Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………3
Происхождениегосударства…………………………………………. ……….4
Теориипроисхождения государства и права………………………………….7
§1. Естественно-правовая теория………………………………………………8
§2.Договорная теория…………………………………………………………11
§3. Теория насилия…………………………………………………………….13
§4.Патриархальная теория……………………………………………………15
§5.Психологическая теория…………………………………………………….16
§6.Органическая теория………………………………………………………17
§7.Расовая теория……………………………………………………………….18
§8.Теологическая теория……………………………………………………….19
§9.Патримониальная теория………………………………………………….20
§10.Марксистская (материалистическая) теория……………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..22
Списокиспользованной литературы…………………………………………24
Введение
С незапамятныхвремен политика была и остается важнейшим источником и механизмом организациисовместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований, как вотдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с темона и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением,многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать замногие тысячелетия своей истории.
В историиполитической мысли есть немало попыток объяснить, что представляет собойгосударство. Цель моей работы, выяснить какие существуют теории государства иправа, а также определить, что представляет собой государство.
Проблемавозникновения государства остается в науке дискуссионной. В основе этойсложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения.Историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинахпроисхождения государства.
Современнаяматериалистическая наука связывает процесс возникновения государства главнымобразом с развитием производства и все же причины зарождения государства кроютсяне только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.
Государство оченьсложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Историягосударства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинныйисторический путь.
Происхождение государства.
Первой в истории человечества формойжизнедеятельности, охватывающей эпоху от появления человека до образованиягосударства, было первобытное общество. Современная наука выделяет два этапа вразвитии первобытного общества: этап присваивающей экономики и этаппроизводящей экономики. Между ними лежал важный рубеж неополитическойреволюции, когда произошли серьезные изменения мегафауны и постепенно исчезли многиеживотные и растения, которые человек употреблял в пищу. Формой социальнойорганизации первобытного общества была родовая община, т.е. объединение людейпо кровному родству и по ведению общего хозяйства. Родовая община представляласобой личный, а не территориальный союз людей. Возглавлялась община наиболеемудрыми и опытными добытчиками пищи. Первобытные общины вели кочевой образжизни, так как занимались собирательством, охотой, рыболовством. Особенностьюпервобытной общины была строго фиксированная система половозрастного разделениятруда. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак. (2, стр. 13)
Управление в общине на первом этапе строилось наначалах естественного самоуправления, что соответствовало уровню развитиячеловека. В общине существовали следующие институты власти: лидер (вождь);совет старейшин; общее собрание всех взрослых членов общины, решавшее наиболееважные вопросы. Власть носила общественный характер, так как исходила изобщины, которая формировала органы самоуправления. Существовали выборность исменяемость первых двух институтов власти, они работали под контролем общины имогли быть смещены ею. Власть лидера не была наследственной, он избиралсясоветом старейшин или общим собранием общины. Религиозные функции выполнял жрец(шаман), деятельности которого придавалось большое значение. Для властипервобытного общества на этапе присваивающей экономики были характерныследующие черты:
— верховная власть принадлежала общему собраниючленов общины;
— внутри общины не было аппарата, осуществлявшегоуправление на профессиональной основе;
— власть основывалась на авторитете и на личныхкачествах лидера;
— внутри общины отсутствовали какие-либоимущественные различия, поэтому установилось фактическое равенство, единствопотребностей и интересов. (2, стр. 14)
Переход к производящей экономике произошел на рубежеX-XII тысячелетий до н.э. и был обусловлен экологическимикризисными явлениями, грозившими гибелью человечества. Поэтому возникланеобходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства — кпроизводящей экономике. Человек был вынужден перейти к подлинно трудовойдеятельности – к изготовлению не только орудий труда, но и средств труда. (2,стр. 15)
Производящая экономика привела к разделению труда,что способствовало усложнению организации производства. Создание орудий трудавызвало рост его производительности и появление прибавочного продукта. А этопривело к расслоению общества по социальному признаку. Переход к производящейэкономике вызвал перестройку властных отношений и институтов в обществе.Происходит сакрализация личности вождя, власть начинает отождествляться ссобственностью того, кто занимает властную должность. Власть – собственностьначинает решать вопросы распределения материальных благ. На следующем этаперазвития появляются ранние государственные образования – протогосударства,затем города – государства. (2, стр. 16)
