,как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновения,что само по себе уменьшает остроту его восприятия. При среднем количествестрахов необходимо проводить соответственно 4 – 6 занятий. Рисовать лучшекрасками или фломастерами (цветными).
Некоторые дети долго немогут начать рисовать, постоянно спрашивая «А как?» – в чем отражается ихнеуверенность и тревожно – мнительный настрой. Можно тогда незаметно для другихдетей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. Как правило,трудным является только начало, что преодолевается. При рисовании исключаетсятема смерти, так как они как абстрактные категории очень трудны.
Через несколько днейпроводится обсуждение рисунков конечно, проще его провести со всеми детьми, новследствие развития в группе эффекта подражания большинство детей будут привсех безоговорочно соглашаться с отсутствием страхов, что не всегдасоответствует действительности. Поэтому обсуждение проводится с каждым из них вотдельности.
Оставшиеся страхипредлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изображал себяне боящимся.
Устойчивый характерстрахов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства(тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие инастороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей,детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозами или отягощенытревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.
Так же следует отметить,что если семья не полная по разным причинам, тогда эффект от рисования страховменее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семью от внешнейопасности. Но и в полной семье эффект рисования страхов может быть подорванконфликтами между родителями, особенно если они не склонны признавать сам фактих существования. Наличие постоянных и непредсказуемых угроз семейномублагополучию или, другими словами, отсутствие чувства безопасности иуверенности в прочности семейных отношений повышает количество страхов у детей.К тому же страхи оживают вновь, поскольку не меняется отрицательнаяэмоциональная атмосфера в семье. По этому, какие бы усилия ни прилагаликонфликтные между собой родители к устранению страхов у детей через рисование,результат всегда один и то же: в 4 – 5 раз хуже, чем в других семьях. Еще недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающеесобытие, например укус собаки, избиение и т.д. был недавно, тогда более целесообразнееиспользовать игры.
Таким образом, можнозаметить что рисование, как и лепку детских страхов, используют преимущественнов старшем и подготовительном к школе возрасте. Что помогает более точно выявитьналичие страхов у детей с разным уровнем интеллектуального развития.
1.4.3 Лепка детскихстрахов
Лепка – вид пластики –создание скульптурных произведений из пластичных материалов.
Лепить – делатьсооружения, сооружать из пластического материала. (Словарь русского языка,Ожегов С.И.)
Лепка имеет большоезначение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствуетразвитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручныхумений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Лепка так же имеетбольшое значение в исследовании и коррекции страхов у детей не толькодошкольного возраста. Лепку как метод коррекции детских страхов используетсяпреимущественно в старшем дошкольном возрасте.
Еще одной специфическойчертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигуркистимулирует детей к игровым действиям с ней.
В лепке как и в рисованииможно использовать те же темы. Например, на первых занятиях можно детямпредложить выбрать тему самому, то есть предлагается ребенку действовать посвоему желанию, даже если он ничего не слепит – это все равно, будет считатьсярезультатом его деятельности.
На последующих занятияхвоспитатель предлагает тему сам «хороший человек», «родители», как усложнение«слепи всю семью». Как коррекционный метод используется «слепи и сломай», цельюкоторого является преодоление страха с помощью «физического уничтожения»сделанного. Ребенку предлагается тема «слепи то, что тебя пугает, или чего тыбоишься», по окончанию лепки ребенку задается ряд вопросов по сделанной фигуре,далее предлагается двумя руками фигуру скомкать в один большой кусок.
Жизнь без эмоций невозможна. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли впроцессе эволюции как средство, при помощи которого живые существаустанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных дляних потребностей. Понятие страха разрабатывалось многими исследователями иимеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакциейВ.В.Юрчук мы находим, что страх – аффективно чувственная эмоция, котораявозникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальнуюили же биологическую экзистенцию у субъекта. Наиболее полной можно считатьклассификацию страхов А.Захарова (приложение 1).
Известно, что страхявляется причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и темсамым – причиной многих заболеваний: нервных нарушений в физическом и душевномразвитии, боли в животе, головные боли. Страх сказывается и на личностномразвитии ребёнка, наблюдается слабая контактируемость с окружающими, повышеннаянеуправляемость и агрессивность, нарушение сна, эмоциональное заторможение,агрессивность, депрессивные состояния, речевые расстройства. Мышление теряетсвою гибкость, становится скованным бесконечными опасностями, предчувствиями исомнениями. Восприятие лишается целостности и непосредственности, уменьшаетсяпознавательная активность, любознательность, любопытство.
2. Исследование причинпоявления страхов у детей
2.1 Методика выявлениястрахов у детей с помощью рисования страхов
Рисование, как игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и еемоделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понятьинтересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть этопри устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам ипереживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различныхситуациях и безболезненно соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными итравмирующими образами. Повторное переживание страха при отображении на рисункеприводит к ослаблению его травмирующего звучания.
Методика выявлениястрахов у детей с помощью рисунков проводится с целью понять интересы,увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мираребёнка.
Детям предлагалосьрисовать на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снитсястрашное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самоехорошее», «Кем я хочу стать».
