Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Реферат
на тему: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»

Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульскойгубернии в аристократической семье. По отцу он принадлежал к старинному роду,насчитывавшему шестьсот лет и давшему России знаменитых политических игосударственных деятелей, а по матери — к роду Волконских, также прославившихсяв служении Отечеству. Отец Толстого, Николай Ильич, семнадцатилетним юношей в 1812 г. определился в военную службу и воевал с Наполеоном. Он вышел в отставку после Отечественнойвойны и женился на Марии Николаевне Волконской. Быт Ясной Поляны был окутанмногочисленными семейными преданиями и легендами, которыми богаты истории обоихродов. Эти предания впоследствии найдут место в произведениях Толстого,особенно в романе-эпопее «Война и мир». У Льва Толстого было трибрата — Николай, Сергей, Дмитрий, а также сестра Мария. Девушке было только двагода, когда умерла мать, а в 1837 г. скончался и Николай Ильич, и детиосиротели. В 1841 г. их взяла к себе родная сестра отца, Пелагея ИльиничнаЮшкова, жившая в Казани.
В 1844 г. Толстой поступает на факультет восточных языков Казанского университета, но к занятиямотносился несерьезно и провалил экзамены за первый курс. Благодаря протекциитетушки был переведен на юридический факультет, но вскоре оставил университет иуехал в Ясную Поляну. Там он со страстью читает сочинения Руссо и приходит кидее исправления мира через нравственное самосовершенствование каждогочеловека. Воодушевленный этой идеей, он заводит дневник, где анализируетотрицательные стороны своего характера. Это явилось началом той душевнойработы, которой Толстой будет заниматься всю жизнь. Он считает, что осмыслениесобственных слабостей и недостатков ведет к их преодолению, освобождению от них.
Летом 1851 г. жизнь Толстого круто меняется. В отпуск софицерской службы приезжает старший брат Николай и берет Льва с собой наКавказ. В казачьей станице Старогладковской Толстой впервые столкнулся с миромвольных казаков, никогда не знавших крепостного права. Эта вольница обворожилаТолстого, он испытывал желание оставить все и зажить такой же простой иестественной жизнью, как и казаки. Впоследствии он напишет повесть «Казаки»(1863), в которой поведает о том, как трудно человеку цивилизации вернуться впатриархальную простоту, да и само противопоставление естественного, природногоуклада жизни простых людей цивилизации, заимствованное у Руссо, пройдетпрактически через все произведения Толстого.
На Кавказе Толстой начинает работать над художественнойавтобиографией и пишет повесть «Детство», которую отправляет вПетербург в самый популярный тогда журнал «Современник», где она былавосторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. «Детство» явилось первой частью задуманной тетралогии «Четыре эпохи развития».Осуществлены были еще две части — повести «Отрочество» и «Юность»,а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утропомещика». Повесть «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» — в 1857 г. Имя Толстого стало в один ряд с именами лучших русскихписателей того времени. В своей трилогии Толстой отобразил новый художественныйвзгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека,оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с егонезамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттогоспособным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этотдетский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытомвзрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлиннымоткрытием и принес Толстому славу художника-психолога. Толстой делал предметомсвоего психологического исследования не сформировавшийся характер героя, асложнейшее соединение в душе человека различных временных срезов, отражающихэтапы формирования его личности и создающих неповторимый облик каждогочеловека. Присутствующий в душе взрослого детский опыт может служить для негопорой безошибочным критерием в выборе точного поведения и даже способствоватьсамосовершенствованию человека. Детская душа имеет дорогое для Толстогосвойство восстанавливать гармонию с окружающим миром в силу своей чистоты инепосредственности, но взрослый мир затуманивает детское мироощущение и гаситэту способность, приводя тем самым человека к разладу с миром и самим собой.Этот разлад особенно болезненно сказывается в отрочестве, самом сложном периодеразвития личности. Утратившая непосредственную чистоту нравственного чувствадуша отрока становится открытой лишь для восприятия отрицательных сторон жизнии дурных эмоций. Потеряв доверие к миру, человек сосредоточивается на самомсебе, и поэтому рвутся его душевные связи с окружающим.
