Реферат по предмету "Финансовые науки"


Проблемы перехода на МСФО кредитными организациями

Муниципальноеобразовательное учреждение
Южно –Уральский профессиональный институт
Кафедра«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине«Организация деятельности коммерческих банков»
Проблемыперехода на МСФО кредитными организациями
Студент гр.
С.Н. Волкова
Челябинск 2009г.

Введение
Последние годы отмечены усилениемвнимания к проблеме международной унификации учета. Развитие бизнеса,сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики,предъявляет определенные требования к единообразию и понятности применяемых вразных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли,налогооблагаемой базы, условий инвестирования, капитализации заработанныхсредств и т.п. Многие западные инвесторы и банкиры полагают, что учет России неотвечает международным нормам, отчетность российских организаций не отражает ихреального имущественного и финансового положения и вообще «не прозрачна и ненадежна». Давление международных валютно-банковских организаций привело кнеобходимости перехода России на международные нормы бухгалтерского учета,массового переучивания бухгалтеров и аудиторов. Следует отметить, чтомеждународные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой сводкомпромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО не являютсядогмой, нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведениябухгалтерского учета и нормы составления отчетности. Они носят лишьрекомендательный характер, Т.е. не являются обязательными для принятия. На ихоснове в национальных учетных системах могут быть разработаны национальныестандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.
Использование МСФО необходимо последующим причинам:
Во-первых, формирование отчетности всоответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российскиморганизациям возможность приобщения к международным рынкам капитала.Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачностифинансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перединвесторами. До тех пор, пока иностранный инвестор не будет иметь возможностьпроследить и понять через финансовую отчетность, как используетсяпредставленный им капитал, Россия останется зоной повышенного риска и,соответственно, будет проигрывать другим странам в привлечении финансовыхресурсов с международных рынков.
В современном мире МСФО постепенностановятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компанияимеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств,необходимых для развития. Это не означает автоматического предоставленияискомых ресурсов; путь к ним достаточно долог и труден. Однако эта компанияпопадает в число тех избранных, кто при соблюдении прочих условий, можетрассчитывать на иностранное финансирование. Если же компания не имеет требуемойотчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверияи не может рассматриваться, как конкурентоспособная в соревновании с другимисоискателями капитала.
Во-вторых, международная практикапоказывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокойинформативностью и полезностью для пользователей.
С самого начала стандартыразрабатываются исходя из потребностей конкретных пользователей. При выборетого или иного методического подхода основным критерием служит полезностьинформации для принятия экономических решений. Не случайно, неотъемлемой частьюмеждународных стандартов финансовой отчетности является документ «Основыподготовки и представления финансовой отчетности», определяющий, среди прочего,на кого рассчитана отчетность, каковы потребности пользователей и качественныехарактеристики финансовой информации, делающие ее полезной этим пользователям.Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что ужесегодня основные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетовиностранными эмитентами для котировки ценных бумаг.
Как видно, актуальность данной темыочевидна. Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит визучении налогового учета и международных стандартов финансовой отчетности,проблем и определении направлений реформ.
Для достижения данной цели необходимобыло решить следующие задачи:
1. Рассмотреть международные стандартыфинансовой отчетности (МСФО).
2. Выявить основные проблемы переходакоммерческих организаций на МСФО и пути их решения.
Объектом исследования являетсяпереход российских организаций на международные стандарты финансовойотчетности.
Предметом исследования являютсямеждународные стандарты финансовой отчетности. I
Международные стандарты финансовойотчетности (МСФО) — это правила, устанавливающие требования к признанию, оценкеи раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетовкомпаний во всем мире.
«Международные стандарты финансовойотчетности отражают передовые направления мировой научной мысли в областибухгалтерского учета и, безусловно, являются ориентиром для развития исовершенствования российского бухгалтерского учета.»

Глава 1. Переход на Международныестандарты финансовой отчетности.
