Реферат по предмету "История техники"


История аэропорта Великие Луки

Семёнова Людмила Сергеевна
МОУ «СОШ № 5»
г. Великие Луки
2009 г.
Введение
Яс детства любила бывать в аэропорту Великие Луки, где работают мои родители.Мне приходилось участвовать в праздниках воздухоплавания, посчастливилосьлетать на самолетах и вертолетах, подниматься на воздушном шаре.
Будучив 8 классе я посетила аэропорт с экскурсией, увидела работу его служб, узнала, чтоон строился немецкими специалистами. На территории аэропорта я увидела, чтоновые здания соседствуют со старыми постройками, иногда даже довоенного времени,что навело меня на мысль о долгой истории аэропорта.
Мнезахотелось узнать больше об истории аэропорта, а, узнав, что в 2008 годуаэропорту исполняется 80 лет, я решила взяться за изучение этой темы.
Авиационнаядеятельность всегда тесно связана с обороноспособностью государства, поэтому невсе источники доступны для свободного ознакомления. Тем не менее, мне удалосьпоработать в архиве города Великие Луки, в отделе кадров Великолукского центраорганизации воздушного движения (преемника аэропорта), также я получалаинформацию из бесед с бывшими и нынешними работниками предприятия, помогламемуарная литература и личные архивы ветеранов и работников.
Целимоей работы – раскрыть этапы развития аэропорта Великие Луки, привлечь вниманиеграждан к деятельности предприятия. Моя работа актуальна потому, что показываетпример предприятия, пережившего кризисную ситуацию и вышедшего из нее.
Впервых двух главах раскрыта история предприятия, перечисляются интересныефакты. В третьей главе под названием «Современная деятельность» анализируютсяпричины перемены функций аэропорта, а так же рассматривается его значение вжизни города и страны сегодня.
Начало
Зарождение авиации
Вконце 19 – начале 20 века, когда борьба за первенство среди стран обострилась, былисделаны многие научные открытия, послужившие толчком к дальнейшему развитиюряда государств. Выдающимся техническим изобретением того времени стал аэроплан,который с первых лет своего существования нашел широкое практическоеприменение. Еще в 1881 году А. Ф. Можайский изобрел «воздухоплавательныйснаряд», а в 1902 году Н. Е. Жуковским и его учениками была сооружена одна изпервых аэродинамических труб – установка, в которой создается воздушный потокдля экспериментального изучения явлений, возникающих при обтекании воздухомтвердых тел. В это время зарождается авиация — теория и практика полёта ватмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности.
Первыйуспешный полет самолета с двигателем внутреннего сгорания – важнейшее позначимости событие в авиации — заслуга американских механиков братьев У. и О.Райт, оно датируется 17 декабря 1903 г. Вслед за этим в Европе, главным образомво Франции, строят самолеты А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер и др. В России в 1909-14 г.г. появились самолеты Я. М. Гаккеля, Д. П. Григоровича, И. И. Сикорского и других (1).
Различаютгражданскую, государственную и экспериментальную авиацию. Развитие Гражданскойавиации (ГА) началось лишь в 20 веке, когда в результате совместной работыРоссии и некоторых стран Европы (Германии, Англии, Франции) удалось создатьновые виды авиатехники, такие как пассажирско-грузовые дирижабли и самолеты.
Вимперской России Гражданская авиация не успела получить должного развития попричине скорой смены власти, войн, предшествующих ей, а так же вследствиепотребности в создании военно-воздушной армии. Оттого в области транспортной иГражданской авиации дореволюционная Россия не оставила советской власти почтиникакого производственного и инфраструктурного наследства. Однако, стоитпомнить о том, что истоки российской авиации зародились именно в РоссийскойИмперии, и, более того, многие русские ученые оказали влияние на развитиемировой авиации. Научные разработки дореволюционной России были новейшими, технологии– передовыми, что с лучшей стороны отразилось в военных самолетах того времени.Рассматривая российскую авиацию, мы будем говорить в основном о Гражданскомвоздушном флоте (ГВФ).
