Содержание
Введение….… стр. 2
Глава I. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
§ 1 Исторические аспектыразвития малого бизнеса… стр. 4
§ 2 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и мелкие….… . … . …… стр.7
§ 3 Критерии выделения малыхпредприятий… стр. 8
§ 4 Виды малых предприятий….… стр. 10
§ 5 Правовые основы малогобизнеса… стр. 12
§ 6 Особенности и функции малогопредприятия… стр. 14
§ 7 Сфера деятельности малыхпредприятий… стр. 16
§ 8 Малый бизнес и большаяпромышленность… стр. 18
Глава II. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения
§ 1 Итоги развития и структура малого бизнеса в экономике России….… стр. 22
§ 2 Основные проблемы малогобизнеса...........…… стр. 28
Глава III. Государственная поддержкамалого бизнеса
§ 1 Государственная поддержкамалого бизнеса… стр. 33
Заключение….… стр. 37
Список литературы….… стр. 39
Введение
Современное российское обществопереживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике,экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной разстоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, издесь нельзя ошибиться.
Переход к рыночным отношениям вотечественной экономике определяет необходимость организационно-экономическихноваций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейшихнаправлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночнойсреды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новыхрабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малыхформ производства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностьюдоказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитогои эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение Россииневозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектораэкономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащитза собой экономическое и социальное развитие.
Хозяйственная практика в малом бизнесе находится впричинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественногопроизводства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность,гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делаетмалый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.
Разработке проблем становления ифункционирования малых предпринимательских структур посвящены исследованияотечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В.,Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р.,Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А.,Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса,исследованы основные направления реализации государственной политики поддержкималых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства,определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планови т.д.
Но в то же время недостаточно внимания уделено изучениювлияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональнойэкономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основеразвития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействиятерриториальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценкипредпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах ирегионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условияхпереходного периода, переживаемого Россией.
Основная цель данной работысостоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России насовременном этапе его развития, выявить его специфические особенности иобозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Глава I. Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика.
§ 1 Исторические аспекты развитиямалого бизнеса.
Изучая сущность малого бизнеса,необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основнуюроль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается каксозидательная сила экономики.
В течении 1980-х годов престижмалого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря егоспособности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствиеэтого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения ивозможности, перспективы и проблемы.
В российской истории малогобизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 –1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-техническоготворчества, временных творческих коллективов при общественных организациях,распространение бригадных подрядов, малочисленность участниковпредпринимательства и его экспериментальный характер, формированиеэмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базечастной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 — 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей,принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретаетхарактер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнесаявляется насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этапназвали этапом «кооперативного движения». Он послужил акселераторомв накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания,навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 — 1990гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизациюмалых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малойприватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночнымотношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именнов это время было узаконено частное предпринимательство. Особуюзначимость в этот период имело развитие арендных отношений, которыеможно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991- 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупногобизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитиюпредпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможностидля масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 — 1994гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видовпредпринимательства, появления множества собственников и интенсивногоучастия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкойпромышленности, производящей товары массового потребления и длительногопользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производстватоваров и услуг.
Тем на менее заложенные основырыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционнойдеятельности дают возможность предположить, что очередной — шестой этап(с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельныхсил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможетпроявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок,обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществованиеразличных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложениядеятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия длявсемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентнойсреды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
§ 2 Необходимость разделения предприятий на крупные,средние и мелкие.
В хозяйственной практике широкоприменяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы,позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народногохозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по ихрешению. Это –деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному,по формам собственности и т.д.
Существовало и деление предприятийпо критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимостиосновных и оборотных фондов, объема производства продукции и другихпоказателей. Такое деление использовалось для определения категориипредприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплатытруда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия.Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деленияпредприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальнойсистемы организации дифференцированного внимания со стороны государства кфинансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.
Функциональное назначениепредприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости отразмера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках однойтерритории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствиеодного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствиемобщее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятиядополняют друг друга, создают целостный организм экономики.
