Реферат по предмету "Правоохранительные органы"


Основные понятия, предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

Глава 1. Основныепонятия, предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы”
§ 1. Правоохранительная деятельностью:ее признаки, понятие и задачи
Деятельность государства и егоорганов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решениепроблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики вцелом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществлениевнешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования,поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, атакже многие другие функции — таково содержание этой многообразной имногоплановой деятельности.
Одно из центральных мест в нейзанимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите,прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных инегосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями ииными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередьгосударства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, вст. 2, 7, ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –обязанностьгосударства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: “Государственная защитаправ и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Посвоей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы всегосударственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане,разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами своиправа и свободы, активно добиваться выполнения государственными органамивозложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.
Для подавляющего большинствагосударственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, нарешении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач- задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свободчеловека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первомплане другие задачи — решение текущих и перспективных вопросов хозяйственногостроительства, культуры, науки, образования, обороноспособности игосударственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничествас другими странами и т. д.Некоторые функции по охране правопорядка изаконности они выполняют как быпопутно, наряду с осуществлением своих основных задач.
Обеспечением правопорядка изаконности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которыесуществуют только или главным образом для выполнения такой роли.Их принято именовать органамиохраны правопорядка, т. е.органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РФ,другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельностигосударства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.
Весьма близко к понятию органовохраны правопорядка примыкает понятие правоохранительных органов. Эти понятиявесьма схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Невсе органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными. Равнымобразом к числу правоохранительных не принято относить некоторые органы охраныправопорядка.
Чтобы понять суть критериев,которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иныхгосударственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснитьпризнаки деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшеепривычным наименование – «правоохранительная деятельность».Данное понятие является сравнительно молодым. Оно введено в юридический обиходвсего лишь в конце 50-х — начале 60-х гг. По сравнению с возрастом другихтерминов и понятий, которыми пользуются юристы, это “младенческий” возраст.Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие“правоохранительная деятельность” еще не “устоялось”. Вокруг него идут активныеспоры, высказываются разные суждения. А вместе с этим и разные мнения о том,какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательствепо данному поводу четких указаний нет.
В соответствии с существующимидоктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельностиобладает рядом существенных признаков.
Один из них проявляется в том,что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощьюприменения юридических мер воздействия. К ним принято относить мерыгосударственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами. Например,если совершено преступление, то может быть назначено наказание, установленноеуголовным законодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону;если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то можетбыть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договоруне выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия илиоказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; есликто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительскихправ и т. д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится такжемерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишьв установленных пределах.
Вторым существенным признакомправоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ееосуществления юридические меры воздействия должны строго соответствоватьпредписаниям закона или иного правового акта. Только они могут служитьоснованием применения конкретной меры воздействия и четко определять еесодержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнятьсоответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенноемелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от одной десятойдо половины минимальной месячной оплаты труда, то данная мера взыскания можетбыть применена только в этих пределах.
В-третьих, характерным дляправоохранительной деятельности является и то, что она реализуется вустановленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру,приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него илиоправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенногосудебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов,конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должнопроходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдениемдругих процедурных правил. Законом установлены свои правила и дляразбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилампроводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных сувольнением, и т. д. Во всяком случае для принятия решения о применении илинеприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемыезаконом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушениеможет повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.
Наконец, существенным признаком правоохранительнойдеятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего наспециально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующимобразом подготовленными служащими — по большей части юристами, а такжеспециалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжениепредоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация идеятельность таких государственных органов детально и всестороннерегламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установленияособых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственныхвопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности,обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органамирешений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану праваот уже допущенных или предполагаемых нарушений.
С учетом сказанного можноопределить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью.Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовалобы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется сцелью охраны права специально уполномоченными органами путем примененияюридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонномсоблюдении установленного им порядка.
Вопрос о задачахправоохранительной деятельности, как и вопрос о ее содержании, пока что взаконодательном порядке специально не решен. Но это не значит, что у нее нетсвоих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательныхактов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основдеятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести,например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, УПК инекоторые другие. В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, чтоосновными объектами, которые должны защищаться системой государственныхорганов, являются “личность — ее права и свободы, общество — его материальные идуховные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет итерриториальная целостность”.
