Создание коллектива осужденных является важным фактором вперевоспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегдапроисходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным,правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. Всоответствии с этим деятельность воспитателя в значительной мере и направленана организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляетоднообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей,личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. Присоздании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступнойдеятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся отношения кмерам воздействия, труду, режиму и т. д.
Этот принцип должен соблюдаться применительно к различнымгруппам осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колониикаждого типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкиегруппы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, какправило, учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общиеинтересы по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существеннуюпомощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, которыйформирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в своюочередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив'.
Процесс создания коллектива сопровождается постояннымизучением каждого из членов, продолжением отбора и изменением этих группЗначительный интерес в этом отношении представляет воспитательная деятельностьА.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматри-
'См.: Глоточком АД., Пирожков В.Ф.Психологические основы режима. М., 1968, с. 9.
вал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя сточки зрения социальной и человеческой ценности»'.
Для того чтобы правильно воздействовать на коллективзаключенных, каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о егоструктуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о местеличности в данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив.Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимаютактивное участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самоеглавное, активными действиями способствуют перевоспитанию других осужденных.Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательнуюработу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали напуть исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но пособственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегиисвоего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейсяситуации.
Последней является группа тредновоспитуемых, к которымотносятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся отучастия в трудовом процессе, стремящиеся активно противодействоватьположительному воспитательному воздействию администрации и активной частиосужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающедействовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать наотдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их вдругие, более сильные подразделения и коллективы.
Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не толькопрямо и непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей сторонеона находится, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.Малые группы возникают самостоятельно, независимо от администрации, какправило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой стадииего развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании осужденныхони играют особую роль: в них создается тот «микроклимат», который оказываетнередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей силой здесь действуютмеханизмы подражания, соперничества и самоутверждения. В малой группевоспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповымиинтересами, повседневными традициями.
'МакаренкоА.С.Соч. Т.1,М., 1957. с. 241.
Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом иличностью осужденного, всегда стоит малая группа. Возникнув, она проходитсвой путь развития, внутри группы создается определенная структура,выражающаяся в установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждойиз этих групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. Втакой группе всегда имеется лидер, вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группес положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские отношения,проявляются взаимные симпатии. В процессе организации и становленияотрицательно направленной малой группы часто возникает нездоровоесоперничество, а порой и борьба между отдельными лидерами. Побеждает тот, ктосумеет подчинить себе остальных осужденных. Захватив лидерство, вожакперестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную работу он поручаетдругим осужденным, оставляя за собой функцию организатора. Ни о какой истиннойдружбе между членами отрицательно направленной малой группы не может быть иречи.
Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно многообразны:
от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут бытьочень длительными, до открытых столкновений интересов, до групповых аффективныхдействий.
Каждый конфликт в своем развитии проходит ряд стадий: 1)начало, характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновениеминтересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2) формирование конфликтныхотношений; 3) открытое столкновение конфликтных сторон; 4) разрешениевозникших противоречий. Все это важно знать для профилактики, предупреждения иразрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов всех индивидов,особенно психопрофилактика, имеет важное значение для исправления иперевоспитания осужденных.
Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будетосу-, ществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания,сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер поотношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более серьезныхи всесторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкогоспектра психолого-педагогических методов воздействия на личность, группу,коллектив осужденных. Перспективным является исправление правонарушителя черезисповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что создает предпосылки дляподлинной перестройки личности, ее ресоциализации и создания перспективы длясоциальной адаптации.
Вряде ИТУ достигаются заметные успехи в ресоциализирующей деятельности, особеннотам, где администрация и персонал приобщаются к опыту и теоретическомунаследию известных педагогов и психо-логов, где образуется сплоченный коллективквалифицированных сотрудников, формируются механизмы социально адаптированнойгрупповой интеграции в среде заключенных, создаются перспективы личностногосамоутверждения, определяются перспективы исправления, сопровождающиесяполучением определенных льгот, создается перспектива будущего.
§ 3. Методы психологического воздействияна осужденных в процессе их перевоспитания
Процесс создания коллектива в колонии во всех случаяхпроходит при активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться кукреплению самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимостии взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание воздействияна каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Это определяетразвитую систему и специфичность тех методов воздействия, которые должныприменяться в ИТУ. Все методы по возможности должны обеспечивать определенноевоспитательное воздействие одновременно и на конкретную личность, и насоздаваемый коллектив; должны переплетаться и дополнять друг друга. Мерывоздействия со стороны воспитателя направлены на коллектив, а в условияхколлектива эти меры уже оказывают свое действие на каждого осужденного. А.С.Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеемдела. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействияименно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом делемы имеем дело с личностью, не утверждая, что до личности нам нет никакогодела»'.
Воздействие на коллектив, использование коллектива длявоздействия на отдельную личность не исключает и целенаправленного личностноговоздействия воспитателя на каждого отдельного осужденного. Для этогоприменяются следующие основные методы.
Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведенияиндивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает в себе целиизучения и воздействия на личность.
Во время бесед разъясняются сущность и конечная цельдействий администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поняли,что цели действий администрации полностью совпадают с их собственнымиинтересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себепереходный период к жизни и деятельности в об-
' Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с.169.
щем коллективе российских граждан. Эти знания будутспособствовать направленности их деятельности, волевых и интеллектуальныхспособностей на достижение таких промежуточных целей. Создается отрицательноеотношение осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге ипривело его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения ксвоему прошлому поведению не может создаться новое отношение ктруду, к жизни,новое мировоззрение.
Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувствасовести и т. п.
Метод регулирования психических общений. Воспитатель имеетбольшую возможность влиять на психические общения, регулировать те из них,которые складываются у осужденного с работниками колоний, с другимиосужденными, с родными, близкими ему людьми.
Воспитательное воздействие представителей общественныхорганизаций и коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранееотбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданамироссийского общества.
Особое значение имеет осуществление контакта осужденного ссемьей, который во многом способствует выработке у него положительных качеств,изменению его отрицательных психических состояний. В этом немаловажная рольпринадлежит и воспитателям колонии, которые должны обеспечить в необходимыхслучаях связи с семьей, соответствующее отношение членов семьи к осужденному.Особенно важно правильно использовать в целях воспитательного воздействиясвидания с родственниками, которые надо тщательно подготавливать. Перед свиданиемвоспитатель информирует их о тех изменениях, которые произошли в психологииданного осужденного, о возможных путях укрепления в нем положительныхинтересов, качеств, тактично подсказать наиболее целесообразную линию ихповедения при свидании и т. д. Для достижения целей перевоспитания воспитательдолжен использовать все психические общения, в которые вступает осужденный.
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемаяинформация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению егосоциального опыта, получению и переработке им сведений, которых он раньше неполучал, и т. д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень важнособирать" сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее время,как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше работал. Нанаглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил вред государству,коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы его дети рослинормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на выработку твердогорешения перевоспитываться, повысить активность в труде, скорее вернуться кнормальной жизни.