Предмет, метод и методология историиполитических и правовых учений
План
Введение
1. Предмет и метод политических и правовых учений как самостоятельнойюридической дисциплины
2. Методологическиепроблемы истории политических и правовых ученийЗаключение
Список литературы Введение
Всемирная история политических иправовых учений — одна из важных составных частей духовной культурычеловечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлыхпоколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующихисследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства.Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияниена современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию ипрактику наших дней.
В своих попытках понять настоящее инайти пути к лучшему будущему люди всегда обращались, и будут обращаться кпрошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И этоне дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способчеловеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественнаяпотребность каждой современности найти себя, свое место и назначение междупрошлым и будущим.
В этом отношении непреходящеезначение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогрессаполитической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования иутверждения, общечеловеческих политико-правовых ценностей.
По мере того как остается позади всеболее значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объемприобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимостьистории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное,воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории вполной мере относится и к истории политических и правовых учений, котораясегодня актуальна как никогда ранее.
§ 1. Предмет истории политических и правовых учений каксамостоятельной юридической дисциплины
Политика, государство, право,законодательство являются, как известно, объектами исследования различныхгуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики ит.д.). Причем каждая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода),находящаяся в системе междисциплинарных связей и взаимовлияний, отличаетсясвоим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет.Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамкахюридической науки в целом.
В системе юридических наук июридического образования история политических и правовых учений являетсясамостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического итеоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамкахданной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет —история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве,политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.
Под соответствующими “учениями”,следовательно, в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формытеоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегосязнания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которыхнаходит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процессуглубления познания политических и правовых явлений.1
Поэтому вне предмета историиполитических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, неразвитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания исуждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей,поэтов и т.д. о политических и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобныеположения могут быть весьма глубокими и интересными.
В общей совокупностиполитико-правового знания прошлого и современности политические и правовыеучения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний онипо своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных формотражения политической и правовой действительности, — таких как разного родапредставления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д
Эти формы обыденного(дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания, хотя и не входятнепосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьмаважны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования ифункционирования соответствующих теорий. Большой интерес они представляют приисследовании идеологических позиций различных борющихся между собой классов,социальных групп и партий, мировоззренческих платформ, программ, требований,задач, целей и установок, соответствующих социально-политических (массовых игрупповых) движений и направлений в жизни государственно-организованногообщества.
Соединение в рамках единойюридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено, в конечномсчете, той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений исоответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфическихпредметно-методологических позиций юридической науки в целом, представляющейсобой единый комплекс государствоведения и правоведения. Именно под угломзрения этого единого комплекса и следует понимать сочетание политических иправовых теорий прошлого в предмете нашей науки.
Этот взгляд с точки зренияюридической науки, юридический подход к истории политической и правовой мысливесьма существен для понимания смысла затронутого вопроса о предмете. Так,ясно, что, например, с позиций политологии (или политической науки), еслитаковая понимается и трактуется как самостоятельная, неюридическая(внеюридическая по своему дисциплинарному статусу) наука, историяпредшествующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться) иначе, чем внашей науке, а именно — главным образом и по существу в предметных очертанияхсамой этой политологии, в плане присущих ей представлений о своем предмете иметоде, своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и аспектахсвоей связи с политической мыслью прошлого. История такой политологическиориентированной мысли будет определенной политологической ретроспекцией, зарамками предмета которой останется история правовых учений, — если и не всяцеликом, то в своей основной части.1
Это обусловлено уже тем, чтоюридическая наука и политология изучают различные аспекты политических явлений.Юридическая наука в целом (и это решающим образом сказывается на предметеистории политических и правовых учений как юридической дисциплины) исследуетполитические явления в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом, вправовой форме их выражения, их существования в рамках определенного правопорядка.
В новое время различение“политического” и “государственного” осознается и проводится четче ипоследовательней (как в содержательном, так и в понятийно-терминологическомотношении). Причем “политическое” трактуется — в противоположность древнегреческимавторам — как более широкое явление и понятие, чем “государственное”.
