МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
РЕФЕРАТ
Подисциплине: “Основы права”
Натему: “Конституционное право в системе права Республики Беларусь”
Выполнила
студентка группы ПИ 221
Сохарь Елена Юрьевна
Минск 2003
СОДЕРЖАНИЕTOC o «1-4» h z u
ВВЕДЕНИЕ. PAGEREF _Toc56258649 h 3
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ PAGEREF _Toc56258650 h 5
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ. PAGEREF _Toc56258651 h 8
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА PAGEREF _Toc56258652 h 11
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. PAGEREF _Toc56258653 h 15
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО… PAGEREF _Toc56258654 h 18
ЛИТЕРАТУРА… PAGEREF _Toc56258655 h 20
ВВЕДЕНИЕ
Существует три понятия конституционного права:
· конституционноеправо как отрасль права;
· конституционноеправо как наука;
· конституционноеправо как учебная дисциплина.
Предметы этих понятий имеют отличия.
Предметом конституционного права какотрасли права являетсясовокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные,основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе,формах власти, политической системе, государственном устройстве,взаимоотношениях между государственными органами, между государственнымиорганами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, оправовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.
Если, с одной стороны, конституционное право интегрирует(т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для нихюридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные положения.Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь,являясь его логическим центром, вокруг которого расположены другие отраслиправа.
Для раскрытия сущности конституционного права и егоэффективности необходим анализ политических, социально-экономических процессови обобщение реальной жизни как итога его реализации. Только таким путем можнодать оценку этой отрасли права.
Источники конституционного права в юридическом смысле — это формы (правовыеакты), в которых закрепляются нормы права.
Среди правовых актов как форм (источников) конституционногоправа следует назвать Конституцию, международные договоры, законы, декреты,указы, постановления и другие правовые акты.
Основным источником конституционного права являетсяКонституция. Ее положения всегда являются первичными, учредительными.Конституция — это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той илииной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционныеположения. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признакправового государства. Конституция является базой для развития отраслевогозаконодательства и в то же время решает основные вопросы развития общества.
Содержание нынешней Конституции Республики Беларусьсвидетельствует о стремлении закрепить в ней нормы прямого действия, которыемогли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.
Предметомконституционного права как науки является совокупность знаний, взглядов,разработанных концепций, идей, представлений:
· онормах конституционного права, их назначении,цели, воздействии на политические,экономические и социальные процессы;
· обэффективности норм права, их реализации,совершенствовании, взаимодействии с нормами других отраслей права(административного, финансового, гражданского, хозяйственного, трудового и др.);
· оботмене устаревших норм и выработке новых, о государственно-правовых отношениях,через которые реализуются нормы конституционного права;
· онаучном определении компетенции всех основ государства;
· овысоком реальном правовом статусе граждан демократического общества игосударства.
Таким образом, само существование данной юридической наукиобусловливается наличием конституционного права как отрасли права. Это наука оконституционном праве как отрасли права.
От уровня науки конституционного права зависит уровеньотраслевых правовых наук.
Источниками конституционного права как науки являютсянаучные труды политических деятелей мира, дореволюционных русских ибелорусских ученых-юристов, ученых союзных республик бывшего СССР, современныхученых СНГ и дальнего зарубежья в области конституционного права.
Предметом конституционного права как учебной дисциплиныявляется методически обоснованная учебная литература, объясняющая теориюконкретных проблем науки конституционного права, его отдельных правовых институтов,а также даюшая толкование содержанию нормативных актов и практике ихреализации.
Таким образом, учебная дисциплина как бы объединяет науку,нормы конституционного права и процесс их реализации.
ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На протяжении истории развития Беларуси как суверенногонезависимого государства было принято пять конституций.
Первая Конституция Социалистической Советской РеспубликиБелоруссии была принята Iсъездом Советов Белоруссии 3 февраля 1919г. Вторая КонституцияБССР утверждена VIIIВсебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 г. Третья принята 19 февраля 1937г. вторым Чрезвычайным съездом Советов БССР. Четвертая Конституция (ОсновнойЗакон) БССР принята 14 апреля 1978 г внеочередной девятой сессией ВерховногоСовета девятого созыва. В этих конституциях проявлялся принциппреемственности, то есть многие положения воспринимались вновь принимаемымиконституциями: формы органов государственной власти, суда, прокуратуры;вхождение БССР в качестве субъекта федерации СССР и др.
Все предыдущие конституции в той или иной степенизакрепляли такую организацию государственной власти, которая имела явновыраженный тоталитарный аспект. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституциюприходилось беспрерывно обновлять, причем не только ее отдельные статьи, но иразделы, главы. Особенно это коснулось основ общественного строя, положений,относящихся к организации и деятельности органов государственной власти,статуса политических организаций. Раздел, посвященный правам и свободам, такженеобходимо было принципиально совершенствовать.