Первые города – государства – это поселки (селения),в которых проживали свободные общинники – земледельцы. Они селились потерриториальному признаку, а не по родству и представляли собой соседскую, а неродовую общину. Город – государство был административно-хозяйственным ирелигиозным центром селения и прилегающей к нему территории. Город — государство был центром управления городской общиной и центромадминистративного и идеологического лидерства, так как в нем находились двореци храм. (2, стр. 16)
Город – государство имел четкую системутерриториального расселения, социально дифференцированную по имущественномупризнаку, по принципу разделения труда. Типичным средством формированиягосподствующих слоев, а затем и классов, стал наследственный механизм передачидолжностей. (2, стр. 16)
Функции государственного управления состояли вследующем: управление общинным земледелием; выполнение общественных ритуалов иобрядов; защита от военных нападений и организация военных походов противдругих городов – государств; создание и распределение общественных фондов наслучай стихийных бедствий, военных нашествий; рассмотрение и разрешение споровмежду жителями; контроль за осуществлением межгосударственного продуктообмена,а затем и товарообмена и др. (2, стр. 17)
Многочисленные функции потребовали разветвленногоаппарата управления, который постепенно от основной массы населения. Вместе стем исчезает практика выборности и сменяемости лидеров и функционеров любых управленческихструктур. Таким образом, города – государства стали системой нового типа –политическим, структурным и территориальным образованием. Та часть людей,которая занималась только управленческими делами, образовала первичную бюрократию,нуждаясь для своего содержания в денежных средствах, поступающих от общества вказну в виде налогов, дани, иных средств. (2, стр. 17)
Можно сделать вывод, что государство возникаетобъективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников –земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящейэкономике. Государство образуется постепенно, в течение длительного времени инеразрывно связано с существованием человеческого общества. (2, стр. 18)
Теории происхождения государстваи права.
Существует множество теорий происхождениягосударства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностямиразвития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическим приверженностямиавторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. (3, стр.28)
§ 1. Естественно-правоваятеория.
Естественно-правовая теория происхождениягосударства и права (теория естественного права) является одной из старейших инаиболее распространенных правовых доктрин. Е.Н Трубецкой писал, что вопрос оестественном праве и его теории «есть центральный, жизненный вопрос философииправа. (1, стр. 113)
Отдельные положения этой теории развивались еще в V-IVвеках до н.э. софистами Древней Греции. Софисты исходили из того, что в основеобразования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется правомили правдой, составляет результат соглашения людей, искусственное изобретениечеловеческого ума. Люди, по их мнению, первоначально жившие врозь и непридерживавшиеся во взаимных отношениях никаких правил, позднее были вынужденыв интересах безопасности всех объединиться между собой и установить законы –нормы права и правды. (1, стр. 114)
Против такого учения выступали Сократ, Платон и Аристотель.Их позиция заключалась в том, что не все законы и не все право являютсяискусственным приобретением людей. Наряду с законами, зависящими от людей,существуют законы, составляющие естественное право. В основе этих законов лежитвечный божественный порядок. Аристотель все право рассматривал какполитическое, означающее возможность его существования в неполитических (деспотических)формах правления, и делил его на две части: естественное и условное право.Проявлением незыблемого права, по Аристотелю, является разделение людей нарожденных повелевать и рожденных повиноваться. Отсюда вытекает вывод, чтоприрода определила физическое состояние одних и других. (1, стр. 115)
У древнеримских юристов было распространено мнение,согласно которому в римском праве наряду с положительным правом, состоящим из jus civile (исконно древнеримским правом, регулировавшимотношения исключительно между римскими гражданами) и jusgentum (правом, регулировавшим имущественные отношения,возникавшими между римскими жителями и перегринами), существует jus naturale – естественное право. Римские юристы обращаливнимание на то, что в ряде случаев положительное право почти неизбежно вступаетв противоречие с естественным правом (например, рабство). (1, стр. 117)
По мере развития средневекового общества развиваласьтеория естественного права. Лучшей порой естественного права а его теории, временемих расцвета в научной юридической и философской литературе считаются ХVII—ХVIII вв.В этот период, теории естественногоправа и ее отдельные положения активно использовались, развивались и поддерживалисьмногими великими мыслителями и просветителями. В Голландии — это Гуго, в Греции— Спиноза, в Англии — Томас Гоббс и Джон Локк, во Франции Жан-Жак Русо, ПольГольбах, в России — Александр Радищев и др. Благодаря их усилиям сложиласьцелая школа естественного права, однако политические тенденции этой школыизменялись с течением времени. (1, стр. 118)