Это положение и следовало бысчитать основным ориентиром при раскрытии содержания задач правоохранительнойдеятельности. Во всяком случае, в нем четко обозначены те ценности, которыедолжны охраняться.
По закону охрана названныхценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, ина правоохранительные. Это и составляет суть задач последних.
§ 2. Основные направления (функции)правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее.
По своему содержаниюправоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановостьпроявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций,содержание которых предопределяется основными направлениями данного видагосударственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало быотносить:
-                   конституционный контроль;
-                   правосудие;
-                   организационное обеспечение деятельности судов;
-                   прокурорский надзор;
-                   выявление и расследование преступлений;
-                   оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
Каждое из этих направленийнацелено на достижение конкретных, “своих” результатов: устранение нарушенийпредписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешениегражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельностисудов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорскогореагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных вих совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи,особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности.Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутыхвыше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие испецифичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций(направлений).
Существенным является и то, чтовсе названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нижев соответствующих главах учебника будет дана их подробная характеристика. Здесьнеобходимо особо отметить, что среди них важное место занимают первые две –конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означаетпретворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именоватьсудебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна статьглавным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено однойиз основных целей переустройства российской государственности в ближайшембудущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроляи уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе игосударственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.
Правосудие — такая функцияправоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлениюнаиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственныхи негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчиненовыполнение практически всех других правоохранительных функций. Например,правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно исправедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентнымиорганами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимыедоказательства и т. д. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как осердцевине правоохранительной деятельности в целом.
Для выполнения названных функцийправоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которыесоответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о кругетакого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество,а другие — меньшее. Этот разнобой объясняется прежде всего тем, что данныйвопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно какнерешен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности.
С учетом данного вышеопределения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций(направлений) к правоохранительным органам можно относить прежде всего суды(Конституционный Суд РФ и все прочие суды), органы юстиции, прокуратуру, атакже некоторые из тех органов, которые призваны выявлять и расследоватьпреступления.
Как будет показано в главе XVучебника, органов, уполномоченных выявлять преступления и расследовать их,насчитывается более десятка. Среди них следственные аппараты органовпрокуратуры, контрразведки и внутренних дел, а равно государственныеучреждения, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, пожарнаяохрана, командиры воинских частей, должностные лица таможенной службы иналоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в дальнем плавании, начальникизимовок и некоторые другие) или оперативно-розыскную деятельность (например,органы контрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главногоуправления охраны РФ, должностные лица пограничных войск). Вряд ли будетлогично все эти органы относить к числу правоохранительных только потому, чтона них возлагается осуществление одной из правоохранительных функций.
При классификации данной группыорганов следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельныйвес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массеполномочий конкретного органа. Скажем, для капитана корабля, находящегося вдальнем плавании, функция дознания является далеко не основной, хотя по законув случае совершения преступления кем-то из членов команды он обязан возбудитьуголовное дело и выполнить неотложные следственные действия по выявлению ификсации доказательств. Данную функцию нельзя назвать основной и для воинскихначальников, для должностных лиц таможенной службы, для служб внешней разведкии охраны государственных деятелей, для начальников частей и подразделенийпограничных войск, а равно для органов контрразведки. В этом нетрудно убедитьсяпри ознакомлении с положениями или иными правовыми актами, регулирующимиполномочия этих органов и должностных лиц. Для них рассматриваемая функция — крайне незначительная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бынеправильно всех их целиком относить к правоохранительным. Из числа органов идолжностных лиц данной группы полностью правоохранительными можно было бысчитать, пожалуй, лишь органы внутренних дел, для которых борьба спреступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование — основная задача. Именно они сталкиваются с большинством преступлений иадминистративных правонарушений.
