Реферат по предмету "Психология"


Понятие культура и цивилизация, их смысловые значения

СОДЕРЖАНИЕ
 
1 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИХСМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
2 СТРУКТУРА И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯКУЛЬТУРЫ
3 КУЛЬТУРА КАК МЕРА РАЗВИТИЯ И МИРЧЕЛОВЕКА, КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
4 ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕРА РАЗВИТИЯОБЩЕСТВА
5 СОВЕРШЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕЕ СУДЬБА, ОСОБЕННОСТИ ИПРОТИВОРЕЧИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ИХ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ
 
Всю своюмноготысячелетнюю историю человечество практически только тем и занималось, чтосоздавало рукотворную природу, утверждая себя в качестве силы, стоящей надприродой. Оно достигло того, чего хотело, создав антропогенную среду, не менеезначительную, чем природная, обеспечив себе благодаря ей безопасные и удобныеусловия жизни. Однако рукотворный мир не стал менее враждебен человеку, чемдикая природа. Построенный на потребительских принципах, он привел квозникновению оппозиции «человек — мир», что на практике выразилось в утратечеловеком своей экологической ниши в системе природы. С самого началачеловеческой истории у человека не было и нет своей биологической ниши, поэтомуон вынужден был сам ее создавать и продолжает делать это до сих пор.
 Возникновениекультуры означало противопоставление человека и мира, и в этомпротивостоянии человек создал свой способ выживания — цивилизацию.
В самомобщем виде цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощиизменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, сзавоевания власти над огнем и приручения животных, ограничения влиянияприродных инстинктов. Радикальный скачок от животного к человеку изменилпринципиально весь мир для человека. Привычные физические предметы и явления вновом качестве обрели совершенно новый смысл и значение. Так, например, огонькак стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, совершенно разныесущности, палка, которая валяется на земле, и палка, которой можно выкапыватькоренья, также различные сущности. К этому миру новых сущностей человекприспособился с помощью цивилизации, т.е. «подогнав», переделав мир под себя.Цивилизация, таким образом, обеспечила человеку физическое выживание в мире.
Цивилизации определяютсяналичием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия,обычаи, институты, – а также субъективной самоидентификацией людей. Естьразличные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себякак римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западногомира. Цивилизация – это самый широкий уровень общности, с которой он себясоотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результатеменяются состав и границы той или иной цивилизации.
Цивилизациясостоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению кчеловеку, и внутреннего, интеллектуальною, определяющего его личнуюприроду. Взаимодействие этих двух начал — социального и интеллектуального —есть основа развития цивилизации.
В XIX в. благодаря работам американскогоантрополога Льюиса Моргана (1818—1881) термин «цивилизация» сталприменяться для обозначения одной из стадий исторического развития человечества.
 Цивилизациейбыла названа противоположная варварству стадия всемирно-исторического процесса,который представлялся последовательной сменой состояний дикости, варварства ицивилизации. Состояния дикости и варварства предполагали незначительныйконтроль человека над своим и чужим поведением, низкий уровень развитияматериального производства.
 Цивилизация,напротив, означала полный социальный контроль и самоконтроль человека над своейжизнью и поведением, а также достаточно высокий уровень развития производства.Символом этого состояния и стал город, крепость, освободивший человека отвласти природы и установивший новый порядок его жизни. Этот шаг был сделантолько после появления государства, которое является главным признакомцивилизованности общества. На уровне цивилизаций выделяются самые широкиекультурные единства людей и самые общие социально-культурные различия междуними.
Чтокасается соотношения понятий «культура» и «цивилизация», то в научнойлитературе существует три позиции по этому вопросу: отождествление,противопоставление и взаимообусловленность.
Первоначальноэти понятия использовались как синонимы. Еще философы Просвещения настаивали натом, что только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизациясоответственно служит показателем культурной развитости и состоятельности. Тотже подход мы видим в работах А. Гумбольдта и Э. Тайлора. А 3.Фрейд настаивал, что именно культура и цивилизация отличают человека отживотных[1].