Но и в этих обстоятельствах нравственное чувство не угасает вчеловеке совсем. Пробуждению души способствует возникновение дружбы испособность к ней. Юность, с точки зрения Толстого, подобна весне с еепробуждением, и поэтому у человека рождается желание восстановить утраченныесвязи с миром, ощущение единения с ним. Но это отнюдь не безоблачный путь.Напротив, идя по нему, человек вынужден преодолевать разнообразные препятствия,прежде всего связанные с душевными противоречиями.
В 1853 г. началась русско-турецкая война, а в 1854 г. Толстого по его просьбе переводят в действующую армию. Находясь в осажденном Севастополе,Толстой наблюдает за поведением простых солдат и матросов и убеждается вколоссальной духовной силе народа, в его высоких патриотических чувствах.Толстой пытается взглянуть на события глазами простого солдата. Приобретенный вэто время опыт дал ему большой материал для романа-эпопеи «Война и мир»,кроме того, им были написаны три рассказа, в которых отразился его эстетическийи этический идеал: «Севастополь в декабре месяце», «Севастопольв мае», «Севастополь в августе 1855 года» (1855, 1856). В финалерассказа «Севастополь в мае» Толстой формулирует свое художественноекредо: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души,которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, естьи будет прекрасен, — правда».
В конце 1855 г. Толстой приехал в Петербург, будучи ужеизвестным писателем. Его творческая манера сложилась в произведениях 50-х гг. «Особенностьталанта графа Толстого, — писал Н.Г. Чернышевский, — состоит в том, что он неограничивается изображением результатов психического процесса: его интересуетсамый процесс, его формы, законы, диалектика души, чтобы выразитьсяопределительным термином». Толстой стремился показать процесс зарождениячувства или мысли, их видоизменения в результате сцеплений с другими чувствамии мыслями, весь сложный путь их становления и оформления. При этом он постоянноподчеркивает неточность и приблизительность любых конечных определений. Такоеизображение душевной жизни обусловливало и новое понимание характера. Тончайшийпсихологический анализ приводит Толстого к мысли, что человек — значительноболее сложное явление, чем это представляется на первый взгляд, и что он всегдатаит в себе возможности духовного обновления. Эта способность к обновлению исаморазвитию всегда находится в центре внимания Толстого-художника. В движениичеловека к нравственной высоте, а не в изменениях социальных или политическихсистем видел он возможности развития и обновления мира. Способность человека кнравственному самосовершенствованию, по мысли Толстого, и есть жизнь, а задачалитературы — научить «полюблять жизнь», как писал он в одном изписем.
Роман-эпопея «Война и мир» (1863—1869). В начале60-х гг. Толстой задумывает роман о декабристе, который возвращается послеамнистии из Сибири в обновленную реформой 1861 г. Россию. Замысел постепенно расширяется. Толстой писал: «Невольно от настоящего я перешелк 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но ив 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его,мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славнойдля России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать современи 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам… В третий разя вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным… Мнесовестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, неописав наших неудач и нашего срама… Ежели причина нашего торжества была неслучайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характерэтот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1856года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже неодного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807,1812, 1825 и 1856 годов».
Погружаясь в историю, Толстой все более приближался ксовременности. Он искал в историческом прошлом России момент, аналогичный тому,что переживала страна после 1861 г. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалое единение всего народа, которое было так необходимо в пореформенную эпоху —эпоху ломки жизненных устоев. Художественным исследованием этого единения ипутей его достижения и занят Толстой в «Войне и мире». Историястановилась инструментом, с помощью которого исследовалась современность.Работа над романом продолжалась шесть лет, и в процессе ее временные рамкипроизведения ограничились 1812—1824 гг.