В течение длительного временисчиталось бесспорным, что суд является одним из правоохранительных органов,причем основным. Однако в последние годы это положение нередко оспаривается.Высказывается мнение, что суды не следует относить к правоохранительныморганам. Они-де являются органами судебной власти, и их нельзя включать в одну“команду” с органами прокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутреннихдел и т. д.). Суды должны быть независимыми и от них, подобно тому как судебнаявласть должна быть независимой и от законодательной, и от исполнительной. Врассуждениях такого рода есть свой резон. Но их сторонники упускают из виду покрайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того илииного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения егонезависимости и подчинения другим однородным органам. К примеру, факт отнесенияорганов юстиции к правоохранительным не должен вести и не ведет к ихзависимости от органов внутренних дел или прокуратуры. Во-вторых, исключениесудов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того,что они уполномочены заниматься охраной права. Это уже совсем лишено логики.Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, именно ту власть,которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти,должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветвигосударственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силукоторого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на стражеправа. И данное положение практически никто не оспаривает.
По давно сложившейся традиции врамках дисциплины “Правоохранительные органы” принято изучать адвокатуру, азаодно и иные организационные формы оказания юридической помощи и ведениязащиты по уголовным делам, хотя их едва ли можно называть органами, тем болеегосударственными. Они представляют собой негосударственные образования,создаваемые для того, чтобы содействовать охране прав и законных интересовчеловека и гражданина, государственных и негосударственных учреждений. Другимисловами, их задачи в значительной мере сходны с задачами государственныхправоохранительных органов.
Ведущее место среди них занимаетадвокатура с ее коллегиями адвокатов — добровольными объединениямиюристов-профессионалов, призванными выполнять важную правоохранительнуюфункцию. К адвокатуре близко примыкают иные формы оказания юридической помощи,в том числе защиты по уголовным делам, получающие все большее распространение впоследние годы. Это кооперативы и иные виды предпринимательской деятельности,берущие на себя выполнение адвокатских функций.
§ 3. Предмет и система дисциплины“Правоохранительные органы”
Известно,что предмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом техвопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии стакой общей установкой и определяется предмет преподаваемой в юридическихвысших учебных заведениях дисциплины “Правоохранительные органы”.
В значительной мере содержаниепредмета уже раскрыто в предыдущих параграфах данной главы учебника. Онвключает сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющихправоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственныхобразованиях, призванных содействовать такого рода деятельности. Среди этихсведений центральное место, естественно, занимают те, которые даютпредставление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и оконкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующихорганов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главныхполномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственныммеханизмом. Внимание фокусируется также на порядке подбора и расстановки кадровсоответствующих органов, их ответственности.
С учетом этого дисциплину“Правоохранительные органы” можно было бы определить как такую, в рамкахкоторой изучаются основы организации и наиболее существенные направления изадачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и инымиорганами государства.
В учебные планы юридическихвузов уже давно включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристамисходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции и расследования дел опреступлениях, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях,связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности иправопорядка, охрану прав и законных интересов государственных инегосударственных организаций, отдельных лиц. Их цель — предоставление минимумазнаний об основных учреждениях, призванных обеспечивать реализацию правовыхпредписаний, а равно в целом о механизме правоприменения.
До революции 1917 г. вбольшинстве юридических учебных заведений эта дисциплина не преподавалась каксамостоятельная. Данные о судах и иных связанных с ними органах, их основныхполномочиях обычно сообщались студентам в рамкахдругих дисциплин — гражданскогои уголовного процесса. Но уже тогда были попытки ввести для изучения данныхтакого рода самостоятельную дисциплину под названием “Судоустройство”.
В первые десятилетия послеОктябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение. Называлиее по-прежнему — “Судоустройство”. И такое наименование в тех условиях быловполне оправданным, поскольку существовавшее тогда законодательство осудоустройстве комплексно регламентировало основы организации и деятельности нетолько судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, аравно некоторых других органов. Такими были, например, Положения осудоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг. Наименование дисциплиныпрямо отражало благие намерения хотя бы декларировать ведущую роль суда средиправоохранительных органов, а также тот факт, что в те времена следственныйаппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судахвыполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений.
