Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова Контрольная работа по Логике студента 11/2 группы Юридического факультета Михайлова Сергея Архангельск 1999 год. ПЛАН. 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ • понятие • суждение • силлогизм 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВВЕДЕНИЕ
Во введении рассмотрим, что необходимо сделать в контрольной работе. Для того, чтобы работать с понятием, необходимо проследить истоки его возникновения и его роль в обществе или в конкретной среде. Для того, что бы определить термин понятия , можно прибегнуть к помощи толковых словарей русского языка. В ходе анализа понятия надо определить основные признаки юриста. В ходе дальнейшей работы, пользуясь приемами составления понятий, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование
и обобщение надо дать полное определение понятия и произвести проверку по правилам составления определений. Если при проверке ошибок не найдено, значит, определение правилам соответствует и является верным. Для более глубокого изучения нашего понятия, с ним произвести некоторые логические операции, в частности деление по определенному основанию. Затем составить таблицу сравнительных понятий. Впоследствии построить простое и сложное суждения, проанализировать сложное суждение методом таблиц,
чтобы сделать вывод об истинности или ложности сложного суждения. На следующем этапе работы построить силлогизм с использованием изучаемого понятия и проверить правильность его построения. Силлогизм построить по несовершенной (по второй, третьей или четвертой ) фигуре с правильным модусом, а затем, используя операцию обращения, перевести в совершенную первую фигуру с правильным модусом. Сделать проверку на соответствие общим правилам силлогизма.
Выполнение контрольной работы имеет цель научиться, самостоятельно, анализировать объем и содержание понятий, осуществлять логические операции с понятиями, выработать навыки анализа силлогизмов. Важнейшей задачей является систематизация и закрепление теоретического материала. Самостоятельная работа способствует развитию логической культуры мышления. В работе разбирается понятие «Арбитраж». В процессе выполнения контрольной работы по этому понятию
могут возникнуть определенные сложности и недоразумения, т.к. в разных источниках дается различное определение этому понятию: по Большому юридическому словарю «арбитраж» - это способ разрешения экономических и трудовых споров, состоящий в передаче спора на рассмотрение избранному сторонами третейскому суду. По Юридическому энциклопедическому словарю «Арбитраж» - это орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров. Объединив эти два определения для более полного и точного разбора понятия
в дальнейшем под понятием «арбитраж» автор будет иметь ввиду «арбитражный суд», т.к. ни в одном словаре нет наиболее полного и конкретного определения понятия «арбитражный суд». Одновременно с этим будет произведена попытка на основе имеющихся определений и своих операций с понятием «арбитражный суд» составить новое определение. ПОНЯТИЕ. Процесс становления понятия. Этапы становления арбитражных судов.
История арбитражных судов связана в основном с периодом развития нашей страны после 1917 года. Хотя в определенной мере их прообразом можно считать существовавшие до Октябрьской революции коммерческие суды и специальные процедуры по рассмотрению судебных исков между так называемыми казенными учреждениями. После издания Декретов о суде N 1 и 2 произошел полный отказ от всего этого.