§ 3 Критерии выделения малых предприятий
Человечество накопило достаточнобогатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера.При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критериявыделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости отнациональности, производственных градаций, отраслевой культуры экономикиустанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Например, во Франции очень малымипредприятиями считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми –от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые исредние предприятия составляют около 99% численности всех предприятий и на нихтрудится примерно 67% всех занятых.
В Японии к категории малых и среднихпредприятий относятся юридически самостоятельные компании с числом занятых до300 человек или объемом основного капитала до 100 млн. иен в отрасляхобрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальномхозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле идо 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг.Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на нихтрудится свыше 80% всех занятых.
В нашей стране, согласно принятому 14июля 1995 г. Федеральному закону “О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации”, под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций,благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одномуили нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малогопредпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников заотчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и натранспорте – 100 человек;
в оптовой торговле – 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
в других отраслях и при осуществлениидругих видов деятельности – 50 человек.
Таким образом, определен критерийвыделения малых предприятий – по численности работающих. Несовершенство данногокритерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции,где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькимиработниками.
Видимо универсальных критериеввыделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия,не существует. Поэтому представляется целесообразным, ориентируясь точно на численностьработников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства,какие предприятия нельзя относить к малым. В случае возникновения спорныхвопросов, решать их в индивидуальном порядке.
§ 4 Виды малых предприятий.
Те, кто впервые сталкивается смалыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малыепредприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным,совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень немогут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, аразмер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно квыделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видовпредприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д.,выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом,существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие видымалых предприятий.
В этой связи становитсяочевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общейдля всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения,оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятияопределяются по их видам.
Бытует и еще одно широкораспространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяетсятем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет.Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно сдругими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями,общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могутсоздаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями игражданами.
Если учредителем малогопредприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает,что новое образование будет именно малым государственным предприятием.Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сданов аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть идругие варианты.
В то же время индивидуальные исемейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям,не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятийучредительство и вид малых предприятий совпадают.
§ 5 Правовые основы малого бизнеса
Малый бизнес в России каксамостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 10 лет.Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственнуюподдержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для ихфункционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “Омерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определеныкритерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможностьустановления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовойподдержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”,Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фондаподдержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года онбыл переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принятфедеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации”, определивший общие положения поддержки малыхпредприятий, формы и методы государственного стимулирования, а такжерегулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программагосударственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 — 1995гг.
В ней были определены основныенаправления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствованиезаконодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки,информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие вреализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думойбыла утверждена вторая Федеральная программа государственной поддержкипредпринимательства на 1996-1997гг.
Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, всодержании которого нет особых приоритетов для малого и среднегопредпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малогобизнеса в России.
Кстати на реформу налогообложенияи рост частного предпринимательства в России, Агентство США по международномуразвитию затратило в 1992-1996 годах около 435 млн. долларов – это больше, чемв других странах СНГ. Средства на поддержку малых и средних предприятийисключены из федерального бюджета на этот год. Несмотря на то, что в процессепроведения реформ стала очевидной важная роль этих предприятий: они выполнилироль буфера, который смягчил экономический спад.
§ 6 Особенности и функции малогопредприятия.
Предпринимательство в масштабемалого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередьстоит отметить единство права собственности и непосредственного управленияпредприятием.
Вторая характеристика – такназываемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызываетособый, личностный характер отношений между хозяином и работником, чтопозволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокойстепени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительнонебольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудьсерьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая –персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами,поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживаниесравнительно узкого круга потребителей.
Пятое – ключевая рольруководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результатыхозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своейнепосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с егоорганизацией.
Шестая специфическая черта –семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуетсяпрямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенностьсвязана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсыглавным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются насравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный”рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей,можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом.Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет20:80.
В ряду функций малого предприятия,прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые егоролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции иуслуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых –налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные.Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие людираскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесьиспользуется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся,инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себеприменение на крупных предприятиях. В – третьих, малые предприятия являютсяглавным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном”для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего всфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его онилишены, например, в супермаркетах).