Поучительно в этой связи сравнениепозиций Аристотеля и Макиавелли как зачинателей различных концепций политическойнауки, соответственно античности и нового времени. Освобождение политики отморали и ставка на силу в концепции Макиавелли опирались на трактовку политикикак, прежде всего борьбы за власть и на понимание государства как сувереннойорганизации власти, учреждение или овладение которой — главная цель всей политикии политической борьбы.
Идея суверенитета государства (уМакиавелли и последующих авторов) включала в себя представление о том, чтогосударство — единственный правомерный и легальный (и, следовательно, впринципе действующий на началах и в формах общеобязательного права) носительпублично-политической власти. Взаимосвязь государственно-организованнойобщественной и политической жизни с правом (с правовой формой опосредованияобщественных и политических отношений) при таком подходе очевидна.
Также и для последующих мыслителей(вплоть до современности) в целом типично представление о более широком объеме“политического” по сравнению с “государственным”.
Сказанное о предмете, разумеется, неозначает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальныевопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические ученияпрошлого представлены в предмете данной дисциплины не как историягосударствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследованийпроблем государства как особого политического явления и учреждения в широкомконтексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязии взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственностиисследовалась представителями различных школ и направлений в реальной историиполитических учений.1
Также и правовая мысль прошлогоосвещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ееотраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т.д.), а попреимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, вкоторых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфическихявлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфереобщей теории права или философии права, однако подобные проблемы в историиправовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материалеотраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы частногоили отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формахответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда,источниках судебных доказательств, формах и направлениях административнойдеятельности и т.д.) приобретают существенное значение для характеристики правовогои политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметнуюобласть истории политических и правовых учений.
История политических и правовыхучений — дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад висторию политических и правовых учений внесли также представители иныхгуманитарных наук, и, прежде всего философы. Целый ряд известных представителейфилософской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ,Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк,Кант, Фихте, Гегель, Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимисяфигурами также и в истории политических и правовых учений.
Влияние философии на историюполитических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многиеклассики из истории философии являются вместе с тем классиками и в историиучений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философскихидей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали ите мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, аполитико-правового или социально-политического профиля.
В должной мере, учитывая рольфилософии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь ввиду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное, вконечном счете, спецификой политических и правовых явлений как особых формреальной действительности и объектов научного исследования. Предметноесвоеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующиефилософские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля идругих философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнениис историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контекстеспецифического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых еепознавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом насобственно политический и правовой смысл рассматриваемых концепций, науяснение специфической логики специфического объекта — политических и правовыхявлений и отношений.
Особо следует отметить своеобразиепредмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметамидругих юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) иисторического (всеобщая история государства и права, история государства иправа России и т.д.) профилей.
В отличие от предметов юридическихнаук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических иправовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиесяполитико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы ихтеоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияниеистории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовыхформ, учреждений, институтов — с другой. Без знания истории государства и праватак же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующихполитико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений иконцепций невозможно научно осветить исторически развивающуюсяполитико-правовую реальность.
В соотношении с общетеоретическимиюридическими науками история политических и правовых учений выступает попреимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированнаяна изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей историческогопроцесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве,политике, законодательстве.
В сложном процессе взаимосвязей вюридической науке исторических и теоретических дисциплин история политическихи правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важныхисторико-теоретических предпосылок развития современного политико-правовогознания, совершенствования теоретических разработок проблем государства иправа.1
Соотношение истории политических иправовых учений с другими юридическими и философскими науками, равно как ивзаимосвязи исторических и теоретических аспектов внутри самой этой дисциплины,отчетливо отражают то принципиальное обстоятельство, что предметрассматриваемой дисциплины — это не просто совокупность политических иправовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этойисторичности значимо для характеристики, как предмета данной дисциплины, так иее методологии.