И всамом деле, культура и цивилизация схожи по множеству параметров. Как культура,так и цивилизация имеют социальную природу, возникают только в результатечеловеческой деятельности, образуют «вторую природу», искусственную средуобитания человека, противостоящую природному миру.
С конца XVIII в. в Германии возникает традицияпротивопоставления культуры и цивилизации. Немецкие философы и просветители,среди которых особое место занимает И. Кант, понимали культуру каксовокупность духовных ценностей. Цивилизация же становилась синонимомматериальной культуры, достаточно высокой ступенью овладения силами природы.Впервые было отмечено, что техника, материальное изобилие сами по себе неозначают культурного, духовного развития. Сама по себе техника нейтральна, кней неприменимы нравственные категории. Все зависит от того, как онаиспользуется и в чьих руках находится. Таким образом, культура являетсявнутренним достоянием человека, его духовным развитием, мерой его свободы.Цивилизация же понимается как преобразованный человеком мир внеположных емувещей, а также степень их доступности в данном обществе для различныхсоциальных групп. Культура ориентирована на формирование совершенной личности,человека-творца. Цивилизация направлена на воспитание идеальногозаконопослушного гражданина, так как она связана со стандартизацией мышления,ориентацией на абсолютную верность общепринятым истинам. Так, понятие«цивилизация» становится синонимом урбанизации, скученности, тирании машин,понимается как источник дегуманизации мира
В этомдухе построены знаменитые культурологические теории О. Шпенглера, Н. Бердяева,Г. Маркузе и др. Так, у Шпенглера культуры сравниваются с живымиорганизмами. В силу этого они проходят ряд стадий в своем развитии — рождение,расцвет и смерть. Последнюю, заключительную фазу развития культуры — ее упадоки гибель — Шпенглер называет цивилизацией. Поэтому характерными чертамицивилизации для него являются: падение религиозной веры, вырождение искусства,распространение сухого рационализма и материализма, переход от творчества кбесплодию, бездуховный техницизм[2].
Бердяевтакже подчеркиваетособенные черты культуры и цивилизации, хотя он считает, что они развиваютсясинхронно. По его мнению, в культуре развиваются начала духовности,индивидуальности, аристократизма[3].Также для культуры характерны качественность, выразительность, эстетичность,стремление к стабильности и консерватизму. Цивилизация же связана с развитиемматериального, социально-коллективного, демократического начала.
В силуэтого цивилизация стремится к тиражированию, общедоступности утилитарности, онаориентирована на прогресс. Поэтому, как говорит Бердяев, происхождениецивилизации мирское, она родилась в борьбе человека с природой вне храмов икульта. Если культура имеет душу, то цивилизация — лишь методы и орудия.
Философыи культурологи, противопоставляя культуру и цивилизацию, все же понимали, чтоони связаны между собой, обусловливают друг друга. Так возник более трезвый ивзвешенный взгляд на данную проблему, сторонники которого не закрывают глаза наразницу культуры и цивилизации, но изучают их как рядоположенные,взаимодействующие и взаимопроникающие[4].
Существуеттакже точка зрения, сторонники которой различают культуру и цивилизацию не скачественной стороны, а с точки зрения этнологии. Цивилизация рассматриваетсяими как совокупность культур регионального уровня. Культуры могут отличатьсядруг от друга, но при этом принадлежать одному этносу. Таким образом,цивилизация определяется единством носителя культур, а сами культуры могут бытьразличными по времени и даже по содержанию. Такой подход отражает взгляд нацивилизацию как на процесс эволюции культур в направлении к более сложнымсостояниям.