Напечатанная по частям в «Русском вестнике» книгаимела огромный успех. Сразу стало очевидно, что произведение не укладывается впривычные формы жанра. Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейсяна судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стремилсяТолстой. Необходимо было преодолеть главное разграничение, казавшееся вечным инезыблемым, — разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает,что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сферасемейная или государственная, частная или историческая. Повседневная жизньлюдей опутана целой сетью условностей, которые подчиняют себе человека,вынуждая его руководствоваться в своих поступках не принципами или чувствами, аобщепринятыми нормами; человек зависим от этих условностей, которые заслоняют идаже подменяют собой абсолютные и подлинные ценности жизни. Самой главнойценностью, с точки зрения Толстого, является общечеловеческая связь,подтачиваемая в современном мире враждой между людьми.
Столь же необычной, как ижанр произведения, была композиция. Отсутствие единой сюжетной линии вынуждалоТолстого искать новые приемы скрепления колоссального здания эпопеи в единоецелое. Он изменил роль эпизода. В традиционном романе эпизод представлял собойодно из звеньев в цепи событий, объединенных причинно-следственными связями;будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становился предпосылкойпоследующих. Сохраняя эту роль эпизода в автономных сюжетных линиях своегоромана, Толстой наделял его новым свойством. Эпизоды в «Войне и мире»скреплялись не только сюжетной, причинно-следственной связью, но и вступали вособую связь, которую сам Толстой, говоря о романе «Анна Каренина»,назвал связью «сцеплений». Именно из бесконечных сцеплений состоитхудожественная ткань «Войны и мира». Она скрепляет воедино эпизоды нетолько из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в которых принимаютучастие совершенно разные действующие лица (например, эпизод из первого тома, вкотором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизодиз третьего тома — о встрече парламентера Александра I генерала Балашова с маршалом Мюратом). И таких эпизодов,объединенных не сюжетной, а иной связью, связью «сцеплений», в «Войнеи мире» громадное количество, что обеспечивает произведению с несколькимисотнями действующих лиц и многими, совершенно автономными сюжетными линиямихудожественное единство и целостность.
Кроме того, Толстой помимо обычных персонажей, представляющихсобой полноценные реалистические характеры, создал образы двух персонажей,которые, также будучи реалистическими характерами, несут на себе особуюнагрузку, становясь почти символическими образами. Это образы Кутузова иНаполеона, олицетворяющие два противоположных начала жизни — началообъединяющее и начало разъединяющее. И к этим образам в той или иной степенитяготеют практически все персонажи «Войны и мира», разделенные темсамым на людей «войны» и людей «мира». Таким образом, «Война»и «мир» у Толстого — это два универсальных состояния человеческогобытия, жизни общества.
Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущностьсовременной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильнойличности. Именно этот культ и вносит в современную жизнь разобщенность ивсеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образеКутузова, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакойличной цели и в силу этого умеющего угадывать историческую необходимость исвоей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону толькокажется, что это он управляет историческим процессом. Но история развивается посвоим собственным законам, независимо от воли людей.
Кутузов у Толстого олицетворяет начало народное, народ жепредставляет собой духовную целостность, опоэтизированную автором «Войны имира». Эта целостность возникает только на основе культурных преданий итрадиций. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единствокоторой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такуютолпу представляет собой наполеоновская армия, идущая на Россию, а также люди,растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на гибель.
Общество, в котором восторжествовало начало «войны»,распадается, теряет единство, его представители живут эгоистическими интересами.Именно таким изображает Толстой высшее общество Петербурга, воплощениемсущности которого является семейство Курагиных. Всеобщий хаос мучителен длягероев романа. Ситуация «мира», напротив, вносит в жизньосмысленность и единство, приводя личный интерес в согласие с интересомвсеобщим. Такая ситуация и возникает в России в 1812 г.
Это всеобщее единение окажется искомым для Андрея Болконскогои Пьера Безухова. Их жизненные пути свидетельствуют о поисках преодоления личногои общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Тем неменее это не снимает важнейших различий между ними.
