Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Производство керамики

Керамика(греч. keramike — гончарное искусство, от kramos — глина) — изделия иматериалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, атакже окислов и др. неорганических соединений. Керамика получила широкоераспространение во всех областях жизни — в быту (различная посуда),строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), втехнике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре иприкладном искусстве. Основными технологическими видами керамики являютсятерракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор.

Производствокерамики
Керамическиеизделия и материалы классифицируют по назначению и свойствам, по основномуиспользуемому сырью или фазовому составу спекшейся керамики. В зависимости отсостава сырья и температуры обжига керамические изделия подразделяют на 2класса: полностью спекшиеся, плотные, блестящие в изломе изделия сводопоглощением не выше 0,5% и пористые, частично спекшиеся изделия сводопоглощением до 15%. Различают грубую керамику, имеющую крупнозернистую,неоднородную в изломе структуру (например, строительный и шамотный кирпич), итонкую керамику с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашеннымчерепком (например, фарфор, фаянс). Основным сырьём в керамическойпромышленности являются глины и каолины вследствие их широкого распространенияи ценных технологических свойств. Важнейшим компонентом исходной массы припроизводстве тонкой керамики являются полевые шпаты (главным образом микролин)и кварц. Полевые шпаты, особенно чистых сортов, и их сростки с кварцемдобываются из пегматитов. Во все возрастающих количествах кварцево-полевошпатовоесырье добывается из разнообразных горных пород путем обогащения и очистки отвредных минеральных примесей. Однако повышенные и резко дифференцированныетребования, предъявляемые к керамике металлургией, электротехникой иприборостроением, обусловили развитие производства огнеупоров и других видовтехнической керамики на основе чистых окислов, карбидов и др. соединений.Свойства некоторых видов технической керамики резко отличаются от свойствизделий, изготовляемых из глин и каолинов, и потому объединяющими признакамикерамических изделий и материалов остаются их получение спеканием при высокихтемпературах, а также использование в производстве родственных технологическихметодов, к которым относятся: обработка сырья и приготовление керамической массы,изготовление (формование), сушка и обжиг изделий.
Поспособу приготовления керамические массы подразделяют на порошкообразные,пластичные и жидкие. Порошкообразные керамические массы представляют собойувлажнённую или с добавкой органических связок и пластификаторов смесьизмельченных и смешанных в сухом состоянии исходных минеральных компонентов.Перемешиванием глин и каолинов с отстающими добавками во влажном состоянии(18-26% воды по массе) получают пластические формовочные массы, которые придальнейшем увеличении содержания воды и с добавкой электролитов (пептизаторов)превращаются в жидкие керамические массы (суспензии) — литейные шликеры. Впроизводстве фарфора, фаянса и некоторых других видов керамики пластичнуюформовочную массу получают из шликера частичным обезвоживанием его вфильтр-прессах с последующей гомогенизацией в вакуумных массомялках и шнековыхпрессах. При изготовлении некоторых видов технической керамики литейный шликерприготовляют без глин и каолинов, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырьятермопластические и поверхностно-активные вещества (например, парафин, воск,олеиновую кислоту), которые потом удаляются предварительным низкотемпературнымобжигом изделий.
Выборметода формования керамики определяется в основном формой изделий. Изделияпростой формы — огнеупорный кирпич, облицовочные плитки — прессуются изпорошкообразных масс в стальных пресс-формах на механических и гидравлическихпресс-автоматах. Стеновые стройматериалы — кирпич, пустотелые и облицовочныеблоки, черепица, канализационные и дренажные трубы и др. — формуются изпластичных масс в шнековых вакуумных прессах выдавливанием бруса черезпрофильные мундштуки. Изделия или заготовки заданной длины отрезают от брусаавтоматами, синхронизированными с работой прессов. Хозяйственный фарфор и фаянсформуются преимущественно из пластичных масс в гипсовых формах на полуавтоматахи автоматах. Санитарно-строительная керамика сложной конфигурации отливается вгипсовых формах из керамического шликера на механизированных конвейерныхлиниях. Радио- и пьезо- керамика, керметы и др. виды технической керамики взависимости от их размеров и формы изготовляются главным образом прессованиемиз порошкообразных масс или отливкой из парафинового шликера в стальныхпресс-формах.Заформованные тем или иным способом изделия подвергаются сушке вкамерных, туннельных или конвейерных сушилках.