Гуго Гроций (1583 – 1645) и его последователисчитали, что действительность имеет право на существование постольку, посколькуона вытекает из требований разума, поскольку она могла быть оправдана с точкизрения естественного права. Естественное право представлялось им в идее кодексаправил, составлявших политический и юридический идеал. А все, что несогласуется с этим кодексом должно быть изменено или устранено. При этом теорияестественного права должна быть не только эволюционной по своему характеру, нои революционной по своим социально-политическим устремлениям. (1, стр. 119)
Теоретической основой и идеологическим обоснованиемреволюционного движения во Франции послужили некоторые мысли Жан-Жака Руссо(1712 – 1778), который довел теорию школы естественного права до крайнегопредела. Сопоставляя провозглашенный теорией естественного права идеал с действительностью,Руссо пришел к полному всестороннему осуждению последней. Чтобы устранить неравенствои привести в полное соответствие с изначальной природой человека окружающуюдействительность, необходимы не столько эволюционные, сколько революционные меры.(1, стр. 120)
П. Гольбах (1723 – 1789) в своей работе «Священнаязараза или естественная история суеверий» выступал против широкораспространившейся в Средние века идеи божественного происхождения властикоролей, являющихся представителями и подобием бога на земле. Гольбах пишет,что в практическом плане эта идея служит оправданием произвола властей во всехсферах жизни общества, в том числе в сфере правотворчества и правоприменения. Гольбахи его сторонники апеллировали к воле народов, наций, отдельного человека. (1,стр. 122)
В начале XIX века в развитии теорииестественного права наступили кризисные явления. На этом этапе естественноеправо столкнулось с новым течением мысли в лице исторической школы, о которуюоно разбилось вследствие ослабевшей собственной внутренней силы. В оппозицию кестественному праву в Англии стала утилитарная школа И. Бентама, положившая всвою основу пользу, выгоду как критерии нравственности и движущую силу всехпоступков человека. В Германии школу естественного права стала теснитьисторическая школа права. Но самый сильный удар по идее естественного права былнанесен «научным духом XIX века». (1. стр. 123)
Однако, с конца XIX века идо настоящего времени теория естественного права переживает периодвозрожденного естественного права. Возрожденное естественное право подчеркиваетгенетическую связь с прежними этапами своего развития. Однако, возрожденноеестественное право не признает вечного естественного права. Современная теорияестественного права имеет ярко выраженные политические и идеологическиеаспекты. (1, стр. 124)
Теория естественного права играет большую роль –академическую и практическую. Естественное право служит моральной основой приформировании позитивного права. Оно заключает в себе всю совокупность тех нравственныхнорм, в которых всякая человеческая власть и всякое позитивное право находятсебе оправдание или осуждение. Естественное право, как и его теория, в любом ихварианте страдают не только идеализмом, но и утопизмом, во многих случаяхестественное право, именуемое нравственным, подменяет собой этику, мораль, асоотношение позитивного и нравственного права выступает как соотношение права иморали. (1, стр. 129)
§2. Договорная теория.
Отдельные элементы данной теории разрабатывалисьфилософами Древней Греции и Древнего Рима. Однако, в своем классическом видеона появилась лишь в XVII-XVIII веках. Наиболее видными ее представителями были Г.Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, П. Гольбах, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо и другие ученыеэнциклопедического уровня, просветители. (1, стр. 129)
Договорная теория акцентирует свое внимание не нагосударстве, как теория естественного права, а на праве. Радищев считал, чтогосударство возникло в результате молчаливого договора членов общества в целяхсовместной защиты слабых и угнетенных; образование государства он связывал свозникновением частной собственности. Так же думал и Руссо. Однако Руссосчитал, что государство создается вследствие хитроумного плана богатых в целяхзащиты их самих. Поэтому государство обслуживает в первую очередь богатых. (3,стр. 32)
По мнению Руссо, общественный договор призван найтитакую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личностьи имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый подчиняетсятолько себе и остае6тся свободным. Причем условия общественного договора должнысводиться к полному отчуждению человека со всеми его правами в пользу общины. Важнымусловием заключения общественного договора является также принятие на себяобязательства выполнять все требования общины, ее установления, обязанностьповиноваться. Для того, чтобы общественное соглашение не было пустой формальностью,оно должно заключать важное обязательство, согласно которому, если кто-тооткажется повиноваться общей воле, он будет принужден к повиновению. Это условиесоставляет двигательную силу политической машины. (1, стр. 132)
Руссо развивает идею прямого народного правления,ибо, согласно общественному договору, только общая воля может управлять силамигосударства. Законами являются акты, принятые путем проведения референдума.Закон всегда всеобщ. (1, стр. 133)
Но такое решение вопросов и принятия законовдопускалось Руссо только на начальной стадии развития общества. В более позднийпериод развития на место непосредственной демократии становитсяпредставительная демократия, хотя представительство являетсяпротивоестественным, потому что только народу принадлежит ряд естественных прави свобод, на первом месте в котором стоит право принимать законы. (1, стр. 135)
