Реферат по предмету "Педагогика"


Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков

Оглавление
Введение
1. Сущность понятия«неспособность» к обучению и особенности его диагностики
1.1 Понятие «неспособность к обучению»
1.2 Изобразительная деятельность как показательпсихического развития
1.3 Особенности детских рисунков и их психологическая интерпретация
1.4 Значение детских рисунков в ранней диагностикенеспособности к обучению
2. Изучение исследования неспособности к обучению припомощи рисуночных тестов
2.1 Процедура исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В настоящее время отмечаетсярост числа детей с различными отклонениями в психическом развитии. Так, доляздоровых новорожденных не превышает 30%. Уровня школьной зрелости к 6-летнемувозрасту достигают от 17% до 50% детей, а недоразвитие познавательных способностейвыявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста. И если к дошкольномувозрасту грубые нарушения психического развития (например, умственнаяотсталость) бывают выявлены, то менее выраженные остаются длительное время бездолжного внимания специалистов. Такие отклонения, как задержка психическогоразвития, ранний детский аутизм, становятся особенно заметными, когда ребенокпереходит из дошкольного общеобразовательного учреждения в школу, где у неговозникают значительные трудности в обучении.
Оптимальным вариантом первичногообследования, позволяющим выявлять «проблемных» детей в целяхдальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen- «сито»). Несмотря на большое количество различных методик,применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научнообоснованного и апробированного диагностического инструментария для примененияв скрининг-обследовании.
Как известно, разработкадиагностического инструментария осуществляется с учетом ведущей деятельностидетей данного возрастного периода, в которой наиболее полно отражается уровеньих психического развития. К старшему дошкольному возрасту изобразительнаядеятельность (наряду с игровой) становится одной из ведущих. Поэтомуиспользование рисуночной деятельности (процесса изображения и результата) вкачестве объекта исследования мы посчитали обоснованным. К тому же в этомвозрасте дети всегда с удовольствием рисуют и в процессе рисования быстродостигается контакт экспериментатора с ребенком. Выбор старшего дошкольноговозраста продиктован тем, что, с одной стороны, рисуночная деятельность ужесформирована для проведения объективного обследования, с другой — в случаевыявления нарушений психического развития, остается достаточно времени дляоказания необходимой коррекционно-педагогической помощи.
Таким образом, увеличениечисленности детей с неспособностью к обучению и дефицит диагностическогоинструментария для их первичного выявления позволяют считать проблему нашегоисследования актуальной.
Объект исследования — дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования — изобразительная деятельность детей для диагностики неспособности к обучению.
Цель курсовой работы — рассмотреть особенности использования детских рисунков для диагностикинеспособности к обучению.
Гипотеза исследования.
1. Уровень развитияизобразительной деятельности является одним из показателей соответствияпсихического развития ребенка возрастной норме или отклонения от нее. Предполагалось,что достоверную информацию об уровне развития изобразительной деятельностиможно получить при качественно-количественном анализе детского рисунка. Приэтом, использование теста «Нарисуй человека» позволит осуществитьвыявление детей с неспособностью к обучению.
2. Специально организованнаяработа с младшими школьниками, направленная на развитие их творческойактивности, оказывает соответствующее влияние на формирование ребенка кактворческой личности, помогая достичь более высоких показателей развитиятворческих способностей и общего психического развития.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить ряд задач:
раскрыть понятие «неспособностьк обучению»;
рассмотреть роль детскихрисунков в диагностике неспособности к бучению.
/>1. Сущность понятия«неспособность» к обучению и особенности его диагностики
 1.1 Понятие «неспособность к обучению»
Неспособность к обучению — классспецифических особенностей развития, когда (при условиях нормального школьногообучения) ребенок не может усвоить определенные навыки и умения (чтения,правописания, математики, общения).
Понятие неспособности к обучениюне должно отождествляться с понятием неуспеваемости или более общим понятиемсиндрома расстройства обучения.
Многие дети не успевают в школепо причинам, которые никак не связаны либо с неспособностью к обучению, либо ссиндромом расстройства обучения. Например, ребенок, для которого русский языкне является родным, может плохо успевать в русской школе, хотя эта неуспеваемостьне связана с его общей способностью к обучению. Школьная неуспеваемость, тем неменее, часто является первым признаком присутствия синдрома расстройстваобучения в какой-то из его форм (умственной отсталости, аутизма, мозговойтравмы, или специфической неспособности к обучению)
Любой ребенок, который не можетнаучиться говорить, писать, читать или овладеть математикой, независимо оттого, каковы причины, — это неспособный к обучению ребенок.
Однако этот термин употребляетсяисключительно по отношению к тем детям, чьи сложности возникают не из-зазадержки умственного развития, сенсорного голода или депривации окружающейсреды.
Среди многих определений, быловыбрано следующее: «Ребенок с неспособностью к обучению — это ребенок садекватными умственными способностями, сенсорными процессами и эмоциональнойустойчивостью, имеющий ограниченное число специфических недостатков ввосприятии, интеграции или специальных процессах, которые препятствуютэффективности обучения. Сюда входят также дети с дисфункцией ЦНС, котораявыражается прежде всего в нарушении способности к обучению»
 1.2 Изобразительная деятельность как показательпсихического развития
Трудно представить рисующимвзрослого человека, который не является художником. Дети же, в известномсмысле, все являются художниками. Изобразительная деятельность для нихестественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка итаким образом может служить показателем психического развития.
Изобразительная деятельностьтребует согласованного участия многих психических функций. По мнению рядаспециалистов, детское рисование способствует также согласованностимежполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируетсяконкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушарияголовного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левоеполушарие.
Особенно важна связь рисования смышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чемнакопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможностьнаиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает,несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что,детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя,ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисункасвое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети,как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначаяиндивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом,выступает своеобразным аналогом речи.
Будучи напрямую связанным сважнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторнойкоординацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитиюкаждой из этих функций, но их связывает их между собой, помогая ребенкуупорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все болееусложняющегося представления о мире.
Обратимся к анализу конкретныхэтапов развития изобразительной деятельности ребенка, соответствующихпоэтапному становлению высших психических функций.
Первоначально графическаядеятельность ребенка даже не является собственно рисованием. Это так называемыйдоизобразительный этап графической деятельности. Карандаш и бумагапервоначально не выступают для ребенка специфическими орудиями, и неудивительноих использование не по назначению. Первые графические проявления возникают визвестной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций скарандашом и бумагой. Впрочем, важным выступает и механизм подражания: наблюдаядействия старших, ребенок пытается их копировать.
