Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
ДонскойГосударственный технический университет
Кафедра«Робототехника и мехатроника»
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой..
«______»_____________2008г.
ЗАДАНИЕ
на курсовойпроект
Студент . Группа УМ-41
Тема:
«Разработка системы управлениямеханизма передвижения тележки»
Срок предоставленияпроекта к защите «_____»____________2008г.
Исходные данные дляпроектирования: Вариант № 19
Содержание пояснительной запискикурсового проекта:
~ Введение.
~ Техническоезадание.
~ Расчетно-конструкторскаячасть.
~ Описание работысистемы управления.
~ Заключение.
Перечень графических материалов:
1. Системауправления ТП. Схема электрическая принципиальная.
2. Переходныепроцессы.
Содержание
Введение
1 Техническоезадание
2 Расчетно-конструкторскаячасть
2.1 Расчетстатической мощности при передвижении тележки с номинальным грузом
2.2 Выбордвигателя
2.3 Выборредуктора
2.4 Выборсхемы тиристорного преобразователя
2.5 Выборсилового трансформатора
2.6 Расчет параметровсхемы и выбор тиристоров
2.7 Расчет параметровконтура нагрузки ТП
2.8 Расчети построение электромеханических характеристик
2.9 Выбортахогенератора
2.10 Определениепараметров структурной схемы ДПТ
2.11 Динамическийрасчет системы привода
3 Описаниеработы системы управления приводом
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Цельюданного курсового проекта является разработка мехатронного устройства – тележкимостового крюкового крана.
Смысловая еёреализации заключается в создании универсальных, надёжных и долговечныхустройств, которые тем или иным образом помогали бы человеку решатьпоставленные перед ним задачи. Для высокоточных производств очень важно иметьхорошую точность позиционирования рабочего органа. Как и любая другая МСсостоит из электромеханической системы, которая представляет собой совокупностьэлектродвигательного и преобразовательного устройств, системы управления,механической передачи и рабочего органа, предназначенная для приведениярабочего органа в движение и управление этим движением по заданному алгоритмупосредствам микро ЭВМ или микроконтроллера. Свойства электромеханическойсистемы определяются взаимосвязанными характеристиками элементов и образующихеё подсистем (механической, электрической и магнитной). Поэтому при этапномпроектировании электромеханической системы особое внимание уделяется выборуэлектромеханической элементной базы, электродвигателей и информационных исиловых полупроводниковых преобразователей, статических и динамическиххарактеристик, как силовых исполнительных элементов, так и системы управления приисследовании качества регулирования электромеханической системы сиспользованием микроконтроллеров или ЭВМ.
Цельюуправления может быть решение двух обобщенных задач – поддержание некоторыхпараметров в определенных диапазонах и регулирование значений выходныхпеременных по требуемому закону.
Вкаждой из этих задач управляющей системе требуется сформировать выходноевоздействие, реализация которого компенсирует образовавшуюся ошибку управления.
1 Техническоезадание
Разработать систему управления механизмомпередвижения тележки мостового крюкового крана (мехатронного объекта) стехническими характеристиками:Вариант..…………………………………………...……..………………..…………19 Режим работы механизма…………………………………………………...………Е3
Номинальная грузоподъемность, Gн, т……………………………………...……..4,9
Сила тяжести самого механизма передвижения (тележки), G0, кН………...……1,9
Скорость передвижения тележки, Vт, м/с……………………………………..…0,53
Диаметр ходового колеса тележки, Dкт, м…………………………………….….0,4
Диаметр цапфы ходового колеса, dцк, м………………………………………...0,058 Относительная продолжительность включения механизма, ПВ, %.....................600
Номинальная скорость вращения двигателя, nн, об/мин…………………………3,0 Число включений в час, z………………………………………………………......240
Скорость вращения вала рабочего органа кранового механизма, Ωм, рад/с…….2,7 Значение перерегулирования, σ, %............................................................................18 Допустимая статическая погрешность, δ……………………………………….0,03
Время переходного процесса, tпп, с……………………………………………….0,15
/>
Рисунок 1.1–Тележка мостового крюкового крана
2Расчетно-конструкторская часть
2.1 Определим статическую мощностьпри передвижении тележки с номинальным грузом
/>кВт, (2.1)
где G – сила тяжести перемещаемого груза, Н;
/>Н, (2.2)
g – ускорение свободного падения, м/с2;
G0– сила тяжести самого механизма передвижения, Н;
v – скорость передвижения, v=0,53 м/с;
Rk – радиус ходового колеса сцилиндрическим ободом, м;
d – диаметр шейки оси ходового колеса,d=0,058 м;
k – коэффициент, учитывающийувеличение сопротивления движению из-за трения реборд ходовых колес о рельсы, k=2,0.
