Реферат по предмету "Экономика"


Деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны

АВТОНОМНАЯНЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЦЕНТРОСОЮЗАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙУНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КафедраТеории и Практики КооперацииКУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: Теория и практика кооперации
на тему: “Деятельностьпотребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны”Москва2009

Содержание
Введение
1. Потребительская кооперация и видыпотребительских кооперативов в России.
2. Деятельность потребительскойкооперации в годы Великой Отечественной войны.
2.1 Кредитная кооперация
2.2 Сельскохозяйственная кооперация
3. Значение деятельности потребительскойкооперации.
Заключение

Введение
Актуальность темыисследования заключается в том, что экономические реформы, проводимые вРоссийской Федерации в последнее десятилетие, вызывают необходимостьспециалистов обратиться к опыту социально-экономических преобразований напротяжении всей истории России, истории развития промышленности, работыпромышленных предприятий в трудные кризисные времена. Особое вниманиеисториков, экономистов, социологов привлекает вопрос работы промышленностиРоссийской Федерации в годы Великой Отечественной войны.
Цель и задачиисследования — изучить особенности функционирования потребительской кооперациив годы Великой Отечественной войны для использования имеющегося опыта приразработке концепции развития кооперации в будущем. Достичь поставленной целипредполагается решением следующих задач: исследовать деятельностьпотребительской кооперации в изучаемый период; осмысление и обобщениеимеющегося исторического опыта преодоления кризисных состояний, которое можетбыть использовано для реформирования народнохозяйственного комплекса России насовременном этапе; проанализировать направления перестройки потребительской кооперацииприменительно к задачам военного времени; выявить особенности в хозяйственной исоциальной деятельности потребительской кооперации военных лет; определить видыдеятельности и методы работы кооперативного хозяйства, обусловленные военнымиусловиями, которые получили развитие в послевоенные годы. Сделать попыткуобосновать полезность использования опыта преодоления кризисных состояний приразработке концепции развития потребительской кооперации в будущем.
Объект исследования —деятельность потребительской кооперации в годы Великой Отечественной войны(1941-1945 гг.).
Теоретическую иметодологическую основу исследования составили труды классиков экономическойтеории, произведения отечественных и зарубежных ученых по вопросам развитиякооперативного сектора экономики, а также экономического развития России в годыВеликой Отечественной войны, законодательные, методические инормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. В процессеисследования проведено осмысление имеющихся исследований, относящихся крассматриваемым проблемам, привлечение комплекса неопубликованных источников — материалы планово-отчетной, организационно-распорядительной,информационно-справочной систем документации, в соответствии с целью и задачамиисследования.

1. Потребительская кооперация и видыпотребительских кооперативов в России
М. Туган-Барановский и С.Прокопович ставили задачей разграничения кооперации и других форм организациитруда. «Под кооперацией следует понимать такое хозяйственное предприятие несколькихдобровольно соединившихся лиц, которые имеют своей целью неполучениенаибольшего барыша на затраченный капитал, а доставление его сочленам иблагодаря общему ведению хозяйства каких-либо выгод иного рода» М.Туган-Барановский. Исследователь истории кооперации К.И. Вахитов даетопределение термину кооперация, как в широком, так и в узком смыслах. В широкомпод кооперацией наука подразумевает: в одном случае — всеобщее свойствоокружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом — синоним самогочеловеческого общества, в третьем — основной социальный механизм, созданный дляподдержания общественной жизни, либо общественное взаимодействие, взаимопомощь,трудовую ассоциацию. В узком значении под кооперацией понимается совокупностьособых общественно-хозяйственных объединений.
А.П. Макаренко определяеткооперацию как совокупность кооперативов, действующих в разных сферахэкономики. Например, потребительская, кредитная, производственная,сбыто-снабженческая или сельскохозяйственная в отдельных странах. Английская,немецкая, российская кооперация, в разных регионах. Т. о. кооперация врассматриваемом нами аспекте — совокупность кооперативов. Кооперативыподразделяются па множество видов и имеют классификацию по различным признакам,что обусловлено многообразием потребностей людей, объединяющих их в группы.Международный Кооперативный Альянс (МКА) различает кооперативы по тремсекторам, выделяя в каждом из них подсекторы по видам их деятельности:сельскохозяйственный сектор — сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство;индустриальный сектор — ремесленники, рабочие; сфера услуг — потребительскиекооперативы, кредитные союзы, жилищные и др. кооперативы.
В представленной работерассматривается потребительская кооперация. Словарь-справочник по экономике даетопределение потребительской кооперации (consumer cooperation) как совокупностидобровольных обществ пайщиков, являющихся как физическими, так и юридическимилицами, а также их объединений с целью удовлетворения своих потребностей втоварах и услугах за счет денежных и материальных взносов. Потребительскаякооперация имеет право осуществлять заготовительную, торговую,производственную, посредническую деятельность в интересах пайщиков.Действительно, «потребительские кооперативы главной своей целью ставят либорешение социальных проблем своих членов, либо получение членами экономиирасходов, связанных с реализацией жизненных потребностей».          Именнопотребительская кооперация выступает среди других видов кооперативов какнаиболее социально ориентированная система.