2. Методологические проблемы истории политических и
правовых учений
История политических и правовыхучений, как самостоятельная юридическая дисциплина вместе с другимиюридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. И в ней, как и вдругих современных гуманитарных науках, используется — с учетом предметнойспецифики и особенностей целей и задач научного познания в области историиполитических и правовых учений — богатый арсенал философских и специально-научныхметодов, и, прежде всего методы формально-логического, диалектического,системного, сравнительно-исторического исследования.
Тот или иной метод (и совокупностьиспользуемых методов) — это, разумеется, не самоцель, не искомая истина, алишь путь познания, способы и приемы исследования. Научная значимость ипознавательная ценность применяемого метода определяется, в конечном счете, егоэвристическим потенциалом, его способностью обогатить науку новым знанием обизучаемом объекте, выявить новые моменты в исследуемых явлениях и привести кболее содержательному и более глубокому их пониманию.
Прогресс научного знания, внутреннесвязанный с развитием методов познания, — это по сути своей историческийпроцесс. В области политико-правовой мысли такой прогресс в теоретическомзнании и вместе с тем в методах познания представлен в истории политических иправовых учений. Последняя как история теорий является в определенном смыслеодновременно и своеобразной историей методов политико-правового познания. Делообстоит так не только и не столько потому, что в тех или иных политико-правовыхтеориях прошлого применялись соответствующие методы исследования, которые темсамым тоже входят в предметную область истории политических и правовых учений.Это, конечно, важный аспект, который необходимо учитывать при изучении иосвещении политико-правовых учений прошлого. Но для характеристики внутреннегоединства и соотношения теоретического и методологического аспектов в историиполитических и правовых учений гораздо важнее то принципиальное обстоятельство,что каждая предшествующая теория, в том числе и политико-правовая теория,обладает (в меру своей фундаментальности, научной значимости и т.д.)потенциалом и функцией метода для последующих теорий. Данное обстоятельствопроявляется как в целом в моментах преемственности между последующими ипредшествующими политико-правовыми учениями, так и особенно отчетливо в техслучаях, когда речь идет о тех или иных школах и направленияхполитико-правовой мысли, продолжающих и развивающих определенную предшествующуютеорию.
В обобщенном виде применительно кнашей дисциплине можно выделить следующие основные функции метода:
1) метод как способпостроения определенной политико-правовой теории (здесь речь идет, преждевсего, о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определеннойсистемы теоретического знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязяхэтих компонентов и т.д.);
2) метод как способинтерпретации и оценки, предшествующих политико-правовых учений (данный аспектотражает содержание и характер отношений и взаимосвязей между различнымитеориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли) и
3) метод как способи форма выражения определенного типа и принципа соотношения между даннойполитико-правовой теорией и освещаемой действительностью (здесь проявляетсяобщемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношенияматериального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики ит.д.).1
Такая классификация функций метода,разумеется, во многом условна, как, впрочем, и всякая иная классификация. Ноона позволяет выявить и осветить ряд важных аспектов методологии(общемировоззренческих, теоретико-познавательных, оценочных и т.д.) отдельныхучений прошлого и в целом истории формирования и развития политико-правовоймысли.
Своеобразие предмета историиполитических и правовых учений накладывает свой отпечаток на применяемые вданной сфере общефилософские и конкретно-научные методы, по-своему трансформируети конкретизирует соответствующие приемы и средства исследования, определяет ихспецифические цели и задачи с учетом особенностей изучаемых объектов и в целомпредмета научного познания.
Обусловленная этим специфика приемови средств исследования весьма отчетливо проявляется (и на уровне отдельныхтеорий прошлого, и в плане истории политических и правовых учений в целом)везде там, где дело касается таких существенных для данной научной дисциплиныпроблем, как своеобразие теоретического познания и трактовки политико-правовыхявлений, особенности взаимосвязей различных политико-правовых теорий прошлого,отличительные черты механизмов преемственности и новизны, процессоввзаимодействия исторического и теоретического начал в истории политических иправовых теорий и т.д.