По мнению же Джона Локка естественное состояниечеловека и всего общества – это мирная первобытная идиллия, царство полнойсвободы и независимости. Локк писал, что естественное состояние имеет законприроды – разум, который учит всех людей не наносить ущерб жизни, здоровью,свободе или собственности другого. Локк считал абсолютную монархиюнесовместимой с гражданским обществом, поэтому она не может быть формойгражданского правления. Чтобы обеспечить права и свободы людей, гарантироватьих безопасное существование, государство должно быть, по мнению Локка, добровольнымобъединением людей в единое «политическое общество». (1, стр. 137)
Договорная теория по своей сути антиисторична имеханистична. Антиисторизм ее проявляется в том, что многие постулаты свои,касающиеся государства и права, она представляет вне времени и пространства. Ктаковым можно отнести положения о государстве как выразителе интересов изащитнике всех членов общества – и богатых, и бедных, и униженных, и властьимущих. Механистический характер рассматриваемой теории выражается в том, чтопроцесс возникновения государства и права она представляет не как эволюционный,а как некий разовый, субъективный акт (заключение общественного договора),результатом которого вялятся государство. (1, стр. 138)
В период своего расцвета договорная теория широкоиспользовалась восходящим классом буржуазии в борьбе с абсолютизмом идеспотизмом. В настоящее время роль договорной теории во много раз уменьшилась,значительно сократилась сфера ее применения и превратилась в исторически и академическизначимую теорию. (1. стр. 139)
§ 3. Теория насилия.
Теория насилия является одной из самыхраспространенных на Западе. Наиболее видными ее сторонниками являются Е. Дюринг(1833 – 1921), Л. Гумплович (1838 – 1909), К. Каутский (1854 – 1939). Данаятеория утверждает, что главная причина возникновения государства и права лежитв завоевании и насилии, порабощении одних племен другими. (1. стр. 139)
Гумплович, ссылаясь на пример образования ряда странЕвропы и Азии, которые возникли путем насилия, делал окончательный вывод,согласно которому вследствие подчинения одного класса людей другому образуетсягосударство, а из потребности победителей обладать живыми орудиями возникла экономическаяоснова античной семьи, отношения властвования, существовавшие между господиноми его слугой. (1. стр. 140)
Выявляя главную черту теории насилия, Г. Еллинекписал, что суть этого учения состоит в том, что оно конструирует государствокак господство сильного над слабым и признает такое отношение властвованияданным самой природой, поэтому индивидуум и должен полностью подчинятьсягосударству. При этом насилие рассматривается как глобальное и естественноеявление, порождающее единство противостоящих друг другу элементов и имеющеедалеко идущие социально-экономические последствия. Т.е. те, последствия,которые ассоциируются с появлением рабства. Рабство возникает исключительно врезультате воздействия на общество извне, со стороны других обществ, племен, врезультате войн, порабощения и закабаления одних племен другими. Потом, в силувнутренних причин, во всех подобных случаях появляется военное превосходствотого или ионного народа над другим. (1, стр. 141)
На определенном этапе развития общества создаетсяэкономическая основа и экономическая необходимость для некоторых племен инародов в ведении войны. Систематическое ведение войн и связанные с нимвозникновение и развитие института рабства создает реальные условия ипредпосылки для образования государства. (1, стр. 142)
Далеко идущим социальным последствиям, которое ассоциируетсяс завоеванием и порабощением, является возникновение частной собственности.Насилие порождает рабство, а рабство ведет к появлению частной собственности, скоторой связан и переход племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому.Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно нафизическую силу. Наряду с данными процессами развития общества и государствапроисходит процесс эволюции частной собственности. Она рассматривается какорудие или средство в руках государственной власти. (1, стр. 143)
Л. Гумплович считает, что если ранние государства,возникающие в результате насилия, до конца остаются инструментами насилия, тоболее поздние и современные (капиталистические) государства не являютсятаковыми. Общественное развитие идет по направлению возрастающего равноправиянизших слоев с высшими; все больше смягчаются формы и методы властвования;постепенно образуется современное культурное государство. Складываются такиеего черты, как режим парламентаризма и законности, равноправия граждан, доступих к управлению делами общества и др. Исходными причинами и условиямистановления такого либерального государства считается, однако, насилие. (1,стр. 146)
Теория насильственного формирования государства иправа систематически подвергалась напористой критике с точки зрения ее сущностии содержания и под углом зрения ее социальной роли и назначения. Г. Еллинекотмечал, что теория насилия имеет своей целью не объяснение причин и условийвозникновения государства и права в прошлом, а их обоснование в настоящем. Аэто – неблагоприятная и невыполнимая задача. Практические последствия теориинасилия сводятся не столько к обоснованию, столько к разрушению государства.Теория силы является не конструктивной теорией, считает Еллинек. (1, стр. 148)
§4. Патриархальная теория.