Уже сегодня актуальна и будетактуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая ужеимеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
§ 7 Сфера деятельности малыхпредприятий и их взаимодействие с большой промышленностью.
Малые предприятия, как правило,появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции спостоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий,использования незначительных источников сырья и материалов в условияхограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия присравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетоминдивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции,изготовление которой в технологическом отношении является преимущественноручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупныхпроизводств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий.Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высокимриском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, иосвоение новой технологии, новых видов изделий.
Хотелось бы особенно обратитьвнимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции исоответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена наинтенсивное и экстенсивное развитие экономики.
Малые предприятия интенсивногонаправления призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий,именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрениемалых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избраннойгосударством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области,апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы,отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий.Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектовнаучно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимостиучитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.
Эту “доводку крупныхпреобразований” призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивногонаправления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенныхпунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данногонаправления.
Каждое крупное структурноеизменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников спредприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новыерабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов вэтот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятияэкстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизацииобщественного развития.
Важно учитывать, что малыепредприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которуюкрупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручноготруда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы ианалогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимымиматериалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.
Но так же важно отметить, чтокрупное производство и не противопоставляется малому, что является одной изпричин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой рыночнойэкономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных ималых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, авзаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельныхпроизводств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девятьиз каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.
Предприниматели стремятся бытьиндивидуалистами. И часто именно это позволяет им раздвигать границы знаний.Идеи являются их “товарными запасами”. Хотя, по словам экономиста ЛеонардаВайса: “большинство исследований показывает, что… размеры предприятия маловлияют на интенсивность исследований, но могут снизить ее в некоторых отраслях”
Компания “Дженерал электрик”,относит на счет малых предприятий многие новые идеи, в том числе изобретениеэлектротостеров, кухонных плит, холодильников, пылесосов. Малые предприятиядали миру персональный компьютер, вертолет, бритву, транзисторный приемник,фотокопировальную машину, реактивный двигатель и многое другое.
В самом деле, трудно рассчитыватьна устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентныеначала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежновыталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций,которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либонеповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики ипереходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема,которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьегомира.
Совсем другая ситуация в странах,где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводятнаглядный пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупныхяпонских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малыеи мельчайшие предприятия – сотни и тысячи таких предприятий. Вот это всесоздает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует умалого предприятия уверенность в том, что его продукция, его ноу-хау будутвостребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мировогорынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятсяих транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребностьдержать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. Ксожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.
Опыт взаимодействия крупныхпредприятий с малым бизнесом – это в первую очередь взаимодействие с малымипредприятиями, которые создавались на базе раскрупления или аккумуляциикаких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – этомалые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установитьсвязи крупным предприятиям.
Сотрудничество это прошло в дваэтапа. Первый этап – это период поздней перестройки, период так называемой“приватизации”, когда малые предприятия создавались главным образом с вполнеизвестными целями – чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы дляпоследующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего родатаких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накоплениекапитала.
Второй период – это уже периодприватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятийпутем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, всамостоятельные малые предприятия.
Как показали беседы с руководствомкрупных предприятий и анализ ситуации, подавляющая часть этих малыхпредприятий, сегодня либо умирают, либо стали полностью самостоятельными и фактическипревратились в серьезного конкурента материнским предприятиям.
Чаще малые предприятия, оставаясьна орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировалонегативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию смалым бизнесом.
Здесь нужно иметь ввиду рядобстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность среды приводит к тому,что если транспортный или ремонтный цех выделятся в отдельное предприятие, оностановится фактически монополистом на инфернальном рынке и несколько месяцевспустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты,от которых разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можнопередать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупноепредприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя прирегулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходитв самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этихдвух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.