Заметным выражением отмеченнойпредметной и методологической специфики истории политических и правовых ученийявляется ведущая роль именно тех принципов, приемов и способов исследования,которые по своим возможностям в наибольшей мере соответствуютисторико-теоретическому содержанию и профилю данной юридической дисциплины.Отсюда и определяющее значение способов и приемов исторического подхода кполитико-правовым учениям прошлого, поскольку без принципа историзма нельзявообще всерьез говорить и об истории этих учений.
В области истории политико-правовыхучений принцип историзма играет существенную роль в процессе освещения генезисаи последующей жизни той или иной политико-правовой теории в историческойретроспективе и перспективе, исследования места и значения политических иправовых теорий в совокупной системе знаний определенной эпохи, характеристикиих соотношения с другими элементами в общей структуре политических и правовыхзнаний соответствующей эпохи, раскрытия связей между различными концепциямипрошлого и современности, уяснения специфической логики в истории политическихи правовых учений, взаимодействия политико-правовых идей с политической иправовой практикой прошлого и современности и т.д.
Исторический подход выступает приэтом в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценкиполитико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого исовременности. Очевидно, что концепции и конструкции того или иного мыслителяпрошлого (как взятые в их исходном, “нетронутом” виде и непосредственномотношении к современной ему действительности, так и рассматриваемые в качествепереработанного элемента в политических и правовых учениях более позднеговремени) в современных условиях играют вовсе не ту роль и имеют не то значение,которые были им характерны в той, прошлой их “современности”. В новойсоциально-исторической и политико-правовой ситуации, в контексте другойдействительности они нередко приобретают иное, новое значение.1
Отвергая крайности архаизации илимодернизации политико-правовых учений прошлого, исторический подход позволяетвыявить в этих учениях как исторически проходящее, так и пребывающее, остающеесяв истории. Так, например, давно отошла в прошлое та конкретная историческаяреальность, в условиях которой возникли политические и правовые учения античныхмыслителей (Демокрита, софистов, Цицерона, римских юристов и т.д.). Многие ихсуждения, оценки и т.д. непосредственно связаны с конкретно-историческимиситуациями эпохи их жизни и деятельности и вместе с породившими их условиямиотошли в прошлое. Но некоторые их положения (и, прежде всего—теоретико-концептуальные основы их взглядов и подходов к вопросам государства иправа) пережили свое время, стали необходимым звеном в исторической цепи развитияи углубления политико-правового знания и являются составным моментомсовременных теоретических воззрений и построений.
Подобно тому, как связь политико-правовыхидей и учений с последующей практикой не прямолинейна, не непосредственна, аопосредована сложной картиной реальных исторических событии, так и момент ихпреемственности опосредован всей совокупностью теоретических знаний,приобретенных и сформулированных в истории политической и правовой мысли.
Адекватная трактовка прошлой исовременной роли и значения политико-правовых учений требует различения вструктуре политико-правового знания, представленного в соответствующемучении, его конкретно-исторической и теоретической сторон.Конкретно-исторический аспект политико-правового содержания учения показывает,какие именно исторически определенные и конкретные взгляды на общество,государство, право, политику и т.п. развиты и обоснованы в данном учении, какэти взгляды соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев иклассов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позициюзанимал автор учения в контексте своей эпохи и т.д. Теоретический аспектотражает философские, общеметодологические, познавательно-гносеологическиемоменты учения, показывает, как и каким образом обосновывались конкретныеполитико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись,какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели иконструкции мысли отражены в рассматриваемой доктрине и являются ведущими иопределяющими для данного мыслителя или впервые вводятся им в теоретическийоборот и т.п.