Виды потребительскихкооперативов:
а) Жилищно-строительныйкооператив. Представляет собой объединение граждан, целью которых являетсястроительство конкретного многоквартирного дома и его последующее обслуживаниепо окончании строительства выполняет функцию Товарищество собственников жилья(ТСЖ). В ЖСК могут объединяться граждане не только для строительства новогодома, но и для приобретения у предприятий, объединений, организаций новых иликапитально отремонтированных домов либо подлежащих капитальному ремонту иреконструкции для осуществления ремонта с последующей эксплуатацией насобственные средства. В ЖСК принимаются граждане, достигшие 18 лет, постояннопроживающие в данной местности, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
б) Дачно-строительныйкооператив. Организация, создаваемая для строительства и эксплуатации дач наначалах самоокупаемости, без государственных дотаций (т. е. члены ДСК несут всерасходы по управлению и эксплуатации дач в сумме, определяемой общим собраниемчленов ДСК). Организуется по решению исполкома местного Совета депутатовтрудящихся по ходатайству предприятий (организаций, учреждений), если в этомпредприятии имеется не менее 10 рабочих и служащих, желающих создать ДСК.
в) Кредитныйпотребительский кооператив граждан. Объединения граждан — пайщиков с цельюудовлетворения потребностей его участников в получении займов за счет денежныхсредств, аккумулированных членами кредитного кооператива, то естьнекоммерческой организацией. Средства своим членам — пайщикам названныекооперативы предоставляют по договору займа. За пользование займами с пайщиковвзимается плата (проценты за пользование займами).
·    Создается толькофизическими лицами
·    Сохранениесбережений и предоставление займов на потребительские цели только пайщикам
·    Главная задача –соблюдение финансовых интересов пайщиков и обеспечение финансовой стабильности.
·    Численностьпайщиков не должна быть меньше 15 человек и превышать 2000 человек.
·    В КПКГ пайщикиплатят умеренно-низкую ставку %, одна часть которой расход. На текущие нуждыкооператива, а другая – для начисления % на паевой капитал пайщика.
г) Жилищно-накопительныйкооператив. Потребительский кооператив, созданный как добровольное объединениеграждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членовкооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевыхвзносов.
д) Сельскохозяйственныйкооператив — созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или)ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательногоучастия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Взависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие,сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие,огороднические, животноводческие и иные. Обслуживающие кооперативы осуществляютмеханизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные,строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы),научно-производственному, правовому и финансовому консультированию,электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскомуобслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитныекооперативы) и другие работы и услуги (Федеральный закон №193-ФЗ Осельскохозяйственной кооперации).
е)       Кредитный кооператив.Создается с целью удовлетворения потребностей членов в финансовой взаимопомощи.Кооператив проводит следующие финансовые операции для своих членов:предоставляет займы, привлекает сбережения с начислением процентов.

2. Деятельность потребительскойкооперации в годы Великой Отечественной войны
Историей кооперацииРоссии в Великой Отечественной войне интересуются не только отечественные, но изарубежные специалисты. Как, в силу каких причин советскому народу удалось вневероятно тяжелых условиях четырех лет войны, непрерывно снабжать КраснуюАрмию новейшей боевой техникой, всем необходимым и превзойти врага, обладавшегов начале войны более мощным экономическим потенциалом, имевшего превосходство вколичестве и качестве вооружения. Это то, что зарубежные историки называют«русской загадкой», «экономическим чудом».
При всех названныхпреимуществах нельзя назвать положение современной потребительской кооперацииблестящим. Сравним динамику ее развития на разных этапах истории: В 1913 годуудельный вес потребительской кооперации к товарообороту страны составлял лить7%; в годы активной поддержки потребительской кооперации государством еетоварооборот значительно возрос и составлял к 1926 году 38% всего розничноготоварооборота страны, к 1929 году — 57,6% (государственной торговли — 17,4%), к1930 году — 63,3 (государственной торговли — 23,2%), к 1931 г. — 69,9%. Увеличение удельного веса потребительской кооперации в товарообороте страны былообусловлено проводившимися партией и правительством мероприятиями по вытеснениючастных торговых предприятий из хозяйственной жизни страны. В 1935 году, послепринятия решения о разграничении сферы деятельности городского и сельскоготоргового обслуживания населения удельный вес потребительской кооперациизначительно снизился — до 20% (государственной торговли возрос до 77%). К 1940году положение стало несколько стабилизироваться, кооперативный товарооборотсоставил 23% общего товарооборота страны. В связи с военными действиями к 1945году произошло существенное снижение кооперативного товарооборота до 12%.Постепенно потребительская кооперация наращивала темпы роста, чтосоответствовало политике партии в области сельской торговли, кооперация занялаустойчивое место в соотношении с государственной торговлей.
Мы видим, что при всехоптимистичных перспективах система потребительской кооперации на современномэтапе не использует в полной мере своих преимуществ, свои резервы, хотяопределенные тенденции к этому в последние несколько лет проявились. Рыночноехозяйство требует расширения деятельности потребительской кооперации какхозяйствующего субъекта и социально ориентированной системы, определенияусловий ее долгосрочного развития, опираясь на опыт прошлого.
Назрела необходимостьосмыслить с позиции современности необходимо роль и место потребительскойкооперации в жизни общества, восстановить направленность потребительскойкооперации на удовлетворение социальных нужд населения. Все большее значениепридается социальной миссии кооперации, в данном случае уместно провестипараллель с кооперацией периода Великой Отечественной войны, когда еесоциальная роль была наиболее высока, однако, учесть те кооперативные принципыи ценности, которыми должны руководствоваться кооперативные организации и которыево времена плановой экономики частично были утрачены.