Выяснилось, что и малыепредприятия не в восторге от сотрудничества. Во-первых, все отмечаютзабюрократизированность самого процесса принятия решения на крупныхпредприятиях. Во-вторых, формирование таких устойчивых корпорационных связей поэтой цепочке передает на экономику малого предприятия воздействиенеблагоприятного финансового положения крупного предприятия. Например, когдакрупное предприятие размещает заказ и не может расплатиться. Вообще малыепредприятия стараются иметь долю крупных предприятий в своих договорах возможноболее низкой, потому что если крупное предприятие упадет на колени, то малое –ляжет ничком.
Стимулировать кооперацию можнотолько путем разумной промышленной политики и стимулирования развития малогопредпринимательства самого по себе. Будет здоровый малый бизнес, подниметсянемного крупная промышленность, – и эти кооперационные связи возникнут самисобой. Тогда, очевидно, можно будет уже ставить вопрос о том, что или мынуждаемся в развитии определенных отраслей, то надо будет уже говорить остыковке малого и крупного бизнеса в этой отрасли и в этом комплексе.Искусственно такие конструкции создавать нельзя.
Глава II. Современные проблемы развития малого бизнесав России и пути их решения
§ 1 Итоги развития и состояние малогобизнеса на данном этапе.*
*-(все данные, приведенные вэтой главе, являются предварительными итогами, установленными ГоскомстатомРоссии)
Как показало время, малоепредпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось)начинает занимать определенное место в хозяйстве страны.
Незначительный спад числа малыхпредприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г.практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 г. в России действовало868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г.прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).
Вместе с тем следует отметитьстабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение,физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% — в 1997 г., на 12,1% — в 1998 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8%соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжалосокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли «наука и научноеобслуживание» (на 6,2% и на 11,4%).
Отраслевая структура малогобизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли иобщественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий,занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционированиярынка, наукой и научным обслуживанием.
О динамике изменения количествамалых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуютданные Госкомстата России, приведенные в таблице1.
Таблица 1
(тыс.ед. на конец года
в % к общему числу МП)
Распределение числа малых предприятий РФ по отраслямэкономики в 1996 - 1999гг.Предприятия 1.01.96 г. 1.01.97 г. 1.01.98 г. 1.01.99 г. Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Всего 877,3 100,0 828,0 100,0 861,1 100,0 868,0 100,0 В том числе: Промышленные 128,5 14,65 129,3 15,62 135,2 15,7 136,1 15,7 Строительные 145,5 16,58 137,0 16,54 136,1 15,8 137,5 15,8 Торговли и общепита 374,6 42,70 353,1 42,65 386,3 44,5 386,1 44,5 Коммерческие 42,4 4,83 35,0 4,23 34,4 4,0 35,2 4,0 Науки и научного обслуживания 48,8 5,56 46,0 5,55 38,74 4,5 38,8 4,5
/>
Малый бизнес ориентируется, преждевсего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса,поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структурырегиональной экономики. Структура распределения малых предприятий поэкономическим районам России на конец 1998 г.представлена в таблице 2.
Таблица2
Распределение числа малых предприятийпо территории России на конец 1998 г.
Экономические районы Количество предприятий Тыс. ед. %, к общему числу Российская Федерация 868,0 100,0 Северный 20,7 2,4 Северо-западный 129,3 14,8 В том числе г. Санкт-Петербург 111,8 12,9 Центральный 266,1 30,7 В том числе г. Москва 175,2 20,2 Волго-вятский 27,2 3,1 Центрально-чернозёмный 26,2 3,02 Поволжский 78,0 8,9 Северо-Кавказский 79,4 9,1 Уральский 85,5 9,8 Западно-Сибирский 75,8 8,7 Восточно-Сибирский 35,5 4,1 Дальневосточный 35,1 4,0 Калининградская область 9,2 1,1
По состоянию на 1 января 1998 г.треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах — Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионаммалые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской(3,1%) и Свердловской (3,0%) областях.
В 1998 г. продолжало возрастатьчисло малых предприятий в Северо-Западном (на 13,3% — в 1997 г., на 9,1% — 1998г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалоськоличество малых предприятий в Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) иДальне-Восточном (на 8,9% и на 1,9%) районах.