Культурасчитается своеобразным кодом, механизмом наследственности цивилизации, гдезаписаны все главные моменты ее жизни, передающиеся из поколения в поколение.Иными словами, цивилизация представляет собой материальное тело и социальнуюорганизацию жизни людей, а культура дает ценностные ориентации для жизни вмире. Кроме того, культура хранит и передает специфическое, присущееопределенному обществу. Оно закрепляется в своеобразной системе ценностей,составляющей ядро культуры. Она обеспечивает устойчивость социальногоорганизма, а также адаптацию и динамику цивилизации. Таким образом, культура ицивилизация могут существовать только в единстве.
Тем не менее,понимание того, что важнее — культура или цивилизация, — определяет парадигмуценностей общества. Если цивилизация служит культуре и способствует еедальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными идуховными ценностями, что обеспечивает его действительный прогресс. Такоеобщество является подлинно гуманистичным, обращено к проблемам человека,решению которых подчинено развитие производства и экономики.
Есликультура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируютматериальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм,можно говорить о духовном оскудении. К сожалению, в последнее время цивилизацияс ее прагматизмом нередко обедняет и унифицирует культуру, что приводит ее ккризису, о котором много говорили философы и культурологи XX в.
Итак,между цивилизацией и культурой нет ни абсолютной гармонии, ни полнойнесовместимости. Реальные связи между ними существуют в трех основных формах. Перваяформа связи — генетическая, так как именно культура создает цивилизацию,объективируется в ней. Генетический код культуры воплощается в материальномтеле цивилизации. Вторая — структурно-функциональная, так как культура ицивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовнуюи материальную, которые немыслимы друг без друга. И наконец, третья,дисфункциональная связь, когда цивилизация стремится подчинить себекультуру. При этом происходит забвение ценностей культуры и утрачивается еедуша. Это означает, что должны появиться новые ценности, которые лягут вфундамент новой культуры, а затем — новая цивилизация, в которойобъективируются эти ценности.
2СТРУКТУРА И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
Культуруможно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека иобщества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных идуховных ценностях.
Посколькук сфере культуры относятся результаты человеческой деятельности (определенныематериальные ценности, чрезвычайно разнообразные по своей материальной форме) испособы, средства, методы самой человеческой деятельности, которые также оченьразнообразны и имеют не только материальную, но и духовную форму, то различаюткультуру материальную и культуру духовную[5].
Материальнаякультура охватываеточень широкий круг вещей, среди которых, собственно, протекает вся жизнь каккаждого отдельного человека, так и общества в целом. Под материальной культуройпонимают совокупность любых материальных ценностей, когда-либо созданныхчеловечеством на протяжении своей истории и сохранившихся поныне. Кматериальной культуре относят: орудия и средства производства, технику,технологию; культуру труда и производства; материальную сторону быта;материальную сторону окружающей среды.
К духовнойкультуре относится сфера производства, распределения и потребленияразнообразнейших духовных ценностей. Область духовной культуры включает в себявсе результаты духовной деятельности человечества: науку, философию, искусство,мораль, политику, право, образование, религию, сферу руководства обществом иуправления им. К духовной культуре принадлежат также и соответствующиеучреждения, организации (научные институты, вузы, школы, театры, музеи,библиотеки, концертные залы и др.), которые в совокупности обеспечиваютфункционирование духовной культуры.
Разделениекультуры на духовную и материальную относительно. Очень часто невозможнооднозначно отнести те или иные явления к области материальной или же духовнойкультуры. Одними своими гранями они принадлежат к культуре материальной,другими — к культуре духовной. Так, в частности, изготовление орудий труда иликаких-либо предметов, удовлетворяющих материальные потребности людей и общества(а это элементы материальной культуры), невозможно без участия человеческоймысли, таким образом, этот процесс относится и к сфере духовной культуры. Сдругой стороны: продукты духовной жизни — идеи, художественные произведения,общественные нормы — находят свое выражение в определенной вещественной,материализованной форме, т. е. в рукописях, книгах, картинах, нотах. Ужепоэтому они включаются в круг элементов материальной культуры.