9февраля 1923 года Совет Труда и Обороны России принял Постановление оборганизации Совета по Гражданской авиации (3, стр.7). Этот документ положилначало развитию советской Гражданской авиации. В стране начинают создаватьавиационную промышленность, возводятся первые авиационные объекты ипрокладываются воздушные пути. Этим самым создается основа для будущегоразвития авиации в Советском Союзе.
Всоздании отечественной Гражданской авиации активное участие принимали иобщественные организации. Повсеместно при городских Советах создавалиськомиссии содействия Гражданской авиации, организовывались специальные бригадыпо проверке выполнения заказов Гражданского воздушного флота назаводах-поставщиках, проводились добровольные сборы средств для укрепленияавиации. Именно такими способами происходили знакомства людей с авиацией.
1.2.Становление аэропорта Великие Луки
Такиеже методы были распространены и в Великих Луках. В целях популяризациивоздухоплавания среди населения собирались денежные средства для организациипоказательных полетов. Так, 27 марта 1924 года «Великолукская ударная комиссияпо сбору пожертвований в пользу Воздушного Флота» написала письмо ЦентральномуПрофбюро, в котором сообщила: «Наш город входит число городов, где проводитсяДень Авиации…» Общество ДОБРОЛЕТ просит дать гарантии, что в Великих Лукахнайдется минимум 35 человек, желающих прокатиться на аэроплане за плату одинчервонец с каждого пассажира (г. Великие Луки, филиал Госархива Р-743, оп.1, ед.хр. 186, лист 14). Получив эти гарантии, ДОБРОЛЕТ направляет в Великие Лукисамолет, на котором проводятся катания людей со специально подобранной луговойплощадки в районе деревни Максимово.
Правительство,дабы содействовать развитию авиации в государстве, проводит ряд мероприятий.Одним из них было строительство аэродромов в населенных пунктах, сообщениемежду которыми имело военное и экономическое значение.
Итак,в 1926 году было принято решение о строительстве аэродрома в городе ВеликиеЛуки. Финансирование работ осуществлялось из двух источников:
— строительство аэродрома, аэровокзала и служебных зданий финансируетрусско-германское Общество Воздушных Сообщений ДЕРУЛУФТ;
— строительство дороги г. Великие Луки – деревня Максимово (где осуществлялосьстроительство) – финансирует Ленинградский военный округ.
Подстроительство аэродрома из земельных владений Баландинской сельхозкоммуны быловыделено 25 десятин сенокосных угодий. Руководство работами осуществлялосьсилами аппарата Управления местного хозяйства Великолукского исполкома.
Вписьме инспектору Охраны Труда за подписями секретаря Великолукского уездногоисполкома Милохина Александра Федоровича и главного бухгалтера Духович, датированном8 марта 1927 года, указывается, что строительство аэродрома в г. Великие Лукиимеет общегосударственное значение.
Строительныеработы велись в течение 1926-1927 годов. В январе 1928 года аэродром был приняткомиссией, и днем его открытия можно считать 28 января 1928 года.
Однакоэксплуатация аэродрома требовала дополнительных работ по осушке. Таким образом,воздушная линия Москва – Рига — Кенигсберг-Берлин общества Дерулюфт проходилачерез Смоленск, что удлиняло маршрут на 70 км и требовало от общества дополнительных затрат (Из докладной записки директора общества Дерулюфт о ходестроительства Великолукского аэропорта от 25 октября 1927 г.), И только с 1931 года авиалиния выполняется через Великие Луки.
Возможноиз-за близости грунтовых вод, аэродром было решено перенести. В 1931 – 1934годах здесь же, в районе деревни Максимово, но по правую сторону реки Вскувица,начинается строительство аэропортового комплекса и новой взлетно-посадочнойполосы (ВПП). Строятся аэровокзал, склад горюче-смазочных материалов (ГСМ) смеханизированной заправкой самолетов топливом, два ангара, гараж, жилые дома, столовая,клуб. Проводится линия электропередачи из города, монтируются радиостанции.Аэродром в Великих Луках строился немецкими специалистами. «О качествепроводимых немецкими инженерами работ и применяемых материалов говорит хотя бытот факт, что при проведении реконструкции системы электропитания обзорногорадиолокатора в 1987 году был использован отрезок старого немецкогоэлектрического кабеля производства 1931 года, находившийся в идеальномтехническом состоянии. …» (9).