1.1 Международные стандартыфинансовой отчетности
 «В последнее время много разговоровведется о том, что закон обяжет все российские организации перейти насоставление отчетности в соответствии с международными стандартами финансовойотчетности (МСФО) уже в ближайшем будущем. При этом многие бухгалтеры до сихпор имеют о МСФО лишь смутное представление. Так, по приведенным на сайтеМинфина России данным опроса, половина бухгалтеров коммерческих организацийпрактически ничего не знает о МСФО и оценивает свою осведомленность какминимальную (см. Приложение, табл. 1). Изучать же МСФО большинство не считаетдля себя необходимым, пока не будет принят закон об обязательности применениямеждународных стандартов. Однако отсутствие информации — плохая основа дляпланирования деятельности и принятия решений. Поэтому давайте попробуемразобраться, что такое МСФО.»1
Изначально деятельность организацийосуществлял ась только внутри национальных государств, и у компаний не былопотребности в создании системы финансовой информации, понятной для иностранныхпользователей. Соответственно, каждая из стран развивала свою национальнуюсистему регулирования, включающую, как правило, законодательство о компаниях истандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности. В результате возникли правилаведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности, сформированные всоответствии с требованиями национальной системы регулирования, называемые вмеждународной практике GAAP (Generally Accepted Accounting Principles — общепринятые принципы бухгалтерского учета). Например, для Великобритании этоUК GAAP, дЛЯ США — US GAAP.
Однако со временем этого сталонедостаточно. Интернационализация бизнеса породила потребность в созданиистандартов финансовой отчетности, которые можно было бы использовать намеждународном уровне и которые могли бы послужить основой для сближениянациональных стандартов. Для решения этих задач в 70-е годы был создан Комитетпо международным стандартам финансовой отчетности, который подготовил рядправил, получивших в русском переводе название МСФО (в отличие от национальныхGAAP). ДО 2001 г. Комитет разработал около 40 стандартов, называемых LAS(Intemational Accounting Standards — международные бухгалтерские стандарты),например IAS 1 «Представление финансовой отчетности», IAS 2 «Запасы», IAS 8«Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». В последствиичасть этих стандартов была отменена, в некоторые были внесены изменения. В 2001 г. сформированный новый орган, Совет по международным стандартам финансовой отчетности, принялот Комитета по МСФО функции по разработке стандартов. Совет одобрилсуществующие на тот момент МСФО и Интерпретации (рекомендации по вопросамбухучета, имеющим широкую значимость и вызывающим различия в толковании МСФО).Выпускаемые Советом по МСФО стандарты стали называться IFRS (IntemationalFinancial Reporting Standards — международные стандарты финансовой отчетности).Было принято 5 таких стандартов, в частности IFRS 1 « Применение МСФО впервые»,IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращеннаядеятельность». Сейчас в систему МСФО входят указанные два вида стандартов (31IAS и 5 IFRS), а также несколько Интерпретаций стандартов, выпускаемыхКомитетам по толкованию МСФО ((Intemational Financial Reporting InterpretationsCommittee (IFRIC)). Все стандарты принимаются на английском языке, и перевод ихможет выполняться только организацией, уполномоченной на это Советом по МСФО.
 Кстати, если искать аналогии МСФО вроссийских бухгалтерских реалиях, то международные стандарты больше всегонапоминают наши Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Сейчас работа над стандартамипродолжается — разрабатываются новые стандарты, в частности готовятся проектыстандартов по объединению бизнеса, учету договоров страхования, рассматриваетсявозможность применения существующих стандартов малыми предприятиями, пересматриваетсястандарт по признанию выручки. «Концепция развития бухгалтерского учета иотчетности предусматривает использование МСФО в российской практике длясоставления консолидированной финансовой отчетности. В среднесрочнойперспективе индивидуальная бухгалтерская отчетность будет составляться толькопот российским стандартам, разрабатываемым с учетом принципов и требованийМСФО.»
С 2005г. Европейская комиссия принялаМСФО в качестве обязательных для применения норм, регулирующих подготовку ипредставление консолидированной финансовой отчетности для компаний стран — членов ЕС, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг. В результате МСФОобрели статус нормативного правового акта в странах — членах ЕС. Международныестандарты финансовой отчетности готовятся как концептуальные документы, которыелишь предлагают подход к составлению отчетности (причем именно к отчетности, ане к учету). В них нет традиционных для нас инструкций по бухгалтерскимпроводкам, ссылок на счета бухгалтерского учета и т. д. Непосредственно ксчетоводству никаких требований в МСФО нет. Основные вопросы, решаемые МСФО,вопросы оценки активов и обязательств и их надлежащего раскрытия. При этом МСФОпредоставляют свободу в части принятия решений исходя из экономической сущностихозяйственных операций, масштабов сумм и оценки последствий принятых решений.