Патриархальная (патерналистская) теория трактуетпоявление государства в результате разрастания семей, соединения родов вплемена, а племен в более крупные общности, вплоть до государства.
В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций(Кун-цзы, ок.551-479 до н.э.). государство рассматривалось им как большаясемья, где отношения между правящими и подданными уподоблялись семейнымотношениям: подданные (младшие) должны быть преданы правителям (старшим),почитать и слушаться во всем старших, а старшие обязаны заботиться о младших.
Ярким представителем этой концепции был английскийученый 17в. Р. Филмер, который в работе «Патриархия, или Естественная властькоролей» утверждал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама,а он получил свою власть от Бога и был не только отцом человечества, но и еговластелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали от него своювласть.
Патриархальная теория получила современноепреломление в идее государственного патернализма, т.е. заботы государства освоих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации –болезни, инвалидности, безработицы и т.д.
Позитивным в патриархальной теории является такжето, что ее сторонники, например Н.К. Михайловский (1842-1904), призывалиустранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению кчеловеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейныхотношений. Эта теория позволяла установить в обществе порядок в результатеподчинения «воле отцов», а также поддерживать веру людей в нерушимость мира,поскольку в хороших семьях нет ссор и вражды.
§5. Психологическая теория.
Большое распространение имела психологическаятеория, родоначальником которой считается Л.И. Петражицкий (1867-1931). Онобъяснял возникновение государства особыми свойствами человеческой психики, втом числе стремлением людей к поиску авторитета, в том числе стремлением людейк поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться. Таким образом,государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а нематериальными условиями жизни. Без этих эмоций невозможно существованиеустойчивых социальных групп, общества и государства.
Л.И. Петражицкий считал причинами возникновениягосударства определенное состояние психики людей: постоянная зависимостьпервобытных людей от авторитета вождей, колдунов или шаманов, страх перед ихмагической силой привели к возникновению государственной власти, которой людиподчиняются добровольно.
Оценивая эту теорию, следует сказать, что те илииные свойства психики людей, в частности эмоциональное восприятиегосударственно-правовой действительности, имеют важное значение, но не являютсярешающими в причинах возникновения государства.
§6. Органическая теория.
Органическая теория происхождения государстваприравнивает государство к человеческому организму и приписывает емусамостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в негоотдельных людей. Согласно данной теории государство является результатомдействия сил природы, создающей его наряду с обществом и человеком.
Идея сопоставимости государства с человеческиморганизмом развивались еще в трудах Платона. Наибольшее развитие органическаятеория получила в конце 19 – начале 20 века. Одним из наиболее видныхсторонников данной теории был английский ученый- философ Г. Спенсер(1820-1903). В настоящее время органическая теория не пользуется прежнейпопулярностью, но и имеет хождение на Западе. (1, стр. 149)
§7. Расовая теория.
Расовая теория рассматривает в качестве основныхпредпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовомупризнаку. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, которыепризваны господствовать, и «низшие», которым самой природой предназначенонаходиться в подчинении. Появление государства необходимо для обеспеченияпостоянного превосходства одних рас над другими. Расовая теория достигла наибольшегосвоего развития в Средние века (в период расцвета колониализма) и в первойполовине 20 века (во время появления фашизма). Идеи, лежавшие в основе расовойтеории, широко применялись в послевоенные период в ходе ведения холодной войны.Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитировананесколько десятилетий назад. Она е используется больше как официальная, и дажеполуофициальная идеология. Но как академическая доктрина она имеет хождение взападных странах и в настоящее время. (1, стр. 150)
§8. Теологическая теория.