Работыпроводятся с учетом последующего базирования на аэродроме воинской авиационнойчасти. Некоторые постройки того времени сохранились и до наших дней.
Вдекабре 1936 года через Великие Луки открываются еще две международныеавиалинии, осуществленные шведским Авиационным обществом по трассе Москва –Великие Луки – Рига – Стокгольм и финским Обществом АЭРО по трассе Москва –Великие Луки – Рига – Хельсинки. Полеты выполняются на самолетах АНТ-9, ДУГЛАС-3,ДС-3, Ю-52, ЮНКЕРС и др.
Интересновоспоминание адмирала Кузнецова Н.Г. об аэропорте Великие Луки того времени:«… Предстояло сделать посадку в Великих Луках, чтобы потом пересечь границуЛитвы и следовать дальше на Ковно, Кенигсберг, Берлин, Кёльн и Париж. В те годыпрямых сообщений, как теперь, было мало, и мы через каждые 2-3 часа делали посадку,да и самолеты даже на такой короткой трассе как Москва – Париж, менялисьдва-три раза. «В Великих Луках мы еще можем хорошо закусить на советскиеденьги», — посвящал меня уже не раз летавший здесь Горбунов, когда самолетделал последний круг перед посадкой. Плавное приземление, и мы уже катились потравяному полю аэродрома. Через несколько минут самолет остановился рядом сбелым домиком аэропорта. Небольшой буфет оказался уютным, чистым, а легкиезакуски заполняли небольшую стойку, за которой находилась молодая девушка, приветливовстречавшая гостей...» (4).
Изрекламного буклета на май-октябрь 1935 года «Москва – Париж в один день» (архивг. Великие Луки): «… Великие Луки – последний советский аэропорт на маршрутеМосква – Берлин». Буклет, изданный в Германии, представляет авиакомпаниюДерулюфт («Пользуйтесь Воздушными Рейсами Дерулюфт»). По информации из этогобуклета я смогла понять, что аэропорт Великие Луки являлся пунктом на путиМосква-Берлин, а так же Москва – Стокгольм, а билет на самолет Москва – ВеликиеЛуки стоил 35 рублей.
К1938 году объем авиационных перевозок по аэропорту Великие Луки составлялежемесячно более 100 пассажиров и до 15 тонн грузов, почты, багажа. С 1936 по1941 год на аэродроме кроме служб гражданского флота базировалась авиационнаячасть, выполнялись тренировочные полеты.
Вдовоенную пору аэропорт Великие Луки был пограничным аэропортом международногозначения, через который проходили важнейшие воздушные пути, на нем былорганизован контрольно-пропускной пункт пограничных войск НКВД.
1.3 Великая Отечественная война
Ксожалению, документов об аэропорте Великие Луки в годы Второй Мировой войнысохранилось не много, но сведения из некоторых источников я могу привести.
Ввоспоминаниях Н. Н. Штучкина упоминается о первом воздушном таране при оборонеМосквы, совершенном летчиком с великолукского аэродрома Степаном Гошко. УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1941 года Степан Гошко былнагражден орденом Ленина (5). Вспоминания Н. Н. Штучкина подтверждают сведенияо том, что в 1941 году летчики с аэродрома Великие Луки участвовали в оборонеМосквы.
Врайоне Великие Луки происходили ожесточенные воздушные бои, что подтверждаетследующий источник: «6.7.41 года в 7:00 капитан Прошаков Афанасий Григорьевич врайоне Великие Луки сбил До-215», «Редко проходит день, чтобы Чуносов не велвоздушного боя, который обычно заканчивается его победой. Так, 8 июля, в 10.30в районе Великие Луки сбил Ме-110, а в 14.00, ведя бой с Ю-88, сбилпоследний...» (6, стр. 176).
Послеосвобождения города великолукский аэродром использовался для базированияштурмовой и бомбардировочной авиации.
2.ВОЗРОЖДЕНИЕ
2.1Послевоенное восстановление
Вовремя Великой Отечественной войны аэродром и все аэродромные сооружения былиполностью разрушены.