В конце 80-х — начале 90-х годов в общественном сознании сновой силой встала проблема обретения республиками бывшего СССРгосударственного суверенитета, устранения монополии одной партии на власть идр. Совершенно иначе стали восприниматься ценности демократии, права и свободыграждан, роль государства в их обеспечении.
Огромное значение для принятия пятой Конституции имелаДекларация Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете,положения которой учитывались при подготовке проекта.
Конституционная комиссия, созданная Верховным Советом летом1990 г… внесла в ноябре 1991 г. на рассмотрение седьмой сессии ВерховногоСовета подготовленный проект новой Конституции республики. В процессеподготовки проекта для рассмотрения на седьмой сессии было изучено околопятисот поступивших предложений и замечаний, из которых более сотни былоучтено.
11 ноября 1991 г. Верховный Совет принял постановление попроекту Конституции Республики Беларусь. Основные положения проекта былиодобрены. Решено было опубликовать проект в печати для обсуждения народом, аисполнительно-распорядительным органам местных Советов депутатов порученообеспечить тщательный учет и обобщение предложений и замечаний, внесенных попроекту трудовыми коллективами, общественными объединениями, гражданами, инаправлять их не позднее первого и пятнадцатого числа каждого месяца вВерховный Совет Республики Беларусь. Итоги обсуждения проекта Основного Законадолжны освещаться республиканскими средствами массовой информации. Впостановлении дано поручение Конституционной комиссии доработать проектКонституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами ВерховногоСовета Республики Беларусь, а также поступивших в ходе народного обсуждения, ивынести его на рассмотрение сессии Верховного Совета.
Предложения и замечания стали регулярно поступать вКонституционную комиссию, ее рабочую группу, где они систематическианализировались и, если заслуживали того, включались в проект. Многоинтересных предложений, критических замечаний было высказано на страницахпечати. По непринятым предложениям и замечаниям указывались мотивы невключенияв текст. В Конституционную комиссиюпоступило несколько авторских проектов Конституции, и хотя они не составилидостойной альтернативы официальному проекту, некоторые идеи их авторов быливосприняты Безусловно, обсуждение проекта новой Конституции принципиальноотличалось от аналогичного обсуждения Конституции 1978 г.
Сейчас какого-либо давления сверху по поводу обсужденияпроекта гражданами, трудовыми коллективами не было. Это привело к тому, чтозначительно больше было конкретных предложений. Они касались основ конституционногостроя, прав и свобод граждан, системы органов государственной власти и др. Состороны руководства Верховного Совета было высказано лишь пожелание местныморганам государственной власти провести сессии, где и обсудить проект новойКонституции. В результате выполнения этой работы много интересных идей поступилоот местных Советов депутатов.
Следует отметить, что в конце 1991 г. и в 1992 г. произошломного изменений, которые повлияли на темпы и содержание работы над проектомнового Основного Закона Беларуси. Как известно, 25 августа 1991 г. Декларации о государственном суверенитете былпридан статус конституционного закона, нормы которого обладали даже болеевысокой юридической силой, чем Конституция 1978 г. Декларация, как было записано в ст. 12, является основой для разработки новойКонституции. 8 декабря 1991 г. было заключено Соглашение о создании СодружестваНезависимых Государств. К десятой сессии проект дважды публиковался для народногообсуждения (в декабре 1991г. после обсуждения на седьмой сессии и в августе1992 г. с учетом замечаний, высказанных в ходе народного обсуждения).Опубликование проекта для обсуждения оживило дискуссию в обществе по ОсновномуЗакону страны. В Конституционную комиссию к десятой сессии поступило болеесеми тысяч предложений и замечаний граждан, высказавших их в печати, но радио,телевидению, на собраниях и в письмах. Несмотря на отдельные критическиезамечания, большинство лиц и органов, высказавших свои замечания в целомодобрительно отнеслись к проекту.
Постановлением Верховного Совета от 5 февраля 1993 г. было порученоКонституционной комиссии и ее рабочей группе по итогам обсуждения доработатьпроект Конституции с учетом предложений и замечаний, высказанных депутатами.
Историческое решение — принятие новой Конституции, ккоторому очень трудно шли депутаты на протяжении почти четырех лет, состоялось15 марта 1994 г. При кворуме для голосования и принятия решения 231 депутат,зарегистрировалось 307, проголосовали: за — 236, против — 6, воздержалось —8,не голосовало — 57. В этот же день был принят конституционный закон о порядке вступленияв силу Конституции Республики Беларусь. При кворуме для голосования и принятиярешения 231 депутат, зарегистрировалось 297, проголосовали: за — 237, против —4, воздержалось — 13, не голосовало — 43.