Как известно, по мереформирования командно-административной системы с ее централизмом и подчинениемвсего государственного аппарата непосредственно Центру претерпели существенныеизменения организация и полномочия прокуратуры. Она стала строгоцентрализованным учреждением, уполномоченным надзирать и за деятельностью суда,влиять на его решения. В таких условиях все больше зрело мнение, что изложениеданных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины,именуемой “Судоустройством”, лишено логики. Поэтому предлагалось изменить этонаименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры. Этопроизошло в середине 50-х гг., когда вместо “Судоустройства” в учебные планыюридических вузов была включена дисциплина “Организация суда и прокуратуры вСССР”. Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца70-х гг., когдаее еще раз изменили и стали называть “Суд и правосудие в СССР”. Но на этомпоиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. онаполучила еще одно название — “Правоохранительные органы в СССР”. В 1992 г. поизвестным причинам из него “исчезло” упоминание СССР, а в наши дни началисьэксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетиясоветского периода, но без существенного изменения содержания этой дисциплины.
Предпринятым в 1988 г.изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплинудостаточно полных сведений не только о каком-то одном или двухправоохранительных органах — судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку всеони взаимосвязаны. В результате в учебной программе и учебной литературебольшее внимание вполне обоснованно стало уделяться органам юстиции, органамвнутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследоватьпреступления.
Однако в целом системадисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваютсянекоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия исодержания правоохранительной деятельности, круга государственных инегосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности,некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительныхорганов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.
В полном соответствии спризнанием особой роли правосудия и иной деятельности судов в реализациизамыслов, направленных на придание нашему государству правового облика, значительноевнимание уделяется раскрытию понятия правосудия и его демократических основ(принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом,характеристике организации и главных полномочий всех звеньев общих, военных иарбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведенабольшая часть тем.
Система дисциплины охватываеттакже темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов,прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению ирасследованию преступлений, оказанию юридической помощи, а вместе с этим ипостроению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.
§ 4. Соотношение дисциплины “Правоохранительные органы” с другимиюридическими дисциплинами
“Правоохранительные органы” — один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения оправоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах ииных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости сосведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении рядасмежных дисциплин.
К числу последних можно было быотнести “Конституционное право”, в рамках которого наряду с освещением многихдругих проблем дается общая картина роли и места правоохранительных органов всистеме всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними,определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности.Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, конституцийреспублик в составе Российской Федерации, других российских законов, в томчисле положений, содержащихся в главах 11 и VII первого раздела Конституции РФ,специально посвященных правам и свободам человека и гражданина, правосудию.
Немало точек соприкосновенияимеет рассматриваемая дисциплина и с дисциплиной “Административное право”,одной из задач которой является изучение закономерностей организации ифункционирования всех органов государственного управления (исполнительныхорганов). Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции РФ,Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения своиправоохранительные функции осуществляют одновременно с функциямиуправленческими (исполнительными). В связи с этим некоторые аспекты ихорганизации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходимоеосвещение в курсе “Административного права”. Там же даются подробные сведенияоб основных правилах применения административной ответственности засоответствующие проступки.
Весьма тесно дисциплина“Правоохранительные органы” связана с дисциплиной “Уголовный процесс”, основноеназначение которой — глубокий анализ содержания деятельности всехправоохранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях.Эта дисциплина дает представление о том, как должны действоватьправоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновныхв их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равнопри принятии решений о их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственностибыло незаконным. Она также дает ориентацию, как должны строиться возникающие входе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, междуними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершеннымпреступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мерезависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры)производства конкретных действий. И наоборот: содержание деятельностисущественно зависит от решения организационных вопросов, т. е. от того, как,скажем, должны строиться и фактически строятся взаимоотношения между прокуророми следователем, прокурором и судом, адвокатом -защитником обвиняемого иследователем.
“Правоохранительные органы” какучебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом “Гражданский процесс”,который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, нотакой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел — дел обимущественных и некоторых неимущественных спорах (как будет показано ниже, речьидет об очень широком круге дел). Этот курс, в свою очередь, связан с учебнойдисциплиной, в рамках которой изучается порядок разбирательства споров варбитражных судах.