Некоторые МСФО разрешают два способаотражения однотипных операций или событий. Они известны как основной порядокучета и допустимый альтернативный метод. Например, долгосрочные активы могутотражаться в балансе как балансовой стоимости (основной порядок учета), так ипо справедливой (допустимый альтернативный метод) (IAS 16 «Основные средства»).При этом Совет по МСФО предполагает не допускать в дальнейшем возможностивыбора порядка учета. В связи с этим пересматриваются существующие ныне МСФО сцелью сокращения числа операций и событий, по которым возможен выбор.
Международные стандарты финансовойотчетности представляют собой совокупность следующих документов 1: предисловиек положениям МСФО; принципы подготовки. И представления финансовой отчетности;стандарты; разъяснения к стандартам.
Эти документы образуют единую системуи не могут применяться по отдельности. Вместе с тем каждый документ — элементсистемы и имеет свое индивидуальное значение.
В предисловии к положениям МСФОизложены цели и порядок деятельности Комитета по международным стандартамфинансовой отчетности, разъяснен порядок применения международных стандартов. Принципамиподготовки и представления финансовой отчетности определены основы подготовки ипредставления финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющиеполезность отчетной информации, порядок признания и измерения элементовфинансовой отчетности, понятие капитала и т. д. Сами принципы не являютсястандартом и предназначены в основном для содействия Комитету по МСФО вразработке новых и пересмотре действующих стандартов, национальным органамстандартизации в работе над национальными стандартами, составителям финансовойотчетности в применении МСФО и определении порядка составления отчетности потем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты, аудиторам вформировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетностиМСФО.
МСФО являются системой положений опорядке подготовки и представления финансовой отчетности. Стандартыпредназначены для подготовки той финансовой отчетности, которая рассматриваетсяпользователями в качестве основного источника финансовой информации о компании.
Разъяснения к МСФО подготавливаетПостоянный комитет по разъяснениям. Принимает разъяснения Правление Комитета поМСФО. В разъяснениях толкуются положения стандартов, содержащие неоднозначныеили неясные решения. Это обеспечивает единообразное применение стандартов.Разъяснения касаются как вопросов, по которым имеется неоднозначная практикаприменения стандартов, так и новых вопросов, возникающих по мере развитияэкономических отношений.
КМСФО как международнаяпрофессиональная неправительственная организация был создан в 1973г.Аудиторскими организациями ряда стран. В начале 90-х годов МСФО начали активноприменяться в деятельности крупнейших мировых рынков. В 2000г. КМСФО былреорганизован. Крупнейшие страны мира приняли планы перехода или сближениянациональных стандартов с МСФО. ЕС обязал компании, чьи ценные бумагиобращаются на европейских биржах, применять с 2005г. МСФО при составленииконсолидированной финансовой отчетности.
1.2 Переход на МСФО
В Российской Федерации вопрос оприменении МСФО при составлении отчетности был впервые поставлен в 1992г. Средипервых компаний, применивших МСФО, были АвтоВАЗ, крупные нефтяные компании.Аналогичные процессы шли в банковском секторе, где сотрудничество с западнымифинансовыми институтами стало невозможным без составления отчетности по международнымстандартам. Сегодня все крупнейшие банки составляют финансовую отчетность поМСФО.
Необходимо отметить, что применениеМСФО требует совершенно новых знаний и навыков работы. МСФО не являются сводомстрогих, детальных правил, это, скорее, набор принципов и требований. Подход ких реализации определяется организацией, самостоятельно исходя из конкретнойэкономической ситуации. В системе МСФО нет обязательных для российскойбухгалтерии плана счетов, бухгалтерских записей, форм первичных документов и учетныхрегистров. МСФО — это стандарты отчетности, т. е. заключительного этапабухгалтерской работы.
В Российской Федерации переход кобязательному использованию международных стандартов финансовой отчетностипредполагается производить поэтапно. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствиис международными стандартами финансовой отчетности. В качестве целиреформирования системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики имеждународными стандартами финансовой отчетности. Программа предусматриваетформирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезнойинформацией пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в РФс основными тенденциями внедрения стандартов на международном уровне; оказаниеметодической организациям в понимании и внедрении реформированной моделибухгалтерского учета.
Предполагается совершенствованиенормативного правового регулирования, формирование нормативной базы (стандартов),методическое обеспечение (издание инструкций, методических указаний,комментариев). В качестве первоочередных мер Программой указаны подготовканеобходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 21. 11. 1996 N 129-ФЗ«О бухгалтерском учете»; разработка и утверждение положений по бухгалтерскомуучету, включающих основные требования международных стандартов; пересмотр Планасчетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению.