В начале жизни князьАндрей, найдя кумира в Наполеоне, обособляет себя от других людей. Его мечта ославе героя соответствует духу русской культуры XVIII в., когда герой мыслился непременно на пьедестале.Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произойдетна Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнутся в ходе военных действий среальной жизнью и бытом войны, и Андрею откроется героическое начало вневзрачном капитане Тушине. Замкнувшегося в ограниченном семейном миреБолконского из состояния душевной апатии выведет Пьер Безухов, который посетитсвоего друга в счастливую для себя пору жизни. Пьер в зените своего увлечениямасонскими идеями уверен, что нашел смысл жизни. Его воодушевление передастся иАндрею, который вновь почувствует вкус к активной деятельности (символичны двевстречи князя Андрея со старым дубом по пути в Отрадное и обратно). Однако иновая жизнь Андрея, протекающая в высших сферах государственной бюрократии,искусственна. Это откроется Андрею благодаря встрече с Наташей Ростовой набалу. Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же даетчитателю почувствовать, что они не предназначены друг для друга, что простоесчастье не для Болконского.
Поворотным окажется в жизни и Наташи, и Андрея Болконского1812 год. Во время Отечественной войны князь почувствует и поймет законностьсуществования интересов других людей. Это понимание проявится в его видениипричин успеха в войне, который, как он считает, определяют не численностьвойска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет вкаждом солдате. Так изменятся представления Андрея Болконского о движущих силахистории. Но полностью воспринять миропонимание простых солдат князь Андрей всеже не в силах. В момент смертельного ранения он испытывает страстный порывжизнелюбия. Знаменательно, что на Аустерлицком поле символом всеобщего единениядля него становится небо, а на Бородинском — земля. Но земля так и не даласьАндрею. Восторжествовало небо с его всеобщей любовью, а не земля, котораяпроявилась в конкретной любви к Наташе.
В жизненных исканиях Пьера Безухова также поворотным моментомстанет 1812 год. Но Пьер в своем стремлении жить общей жизнью перешагнет тотрубеж, на котором остановился князь Андрей. Солдаты примут его в свою семью, ион почувствует себя одним из них. Духовное перерождение Пьера довершают плен изнакомство с Платоном Каратаевым. В Каратаеве Пьера покорит любовь к миру безмалейшей примеси эгоистического чувства. Каратаев станет для Толстого символом «мирных»свойств русского крестьянского характера, олицетворением простоты и правды.Общение с ним даст Пьеру более глубокое понимание смысла жизни, основанной налюбви к Богу, который и есть жизнь, а жизнь есть Бог.
Пройдя через лишения плена и восприняв каратаевский взгляд намир, Пьер делает вывод, что несчастья на земле происходят не от недостатка, аот избытка, в том числе подавляющего преобладания интеллектуального начала всовременной цивилизации, в результате чего человек утрачиваетнепосредственность в восприятии земного существования.
Обновляющее влияние на интеллектуальных героев «Войны имира» оказывает Наташа Ростова. Наташа никогда не задумывается над смысломжизни и не пытается постичь его рационалистическим путем. Для нее этот смыслскрыт в самом процессе жизни и не существует вне его. В ее образе воплощенылучшие свойства женской натуры, гармония духовного и телесного. Нравственноечувство Наташи естественно, а не отвлеченно, она обладает даром интуиции.Живость и непосредственность Наташи, ее интуитивное понимание подлинныхценностей жизни привлекает к ней людей. Графинечка Наташа обладает истиннорусской душой, что помогает ей естественно чувствовать себя в самых разныхситуациях (вспомним ее русскую пляску в доме дядюшки и желание помочь раненым вБородинском сражении, передавшееся всем Ростовым).