Обращает на себявнимание, что те формы и методы деятельности, их расширение и видоизменение,которые проводились в сложные и кризисные военные годы, предлагаются квнедрению в настоящее время. В сфере производства это развитие малыхпроизводств — мельниц, крупорушек, зернодробилок, маслобоек, широкоераспространение надомничества, в том числе для выпечки хлеба, в заготовительнойдеятельности — вовлечение населения в сбор и заготовку грибов, ягод, другихдикоросов, лекарственно-технического сырья, восстановление и развитиепрактически не используемого на настоящий момент направления — подсобногохозяйства системы потребительской кооперации.
Только начинаетвостребоваться большой организационно-хозяйственный опыт малых и среднихкооперативных предприятий потребительской кооперации по выпуску товаровнародного потребления, оказанию услуг и насыщению рынка этими товарами на баземобилизации местных сырьевых ресурсов. Несомненно, в новых экономических условияхневозможно полностью заимствовать модель кооперативного общества 60-летнейдавности. Однако, освоение и обобщение опыта организации кооперативногохозяйства в годы Великой Отечественной войны вполне способно оказать заметноевлияние при разработке концепции развития потребительской кооперации XXI века.
По территорииСталинградской, области произошел коренной перелом и ходе Великой Отечественнойвойны. Именно победа под Сталинградом положила начало организациивосстановительных работ, а опыт Сталинграда в дальнейшем сыграл определеннуюроль в выработке и реализации общенациональной политики восстановленияразрушенного войной хозяйства всей страны.
Возрождение кооперации напринципиально новой финансово-экономической и социально-политической базе с учетомиспользования богатого опыта организации ее работы является одной из основныхзадач современности. Рассмотрение опыта хозяйственной деятельности системы, атакже факторов стабилизации деятельности потребительской кооперации в один изнаиболее сложных периодов в жизни страны, позволит не повторить ошибок прошлогои предложить рекомендации для возможно бескризисного развития потребительскойкооперации в ближайшем будущем. Для диверсификации деятельности современнойпотребительской кооперации необходимо изучение и использование богатейшегоисторического опыта ее развития, особенно в наиболее сложные периоды жизнистраны и применения его с учетом современных исторических условий.
Вопрос о значимостиСталинградской битвы неоднократно ставился и решался как советскими, так изарубежными историками. Большинство иностранных авторов утверждают, что именнона территории Сталинградской области произошел коренной перелом в ходе ВеликойОтечественной войны.
Потребительскаякооперация во время Великой Отечественной войны показала себя как хозяйственнаясистема, обладающая свойствами:
а) комплексности(развитие традиционных направлений деятельности — торговая, заготовительная,производственная, так и мало практиковавшихся в предвоенные годы — подсобноехозяйство, капитальное строительство и специфических, связанных с военнымидействиями — восстановление разрушенного хозяйства, нормированное обеспечениенаселения и др.);
б) адаптивности(изменение применительно к новым условиям методов работы, форм доставки товаровдо потребителя (привлечением к труду надомников для развития производственнойдеятельности — выпечки хлеба, сушки овощей; в сфере общественного питания — например, полевые кухни для сельских жителей, бессменно находившихся на полях впериоды сева и уборки урожая; при организации заготовительной деятельности —создание бригад домохозяек для сбора дикорастущих плодов и ягод, и др.);
в) имеющая тенденцию ксамодостаточности в изменяющихся условиях внешней среды (напр., формированиезаконченного цикла: засев собственных полей à заготовка à переработка продуктов à обеспечение детских домов; откормскота à поставкана предприятия общественного питания à переработка à доведение до потребителя; развитие в условияхнарушения транспортных связей в годы войны собственного транспортного хозяйстваи др.).
> Централизованное планированиедеятельности народнохозяйственного комплекса страны не исключало инициированиеновых форм и методов работы на местах, которые использовались системойпотребительской кооперации (мобилизацией дополнительных ресурсов, привлечениеминвестиций и др.).
> Анализ деятельностипотребительской как единства хозяйственной и общественной организации показал,что кооперации в кризисной ситуации отход от таких кооперативных принципов, какэкономическое участие членов потребительского общества в его деятельности,автономия и независимость кооперативов, был оправдан более широким включениемпотребительской кооперации в выполнение этой социальной миссии — обеспечениинаселении товарами первой необходимости.
Научная новизнаисследования.
Определены особенности хозяйственнойдеятельности потребительской кооперации в годы войны и установлены следующиесвойства, способствующие стабилизации ее работы в экстремальных условиях:комплексность, адаптивность, самодостаточность.
Выявлены причины, условияи масштабы распространения общественной функции потребительской кооперации:экстремальная экономическая ситуация, особенности военного времени. Социальнонезащищенные слои населения явились доминирующим объектом социального внимания(эвакуированные жители, детские дома и дети фронтовиков, инвалиды войны и др.)
Обоснованы формы и методыработы потребительской кооперации в современных условиях — диверсификацияотраслей деятельности потребительской кооперации: организация бытовогообслуживания, сбора и заготовки продукции сельского хозяйства, лекарственныхгрибов и ягод, транспортного обслуживания; мобильные формы доставки товаров иуслуг до потребителей; использование труда в подсобных хозяйствах как средстваликвидации безработицы в сельской местности.
Изучение историческогоопыта деятельности системы потребительской кооперации, анализ работы системы вкризисных условиях военного времени, при крайне ограниченных людских ресурсах,снижении финансирования, будет способствовать тому, что система сможетперестроить свою работу с учетом исторического опыта: в организации закупок иоказания содействия в сбыте излишков сельскохозяйственных продуктов; выявлениисвободных денежных ресурсов и привлечении заемных средств у населении; помощисельским жителям в получении работы, предоставлении услуг, организации малыхпроизводств, выпечки хлеба на дому в удаленных сельских районах.