μ – коэффициент тренияскольжения в подшипниках опор вала ходового колеса, μ=0,02 для подшипниковкачения;
η – КПД механизма передвижения
f – коэффициент трения качения ходовыхколес по рельсам, f=0.0004 м.
/>.
Определяем предварительнуюноминальную мощность электродвигателя
/>, кВт. (2.3)
где kt – коэффициент, зависящий отноминального режима работы, kt=1,15 для тяжелого режима;
/>.
2.2 Выбор двигателя
Предварительный выбордвигателя производят по результатам расчета номинальной мощности.
Окончательно требуетсявыбрать только один из четырех двигателей. Для этого необходимо построитьэнергетические характеристики каждого, а затем (по необходимым условиям ипараметрам) выбрать соответствующий тип.
Таблица 2.1–Номинальные параметры выбранных двигателей
Тип двигателя
Uном
nном
Рн
Rя
Iном
η
Jдв
В
об/мин
кВт
Ом
А
---
кг·м2 П11 220 3000 0,7 3,56 4,3 0,735 0,012 П21 220 1500 0,7 5,33 4,3 0,735 0,045 П31 220 1000 0,7 5 4,25 0,75 0,085 П32 220 750 0,7 4,4 4,2 0,76 0,105
Для построенияэнергетической характеристики каждого двигателя необходимо рассчитать следующиепараметры:
· Номинальнуюугловую скорость двигателя:
/> рад/с, (2.4)
где n – номинальная частота вращения двигателя.
/>рад/с. />рад/с.
/>рад/с. />рад/с.
· Номинальныйвращающий момент двигателя:
/>Н·м. (2.5)
/>Н·м. />Н·м.
/>Н·м. />Н·м.
Так как двигатель постоянного токадопускается перегружать по току в />раза, тозначение расчетного крутящего момента можно принять равным />.
Построениехарактеристик выполняется в координатах Ω(М), Рэнерг(М)
/>
Рисунок 2.1 –Энергетические характеристики выбранных двигателей
o Требуемый момент
/> Н·м, (2.6)
/> Н·м.
o Требуемая угловаяскорость
/> рад/с, (2.7)
/> рад/с.
Расчет ориентировочного значенияпередаточного числа редуктора
/>, (2.8)
/>, />,
/>, />.
Определение ожидаемой линейнойскорости на выходе редуктора с ориентировочным передаточным числом
/> м/с, (2.9)
/> м/с.
/> м/с.
/> м/с.
/> м/с.
Полученные значения удовлетворяютпринятому условию: />.
Исходя из массогабаритныхпараметров, требований, ограничений, связанных с выбором редуктора, выбираемдвигатель с номинальной мощностью 700 Вт и частотой вращения 750 об/мин, т. е.двигатель П32
Определение реальногопередаточного числа и пересчет линейной скорости с учетом редуктора.
Реальное передаточноечисло выбирается из ряда (для двухступенчатых соосных редукторов): 8, 10, 12.5,16, 20, 25, 28, 31.5, 40, 50.