Обжигкерамики является самым важным технологическим процессом, обеспечивающимзаданную степень спекания. Точным соблюдением режима обжига обеспечиваются необходимыйфазовый состав и все важнейшие свойства керамики. За редким исключениемспекание кристаллических фаз протекает с участием жидких фаз, образующихся изэвтектических расплавов. В зависимости от состава керамической массы итемпературы обжига в фарфоровых, стеатитовых и др. плотно спекшихся изделияхсодержание жидкой фазы в процессе спекания достигает 40-50% по массе и более.Силами поверхностного натяжения, возникающими на границе жидкой и твёрдой фаз,зёрна кристаллических фаз (например, кварца в фарфоре) сближаются, а газы,распределённые между ними, вытесняются из капилляров. В результате спеканияразмеры изделий уменьшаются, возрастают их механическая прочность и плотность.Спекание некоторых видов технической керамики (например, корундовой, бериллиевой,циркониевой) осуществляется без участия жидкой фазы в результате объемнойдиффузии и пластического течения, сопровождающихся ростом кристаллов. Спеканиев твердых фазах происходит при использовании весьма чистых материалов и приболее высоких температурах, чем спекание с участием жидкой фазы, и потомуполучило распространение лишь в производстве технической керамики на основечистых окислов и тому подобных материалов. В соответствии с комплексомпредъявляемых требований степень спекания разных видов керамики колеблется вшироких пределах. Изделия из электрофарфора, фарфора, фаянса и других видовтонкой керамики покрываются перед обжигом глазурью, которая при высокихтемпературах обжига (1000-1400 0C), плавится, образуя стекловидный водо- игазонепроницаемый слой. Глазурированием повышают технические идекоративно-художественные свойства керамики. Массивные изделия глазуруютсяпосле сушки и обжигаются в один прием. Тонкостенные изделия перед глазуровкойво избежание размокания в глазурной суспензии подвергают предварительномуобжигу. В некоторых керамических производствах неглазурованная поверхностьобожжённых изделий шлифуется абразивными порошками или абразивным инструментом.Изделия хозяйственной керамики украшаются керамическими красками,декалькоманией и золотом.
 
Историякерамики
Древнейшаякерамика
Первыефигурки из глины появляются в древнейшие времена палеолита (около 27 тыс. до н.э.). Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в которых хранили воду ипродукты питания. В это же время были попытки использовать обожженную глину.
Уже вэпоху неолита широко распространяется обжиг. В разных частях Земли создаютсяпохожие изделия, еще неуклюжие, вылепленные со следами пальцев, большей частьюоткрытых форм, с толстыми стенками. Первоначальные сосуды повсеместно имелиострое или закругленное дно, их размещали между камнями очага. В позднемпалеолите появляются сосуды с плоским дном. Изделия украшаются вылепленныморнаментом. Постепенно керамика разных местностей обретает разнообразие форм иорнаментов. Керамика этого периода является важным археологическим признакомкультур, которые нередко и называют по преобладающему типу орнамента.
В 6тыс. до н. э. в ряде регионов преобладает расписная керамика (самаррскаякультура в Средней Месопотамии, эгейская керамика). Появляется лощеная керамикапрекрасного качества (коричневых и красных, строго черных тонов). Керамическиестатуэтки в Эгейском мире прекрасно передают изящество девушек-кор. В этот жепериод керамика используется как строительный материал.
Вбронзовом веке в государствах Междуречья и Египта ремесленники сталииспользовать гончарный круг, изготовление керамики становится наследственнойпрофессией. Благодаря открытию глазури пористые сосуды становилисьводонепроницаемыми, а разнообразные цвета и украшения, полученные с помощьюцветной глазури, превращали керамические изделия в произведения искусства. ВКитае благодаря использованию качественной белой глины — каолина уже во 2-1тыс. до н. э. изготовлялись тонкостенная глазурованная посуда. В Древнем Египтево 2 тыс. до н. э. появляется фаянс.
Прекраснаяобожженная керамика используется для отделки зданий (ворота Иштар в Вавилоне).Хараппская цивилизация использует кирпичные плитки для мощения полов.