На потребительскуюкооперацию в годы Великой Отечественной войны было возложено снабжение рабочих иинтеллигенции в сельской местности, заготовка некоторых видов сырья и встречнаяпродажа колхозникам промышленных товаров. Через потребкооперацию снабжаласьшестая часть всего населения деревни, в том числе детские сады, ясли, интернатыинвалидов войны, эвакуированные граждане.
Война потребовала отпотребительской кооперации заняться производством обуви, одежды, обозных ишорных изделий и т. п. Кооперативные организации заготавливали овощи,дикорастущие растения и плоды, пушнину и т. д. Все это шло на удовлетворениенужд фронта и тыла.
Как и другие общественныеорганизации, потребительская кооперация активно помогала народному хозяйствуматериальными средствами. Ее пайщики приобрели за годы войны облигаций на 2 600млн. рублей. Эти деньги были использованы для нужд войны. Кроме того, пайщики иработники потребкооперации из своих средств и отчислений от прибылей внесли в фондобороны 105, 2 млн. рублей.
Одним из наиболеемассовых добровольных обществ, проделавших в годы войны большую работу, было Обществосодействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). К началувойны Осоавиахим насчитывал в своих рядах 13 млн. членов, объединенных в 329 тыс.первичных организаций. Эти организации в предвоенные годы проводили оборонно-массовуюработу среди всех слоев населения.
Из-за тяжелыхматериальных потерь резко ухудшилось экономическое положение е стране.
Поэтому вновь, как и вовремя первой мировой и гражданской войны, было введено нормированное снабжениегородского населения продуктами и товарами первой необходимости.
В июле 1941г. появилиськарточки на хлеб и сахар, позднее, в конце 1941 — начале 1942 года — на мясо,рыбу и жиры. Снова, как в 1928-1935 годах, устанавливались разные нормы.Рабочие оборонных предприятий получали снабжение по первой категории, (от 800 граммов до 1-1,2 кг хлеба в сутки), других предприятий — по второй категории — 500 гр. хлеба,иждивенцы и дети до 12 лет — по 300-400 гр. хлеба в сутки. Привилегированнаячасть советского общества (руководящие партийные и советские работники,партийный аппарат) имели особую систему снабжения, которая значительноотличалась в количественном и качественном отношении от общегражданской.
В отличие от периода1928-35гг. по распределению продовольствия и товаров первой необходимости вовремя Отечественной оказались для потребительской кооперации намного сложнее.Во-первых, надо было снабжать огромную армию и семьи военнослужащих. Во-вторых,рабочих оборонной промышленности, других предприятий, совхозов, сельскуюинтеллигенцию, школы, больницы, детские сады и т.д. Сюда еще добавлялосьбольшая масса эвакуированных. Общее число граждан, получавших во время войныпродукты питания по карточкам, доходило до 77 млн. человек.
Одновременнопотребительской кооперации поручалось проводить встречную продажу колхозампромышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с продажей товаровчерез свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковатьразвозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бригадах,особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны увеличилась на миллионыгектаров.
В условиях нормированногоснабжения возросло значение общественного питания. Кооператоры помогалиорганизовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного изоккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.
Кооператоры вносили своиличные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Людиотдавали деньги, драгоценности теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб.внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация»работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрална эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 170 тыс. руб. отдалина строительство танков кооператоры Бурятии.
Хотя товарооборотпотребительской кооперации во время войны увеличился (с 18,4 млрд. рублей в 1942 г. до 34,2 млрд. рублей в 1945 г.) в сопоставимых ценах он составлял только 30% от довоенногооборота. Иначе говоря, общая товарная масса продовольственных и промышленныхтоваров сократилась почти на 2/3. Одежда, обувь стали предметами роскоши. Времяот времени на предприятиях выдавались ордера на их покупку, которые скоро сталипредметом спекуляции на черном рынке.
Много сип приложилакооперация, чтобы организовать снабжение и питание эвакуированного населения иззападных районов и жителей городов и сел, освобожденных от противника, военныхгоспиталей (в том числе и в прифронтовых районах), больниц, детских садов,школ, интернатов. Громадную работу несли на своих плечах в основном женщины. Нафронт ушли наиболее квалифицированные и опытные кадры потребительскойкооперации. Мужей, отцов, сыновей и братьев заменили их жены, дочери, матери исестры. К 1944 г. почти две трети кооперативных работников составляли женщины,тогда как накануне войны их насчитывалось немногим более 20%. Трудитьсяприходилось от зари до зари, причем, закончив основную работу, идти в подсобныехозяйства, собирать дикорастущие плоды и ягоды, лекарственные растения.
Кроме того, кооператорыучаствовали в строительстве оборонных сооружений, дорог, дежурили в отрядахпротивовоздушной обороны. Миллионы полушубков, валенок, шерстяных носков,ватных штанов и курток, заготовленных и изготовленных потребительскойкооперацией, собранное лекарственное сырье, спасли жизнь сотням тысяч солдат иофицеров и вернули их в строй.
Военные действия наогромной территории страны нанесли колоссальный урон народному хозяйству, в томчисле и потребительской кооперации. На временно оккупированной территориинаходилось более половины предприятий потребительской кооперации. Их оборотсоставлял около 48% общего розничного кооперативного товарооборота.