В Москве отправным этапом реализацииПрограммы стало Распоряжение мэра Москвы от 03. 08. 1999 N 831-РМ «Ореформировании бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях г. Москвыв соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
После принятия Программыбухгалтерское законодательство было значительно адаптировано к МСФО. Так,приняты ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов, и затрат по их обслуживанию», ПБУ16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», ПБУ 17/02 «Учет расходов нанаучноисследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».Порядок учета, установленный ПБУ 17/02, имеет как сходства, так и различия спорядком учета затрат на НИОКР, предусмотренных гл. 25 нк РФ. ПБУ 18/02 «Учетрасчетов по налогу на прибыль» предложен порядок определения налога на прибыль,в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль определяется путемкорректировки данных бухгалтерского учета. Впервые в российской практикепоявились понятия отложенных налоговых обязательств и налоговых активов, для ихучета предполагается введение новых счетов -09 и 77. Пересмотрены ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
В соответствии с Официальнымсообщением Банка России от 02. 06. 2003 «О переходе банковского сектораРоссийской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» переходвсех кредитных организаций РФ на подготовку финансовой отчетности всоответствии с МСФО предусмотрен с 2004г. В Сообщении определено, что переходосуществляется в целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими июридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерскогоучета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных сподготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечениязаинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятияэкономических решений.
Широкомасштабное применение МСФО вотчетности других российских организаций планируется с 2010г.
Уже сейчас очевидно, что сближениенационального бухгалтерского учета с МСФО сопряжено с рядом трудностей.Например, МСФО требуют про ведения оценки основных средств по так называемойсправедливой стоимости, а не по первоначальной стоимости, как это предусмотренороссийскими правилами. С одной стороны, использование принципа справедливой стоимостипозволит более адекватно учесть экономические реали. Однако применение в нашейстране этого принципа может привести к увеличению стоимости основных средств внесколько раз в некоторых отраслях, например в жилищно-коммунальной сфере.Следовательно, возрастет амортизация основных средств, увеличитсясебестоимость. Это повлечет рост тарифов, цен, неизбежное увеличение заработнойплаты. Дело усложняется также тем, что МСФО периодически обновляются. Например,в 2005 г. предполагалось значительное уменьшение объема стандартов и изложениетолько основных принципов и базовых правил. Российским организациям предстоитотслеживать изменения в МСФО. Наконец, в Российской Федерации отсутствуетправовой статус решений КМСФО.
В настоящее время в российскихорганизациях применяются две системы учета, каждая из которых предназначена длярешения самостоятельных задач. Общеизвестно, что информация, используемая дляналоговых расчетов, не всегда совпадает с данными бухгалтерского учета.
В связи с этим ПБУ 18/02 позволяетучесть отклонения бухгалтерского учета от налогового законодательства с помощьюведения так называемых постоянных и временных разниц. Однако без измененияналогового законодательства, в частности СТ.1 НК РФ и статей, посвященныхналоговому учету, ПБУ 18/02 вряд ли окажет существенное воздействие наположение дел.

Глава 2. Проблемы перехода российскихорганизаций на МСФО
2.1 Проблемы перехода российскихорганизаций на МСФО
Более десяти лет назад быларазработана программа на МСФО и все национальные «стандарты» — Положения побухгалтерскому учёту (ПБУ). Тем не менее, внедрение МСФО в нашей странепродвигается медленно. Внедрить МСФО удалось только в отдельных секторахэкономики, в частности в банковском.
Основным барьером на путимеждународных стандартов оказалось законодательство. Отсутствие норм,регламентирующих ведение учёта по МСФО, приводит к ситуации, когда этаотчётность фактически остается вне закона.
Другой проблемой являетсянесовместимость международных стандартов с российскими традициями и практикойведения учета, так как в них нет привычных для отечественной бухгалтерии Планасчетов, проводок, форм первичных документов и учётных регистров. МСФОпредставляют собой стандарты именно отчётности — заключительного этапабухгалтерской работы. Таким образом, при всем желании ни одна наша организацияне сможет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность,основываясь только на МСФО.