Соответственно выбираемдля двигателя П32 ближайшее наибольшее
передаточное число, />.
Пересчитываем линейную скорость
/> м/с, (2.10)
/> м/с.
Полученная скорость должнаудовлетворять условию:
/>, (2.11)
/>.
2.3 Выбор редуктора
Выбор редуктораосуществляется по параметрам выбранного двигателя и рассчитаннымхарактеристикам: />, />кВт, /> Н·м.
Выбираем редуктордвухступенчатый соосный типа Ц2С-100 с основными параметрами:
1. Крутящий моментна тихоходном валу, Н·м………..…..…….500
2. Межосевоерасстояние, мм………………………………...……100
3. Передаточноечисло…………………………………………..…31,5
4. Допускаемая радиальнаянагрузка на выходных концах валов, кН:
· быстроходного…………………………………………….1,0
· тихоходного………………………………………….……..5,6
5. КПД,%………………….………………………………………..0,98
Масса,кг………………………..…………………………………..……45
2.4 Выбор схемы тиристорногопреобразователя
Таблица 2.2 –Номинальные параметры схемы преобразователяСхема преобразователя
Ке
К0
Кic
Ктэ
Кт
Кi1
Ктр
Кi2 m
λ
гр. эл. Трехфазная мостовая схема Y/λ 0,42 1,04 0,33 0,58 1,05 0,81 0,81 1,05 6 60
где Ке –отношение действующего значения напряжения вторичной обмотки трансформатора кнаибольшему значению средней выпрямленной ЭДС; К0– отношениемаксимального обратного напряжения на тиристоре к выпрямленной ЭДС; Кic – отношение среднего значения токатиристора к среднему значению выпрямленного тока; Ктэ – отношениедействующего значения тока тиристора к среднему значению выпрямленного тока; Кт– отношение типовой мощности трансформатора к мощности на стороне выпрямленноготока; Кi1 – отношение действующего значения тока фазы первичнойобмотки трансформатора, к числу витков вторичной обмотки, к среднему значениювыпрямленного тока, Ктр – коэффициент трансформации трансформатора;Кi2 – отношение действующего значения тока фазы вторичнойобмотки трансформатора к среднему выпрямленному току; λ – предельный уголпроводимости тиристора; m –число фаз.
2.5 Выбор силового трансформатора
Определим фазную ЭДСвторичной обмотки силового трансформатора
/> В. (2.12)
где Кс –коэффициент запаса, учитывающий возможное снижение напряжения сети, />; Кr – коэффициент, учитывающий падениенапряжения на тиристорах и обмотках трансформатора, />;Кα – коэффициент, учитывающий неполное открытие вентилей примаксимальном управляющем сигнале, />.
/>В.
Определим действующее значение токавторичной обмотки силового трансформатора
/> А. (2.13)
где Кi – коэффициент непрямоугольности,учитывающий отклонение формы кривой тока от прямоугольной, />, Id – действующий выпрямленный ток, />А.
/>А.
Определим действующее значение токапервичной обмотки
/>А. (2.14)
Расчетная типовая мощностьтрансформатора
/> Вт. (2.15)
/>Вт.
По расчетной параметрамимощности Ртр подбираем трансформатора типа ТС-1 со следующимиосновными:
~ номинальнаямощность трансформатора, S1н, кВт………...……1,0
~ номинальноелинейное напряжение вторичной обмотки трансформатора, U2н, В…………………………………………………...……170
~ напряжениекороткого замыкания, Uкз, %...………………...……10
~ мощность прикоротком замыкании, ΔРкз/S1н, %..…………...……5
2.6 Расчетпараметров схемы и выбор тиристоров
Определим среднеезначение тока тиристора
/>, А. (2.16)
/>А.
Определим максимальнуювеличину обратного напряжения
/>, В. (2.17)
где Кα –коэффициент запаса по углу управления тиристоров, />;Ed0– выпрямленная ЭДС преобразователя, />В.
/>В.
Кратковременныйдопустимый ток, проходящий через тиристор, не должен превышать 15-кратногозначения номинального тока тиристора IТН
/>, (2.18)
где Iкз – величина тока, проходящего черезтиристор при коротком замыкании на стороне постоянного тока,
/>. (2.19)
/>.
Определим максимальное напряжение длявыбора класса тиристоров
/> В. (2.20)
/> В.
Выбираем тиристоры КУ211Ж 5-гокласса, имеющие основные параметры:
· средний ток воткрытом состоянии, It=10А;
· максимальноеобратное напряжение, Utmax=500 В;
· отпирающеепостоянное напряжение управления, />=7 В.
2.7 Расчет параметров контуранагрузки ТП
Находим расчетноесопротивление цепи якоря двигателя, питаемого от тиристорного преобразователячерез силовой трансформатор
/> Ом, (2.21)
где Rур – сопротивление уравнительного реактора, />Ом,
Определим линейное напряжениевторичной обмотки U2л
/> В, (2.22)
/>В.
Определим сопротивление обмотоксилового трансформатора Rт
/> Ом, (2.23)
/>Ом.
Найдем фазный ток вторичной обмотки Iф2
/> А, (2.24)
/>А.
Полное сопротивление обмоток силовоготрансформатора
/> Ом, (2.25)
/>Ом.
Реактивное сопротивление обмотоксилового трансформатора Xт
/> Ом, (2.26)
/>Ом.
Приведенная к цепипостоянного тока индуктивность силового трансформатора Lт будет определена, как
/> Гн, (2.27)
/>Гн.
Определение сопротивление щеточногоконтакта
/> Ом, (2.28)
/>Ом.
Определим сопротивление, вносимое засчет коммутации тиристоров в схеме
/> Ом, (2.29)
/>Ом.
/>Ом.
Определим эквивалентнуюиндуктивность якорной цепи
/> Гн. (2.30)
Определим индуктивность сглаживающихдросселей Lур
/> Гн, (2.31)
где Кур = 0,65 –коэффициент уравнительного реактора.
/> В, (2.32)
/>В.
/> А. (2.33)
/>А.
/>Гн.
Найдем индуктивность якорной цепи Lя
/> Гн, (2.34)
где С = 0,6 для компенсированноймашины; р – число пар полюсов, р = 1.
/>Гн. (2.35)
/>Гн.
Определим электромагнитную постояннуювремени цепи якоря
/>с, (2.36)
/>с.
Найдем постоянную двигателя по ЭДС
/> В·с/рад, (2.37)
/>В·с/рад.
/>Н·м/А, (2.38)
/> Н·м/А.
2.8 Расчет и построениеэлектромеханических характеристик
Электромеханическаяхарактеристика двигателя является зависимостью W=f (Iя) при угле регулирования α напряжениятиристорного преобразователя. При изменении /> можнополучить ряд характеристик ДПТ при питании от ТП.
Определим значениеграничной ЭДС ТП
/> (2.39)
где /> - параметр нагрузки. (2.40)
/>
Определим граничное значение скорости
/> (2.41)
/>
Определим значение граничного тока
/> (2.42)
/>
Изменяя угол проводимоститиристоров λт в пределах от 0 до 2π/m, рассчитываем электромеханическуюхарактеристику двигателя в зоне прерывистых токов, для углов /> и />.
Строим естественнуюэлектромеханическую характеристику электропривода в зоне непрерывных токов для />.
/>
/>
/>
/>
/>
Рисунок 2.2 — Естественная электромеханическая характеристика при />
∆Ω=95,877-23,515
Строим естественнуюэлектромеханическую характеристику
электропривода в зоненепрерывных токов для />.
/>
/>
/>
/>
/>
Рисунок 2.3 –Электромеханическая характеристика при />
∆Ω=119,857-63,603
2.9 Выбор тахогенератора
Условия, необходимые длявыбора тахогенератора:
Ø />, Вт,
/>Вт;
Ø />, рад/с,
/>рад/с;
Ø />, кг·м2·10-6,
/>кг·м2·10-6.
Исходя из следующихусловий, выбираем тахогенератор типа ДПР-52Н1-01 со следующими параметрами:
© мощность на валу,Рнтг, Вт………………………………………9,4
© скорость вращения,Ωнтг, рад/с………………………………….942
© напряжениепитания, Uнтг, В……………………………………27
© ток якоря, Iнтг, А………………………………………………0,53
© сопротивлениеобмотки якоря, Rнтг, Ом………………………3,6
© момент инерции, Jнтг, кгм2·10-6…………………………………1,7
© масса, mтг, кг…………………………………………………0,26
2.10 Определение параметров структурнойсхемы ДПТ
Номинальные параметры двигателяхарактеризуются коэффициентами:
/>, (2.43)
/>.В·с.
/>, (2.44)
/>.
Электромагнитная постоянная двигателяопределяется, как
/>, с. (2.45)
/>с.
Определим электромеханическуюпостоянную времени двигателя
/> с. (2.46)
/>, кг·м2,(2.47)
/> кг·м2, (2.48)
/> кг·м2,(2.49)
/> кг·м2.
/> кг·м2,
/>с.
Коэффициент усиления двигателя
/>, рад/В·с, (2.50)
/>рад/В·с.
Выбор постоянных времениЭлектромеханическая
/> Электромагнитная
/> Тиристорный преобразователь
/> Тахогенератор
/> Датчик тока
/> Регулятор тока
/> Регулятор скорости
/>
Определим коэффициентыусиления системы электропривода
Определим коэффициентусиления разомкнутой системы
/>, (2.51)
где ΔΩ –изменение скорости; D – диапазонрегулирования, D = 1000.
/>.
Определим коэффициент передачитахогенератора
/>, (2.52)
где Rн – сопротивление входа усилителя, />Ом.
/>.
Определим коэффициент передачитиристорного преобразователя
/>, (2.53)
/>.
Определим коэффициентусиления усилителя
/>, (2.54)
/>.
Определим коэффициентусиления регулятора тока и скорости
/>, (2.55)
/>.
2.11 Динамический расчет системыпривода
Рассмотрим динамическую модельразработанной приводной системы:
/>
Исходные данные для расчета:
/> />
/> />
/> /> />
/> />
/> />
/> />
Всистеме электроприводов ПР момент инерции нагрузки изменяется, а, следовательнои механическая постоянная времени Тm тоже будет изменяться. При />обычно корнихарактеристического уравнения комплексно-сопряженные и переходные процессыносят колебательный характер. При />корнидействительные, что соответствует апериодическим переходным процессам. При />влияние Тя можнопренебречь, переходные процессы близки к экспоненциальным.
/> (2.56)
Передаточные функции звеньев имеютвид:
Ø регулятор скорости />;
Ø регулятор тока />;
Ø двигатель />; (2.57)
Ø ТП />;
Ø тахогенератор />;
Ø датчик тока />.
Дляопределения устойчивости относительно задающего воздействия по критериюНайквиста необходимо разорвать цепь обратной связи и определить передаточнуюфункцию в разомкнутом состоянии.
Схема разомкнутойдинамической системы привода имеет вид
/>
/>,
/>. (2.58)
Передаточная функция разомкнутойсистемы будет иметь вид
/>. (2.59)
Построим ЛАЧХ и ЛФЧХ исходнойразомкнутой системы
/>, (2.60)
/>,
/>, (2.61)
/>
Рисунок 2.4 –ЛАЧХ и ЛФЧХ исходной системы
Определим частоту среза
/>, />. (2.62)
Построим желаемую ЛАЧХ и определимформу корректирующего звена.