В ходе боевых действий воккупированных районах было полностью разрушено 44,4 процента торговой сети — 345тыс. кооперативных магазинов, складов, оптовых баз, частично разрушены — 24,6 тыс. торговых предприятий, разграблены и уничтожены лучшие районныеунивермаги, оптовые базы, построенные перед войной и оснащенные передовым в тупору оборудованием.
Общая сумма ущербапотребительской кооперации превысила 6 млрд.руб. Кооператоры приступили квосстановлению разрушенного сразу после освобождения Красной Армией оккупированныхрайонов. Первым делом они налаживали работу пекарен, столовых и магазинов.Особенно большие трудности возникали из-за острой нехватки складского хозяйстваи транспорта.
Уцелевших складовкатастрофически не хватало для хранения товаров, которые поступали изспециальных фондов Центросоюза. Авто машин и гужевого транспорта не хватало нетолько для доставки грузов, но и особенно для вывоза заготовленного сырья изглубинных |районов. Лишь 13% грузовых машин от довоенного уровня осталось укооператоров.
Восстановление частичноразрушенных и строительство новых магазинов шло медленно. Не хватало денежныхсредств, стройматериалов, рабочих рук. Поэтому к 1 июня 1945 г. торговая сеть потребительской кооперации составляла чуть больше половины (53%) от довоенногоуровня.
Поскольку фондыпромышленных товаров потребительской кооперации составили в 1945 году лишь15,6% от довоенного объема, нехватка торговых площадей ощущалась не так остро.Но потребности росли. И кооператоры прилагали все усилия, чтобы быстреевосстановить разрушенное. Им помогали всем, чем могли, кооперативныеорганизации Сибири, Казахской, Грузинской, Азербайджанской, Узбекской и другихсоюзных республик" направляли в восстанавливающиеся районы опытныхруководителей и специалистов, материалы, продовольствие и товары, деньги.Центросоюз выделял потребсоюзам освобожденных районов безвозмездные ссуды навосстановление торговой сети и другого кооперативного хозяйства. Особеннокрупные денежные средства, а так и материалы Центросоюз безвозмездно направилбелорусским кооператорам, которые в годы поймы понесли тяжелейшие людские иматериальные потери.
Хотя позади уже былславный день Победы, о хорошей жизни приходилось лишь мечтать. Практически, ноулучшалось положение с продовольствием, а осенью 1946 г. оно из-за обширной засухи в Поволжье даже ухудшилось. Именно тогда, 9 ноября 1946г. Советминистров СССР издал постановление «О развертывании кооперативной торговли вгородах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличениипроизводства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативнымипредприятиями».
Итак, после депортациипотребительской кооперации из городов в сельскую местность в 1935 годусоветское руководство снова приоткрыло двери для потребительской кооперации вгород, позволив ей, однако, в городах только торговать. Создавать городскиепотребительские общества не разрешалось. Центросоюз, республиканские, областныеи районные потребсоюзы оперативно развернули в городах сети своих магазинов,столовых, ресторанов, которые скоро стали весьма популярными у горожан.
Только через 2 года и 8месяцев после окончания войны, когда почти полностью была восстановленапромышленность и получен некоторый рост сельскохозяйственного производства,Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) совместным Постановлением «О проведенииденежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»ликвидировали карточную систему. Однако для перехода к открытой торговле нужно былосоздать необходимые резервы товаров, сблизить высокие коммерческие цены снизкими пайковыми и восстановить торговую сеть. К решению этих задачпотребительская кооперация приступила еще в конце войны, развертывая сетькоммерческих магазинов. В 1946 г. организации потребительской кооперации сталиактивно открывать коммерческие чайные. Важно отметить, что кооперативные чайныеготовили обеды из продуктов, закупаемых у колхозников и колхозов по ценам,складывающимся на рынке. Уже в IV квартале 1946 г. доля оборота коммерческих чайных в общем обороте сети кооперативного общественного питаниясоставила 80%. Была также развернута сеть коммерческих магазинов по торговлестроительными материалами, хозяйственными товарами, керосином и бензином.
Главной задачейгосударственной и кооперативных коммерческой торговли и общественного питаниябыло изъять у населения как можно больше денег (цены в коммерческих магазинах ичайных в 2-3 раза превышали так называемые пайковые цены) и уравновеситьтоварную и денежную массу в стране. Эта задача была выполнена лишь частично.Спрос на продовольственные и промышленные товары возрастал. Набирала темпыинфляция. И тогда советское руководство провело конфискационную денежную реформу,отобрав у народа огромную массу денег, что позволило сократить товарный дефицити установить твердые, близкие к пайковым цены на продовольственные ипромышленные товары.
Вместе со всем народнымхозяйством деятельность потребительски снова пошла на подъем: рос товарооборот,полнее удовлетворялся спрос населения на товары, расширялась торговая сеть.Объем сельского розничного товарооборота потребительской кооперации в 1946 годупо сравнению с 1945 г. возрос на 23,9%, в 1947г. – на 84,7, в 1948 – на 99,4%.
1.1 Кредитнаякооперация
Первоочередной задачей всфере кредитования было оказание необходимого содействия эвакуированнымпредприятиям. В феврале 1942 г. были даны указания учреждениям Госбанка обосновных условиях кредитных отношений с эвакуированными предприятиями.Допускалось кредитование предприятий при недостатке собственных оборотныхсредств, то есть было сделано отступление от основных принципов прямогобанковского кредитования. Далее необеспеченная задолженность по банковскимссудам, возникшая в результате военных действий, переносится на отдельныйссудный счет, и впредь до получения особых указаний она не взыскивается.Никаких списаний денежных средств с расчетных счетов эвакуированных предприятийна погашение задолженности поставщикам, бюджету и банкам не производится.Исключения из этого правила допускаются только по специальным распоряжениямПравления Госбанка.