Вместе с тем непосредственность Наташи таит в себе опасностьи может толкнуть ее на необдуманные поступки. Свободная от внешних условностей,она оказывается способна преступить нравственные границы — в этом причина еесближения с Курагиным. Пагубен как избыток интеллекта, приглушающий в человекенепосредственное чувство жизни, так и стихийная жизненная сила, неконтролируемая разумом. В союзе Наташи и Пьера Толстой пытается найтигармоничное сочетание этих качеств.
Эпилог «Войны и мира» представляет собой соединениепод крышей лысогорского дома в одной семье разрозненных прежде начал,олицетворенных в семьях Ростовых, Болконских и Безуховых. Эпилог звучит какгимн семье, являющейся, по Толстому, высшей формой единения между людьми.
Роман «Война и мир» стал ответом Толстого насложившуюся в пореформенной России культурно-духовную ситуацию, требовавшую,как и в 1812 г., единения всех сил народа для преодоления того кризиса, вкотором оказалась страна.
Исследованию утратыдуховных связей между членами семьи и, как следствие этого, распаду самой семьипосвящен роман «Анна Каренина», над которым Толстой работал в 1873—1877 гг. Две сюжетные линии лежат в основе этого произведения: историяраспавшейся семьи Анны Карениной и родившейся семьи Константина Левина. БракАнны с духовно чуждым ей сановником Карениным построен не на основе любви инеизбежно обречен на крушение. Толстой осуждает общественную мораль, прощающуюсупружеские измены, но не прощающую свободную и искреннюю любовь. Драматичнажизнь семьи без любви, но не менее драматичен и распад семьи.
Распад семьи Карениных, который, по мысли Толстого, знаменуетсобой духовный кризис современной цивилизации, распад духовных ценностей, атакже драматизм любви Анны к Вронскому показаны на фоне отношений КитиЩербацкой и Левина, построенных на основе духовного единения. Константин Левинявляется героем автобиографическим. Для него первооснова жизни —земледельческий труд, которому он предан. Спасение от лжи современнойцивилизации он видит в нравственном перерождении человечества.
Свои взгляды на основы современногообщественно-государственного строя России и критику этого строя Толстой изложилв ряде философско-религиозных работ 80—90-х гг.: «Исповедь», «Такчто же нам делать?», «Царство Божие внутри нас», «В чем моявера?» и др. В этих работах он подверг сокрушительной критике всеофициальные социальные институты, включая церковь. Он создал собственноерелигиозно-этическое учение, нашедшее последователей, которых называли «толстовцами».Они покидали города, организовывали земледельческие колонии и занимались распространениемтолстовского учения. Последователи Толстого появились во многих странах.
В 1899 г. был опубликован роман «Воскресение» — одноиз крупнейших произведений мировой реалистической литературы, отразившееширочайшую социально-нравственную проблематику. Через образ князя Нехлюдова,порвавшего со своим классом, автор показывает конфликт двух миров — имущих инеимущих, поднимает тему моральной ответственности человека за свои поступки.История духовного падения Нехлюдова, связанного с отказом от чувства стыда ипревращением человека в обезличенное, грубое и эгоистичное существо, а такжеего медленного и мучительного «воскресения», т.е. обретения подлинночеловеческой сущности, составляет сюжетную основу романа. Чувство вины передКатюшей Масловой постепенно перерастает у Нехлюдова в чувство вины передобездоленным и страдающим народом, стыд за себя — в стыд за всех людей своегокруга. Собственная вина представляется ему частью общей вины всего дворянскогосословия. Толстой выступает за неизбежность коренного преобразования всейрусской жизни, но преобразование это он видит только ненасильственным.
Гений Л.Н. Толстого — художника и мыслителя отразил жизненныепроцессы всемирной важности во всей их сложности и противоречивости. И сам онне был сторонним их наблюдателем, стремясь соединить собственное учение собразом жизни. Переживаемая им духовная драма побудила его на закате дней тайнопокинуть Ясную Поляну. В дороге он заболел воспалением легких и скончался.Смерть Толстого стала событием, потрясшим не только Россию, но и весь мир.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.