Послеосвобождения города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков (в 1944году), была заново отстроена взлетно-посадочная полоса с грунтощебеночнымпокрытием, и аэропорт передан из военного ведомства Аэрофлоту.
Деятельностьслужб обеспечения полетов возобновилась в январе 1946 года. По воспоминаниямодной из работниц метеостанции того времени, ветерана труда, Марии АндреевныСоколовой, мы узнаем: "…В первое время аэродромные специалисты размещалисьв деревне Зимари, в частном доме. Все: синоптики, радисты, техники инаблюдатели, находились в одном маленьком помещении и работали при свете гильзи керосиновых ламп…". Спустя год службы были переведены в аэропорт.
С1948 года на аэродроме базируется Великолукское авиационное звено Северногоуправления Гражданского воздушного флота. Командиром звена назначен ФилипповА.А. Эксплуатируются самолеты С-2, ПО-2. Среди пилотов – лейтенант РогачеваТамара Ивановна (Приложение 1), связавшая практически всю свою трудовуюдеятельность с аэропортом Великие Луки. По списании с летной работы до ухода напенсию являлась диспетчером службы движения.
Демобилизовалисьи пришли в службу движения бывшие военные летчики Сабиров А.С., Инчаков В.С., БерзинС.Г., диспетчер Дроздецкий А.П. Основу службы связи (позднее название службынеоднократно изменялось) составили: Чернюгов В.С., Ивушкин А.С., Горбунов В.Е.,Казыкин Е.А., Романов И.В., Петров А.П., Донец Н.Е., Кудрев И.И., Сергеев В.С.,Беляева Н.А., Бородина Л.В., Бородин Л.И., Финев В.Г. Это их рукамипрокладывались линии связи и электропередачи, эксплуатирующиеся и поныне. Этоони в 1955 году ввели в эксплуатацию первый радиолокатор «Ромашка», такназываемый объект «Р», дав тем самым диспетчеру УВД возможность постоянногообзора воздушного пространства. Большая часть этих тогда молодых и энергичныхработников остались верны своему предприятию до ухода на пенсию.
ВОтделе кадров нынешнего аэропорта хранятся приказы по личному составу конца40-х и 50-х годов прошлого века. Первая такая тетрадь, которую я взяла в руки, относиласьк 1948 году. Это была простая ученическая тетрадь, в которой, как и полагается,часто встречалась подпись уже упомянутого начальника звена А. А. Филиппова.Пожелтевшие страницы тетради запечатлели приказы сталинского времени, которыеписались синими или фиолетовыми чернилами, каллиграфическим почерком. Под однимиз приказов я прочитала надпись: «Да здравствует товарищ Сталин любимый отец идруг — воспитатель советских авиаторов». Тетради приказов удивительно точнопередают дух своей эпохи, что не может не завораживать.
Вусловиях послевоенной разрухи, практически полного отсутствия искусственныхдорожных покрытий и мостов значение даже таких маломестных самолетов, как Ли-2,По-2, С-2 (два пассажира + пилот) было неоспоримо велико. Малой авиациейосуществлялись: доставка больных, врачей и медикаментов, руководящих работниковгорода Великие Луки и Великолукского района в отдаленные населенные пункты, почтовыеперевозки, поисковые работы, обслуживание избирательных кампаний (Приложение2).
Изприказа №13 от 30.01.1950 г. по аэропорту Великие Луки:
«Заянварь месяц подразделение имеет общий налет 56 часов. Из них:
санитарных- 36 ч. 10 м.
спецрейс– 3 ч. 10 м.
служебный– 14 ч. 40 м. тренировочный – 2 часа.
Планомна январь месяц предусматривалось: санитарный налет 28 часов, фактическивыполнено 36 ч. 10 м.; перевозка врачей – 25, фактически перевезено 17 чел.;медгруза – план 300 кг, фактически перевезено 315 кг….Лучшие пилоты авиазвена –Яковлев П.А., Скидан А.М.