Причем никакой системы, которая компенсировала бы данный вакуум, создано не было. Переход к новой экономической политике, создание многоукладной экономики вызвали к жизни необходимость отделить функцию разрешения хозяйственных споров от функции управления производством. В сентябре 1922 года было утверждено положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными организациями и учреждениями. Это положение стало основой для создания новых специализированных органов
- арбитражных комиссий. Была создана Высшая арбитражная комиссия при Совете труда и обороны, арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях. С созданием СССР появились арбитражные комиссии при совнаркомах автономных республик, при областных и губернских исполкомах. В это время был образован такой же орган при СТО СССР. Изменение системы хозяйствования в стране вызвало необходимость реорганизации органов, регулирующих
хозяйственные отношения. Законодателем были предприняты поиски наиболее удачного варианта этих органов. С этим связана кратковременная передача функций арбитражных комиссий (после их ликвидации 4 марта 1931 года) судебным органам, которые оказались недостаточно подготовленными к этой своеобразной деятельности. Решение проблемы на этом этапе завершилось созданием 3 мая 1931 года особого органа - государственного арбитража, на который было возложено разрешение споров по заключению и исполнению договоров, о качестве
продукции, по хозяйственным и имущественным спорам между государственными предприятиями, принадлежащими к различным ведомствам, а также предприятиями, принадлежащими к различным ведомствам, а также предприятиями обобществленного сектора. Несколько позже (в 1933 году) к компетенции органов государственного арбитража добавились споры в связи с заключением договоров по поставкам продукции и т.д. В то же время в задачи органов государственного арбитража входила и функция предупреждения хозяйственных
правонарушений. Получив в процессе своей деятельности сведения о различного рода хозяйственных нарушениях, органы государственного арбитража должны были сообщать о них прокуратуре, Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и вышестоящим органам. Положение о государственном арбитраже, принятое 3 мая 1931 года, просуществовало до 1960 года. Реорганизуя деятельность этих органов, Совет Министров
СССР принял Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В соответствии с ним советы министров союзных и автономных республик, а также исполкомы краевых, областных и приравненных к ним Советов депутатов трудящихся принимали положения о состоявших при них органах государственного арбитража. Задачи арбитражей оставались в основном прежними, но вышестоящие арбитражи, обобщая арбитражную практику,
определяли направления деятельности нижестоящих. Некоторые разночтения в положениях о государственных арбитражах привели к тому, что в 1974 году было принято новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР. Для обеспечения единства деятельности он был преобразован в союзно-республиканский орган, представлявший трехзвенную систему, в которой надзор за нижестоящими арбитражами осуществляли вышестоящие, а местные
органы государственного управления были лишены права отменять и изменять решения государственных арбитражей. Впервые на законодательном уровне вопрос об организации и деятельности арбитражных органов был разрешен в Законе СССР «О государственном арбитраже в СССР» от 30 ноября 1979 года, на основании которого 5 июня 1980 года были утверждены Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.
Положение органов государственного арбитража было изменено в 1987 году. Они перестали состоять при советах министров и исполнительных комитетах Советов народных депутатов и превратились в единую в значительной мере обособленную систему; их новый статус был закреплен в Конституции СССР и конституциях республик. Но в таком виде органы государственного арбитража просуществовали недолго.
В 1991 в Конституцию РСФСР было внесено изменение, согласно которому арбитражные органы преобразовывались в арбитражные суды. 4 июля 1991 года принят Закон об арбитражном суде, который (с изменениями и дополнениями) действовал до 1995 года. Обобщив опыт деятельности государственных арбитражей и арбитражных судов, Верховный Совет РФ принял постановление о введении в действие первого Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, который регламентировал производство в арбитражных
судах. Законодательство об организации и основах деятельности арбитражных судов продолжало совершенствоваться. 28 апреля 1995 года состоялось принятие нового федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», а 5 мая того же года - нового Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Почти полностью они вступили в законную силу с 1 июля 1995 года. Необходимость издания нового арбитражного законодательства в 1995 году была вызвана рядом причин.
Во-первых, после принятия Конституции 1993 года все действующее законодательство нужно было привести в соответствие с ней. Во-вторых, объективной причиной послужило несколько форм собственности, расширение рыночных отношений и свободной конкуренции, что привело к качественным изменениям в сфере экономики и управления и содержания споров, возникающих с участием хозяйствующих субъектов. И, наконец, в-третьих, необходимо было окончательно превратить бывшие государственные арбитражи, долгие
годы рассматривавшие споры между субъектами одной только формы собственности, в полноправные органы правосудия - арбитражные суды. Логические приёмы. Анализ. Мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков. Арбитраж это: • судебный орган • апелляционная инстанция; • кассационная инстанция; • экономический спор; • имущественный спор; • неимущественный спор; • юридическое лицо; •
РФ; • субъекты РФ; • граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке • иск; • истец; • ответчик; • судья (арбитр); Сравнение. Мысленное установление сходство или различия предметов по
существенным или несущественным признакам. Понятие «арбитраж» (арбитражный суд) и понятие «конституционный суд». Существенные отличия: А. 1. Арбитражный суд рассматривает хозяйственные и экономические споры между юридическими лицами, между РФ и субъектами РФ, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. 2. Конституционный суд
РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданным по вопросам относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению и т.д. Б. 1. В Арбитражном суде определение по принятию дела к производству
выносится по исковому заявлению. 2. В Конституционном суде рассмотрение дел начинается по запросу Президента, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ. Несущественные отличия: А. 1. Арбитражный суд РФ осуществляет судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. 2. Конституционный суд РФ осуществляет судебную власть путем конституционного
судопроизводства и контроля. Б. 1. Систему арбитражных судов в РФ составляют: • Высший Арбитражный суд РФ; • федеральные Арбитражные суды • федеральные Арбитражные суды округов; • федеральные Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов.