Одной из древнейших является теологическая (ещеназывается религиозной или теократической) теория. Она объясняет возникновениеи существование государства Божьей волей. Поэтому государство вечно, как самБог, а государь наделяется Всевышним властью повелевать людьми и реализовыватьБожью волю на земле. Представителем этой концепции был в России Иосиф Волоцкий(1439-1515); на Западе Фома Аквинский (1226-1274). Данная теория в современныйпериод разделяется идеологами ислама, католицизма, православия и иных религий.
Оценивая теологическую теорию, следует отметить, чтоона была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в периодСредневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовалв тот период. Но эта теория правильно отражает тот факт, что государствопоявляется вместе с монорелигией, а также то, что первые государства нередкобыли теократическими, вождь одновременно был верховным жрецом, позднеевступление на престол освещалось церковью, что придавало власти особыйавторитет. Эту теорию использовала для оправдания неограниченной властимонарха.
§9. Патримониальная теория.
Представители патримониальной теории считают, чтогосударство произошло от права собственника на землю (патриониум). Из права владенияземлей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет. Сторонникомпатримониальной теории является А.Галлер. (4, стр. 29)
§10. Марксистская(материалистическая) теория.
Марксистская (материалистическая) теория быласоздана основоположниками научного коммунизма К. Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895). Впоследствии эта теория получила определенное развитие вработах В.И. Ленина (1870-1924).
Согласно марксистской концепции государство возниклов силу экономических причин- общественного разделения труда, появленияприбавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящиеклассы. Государство возникло как организация экономически господствующегокласса, который при помощи государства становится и политически господствующим,приобретая мощные средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса.
Основоположники марксизма оценивали факт появлениягосударства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государствопостепенно отомрет вместе с исчезновением классов.
Были разработаны и иные гипотезы и обоснованияпричин появления государства, например расовая теория, органическая,ирригационная, либераторно-юридическая, теория инцеста и др.
Заключение
Итак, поставив перед собой цель, выяснить какиесуществуют теории государства и права, а также определить, что представляетсобой государство, я пришла к следующему заключению:
Основные теории происхождения государства — теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая,материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная — ставятво главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновениягосударственности.
Теологическая теория происхождения государстваполучила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычносчитается Фома Аквинский (1225 — 1274), сочинения которого стали своего родаэнциклопедией церковной идеологии того времени. В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболеесоответствующим духу и задачам католицизма. В современных условиях теологическуютеорию развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен),представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).
Договорная теория происхождения государства получилараспространение в наиболее логически завершенном виде в XVII — XVIII вв. втрудах Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др. По их мнению, государствовозникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, вкоторый вступают люди, находившиеся до этого в «естественном»,первобытном состоянии. Государство — это рациональное объединение людей наоснове соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы,своей власти государству. Изолированные же до происхождения государстваиндивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникаеткомплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за ихневыполнение.
Теория насилия наиболее логически была обоснована вXIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.
Причину происхождения государственности они виделине в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре,а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими.Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения,которым и стало государство.
К представителям материалистической теориипроисхождения государства обычно относят К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.Они объясняют возникновение государственности прежде всегосоциально-экономическими причинами.
Государство является центральным, интегрирующимобщество политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочияи обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальныеотношения. Государство – это институт, организующий совместную жизнь населенияна определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок,поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.
Долгая история формирования и развития государствасопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попыткамитеоретического объяснения источников возникновения данного института, егоотличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития.Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальнойорганизацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которыхвпервые использовался термин stato (от лат. status – положение) дляобозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин«государство».
Список использованнойлитературы.
· Марченко, М.Н. Теориягосударства и права: учебник/М.Н. Марченко.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Проспект, 2003.- 640 с.
· Морозова Л.А. Теория государстваи права.- М.: Норма, 2003.- 320 с.
Политология: учебник/Д.В. Доленко и др. – Изд. 2-е,испр. и доп. – М.: Дело, 2003.-424 с.
· Теория государства и права: курслекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.- М.: Юристъ, 2003.- 776 с.
· Теория государства и права ввопросах и ответах./ А.В. Малько2003 .- 298 с.
· Политология- политическая теория политические технологии./Москва 2000,А.И.Соловьёв,389 с.