Античнаякерамика
Расписнаякерамика Древней Греции оказала огромное влияние на развитие всего мировогодекоративно-прикладного искусства. Широко известны разнообразные типыдревнегреческих ваз (амфоры, гидрии, килики, кратеры), украшенные искуснымицветочными узорами, которые затем сменяет ковровый, или ориентализирующий,стиль — орнамент с полихромными поясами изображений животных и фантастическихсуществ.
Композицияросписи строилась на выразительности черных силуэтов, очерченных тонкойобобщенной линией. Немного позднее появилась краснофигурная вазопись,сохраняющая натуральный цвет глины в изображениях фигур при заливке фона чернымлаком. Эта техника давала мастеру возможность более детально прорисовыватьформы, передавая естественность движения фигуры.
Высокогоуровня развития достигла и греческая керамическая пластика. Выразительныеженские фигурки, выполненные из терракоты в Танагре, воссоздают образы древнихгречанок, их повседневные занятия, изысканную моду древней Греции.
Римскаякерамика не достигла таких высот, как древнегреческая, но оставила свой след вискусстве керамики. Не роспись, а рельеф был излюбленным приемом мастеровАрециума — центра изготовления керамической посуды Древнего Рима. Здесь былишироко распространены сосуды с рельефным орнаментом, покрытые прозрачнойглазурью. Римские строители широко применяют керамику, из нее выполняют сложныеархитектурные детали.
Керамикастран Дальнего Востока
Древнейшиеглиняные изделия, найденные в Китае, датируют 3 тыс. до н. э. Уже в 4-5 вв. вКитае изготовлялись фаянсовые изделия. Но Китай прославился в первую очередьизобретением фарфора, который появился в результате совершенствованиятехнологии изготовления керамики в 6 в. С 14 в. одним из основных центровизготовления китайского фарфора стал Цзиндэчжэнь, район залегания каолина,полевого шпата, а также особенно чистого песка. Китайские вазы и посудаотличаются техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатствомформ и декора. Они послужили образцом для позднейшей европейской продукции.
В 14в. достигла расцвета и корейская керамика, украшенная инкрустацией из черной ибелой глины, а также фарфоровые изделия с рельефами и растительными узорами. Сформированием в Японии во второй половине 14 в. культа чайной церемонии здесьпоявились пористые сосуды и чаши раку-яки из тяжелой керамической массы. Средияпонских керамических центров выделялся Сето, где производили изделия спрозрачными глазурями. Особой тонкостью отличался японский фарфор.
КерамикаСреднего и Ближнего Востока
Керамикаиз Кашана
Толчкомк развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока,вероятнее всего, послужили китайские фарфоровые изделия, завезенные на рубеже8-9 вв. В Месопотамии, Египте, Турции и особенно Персии создавали превосходнуюкерамическую утварь. Особенно выделялись сосуды росписью люстром, тонкообточенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского города Кашана, сложныеизделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране),бело-голубая керамика из турецкого города Изника.
Западноевропейскаякерамика
ВЗападной Европе керамика стала интенсивно развиваться в эпоху Возрождения.Большое влияние оказали керамические изделия из арабских стран, в особенностииз мавританской части Испании. Под влиянием испанских керамических изделий соловянной глазурью, известных как испано-мавританские изделия (центризготовления — Валенсия), в конце 14 в. в Италии (в городах Фаэнца, Урбино,Губбио) стало интенсивно развиваться производство подобной керамики, но уже подназванием «майолика». Покрытие изделий белой оловянной глазурьюсоздавало идеальный фон для росписи. В свою очередь, итальянская майоликаоказала немалое внимание на развитие майолики Германии 15 в., а также Франции(особенно в Невере) 16-18 вв., где она стала называться «фаянс».
ВНидерландах (в Делфте) изготовляли подобную керамику с середины 16 в.Английская керамика с оловянной глазурью в духе голландских изделий,производившаяся в течение 17-18 вв., получила название «делфтские изделия».Позднее более утилитарные изделия выпускала английская керамическая Ламбетскаяфабрика — аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды.
Широкуюизвестность получила и керамика со свинцовой глазурью, легко окрашивающаяся вразличные цвета. Своего расцвета она достигла во Франции в 17 в. — знаменитыетончайшие сосуды из Сен-Поршера и «сельские глины» — покрытыеполивами декоративные блюда Бернара Палисси.
