КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема:
«Тоталитаризм: понятие,истоки, разновидности»
Волжский 2010
Введение
Сегодня, когда человечество в процессеглобализации становиться единым, но его так и не оставляют катастрофическиепотрясения, когда оно, по всей видимости, вновь стоит на пороге масштабныхперемен, мы обращаемся к теме тоталитарных обществ, остающейся по прежнемуактуальной.
Сегодня мыживем в эпоху провозглашенного плюрализма, многообразия мнений, мировоззрений.Свобода совести, гласность и демократия стали идолами нашего времени. Однако невсе так просто. Вместе с этими несомненно достойными ценностями пришлопоклонение многому тому, созидательность чего весьма сомнительна. Западныеценности, западный менталитет давно и стремительно распространяются по всемумиру, меняя облики стран и континентов. Внося положительные достиженияцивилизации, успехи в построении материальной стороны жизни, блеска и комфорта,они несут далеко неоднозначные ценности для внутреннего мира человека, азначит, и для самого общества. Ибо весь опыт человечества доказывает тубанальную истину, что из несовершенных людей нельзя создать совершеннообщество.
Исследовать тему тоталитаризма трудно, так какэта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современноймировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякиеутонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные,не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.
И все же хотелось бы углубиться, повозможности, в философскую сторону вопросов тоталитаризма, докопаться до ядра,до сути. Что есть тоталитарность, чем она вызвана, насколько закономерна инеизбежна, как глубоко лежат ее истоки, возможно ли повторение ее в будущем? …Темболее, что социальная организация общества есть не что иное, как проявлениеглубинных свойств человеческого, народного характера, духа.
1. Возникновение понятия«тоталитаризм»
Понятие «тоталитаризм»впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научнойлитературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научнойконцепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 году в СШАполитологический симпозиум, где тоталитаризм был определён как «закрытая инеподвижная социокультурная и политическая структура, в которой всякое действие– от воспитания детей до производства и распределения товаров – направляется иконтролируется из единого центра». Вообще значение термина «тоталитаризм»вызывает много споров. Некоторыми он отнесен к определенному типу государства,диктатуры, политической власти, другими – к общественно-политическому строю,третьими – к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни,либо к определенной идеологии. (Чем отличаются понятия «социальная система» и«общественно-политический строй»?) Но все признают то, что при тоталитаризменет места для личности, нет ни её свобод, ни прав, и все стороны общественнойжизни подчинены государству. По-моему мнению, тоталитаризм – это, прежде всегоидеология, которая может на определённой почве взрасти и превратиться вобщественно-политический строй определённого государства с авторитарно-диктаторскойсистемой. Поэтому в ходе своей работы я подразумеваю под термином тоталитаризмне чистую идеологию, а идеологию плюс систему, которую она произрастила.
2. Основныечерты тоталитаризма
Многообразие форм и способов реализации тотального контроля надобществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сутирассматриваемого явления. И все же наиболеесущественные черты тоталитаризма таковы.
Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом ичеловеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетаниемполитического господства с идеологическим порабощением, это проявляется нетолько в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей –идеократия), обосновывающих право подобных режимов на существование,стремящихся цель режима его организацию сделать единственно возможными для всех.Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуютне государственные, а партийные структуры (партия-государство). Соответственно всявласть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя,присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонениеграждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя.
Вместе с тем идеократический характер тоталитарного режима связанс его идеологической нетерпимостью, с преследованием инакомыслия, что приводитне только к запрещению других партий, но и к подавлению всякого инакомыслиявнутри правящей политической организации.
Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связанас монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, чтопозволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться черезпропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию,культы, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая ихореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целяхпопулизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная передобществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, чтостоящие у власти лидеры – наилучшие выразители устремлений и чаяний народа.
В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущимзакономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферыжизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию гранимежду политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственнойвластью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, чтоприводит к поглощению гражданского общества государством. В самом деле, о какойчастной жизни индивида, составляющей основу или фундамент гражданскогообщества, может идти речь, если все аспекты человеческой жизнедеятельности(хозяйственной, общественной, семейной и личностной) оказываютсяподконтрольными общественно-политическим институтам, государственно-партийнымструктурам?
В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системахотводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать иподдерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. …террор – неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан передпроизволом, необоснованными репрессиями – один из важнейших гарантовстабильности тоталитарных систем.