Культура,не может оставаться в застывшем положении, она всегда находится в развитии. Трансформируясь,она передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. Историякультуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующеепоколение начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследиинеобходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что ужеотошло в прошлое.
Динамикакультуры полициклична. Выделяются ритмы среднесрочные (10—20 лет), когдапроисходит смена поколений людей и техники, наблюдаются циклы экономическойактивности. Долгосрочные циклы длятся в среднем полвека, за это время сменяютсягосподствующие научные и художественные школы. И наконец, сверхдолгосрочные(цивилизационные) циклы охватывают от нескольких веков до несколькихтысячелетий, когда создаются духовные предпосылки и основы смены господствующихтехнологических и экономических способов производства, социально-экономическихсистем. Все эти циклы накладываются друг на друга. В цикличной динамикекультуры можно выделить сложные цепи внутренних и внешних взаимодействий:подъемы и кризисы в развитии культуры синхронизируются с демографическими,технологическими, экономическими, социально-политическими циклами.
Так, первыйсверхдолгосрочный цикл в динамике мировой культуры длился два-тритысячелетия и ознаменовался появлением письменности, городов, ремесла исельского хозяйства. Пик его пришелся на VII—VI тыс.до н. э, через него в разное время прошли локальные цивилизации впервоначальный период их становления.
Второйсверхдолгосрочный цикл — раннеклассовое общество — принес с собой крупное общественноеразделение труда, от физического труда отпочковался умственный труд. Возросшийуровень производительности труда, усложнившиеся потребности правителейгосударств, правящей элиты, жрецов привели к появлению целой гаммы новыхпрофессий: архитекторов, скульпторов, живописцев, танцоров, музыкантов, поэтови т.п. Своей вершины этот цикл культуры достиг в III—IIтыс. до н. э. в странах восточного и юго-восточного Средиземноморья, Индии,Персии и Китае.
Подлинныйрасцвет культуры наблюдается в третьем сверхдолгосрочном цикле, в эпохуантичной цивилизации. В VI—III вв. до н. э. в Древней Греции, вАлександрийский период, в века расцвета Римской империи, в индийской икитайской цивилизациях эстетические потребности человека и их удовлетворениеподнялись до небывалых высот. На искусство в те времена тратилась значительнобольшая, чем в наше время, доля общественного труда. Взлет античной культурыопределил ее дальнейшее развитие на все последующие эпохи.
Четвертыйсверхдолгосрочный цикл относится к средневековому обществу, пик его в Европе приходится на XI—XII вв., а в Китае, Индии, арабском мире — несколькораньше. Культура средневекового общества находилась под доминирующимвоздействием мировых религий, которые определяли основное содержаниепроизведений искусства, во многом влияли на выбор художественных стилей, былиосновой мировоззрения людей и всего образа жизни.
Эпицентромпятого цикла стала Западная Европа эпохи Возрождения, предындустриальнаяцивилизация. Это был период первой глобальной научной революции, бурногорасцвета искусства, попыток освобождения из-под власти религии, он заложилосновы современного нам мира.
Шестойцивилизационный цикл охватываетпериод становления, развития и заката индустриального общества (с середины XVIII до последней четверти XX в.). Он начался с дальнейшегопрорыва во всех сферах науки, который превратил ее в мощную производительнуюсилу индустриального общества. Также значительно расширилась сфера образования,постепенно охватившего все слои населения, началось использованиеиндустриальных средств при распространении произведений художественнойкультуры, религия продолжала терять свои позиции. Но при этом произошлоослабление гуманистических тенденций, духовная сфера западного мира, заметноприбавив в широте распространения, потеряла в глубине изменений. Машинный духвсе больше властвовал над духовной сферой, стремясь к стандартизации иунификации этой сферы и ее продуктов, которые все чаще становились товаром,объектом коммерческой деятельности. Тяжелые потери понесли древние культурыВостока и Африки.