Анализируя таблицу 2 можнозаметить, что распределение малых предприятий по экономическим районам оченьнеравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профилясосредоточено в Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшаяконцентрация малых строительных предприятий, половина которых находится вМоскве. Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрациималых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционированиямалого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом нетолько центральных, но и периферийных районов.
Количество малых предприятий на1000 человек постоянного населения не изменилось и составило в среднем шестьпредприятий. Среднероссийский уровень превышен в Москве (21 предприятия на 1000человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской (9), Ленинградской, Самарской,Новосибирской и Сахалинской областях (по 7 предприятий).
Предприятия, указанные в таблицах,официально зарегистрированы. Однако, как показывает практика, количестводействующих и регулярно представляющих статистическую отчетность предприятийнесколько меньше. Поэтому более реальны финансово-экономические показателималых предприятий, отражающие конечный результат их деятельности.
Доля работников малых предприятийв общей численности занятых (без совместителей и работающих по договорамгражданско-правового характера) на предприятии и в организациях всех отраслейэкономики России составила 12,1% (в 1997 г. — 12,5%). А в таких отраслях, какобщая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка онасоставила 88,4% (85,4%), операции с недвижимым имуществом — 56,1% (78,8%),информационно-вычислительное обслуживание — 43,5% (50,8%), строительство — 36,3% (36,8%).
По сравнению с предыдущим годомсреднесписочная численность работников всех малых предприятий в 1998 г.уменьшилась на 4,7%. Распределение среднесписочной численности работников малыхпредприятий по отраслям экономики характеризуется данными, представленными в таблице 3.
Таблица 3
Распределение среднесписочнойчисленности работников малых предприятий РФ по отраслям экономики в 1998 г.
1998 г. Тыс. человек В % к итогу В % К 1997 Всего 6207,8 100,0 95,3 Промышленность 1357,6 21,9 90,8 Сельское хозяйство 138,7 2,2 87,7 Транспорт 177,3 2,9 81,4 Строительство 1344,9 21,7 85,7 Торговля и общественное питание 2202,9 35,5 106,6 Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 193,6 3,1 118,8
Окончание таблицы3 Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 92,3 1,5 76,5 Наука и научное обслуживание 146,3 2,4 83,9
В 1998 г. среднемесячная заработнаяплата всех категорий работников малых предприятий составляла 816,5 рубля (покрупным и средним предприятиям — 1100,7 рубля). Следует отметить также, чтообщим для всех экономических районов является значительный рост среднемесячнойоплаты труда работающих по сравнению с ростом их численности. Поэтому, говоритьо решении проблемы занятости в стране ещё рано, так как основная частьработающих в народном хозяйстве занята на уже действующих предприятиях.
В 1998 г. малыми предприятиями былопроизведено продукции, работ, услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд.рублей, это по оценке, составило около 7% выпуска продукции, работ и услугвсех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров иоказывающих рыночные услуги. Обьём произведенной малыми предприятиями продукциив фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 г. на 13,6%.
По основному виду деятельностипредприятий было произведено продукции, работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, тричетверти этого объема приходиться на валовой доход предприятий торговли иобщественного питания (26,1%), выпуск промышленной продукции (24,2%) и объемпроизведенных строительных работ (26,1%).
Инвестиции малых предприятий восновной капитал в 1998 г. составили 22,5 млрд. рублей, или 5,6% всехинвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с 1997г. в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%. В 1998г. произошли изменения вотраслевой структуре инвестиций /> />
малых предприятий в основнойкапитал. Если в 1997 г. преобладали инвестиции по отрасли«строительство» (40,9%), то в 1998 г. — по отрасли «торговля иобщественное питание» (38,2%).
Распределение инвестицийотображено в ниже представленной диаграмме.
Рис.1.
В большинстве экономическихрайонов имеет место несоответствие долей объемов прибыли и платежей. Действиеуказанных факторов снижает объем поступлений в доходную часть бюджетов всехуровней.