Помимо этого международные стандартытребуют проведения оценки активов и обязательств по так называемой«справедливой стоимости», а не по первоначальной стоимости, как принято вРоссии. На практике это в России приведёт к тому, что стоимость, например,основных средств возрастает во много раз по сравнению с их стоимостью, оценённойпо действующим правилам. Соответственно возрастает доля амортизации основныхсредств в себестоимости. Далее вырастут тарифы, цены, увеличится заработнаяплата. И касается это не только крупных компаний, таких как РАО ЕС или Газпром,а абсолютно всех предприятий, в частности, организаций жилищно-коммунальногокомплекса. Если все основные средства ЖКХ оценить по «справедливой стоимости»,каждый россиянин почувствует на своём кармане разницу между последствиямиприменения российских и международных стандартов.
Ещё один аспект внедрениямеждународных стандартов в России, равно как любой другой стране, — наличиеквалифицированных специалистов, которые могут понимать и применять МСФО. Причемречь идет не только о подготовке отчетности, но и об использовании и пониманииее. И, безусловно, предприятиям, переходящим на МСФО, понадобятся на этозначительные денежные средства. Так, на обучение международным стандартамфинансовой отчетности бухгалтера может уйти от трёх до шести месяцев, астоимость базовой программы может составлять в среднем 30-50 тыс. руб. Крометого, затраты будут связаны и с приобретением новых программных продуктов,проведением переоценки. Подобные дополнительные затраты для многих организациймогут оказаться весьма существенными.
При формировании отчётности помеждународным стандартам организации столкнутся не только с отсутствиемквалифицированного персонала, но и с перестройкой менталитета бухгалтера.Во-первых, как уже говорилось, МСФО определяют требования к составу исодержанию информации в отчётности, а российский бухгалтер привык крегламентации, прежде всего, не содержания информации отчетности, а тогопорядка учета, который обеспечивает формирование требуемой для отчетностиинформации.
Во-вторых, способ изложения МСФО непривычен для российского бухгалтера, не соответствует традициям российскогонормотворчества, хотя МСФО в отличие от ПБУ изложены однозначно инепротиворечиво.
В-третьих, существенны различия втерминологических понятиЙ. В российской. И используемой в МСФО (англоязычной)достаточно много терминов, для которых нет взаимного соответствия. При переводеМСФО возникает проблема обозначения тех англоязычных терминов, которым нетточного русскоязычного эквивалента. Надо использовать либо новую системурусскоязычных терминов, либо точный перевод многих англоязычных терминов.
Сложность перехода заключается такжеи в том, что комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО)не разрешает стране, которая приняла решение использовать МСФО, не толькоправить изначальный текст, но и комментировать положения МСФО. На практике этоозначает, что государство, принявшее для себя обязательство работать по МСФО,должно обязать все организации страны работать с оригиналом МСФО, изданным наанглийском языке. В случае возникновения недоразумений или неясностейорганизации страны самостоятельно или через профессиональные организации должныполучать соответствующие разъяснения. В настоящее время механизма полученияразъяснений не существует, если его создать, то он, наверняка, будет навозмездной основе, а стоимость консалтинговых услуг иностранных специалистовдовольно высока. Абсурдность этого варианта использования МСФО очевидна. К томуже работа по переизданию МСФО с учетом дополнений и изменений, которые КМСФОпостепенно вводит в основной текст, проводится постепенно, поэтому следующееиздание будет отставать, как минимум, на год.
Другая проблема заключается в том,что МСФО — это система правил для компаний, работающих в условиях развитыхрыночных отношений, описывающая типичные хозяйственные операции. С однойстороны, в российской экономике пока нет ряда объектов учета, типичных вхозяйственной практике рыночной экономики (например, некоторые финансовыеинструменты), а с другой, для России типичны хозяйственные операции (объектыучета), правила, регулирования которых недостаточно разработаны в международныхстандартах (например, не денежные расчеты, вынужденная консервация бизнеса всилу высокой степени неопределенности его перспектив, безвозмездная передачаимущества, беспроцентные займы и пр.).
Помимо вышеизложенного применениюМСФО препятствует политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учета иотчетности. Подчиняя формирование бухгалтерской информации специфическимправилам и требованиям налогового законодательства, мы получаем одностороннеориентированную бухгалтерскую отчетность. В ней представлена стоимостьимущества, подлежащего налогообложению, другие налогооблагаемые показатели, ноона содержит искаженную информацию о рентабельности вложенного капитала, чистойприбыли, распределяемой акционерами, действительном финансовом положении иликвидности организации. Нельзя определить реальную капитализацию организации:в бухгалтерской отчетности отсутствует достоверная информация, интересующаяакционеров, инвесторов и кредиторов. Какие бы решения в отношении примененияМСФО ни принимались, организации вынуждены постоянно оглядываться на налоговыеорганы, вести учет и составлять бухгалтерскую отчетность по методике, привычнойдля налогового ведомства.