Самой ранней стадией развитиядетского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенокеще не пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него — след на бумаге. Он испытывает удовлетворение уже от того, что чувствует себявиновником появления некоего продукта.
Данная стадия часто именуетсястадией «марания», «каракулей». К. Бюлер назвал эту стадию«фонетикой рисования».
На 4-5 — м году жизни ребеноквступает в следующую стадию — схематичного изображения. Она тянется оченьдолго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости оттого, как примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все болеесущественным содержанием.
Следующая стадия развитиярисунка — стадия правдоподобных изображений — характеризуется постепеннымотказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Вчеловеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когдаизображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполнятьсяфункциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. Наголове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную причёску.Шея приобретает соизмеримый размер, плечи — округлость. Большее вниманиеуделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит ипромежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенносхематически.
Несмотря на все отмеченныеизменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основныечерты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контурыизображаемых предметов. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональностьизображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец,сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности приданном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характернаяособенность детского рисунка — его прозрачность. Например, на рисунке человекаможет присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этомкошельке.
Природа становленияизобразительной деятельности наглядно прослеживается в сопоставлении этогопроцесса на уровне нормального развития и при умственной отсталости. При этомсо всей очевидностью выступает диагностическая ценность графической продукциикак показателя уровня интеллектуального развития.
/>1.3 Особенности детскихрисунков и их психологическая интерпретация
Рисунок — изображение,выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха,пятна или их различных сочетаний). В изобразительной культуре человечестварисунок складывался, имея в каждый период развития свои особенности,характерные признаки времени, неся на себе печать поколений, но всегда сохраняядля нас индивидуальность автора. Существуют многочисленные разновидностирисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению,технике и характеру исполнения.
Рисунок выполняет две основныефункции. Во-первых, он опосредует субъективные эмоциональные переживания,которые по тем или иным причинам не могут быть выражены спонтанно и адекватно. Этуфункцию рисования отмечал еще З. Фрейд, рассматривая и как проявление защитнойсублимации. Во-вторых, рисунок является средством передачи информации. Но поройнам, людям цивилизованным и далеким от примитивного мышления, бывает трудноточно установить, имеем ли мы дело с «чистым» рисунком, воплощениемэмоции, или же с «письмом», сообщением. Иногда имеет место смешение.
Анализ рисунка, письма, «изобразительногоязыка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но испособствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, еговидения мира и социальной ориентации. К сожалению, расширяющееся применениеграфических методов и процедур пока не привело к созданию работ, обобщающихопыт их использования, к формированию общего подхода к психологическому анализуразных видов изображений, в настоящее время пока еще нет единства взглядов наинтерпретацию результатов психографического исследования.
Графическая деятельность детейиздавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучениявнутреннего состояния ребенка, его способности отражать картину мира и своипереживания. Выделяют следующие стадии становления изобразительной деятельностиребенка:
1. Стадия марания. Это первыепробы рисования, «каракули» — ребенок «играет» карандашомпо бумаге, выводит какие-то линии.
2. Стадия примитивныхизображений. У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровныекруги, нечто похожее на многоугольники, углы.
3. Стадия схематическихизображений. Человек и животные изображаются очень схематично. Ребенок рисуетпрофили, но часть фигуры изображается боком, а остальное — лицом к наблюдателю.
4. Стадия правдоподобныхизображений. Ребенок постепенно отказывается от схемы и пытается воспроизвестидействительный вид предметов.
5. Стадия правильных изображений.Это рисунки различной степени совершенства.
Рассмотрим развитие детскогорисунка более подробно. Некоторые авторы исходят из мнения, что он возникает наоснове подражания и имеет спонтанное движение, однако признают, что уже первоемаранье может иметь собственное содержание. Детское маранье окрашеноэмоционально положительно: ребенок получает удовольствие как от движения, так иоттого, что перед ним возникает на бумаге. Примерно на третьем году жизниребенок начинает применять контурные формы (круг, квадрат и т.д.). Как толькоон ими овладевает, начинается стадия схематических изображений. Первым рисункомбывает человеческая фигура, затем следуют рисунки цветов, животных, домов,автомобиля, корабля и т.д. Люке использует термин интеллектуальный реализм — ребенок рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Бергер приводит четырезакона детского рисования: наглядность, видение в горизонтальном плане,прозрачность, полезность и превосходство. По мере совершенствования вербальныхвыражений прибавляются и детали в рисунке. Однако рисунок и речь, вплоть дошкольного возраста, сохраняют схематический характер. Рисование даетвозможность выразить вещи, ситуации и события посредством картинок, когдаустная или письменная речь предоставляет ребенку гораздо более бедныекоммуникативные средства (эта функция рисунка сохраняется до 10 лет).
Центральным мотивом детскихрисунков является человеческая фигура. Впервые ребенок начинает рисовать ееприблизительно в возрасте трех с половиной лет. С годами изображение человекавсе более усложняется: после пятого года жизни ребенок оставляет линейноеизображение и переходит к рисунку двух размерному, в шестилетнем возрастепоявляются такие детали, как уши, волосы, на седьмом году уточняются пропорции,в восемь лет можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полномупрофилю, в девять лет появляются попытки изобразить в рисунке движение, а затемрисуется тень, придается форма (10-11 лет).
Подводя итог, можно выделить следующиепринципы применения рисунка в психологической диагностике:
Для детей школьного возраста идля части детей младшего школьного возраста рисование является игрой; ватмосфере игровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.
В индивидуальной диагностикеследует, прежде всего исходить из рисунков, за возникновением которых имеласьвозможность наблюдать.
Психолог должен быть в состоянииклассифицировать рисунок и с точки зрения уровня развития, и с точки зрениянеобычных признаков.
Рисунок может явитьсяиндикатором не только творческих способностей, но и патологических процессов (функциональныхи органических).
/>1.4 Значение детскихрисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
Рассмотрим особенностидиагностики неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов.
1. Диагностика нарушенийвосприятия.
Для практических целей Форгус (Forgus)определил восприятие как процесс донесения информации, полученной из ощущений,ее расшифровки, установления связи с ранее пройденным и сохраненным вводоминформации, индивидуальностью и мотивацией. Вместе эти элементы процессаобусловят ответную реакцию человека на воздействия внешнего мира.
Согласно гипотезе Пиаже,восприятие предшествует стадии дооперационального мышления, и, следовательно,неправильно воспринятый материал корректируется умственными операциями. СогласноПиаже, стадия операционального мышления наступает в возрасте 7-8 лет.д.о этоговремени ребенком воспринимаются только внешние свойства предметов. Возможностькорректировать эти несоответствия у каждого ребенка своя, главный фактор — этоинтеллектуальные операции.