Законом о порядке вступления в силу Конституции ееподписание поручено Председателю Верховного Совета Республики Беларусь. Этобыло сделано в торжественной обстановке на заседании Президиума ВерховногоСовета 28 марта 1994 г. 30 марта 1994 г. Конституция была опубликована вреспубликанских газетах и с этого дня она вступила в действие. 15 марта — деньпринятия Конституции — объявлен праздничным днем.
Двухлетний опыт применения положений Конституции показалнеоднозначность ее понимания различными государственными органами. Возниклапотребность не только в более четком разграничении полномочий между органамигосударства, но и уточнении многих прав и свобод граждан. С этой целью нареспубликанский референдум от 24 ноября 1996 г. Президентом и некоторымифракциями Верховного Совета Республики Беларусь былипредложены два самостоятельных проекта новой редакции Конституции 1994 г. В результате народного голосованиябыл поддержан проект, предложенный Главой государства.
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИКОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Для лиц, изучающих право, необходимо четко представлятьназначение Конституции в государстве и обществе. Слово «Constitutio» означает «учреждаю, устанавливаю» иупотреблялось еще в законодательстве Римской империи, где выражало различныеустановления и указы императоров. Со временем значение этого слова менялось. В нынешнем пониманииКонституция — это единый, основной закон государства и общества,объединяющий множество юридических норм.
Конституция Республики Беларусь (ОсновнойЗакон) – это приведенная в единую научнуюсистему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облеченныхнаивысшей юридической силой, закрепляющих и регулирующих основные устоиобщества, государства, правовой статус человека и гражданина.
К основным устоям общества, государства относятся: основыконституционною строя, его демократический, гуманный характер; структураполитической системы (т.е. все формы политической власти); взаимодействие междувластями государственными и общественно-политическими; государственноеустройство и его принципы; правовой статус человека и гражданина; суверенитетнарода, нации, государства и иные общественно-политические и экономическиеинституты.
По своему содержанию, назначению и юридической силеКонституция отличается от всех нормативных актов. Это основной политический,юридический документ государства и общества; это закон законов. Конституцияявляется правовым отражением нового этапа в развитии общества и государства.Она концентрирует то, что уже дала жизнь. Поскольку в нашем обществефункционируют десятки политических партий, иные политические объединения,допускается плюрализм мнений, то Конституция почти всегда является правовым актомкомпромисса. В силу этого она не может полностью удовлетворить желанияотдельных общественных групп и граждан. Но это не означает, что они вправе неисполнять Конституцию.
С принятием Конституции и вступлением ее всилу исполнение ее является обязанностью для всех государственных органов,предприятий, организаций, общественных объединении, должностных лиц и граждан.Несоблюдение или нарушение Конституции ведет к подрыву политики государства.
Назначение Конституции. Конституция определяет весь укладполитического общественного строя, органов государства, формы власти и их взаимодействие,развитие демократических процессов, многообразные жизненные устои граждан.Она определяет правовой порядок функционирования общества, государства и рольграждан в этом процессе. Таким образом, Конституция нужна всем субъектамправа.
Конституция — основной источник конституционного права какотрасли права и всех других его отраслей: административного, финансового,гражданского, трудового, экологического, аграрного и др. От всех правовыхактов в государстве Конституция отличается своим содержанием, назначением июридической силой. В пирамиде права она занимает верхнюю позицию. Все иныенормативные акты — конституционные законы, простые законы, декреты, указы ираспоряжения Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения СоветаМинистров, приказы и инструкции министерств, государственных комитетов иведомств, решения местных Советов депутатов, решения и распоряжения местных, исполнительныхкомитетов, приказы руководителей отделов и управлений областных, районных игородских
исполнительных комитетов — вытекают из Конституции исоответствуют ее содержанию. Таким образом. Конституция вносит упорядочение,стабильность в правовую систему государства и устанавливает конституционнуюзаконность. Она определяет формы всех нормативных актов государственныхорганов, устанавливает их соподчиненность, порядок отмены и требуетсоответствия их духу и букве Основного Закона. Акты всех общественных формированийтакже должны соответствовать Конституции.
Несоответствие законов, иных нормативных актов, а такжемеждународно-правовых соглашений, ратифицированных Парламентом Беларуси,Конституции определяет специально созданный государственный орган в РеспубликеБеларусь — Конституционный Суд. Его заключения являются обязательными для всехорганов, организаций, опротестованию и обжалованию не подлежат.