С подобными трудностями перехода наМСФО сталкивается не только Россия. Так, проведенное международное исследованиев области финансовой отчетности, не выявило явного сближения национальныхстандартов с МСФО в большинстве стран, в которых проводилось исследование. Втрети из обследованных 62 стран признается необходимость сближения национальныхстандартов и МСФО, и предполагаются конкретные меры по соответствующемуизменению национальных стандартов. В половине же обследованных стран непредпринимается никаких сколько-нибудь серьезных шагов по преодолению имеющихсясущественных различий между национальными и международными стандартами. В то жевремя в декабре 2003 года произошли значительные изменения самих МСФО, чтопривело к еще более значительным отличиям МСФО от национальных стандартов.
Однако, несмотря на то, чтоприменение МСФО в России представляется весьма проблематичным, ситуация неявляется безнадежной. В июле 2004 г. По решению Правительства РФ быларазработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ насреднесрочную перспективу, направленная на повышение качества информации,формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Этот документ призван такжеобеспечить доступ к ней заинтересованным пользователям. В нынешнем отечественномбалансе и всех его приложениях потенциальный инвестор ничего полезного для себяне увидит, в нашей стране баланс составляется не для «заинтересованных лиц», адля налоговой инспекции. Так что переделывать отчетность недостаточно. Нужнаеще и грамотная налоговая политика. Довольно большие сроки реформы чиновникиобъясняют тем, что каждый международный стандарт надо сначала перевести нарусский язык, затем нужна профессиональная общественная экспертиза.
Концепция составлена на шесть лет — до 2010г. Смысл реформ сводится к одному — переход нашего бухучета к западнымстандартам. Учет должен стать проще, требований к фирмам меньше.
В 2004-2007 гг. на МСФО обязательнодолжны были перейти крупнейшие российские предприятия, кроме тех, чьи ценныебумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такуюотчетность по иным международным стандартам.
Помимо крупных фирм западныестандарты за этот период начнут применять открытые акционерные общества и тефинансовые организации, которые работают с деньгами граждан. То естькоммерческие банки, страховые или кредитные фирмы.
Скоро появятся нормативные акты,регулирующие сдачу новой отчетности и определяющие порядок нового учета. Будетмаксимально сближен налоговый и бухгалтерский учет. Появятся более дешевыеобучающие курсы МСФО, как сказано в документе, для «глубокого освоения лежащихв основе МСФО концепций… ».
Обязательный перевод на МСФО всехостальных компаний запланирован на 2008-2010 гг. «Государственный орган»,регулирующий бухгалтерский учёт, получит окончательные и законодательнооформленные полномочия. Начнут вовлекать бухгалтерские союзы и ассоциации вразвитие и регулирование профессии бухгалтера. Будет окончательно созданасистема публикации отчетности. Опубликовать отчетность в печати сможет любаяфирма.
Конечно, переход на МСФО — это несамая простая задача и решить ее в кратчайшие сроки невозможно. В нашейпрактике даже в случае привлечения консультантов процесс подготовки первойфинансовой отчетности, соответствующей МСФО, занимает от двух до шести месяцев.Во многом это зависит от качества существующей системы бухгалтерского учета:наличия подробной аналитики, возможностей экспорта из информационной системыразличного рода управленческой информации. Наиболее сложна работа с программнымобеспечением, созданным в середине 1990-х годов, когда временной разрыв междузапросом и подготовкой соответствующего отчета занимает несколько дней. Поэтомунужно быть готовым к тому, что в процессе перехода на МСФО встанет вопрос одоработке существующей информационной системы.
Отчетность, подготовленная всоответствии с МСФО, должна быть консолидированной, т.е. включать данные всехдочерних и зависимых организаций. Таким образом, помимо самого сбораинформации, подготовка отчетности предполагает обеспечение единых принциповорганизации учета: единой учетной политики, плана счетов, системы группировки иклассификации информации всех компаний группы. Несоблюдение данных требованийприводит к существенному увеличению объема работ по подготовке отчетности,дополнительному отвлечению ресурсов всех экономических служб.