Если исключить эмоциональныепричины неуспеваемости ребенка, то невозможность научить ребенка среднего иливысокого интеллектуального развития, похоже, зависит от нарушенияперцептивно-моторного дооперационального уровня. Поэтому у детей со средним IQмогут быть трудности в обучении чтению и письму.
2. Диагностикаперцептивно-моторных нарушений.
Чем раньше начинается коррекционнаяработа, тем выше результаты, и точно так же ранняя диагностика угрожающейпроблемы обеспечит возможность эффективной профилактики.
Рисунки могут быть самымидейственными средствами в обнаружении перцептивно-моторных нарушений,обуславливающих затруднения в обучении чтению и письму, т.к эти навыки основанына способности распознать и использовать символы нашего языка, которые могутслабо различаться по форме, но сильно по значению. Ребенок с нарушениемвосприятия может не замечать различий формы или может не различать языковыхсимволов.
В рисунках 1-5, представленных вприложении 1, обнаруживается затруднение гештальт-функции. Мальчик 4 лет неможет скопировать крест, хотя вполне способен скопировать его составные части,когда они представлены отдельно. Крест демонстрируется снова и снова, но вответ он рисует закорючки. Для нас и для большинства детей 3 лет крест — это непросто две линии, это паттерн, в котором две линии находятся в определенномотношении, но этот ребенок не воспринимает его как паттерн. Диагностика в 5 лет8 месяцев показывает, что есть несоответствие между умственным возрастом этогоже ребенка, оцененным по тесту Стэнфорд-Бине, и его рисунком человека. С IQ 92в возрасте 5 лет 8 месяцев он рисует человека на уровне ребенка 4 лет 6 месяцев(рисунок 6, приложение 1). Как характерно для гиперактивных детей, егосоциальный коэффициент низок — 75 баллов по шкале Вайнлэнда. На рисунке 7 онпопытался написать свое имя (Патрик) (см. приложение 1). На рисунке 8 он сделалпрекрасную копию квадрата, но на рисунке 9 мы видим плохо нарисованныйтреугольник с незавершенной верхушкой (см. приложение 1).
Рисунок 9 выполнен девочкой 8лет 5 месяцев с подозрением на органическое поражение мозга. По тестуинтеллекта Векслера (Wise) результаты получились следующие: вербальный — 91,невербальный — 87, по общей шкале — 88, в то время как по рисунку человека ееIQ — 71. Это еще один пример несоответствия коэффициентов интеллекта,определенных по стандартизированным и рисуночным тестам. Копии геометрическихфигур искаженные и перевернутые (см. приложение 1).
Копия ромба, выполненнаямальчиком 9 лет 10 месяцев с диагнозом минимальная мозговая дисфункция. Этогиперактивный, рассеянный ребенок (см. рис.10, приложение 1).
3. Диагностика персеверации.
Тенденция в течение долгоговремени монотонно повторять слова или действия — это черта поведенческогокомплекса, обычно называемая минимальной дисфункцией мозга. Основа проблемы — трудностиконцентрации внимания ребенка. Очень рассеянный, еще не способный отвлечь вниманиеот привлекшего его объекта, ребенок склонен повторять те же самые фразы снова иснова, раздражая свою мать, или продолжать делать одно и то же.
На рисунках 11 и 12 представленыдва примера персеверации (см. приложение 1). На первом девочка 12 лет 6 месяцевкопировала образцы зрительно-моторного гештальт-теста Бендер, но вместо того,чтобы ограничиться 12 точками на тестовой карте №1, она продолжает ставить их,пока не заканчивается строка. То же самое монотонное повторение видно на еекопии тестовой карты № 2 с 11 группами по три наклонных кружка. Она изобразила26, больше просто не поместилось.
Девочка 12,5 лет снеспособностью к обучению. Обратите внимание на персеверации в копиях фигурБендер. Нарушение сенсомоторной сферы. Высоко развиты вербальные навыки. Трудностис математикой. У матери была угроза выкидыша на 7-м месяце беременности.
Рисунок 12 — ответ на тест«Нарисуй человека» мальчика 6 лет пограничного уровня умственногоразвития. Его поведение указывает на дисфункцию мозга, вероятно, обусловленнуюнесовместимостью резус-факторов. Вместо изображения одной он нарисовал 12однотипных человеческих фигур.
Таким образом, рассмотрев, теоретическиеаспекты проблемы исследования, можно сделать вывод о том, что рисуночные тестымогут широко применяться в диагностике неспособности к обучению.
/>2. Изучениеисследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов
/> 2.1 Процедура исследования
Главной задачейэкспериментальной работы было выявление признаков неспособности к обучению умладших школьников.
Исследование состояло из двухэтапов.
На первом этапе — этапеконстатирующего среза — была проведена диагностика неспособности к обучению уиспытуемых.
На втором этапе проводиласьоценка эффективности разработанной системы по методике констатирующегоэксперимента.
В исследовании принимали участие25 учеников общеобразовательной школы № 33 г. Смоленска. Возраст испытуемыхсоставил 8 лет (младшие школьники).
Были использованы следующиеметоды: наблюдение, психологические методики:
рисуночный тест «Нарисуйчеловека»;
1. Рисуночный тест «Нарисуйчеловека».
Ф. Гудинаф — яркая фигура вмировой психологии. В нашей стране она, однако, практически неизвестна.
Наибольшую известность Ф. Гудинаф,принес тест «Нарисуй человека». Первоначальная стандартизация этойметодики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. Тестиспользовался без существенных изменений и приобрел за это время широкуюпопулярность.
Этот тест — один из наиболееиспользуемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнеговозраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестированиянаиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. Вкачестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная состаршего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
Проведение тестирования. Листбумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйтечеловека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, каквы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; приобращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Длямаленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайсянарисовать получше».
Если обследуемый задаетуточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика илидевочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобыон был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите».Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, навопрос: «А можно нарисовать только лицо?», — следует ответ: «Нет,нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Янарисую робота», — то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста,человека».
Если обследуемый, рисуя,нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместочеловека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющийвоздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. Поокончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше — так, как вы умеете»,(т.е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторныйрисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковыйчеловечек») или шаблонно карикатурным.
После окончания работы полезнопровести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован — какого онвозраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем онзанимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем онмечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можнопопросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.
По завершении беседы предлагаютеще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемомудают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человекадругого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется ввиду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это заданиеполезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младшихшкольников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя вотдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере,его можно рекомендовать и для маленького ребенка.
Для оценки умственного развитиянедостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно липередается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображенаженщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуймужчину (дядю)».
Рисунок человекапротивоположного пола обсуждается так же, как и первый.
Оценка результатов. Шкала признаковдля оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется1 балл, за несоответствие критерию — 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарнаяоценка.
Критерии оценки теста приведеныв приложении 2.
За соответствие рисунка каждому изозначенных критериев начисляется 1 балл. В результате масштабной апробациитеста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных балловв показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако,были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтомудоскональное соотнесение результатов, полученных сегодня на отечественномматериале, с этими таблицами недопустимо. Ниже приводятся лишь основныереферентные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки. Из таблицГудинаф — Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ,соответствующего 100%, а также те показатели, которые примерно соответствуютIQ=70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использованиепредложенного материала в силу указанных причин — допустимо лишь в следующихпределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующееIQ=70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферыребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще разподчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственнойотсталости недопустимо.
В возрасте 3 лет IQ=100%примерно соответствует количество баллов, равное 7.70% — 1 балл.
4 года.100% — 10 баллов; 70% — 3балла.
5 лет.100% — 16 баллов; 70% — 6баллов.
6 лет.100% — 18-19 баллов; 70% — 7 баллов.
7 лет.100% — 22-23 балла; 70% — 9баллов.
8 лет.100% — 26 баллов; 70% — 10баллов.
9 лет.100% — 31 балл; 70% — 13баллов.
10 лет.100% — 34-35 баллов; 70%- 14-15 баллов.
11лет.100% — 36-38 баллов; 70% — 15-16 баллов.
12 лет.100% — 39-41 баллов; 70%- 18 баллов.
13 лет.100% — 42-43 баллов; 70%- 21 балл.14-15 лет.100% — 44-46 баллов; 70% — 24 балла.
/> 2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты теста «Нарисуйчеловека» приведены в приложении 4.

Таблица 1. Результаты теста«Нарисуй человека»Уровень IQ
Учащиеся общеобразовательной школы
(количество человек) 9 баллов — 68% 1 10 баллов — 70% 2 11 баллов — 72% 2 12 баллов — 74% 2 13 баллов — 76% 2 14 баллов — 78% - 15 баллов — 80% 1 16 баллов — 82% 1 17 баллов — 84% 1 18 баллов — 86% 2 19 баллов — 88% 1 20 баллов — 90% 3 21 балл — 92% 1 22 балла — 94% 1 23 балла — 96% - 24 балла — 98% 1 25 баллов — 99% 2 26 баллов — 100% 2
В группе учащихсяобщеобразовательной школы выявлен 1 ученик, уровень интеллекта которого меньшенижней границы нормы для данного возраста. Это учащийся под номерам 21. Приведемописание их рисунков.
Рисунок учащегося № 21. Сначаламальчик хотел нарисовать собачку, поэтому пришлось повторить инструкцию, чтоэто должен быть именно человек. Он отказывался от рисования, хотя накануне сампроявил интерес к выполнению задания. Причины отказа — «плохо умеюрисовать», «увидят родители — будут смеяться». Процесс рисованияосуществлялся долго, тщательно.
На рисунке изображен мальчик. Ответына вопросы — краткие и лаконичные, словарный запас — скудный. У ребенканаблюдаются трудности в изучении русского языка. Мальчик живет с папой и смамой. Друзей нет, есть собака. Любит читать книги, играть с собакой.
Интерпретация рисунка: расположениена рисунке маленькое, это может свидетельствовать о низкой уверенности в себе,выраженной потребности в одобрении, поддержке, боязни самостоятельных решений,стремлении избегать нового опыта, чувстве беззащитности, заниженной самооценке.
Тот факт, что на рисункеизображен мальчик, свидетельствует о нормальной полоролевой идентификации. Нарисунке у мальчика изображена маленькая голова, что свидетельствует опереживании собственной интеллектуальной неадекватности. В целом, баллы былизасчитаны по следующим критериям: 1, 4, 22, 30, 35, 46, 48, 55,61.
Низкий уровень интеллектуальногоразвития (но не ниже нормы) — будут значения от 70 до 80%, от 81 до 90% — среднийуровень, от 91 — 100% — высокий. Но все эти уровни являются нормальными.
Наглядно, результаты тестапредставлены на рисунках 1.
/>
Рис.1. Результаты теста «Нарисуйчеловека» в группе учащихся общеобразовательной школы
На основании результатовпроведенного эмпирического исследования можно сделать ряд выводов:
1. Тест «Нарисуй человека»может применяться для диагностики интеллектуального развития учащихся иопределения неспособности к обучению. Однако, основываясь только на результатахданного теста, нельзя однозначно говорить об умственной отсталости ребенка. Дляэтого требуется проведение еще ряда методик.
2. Результаты теста «Нарисуйчеловека» могут быть использованы для разработки профилактическихмероприятий, направленных на общее психическое развитии ребенка, стимулированиетворческой активности и воспитание любви и тяги у учебному процессу, в томчисле и занятиям изобразительным искусством.
Заключение
Проблема интеллекта и способовего диагностики является одной из базовых проблем психологии. Изучениеинтеллекта способствует более глубокому раскрытию основных закономерностейпсихического развития индивида, пониманию природы индивидуальных различий впроявлении общих способностей. Вместе с тем проблема интеллекта включена вболее широкий социальный и личностный контекст. Интеллектуальный потенциалобщества является важнейшим фактором прогрессивного развития, интеллектуальнаясобственность становится объектом экономических отношений, продуктивныйинтеллект выступает в качестве условия обеспечения независимости личности, ееустойчивости к манипулятивным воздействиям. В силу отдаленности и значимостисоциальных и личностных последствий, диагностика интеллекта в период усиленногоразвития, изменения и обучения, каким является детство, волнует не толькопсихологов, но также и педагогов и широкую общественность, родителей. В силуэтих причин изучение интеллекта детей приобретает особую остроту иответственность.
В мировой историипсихологических исследований проблема интеллекта оказывается наиболееизучаемой, ей посвящено самое большое число работ, и в то же время она остаетсясамой дискуссионной и неоднозначной по своим теоретическим решениям. Вотечественной психологии интеллект долгое время отождествлялся с мышлением. Тольков последнее десятилетие это направление исследований восстановлено в своихправах, началась научная разработка вопросов теории и практики психодиагностикиинтеллекта. В связи с расширением базы практического применения трудапсихологов в системах здравоохранения, образования, занятости населения, правоохраны — вопросы методического оснащения, поиска адекватных методовисследования приобрели особую актуальность.
Психологическая диагностикасегодня располагает достаточно широким арсеналом методик, направленных наизучение индивидуальных различий людей по степени их интеллектуального развития.Рисуночные методики выгодно выделяются среди других методов своейестественностью и полным соответствием требованиям, предъявляемым к процедурепсихологического обследования. Рисунок фигуры человека как инструмент дляизучения психики ребенка интересует исследователей уже около сотни лет. Анализируярисунок, можно наблюдать за ходом общего психического развития ребенка,дифференцировать норму и нарушения, вычленять эмоционально — личностныеособенности. Однако возможности использования рисунка фигуры человека иособенности интерпретации, получаемых с его помощью данных, до сих порпризнаются не до конца изученными.
Младший школьный возраст — особый,исторически недавно выделившийся период, содержание и задачи которогоокончательно не определены, поэтому психологические особенности начальногозвена школьного детства также не признаются окончательными и неизменными.
Поэтому выявлениезакономерностей интеллектуального развития младших школьников представляетсяактуальным. Используемый в исследовании метод — рисунок фигуры человека широкоприменяется в зарубежной психодиагностической практике, признается вторым почастоте использования в ряду всех психодиагностических методов исследованияиндивидуальных различий между людьми.
В качестве инструмента измеренияинтеллекта используемый в исследовании тест «Нарисуй человека» Гудинаф- Харриса применяется в возрастном диапазоне от трех до пятнадцатилетнеговозраста. Младший школьный возраст попадает в середину общего диапазонадиагностических возможностей данного теста.
Обладая на данной возрастнойгруппе максимальной дифференцирующей способностью, тест позволяет наиболее яркопроследить выявляемые на его основе закономерности интеллектуального развитиямладших школьников.
Список литературы
1.        Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Академическийпроект, 2007.
2.        Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. — М.: Просвещение, 1981.
3.        Веракса Н.Е. Перспективы изучения детского развития в лабораторииспособностей и творчества // Психолог в детском саду. — 2000. — №№ 2-3. — С.69-80.
4.        Выготский Л.С. Лекции по психологии. — М.: Союз, 2006.
5.        Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическаяпсихология. — М.: Статут, 2003.
6.        Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. — М.: Феникс,2005.
7.        Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М: АпрельПресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
8.        Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Педагогика, 1991.
9.        Изобразительное искусство в школе / Под. ред. В.В. Колокольникова. — М.:Педагогика, 1975
10.     Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб.: Питер,2006.
11.     Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшимишкольниками. Книга для учителя. — М., 1991
12.     Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства иметодика руководства изобразительной деятельностью детей. — М.: Просвещение,1981.
13.     Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания вначальных классах. — М.: Просвещение, 1984.
14.     Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст«развитие; М-во образования и науки, ГОУ ВПО-Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н.Ульянова. — Ульяновск: УлГПУ, 2004.
15.     Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс для специальности030301.65 Психология / Автор — составитель Н.В. Зоткин. — Самара: Изд-во „Универсгрупп“, 2007.
16.     Программно — методические материалы. Изобразительное искусство. Начальнаяшкола/Сост.В.С. Кузин, В.И. Сиротин. — М.: Дрофа, 2004.
17.     Прокопьев Д.Л. Проблема взаимосвязи креативности и интеллекта // ЕжегодникРоссийского психологического общества: Материалы 3 — го Всероссийского съездапсихологов: В 8 т. — СПб.: Изд — во С. — Петерб. ун — та, 2003. Т.6 — С 446 — 449.
18.     Прокопьев Д.Л. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа // Вестник Московскогогосударственного областного университета. Серия „Психология и педагогика“.- 2006. — №1. — Том 2. — С.85-91.
19.     Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2007.
20.     Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподаванияв начальной школе: Учеб. пособие — М.: Издательский центр „Академия“,1999.
21.     Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. — М.: ТЦСфера, 2004.
22.     Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическаядиагностика развития личности и малых групп. — М., 2002.
23.     Фомина Н.Н. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. — М.,1995.
24.     Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство и методика его преподавания вначальной школе. — М: Академия, 1999.
25.     Щербаков В.С. Обучение и творчество. — М.: Просвещение, 1969.
26.     Яковлева Е Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.:Флинта, 1997.
Приложения
 
Приложение 1
/>
Рис.1. Спонтанный рисунок4-летнего ребенка
/>
Рис.2. Повторная попыткаизобразить крест, нарисованный экспериментатором
/>
Рис.3. Вполне удавшаяся копиявертикальной линии (составной части креста)
/>
Рис.14. Хорошая копиягоризонтальной линии, составляющей другую часть креста

/>
Рис.5. А это результат того, чтополучилось, когда его снова попросили нарисовать крест. Он не воспринимаетфигуру как образец
/>
Рис.6. Вторая попыткаизображения человека на просьбу экспериментатора: „Теперь нарисуй человекацеликом“, — в возрасте 5 лет 8 месяцев. Рисунок фигуры на уровне 4 лет 6месяцев.
/>
Рис.7. Попытка написать имя
/>
Рис.8. Копия квадрата,нарисованного экспериментатором

/>
Рис.9. Копия треугольника
/>
Рис.10. Копия ромба
/>
Рис.11.
/>
Рис.12. Персеверация — результаттеста „Нарисуй человека“

Приложение 2
Критерии оценки (признаки и иххарактеристики) теста „Нарисуй человека“ Ф. Гудинафа.
1. Голова. Засчитывается любоедостаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность,неправильная окружность, овал). Черты лица, не обведенные контуром головы, незасчитываются.
2. Шея. Засчитывается любоеясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямоесочленение головы и туловища не засчитывается.
3. Шея; два измерения. Очертаниешеи, не прерываясь, переходит в очертания головы, туловища или того или другогоодновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображениешеи в виде одной линии или „столбика“ между головой и туловищем незасчитывается.
4. Глаза. Нарисован хотя бы одинглаз; любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается дажеединственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсеммаленьких детей.
5. Детали глаза: брови, ресницы.Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.
6. Детали глаза: зрачок. Любоеявное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура глаза. Еслипоказаны два глаза, должны присутствовать оба признака.
7. Детали глаза: пропорции. Размерглаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали. Это требованиедолжно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только одинглаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глазпоказан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольнаяформа, приближающаяся к показанным ниже образцам:
8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глазаявно „смотрят“. Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенциизрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.
Профиль: глаза должны бытьпоказаны либо как в предшествующем пункте, либо, если сохранена обычнаяминдалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не вцентре. Оценка должна быть строгой.
9. Нос, Любой способ изображенияноса. В „смешанных профилях“ очко засчитывается, даже если нарисованодва носа.
10. Нос, два измерения. Анфас: засчитываетсялюбая попытка нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины егооснования.
Профиль. Засчитывается любаясамая примитивная попытка показать нос в профиль при условии, что изображенооснование носа и его кончик. Простая „пуговица“ не засчитывается.
11. Рот. Любое изображение.
12. Губы, два измерения. Анфас: ясноизображены две губы.
13, Нос и губы, два измерения. Даетсядополнительное очко, если выполнены пункты 10 и 12.
14. Подбородок и лоб. Анфас: должныбыть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подортом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит влицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней частиголовы. Рисунки внизу иллюстрируют расположение рта.
15. Подбородок. Четко отделен отнижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо' способом:например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода,закрывающая данную часть лица, не позволяет начислить очко по данному пункту.
Примечание. Не путать с пунктом16. Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчетливая попыткапоказать „заостренный“ подбородок. Чаще всего этот пунктзасчитывается в профилях.
16. Показана линия челюсти. Анфас:поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка, причем она не должна бытьквадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточнозаостренным, чтобы линия челюсти образовывала острый угол с линией шеи. Оценкастрогая.
Профиль: линия челюсти идет понаправлению к уху.
17„ Переносица. Анфас: нос имеетправильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, апереносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы — онадолжна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна бытьуже основания.
18. Волосы I. Засчитываетсялюбое, даже самое грубое изображение волос.
19. Волосы II. Волосы показаныне просто мазней или каракулями. Одна только линия волос на черепе безкаких-либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенокпредпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистыйконтур.
20, Волосы III. Любая явнаяпопытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически уоснования. Когда нарисован человек в головном уборе, очко засчитывается, есливолосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.
21. Волосы IV. Тщательноеизображение волос; показано направления прядей. Пункт 21 никогда незасчитывается, если рисунок ребенка не удовлетворяет требованиям пункта 20. Этопризнак более высокого ранга.
22. Уши. Любое изображение ушей.
23. Уши: пропорции ирасположение. Вертикальный размер уха должен превышать его горизонтальныйразмер. Уши должны быть расположены примерно в средней трети вертикального размераголовы.
Анфас: верхняя часть уха должнаотходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторону основания.
Профиль: должна быть показанакакая-нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушнаяраковина должна расширяться в сторону затылка. Примечание: некоторые дети,особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать ухо как бы перевернутым — расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.
24. Пальцы. Любые признакипальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше, имеющих склонностьделать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии любогопризнака пальцев.
25. Показано правильноеколичество пальцев. Если нарисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по5 пальцев. В „эскизных“ рисунках более старших детей очкизасчитываются, даже если нельзя четко разглядеть все пять пальцев.
26. Правильные детали пальцев.»Виноградины" или «палочки» не засчитываются. Длина пальцевдолжна отчетливо превышать их ширину. В более сложных рисунках, где кистьпоказана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Очкодается также в случаях, когда из-за того, что руки сжаты в кулаки, показанытолько суставы или части пальцев. Последнее встречается только в рисункахвысшей сложности, где большое значение имеет перспектива.
27. Противопоставление большогопальца. Пальцы нарисованы так, что видно явное отличие большого пальца отостальных. Оценка должна быть строгой. Очко засчитывается и в том случае, когдабольшой палец явно короче всех остальных или когда угол между ним иуказательным пальцем не меньше, чем в два раза превышает угол между любымидвумя пальцами, либо если точка прикрепления большого пальца к кисти' находитсязначительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки,перечисленные выше условия должны соблюдаться на обеих руках. Если нарисованаодна рука, то при соблюдении указанных условий очко засчитывается. Пальцыдолжны быть показаны обязательно; рука в виде варежки не засчитывается, еслитолько не очевидно (или установлено в последующей беседе), что ребенокизобразил человека в зимней одежде.
28. Кисти. Любое изображениекисти, не считая пальцев. Если имеются пальцы, то между основанием пальцев икраем рукава или манжета должно быть пространство. Где нет манжет, кисть должнакак-либо расширяться, изображая ладонь или тыльную сторону руки, в отличие отзапястья. Если нарисованы обе руки, этот признак должен иметься на обоих. Примеркрайнего случая, засчитываемого положительно:
29. Нарисовано запястье илилодыжка. Либо запястье, либо лодыжка нарисованы явно отдельно от рукава илибрючины. Здесь недостаточно линии, нарисованной поперек конечности ипоказывающей край рукава или брючины (это засчитывается в пункте 55).
30. Руки. Любой способизображения рук — Одних только пальцев недостаточно, но очко засчитывается,если между основанием пальцев и той частью тела, к которой они присоединены,оставлено место. Количество рук также должно быть правильным, за исключениемрисунков в профиль, когда можно засчитать и одну руку.
31. Плечи I. Анфас: изменениенаправления очертания верхней части туловища, которое производит впечатлениевогнутости, а не выпуклости. Этот признак оценивается довольно строго. Обычнаяовальная форма никогда не засчитывается, оценка всегда отрицательная, еслитолько не очевидно, что это указание на резкое расширение туловища ниже шеи,которое образуется лопаткой и ключицей. Туловище четкой квадратной илипрямоугольной формы не засчитывается, но если углы закруглены, очко дается.
Профиль: оценка должна бытьнесколько мягче, чем в рисунках анфас, так как правильно изобразить плечи впрофиль значительно труднее. Правильным можно считать рисунок, на котором впрофиль изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, еслилинии, образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга уоснования шеи, показывая расширение грудной клетки.
32. Плечи II. Анфас: оцениваетсястроже, чем предшествующий признак. Плечи должны непрерывно переходить в шею ируки, должны быть «квадратными», а не свисающими. Если рука отведенаот туловища, должны быть показана подмышка.
Профиль: плечо должно бытьприсоединено в правильном месте. Рука должна быть изображена двумя линиями.
33, Руки сбоку или чем-то заняты.Анфас: маленькие дети часто рисуют руки жестко отставленными от туловища. Очкозасчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная сбоку образует с общейвертикальной осью туловища угол не больше 10°, если только руки не занятычем-либо, например, держат какой-нибудь предмет. Очко засчитывается, если рукинарисованы засунутыми в карманы, на бедрах («руки в боки») илизаложенными за спину.
Профиль. Очко засчитывается,если руки заняты какой-либо работой или вся рука поднята.
34. Локтевой сустав. В серединеруки должен быть не плавный, а резкий изгиб. Достаточно на одной руке. Изгиб искладки рукава засчитываются
35. Ноги. Любой способизображения ног. Число ног должно быть правильным. В профильных рисунках можетбыть либо одна, либо две ноги. При оценке надо исходить из здравого смысла, ане только из чисто формального признака. Если нарисована только одна нога, ноэскизно намечена промежность, очко засчитывается. С другой стороны, три и болееног на рисунке или только одна нога без какого-либо оправдания отсутствиявторой не считается. Одна нога, к которой присоединены две ступни, оцениваетсяположительно. Ноги могут присоединяться к любой части фигуры.
36. Бедро I (промежность). Анфас:показана промежность. Чаще всего она изображается внутренними линиями ног, встречающимисяв точке соединения с телом. (Маленькие дети обычно помещают ноги как можнодальше друг от друга. Такой способ изображения по данному пункту очка неполучает)
Профиль: если нарисована толькоодна нога, то должно быть передано очертание ягодицы.
37. Бедро П. Бедро должно бытьизображено точнее, чем это необходимо для получения очка в предшествующемпункте. Здесь засчитываются варианты из пункта 36.
38. Коленный сустав. Так же, каки в локте, должен иметь место резкий (а не плавный) изгиб приблизительно всередине ноги, или, что иногда встречается в рисунках очень высокой сложности,сужение ноги в — этой точке. Брюки длиной по колено — признак недостаточный. Складкаили штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно.
39. Ступни I, Любое изображение.Засчитывается изображение ступни любым способом: две ступни анфас, одна или двеступни в профильном рисунке. Маленькие дети могут изображать ступни,присоединяя носки к нижней части ноги. Это засчитывается.
40. Ступни II. Пропорции. Ступнии ноги должны быть показаны в двух измерениях. Ступни должны быть не «обрубленными»,т.е. длина ступни должна превышать ее высоту от подошвы до подъема. Длинаступни не должна превышать 1/3 от общей длины всей ноги и не должна быть меньше1/10 общей длины ноги. Очко засчитывается в рисунках анфас, где ступня показанабольшей в длину, чем в ширину.
41. Ступня III. Пятка. Любойспособ изображения пятки. На рисунках анфас признак засчитывается формально,когда ступни изображены так, как показано на рисунке (при условии, что имеетсянекая разделительная линия между ногой и ступней). В профильных рисунках долженбыть показан подъем.
42. Ступня IV. Перспектива. Попыткасоблюдения ракурса по крайней мере для одной ступни.
43. Ступня V. Детали. Любаядеталь, например, шнурки, завязки, ремешки или подошва ботинка, изображеннаядвойной линией.
44. Соединение рук и ног стуловищем I. Обе руки и обе ноги присоединены к туловищу в любой точке, илируки присоединены к шее, либо к месту соединения головы с туловищем (когда нетшеи). Если отсутствует туловище, оценка всегда ноль. Если ноги присоединены нек туловищу, а к чему-нибудь еще, независимо от присоединения рук, оценка ноль.
45. Присоединение рук и ног П. Рукии ноги присоединены к туловищу в соответствующих местах. Очко не засчитывается,если присоединение руки занимает половину или больше грудной клетки (от шеи доталии). Бели нет шеи, руки должны присоединяться точно к верхней части туловища.
Анфас: если присутствует признак31, то место присоединения должно приходиться точно на плечи. Если по признаку31 ребенок получил ноль, то точка присоединения должна приходиться точно на томесто, где должны быть нарисованы плечи. Оценка строгая, особенно приотрицательной оценке по пункту 31.
46. Туловище. Любое четкоеизображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где никакого явногоразличия между головой и туловищем нет, но черты лица показаны в верхней частиэтой фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше половиныфигуры; в противном случае оценка ноль (если только нет поперечной черты,показывающей нижнюю границу головы). Любая фигура, нарисованная между головой иногами, засчитывается как туловище, даже если ее размер и форма скореенапоминают шею, чем туловище. (Это правило основано на том, что многие дети, врисунках которых имеется такая особенность, в ответ на соответствующий вопросназывают данную часть туловищем). Ряд пуговиц, идущий вниз между ногами,оценивается как ноль по признаку туловища, но как очко по признаку одежды, еслитолько поперечная линия не показывает границы туловища.
47. Пропорциональность туловища:два измерения. Длина туловища должна превышать его ширину. Измеряетсярасстояние между точками наибольшей длины и наибольшей ширины. Если обарасстояния одинаковы или настолько близки, что разница между ними трудноопределима, — оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, иее можно определить на глаз, без измерения.
48. Пропорции: голова I. Площадьголовы должна быть не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища. Оценкадовольно мягкая. См. ниже серии стандартных форм, среди которых первая фигура в2 раза больше второй по площади.
49. Пропорции, голова II. Головасоставляет приблизительно 1/4 площади туловища. Оценка строгая: незасчитывается, если больше 1/3 и меньше 1/5. Там, где не показана промежность,как, например, в некоторых профильных рисунках, принимается пояс или талияпримерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища.
50. Пропорции: лицо. Анфас: длинаголовы больше ее ширины; должна быть показана общая овальная форма.
Профиль: голова имеет явноудлиненную, продолговатую форму. Лицо длиннее основания черепа.
51. Пропорции: руки I. Руки покрайней мере равны длине туловища. Кончики кистей достигают середины бедра, ноне колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже) промежности, особенноесли ноги необычно короткие. На рисунках анфас обе руки должны иметь такуюдлину. Оценивается относительная длина, а не положение рук.
52. Пропорции: руки П. Коническаяформа рук. Предплечье уже верхней части руки. Засчитывается любая попыткасузить предплечье, если только это не делается прямо у талии. Если целикомнарисованы две руки, сужения должны быть на обеих.
53. Пропорции: ноги. Длина ногне должна быть меньше вертикального размера туловища, и не больше двойногоразмера туловища. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.
54. Пропорции: конечности в двухизмерениях. Обе руки и ноги показаны в двух измерениях. Если руки и ногидвумерные — очко засчитывается, даже если кисти и ступни изображены линейно.
55. Одежда I. Любые признакиизображения одежды. Как правило, наиболее ранние способы представляют собой рядпуговиц, идущих вниз к центру туловища, или шляпу, и пи и то и другое вместе. Засчитываетсядаже что-либо одно. Одна точка или маленький кружочек в центре туловищапрактически всегда означает пупок, и не засчитывается как элемент одежды. Сериявертикальных или горизонтальных линий, нарисованных поперек туловища (а иногдаи поперек конечностей) представляет собой самый распространенный способизображения одежды. За это дается очко. Также засчитываются черточки, которыемогут быть расценены как указание на карманы или манжеты.
56. Одежда П. Наличие по крайнеймере двух непрозрачных предметов одежды, таких, как шляпа, брюки и т.п.,скрывающих часть тела, которую они покрывают. При оценке рисунка по данномупункту следует иметь в виду, что если шляпа просто чуть-чуть касается верхаголовы, но не покрывает никакой ее части, очко не засчитывается. Одни толькопуговицы без каких-либо других указаний на признаки одежды (например, пальто,пиджак) не засчитываются. Пальто должно быть изображено с помощью двухследующих признаков: рукава, воротник или линия горлового выреза, пуговицы,карманы. В изображении брюк должны быть: пояс, ремень, застежка, карманы,манжеты или любой способ разграничения ступни и ноги от низа брючины. Изображениеступни как продолжения ноги не засчитывается, если линия поперек ноги — единственныйпризнак, указывающий на различие ступни и лодыжки.
57. Одежда III. В рисунке нетпрозрачных элементов одежды. И рукава, и брюки должны быть показаны отдельно отзапястий рук и ступней ног.
58. Одежда IV. Нарисовано покрайней мере четыре предмета одежды. Предметы одежды могут быть следующими: шляпа,туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук, ремень, брюки, жакет,футболка, рабочий халат, носки.
Примечание. На туфлях должныприсутствовать некоторые детали — шнурки, ремешки или подошва, изображеннаядвойной линией. Одного только каблука недостаточно. У брюк должны иметь местонекоторые детали, такие, как застежка, карманы, манжеты. У пальто, пиджака илирубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только пуговицнедостаточно. Воротник не следует путать с шеей, изображенной как простаявставка. Галстук часто довольно незаметен, его наличие уточняется привнимательном рассмотрении или в ходе беседы.
59. Одежда V. Полный костюм безкаких-либо нелепостей (несовместимых предметов, деталей). Это может быть и«форма» (не только военная форма, но и например ковбойский костюм) илиповседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным. Это«поощрительный» дополнительный пункт, и следовательно, здесь должнобыть показано больше, чем в пункте 58.
60. Профиль I. Голова, туловищеи ноги в профиль должны быть показаны без ошибок. Туловище не считаетсянарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от серединыфигуры в бок туловища или если нет других указаний, как например,соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок можетсодержать одну (но не более) из следующих трех ошибок:
1) прозрачность тела — контуртуловища виден сквозь руку;
2) ноги нарисованы не в профиль;в полном профиле по крайней мере верхняя часть одной ноги должна быть закрытадругой ногой, которая ближе;
3) руки присоединены к контуруспины и протянуты вперед.
61. Профиль II. Фигура должнабыть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок и случаев прозрачности.
62. Анфас. Включает частичныйпрофиль, когда рисующий пытается показать фигуру в перспективе. Все основныечасти тела на своих местах и соединены правильно, за исключением частей,скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос,рот, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть изображеныв перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные стороны. Частидолжны быть показаны двумерными.
63. Двигательная координация врисовании линий. Посмотрите на длинные линии рук, ног и туловища. Линии должныбыть твердыми, уверенными и без случайных изгибов. Если в целом линиипроизводят впечатление твердых, уверенных и свидетельствуют о том, что ребенокконтролирует движения карандаша, очко засчитывается. Рисунок может быть весьманеумелым, и все же очко должно быть засчитано. Несколько длинных линий можетбыть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть оченьровными и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок.Внимательно изучите основные линии рисунка. Дети постарше часто пользуютсяэскизным, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающихвследствие незрелой координации.
64. Двигательная координация врисовании соединений. Посмотрите на точки соединения линий. Линии должнывстречаться точно, без явной тенденции к пересечению или наложению и безпромежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается строже, чемрисунок с частыми сменами направления линий). Эскизный, отрывистый рисунокобычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут бытьнеопределенными, т.к. эта особенность присуща почти исключительно рисункамзрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.
65. Высшая двигательнаякоординация. Это «поощрительный», дополнительный пункт за умелоевладение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратитевнимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должныбыть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашомтонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошуюрегуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка илиподтирание аннулируют очко за этот пункт.
66. ** Направление линии и форма:контур головы (качество линий в рисовании форм). Контур головы должен бытьнарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитываетсятолько в тех рисунках, где форма достигается без неправильных предварительныхпопыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к которомуприсоединен нос, не засчитывается. Оценка должна быть достаточно строгой, т.е. контурлица должен быть нарисован единой линией, а не по частям.
* Пункты 63, 64 и 65 отражаюткачество владения карандашом у ребенка. Эти пункты оценивают твердость иуверенность линий, качество соединения линий, «углы» и т.п.
** Пункты 66-69 отражаютстепень произвольного владения карандашом в рисовании формы. Работа ребенкадолжна показывать, что он четко и уверенно регулирует свои движения карандашом.
67. Качество линий в рисованииформ: контур туловища. То же, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Следуетобратить внимание, что примитивные формы (палочка, круг или эллипс) незасчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти отпростой яйцеобразной формы.
68. Качество линий в рисованииформ: руки и кисти. Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушений формы, какв предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах соединения с телом. Ируки, и ноги должны быть изображены двумерными.
69. Качество линий в рисованииформ: черты лица. Черты лица должны быть полностью симметричны. Глаза, нос ирот должны быть показаны двумерными.
Анфас: черты лица должны бытьразмещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческоголица.
Профиль: контур глаза долженбыть правильным и расположен в передней трети головы. Нос должен образовыватьтупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос незасчитывается.
70. «Эскизная» техника.Линии, образованные хорошо регулируемыми короткими штрихами. Повторноеобведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техникавстречается в работах некоторых старших детей и почти никогда не встречается удетей младше 11-12 лет.
71. Особая прорисовка деталей. Спомощью особых линий или штриховки должно быть изображено что-то (одно илиболее) из следующего перечня: складки одежды, морщинки или фалды, выделкаткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.
72. Движение рук. Фигура должнавыражать свободу движений в плечах и локтях. Достаточно при изображении однойруки. «Руки в боки» или руки в карманах не засчитываются, если видныи плечи, и локти. Какие-либо действия не обязательны.
73. Движение ног. Свободадвижений и в коленях, и в бедрах фигуры.

Приложение 3
Результаты теста «Нарисуйчеловека»№ испытуемого Количество баллов
  Учащиеся общеобразовательной школы 1 10 баллов 2 12 баллов 3 15 баллов 4 17 баллов 5 26 баллов 6 19 баллов 7 11 баллов 8 13 баллов 9 16 баллов 10 22 балла 11 21 балл 12 12 баллов 13 10 баллов 14 20 баллов 15 18 баллов 16 18 баллов 17 20 баллов 18 24 балла 19 25 баллов 20 11 баллов 21 9 баллов 22 20 баллов 23 13 баллов 24 25 баллов 25 26 баллов Среднее 17.64


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.