§2 Проблемы малого бизнеса
Многие характерные особенностистановления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основнымипроблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частногопредпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можноиспользовать данные социологических опросов (таблица 4).
Таблица 4
Основные проблемычастного предпринимательства в РоссииПорядок значимости по мере упоминания Основные проблемы 1 Налоги 2 Законодательство 3 Инфляция 4 Экономическая ситуация в целом 5 Поставки, дефицит 6 Трудности получения и высокая ставка за кредит 7 Неплатежеспособность партнёров, клиентов 8 Несовершенство банковской системы 9 Политическая ситуация 10 Бюрократия 11 Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки 12 Трудности с арендой, недостаток площадей, офисов 13 Недостаток информации, культуры, опыта 14 Кадровые проблемы 15 Рэкет 16 Отрицательное отношение к предпринимателям
Августовский кризис в Россиипоказал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует какреальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.
Наличие прослойки, пусть оченьмаленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы. Так вРезолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий быливыделены следующие проблемы:
ü Медленно идет процесс созданияинфраструктуры малого бизнеса;
ü Низкими темпами происходит увеличениечисла малых предприятий, особенно в производственной сфере;
ü Не во многих регионах разработаны иприняты органами власти нормативные акты, региональные программы развитиямалого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходитдалеко не в полной мере;
ü Недостаточно налажено взаимодействиерегионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малогопредпринимательства, так и в организации практического хозяйственноговзаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
На состоявшейся, в рамкахВсероссийского экономического форума, научно-практической конференции,Президент Российской ассоциации развития малых предприятий Александр Иоффеотметил, что властям нужны очень простые инструменты – ум, воля, совесть. “НиМинистерство антимонопольной политики и развития предпринимательства, ни Фондподдержки, ни другие надстроечные структуры не смогут радикально изменитьположение, если по-прежнему идеи совершенствования правового поля малогобизнеса будут звучать только на словах. Малый бизнес, — заявил А.Иоффе, — естьтолько тогда, когда его много, и только в этом случае он становится действеннойсилой экономики, важным социальным инструментом. Этого не будет пока,государство не скажет, что поддержка экономической инициативы граждан являетсяважнейшим приоритетом. Лишь после этого будут возможны диалог бизнеса и власти,и обратная связь. И тогда удастся разобраться с налогами и административнымибарьерами”.
Резко высказался по поводу чиновническихметодов управления малым бизнесом председатель Российского профсоюза работниковмалого и среднего бизнеса Александр Попов:
— Жирующие чины власти, сказалон, придумывают ежегодное лицензирование, причем, на второй год могут и не датьработать. А это значит, что предприятие, заключившее договора, оказываются не всостоянии их выполнить, и попадает в отношения, связанные с расправой. На самомделе, эти препятствия создаются ради поборов.
Малый бизнес совершенно лишен исоциальной защиты. Фонд социального развития, — считает А.Попов, — вследствиеприменяемой системы транзитных счетов, не дает возможности малым предприятиямиспользовать перечисляемые ими средства для оплаты лечения, отдыха.Материальной поддержки персонала.
О вреде некомпетентности в бизнесеговорил проректор академии менеджмента и рынка Вениамин Каганов. «Чтобыпринимались правильные решения чиновниками всех уровней, — считает В.Каганов, - их нужно вовлечь в систему обучения, может быть, даже восстановивпрежнюю систему повышения квалификации. Сейчас все некомпетентны в бизнесе: ипредприниматели, и налоговые инспекторы, и работники правовых органов. Должностать правилом, что чиновники проходят подготовку для работы в полепредпринимательства».
Если затронуть проблемуфинансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнесаникто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желаниявкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количествозатрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс.долл. и10 млн.долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз. Кстати, здесьнаши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотнозанимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитныхорганизаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеютдостаточного оборотного капитала. В первую очередь кредиты получают тепроизводства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработкапродуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортныеуслуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированиеминновационного бизнеса – новых наукоемких технологий, которые определяютбудущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к болеечастным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являютсяпричиной развала предприятия.
