Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Социологический анализ доминирующих мотиваций занимающихся в фитнес-клубах

Социологический анализ доминирующих мотиваций
занимающихся в фитнес-клубах

Профессор Т.С. Лисицкая,  кандидат педагогических наук, доцент С.И.
Кувшинникова, Российский государственный университет физической культуры,
спорта и туризма, Москва

Отсутствие
мотивации - величайшая душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои.

Г.
Селье

Важнейший
фактор, определяющий жизнь нового тысячелетия, - борьба за здоровье в условиях
все ухудшающейся экологии, постоянного стресса, гиподинамии. Панацеей от всех
болезней в XXI веке становится здоровый образ жизни, который немыслим без
активных занятий физическими упражнениями.

Тренеры,
инструкторы, менеджеры фитнес-клубов, спортивно-оздоровительных центров, студий
постоянно сталкиваются с проблемой мотивации своих клиентов на продолжительные
занятия по фитнес-программам. Естественно, что тренер-инструктор, особенно
групповых программ, не может знать своих подопечных так хорошо, как тренер в
спорте или инструктор персональных тренировок, но он может с помощью
анкетирования, бесед, совместной работы с менеджером по продажам членских карт,
во время инструктажа определить основные мотивы и на этой основе создать такие
условия, которые соответствовали бы мотивации каждого клиента. Эффективная
работа фитнес-клубов, спортивно -оздоровительных центров и других организаций
зависит от правильно разработанной концепции клуба, выбора тех или иных
направлений фитнеса и программ, что, в свою очередь, во многом определяется
осознанием сущности мотивации, изучением факторов, влияющих на нее, и методов
ее повышения [1].

Мотивация
исследовалась с помощью анкетирования, а также общения с другими людьми
(членами клуба, инструкторами, менеджерами по продажам клиентских карт) для
получения информации о мотивах посещения клуба. В исследовании приняли участие
2360 человек. Следует отметить, что, по данным последних зарубежных
исследований, около 52-54% занимающихся фитнесом составляют женщины [5], в
России, по данным наших наблюдений, в среднем около 60% занимающихся - женщины.
Наибольший процент занимающихся в Германии приходится на возраст 25 - 34 года
(37,7%), затем моложе 25 лет (33,9%), 35 - 44 лет (15,3%), и старше 45 лет
(13,1%) [5]. Та же тенденция наблюдается и в России.

В
результате исследования было выявлено шесть основных факторов, определяющих
структуру мотивации занятий в фитнес-клубах.

Основным
фактором, определяющим мотивацию занятий в фитнес-клубах, является фактор,
который можно определить как "фитнес-здоровье ". Он составляет 40,6%.
Следующий по значимости фактор можно определить как "внешний вид" -
31,2%. Далее следуют "психологический " фактор (8,5%),
"познавательный " (7,4%), "социальный " (6,7%) и
"прикладной " (0,6%).

Фактор
"фитнес-здоровье" определяют три мотива:

1)
общее улучшение физической подготовленности;

2)
улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы (кардиотренированность);

3)
позитивное влияние состояния опорно-двигательного аппарата (улучшение осанки, уменьшение
болей в области суставов, спины и пр.).

Большинство
клиентов (46,5%) указывают на первый мотив мотив комплекса, почти в равных
долях (соответственно 27,3 и 26,2%) указываются второй и третий мотивы.

Вторая
группа факторов, объединенная в комплекс "внешний вид", состоит из
следующих трех мотивов:

1)
общее снижение веса тела;

2)
коррекция фигуры, под которой понимается специальная тренировка, направленная
на улучшение телосложения, коррекцию отдельных частей тела (в зарубежной
литературе подобная тренировка обычно называется "Bodyshaping");

3)
увеличение мышечной массы ("Bodybuilding").

Как
видно из рисунка, превалирующим фактором в данном мотивационном комплексе
является желание похудеть - снижение веса тела (50,1%), затем коррекция фигуры
(39,9%) и увеличение мышечной массы (10%).



Рис.
1. Факторы, определяющие структуру мотивации занятий в фитнес-клубах

Мотивационный
комплекс "психологический" фактор определяется двумя почти равными
составляющими:

1)
антистрессовое влияние занятий фитнесом (снятие напряжения, появление чувства
расслабленности) - 49,6%;

2)
получение удовольствия, чувства радости на занятиях - 50,4%.

"Познавательный"
фактор состоит из двух компонентов. Первый включает в себя желание больше
узнать об уровне физической подготовленности, телосложении, отклонении от нормы
и контроле за динамикой данных показателей. Второй - получение когнитивной
информации о правильности выполнения тех или иных упражнений, овладение новыми
умениями и навыками, достижение контроля разума над телом. Оба компонента, как
и в предыдущем "психологическом" мотивационном факторе, влияют на
изучаемый мотив почти в равных долях, соответственно 51,2 и 48,8%.