Сначала детям былопредложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса крисованию дома, за месяц до этого, детей попросили принести свои рисунки, чтобынекоторые из них показать. На первых двух подготовительных занятиях былопредложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья,лес, людей и т.д. После подготовительных занятий можно приступать ктематическому рисованию. Такие занятия проводились два раза в неделю изатрагивали одну или две темы.
2.2 Анализ результатовэксперимента
В школе
Рисунки получились самыеразнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя; другиерисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах;третьи же рисовали только себя в центре внимания.
В рисунках на тему «Вшколе» самое важное то, как ребёнок взаимно располагает фигуры сверстников исебя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы — это дети с истерическимичертами характера. Те дети, у которых на рисунке оказалось мало сверстников илиони отсутствуют совсем — это дети с невротическими реакциями.
Это также отражаетпроблемы взаимопонимания со сверстниками. То же самое относится к рисункам натему «На улице, во дворе». Если в рисунке ребёнка мало сверстников, то этоуказывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов ичрезмерную опёку в семье. В центре внимания- Мало друзей среди Нет друзей среди сам ученик 25% Сверстников 50% сверстников25%
Детям даётся заданиенарисовать всех, с кем живёт ребёнок. В рисунках имеет большое значение порядоки близость расположения фигур, и особенно место ребёнка.
Если ребёнок рисует себямежду родителями — это говорит о привязанности к обоим родителям, если вблизи кодному из них — это говорит о выраженной привязанности к одному родителю.
Наконец, цветовая гамма,общая с одним из взрослых, в частности одна и та же окраска туловища, указываетна большую степень отождествления с ним по признаку пола.
Ребёнок между родителями 40% Ребёнок ближе к маме или папе 60%
Перед детьми ставится цельотобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждыйребёнок должен выбрать его сам.
Некоторые дети ненарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и преодолетьбарьер страха в своём сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилиемто, о чём он старается не думать.
Рисование страхов детьмине приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожногоожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто ужепроисшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного,неопределённого. Вместе всё это снимает аффективно-травмирующее звучание страхаи психике ребёнка. Важно, во-первых, то, что задание задаёт учитель, ребёноккоторому доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостнойатмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, неговоря уж об одобрении самого учителя. Не нарисовали страх Нарисовали страх 35% 65%
Ребёнку былапредоставлена возможность выбора событий, происходивших с ним. Хорошие, радостные эпизоды Неприятные события 85% 15%
Большинство детейпредпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни.Тем не менее, в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, чтоможет послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированнойбеседы с ними.
Преобладание в рисункахсерых тонов и доминирование чёрного цвета подчёркивает отсутствиежизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, скоторыми не может справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенныекраски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки пририсовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих,изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность ирешительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят своёвыражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числеотчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали оченьмало, что говорит об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитаютдругие виды деятельности.
Следующий этап рисования- направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребёнок.
Проводится индивидуальнаябеседа, в которой выясняется, боится ли ребёнок одиночества, нападения(бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания,сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины,воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребёнка, учительдаёт задание нарисовать их.
Ни в коем случае нельзяторопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразитьстрах, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себеуменьшает остроту его восприятия.
2.3 Рекомендации родителями педагогам
В связи с важностьюдетско-родительских взаимоотношений рекомендации даются сначала для родителей,а потом для педагогов:
1. Родителям детей сострахами рекомендуется изменить свое отношение к ребенку: исключить некоторыеформы наказания, дать ребенку больше свободы, исключить гиперопеку. Старатьсябыть примером для ребенка и не переносить свои страхи на него, никогда неосуждать ребенка за его страхи и стараться воздействовать не на внешнюю их сторону,а добираться до первопричины.
2. Для предупрежденияпроявления страхов родителям рекомендуется создавать положительнуюэмоциональную атмосферу в семье, устраивать совместные поездки в театр, нааттракционы, в парк, за город с целью поднятия эмоционального тонуса детей.
3. Для поддержанияблагоприятного психического состояния каждого ребенка педагогам надо знать ипомнить, что у некоторых детей, имеются серьезные личностные проблемы, которыевключают наличие страхов, тревожности, стрессов. Это мешает нормальномупротеканию деятельности, общению и может привести к серьезным адаптационнымтрудностям.
4. Для того чтобыизбежать прогрессирования старых страхов и появления новых следует предложить педагогами воспитателям детских садов руководствоваться выбранными диагностическимиметодиками, такими как «29 вопросов», «Рисование человека» с цельюраспознавания детской зависимости от страхов и связанными с ними трудностямиадаптации.
5. Дети подверженныестрахам нуждаются в особом индивидуальном подходе педагога, прежде всего,который обеспечивается формированием гармоничной среды обитания: ровныйспокойный голос, проявления большого доверия к ребенку, исключение гиперопеки.
6. В качестве методовкоррекции воздействия предлагается пользоваться методами типа «Рисованиестраха», «Лепка страха» и игротерапия с использованием игр разной подвижности сцелью снижения детской напряженности и зависимости от страхов, активизации ивключения детей в коллективную деятельность с другими детьми и др.
В современных цивилизацияхсуществует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации,которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этимможно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования,познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.