Кризисдуховного мира индустриального общества охватил все стороны его жизни,достигнув своего апогея в последней четверти XX в. Но одновременно зарождаются духовные предпосылки нового,постиндустриального, общества. Начинается отсчет седьмого сверхдолгосрочногоцикла развития культуры, вершина которого будет достигнута во второйполовине — XXI в. Это общество сумеет преодолетьудушающую силу индустриальной машины, возродит гуманизм, провозгласит приоритетдуховных ценностей, расцвет творческих сил личности[6].
 

3КУЛЬТУРА КАК МЕРА РАЗВИТИЯ И МИР ЧЕЛОВЕКА, КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ИРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
 
Каждыйчеловек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее — культурнойсреды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной всоответствующих ценностях или антиценностях.
 Воспитаниеи обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленныхобществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведениятой страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущийобществу на определенной ступени его развития, является показателем уровнякультуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса.Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественногои морального развития общества. С понятием «культура» связан процессприобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоениячеловеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.
Внекультуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинаетсвою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовныхценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания,человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству — ониформируются в ходе усвоения уже созданной культуры.
Безпередачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслимаистория: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого,по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человексоздает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функциейкультуры является функция социализации и инкультурации, человек с детстваусваивает определенные знания, нормы и ценности, необходимые для жизни вкачестве полноправного члена общества. В обществе, как и в природе, постояннопроисходит смена поколений, люди рождаются и умирают. Но в отличие от животныхчеловек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает откультуры, научается жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Освоениесоциального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения,которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети,определяя тем самым свое поведение на многие годы вперед. Большое влияние надетей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники,учителя, вообще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно вдетстве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом незаканчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжениивсей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом,сохраняется и передается из поколения в поколение культурная традиция, чтообеспечивает стабильность культуры.
Каждыйчеловек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурнуюсреду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормыповедения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в тойили иной культуре, получил название инкультурация.
Процессысоциализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды,окружающей человека, они предполагают активную внутреннюю работу самогочеловека, стремящегося овладеть необходимой для жизни информацией. Поэтому,усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинаетразвивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные илихудожественные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, чтоможет пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или занятиемв часы досуга. Таким образом, мы видим, что культура служит способомсамоопределения и всестороннего развития личности.
 
4 ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАКСОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕРА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
 
Цивилизация– это культурная общность наивысшего ранга, как самый широкий уровенькультурной идентичности людей. Особенности цивилизаций определяются характеромсоциокультурного устройства общества. Хантингтон выделяет восемь современныхцивилизаций — западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую,православно-славянскую, латиноамериканскую и африканскую. От их взаимодействия,по его мнению, будет зависеть дальнейший ход человеческой истории. На картемира Хантингтон выделяет «линии разломов», которые исторически образовались награницах цивилизаций. Вдоль таких «разломов» между цивилизациями возникаютконфликты — борьба за землю и власть, соперничество за влияние в военной иэкономической сферах, за контроль над рынками и международными организациями.Особенно чреваты конфликтами отношения западной и незападных цивилизаций, атакже исламскою мира с другими цивилизациями. Поэтому в обозримом будущем неможет сложиться единой универсальной цивилизации. Мир будет состоять изнепохожих друг на друга цивилизаций, которым придется учиться сосуществовать сосвоими соседями.
Хантингтонпредлагает выделить несколько значений понятия «цивилизация»[7]:
1)стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состояниямидикости и варварства и характеризующаяся достаточно высоким уровнем развитияматериального производства, высокой степенью контроля и самоконтроля над жизньючеловека;
2) материальная,утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфередуховных ценностей;
3) идеалобщественного развития, под которым понимается общество, основанное напринципах разума и справедливости;
4)прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировуюцивилизацию;
5)синоним культуры определенного народа в конкретный период времени (локальныецивилизации);
6)наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровенькультурной идентичности людей;
7)период деградации и упадка человеческого общества.