Для построения желаемой ЛАЧХопределим желаемую частоту среза.
/>, где b=4,5 – коэффициент Солодовникова.Wж=100. (2.63)
Введение
Свойстваэлектромеханической системы определяются взаимосвязанными характеристикамиэлементов и образующих её подсистем (механической, электрической и магнитной).Поэтому при этапном проектировании электромеханической системы особое вниманиеуделяется выбору электромеханической элементной базы, электродвигателей иинформационных и силовых полупроводниковых преобразователей, статических идинамических характеристик, как силовых исполнительных элементов, так и системы
Построим ЛАЧХ и ЛФЧХ исходной разомкнутойсистемы
/>, (2.60)
/>,
/>, (2.61)
/>
Рисунок 2.4 –ЛАЧХ и ЛФЧХ исходной системы
Определим частоту среза
/>, />. (2.62)
Построим желаемую ЛАЧХ и определимформу корректирующего звена.
Для построения желаемой ЛАЧХопределим желаемую частоту среза.
/>, где b=4,5 – коэффициент Солодовникова.Wж=100. (2.63)
/>
Рисунок 2.5 –Желаемое ЛАЧХ
Корректирующее звено можнореализовать следующим звеном:
/>, (2.64)
В итоге передаточная функцияскорректированной системы будет иметь вид:
/>, (2.65)
/>,
/>.
Построим ЛАЧХ и ЛФЧХ разомкнутойсистемы
/>, (2.66)
/>, (2.67)
/>
Рисунок 2.6 –ЛАЧХ и ЛФЧХ скорректированной системы
/>, (2.68)
Запас устойчивости по фазе />мин.запас-30..40 гр.
Запасустойчивости по амплитуде/>, мин.запас — (-8..-10) дБ.
Построим вещественную частотнуюхарактеристику исходной системы.
/>, (2.69)
/>
Рисунок 2.7 –Вещественная частотная характеристика системы
/>
Рисунок 2.8 –Мнимая частотная характеристика
Построим переходный процесс
/>,
/>,
/>, (2.70)
/>
Рисунок 2.9 –Переходный процесс системы
Из рисунка 2.9 видно:
~ время переходногопроцесса по точке перехода кривой через линию установившегося значениясоставляет 0,007 с и не превышает заданного значения в сравнении с исходнымиданными для проектирования, tп.п. = 0,15.
~ ожидаемоезначение перерегулирования составляет 5% и не
превосходит установленного уровня 18%для проектируемого электропривода.
3 Описаниеработы системы управления приводом
Электроприводтиристорный, — реверсивный, с раздельным управлением, шестиимпульсной силовойсхемой. Диапазон мощностей0,5—18,5 кВт, ток до 200 А и напряжение до440 В. Преобразователи имеют три типа исполнения: по выходному току 40, 100 и200 А и два диапазона регулирования 1:1000 и 1:10 000.
Электропривод состоит изрегулятора скорости (РС), регулятора тока (РТ), управляемого выпрямителя (УВ),двигателя (Д), тахогенератора (ТГ), датчика тока (ДТ).Регуляторытока и скорости охвачены цепями коррекции RI, С1и R2, С2. Между регулятором тока и тиристорнымвыпрямителем имеется нелинейное звено ИЗ, служащее для обеспечения качестварегулирования при переходе из зоны прерывистых в зону непрерывных токов. Всхеме отсутствуют уравнительные реакторы, что обусловлено применениемраздельного управления группами тиристоров.
Функциональная схема содержит силовую часть,состоящую из трехфазного мостового выпрямителя, подключаемого к сети через согласующийтрансформатор Т5и автоматический выключатель F6. Якорь двигателя М присоединяетсяк выпрямителям через сглаживающий дроссель L.