Разумеется, в зависимости от конкретной разновидноститоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране в связи сконкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризмареализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапахбольше внимания уделяется одним из них, на других – другим. Всегда имеются иразличия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественнойжизни. … А если еще учесть неспособность тоталитарных режимов к саморазвитию,их слабую адаптацию к изменениям общественных реалий, то станет ясно, чтораньше или позже, но неизбежно возникают предпосылки и возможности для разрушенияили извержения тоталитаризма».
Однако не все обществоведы так сходу приклеивают тоталитаризмуопределение «антигуманная система». Здесь, как и вообще в вопросахгуманитарного знания, характеристике социальных и человеческих реальностей,далеко не всегда можно дать однозначную оценку многосложной общественнойреальности. Вот попытка более взвешенного мнения, где автор высказывается в томчисле о невозможности подчинить все многообразие жизни какой-либо одной властии идеологии:
«Слово «тоталитаризм» стало применяться западными социологами послеВторой мировой войны. С помощью этого термина делались попытки охарактеризоватьправление и Сталина, и Гитлера, а также некоторых их союзников, сателлитов.Появление термина связано с резкими изменениями во внешней политике,наступившими в то время, когда западные союзники тотчас же после разгромадержав оси оказались вовлеченными в ожесточенную холодную войну со своимипрежними союзниками. Термин этот нельзя считать удачным, поскольку, представляясобой попытку найти какой-то общий знаменатель для обоих режимов, он не отражалсущественных различий в предпосылках, структуре, целях и функционировании этихрежимов… При составлении перечня специфических черт, присущих и третьему рейху,и СССР, исследователи столкнулись с тем фактом, что обе системы претерпелиизменения… Западные исследователи, по-прежнему используя этот термин, сталиговорить о смягченном тоталитаризме, о тоталитаризме нового направления, чтоуже само по себе показывает, насколько неудовлетворителен сам термин.
3.Основные чертытоталитарного общества
Дж. Оруэллпо этому поводу писал: «тоталитаризм посягнул на свободу личности так, какникогда прежде не могли и вообразить. Важно отдавать себе отчёт в том, что егоконтроль над мыслью преследует цели не только запретительные, но иконструктивные. Не просто возбраняется выражать – даже допускать – определённые,но диктуется, что именно надлежит думать. Личность изолируется, наскольковозможно, от внешнего мира, чтобы замкнуть её в искусственной среде, лишиввозможности сопоставлений. Тоталитарное государство обязательно стараетсяконтролировать мысли и чувства по меньшей мере столь же действенно, скольконтролирует их поступки.»
Людямсвойственно – и это почти закон человеческой природы – быстрее и легче сходятсяна негативной почве, на ненависти к врагам, зависти к тем, кому лучше живется,чем на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) являетсянеотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В тоталитарном государстветеррор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугиваниядействительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневноиспользуемый инструмент управления массами. С этой целью постояннокультивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Такжетоталитаризм должен постоянно демонстрировать гражданам свои успехи, доказыватьреалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населениядоказательства, почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошовписывается поиск внутренних врагов. Здесь действует старый, давно известныйпринцип: «Разделяй и властвуй». Те, кто «не с нами, а значит, против нас» должныподвергнуться репрессиям. Террор развязывался без какой-либо видимой причины ипредварительной провокации. В нацистской Германии он был развязан противевреев. В Советском Союзе террор не ограничивался расовыми признаками, и егообъектом мог стать любой человек.
Стремлениетоталитаризма к переделке человеческой природы – одна из основных отличительныхособенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма иавторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменомисключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки итрансформации человека в соответствии с идеологическими установками,конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особымиментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путёмстандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведениявсех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлениюличностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания «новогочеловека» – формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Такимчеловеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясьтеми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однакона практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимоки привело к моральному разложению общества.
Втоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия,мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним изважнейших показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизниявляется «newspeak» – обтекаемыйязык, который является средством, делающим трудным, если не невозможнымвыражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал»: …легче всего убедить людей вподлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, чтоэто те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценностипонимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферытоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванныхвыражать идеалы нового строя».