При подготовке отчетности потребуетсяне только внутренняя, но и внешняя, независимая информация, например,независимая оценка основных средств и незавершенного строительства. Российскаяэкономика до 2003 г. Соответствовала критериям гиперинфляции, что приводило кнеобходимости корректировки активов и обязательств, доходов и расходов приподготовке отчетности в соответствии с МСФО. Аналогичные требованияотсутствовали в российской системе регулирования бухгалтерского учета иподготовки отчетности. Как следствие, в настоящее время при переходе на МСФОкомпании должны провести независимую оценку своих активов, которая учитывала быфактор инфляции. В отношении основных средств большинства средних российскихкомпаний независимая оценка не производилась. На практике данная работа неможет быть выполнена быстрее, чем за один — два месяца, в зависимости отмасштабов предприятия. Не решив эту проблему, нельзя в короткие срокиподготовить и финансовую отчетность.
Пользователям нужна отчетность,заверенная аудитором. С точки зрения практики международного аудита очень важенфакт наблюдения аудитором за процессом проведения инвентаризации. Приглашениеаудитора по окончании финансового года может привести к ограничениям объемаработ, которые он должен провести, и, следовательно, к оговорке в аудиторскомзаключении. Поэтому крайне важно определить международного аудитора компаниизаранее, не дожидаясь окончания года.
Рассмотренные выше проблемы — изчисла самых распространенных. Есть и другие, связанные со спецификой каждойорганизации. Так, если организация принимает решение о постановке параллельногоучета, масштаб необходимых изменений существенно возрастает, потребуетсяизменение организационной структуры компании, организации документооборота и,как следствие, существенное изменение информационной системы. А установканового программного обеспечения — процесс сложный, дорогостоящий и занимающиймного времени.
Итак, переход на МСФО — достаточносложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различныхслужб организаций. При этом, как признают все специалисты в областимеждународных стандартов, в России существует острая нехватка соответствующих кадров.Необходимы внутрикорпоративные тренинги и программы профессионального обучения.Если проблема подготовки кадров не решена, очень важен выбор консультанта,который поможет эффективно подойти к решению вопросов перехода на МСФО. Насегодняшний день, помимо традиционно привлекаемых для этих целей компаний«большой четверки», подобные услуги готовы оказать крупнейшие российскиеаудиторские компании, накопившие опыт работы в проектах, финансируемыхВсемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, другими крупнымифинансовыми институтами. В первую очередь, эти компании являются членамимеждународных аудиторских сетей, их работа регулярно проверяется ихиностранными коллегами, которые имеют опыт по внедрению международныхстандартов в своих странах.
Услуги в области подготовки и аудитамеждународной отчетности на сегодняшний день не лицензируются, поэтому крешающим факторам при выборе партнера по переходу на МСФО относятсяквалификация его специалистов, опыт компании, проекты, реализованные запоследние годы, готовность передавать свои методики и знание международныхстандартов. В настоящее время уже нельзя говорить о каких-либо «ноу-хау» вобласти МСФО: многие методики можно найти в Интернете или в научной литературе.Аудитор или консультант может лишь помочь компании модифицировать существующиеприемы с учетом специфики компании, повысить эффективность процесса подготовкиотчетности, своевременно и с наименьшим отвлечением ресурсов выполнитьтребования, предъявляемые к организации по раскрытию информации, что вдолгосрочной перспективе приведет к снижению рисков потенциальных инвесторов и,соответственно, к повышению стоимости бизнеса.
Переход на МСФО необходим. Ни одиннациональный финансовый рынок не сможет поступательно развиваться в отрыве от.международного. Внедрение международных стандартов является важным шагом ввопросе построения эффективной системы учета в России. Увеличение прозрачностидеятельности российских компаний позволит повысить эффективность отечественныхпредприятий за счет внедрения современных систем управления экономическойинформацией, повысит их инвестиционную привлекательность. Переход на МСФОдолжен про изводится поэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, созданиеэффективной законодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующихмеханизмов, создание определенной благоприятствующей среды.
Когда выстроенная система будетпонятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать всвоей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы впредоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считатьсостоявшейся.
2.2. Пути решения проблем перехода наМСФО
Прежде всего, необходимо определитьпреимущества перехода на МСФО, включая такие параметры, как возможностьпредоставлять более точную и полную информацию руководству о текущейсебестоимости, рентабельности продукции, рентабельности компании в целом и т.д. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто будет конечным пользователемфинансовой информации, составленной в соответствии с МСФО?
2. Как часто должна составлятьсяотчетность по МСФО (едино разово, раз в год, ежеквартально, ежемесячно и т. д.)И насколько подробной она должна быть?