Система управления — двухконтурная по принципу подчиненногорегулирования, размещена на двух печатных платах Е1 и Е2. На плате Е1 размещенысистема СИФУ, регуляторы скорости и тока (PC и РТ), функциональныйпреобразователь ЭДС двигателя (ФПЕ), нелинейное звено (Н3), блок питания (БП),датчик тока (ДТ), узел защиты и сигнализации.
Плата Е2 имеет две модификации — для диапазонов1:1000 и 1:10000. На плате размещены логическое устройство системы раздельногоуправления группами тиристоров УЛ с переключателем характеристик ПХ и датчикомпроводимости вентилей ДПВ, узел зависимого токоограничения УЗТ.
Пропорционально-интегральные регуляторы скоростии тока выполнены на операционных усилителях А1 и А2. Выходной сигнал регулятораскорости является задающим для внутреннего токового контура. Резистор R17 служит для регулированиястепени ограничения максимально возможного тока якоря в переходных режимах ипри перегрузках.
Для обеспечения постоянства коэффициента усилениятиристорного выпрямителя в режиме непрерывного и прерывистого токов в каналрегулирования введено нелинейное звено (НЗ) с характеристикой, обратнойрегулировочной характеристике в режиме прерывистого тока. Оно выполнено на операционномусилителе, охваченном нелинейной обратной связью.
Переключатель характеристик ПХ служит для согласованияоднополярной регулировочной характеристики СИФУ двухполярным сигналомуправления Uy. Ограничение углов зажигания тиристоров и установка начального углазажигания осуществляется усилителем и резистором R41. Максимальный угол (150°)выставляется резистором R49, минимальный (5—10°) — R50.
Зависимое от частоты вращения токоограничение, необходимоепри использовании высокомоментных двигателей, осуществляется узлом УЗТ, принципдействия которого основан на ограничении выходного напряжения регулятораскорости в зависимости от напряжения тахогенератора. Максимальное выходноенапряжение УЗТ устанавливается резистором R6, минимальное — R5. Резистор R3 определяет крутизнухарактеристик вход — выход УЗТ.
Сигнал обратной связи по току формируется с помощью датчикатока ДТ, питающегося от трансформаторов тока Т2, Т4. Реверсирование егообеспечивается транзисторными ключами «Вперед» (В) и «Назад» (Н). V16 Подключение выхода СИФУ кнеобходимому комплекту тиристоров осуществляется логическим устройством УЛ. Оноже управляет ключами «Вперед» и «Назад».
УЛ состоит из нуль-органа (НО), триггера Т1 заданного направлениятока, триггера Т2 истинного направления тока, схемы состоянийтриггеров (СС), элемента отсчета выдержки времени, датчика проводимостивентилей (ДПВ).
Работа УЛ происходит следующим образом: при изменении знака управляющегонапряжения изменяется сигнал на выходе нуль-органа. После достижения током вцепи якоря нулевого значения на выходе датчика проводимости вентилейформируется 1 и триггер T1 перебрасывается в новое состояние. Схема совпадения СС фиксируетнесоответствие состояния триггеров. Этим обеспечивается блокировка выдачиуправляющих импульсов СИФУ, а также запускается элемент отсчета времени. Через1 мс на его выводе формируется 1 и при отсутствии блокирующего сигнала ДПВ триггерТ2 перебрасывается в новое состояние.
Если во время отсчета выдержки времени на вход НО непоступает команда на включение в первоначальное положение, то триггер Т1 возвращаетсяв исходное положение, соответствующее триггеру Т2. При этом мгновенноразрешается выдача управляющих импульсов на соответствующую группу тиристоров.
Датчик проводимости ДПВ работает по принципу контролянапряжения на тиристорах и состоит из диодных мостов, оптронов, резисторов инуль-органа на транзисторах. При наличии напряжения на всех тиристорах входытранзисторов шунтируются, в результате чего они запираются и на выходе ДПВ формируется1.