Война, дыхание которойощутил каждый дом, каждая семья, тяжким бременем обрушилась на финансовуюсистему страны. Гигантские материальные утраты, понесенные Советским Союзом ужев первые недели и месяцы войны, не имеющие прецедентов масштабы прямых военныхрасходов — все это обусловило появление новых задач, которые были поставленыперед всей сберегательной системой. Прежде всего, речь шла о том, чтобысредства, аккумулированные на сберкнижках вкладчиков, не были изъяты изоборота, поскольку эти средства, наряду с основными источниками доходовгосбюджета должны были выполнять важную роль в финансировании военных программ.С другой стороны, массовое востребование населением вкладов могло повлечь засобой дестабилизацию всей финансовой системы страны, и без того испытывавшейчудовищную нагрузку. Ситуация осложнялась еще и тем, что уже с первых днейвойны началось перемещение гигантских масс населения из районов, оказавшихся вприфронтовой полосе. Эвакуация миллионов людей, свертывание работы и экстренныйвывоз в тыл средств, документации, оборудования сберегательных учреждений заметноусугубили проблемы, возникшие в сфере деятельности гострудсберкасс.
Уже на второй день войныправительством были введены ограничения на выдачу вкладов индивидуальнымклиентам, которые получили право снимать с каждой отдельно взятой книжки неболее 200 рублей в месяц. Эти ограничения были сняты только в январе 1944 года,когда в войне уже произошел коренной перелом, а Красная Армия вот-вот должнабыла выйти к государственной границе СССР. Примечательно, что за время войныобъем вкладов населения не только не уменьшился, но, наоборот, существенновозрос. Это было следствием действия целого ряда факторов, таких, в частности,как возросший патриотизм граждан, устойчивость финансовой системы страны,стремление сохранить «до лучших времен» имеющиеся денежные средства.
23 июня 1941г — 1944г. — в сберегательных кассах установлены временные ограничения для выдачи вкладов(200 рублей в месяц).
В 1941-1945 гг. в работесберегательных учреждений выраженный акцент был сделан на размещениигосударственных займов, а также на приеме добровольных взносов в Фонд обороны идругие патриотические фонды. С лета 1942 года сберкассы стали принимать такназываемые выигрышные вклады, которые давали право их владельцам участвовать втиражах выигрышей. Впрочем, доля этих вкладов в общем объеме хранящихся накнижках средств населения была невелика — клиенты гострудсберкасс в массе своейпредпочитали оформлять традиционные процентные вклады.
В годы войны диапазонопераций, осуществлявшихся сберегательными кассами, несколько расширился и засчет функций, не характерных для финансовых учреждений страны применительно кмирному времени. Так, к примеру, сберкассы аккумулировалировали суммы денежнойкомпенсации за неиспользованные гражданами плановые отпуска, естественно,отмененные в военных условиях. Эти деньги можно было получить только послеокончания войны. Кроме того, через некоторые сберкассы производились выплатысумм, причитавшихся семьям офицеров по денежным аттестатам.
Наитруднейшей задачей,необходимость решения которой стала очевидной еще в ходе продолжавшейся войны,была задача восстановления разрушенной экономики, возвращение к реалиям мирнойжизни. Если исходить из того, что Советский Союз потерял приблизительно 1/3своего национального достояния, то решение названной выше проблемыпредставлялось делом чрезвычайно трудным.
1.2 Сельскохозяйственнаякооперация
Сельское хозяйство. Припотере важнейших аграрных районов роль сельского хозяйства на востоке странысущественно возросла. Это вызвало ряд изменений в организации и структуреколхозно-совхозного производства Урала. При сохранении ведущего положенияколхозов поднялся удельный вес совхозов, подсобных хозяйств предприятий иучреждений, выросла доля личных хозяйств рабочих, служащих и колхозников.Ведущей отраслью в колхозах и совхозах было производство хлеба, а основнойдоход давало животноводство, широкое распространение получило выращиваниекартофеля и овощей. Для колхозников их личное хозяйство, называемое подсобным,превратилось в основное, — давало средства для существования и все продуктыпитания, кроме хлеба, и средства для уплаты налогов государству.
Рабочая сила из деревнипереводилась в военную промышленность, на транспорт и строительство. Уменьшениесельчан коснулось не только взрослых трудоспособных мужчин, но и женщин,подростков. На селе сократилось количество техники и орудий труда. Объем работ,производимых тракторами и комбайнами, сосредоточенными в машинно-тракторныхстанциях, в колхозах уменьшился в 2—3 раза. Это привело к резкому ухудшениюобработки земли. Усилилось влияние неблагоприятных погодных условий. В 1942 г. была затяжная холодная весна, дождливое лето и раннее наступление зимы. В следующем 1943 г. посевы на Южном Урале повсеместно выгорели от засухи, а в других районах пострадали от летнихзаморозков (температура опускалась до — 8 градусов) и от ливней с градом. Витоге в 1942 г. урожайность зернобобовых сократилась в 2—3 раза и упала до 3,5ц с га, а в 1943 г.— до 3,4 ц с га (для сравнения: норма высева составляла 2,2ц на га).   
Материально-денежныхсредств, выделяемых аграрному сектору, было недостаточно для покрытия расходов,которые он нес в связи с мобилизационными и военно-оборонными работами.Основным источником развития сельского хозяйства региона были его внутренниересурсы как материально-технические, так и людские.
