Основнаяработа Г. Кельзена (1881--1973), австрийского философа права, последние годыжизни которого прошли в США, называется “Чистая теория права” (1934, 2-е расшир.изд. 1960).
Подэтим названием строилась такая теория позитивного (т. е. существующего идействующего) права, которая, в обеспечение своей “чистоты”, отказываетсязаранее от познавательных усилий в отношение всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. Пределы подобного ограничения предмета научногообсуждения должны быть, по авторскому замыслу, отчетливо зафиксированными. Иэта фиксация должна охватить следующие два направления: специфическая испециальная наука права (т. е. та дисциплина, которую обычно именуютюриспруденцией) должна различаться и обособляться от философии справедливости,с одной стороны, и от социологии (познания социальной реальности), с другойстороны.
Еслисоотнести предмет чистой теории права и философии справедливости, то окажется,по толкованию Кельзена, что чистая теория права как наука не в состоянииответить на вопрос “что такое справедливость?”, потому что этот и другиесвязанные с ним вопросы не могут быть (по принципиальным методологическимсоображениям) раскрыты “научно”.
Универсальнымлогическим предположением ( и оправданием) значимости позитивного права, “егообязательности и действенности” является так называемая основная норма. Этанорма призвана вводить все официальные действия должностных лиц в контекстправопорядка, а также придавать правосоздающим актам должностных лиц и гражданобщезначимый характер. Суть этой теоретической конструкции Кельзен передает припомощи аналогий. Так, основную норму можно представить как “самую первую изконституций” (с учетом формулы “конституция как основной закон государства”). Подобная норма существует в любой религиозной системе, и она подразумевает, чтонекто должен вести себя как бог и что власти устанавливаются по егосоизволению. “Сходным образом Основная Норма порядка предписывает, что кто-тодолжен вести себя как “отцы” конституции и что подобные лица прямо или косвенноуполномочены (делегированы) на это требованием (командой) самой конституции”.
Втрактовке соотношения права и власти, права и государства позитивистскаятрадиция проступает наиболее отчетливо, в особенности в выводе о том, чтоправо, согласно чистой теории права, есть “специфический порядок илиорганизация власти”. Государство выступает в двух измерениях-- как господство икак право. По характеристике Кельзена, подобное восприятие государства наиболееплодотворно в социологической теории, где государство выступает такимотношением, в котором “некоторые” приказывают и правят, а другие подчиняются иуправляются. Но это-- социология государства, а юрист в состоянии описатьсоциальную реальность без tepmiqla “государство” либо употребляя этот термин вспецифическом несоциологическом смысле. Например, в карательной сферезаконодательства плодотворно обсуждение “права государства” по отношению кпреступникам и, с другой стороны, в некоторых отраслях можно обнаружить “правапротив государства”-- в гражданском праве, конституционном, административном,так называемом публичном праве.
Внамерении представить теорию права обособленной от моральной философии(философии справедливости) или от социологии подход Кельзена в принципе малочем отличается от аналогичной установки аналитической юриспруденции Док.Остита, с той лишь разницей, что он несколько обновил терминологическое оправдание правоведения как науки эмпирической (в противоположностьметафизической) и как науки “социально-технической” ( в противоположностьполитико-идеологической, каковой, по мнению Кельзена, была сфера традиционнойюриспруденции).
Обсуждаявопрос об обособлении предмета общественных дисциплин, Кельзен тем не менее немог обойти признанием тот факт, что право в его реальности (как регуляторповедения) и долженствовании характеризуется таким свойством, какрезультативность и действенность, и что по-другому все это называется властьюправа (закона). И хотя право и власть не одно и то же, само по себе право неможет существовать без власти, а потому право и трактуется чистой теорией правакак “специфический порядок власти или организация власти”. С точки зрениясоциологической и государство следует воспринимать “ законным правовымпорядком”, при котором одни приказывают и правят, а другие подчиняются иуправляются. С теоретической точки зрения правоведения, социальная реальность может быть описана и без терминов “государство”, “правопорядок”. Однако такоевозможно лишь там, где поведение мысленно оценивается при помощи нормативнойсистемы обязывающих и предписывающих норм права, причем права в его трактовкенормативной юриспруденцией как системы важнейших норм. Такие процедуры оценоки характеристик и составляют объект социологической юриспруденции.
Своюпозицию в отношении естественно-правовых концепций Кельзен высказал в статье1949 г. “Доктрина естественного права перед трибуналом науки”. В самом общемвиде школу естественного права следует воспринимать как носительницу доктрины,предлагающей определенное решение вечной проблемы справедливости. По-другомуможно сказать об этом же, что доктрина пытается ответить на вопрос, чтоправильно и что неправильно во взаимоотношениях людей. При этом исходят изпосылки, что можно различать, что естественно в поведении человека и чтонеестественно, следовательно, против природы. Прирожденные права-- это толькоправа, которые законами человеческими ни установить, ни отменить невозможно, аможно только защитить и обеспечивать.
ВозраженияКельзена против естественно-правовой аргументации сводились к следующему.Во-первых, происходит смешение существенных различий между научнообщепризнанными законами природы и правилами этики и юриспруденции. Далее,оценки поведения человека или функционирования социального института как“естественного” 'означает всего лишь то, что они соответствуют тем нормам,которые базируются на субъективной оценке-- позиции определенного мыслителя,принадлежащего к естественно-правовой школе. Но дело в том, что в реальнойжизни мы имеем дело фактически не с одной доктриной естественного права, а сомногими доктринами, проводящими нередко противоположные принципы. Например,очевидна ошибка Гоббса, считавшего, что власть государства, основанная всоответствии с законами природы, является абсолютной, т. е. неограниченной.Дж. Локк и Ж-Ж. Руссо эту же власть воспринимали и толковали по-другому.
Тягак естественно-правовой доктрине, по Кельзену, коренится в психологическойпотребности оправдать субъективные ценностные решения и попытаться выдать их заоснованные на объективных принципах, на истине и т. д.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/