Страх — это эмоция,которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая частьстрахов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровыепсихически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьнойжизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакцийна изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящейшкольной фобией.
Исследования, которыебыли проведены, показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитыватьих особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату.Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности,боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности,они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки отвзрослого.
Достаточно высокийуровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первыхмесяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжаетсяобычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональноесамочувствие стабилизируется.
Есть множество страхов,возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети вмладшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома,заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, чточисло страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны).Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этогосуществуют целые комплексы приёмов, упражнений.
В любом классеобязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различныхобластях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работупо снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся, используяотдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при созданииблагоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия дляребёнка со стороны окружающих.
Заключение
Проблема страха, хотя иуходит корнями в далекое прошлое, все еще остается актуальной и всегда будет ейоставаться, ведь пока существует человек, вместе с ним, в нем самом будетсуществовать и страх. Конечно, по мере развития общества и цивилизации он будетприобретать новые формы, а люди будут изобретать новые способы борьбы с ним. Иесли общество и дальше будет развиваться как авторитарно- механистическое, тострах всегда будет жить в душе человека.
Неизбежен ли страх, можноли от него избавится навсегда?
Необходим ли он длясуществования человека как, например, боль, сможет ли человек существовать безстраха? Скорее всего, нет. Любой человек, совершенно лишенный чувства страха,лишен и всяческой ответственности и обязанности и не способен сосуществовать сдругими человеческими индивидами. Поэтому страх не только неизбежен, но инеобходим. Как известно, страх положительное качество, когда он мобилизует насна какое-то действие или останавливает нас. Другое дело, что страх может иметьи отрицательные качества и направлять действия людей в деструктивное русло.Например, одним из самых действенных приемов вытеснения страха являетсяагрессивность. Если человек находит в себе силы из пассивного состояния страхаперейти в нападение, то мучительное чувство страха исчезает. Так возникаютвойны, происходят убийства и т. д. Также, страх, господствующий в обществе,приводит к психологической замкнутости людей, деформации человеческихотношений, деморализации общества. Решение этой проблемы может проявиться и втаких формах, как садизм, мазохизм, нарциссизм и последняя, злокачественнаяформа — деструктивность, то есть желание уничтожить всех людей. Человечестводолжно обуздать излишние страхи, нам необходимо посмотреть своим страхам вглаза и научится жить с этим неизбежным спутником любой высокоорганизованнойжизни. Для этого необходимо изучать страх, ибо кто предупрежден, тот вооружен.
Человек начинает бояться,как только появляется на свет, страх усиливается в несколько раз, когда человекучится мыслить, понимает противоречивость своего бытия, которое состоит в том,что природа наделила человека сознанием, оставив его при этом частью себя. Всюжизнь страхи только усиливаются; когда человек думает, что наконец-то поборолсвой страх, тут же возникает новый, и он начинает искать другие средства имероприятия против него, и, кажется, что в этом только и состоит смысл жизни.
С развитием техногеннойцивилизации, которая разрушала биологическую основу деятельной личности напротяжении нескольких тысячелетий, нагрузка страха на человека постоянноувеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древнихстрахов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые.
Человеческая цивилизацияидет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь. Чем дальше развивается цивилизацияи сильнее становится интеллектуальная мощь человечества, тем глубже оказываетсябездна, в которую скатывается род людской. Такая цивилизация превращает людей вмассы, массовым становится и страх, он усредняется, становится единым для всегочеловечества.
Итак, мы видим, что страхглубоко коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, этаструктура не является врожденной; она сформировалась в процессе историческогоразвития и в принципе поддается изменению. Человек может любить других людей,но для этого он сам должен быть независимой и творческой личностью.
Список литературы
1. Айке Д. Страх. Концепциифрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубиннойпсихологии. М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998.
2. АндрусенкоВ. Н. Социальный страх. Свердловск, 1991 г.
3. Василюк Ф.Е. Психологияпереживания. М., 1994.
4. Вилюнас В.К. Психологияэмоциональных явлений. М., 1976.
5. Изард К. Эмоции человека: М.:, 2002.
6. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996.
7. Левитов Н. Д. О психическихсостояниях 1964.
8. Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство – терапия» — М., «Школа-Пресс»,1996 г.
9. Мэй Р. Проблема тревоги. — М., 2001.
10. Никифоров А. С. Эмоции внашей жизни. – М., 1974.
11. Ольшанский Д. Страх. //Диалог 1991 -№5
12. Рейковский Я.Экспериментальная психология эмоций.
М.: Прогресс, 1979.
13. Риман Ф. Основные формы страха. М., 1998 г.
14. Фадин А. Страх –2. // Юность1989 -№10
15. Фрейд З. Страх и жизнь влечений// Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. С. 349-369.
16. Фриц Риман ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА//Психология мотивации и эмоций. — М., 2002.
17. Шубкин В. Н. Страхи в России.// Социологический журнал 1997 -№3
18. Эмоции, страх, стресс. // Вопросыпсихологии.- 1989 г
19. Якобсон П. М. Психологиячувств. – М., 1956.
20. Якобсон П. М. Эмоциональнаяжизнь. – М., 1966.
Размещено наАllbest.ru/