Многие малые предприятия угасаютуже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новыхпредприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причинойявляется легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает нетолько свободу успеха, но и свободу неудач.
Сами же руководители малыхпредприятий выделяют следующие причины:
44% опрошенных главной причинойназывают некомпетентность;
17% — отсутствие управленческогоопыта;
16% — несбалансированный опыт:недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;
15% — отсутствие опыта работы вотрасли;
1% — небрежность в ведении дел;
1% — мошенничество или бедствие;
6% — иные причины, с которымисталкиваются руководители малых фирм.
Стоит также отметить, что лишь 20% руководителей предприятий имеют соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всехвыше названных является проблема, главным образом представляющая отношениямалого бизнеса и государства.
Глава III Государственная поддержка малого бизнеса
§1 Государственная поддержка малогобизнеса.
Практика государственногосодействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает,что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит наоснове исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органоввласти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России ктаким направлениям отнесены:
ü Производство и переработкасельскохозяйственной продукции;
ü Производство продовольственных,промышленных товаров, товаров народного потребления;
ü Лекарственных препаратов имедицинской техники;
ü Оказание производственных,коммунальных и бытовых услуг;
ü Строительство объектов жилищного,производственного и социального назначения.
Соответственно, одним из важныхинструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса являетсяпрямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготногосубсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов издругих источников и льготного налогообложения.
Важным инструментомгосударственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленноразвитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношенийпозволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускоритьпроцесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепитьконкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Следует заметить, чтогосударственные органы власти в Удмуртской Республике предусматриваютрезервирование для субъектов малого предпринимательства определенной долизаказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг)для государственных нужд (не менее 15% от общего объема поставок).
Достаточно широкое развитиеполучили организуемые государственными органами и частными предприятиямиспециальные службы по оказанию различных консультационных услуг малымкомпаниям.
Особая система государственнойподдержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскимиработами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь иинформационное обеспечение исследовательских работ
В нашей республике системагосударственной поддержки отражена в Законе “О государственной поддержке иразвитии малого предпринимательства в Удмуртской Республике”. Данная программавключает в себя следующие положения:
ü Меры по формированию инфраструктуры иподдержке малого предпринимательства на республиканском и территориальномуровнях;
ü Меры по вовлечению впредпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения;
ü Предложения по установлению налоговыхи иных льгот и выделению средств на поддержку малого производства, создающегоновые рабочие места;
ü Меры по передачи результатовнаучно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, атакже инновационных программ;
ü Меры по обеспечению передачисубъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства ипустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготныхусловиях.
Сейчас, при корректированиимногими политическими партиями и движениями своих программ, в них можнозаметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можновыделить главные общие идеи:
ü Приоритетное развитие малогопредпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического исоциального возрождения России.
ü Массовое широкомасштабное развитиемалого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан,высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий. По оценкамИ.Хакамады: около 50 млн. человек.
ü Реализация мероприятий по обеспечениюпроизводственной и инновационной поддержки малых предприятий позволит создатьзначительное количество новых малых предприятий, до 12 млн. предприятий, иновых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.
ü Малое предприятие, играющее всебольшую роль в региональных социально-экономических процессах, учитываетсвоеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджетаи является решающим фактором экономической стабилизации через создание местныхпотребительских рынков и новых рабочих мест.
Если не вдаваться в подробности,то сегодня выделяют четыре основных направления для решения проблем малогобизнеса. Первое – поменять психологию власти к малому бизнесу. Отойти отмнения, что малый бизнес не платит налоги и находится в серой экономике. Второе– реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когдаотнимается львиная доля дохода, предприятия вынуждены уклоняться от налогов.
В-третьих, сделать прозрачными ивнести ясность в акты купли-продажи имущества. И, наконец, решить вопрос сземлей, иначе аграрная Россия будет питаться импортом. Четвертое –стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, нигосударству, в малый бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.
Россия должна жить по принципу, чтогосударство обслуживает потребности и запросы общества, а не наоборот.
Заключение
В своей работе я постараласьохарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделитьособенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острыеего проблемы.