"Социальный"
фактор позволяет выявить важность социального аспекта среди других категорий
мотивации, а также его структуру. Компоненты "социальной" мотивации
подразделялись на следующие составляющие:

1)
приобретение друзей и расширение круга знакомых;

2)
приобретение возможных партнеров по бизнесу;

3)
уважительное отношение окружающих (престижность положения);

4)
достижение большей уверенности в себе, ощущение собственной значимости.



Составляющие
фактора "внешний вид"

Как
показали исследования, в данном факторе ощутимо влияние пола занимающихся.
Наибольшее значение в "социальном" факторе для женщин имеет
возможность приобретения друзей и знакомых (38,6%), уважительное отношение
окружающих (престижность положения) (28,8%); достижение большей уверенности в
себе, ощущение собственной значимости (20,6%); приобретение возможных партнеров
по бизнесу (12%).

Для
мужчин структура данного фактора иная, а именно: достижение большей уверенности
в себе, ощущение собственной значимости (40,1%); уважительное отношение
окружающих (престижность положения) (32,4%); приобретение возможных партнеров
по бизнесу (20,4%); возможность приобретения друзей и знакомых (7,1%).

Последний
фактор в структуре мотивации - "прикладной". Определенная, но
незначительная категория клиентов стремится к улучшению своих результатов в
избранном виде спорта, в профессиональной деятельности. К последним относятся
артисты, ведущие телевизионных передач, танцоры. Для них характерна
комбинированная мотивация, ориентированная на профессиональную деятельность.

Следует
учитывать, что приверженность к двигательной активности во многом зависит от
личностных свойств людей. Как показало анкетирование, постоянные клиенты
фитнес-клубов характеризуются следующими особенностями:

·
имеют тот или иной опыт занятий спортом в детском и юношеском возрасте;

·
обладают уверенностью в способности заниматься;

·
воспринимают физическую нагрузку как удовольствие;

·
способны преодолевать различные трудности (болезни, травмы, недостаток времени
и др.).

Люди
с высоким уровнем мотивации имеют тенденцию "перерабатывать", выполняя
подчас с небольшими паузами отдыха до двух-трех уроков аэробики, тренировку на
тренажерах, занятия аква-аэробикой, что может не соответствовать их
адаптационным возможностям. В данной ситуации специалисты должны вести
разъяснительную работу об оптимальных нагрузках в оздоровительной физической
культуре, осуществлять постоянный контроль за восстановительными процессами и
индивидуальной переносимостью нагрузок.

Но
чаще на практике приходится сталкиваться со случаями прекращения занятий или их
нерегулярного посещения. Проведенный анализ показал, что к клиентам с высокой
степенью риска прекращения занятий относятся люди с низким
социально-экономическим статусом, курильщики, страдающие ожирением, с низким
уровнем "поддержки" в семье, проживающие (или работающие) далеко от
клуба. Аналогичные данные были получены и зарубежными исследователями [5 -7].

Следует
помнить, что мотивация - это не постоянная величина, она меняется в зависимости
от среды [2 -4]. Создание положительной среды (условий) в значительной степени
повышает уровень мотивации.

Дальнейшие
наши исследования в этой области будут посвящены разработке проблемы мотивации
регулярных занятий физическими упражнениями.
Список литературы

1.
Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. Т.1. - М.:ФАР, 2002. -
230 с.

2.
Учебник инструктора групповых фитнес-занятий. - М.: Коммерческие технологии,
2001. - 316 с.

3.
Уэйберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев:
Олимпийская литература. - 1998. - 335 с.

4.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и
прикладные основы социальной психологии. - М.: Владос. 1995. - 542 с.

5.
Boeckh-Behrens W.-U, Buskies W. Gesundheitsorientiertes Fitnesstraining Dr.
Loges + Co. GmbH, Winsen, 2002. - 350 s.

7.
Zarotis, Georgios F. Ziel Fitness-Club Motive im Fitness-Sport. - Aachen Meyer
und Meyer 1999. - 143 s.

6.
Erdman R. Motive und Einstellungen im Sport. Schorndorf. - 1983. 134 s.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Резервирование с применением мажоритарного элемента
Реферат Пушки Пирса со сходящимся пучком
Реферат Профориентация
Реферат Системы подземной разработки с обрушением руды и вмещающих пород
Реферат Семеноводство ячменя
Реферат Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества
Реферат Древняя Русь 7
Реферат Ясунари Кавабата
Реферат Ядерный магнитный резонанс ЯМР
Реферат Функции финансов
Реферат «Вот и стали мы на год взрослей» старшая группа
Реферат Регламентация деятельности персонала: анализ должностных инструкций на примере Организационно-контрольного отдела Администрации Центрального района г. Новосибирска
Реферат Ретроспективный анализ заболеваемости дизентерией
Реферат Социореабилитация
Реферат Сущность и основные задачи бухгалтерского учета