Другимтехнологическим видом керамики того времени была каменная масса. Первенство вее изобретении принадлежит немецким гончарам 14 в. Центрами производстваизделий из каменной массы стали Нюрнберг, Хехст, Нимфенбург, Людвигсбург.Немецкая керамика попала в Англию. Стаффордширские мастера усовершенствоваликаменную массу и получили более прочный черепок.
Самогобольшого успеха добился английский керамист Дж.Веджвуд, который на основекаменной массы, изобрел более качественные фаянсовые массы — базальтовыйчерепок, кремовую массу и «яшмовую массу», из которой изготавливалисьзнаменитые синие вазы с белым рельефом в стиле классицизма.
Подлиннымпереворотом в истории западноевропейской керамики стало изобретение в начале 18в. немецким химиком Иоганном Бетгером фарфора. Вскоре в саксонском городкеМейсене была открыта мануфактура, начавшая производить один из самых ценныхфарфоров в мире — мейсенский. Фарфор из Мейсена прославился своими изящнымисюжетными статуэтками, сервизами, вазами, туалетными приборами.
Ссередины 18 в. в Европе стал первенствовать севрский фарфор, выпускавшийся вофранцузском городе Севре. Предшественницей севрской мануфактуры стала небольшаяфабрика в Венсене близ Парижа, специализировавшаяся на отливке фарфоровыхцветов в стиле рококо. В 1756 венсенская фабрика переехала в Севр, гдеокончательно сложился изысканно-утонченный стиль севрского фарфора. Наряду срасписной позолоченной пластикой создавали фигурки из белого неглазурованногофарфора — бисквита.
Английскийвысококачественный фарфор также получил всемирное признание. В 18 в. Британияедва ли не первенствовала по числу керамических фабрик: Вустер, Челси, Дерби,Споуд, Коулпорт, Боу, Минтон. Каждую из них отличал свой собственный почерк истиль.
Российскаякерамика
Послеупадка в период татаро-монгольского ига российская керамика в 14-15 вв.возрождается вновь. В 18в. наряду с гончарными ремесленными изделиями сталавыпускаться посуда из майолики с росписью по сырой эмали, в частности намосковской фабрике А.К.Гребенщикова, основанной в 1724. Было налаженопроизводство изразцов — сначала рельефных, затем гладких с росписью.
Керамика20 века
Уже сконца 19 в. работы керамистов большинства стран отмечены поисками нового стиля:стремлением обнажить естественную красоту керамической массы или, наоборот,придать ей утонченную урбанистичность. Знаменитым стал фарфор в стиле модерн,изготовлявшийся на заводе в Копенгагене.
Вряде стран проявилась характерная для модерна стилизация народного творчества,возврат к изделиям ручного производства. К керамике обращаются многие художникии скульпторы. В мастерских Абрамцева керамика приобретает новые формы, новыйколорит (прежде всего в работах М. А. Врубеля). Свойственное модерну внимание кдекоративно-прикладному убранству приводит к широкому использованию керамики вотделке зданий и интерьеров.
Дизайнеры-функционалисты,начиная с 1920-х гг., стремились к новым простым формам, очищенным от излишней декоративностии пригодным для массового производства. Особое внимание придавалось выявлениюфактуры материала. Развиваются технологии: появляются новые виды глазури,эмалей. Крупные панно и мелкую пластику из керамики делают практически всекрупные художники 20 в. Особенно знамениты панно Ф. Леже. Керамика становитсяважной частью интерьеров.
Развитиетехнологии и рост уровня жизни приводит к тому, что керамика становитсядовольно массовым увлечением; многие имеют свои печи для обжига. В работахмногих художников-керамистов заметно стремление соединить западные стили свосточными традициями и технологиями. В СССР своей керамикой особенно славилисьреспублики Прибалтики.