На старших курсах юридическихвузов преподается также “Прокурорский надзор” — предмет, дающий сведения,которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины“Правоохранительные органы” — темы, посвященной прокуратуре и ее органам. Этисведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное– о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и другихнаправлений деятельности прокуратуры.
Не изолирована дисциплина“Правоохранительные органы” и от таких юридических дисциплин, как “Общая теориягосударства и права” и “Отечественная история государства и права”. Познаниемногих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции,внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов,умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике,а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленнымюридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашимисовременниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые длятаких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства иправа, отечественной и зарубежной истории.
'Рекомендуемые правовыеисточники
Конституция РФ — ст. 7, 45, 71,72 и 114.Закон о Конституционном Суде — ст. 1 (РГ. 1994. 23 июля).Закон обезопасности — ст. 1 и 10 (ВВС'. 1992. № 15. Ст. 769).Закон об арбитражном суде- ст. 1 (ВВС. 1991. № 30. Ст. 1013;1992. № 24. Ст. 1353, 1992. № 34. Ст. 1965;1993. № 32. Ст. 1236).Закон о прокуратуре — ст. 1 и 2 (ВВС. 1992. № 8. Ст.366).Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации” от13 марта 1992 г. — ст. 11 (ВВС. 1992.№ 33. Ст. 1912).
В последние годы это официальное издание неоднократнопереименовывалось. До мая 1990 г. оно называлось “Ведомости Верховного СоветаРСФСР”, до февраля 1992 г. — “Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР иВерховного Совета РСФСР”, а до сентября 1993 г. — “Ведомости Съезда народныхдепутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации”. Вапреле 1994 г. ему присвоено наименование “Собрание законодательства РоссийскойФедерации”.
Почти двадцать лет послереволюции 1917 г. у него было еще одно название — “Собрание узаконений РСФСР”.
УПК — ст. 117 и 125.
Положение о Министерстве юстиции- п. 3 (РГ. 1993. 14 декабря).
16-29
Глава 2. Законодательство и иные правовые акты оправоохранительных органах.
§ 1. Общая характеристика иклассификация правовых актов о правоохранительных органах.
Познание основ организации ифункций правоохранительных органов требует изучения значительного количествазаконодательных и иных правовых актов. Сколько их — точно определитьневозможно. Но во всяком случае можно смело утверждать — несколько десятков.Невозможно также точно вычислить и объем таких актов: в некоторых из нихсодержатся многочисленные статьи, параграфы, пункты и т. д.
Такое обилие актов исодержащихся в них конкретных правовых предписаний в значительной мереобъясняется тем, что учебная дисциплина “Правоохранительные органы” касаетсямногих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц. И всеони призваны выполнять в высшей степени ответственную деятельность. В силуэтого требуется особо тщательная правовая регламентация построениясоответствующих организаций, их полномочий и полномочий должностных лиц.Требование тщательности обусловлено в первую очередь стремлением свести кминимуму или полностью исключить вероятность, скажем, судебных или следственныхошибок, которые порой калечат судьбы людей, наносят непоправимый ущерб ихправам и свободам.
Для характеристики массиваправовых актов о правоохранительных органах существенно также то, что в этоммассиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридическойсилы). В нем “соседствуют” и взаимодействуют положения Конституции РФ сположениями конституций республик в составе Российской Федерации, положенияфедеральных законов с положениями законов республик в составе РоссийскойФедерации, указы Президента РФ с постановлениями Правительства РФ, положениямеждународных соглашений с положениями ведомственных нормативных актов и т. д.У названных и других документов свой юридический статус, свое значение. Иданное обстоятельство, естественно, существенно усложняет в целом изучениеюридической базы, на которую опирается система правоохранительных органов.
Преодолению трудностей такогорода призвана содействовать классификация правовых актов, которые всовокупности образуют эту базу.
Осуществлять ее целесообразно,опираясь на два основания. Одно из них — предмет (содержание) группируемыхактов независимо от их юридической силы. Другое — группировка актов по ихюридическому значению.
§ 2. Классификация правовых актов оправоохранительных органах по их содержанию
Всю сумму рассматриваемыхправовых актов в зависимости от их содержания (предмета) можно подраздели


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.