2. Систему Конституционных судов РФ составляют: • Конституционный Суд РФ; • Конституционные суды субъектов РФ. В. 1. Арбитражные суды непосредственно не связаны с другими ветвями судебной власти. Существенные сходства: 1. Входят в систему судебной власти; 2. Независимы; 3. Проводится открытое (гласное) разбирательство дел;
4. Процесс имеет состязательный характер; 5. Равноправие сторон; 6. Финансируются из федерального бюджета; 7. Не обладают правом инициативы. Несущественные сходства: 1. Нет народных и присяжных заседателей; 2. Судьи с высшим юридическим образованием; 3. Выносятся решения. Абстрагирование. Мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других.
Выделение существенных признаков. Часто задача состоит в выделении существенных признаков и отвлечение от несущественных. Арбитраж это: Существенные признаки: • судебный орган; • экономический спор; • имущественный спор; • неимущественный спор; • апелляционная инстанция; • кассационная инстанция; Несущественные признаки: • иск • истец • ответчик • судьи (арбитры) • юридическое лицо Синтез. Мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе
анализа. Арбитраж это: • судебный орган; • апелляционная инстанция; • кассационная инстанция; • экономический спор; • имущественный спор; • неимущественный спор; • юридическое лицо; • РФ; • субъект РФ; • иск; • истец; • ответчик; • судья (арбитр). Обобщение. Мысленное объединение однородных предметов в некоторый класс. Класс понятия «судебная система» содержит в себе: •
Конституционный суд РФ; • Конституционные суды субъектов РФ; • Верховный суд РФ; • Гражданские суды среднего звена:  Верховные суды республик;  краевые суды;  областные суды;  суды автономных округов;  суды городов федерального значения; • Гражданские суды основного звена:  районные •
Военные суды среднего звена;  военных округов;  флота;  видовых и гражданских войск; Военные суды основного звена:  армий;  соединений;  флотилий;  гарнизонов; • Высший Арбитражный суд РФ • Федеральные Арбитражные суды округов; • Арбитражные суды субъектов РФ. Класс понятия «Арбитраж» содержит в себе дела по экономическим спорам,
возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений • между юридическими лицами; • между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; • между РФ и субъектами РФ • между субъектами РФ. Отношения между понятиями. ТАБЛИЦА СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ. СОВМЕСТИМЫЕ НЕСОВМЕСТИМЫЕ 1 2 3 4 5 6 1.
Тождество: А - Арбитраж. Б - Орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров. 2. Пересечение: А - Арбитражный суд, расположенный не в Архангельске Б - Любой суд, расположенный в Архангельске 3. Подчинение: А - Высший Арбитражный суд РФ Б - Федеральный Арбитражный суд округа РФ 4. Соподчинение: А - Высший
Арбитражный суд РФ Б - Федеральный Арбитражный суд округа В - Арбитражный суд субъекта федерации 5. Противоположность: А - Высший Арбитражный суд РФ Б - Федеральный Арбитражный суд округа В - Арбитражный суд субъекта федерации (по положению в судебной системе) 6. Противоречие: А - Арбитражный суд Не-А (Б) - Районный суд.
Логические операции. Обобщение. Переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака. 1. Арбитражный суд. 2. Судебный орган. Ограничение. Переход от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. 1. Арбитражный суд. 2. Судебная система 3.
Судебная власть 4. Ветвь власти Определение. Определение - логическая операция раскрытия содержания понятия или значения термина. Арбитражный суд - в РФ и ряде других стран разновидность судов, предназначенных для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных и экономических споров между юридическими лицами. В РФ разрешает споры также между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в
установленном законом порядке; РФ и субъектами РФ, субъектами РФ. Логическая характеристика: • общее • положительное • собирательное • относительное • конкретное Рассмотрим определение на соответствие правилам. 1. Правило соразмерности Проверку на правило соразмерности можно произвести с помощью сужения и расширения понятия, т.е. попробуем намеренно совершить логические ошибки, которые возникают когда правило
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |