Реферат по предмету "Педагогика"


Система дистанционного образования

Система дистанционного образования

Содержание
 
Введение
1. Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
2. Организационно-методические модели дистанционного образования
3. Организационно-технологические модели дистанционногообразования
4. Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
5. Методы дистанционного университетского образования
6. Информационные технологии дистанционного обучения
7. Средства обучения в дистанционном образовании
8. Формы дистанционного образования
Заключение
Список литературы

Введение
Термин «дистанционное образование» означает такую организациюучебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу,главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая средаобучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделенот преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты ипреподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощьюсредств телекоммуникации. Дистанционное образование позволяет учиться жителямрегионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки илиполучения качественного высшего образования, нет университета нужного профиляили преподавателей требуемого уровня квалификации.
С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебныезаведения нового типа, называемые «открытый», «дистанционный» университет;«электронный», «виртуальный» колледж. Они имеют оригинальную организационнуюструктуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, экономическихмеханизмов функционирования.

1. Интерактивное взаимодействие учителя иучащихся
Термин«интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и взарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно кработе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивноевзаимодействие — это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовымикомандами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствахведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы впроизвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченнымнабором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержанияучебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностейуправлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем вышеинтерактивность. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагаетдиалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств иметодов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнениемпринятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общениямиллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. Придистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будутвыступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобноговзаимодействия — электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реальноговремени и т.д[1].

2. Организационно-методические моделидистанционного образования
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьныеили вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся истудентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебныезаведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основнойзадачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение техили иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавшихобычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду состационарным обучением студентов.
Обучение на базе одного университета. Это уже целая системаобучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а нарасстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий,включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы дляполучения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущихуниверситетах мира. Так, Новый университет Южного Уэлса в Австралии проводитзаочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно внем обучается 3000 студентов.
Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничествов подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать ихболее профессионально качественными и менее дорогостоящими[2].
Автономные образовательные учреждения, специально созданные дляцелей дистанционного образования. Самым крупным подобным учреждением являетсяОткрытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого впоследние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не толькоиз Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такогоуниверситета могут служить Национальный технологический университет (штатКолорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностямсовместно с 40 инженерными колледжами.
Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных системведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительныхпечатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могутслужить американо-самоанский телевизионный проект.
Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основемультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослойаудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьноеобразование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательнойпрограммы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуютв Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательнуюцель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные напрофилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихсястран.3. Организационно-технологическиемодели дистанционного образования
Единичная медиа — использование какого-либо одного средстваобучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку,учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обученияявляется, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняякоммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционномузаочному обучению.
Мультимедиа — использование различных средств обучения: учебныепособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения наразличных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этомпередача информации в «одну сторону». При необходимости используются элементыочного обучения — личные встречи обучающихся и преподавателей, проведениеитоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Этутехнологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мывозьмем электронный учебник (ЭУ)[3].
Гипермедиа — модель дистанционного обучения третьего поколения,которая предусматривает использование новых информационных технологий придоминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этомявляется использование электронной почты и телеконференций, а такжеаудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии этамодель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средствкак видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографикупри одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств,систем знаний и искусственного интеллекта.4. Основныетипы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики)университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебномпроцессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важныхаспекта.
Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе неозначает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебногопроцесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, онидолжны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но сдругой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных технологий,которые зачастую предлагают качественно новые возможности реализацииобразовательного процесса.
Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий,применяемых в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает,что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь однойиз них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании несколькихвзаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболееэффективным в области образования.
Используемые сегодня технологии дистанционного образования можноразделить на три большие категории[4]:
· неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),
· средства компьютерного обучения (электронные учебники,компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),
· видеоконференции — развитые средства телекоммуникации поаудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.
Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетямпридали качественно новые возможности дистанционному обучению. В Российскойвысшей школе они активно развиваются в виде применения электронных учебников итехнологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электроннойпочты.
Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковыхканалов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетямтолько совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования.Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостьюканалов связи и используемого оборудования.
Видеокассеты — это уникальное средство для дистанционного обученияпрактически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражированиеучебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение вовсех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебныхматериалов, частично заменяя традиционные лекции.
Электронная почта экономически и технологически является наиболееэффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучениядля доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связиобучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченныйпедагогический эффект из-за невозможности реализации «диалога» междупреподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако,если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом ителефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивныйпроцесс консультаций.
Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляютвозможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный типвидеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших(5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельныхсложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображениякомпьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управленияэкраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачуфотографического и рукописного материала.

 5. Методыдистанционного университетского образования
Важным интегрированным фактором типологии дистанционныхуниверситетов является совокупность используемых в учебном процессепедагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способкоммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можноклассифицировать следующим образом[5]:
Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого собразовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и другихобучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиаподход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательныересурсы: печатные, аудио-, видеоматериалы, и что особенно важно для электронныхуниверситетов — учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Этопрежде всего:
· интерактивные базы данных
· электронные журналы
· компьютерные обучающие программы (электронные учебники).
В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных,которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсыразработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как длястудентов, так и для преподавателей. Другим решением является предоставлениедоступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных через компьютерныесети быстро растет.
Электронные журналы представляют собой периодические издания,которые распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Онистановятся все более важным источником получения информации и обучения.
Компьютерные обучающие программы представляют собой программноеобеспечение, которое может использоваться на удаленном компьютере черезкомпьютерную сеть. Сеанс связи с удаленным компьютером может осуществляться припомощи, например, модемной связи или Telnet услуг в Internet.
Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которыххарактерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одногостудента с другим студентом (обучение «один к одному»). Эти методы реализуютсяв дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, кактелефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества(система «тьюторов»), опосредованного компьютерными сетями, является важнымкомпонентом учебного процесса в электронных университетах.
Методы, в основе которых лежит представление студентам учебногоматериала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играютактивную роль в коммуникации (обучение «один к многим»).
Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе,получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так,лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио илителевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном процессетак называемыми «э-лекциями» (электронными лекциями), т.е. лекционнымматериалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досокобъявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку статей иливыдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят обучающихся кбудущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развиваетсятакже метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собойсерию выступлений нескольких авторитетов («первых спикеров»).
Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всемиучастниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Значение этихметодов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитиемобучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивныевзаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем иобучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этихметодов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций.Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активноразвивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебномпроцессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которыепозволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как всинхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическуюценность.
С целью классификации дистанционных университетов попедагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразновыделить следующие принципы телематических систем образования[6]:
· интерактивность учебного процесса
· обучение как диалог
· адаптивность обучения
· гибкость учебного материала
· «передаваемость» материала в дистанционном образовании
· активность обучаемого.
Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не накаком-то одном из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее обычновыделяются доминирующие.

 6. Информационныетехнологии дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями вдистанционном обучении — обеспечение учебного диалога. Обучение без обратнойсвязи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно.Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом поопределению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формойорганизации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одномместе в одно время. В дистанционном образовании учебный диалог необходимоорганизовать с помощью телекоммуникационных технологий.
Коммуникационные технологии можно разделить на два типа — on-lineи off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени,то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата,немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использованииoff-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата.Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное длянего время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режимереального времени (on-line), в дистанционном образовании он может идти и в отложенномрежиме (off-line).
Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что онименее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи.Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемымлиниям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).
К технологиям этого рода относятся электронная почта, спискирассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организованарассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личноеобщение между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяеторганизовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднениявопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями междуразличными компьютерами, подключенными к Internet[7].
Из on-line технологий прежде всего нужно отметить chat,позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальномвремени. В простейшем случае «разговор» происходит между двумя пользователями.Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу — IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на которомотображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение.Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующихпользователей на «частный» диалог, закрытый от других пользователей. Для работыс chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективностьтехнологий on-line особенно высока при организации сетевых семинарских занятийи групповых консультаций.7. Средстваобучения в дистанционном образовании
В дистанционном образовании средства обучения реализуются черезновые информационные технологии. Традиционные учебники, учебно-практическиепособия, рабочие тетради и др. широко используются в системах дистанционногообразования. В зарубежных системах дистанционного образования, где техническийуровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий велика(например, в США — 85 %, в Германии — 95 %).
При разработке дидактических печатных материалов длядистанционного образования необходимо, как показывает опыт, руководствоватьсяследующим[8]:
· учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены такимобразом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебнойинформации;
· при построении структуры учебного материала в пособиицелесообразно использовать модульный принцип;
· должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала иорганизации самостоятельной работы;
· обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольныезадания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочныезадания.
В целом, рациональная структура учебно-практическою пособия подисциплине (курсу), предназначенного для дистанционного образования, должнавключать в себя следующие разделы.
· Введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место ивзаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).
· Учебная программа по дисциплине (учебному курсу).
· Цель и задачи изучения дисциплины.
· Методические указания по самостоятельному изучению курса.
· Оглавление.
· Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).
· Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам).
· Итоговый тест.
· Практические задания для самостоятельной работы.
· Тематика для небольших научно-исследовательских работ.
· Толковый словарь терминов.
· Список сокращений и аббревиатур.
· Заключение.
· Список литературы (основной, дополнительной, факультативной).
· Хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки изучебников, научных и журнальных статей, методик и других учебных материалов потематике курса. Ј, Краткая творческая биография автора пособия.
Сетевые учебные материалы целесообразно строить как сетевойучебно-методический интерактивный комплекс, который относится к сетевымэлектронным учебникам второго поколения с расширенными функциями интерактивностиза счет использования таких услуг Интернет как телеконференции ивидеоконференции[9].
Комплекс содержит следующие канонические дидактическиефункциональные блоки: организационно-методический, информационно-обучающий,идентификационно-контролирующий. Психолого-педагогические функции комплексареализуются посредством представления учебного материала в среде гипермедиа,дидактического взаимодействия студентов с преподавателями и со средствамиобучения посредством электронной почты, «чата», теле- и видеоконференций.Комплекс состоит из следующих дидактических блоков[10]:
1. Организационно-методический. Содержательно включает в себя информациюо целях, задачах дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебнуюпрограмму; краткую характеристику содержания тем учебной программы, порядок ирекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса; обзор литературы иформы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с преподавателем.Для психологического комфорта студентов модуль визуализирован и представляетсобой запись установочного занятия на видеокассету с последующей оцифровкой.Содержательная часть модуля дублируется текстовым файлом.
2. Информационно-обучающий блок состоит из модулей по объему равнымучебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа. Каждый модуль сопровождаетсятестами для самопроверки, а весь блок — итоговым тестом по курсу иэкзаменационными билетами по курсу. Гипертекстовые ссылки, имеющиеся в учебномтексте, дают возможность студенту знакомиться со специально созданной электроннойхрестоматией по тематике курса, информационным ресурсам Интернет, с ресурсамиэлектронной библиотеки.
Компьютерные обучающие программы заявили о себе как о средствеобучения в начале 70-х годов, в период появления персональных компьютеров, нодо сих пор не имеют общепризнанного, «узаконенного» названия. Наиболее частовстречаются такие формулировки, как программно-методический комплекс,программные средства учебного назначения, контролирующие обучающие программы идр. Такие программные средства обычно предназначаются для использования втрадиционном учебном процессе, при подготовке, переподготовке и повышенииквалификации кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процессаобучения и в других целях.
Исследование содержания, способов и средств разработки ПСУНпозволяют выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:
· индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
· осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
· осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
· высвобождать учебное время за счет выполнения компьютеромтрудоемких рутинных вычислительных работ;
· визуализировать учебную информацию;
· моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
· проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютеререального опыта или эксперимента;
· формировать умение принимать оптимальное решение в различныхситуациях;
· развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного,теоретического);
· усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительныхсредств программы или вкрапления игровых ситуаций);
· формировать культуру познавательной деятельности и др.
ПСУН на современном этапе включают: электронные (компьютеризированные)учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы,справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторыпримеров (ситуаций), предметно-ориентированные среды, компьютерные иллюстрациидля поддержки различных видов занятий.8. Формыдистанционного образования
Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикамдидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целейобучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническаябаза, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороныобучения, т.е. формы (или вида) занятий. Образовательный же процесс при дистанционномобразовании состоит, как правило, из последовательно чередующихся периодовконтактного и неконтактного времени. Длительность их различна. В некоторыхслучаях контактный период в процессе обучения может вообще отсутствовать.
В педагогической практике выработались такие хорошо известныеформы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы,курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др.Все они имеют место с определенной спецификой и в СДО, как в контактный, так ив неконтактный периоды обучения.
Дадим некоторые характеристики перечисленных канонических формобучения при их использовании в СДО, подразумевая их, поэтому, и как формыдистанционного обучения
Лекции являются одними из важнейших форм учебных занятий и составляютоснову теоретической подготовки обучаемых. Цель лекций — дать систематизированныеосновы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективыпрогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание нанаиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активнуюпознавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческогомышления[11].
В методическом отношении лекция представляет собой систематическоепроблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела,предмета. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагаетсяматериал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные,обзорные и заключительные лекции. В дистанционном образовании особое значениеимеют установочные лекции.
Общие требования к лекции в СДО сохраняются. Это научность,доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видамиучебных занятий. Вполне удовлетворяется и требование эмоциональности изложения,оно достигается в аудио- и видеовариантах, и даже в «электронных лекциях»,представленных в виде текстовых файлов, с помощью специальных знаков. Например,улыбка на экране отображается комбинацией знаков, напоминающих повернутуюсмеющуюся рожицу.
Лекции в ДО могут проводиться в реальном и «нереальном» времени,фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяетсятелевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться дляиндивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техникидля проектирования изображения с монитора компьютера на экран.
Первая встреча с материалом в письменной форме, а ненепосредственно из сообщения преподавателя, все же предпочтительней (хотя этоне совпадает со стихийно сложившейся традицией обучения взрослых). При этомнаибольший дидактический эффект дает вариант, когда после этого следуетконсультация, проводимая, например, по электронной почте.
Семинары. Они являются активной формой учебных занятий и широкоиспользуются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары строятся, какправило, на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии порассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги,основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается впассивности слушателей, в создании видимости активности путем предварительногораспределения вопросов и выступлений, в отсутствии подлинно творческой дискуссии.
Семинары могут проводиться в дистанционном образовании с помощьюкомпьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничемне отличается от традиционных, так как участники процесса видят друг друга наэкранах мониторов компьютера. К видеоконференциям надо привыкать. Наблюдаетсянекоторая задержка изображения на экране при движении участников, сказываетсянекоторая необычность интерьера, начиненного аппаратурой, отвлечение внимания идр.
Консультации. Это — одна из форм руководства работой слушателей иоказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультациимогут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляютсяиндивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные, моральныекачества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого: внимание,память, воображение и мышление).
В СДО используются в основном консультации с применением такихсредств, как: телефон, электронная почта, видео- и телеконференции. Выборсредств НИТ определятся имеющимся составом аппаратно-программного оборудованияна рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефони электронная почта[12].
Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большеймере для технических специальностей. Осуществлять их можно, когда требуетсяудаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам илицентральному компьютеру, моделирующему эксперимент или когда необходимопроизвести доставку портативного лабораторного практикума «на дом».
Исследования этих направлений показали, что предпочтительным подидактическим и экономическим соображениям является первое направление (врамках концепции дистанционного лабораторного практикума), которое позволяетрешить значительную часть проблем при проведении лабораторных работ в ДО, а такжереализовать концепцию «тренинговых форм».
Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключаетсяв проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателямиучебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процесседистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосредственногоконтакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных имногокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СДОявляется необходимость дополнительной реализации функций идентификации личностиобучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.
Применяется два типа контроля: регламентный контроль исамоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовыватьнепрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Самоконтрольосуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так иэлементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты поразделам учебной программы.