СИФУ состоит из двух идентичных каналов фазосмещения иуправляющего органа (УО). Каждый из каналов выполнен по принципу одноканальногоуправления двумя противофазными вентилями выпрямительного моста. СИФУ включаетв себя следующие узлы: источник синхронизирующего напряжения ИСН, три формирователяимпульсов ФИ, управляющего органа УО, шести усилителей импульсов УИ, 12 вводныхустройств.
ФИ состоит из фильтра (Ф), двух пороговых элементов ПЭ1 ПЭ2, формирователясинхронизирующих импульсов F, генератора пилообразного напряжения Г, нуль-органа НО, триггера Т,формирователя длительности импульсов S.
Работа СИФУ: синхронизирующие напряжения из ИСН сдвигаетсяфильтром Ф на 30°. После ПЭ1, ПЭ2 напряжение имеет форму противофазныхпрямоугольных импульсов. При сигнале 0 на. выходе формирователя импульсов F формируется синхроимпульс(сигнал 1), которым осуществляется разряд интегрирующей емкости генераторапилообразного напряжения Г до нуля. В момент исчезновения синхроимпульсаконденсатор начинает заряжаться и напряжение на выходе Г линейно возрастает от0 до 10 В. Момент превышения напряжения Г над управляющим напряжениемфиксируется нуль-органом НО, который изменяет свое состояние с 1 на 0. При этомтриггер Т переключается и на его выходе формируется 0. Это вызывает появлениена выходе Sуправляющего импульса. Импульс приходит на вход одного из усилителей всоответствии с сигналами ПЭ1 и ПЭ2. После УИ усиленный импульс поступает навводное устройство УВ комплекта тиристоров «Вперед» или «Назад».
Тиристор (Т)после появления 0 на выходе НО сохраняет свое состояние до тех пор, пока из F на другой его вход не поступитсинхроимпульс, который подготавливает триггер для выдачи очередногоуправляющего импульса. Узел защиты обеспечивает максимально – токовую отсечку;защиту от перегрева двигателя при перегрузках; устранение «ползучей» скоростипри отключении задатчика частоты вращения; защиту от понижения напряженияпитающей сети.
Заключение
В результате выполнения курсовой работы была разработанасистема управления для тележки мостового крюкового крана с заданнымипараметрами. Были построены и исследованы энергетические характеристики рядадвигателей постоянного тока, что позволило выбратьприемлемый тип двигателя и проверить его реальные возможности на обеспечениезаданных скоростных параметров системы. Произведен расчет основных параметрови осуществлен выбор основных элементов тиристорного преобразователя. ТПрассчитан и спроектирован на основе современных переключающих устройств,обеспечивающих хорошие технические показатели при допустимом тепловом балансерабочего режима ключевых элементов схемы ТП.
Произведен статический и динамический расчеты системы. Построеныстатические характеристики ДПТ, логарифмические частотные и фазовыехарактеристики системы с определением запасов устойчивости по амплитуде и фазе.Для коррекции переходных процессов в системе был применен регулятор, включениекоторого обеспечило желаемый переходной процесс в замкнутой системеэлектропривода. Анализ переходного процесса показал, что система отрабатываетуправляющее воздействие в заданное пусковое время.
Для управления тиристорным преобразователем иприводом в целом была разработана схема управления с выбором элементовинформационного канала: датчиков тока и скорости (тахогенератора), а такжеопределены параметры других необходимых элементов схемы управления.
Список использованных источников
1. КарнауховН.Ф. Электромеханические модули мехатронных систем. Основы расчета ипроектирования: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2001.
2. АнурьевВ.И. Справочник конструктора машиностроителя. 3 том — 7-е изд., перераб. идоп. М.: Машиностроение, 1992.
3. Справочникпо автоматизированному электроприводу /Под ред. Елисеева В.А. и Шинявского А.В.— М.: Энергоатомиздат, 1986.
4. КарнауховН.Ф. Электромеханические системы. Основы расчета: Учебное пособие. Ростов н/Д:Издательский центр ДГТУ, 1998.