Сокращение рабочей силычастично восполнялось небывалым подъемом производственной активности всех группсельского населения. Подъему трудовой активности способствовали различныематериальные и моральные стимулы, широко применялись властями и репрессивныемеры воздействия. Однако сохранить сельскохозяйственное производство в тыловомУрале в довоенных размерах не удалось. Посевные площади сократились на 33 %,уменьшилось поголовье скота.
В годы войны увеличилсяконтингент населения, нуждавшегося в государственном снабжении продовольствием,вырос объем поставок сырья для военной промышленности, но объективных условий соответствующегороста сельского хозяйства не было. В этой обстановке происходит резкоеужесточение управления колхозами, совхозами и МТС со стороны центральныхвоенно-хозяйственных и планирующих органов. Крестьянство принуждено былоотдавать государству более половины получаемой продукции — 51 % от валовогосбора зерна, 58 % полученного молока, 74 % масла, 75 % шерсти, 82 % яиц. Упроизводителя изымалась продукция практически бесплатно, посколькузаготовительные цены были крайне низкими, значительно меньше себестоимости.Заготовки сельхозпродукции носили характер натурального налога.
Из-за резкого повышенияцен на товары в условиях их дефицита, рынок (называемый в то время колхозным)стал существенным источником доходов крестьян. В наиболее трудный 1943 г. был отмечен самый высокий взлет цен на базарах Свердловска. По сравнению с июнем 1941 г. они выросли в июне 1943 г. на ржаную муку в 125 раз, пшеничную — в 29, картофель — в 71,говядину — в 18, сливочное масло — в 29, молоко — в 40, яйца — в 25 раз. Однакоподавляющая часть полученных денежных доходов колхозников шла на выплатуразличных налогов, которые выросли в 5— 6 раз, добровольно-принудительныхотчислений и взносов в фонды обороны, на приобретение облигаций военных займови билетов денежно-вещевых лотерей, сдачу денежных средств на вооружение КраснойАрмии

3. Значение потребительскойкооперации в годы Великой Отечественной войны
Советский Союз получалпомощь по ленд-лизу, но министр труда в военном правительстве ВеликобританииЭрнст Бевин признавал, что «вся помощь, которую мы были в состоянии оказать,была незначительной по сравнению с громадными усилиями советских людей. Нашипотомки, изучая историю, будут с восхищением и благодарностью вспоминатьгероизм великого русского народа». За годы Великой Отечественной войны в СССРза доблестный самоотверженный труд, неоценимый вклад в победу были награжденыорденами и медалями, присвоено звание Героя Социалистического труда 202 953чел. Более 16 млн. человек награждены медалями «За доблестный труд».
Характерная особенностьпотребительской кооперации — сочетание хозяйственно-финансовой и общественнойдеятельности. В связи с этим потребительскую кооперацию отличает от другихсубъектов рынка кооперативная самобытность, т.е. ее статус некоммерческой,социально ориентированной, общественной системы, кооперативная идеология,культура, принципы и ценности.
Преимуществапотребительской кооперации при сравнении с другими рыночными субъектамиочевидны. Для населения это приобретение качественных и относительно дешевыхтоваров, разнообразные услуги, возможность трудоустройства и др. Для органовместного самоуправления — получение реальной возможности увеличения налоговыхпоступлений от предприятий потребительской кооперации с гарантией прозрачностиучета и отсутствия сокрытия налогооблагаемой базы, приобретение в лицекооперации союзника в реализации
Кооперативные ценности — взаимная помощь, демократия, равенство, справедливость и солидарность.Кооперативные принципы представляют собой совокупность организационных,экономических, нравственных основ осуществления кооперативной деятельности. Кним относятся: демократический членский контроль; экономическое участие членов;самоуправление и независимость; образование, повышение квалификации иинформационное обеспечение; сотрудничество кооперативных организаций междусобой. Характерно, что государство признает преимущества системы кооперации всравнении с другими рыночными субъектами при решении социальных программ.3Особенности кооперативной системы могут дать возможность потребительскимобществам динамично развиваться и успешно конкурировать с другимихозяйственными субъектами в новом тысячелетии.
Одновременнопотребительской кооперации поручалось проводить встречную продажу колхозампромышленных товаров под сдаваемые сельхозпродукты. Наряду с продажей товаровчерез свои магазины, потребительская кооперация стала широко практиковатьразвозную торговлю, открывала небольшие магазины на полевых станах, в бригадах,особенно в Сибири, где посевная площадь в годы войны увеличилась на миллионыгектаров.
В условиях нормированногоснабжения возросло значение общественного питания. Кооператоры помогалиорганизовать питание рабочих и служащих, населения, эвакуированного изоккупированных территорий, раненых, больных, школьников, детей.
Кооператоры вносили своиличные средства в фонд обороны, на строительство танков и самолетов Людиотдавали деньги, драгоценности теплые вещи. Так, например, более 4 млн. руб.внесли весной 1942 г. на создание танковой колонны «Потребительская кооперация»работники потребсоюзов Омской и соседних областей. Более 2,3 млн. руб. собрална эскадрилью самолетов коллектив Якутского потребсоюза, 170 тыс. руб. отдалина строительство танков кооператоры Бурятии.
Как и другие общественныеорганизации, потребительская кооперация активно помогала народному хозяйствуматериальными средствами. Ее пайщики приобрели за годы войны облигаций на 2 600млн. рублей. Эти деньги были использованы для нужд войны. Кроме того, пайщики иработники потребкооперации из своих средств и отчислений от прибылей внесли в фондобороны 105, 2 млн. рублей.