В1953 организована международная Академия керамики в Женеве (Швейцария)
Керамический город
22 ноября 2006г. в музее «Эрец-Исраэль»в Рамат-Авиве в павильоне «Мерказ Ротшильд» (где проходила выставка,посвященная темплерам) открылось 4-е израильское биеннале керамики подсерьезным названием «Территория и самоопределение – между керамикой иархитектурой». Звучит так серьезно, что все представления о том, керамика– это разрисованная ангелочками кривоватая тарелка или заварочный чайник вцветах и в виде слоника, развеиваются. Тем более что организаторы выставкисчитают, что это биеннале — скорее симпозиум, посвященный керамике «каксредству определения, кто мы и что мы делаем на этой земле». Ведь глина иземля – понятия тождественные, и речь идет не о чашках и вазочках, а о вещахкуда более серьезных, хотя архитектура – дело монументальное и помпезное, акерамика – интимное и сугубо функциональное. Израильские мастера керамикисплоченным строем (100 участников из 550 членов всеизраильской ассоциациикерамистов) хотят доказать, что посредством глины можно выразить политическиевоззрения и общественные пристрастия, отношение к современномуградостроительству, к вечному спору между ними и нами.  Удивительно, но на этойвыставке им это удалось, причем настолько хорошо, что выставка не вызываетникакого отторжения: мол, пришли посмотреть на красивые вещи, а нам едва ли незачитывают редакционные передовицы. Выраженные в глине политические воззрения ивзгляды на современное общество и урбанистику привлекают и заставляют ещебольше уважать людей, умеющих слепить из глины кирпич, положенный в основустены эскапизма и эстетизма, указывающей границу между миром искусства и миромреальности, между метрополией и домом. Что такое маленькое местечко,огороженное глиняным забором в эпоху глобализации; что такое культура – твоя,моя и чужая; в чем разница между этносом и религией. 100 керамистов и 100 ихэкспонатов пытались и смогли дать ответ на эти вопросы под руководствомкуратора этой необычной выставки — известного архитектора и лектора ТехнионаДавида Кнафо. «Архитектура и керамика – это две дисциплины, которыхобъединяет материал, земля, глина, – так объясняет Давид Кнафо. — И керамика, иархитектура определяют пространство вокруг нас и одновременно нас обслуживают,отвечая неким эстетическим потребностям. И керамика и архитектура созданы изматериала и пространства, из цвета и форма, базируясь на культурныхпредставлениях различных общин и народов. Архитектура подчинена экономике итехнологиям, керамика – обычаям и традициям, но обе дисциплины определяют нашеместо и наши границы, право быть здесь и сейчас».Керамические тонкостенныедома-башни, похожие на картонные ящики; абстрактные геометрические скульптуры,очертаниями напоминающие трещины в земле; люстра, размером с дом, собранная измножества расписных чашек, тарелок, мисок, ложек — единственный чистодекоративный предмет на выставке; склеп-мавзолей с лабиринтом; кружева изглины; карта страны из разрисованных плиток; заборы, перегородки, стены — вомногих предметах прослеживается тема границы, разделения, отчуждения, зоны. Этобиеналле действительно стало серьезным симпозиумом на тему «Кто я и что яздесь делаю», но зрителям вместо того, чтобы вникать в многостраничныетеоретические доклады участников, предлагается всего лишь оглядеть керамическиерезультаты их трудов, воплощенные в глине выводы. Выставка – все-таки это всеголишь выставка, и бродить по ней приятно. К тому же мы тоже можем оставить свойслед в искусстве: посереди зала установлен ящик с мягкой глиной, куда можетступить каждый желающий и оставить там печать своего башмака. Устроителибиеннале обещали высушить все следы и сохранить их для вечности или, может,замостить ими дороги в городах будущего.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Производительность мультисервисного узла доступа
Реферат Характеристика озера Байкал
Реферат Affirmative Action Reverse Discrimination Essay Research Paper
Реферат Несостоятельность понятие и признаки
Реферат ТО и ТК ввозимых транспортных средств для личного пользования
Реферат Специфика возникновения и эволюции черт внешнеполитической надстройки арабских стран
Реферат Изучение экологических особенностей биологического мониторинга Калужской области по стабильности
Реферат Кутузов - стратег и дипломат
Реферат Аналіз регуляторного впливу проекту рішення виконавчого комітету Дружківської міської ради Про затвердження тарифів на послуги з утримання житла та прибудинкової території ”
Реферат История Франции. Парижское восстание 1356-1358 гг.
Реферат А. Л. Левит Екатеринбург, 2006
Реферат Эксплуатационная база механизированной дистанции
Реферат Химические и электрохимические методы очистки сточных вод
Реферат Апофеоз Корелли
Реферат Характер человека