Конституция создает также систему юридических гарантийпринципа законности в нормотворческой деятельности органов государства.
Как дерево не может расти и развиваться без корня, так изаконодательство государства не может развиваться и отражать происходящие в странеизменения без Конституции – базы текущего законодательства.
Основные функцииКонституции.Направления,предназначения и действия, или функции, Конституции следующие:
· учредительная— закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др.;
· регулятивная— устанавливает определенные правила, например порядок формированиях двухпалат Национального собрания;
· правонаделительная— определяет предметы ведения, правомочия государственных органов, отдельныхдолжностных лиц и граждан;
· интеграционная— объединяет основы всех отраслей права и дает им начало: объединяет всеорганы государства для проведения единой политики;
· систематизирующая— определяет систему государственных органов, норм права и иныхгосударственно-правовых институтов;
· охранительная— защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественногостроя и другие жизненно важные устои;
· социальная— воздействует на структуру общества, общественный порядок;
· политическая— определяет политику внутри государственной и общественной жизни,внешнеполитическую деятельность государства;
· экономическая— определяет формы собственности, рыночные отношения, экономические ифинансовые формы и методы хозяйствования;
· идеологическая— закрепляет основные идеи формирования государственных органов,демократические формы правления, многопартийность, плюрализм мнений и др.
· воспитательная— Конституция оказывает влияние на формирование взглядов и поведения граждан идолжностных лиц;
· организационная— направлена на организацию функционирования государственных органов,общественных формирований граждан в определенно заданном аспекте;
· экологическая— проявляется в создании и поддержании нормального состояния окружающейприродной среды, способствующей поддержанию здоровья и устойчивой жизни людей;
· народовластия— способствует созданию условий для дальнейшего развития демократическихпроцессов в государстве и обществе и повышению роли личности в решениигосударственных и общественных дел;
· обеспечениязаконности и правопорядка — проявляется в единообразном понимании и четкомсоблюдении законов и иных нормативных актов всеми государственными органами,предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицамии гражданами. В нормах права выражается политика, поэтому их соблюдение всемисубъектами способствует проведению государственной политики на местах иукреплению правопорядка. Конституция закрепляет и обеспечивает конституционнуюзаконность;
· информационная— проявляется в широкой гласности и информированности граждан органамигосударства и общественными объединениями о внутренней и внешней политике,решении иных жизненно важных вопросов.
Широкий спектр конституционных функций дает представление оважности и значении Конституции для государства, общества и каждого гражданина.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Понятие и назначение политической системы.В главе 1-й Конституции БССР 1978 г.впервые в конституционной практике республики компактно закрепляласьполитическая система общества. В ныне действующей Конституции отсутствуетподобная глава, а политическая система закрепляется в нескольких главах истатьях.
В самой общей форме под политической системой белорусскогообщества понимается механизм народовластия. Более конкретно политическаясистема — это организационно-правовой механизм, объединяющий государство,политические партии, общественные объединения и трудовые коллективы, черезкоторые народ осуществляет власть. Составные части политической системы(государство, общественные объединения, партии и трудовые коллективы)называются элементами. Элементы делятся на субъекты. Например, государство —это элемент политической системы, а все государственные органы являются"субъектами политической системы.
Народ обладает высшей политической властью, которую онреализует непосредственно (путем выборов, референдумов, собраний и др.) и черезэлементы политической системы, используя государственные и общественно-политическиеформы власти.
В политическую систему не включаются общественныеформирования, которые не занимаются политикой (общества книголюбов,филателистов, спортсменов, религиозные объединения и др.), а также неподлежащие государственной регистрации.
Не допускается создание общественных объединений,деятельность которых направлена на свержение или насильственное изменениеконституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства,пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовойвражды (Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 4 октября1994г., ст. 3).
Политика — это деятельность, связанная с отношениями междубольшими социальными группами, прежде всего – классами, нациями, государствами, партиями.Самое существенное в политике — устройство государственной власти и вообщелюбой власти, кроме власти в семье, которая не носит политического характера.Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение затрагиваетинтересы отдельных слоев общества или государственную власть. Где проявляетсявласть государства, там всегда политика. Политика — это высшая форма самореализацииволи народа.
Все элемента и субъекты политической системы обладаютвластью для реализации ими своей политики, целей и задач. Что же такое власть?
Власть - это такое общественное отношение, в котором одна сторона (властвующая) вправе навязывать свою волю другой стороне (подвластной).