Однако вконечном итоге это оружие оборачивается против режима. Так как люди вынужденыприспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование,при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делатьвид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт вповедении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом«doublethink» – двоемыслие и «thoughtcrime» – мыслепреступление. То есть жизньи сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльныйгражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму.Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов «классического» тоталитаризма:тотального единства массы и партии, народа и вождя.
4. Идейныеистоки тоталитаризма
«Еще вантичную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государствадревнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальныйанализ этих тенденций содержится в произведениях Платона, особенно в егопоследнем диалоге «Законы». Совершенному государству Платона присущи такиечерты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству – реальномувоплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже(в первом по совершенству государстве) обобществление жен и детей (здесь мыскорее имеем дело с некорректной трактовкой, идущей, вероятно, от советскогофилософа Лосева – Е.К.); всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма;государственное регламентирование законами не только общественной, но и частнойжизни, определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех гражданрелигия; жесткое ограничение общения с иностранцами, запрет гражданам посещатьдругие страны по частным надобностям, а лицам до 40 лет вообще выезжать за пределыгосударства; очищение государства от неугодных лиц с помощью смертной казни илиизгнания.
Значительнообогатил тоталитарную идею Ж.Ж. Руссо. Он исходил из патерналистскогожелания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокогопреобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы.Это возможно с помощью совершенного государства. Именно добровольное образованиегосударства и его очищение от злоупотреблений создают «из тупого, ограниченногоживотного. разумное существо – человека». Создание государства означает появление изотдельных, несовершенных людей «морального и коллективного целого», политическогоорганизма, в котором как бы растворяется независимая человеческая личность …Носителемнепосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишьоно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчиненияотдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и темсамым заставить «быть свободными», ибо свобода проявляется в соответствии собщей волей.
В средниевека, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены впроектах будущего государства социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы,Г. Бабефа и др. Их, прежде всего Мора, нередко называют провозвестникамикоммунистического тоталитаризма. Одна из наиболее ярких отличительных черт этогонаправления тоталитарной мысли – требование всеобщего равенства. Так, Г. Бабефпризывает «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным,превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан». Для достиженияфактического равенства Бабеф призывал революционным путем установить диктатурутрудового народа и не останавливаться перед широким использованием насилия.Стремление к насильственной перестройке общества на принципах коммунистическихили социалистических утопий, а также крайняя нетерпимость к идейным оппонентам,всякому инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX в».
Как видим,европейская культура имеет вполне определенных и достаточно ярких представителей,уже высказывавших те идеи, которые потом возьмут на вооружение будущие строителиновых обществ в ХХ веке. И, следовательно, представлять дело так, чтототалитаризм есть специфически русское явление, будет совершенно, мягкосказать, некорректным.
«Тоталитарныеидеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля,Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты К. Маркс находил в абсолютноймонархии в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVII–XIX вв. во Франции.
Переплетениетрадиционных и современных форм политических режимов в определенной степениискажало исторические рамки возникновения тоталитаризма как важнейшей категорииполитической науки. Некоторые ученые полагали, что тоталитаризм – результатразвития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимовдревности, абсолютических монархических государств средних веков; другие жеутверждают, что он продукт только капиталистической формации промышленнойэпохи. Первая точка зрения наименее доказательна, ибо специфическое отличиетоталитаризма от деспотизма и абсолютизма состоит в том, что он строится напризнании равенства всех «сынов нации» и активном участии каждого черезпартийно-бюрократическую власть в строительстве общества светлого будущего.Чтокасается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили из иерархическойструктуры и отстранения народа от политики, являющейся привилегией избранных.На ранних этапах развития капитализма, характеризовавшихся открытойконкуренцией и формированием парламентаризма, еще не сложились объективныеусловия для тоталитарного режима. Только в начале XX в. с перерастаниемдомонополистического капитализма в империализм – монополистический капитализм,с развитием производительных сил и научно-технической революцией,возникновением и развитием общего кризиса капитализма появились реальныеусловия формирования тоталитарных режимов.
Главной общейпредпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества. Онапривела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связии организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическуюобработку, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.На этой ступени развития в ряде стран появились мощные монополии, регулирующиецелые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством.Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности вобщественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники иобразования, и повышение благосостояния населения порождали иллюзию возможностиперехода к рационально организованной тотально управляемой форме жизни вмасштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла бытьтолько всесильная и всепроникающая государственная власть»
Заключение
Тоталитаризм– это система политического и экономического насильственного господства.Во-вторых, при тоталитаризме для личности нет места, у неё нет ни прав, нисвобод, ни выбора. В-третьих, тоталитарный режим – это террористическаядиктатура, контролирующая все стороны жизни государства и отдельных людей.