Командир1-го отд. а/звена Сидин»
В1952 году коллектив Великолукского аэропорта возглавил старший лейтенант ГВФ 1Благодырь Константин Михайлович. Под его руководством была проведена огромнаяработа по организации местных воздушных линий, обустройству посадочных площадок,проведению планировочных работ на аэродромах Великолукской области ипривлечению пассажиров на воздушный транспорт. В штат аэропорта была введенадолжность инспектора по перевозкам, в задачи которого входили вопросыорганизации пассажирских и грузовых перевозок, рекламирование авиауслуг.
Изприказа №115 от 29.05.1952 г. по аэропорту ГВФ Великие Луки:
«Командироватьинспектора по перевозкам Амбросимова на аэродром Идрица с 30 мая по 31 мая повопросу найма начальника площадки, а на узловой станции Новосокольникиустановить рекламный щит «Аэрофлота» с целью изыскания загрузки. Начальникаэропорта Благодырь.»
Втечение двух лет были введены посадочные площадки в населенных пунктах Белый, Плоскошь,Холм, Опочка, Красный Город и др., капитально отремонтированы аэродромы Усмынь,Ильино, Идрица.
Всередине 50-х годов, учитывая важное географическое положение, была начатакомплексная реконструкция аэропорта Великие Луки. Был расширен и переоснащенрадиоцентр, внедрены средства командной радиосвязи УКВ диапазона.Строительством в 1954 году высоковольтной линии электропередачи ЛЭП-6 кВ оттехнической подстанции мебельного комбината была решена проблемаэлектроснабжения аэропорта и его объектов. В 1957 году аэродром был оборудовандальней, а в 1958 году ближней приводными радиостанциями, значительнооблегчившими работу пилотов. Основная масса работ выполнялась силами личногосостава. Так, служба связи заготавливала лес для антенных мачт, самаизготавливала и устанавливала их, строила объекты, вводила в эксплуатацию новоеоборудование.
1авиационно-техническому персоналу Гражданского воздушного флота присваивалисьзвания до 1955 года, они отличались от воинских чином ниже
Появляласьна аэродроме и новая авиационная техника. Технические и эксплуатационныеусловия аэропорта позволили принимать и обслуживать самолеты Ли-2, Як-12, Ан-2,а впоследствии и Ил-14.
Вначале шестидесятых годов пассажирские перевозки осуществляются преимущественнона местных воздушных линиях двенадцатиместными самолетами Ан-2. Из Великих Лукможно вылететь в Псков, Бежаницы, Новоржев, Пушкинские Горы, Новгород, Холм, Плоскошьи Пестряково.
2.2Годы расцвета
В1968 году вводится в расписание рейс Ленинград – Великие Луки – Москварегулярностью 2 раза в неделю на самолете Ан-24 вместимостью 48 мест. Дляработников аэропорта это было чрезвычайно значимым событием. По воспоминаниямдиспетчера службы организации перевозок Т.В.Фадеевой, ко времени посадки самолетавесь персонал, включая не занятый в обслуживании рейса (работники бухгалтерии, уборщицы,водители и пр.), собирался вблизи стоянки самолета, либо наблюдал из окон зазвучным и величественным движением белокрылого лайнера.
Вэтом же году, в связи с увеличением пассажиропотоков и спроса на авиаперевозки,в гостинице Юбилейная была организована касса предварительной продажиавиабилетов. В 1969 году в доме по проспекту Ленина, 29 открылось транспортноеагентство по продаже железнодорожных и авиабилетов.
Появлениеболее мощной авиатехники потребовало удлинения и укрепления взлетно-посадочнойполосы. Как временная мера были предприняты действия по планировке истроительству дополнительной грунтовой ВПП. Чтобы ускорить процессстроительства, коллектив предприятия выходил на субботники по вырубкекустарника на месте будущей полосы.
Вскоребыло принято решение о строительстве в аэропорту Великие Лукивзлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием, нового здания аэровокзалаи реконструкции технических зданий. Начались проектно-изыскательные, а затем истроительные работы. Устройство полосы производило дорожно-строительноеуправление № 846, технический и организационный контроль осуществлял отделкапитального строительства Великолукского горисполкома.
Вконце июля 1975 года взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием ирулежной дорожкой была сдана строителями в эксплуатацию.
30декабря 1975 года вступил в строй новый аэровокзал (Приложение 3). На второмэтаже здания разместились метеостанция, радиобюро, командно-диспетчерский пункт,перенесенные из стандартного дома 40-х годов (Приложение 4).
