--PAGE_BREAK--
Рис.2 Результаты констатирующего эксперимента в экспери-ментальной группе.
Как видно и в контрольной (10%), и в экспериментальной (10%) группах мало детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем сформированности экологических знаний владеет соответственно 40% и 50% детей.
Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанного правильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.
Таким образом, перед исследователем стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
2.2. Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования (организация и содержание формирующего эксперимента).
На следующем этапе исследования приступили к формированию осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников при помощи инновационных форм экологического образования.
Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования.
При разработке данной методики мы опирались на особенности экологического воспитания данной возрастной группы.
Характерной чертой старших дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истол- ковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.
Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.
Познание природы помогает детям старшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любознательность и лю-
бопытство, активность и самостоятельность.
Воспитатель должен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.
Данная методика, была построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
В ходе формирующего эксперимента мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
Формирование экологической культуры происходило по разработанному плану работы, который был составлен на два месяца и совмещен с планом работы воспитателя в группе. (Приложение 1).
Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Был разработан цикл наблюдений с проведением опытов, доступных для детей этого возраста (Приложение 2). Он помогает детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.
Как было сказано ранее, в становлении экологического сознания особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе.
Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования дают новые впечатле –
ния о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
В своем эксперименте мы использовали игру-исследование экологического направления. (Приложение 3)
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение «писем-жалоб» от жителей живого уголка. При получении такого письма дети задумывались над его содержанием, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу — своего края, и всей планеты. (Приложение 4)
Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости — сказок, легенд на экологическую тематику, цель которых не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.
В работе с детьми практиковалось и такая форма экологического образования. (Приложение 5)
Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.
(Приложение 6)
Экологическая тропа — это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. [23,5]
Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
При организации работы на экологической тропе учитывались возрастные особенности. Работа строилась интересно и содержательно, что решало практически все задачи экологического образования детей.
Составляющая формирования осознанного отношения к природе, как познавательной ценности, является воспроизведение приобретённых знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передавали «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — мрачные, тёмные цвета.
Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние. Проведение праздника экологического характера также помогло детям ощутить себя частью природы, детям нравились репетиции, они с удовольствием выступали не только друг перед другом, но и перед родителями. (Приложение 7)
Проблему формирования экокультуры можно и нужно решать с помощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Был проведен КВН на тему «Мы — друзья природы» (Приложение 8), анкетирование родителей (Приложение 9), родителям был предложен список литературы о природе для чтения детям. Вместе с родителями мы выпустили газету экологической направленности. Они помогали благоустраивать территорию ДОУ: перекапывили землю возле деревьев, собирали семена цветов, подрезали кусты.
В формирующем эксперименте была показана методика совершенствования реализации цели исследования, обозначены использованные средства работы по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и ее содержание. Длился эксперимент восемь недель (с сентября по ноябрь). Эксперимент затронул пору года – осень.
2.3 Анализ и результаты исследования.
Чтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагностической методике.
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса инновационных форм экологического образования по повышению уровня осознанно-правильного отношения старших дошкольников к природе посредством данных форм.
Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 4; 5.
Таблица 4. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.
Условные обозначения:В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень.
Высокий уровень — 1 человек, средний уровень — 6 человек, низкий уровень — 3 человека.
Таблица 5. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.
Условные обозначения: В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень.
Высокий уровень — 4 человека, средний уровень — 6 человек, низкий уровень – О.
Уровни сформированности экологических знаний по результатам контрольного эксперимента обозначены в таблице 6.
Таблица 6. Контрольный срез контрольного эксперимента.
С целью сравнения результатов контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах можно построить круговую диаграмму. (Рис. 3; 4)
Рисунок 3
Рисунок 4
С целью отображения динамики сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы можно построить столбцовую гистограмму. (Рис. 5)
Рисунок 5
продолжение
--PAGE_BREAK--