Отметив необходимость разделенияфирм на крупные, средние и мелкие, я выяснила, что основным критериемразделения предприятий является количество работающих на данном предприятии,которое зависит от отрасли, которой принадлежит предприятие.
Необходимо отметить, что малыйбизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но онанедостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовыеаспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новыхнормативно-правовых актов.
Что же касается сферыдеятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечиваетнаиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами,так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями ифункциями малого предприятия.
Особенности малых фирм, в первуюочередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя,и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров иуслуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие толькосубъектам малого бизнеса.
Исходя из особенностей определяют ифункции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общемколичестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью;социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, болееполно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты;экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическаякатастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать впроизводстве отходы.
Говоря о малом бизнесе надосказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупнымипредприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключатьотдельные части.
Я выяснила, что на данном этаперазвития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм икоррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнесав основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемостьразвития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном;недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой.Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, такжеявляется очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется.Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказываетположительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, тоее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие — очень высокаякриминализация малого бизнеса.
Говоря о взаимоотношениях малогобизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороныгосударства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношенияна более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуацияизмениться.
Подводя итог, можно сказать, чтомалый бизнес в России — уже реальность, от его развития, от отношения обществаи государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.
Литература
1. Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. –М., 1993, стр.80
2. Горфинкель В.Я., Швандар В.А.Экономика предприятия. — М., «Банки и биржи», 1998, стр. 742
3. Дороженко С.В. Малое предпринимательство:Развитие в условиях старопромышленного района. – Екатеринбург, 1994, стр. 25
4. Закон Удмуртской Республики “Огосударственной поддержке и развитии малого предпринимательства в УдмуртскойРеспублике”. // Человек и труд, 1997 № 1
5. Иванова М. Малый инновационный бизнесв странах с развитой рыночной экономикой. // Российский экономический журнал,1995, № 12
6. Индивидуальная предпринимательскаядеятельность. Справочное пособие. – М., 1992, стр. 234
7. Краева Н.М., Минеев В.Н.Социально-экономические особенности российского предпринимательства. //Общество и экономика, 1996, № 9-10
8. Кротова Е.Л. Малый бизнес в условияхформирования рынка рекреационных услуг. – Екатеринбург, 1993, стр.20
9. Малое предпринимательство(нормативные документы, комментарий, информационные материалы пофинансово-кредитной поддержке). – М., 1994, стр.87
10. Малый бизнес: методика и результатыанализа.//Вопросы статистики,8/1999
11. Малый бизнес в России: оценкаситуации.// Общество и экономика, 11-12/1996,
12. Матвеев В.В. Особенности предпринимательствав сфере коммерции, — Ижевск, 1996, стр.320
13. Мягков П.А. Малые предприятия, — М.,1992, стр.156
14. Наумов Л.А. Основыпредпринимательской деятельности, — Чебоксары, 1993
15. Радаев В. Малый бизнес и проблемыделовой этики: надежды и реальность. // Вопросы экономики, 1996, № 7
16. Рекомендации секции “Малый бизнес изанятость”. Ресурсный центр МП’98 (http: IIWWW.resme.rvi).
17. Ровенский Ю.А. Эволюция малогопредпринимательства в России.// Социально-политический журнал, 1996, № 2
18. Романюк В. Малый бизнес и большая промышленностьдолжны взаимодействовать.// Бизнес для всех, 1998 № 6
19. РФ – Малый – Бизнес – Проблемы –Круглый – Стол.// Интерфакт — АиФ, 1998, № 37
20. Сальникова В. Этот бесхозный малыйбизнес. (http // jile: A: \ FORUM2.НТМ)
21. Сирополис Н.К. Управление малым бизнесом.М., 1997, стр.673
22. Чепуренко А. Проблема финансированияв российском малом бизнесе.// Вопросы экономики, 7/1996
23. Шулус А. Субъекты малогопредпринимательства и система его государственной поддержки.// Российскийэкономический журнал, 5-6/1997
24. Wall Street Journal. 1969,April 10