Оборудованиеаэродрома современными радиотехническими средствами посадки позволило снизитьметеоминимум аэродрома и повысить регулярность полетов, которые стали к томувремени довольно интенсивными.
Ваэропорту была создана материальная база для приема и обслуживания самолетовАн-2, Ан-24, Ан-26, Як-40, Л-410 и вертолетов различных типов. За годы IX, X иXI пятилеток аэропорт был связан прямыми рейсами с Москвой, Ленинградом, Минском,Киевом, Симферополем, Черкассами, Новгородом, Смоленском, Брянском, Анапой.Количество вылетов самолетов в летний период доходило до 16 в день, из них 12 –Ан-24. Постоянно возрастал объем пассажирских и грузовых перевозок. Ежегодноаэропорт отправлял более 30 тысяч пассажиров и более тысячи тонн грузов. Кромерегулярных выполнялись спецрейсы на Ан-26 по перевозке срочных илискоропортящихся (племенное яйцо, мальки рыб) грузов.
80-естали годами расцвета Гражданской авиации Советского Союза и России.Протяженность воздушных линий составила свыше 1 млн. километров, свыше 200тысяч из них – международные. Обновился самолетно-вертолетный парк. Самолетылетали в 93 страны и в более чем 3600 городов. Аэрофлот стал не толькосамоокупаемой, но и прибыльной отраслью. Рос пассажирооборот, увеличивалсяобъем работ по применению авиации в народном хозяйстве. Работала отлаженнаясистема материально-технического снабжения, поставок авиационной техники, обученияи переподготовки кадров. Все эти процессы коснулись и Великолукского аэропорта.
Мнеудалось встретиться с начальником аэропорта того времени В. С. Сергеевым. Оноказался хорошим рассказчиком. Из беседы с ним я узнала, что он проработал наинтересующем меня предприятии 41 год (1955-1996). На вопрос о его любимомпериоде работы аэропорта, он ответил: «80-е. Когда жизнь бурлила, все кипело, аэропортработал практически круглосуточно».
В1955 году, по окончании Рижского авиационного училища спецслужб ГВФ, В.С.Сергеевбыл принят в аэропорт радиоинженером, возглавлял коллектив радиоцентра, а с1968 года – службу связи. В апреле 1975 года был назначен начальником аэропортаВеликие Луки и оставался им до реорганизации аэропорта в 1993 году. По отзывамсослуживцев, Виктор Сергеевич прекрасно знал все технологические процессыаэропортовых подразделений, своевременно выявлял и принимал меры к устранениюнедостатков в работе объектов, улучшению качества обслуживания воздушногодвижения и пассажиров. Предъявляя высокие профессиональные требования кподчиненным, он был прост и доступен в общении с ними. Сейчас В.С.Сергеевнаходится на заслуженном отдыхе, но всегда живо интересуется тем, чтопроисходит в его предприятии и чем живет коллектив.
3.СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
РазвалСоветского Союза и последовавшие за тем реформы коренным образом изменили игосударственное устройство, и весь уклад жизни. Взлет цен на топливо, запчасти,авиатехнику привел к тому, что стоимость билетов многочисленных авиакомпаний, возникшихна месте единого Аэрофлота, резко выросла. Российский пассажир стал все реже иреже пользоваться услугами авиации, что привело к сокращению выполняемыхрейсов. Сокращение отправок пассажиров, а вслед за этим и обслуживающегоперсонала началось и в Великих Луках.
Вэтих условиях, учитывая, что деятельность по управлению воздушным движениемобеспечивала более стабильные доходы за счет обслуживания иностранныхавиакомпаний, трудовым коллективом в начале 1993 года было принято решениепреобразовать аэропорт Великие Луки в Государственное предприятие (ГП) поиспользованию воздушного пространства (ИВП), управлению воздушным движением(УВД) и радиотехническому обеспечению (РТО) «Аэросервис» (ГП «Аэросервис»).Принятое решение позволило в условиях разваливающейся экономики не толькосохранить коллектив, но и улучшить его материальное положение.