Главное в цивилизации –непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущихпотребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этогопроцесса.
 Одновременно онаявляется и мерой развития общества. Понятие «цивилизация» плодотворнопрежде всего для исторической науки, ибо позволяет синтезировать объективныйподход к истории (и основанное на нем формационное деление) и субъективныйфактор, связанный с деятельностью человека. Последнее особенно важно дляпонимания духовной ситуации на каждом этапе истории. Это «человеческоеизмерение» исторических событий заключается в ментальности каждой эпохи ицивилизации, под которыми понимается особый путь умонастроения большинствалюдей, ведущая вера или идея, вдохновляющая миллионы. Однако уповать только надуховный потенциал было бы не меньшей односторонностью, чем принимать вовнимание только экономический базис или социально-политические институтыобщества. В понятии цивилизации заключена интегральная характеристика,относящаяся и к человеку, и к обществу и представляющая качественное своеобразиеданного периода мировой истории и человека, находящегося в нем.
 
5 СОВЕРШЕННАЯЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕЕ СУДЬБА, ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Улучшитьобщество можно только постоянным созидательным усилием людей. Обществонеобходимо для совместного производства духовного продукта — культуры, и еслипринять эту задачу, то отсюда и следует, что считать критерием социальногопрогресса. Социальная эволюция может быть признана социальным прогрессом, еслиона способствует вместе с другими формами эволюции реализации смыслачеловеческого существования.
Понятиеобщественного прогресса тесно связано с представлением об идеальномобщественном устройстве как конечной цели прогресса. Потребность в идеале естьодна из метапотребностей человека. Многие социальные концепции направлялисьжеланием соединить материальное с идеальным, выйти путем преобразованияреальности на некий утопический вариант. В воззрениях Конфуция и Платонаидеальное общество выделилось как направление социально-политической мысли.Хотя еще Платон полагал, что социальная природа человека коренится внесовершенстве индивида и, стало быть, разделение труда и социальноеобъединение не столько атрибуты неизбежного прогресса, сколько вынужденнаямера; а социальные революции не столько этапы на пути прогресса, сколькорезультат раздора в правящем классе по экономическим мотивам.
Китайскиймыслитель и автор первого утопического социального проекта Конфуций считал, чтоидеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей.Государство, по Конфуцию, должно напоминать большую семью, в которой правитель,как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга,как братья. Другие проекты идеального устройства общества созданы Платоном и Т.Мором. А что думают по поводу справедливого общества современные студенты?
Чтомогло бы считаться идеалом с точки зрения социологии как науки? Конструкции,чтобы быть жизненными, должны основываться на реальных фактах, а еще лучшетенденциях. Далеко не любая идеальная конструкция общества способна к существованию.Понятие «идеал» восходит к платоновским идеям, которые нематериальны исуществуют в особом, противостоящем человеческому мире идей.
Прогрессесть движение к идеалу, достижение которого невозможно, так как иначеостановилось бы развитие. Идеальному обществу прогресс не нужен, да он иневозможен в идеальном обществе. Весьма остроумно следующее замечание Д.Тернера: «Вся разница между утопией и кладбищем состоит в том, что в утопииизредка совершаются какие-либо события. Однако, все… процессы, протекающие вутопическом обществе, являются обратимыми и происходят… в рамках планацелого. Они не только не нарушают status quo, но, напротив,укрепляют и поддерживают его, и только ради этого им вообще разрешаетсяпроисходить в большинстве утопий»[8].Действительно, идеал нельзя улучшить. Но жизнь так устроена, что всесуществующее создает условия для своего уничтожения (это хорошо видно напримере сукцессии экологических систем). И, стало быть, в реальности конфликтынеизбежны (плюс влияние окружающей среды).
Мирразвивается по определенной программе (о направлении свидетельствуюттенденции), но нельзя сказать, что он эволюционирует в направленииосуществления какого-либо идеала, тем более что идеалы различны у разных людейи социальных слоев. Идеального общества не будет, пока не станет идеальнымчеловек. Но представление об идеальном человеке также не одинаково у всехлюдей.