Одним из наиболеемассовых добровольных обществ, проделавших в годы войны большую работу, было Обществосодействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). К началувойны Осоавиахим насчитывал в своих рядах 13 млн. членов, объединенных в 329 тыс.первичных организаций. Эти организации в предвоенные годы проводили оборонно-массовуюработу среди всех слоев населения.
В начале 1943 года припервичных организациях ОСОАВИАХИМа стали создаваться отделения, взводы, роты,батальоны, которые становились основной организационной формой военногообучения и воинского воспитания граждан.
К началу 1945 года вМоскве в постоянно действующих формированиях ОСОАВИАХИМа насчитывалось 183роты, сведенные в 41 батальон, которые охватывали обучением 113 тысяч человек.
В годы ВеликойОтечественной войны в Москве действовали следующие учебные и спортивныеорганизации городского Совета ОСОАВИАХИМа: 1-й и 2-й учебно-стрелковые центры,снайперская школа, военно-морская школа, 1-я, 2-я и 3-я школы ПВХО, 1-я и 2-яшколы связи, автомотоклуб, Центральная школа связи, Дом радио, парашютно-планерныйклуб, кавалерийская школа, клуб служебного собаководства, Мытищинский иРумянцевский полигоны.
Московская городскаяорганизация ОСОАВИАХИМа подготовила свыше 383 тысячи военных специалистов, втом числе — снайперов — 11233, связистов — 6332, станковых пулеметчиков — 23005, ручных пулеметчиков — 42671, автоматчиков — 33102, минометчиков — 15283,истребителей танков — 12906, бронебойщиков — 668. Клуб служебного собаководствавырастил, обучил и передал Красной Армии 1825 служебных собак. Более 3-х миллионовмосквичей прошли в организациях ОСОАВИАХИМа подготовку по ПВХО.
Осоавиахимовцы столицысобрали 3 миллиона 350 тысяч рублей денежных средств, на которые была построенаколонна танков «КВ» и более 1 миллиона рублей на постройку шестиштурмовиков ИЛ-2.
Деятельность Московскойгородской организации ОСОАВИАХИМа в годы Великой Отечественной войны былавысоко оценена Центральным Советом ОСО, который наградил её переходящим КраснымЗнаменем, навечно оставленное в столичной организации Общества.
На потребительскуюкооперацию в годы Великой Отечественной войны было возложено снабжение рабочих иинтеллигенции в сельской местности, заготовка некоторых видов сырья и встречнаяпродажа колхозникам промышленных товаров. Через потребкооперацию снабжаласьшестая часть всего населения деревни, в том числе детские сады, ясли, интернатыинвалидов войны, эвакуированные граждане.

Заключение
 
Потребительскаякооперация во время Великой Отечественной войны показала себя как хозяйственнаясистема, обладающая свойствами:
а) комплексности(развитие традиционных направлений деятельности — торговая, заготовительная,производственная, так и мало практиковавшихся в предвоенные годы — подсобноехозяйство, капитальное строительство и специфических, связанных с военнымидействиями — восстановление разрушенного хозяйства, нормированное обеспечениенаселения и др.);
б) адаптивности(изменение применительно к новым условиям методов работы, форм доставки товаровдо потребителя (привлечением к труду надомников для развития производственнойдеятельности — выпечки хлеба, сушки овощей; в сфере общественного питания — например, полевые кухни для сельских жителей, бессменно находившихся на полях впериоды сева и уборки урожая; при организации заготовительной деятельности —создание бригад домохозяек для сбора дикорастущих плодов и ягод, и др.);
в) имеющая тенденцию ксамодостаточности в изменяющихся условиях внешней среды (напр., формированиезаконченного цикла: засев собственных полей à заготовка à переработка продуктов à обеспечение детских домов; откормскота à поставка на предприятия общественного питания à переработка à доведение до потребителя; развитие вусловиях нарушения транспортных связей в годы войны собственного транспортногохозяйства и др.).
Советскому народу удалосьв невероятно тяжелых условиях четырех лет войны, непрерывно снабжать КраснуюАрмию новейшей боевой техникой, всем необходимым и превзойти врага, обладавшегов начале войны более мощным экономическим потенциалом, имевшего превосходство вколичестве и качестве вооружения. Это то, что зарубежные историки называют«русской загадкой», «экономическим чудом».
Списокиспользуемой литературы
Официальные документы
1) Федеральный закон « О потребительской кооперации(потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» (в ред. федеральныхзаконов от 11.07.1997 №97 –ФЗ от 28.04.2000 №54-ФЗ)
Учебники, научные работы, труды.
1) Крашенинников А.И., Морозов А. М.,«Международное кооперативное движение», Москва, Экономика, 2005
2) Бланк Г.Я. «Основы теории иистории потребительской кооперации
СССР», 2003
3) Мильнер Б.З. Теория организации:Уч. М.: ИНФРА-М, 2005
4) Макаренко А.П., Крашенинников А.И., Кизилевич А. В., Паламарчук, В. Е., Хвостов Б.Н., «Теория кооперации»,Москва, Экономика, 2007
5) История Урала: XX век./Под ред.проф. Б.В.Личмана и проф. В.Д. Камынина. Екатеринбург, 2006
6) Пронин С.В., Что такое современный«кооперативный реформизм», М., 2005
7) В.С. Геращенко «Госбанк в годыВеликой Отечественной войны», М. 2007
8) Тарасевич Л.С., Гальперин В.М. идр. Макроэкономика: Учебник СПб, Изд-во СПбГУЭФ,2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.