ГП«Аэросервис» в 1994 году начало строительство здания Районного центра Единойсистемы управления воздушным движением (РЦ ЕС УВД) и линии электропередачи попроекту внешнего энергоснабжения. Была развернута работа по модернизации системыУВД и замены средств радиотехнического обеспечения.
Внастоящее время в Великих Луках на базе бывшего аэропорта создан новыйавтоматизированный центр Управления Воздушным Движением, оснащенныйсовременными отечественными средствами радиотехнического обеспечения полетов(Приложение 5).
Ихотя Великолукский Центр Организации Воздушного Движения (ОВД) уже не несет туфункцию, которой был наделен в самом начале своего пути аэропорт, он все жевыполняет важную работу — на его счету обеспечение безопасности воздушногодвижения в районе ответственности Великолукского РЦ ЕС УВД. По территории этогорайона проходят несколько международных воздушных трасс и местных воздушныхлиний. И днем и ночью над районом ответственности Великих Лук летят самолеты ироссийских и иностранных авиакомпаний. В настоящее время ежедневно здесьпролетает более ста самолетов. Их полеты полностью контролируются и управляютсяавиационными диспетчерами с помощью новейшей аппаратуры радиотехническогообеспечения полетов (8).
Сегодняна аэродроме также базируются вертолеты Ми-2 Министерства по чрезвычайнымситуациям и Ми-8, обслуживающий трассу нефтепровода. Кроме того, вот уженесколько лет существует Авиационный учебный центр авиации общего назначения, осуществляющийподготовку пилотов тепловых аэростатов. В нем можно также пройти начальный курсобучения полетам на мотодельтаплане. Ежегодно аэропорт занимается организациейпраздников воздухоплавания в городе, благодаря чему Великие Луки даже прозвалистолицей воздухоплавания. В настоящее время бывший аэропорт представляет собойсовременное предприятие, осуществляющее сложную и ответственную работу, котороеявляется примером выживания в сложной экономической ситуации конца прошлоговека.
В2008 году аэропорту Великие Луки исполнилось 80 лет. Хочется верить, чтокогда-нибудь аэропорт вернется к своему прежнему занятию и справит еще не одинюбилей!
Список литературы
1.ВиргинскийВ.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917 г.г.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. — 304 с.: ил.
2.ДегтевВ.С. Крылья Республики. – М.: Редакционно-издательский отдел МГА, 1969.
3.ЕреминС.К. Хроника Аэрофлота. Часть первая (1959-1961 г.г.). – М.: Редакционно-издательский отдел Аэрофлота, 1962.
4.КузнецовН. Г. На далеком меридиане.www. militera.lib.ru
5.ШтучкинН.Н. Грозное небо Москвы. www.victory.mil.ru/lib/books/
6.СтефановскийП. М. Триста неизвестных. М., Воениздат, 1968.
7.40лет Гражданского Воздушного Флота. Сборник статей. – М.: Редакционно-издательскийотдел Аэрофлота, 1963.
8.РоманенковА. Регулировщики воздушных перекрестков. Ведомости Псков – Великие Луки. 13августа 2008 года.
9.Докладзаместителя директора по радиотехническому обеспечению полетов Семенова С.В. насовещании руководителей Филиала «Аэронавигация Северо-запада», июнь 2003 г.
Источники
1.МатериалыВеликолукского филиала Псковского областного архива.
2.Приказыпо личному составу аэропорта Великие Луки 1948-1954 г.г.
3.Видеоматериалык 75-летию аэропорта Великие Луки.
4.Диктофоннаязапись воспоминаний В.С.Сергеева, начальника аэропорта 1975 – 1993 г.
5.Диктофоннаязапись воспоминаний А.А.Шершневой, директора Великолукского филиала АНО«Метеоагентство Росгидромета».
6.Диктофонная запись воспоминаний В.В.Логунова, инженера Великолукского филиалаАНО «Метеоагентство Росгидромета».
7.Диктофоннаязапись воспоминаний Л.Л. Петровой, инженера отдела эксплуатации хозяйственногообеспечения и транспорта Великолукского центра ОВД.
8.Личныеархивы и воспоминания ветеранов аэропорта В.С.Сергеева, Л.В.Семеновой, А.П.Осиповой.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.