Власть как волевое отношение может быть только междулюдьми. Она возникла вместе с человеческим обществом и будет существовать дотех пор, пока функционирует общество. Власть может быть государственной (ееосуществляют все государственные органы) и общественно-политической,осуществляемой народом, всеми общественными объединениями и трудовыми коллективамикак элементом политической системы.
Стабильности и устойчивость политической системы зависитпрежде всего от крепости и устойчивости экономического строя общества. Если вэкономическом устройстве общества имеются непримиримые противоречия, они будутпроявляться и в структуре политической системы. Если же в гуманномдемократическом обществе отсутствуют подобного рода противоречия, то этообеспечивает стабильность политической системы и четкость вовзаимоотношениях ееэлементов и субъектов. При такой ситуации все государственные иобщественно-политические структуры власти будут действовать четко и слаженно врешении сложных жизненно важных задач.
Наиболее видным элементом политической системы являетсягосударство в силу следующих причин:
1) все его органы в центре и на местах обладают властнымиполномочиями;
2) в структурегосаппарата работают специально подготовленные люди – государственные служащие;
3) государство обладает огромными материально-финансовымиресурсами, природными богатствами, предприятиями, банками, транспортом,золотым фондом;
4) центральные органы государственной власти –Президент, Парламент, Совет Министров могут издавать нормативные акты,обязательные для всех граждан и юридических лиц;
5) государствопроводит внутреннюю и внешнюю политику.
Перечисленными признаками государства не могут обладатьиные элементы политической системы – партии, объединения и трудовые коллективы.
В статье 6-й Конституции Республики Беларусь закрепляетсяпринцип разделения власти: «Государственная власть в Республике Беларусьосуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную исудебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны:они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Этосделано для повышения эффективности трех государственных властей инедопустимости узурпации одной властью других властей. Законодательным органомявляется Национальное собрание, состоящее из двух палат — Палатыпредставителей и Совета Республики. В отдельных случаях, предусмотренныхКонституцией. Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющиесилу закона.
Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являютсяСовет Министров (Правительство), министерства, государственные комитеты,ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительныекомитеты, отделы и управления областных, районных и городских исполкомов.
К субъектам судебной власти относятся Конституционный СудРеспублики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи. Кроме отмеченныхтрех государственных властей Конституция законодательно закрепляет органыпрокурорского надзора (Прокуратуры), возглавляемые Генеральным прокуроромреспублики, контрольные органы — Комитет государственного контроля и егоорганы, местные представительные органы — Советы депутатов в областях, районах,городах, поселках, сельских Цветах.
Особое место в политической системе общества занимаетПрезидент. Президент является Главой государства, олицетворением единстванарода, гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина, реализацииосновных направлений внутренней и внешней политики. Он принимает меры поохране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности итерриториальной целостности, осуществляет посредничество между органамигосударственной власти. В политической системе белорусского общества функционируетболее тридцати политических партий, многочисленные общественные объединения –профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие формирования.
На предприятиях, учреждениях, организациях, в том числе ввысших и средних специальных учебных заведениях, в колхозах, совхозах и другихаграрных организациях действуют трудовые коллективы, осуществляющие не тольковнутриуправленческие, но и внешнеполитические функции. Трудовые коллективыспособствуют развитию внутренней производственной демократии, проявляющейся вуправлении своими предприятиями, организациями, а также внешней, общейдемократии при участии в разработке и обсуждении проектов законов, в формированиидепутатского корпуса Советов, выражении мнения на референдумах, собраниях,конференциях и др.
Самодеятельные организации граждан на местах являютсяформами прямой демократии и входят в состав политической системы общества.
Местное управление исамоуправление.В разделеVКонституции и вспециальном Законе «О местном управлении и самоуправлении в РеспубликеБеларусь» от 20 февраля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениямизакрепляются субъекты самоуправления и управления, их понятие, система ипринципы, задачи, компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементамии субъектами политической системы.
Местное (территориальное) самоуправление – это формаорганизации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственноили через избираемые ими государственные и общественные органы социальных,экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя изинтересов населения и особенностей развития административно-территориальныхединиц на основе норм права, собственной материально-финансовой базы ипривлеченных средств.
Субъектами местного самоуправления являются местные Советы депутатов и органытерриториального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов,жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельскиекомитеты и другие формирования). Местное самоуправление осуществляется такжепутем проведения местных референдумов (голосования граждан данной территории),собраний (сходов) граждан и через иные формы непосредственной демократии.
Устанавливаются три территориальных уровня местных Советовдепутатов: 1) первичный (сельские, поселковые и городские Советы городоврайонного подчинения); 2) базовый (районные и городские Советы городовобластного подчинения); 3) областной (областные Советы и Минский городскойСовет).