Внимание к обеим сторонам(конкретно-исторической и общетеоретической) структуры соответствующегополитико-правового учения— необходимая база для правомерной и корректной егоинтерпретации и оценки, выявления логики дальнейшей исторической жизни учения,его взаимоотношений с другими учениями, процессов их интеграции и дифференциации,моментов борьбы, преемственности и новизны в их историческом развитии.Единство и взаимосвязь конкретно-исторической и теоретической сторонполитико-правового учения не исключают, а, напротив, предполагают ихотносительную самостоятельность, благодаря чему теоретические категории, идеи,формулы и построения того или иного автора прошлого “высвобождаются” из своегоконкретно-исторического контекста и входят в теоретико-методологический арсеналразвивающегося человеческого познания. И в этом увеличении понятийного икатегориального аппарата, обогащении теоретического словаря и методологическогоарсенала познания политико-правовых явлений ярко проявляется сложный процессборьбы и взаимовлияния идей, наращивания и углубления знания в истории политико-правовыхучений, формирования и обогащения общечеловеческих достижений и ценностей,связи истории и современности.
В контексте такой прогрессирующейкумуляции знания и развития политико-правовой культуры в сфере мысли и практикишел процесс формирования в истории политических и правовых учений тех сквозныхтем и проблем (так называемых вечных проблем), в разработку которых различныемыслители вносили свой вклад, содействуя тем самым их историческойпреемственности и обогащению теоретического смысла соответствующих концепций.В числе таких проблем можно назвать соотношение морали и политики, личности игосударства, реформы и революции, власти и насилия, справедливости, равенстваи права, права и свободы, права и закона и т.д.
С учетом совмещения в историиполитических и правовых учений теоретического и исторического направленийисследования освещение материала в данной дисциплине проводится на основесочетания хронологического и проблемно-категориального способов и приемовизложения.
Хронологическое освещение при этомориентировано на характеристику как “портретов” соответствующихмыслителей-классиков (например, Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта ит.д.), выступивших с обоснованием новых концепций государства и права, так инаиболее значительных и влиятельных школ, течений и направленийполитико-правовой мысли (например, брахманизма, буддизма, даосизма,древнекитайских легистов, софистов, римских юристов, тираноборцев, историческойшколы права, юридического позитивизма и т.д.). Это позволяет историческиконкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобразие процессаформирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, спецификуих политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой ит.д.1
Вместе с тем такое хронологическипоследовательное рассмотрение материала сопровождается теоретическим, проблемно-категориальнымосвещением затрагиваемых политических и правовых учений, исследованием ихконцептуального содержания, выяснением присущих им моментов преемственности иновизны, их теоретико-познавательной значимости, их вклада в историческиразвивающийся процесс политико-правового познания, их места и роли в историиполитических и правовых учений, аспектов их связи с современностью и т.д.Заключение
Сочетание хронологического ипроблемно-теоретического подходов позволяет глубже и четче выявить и осветитьобщее и особенное в различных политико-правовых учениях, проследить рольтрадиций и “скачков” в истории идей, соотношение объективного и субъективного вистории политико-правовых учений, взаимодействие и взаимовлияние всеобщего(всемирной истории политических и правовых учений), особенного (истории политико-правовоймысли в соответствующих регионах и странах в тот или иной период времени) иединичного (концепции определенного мыслителя и т.д.).
Значительную роль при этом играютприемы и средства историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ(в синхронном и диахронном плане) различных концепций, конкретизируя нашизнания об их общих и специфических чертах, вместе с тем содействует выявлениюболее точных критериев классификации и типологизации политико-правовых ученийи, следовательно, более верной оценке их содержания.1
Причем если для уяснения логики изакономерностей развития всемирной истории политико-правовой мысли необходимопредварительно располагать достоверной синтетической картиной историиполитико-правовых учений в целом, составными частями которой являютсярегиональные истории и отдельные учения, то, в свою очередь, адекватнаяхарактеристика и оценка места и значимости этих составных частей возможна лишьв контексте целого, в рамках всемирной истории политических и правовых учений.Список литературы
1. Исторические типыгосударства и права, Свердл., 1996.
2. История политических и правовых учений: Учебник. / Под ред. В.С.Нерсесянца. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999.
3. Хрестоматия поистории государства и права зарубежных стран, под ред. З.М. Черниловского, М.,«Юридическая литература», 1994.
4. Хрестоматия поистории политических и правовых учений, под ред. С.Л. Утченко, М., 1992.