Тем не менее,попытки построения идеального общества будут продолжаться и впредь. Они сами посебе служат свидетельством прогресса общества, его стремления к лучшемубудущему. «Возможного нельзя было бы достичь, если бы люди не стремились кневозможному» (М. Вебер)[9].
Еслииметь в виду под идеальным обществом соединение тех преимуществ, которые даютсовременные тенденции, с тем, что теряется при их реализации, то такой идеал,конечно недостижим. Относительное же увеличение преимуществ и уменьшениенеизбежных потерь возможно, хотя ни в коей мере не может быть названо идеалом.
Полноеравенство, свобода, братство неосуществимы. А справедливость? Ведь осправедливости говорили все мыслители, начиная с Конфуция и Платона и кончаясовременными социологами. Например, Дюркгейм отвечает так: «Пока будутсуществовать богатые и бедные от рождения, не сможет существовать справедливыйдоговор, не сможет происходить справедливое распределение социальных условий»[10].Возникает вопрос: можно ли справедливость отождествить с прогрессом? Это так,если считать, что социальное развитие должно соответствовать задачам целостногопрогресса, а в основе целостного прогресса лежат моральные нормы, к каковымотносится справедливость. Проблемы справедливости исходят из проблемы человека,и они абстрагируются от национальных различий и типов общества. Их абстрактныйхарактер препятствует их воплощению в жизнь, но, тем не менее, их обсуждениеимеет смысл.
Совершенноеобщество, а равным образом и совершенная цивилизация, в принципе невозможны.Мир устроен так, что он и существует только потому, что держится на внутреннихи внешних противоречиях. Вообще само развитие цивилизации происходит потому,что возникают какие-то противоречия в развитии природы и общества, они иявляются двигателями развития.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.        Бердяев Н.А.Избранные сочинения. Т. 2 — М., 1993.
2.        Библер В.Цивилизация и культура. М.: Изд-во Проспект, 2003.
3.        Вебер М.Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н.Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
4.        Гуревич П.С.Философия культуры. Пособие для студентов вузов М.: ЭКСМО, 2004.
5.        Дюркгейм Э.Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования, 1991. №2. С.106-114.
6.        Ерасов B.C. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., Аспект-Пресс,2002.
7.        Каган М.С.Философия культуры. СПб., ПИТЕР, 2006.
8.        Кононенко Б. И.Культура и цивилизация. М., Наука, 1997.
9.        Тернер Дж.Структура социологической теории. М, 1985. С. 180.
10.     Фрейд З. Введениев психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1995.
11.     Хантингтон С.Столкновение цивилизаций. М., ЮристЪ, 2003.
12.      Шпенглер О. ЗакатЕвропы / Пер., вступ. ст., коммент. В. Г. Драча при участии Т. В. Веселой, В.Е. Котляровой. Ростов н/Д: Феникс, 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основное программное обеспечение персональных компьютеров
Реферат Акционерного Общества "Таганрогский Ростовское региональное комбайновый завод"
Реферат Особенности работы с файловым менеджером FreeCommander
Реферат Анна Павловна
Реферат Україно-польські суперечності та їх вплив на етнологичну ситуацію Правобережної України перша
Реферат Природопользование Свердловской области и его оптимизация
Реферат Пищевая аллергия
Реферат On The Left Side Essay Research Paper
Реферат Morality Does Need Religion Essay Research Paper
Реферат Природно-ресурсный потенциал Краснодарского края
Реферат Philip Larkin Essay Research Paper In his
Реферат Аудит оплаты труда 4
Реферат Положение о ревизионной комиссии некоммерческого партнёрства
Реферат Влияние телевидения на формирование духовно нравственных ценностей школьников
Реферат Александр бельский н. М. Карамзин и орловский край энциклопедический словарь