Заключение
Процесс информатизации является закономерным и объективнымпроцессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всехсферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многомблагодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая форма обучения — дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных формобучения — очного, заочного, экстерната, и хорошо с ними интегрируется. Можнообратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения сольются вперспективе в одну единую форму с преобладанием характеристик современногодистанционного обучения. Использование в качестве инструментоввидеотелеконференции, интернет и другие системы передачи данных «сблизит»преподавателя и студента находящих далеко друг от друга, приблизитдистанционное образование к традиционному, к непосредственному общениюпреподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарскимзанятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение частоназывают формой обучения XXI века.
В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционногообучения. Становится очевидным, что научно-исследовательская и практическаяработа над проблемами дистанционного обучения, методического, методологическогои технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной инепрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесутреальные плоды в современный образовательный процесс, а вместе с тем в развитиесистем телекоммуникаций.

Список литературы
1. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможностииспользования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей2009.
2. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционноеобразование. М.: «ВАК», 2008.
3. Каракозов С.Д. Развитие содержания обучения в областиинформационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики вконтексте информатизации образования / Под ред. Н.И. Рыжовой: Монография — Барнаул, 2005.
4. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрениямодульной технологии обучения в высшей школе. — Барнаул, 2009
5. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованиютехнических средств обучения: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 2007.
6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризацииобучения: (Педагогика — реформе школы). — М.: Педагогика, 2008.
7. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методическиерекомендации/Под ред. М.В. Рыжакова. — М., СпортАкадемПресс, 2005.
8. Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,.технологии, протоколы: Учебное пособие для вузов/: Питер, 2009.
9. Пуговкин, А.В. Основы построения телекоммуникационных систем исетей.Часть. 1: Системы передачи. -Томск: ТМЦДО. -2008.
10. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научныхисследований в области информатизации профессионального образования — www.informatika.
11. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в областиуправления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 2007.
12. ISDN — НОВЫЕ УСЛУГИ. Материалы ОАО «Томсктелеком»(www.telecom.tomsk.su)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.