Всеэти признаки свойственны и современным террористическим организациям. Только утеррористов нет пока определённого и конкретного государства, где этот режиммог бы развиться. Так что пока у фундаменталистов есть тоталитарная идеология,с помощью которых можно вербовать послушных последователей. А также рядтеррористических актов, наиболее крупными из которых являются событияодиннадцатого сентября, захват заложников в кинотеатре Норд-Ост и серии взрывовв разных странах. Но это с глобальной точки зрения не серьезно, так как впервых существуют серьезные ограничители, как внутри исламских стран, так и вне.Такие как менталитет, традиции, то, что называют «восточными ценностями», атакже устоявшаяся демократия Европы и Америки, и правопорядок и система егоподдержки и обеспечения.
Определяятоталитаризм, каждый исследователь предлагает свое определение и понимание.Рассматривая эту проблему, сталкиваешься с плюрализмом мнений, который зачастуювдобавок сдобрен оценками. Разбираясь в этом, я прихожу к выводу, чтототалитаризм, все же, идеология, изобретаемая неким лидером, объединяющая людейпод единое начало и лишающая их воли, может произвести на свет абсолютноегосударство с авторитарно-диктаторской системой. Поэтому, в ходе своей работы,я подразумевал под термином тоталитаризм не голую идеологию, а идеологию плюссистему, которую она произрастила. Основными чертами авторитарно-диктаторскойсистемы являются тотальные идеология, контроль и террор. В выводе этогопонимания, я использовал обобщающий подход. Корни этого явления нисходят кдеспотизму в первых государствах древности, таких как Древний Египет и ДревняяВавилония, когда вся власть была сосредоточена в руках одного человека.Зарождение этого явления было подмечено составителями Библии, когда говоритьсяо Вавилонской башне. Потом, видоизменяясь и приобретая различные формы,разрушенная башня доходит до двадцатого века в виде фашизма и нацизма.Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определениетоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли этидвижения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии,так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, ивзывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фонереволюционных беспорядков и экономической депрессии.
Началосьявление европейского тоталитаризма 20-го века в Италии, а уже чуть позжеГитлер, взяв часть доктрины фашизма за основу, а часть, переработав, создалсвою идеологию, изложенную им в книге Моя Борьба. Основными изменениямиГитлера, явилось отношение к государству, он, вероятно, почерпнул его изпризывов коммунистов, а также отношение к нации. Коренным образом, изменив идеюМуссолини и Ленина о сотрудничестве наций, заточив её под расистскую идею огосподстве одной чистой нации-расы над другими, создал национал-социализм.
Чтоже ждёт человечество в будущем. Сумеет ли оно искоренить терроризм. Думаю да,но это будет большим и великим трудом. По пути к цели тоталитаризм будетвспыхивать то там, то здесь из-за недостатка пищи, чистой воды, плохойэкологии, перенаселения, желания выделить и очистить свою нацию, по идеепройденная проблема, но вероятность повтора все же существует в странахтретьего мира, например в Африке. Любая чепуха, при удачной обработке еёлидером и подаче народу, может загореться «ярким пламенем» террористическихдействий. Вспомним недавние беспорядки связанные с конкурсом красоты в Африке.Поэтому нельзя закрывать глаза на реальность, надо принимать меры: искоренять«тьму» неведения, образовывать население, учить искать бога не в человеке и нев «идоле», а в сердце, и не бросать страны третьего мира в нужде и беде.
Списокиспользуемой литературы
1. Ю.Г. Сумбатян.Политология. Тоталитаризм – политический феномен XX века, «Социально-гуманитарныезнания», №1, 1999 г.
2. Н.В. Работяжев Политическая система тоталитаризма: структураи характерные особенности // Вестник московского университета, сер.«Политические науки», №1 – 1998 г.
3. Н. Бердяев Истоки и смысл русского тоталитаризма. М., 1998
4. Леонид Люкс. Коммунистические теоретики о фашизме: озарения ипросчеты. «Полис», №3–4, 1991, с. 77