Определение круга лиц, которымпредназначается финансовая отчетность, составленная на основе МСФО (инвесторы,акционеры, заимодавцы), являются важным моментом. Ведь от этого будет зависеть,как построить систему отчетности, какую именно информацию нужно раскрыть вотчетности дополнительно. Например, для инвесторов важен прогноз будущихфинансовых выгод и потерь, связанных с инвестициями, а также оценка рисков. имнеобходимо знать, стоит ли осуществлять, расширять или сокращать инвестиции, атакже быть уверенными в способности компании выплачивать дивиденды в будущем.Поэтому их заинтересует информация о прибыли в отчете, о прибылях и убытках.
Кредиторов в первую очередьинтересует платежеспособность и ликвидность баланса с целью определения того,будет ли в срок погашена задолженность перед ними. Для этого они проанализируюттакие показатели баланса, как, например, краткосрочную задолженность иимеющиеся у организации денежные средства со связанными с ними высоколиквиднымиактивами. Также им будут интересны своевременность появления и достаточностьденежных средств для обеспечения оставлять до 25%. Кроме того, недостаткомэтого метода является отставание по времен жизнедеятельности компании. Дляэтого они затребуют у компании отчет о движении денежных средств.
3. Будет ли необходимо проводитьаудиторскую проверку отчетности, составленной по МСФО (законодательноготребования подтверждать достоверность отчетности у аудиторов нет)?
4. Какие уже имеются ресурсыперсонала, внешних консультантов, технической поддержки? 5. Какой степениточности информацию создает действующая система учета (степень подробностианалитического учета)?
6. Какие ресурсы (компьютерноеоборудование, программное обеспечение, имеющийся и вновь набранный персонал)может выделить организация для переход а на МСФО?
 Проанализировав ответы, руководстводолжно принять решение о необходимости перехода на МСФО и определить доступныйвариант для перехода. Как уже упоминалось, существует два принципиально разныхметода получения отчетности, составленной в соответствии с МСФО:
— метод трансформации отчетности;
— метод параллельного учета.
Единой методики трансформациироссийской отчетности в отчетность по МСФО не существует. В общем, процедуратрансформации состоит из нескольких этапов:
1) проведение анализа применяемойорганизацией учетной политики;
2) перегруппировка статейбухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, составленных всоответствии с требованиями российских ПБУ, исходя из экономической сущностиактивов, обязательств, собственных средств, доходов и расходов для приведения ихв соответствие с требованиями МСФО;
3) определение перечня необходимыхкорректировок статей отчетности в целях корректировки временных (отчетных)периодов, в которые были совершены операции либо образовались активы,обязательства, источники собственных средств, доходы и расходы;
4) определение перечня необходимыхстатей отчетности в целях оценки активов, обязательств, собственных средств,доходов и расходов в соответствии с МСФО;
5) расчет сумм необходимыхкорректировок статей отчетности для приведения их в соответствие с требованиямиМСФО;
6) составление преобразованныхбаланса на конец периода, а также отчета о прибылях и убытках за период всоответствии с МСФО.
Важнейшим этапом трансформацииявляется пере классификация доходов, расходов, активов и пассивов исходя изэкономической сущности, в процессе которой корректируются статьи отчетности.Для этого, в частности, производятся следующие мероприятия:
— инвентаризация запасов (материалов,товаров и готовой продукции) на отчетную дату с целью определения их рыночнойстоимости;
— инвентаризация дебиторскойзадолженности с целью создания либо изменения резерва сомнительных ибезнадежных долгов;
— инвентаризация основных средств напредмет их рыночной стоимости и пересчет амортизации основных средств в соответствиис МСФО;
— перевод объектов, приобретенных сцелью получения прибыли в результате прироста их стоимости, из основных средствв инвестиционное имущество и представление их в балансе отдельной статьей;
— проверка соблюдения принципаначисления с целью включения в состав расходов дополнительных затрат,относящихся к отчетному периоду, например по неполученным счетам контрагентов;
— проверка соблюдения принципасоответствия (учитываются все доходы и расходы, относящиеся к отчетномупериоду);
— учет условных событий и событийпосле отчетной даты и отражение их в отчетности и т. д.
Все поправки, касающиесякорректировки временных (отчетных) периодов, в которых были совершены операциилибо образовались рассматриваемые активы, обязательства, источники собственныхсредств, доходы и расходы, а также оценка активов, обязательств, собственныхсредств, доходов и расходов сводятся в трансформационную таблицу, после чего наоснове отчетности, сформированной по правилам российского бухучета,составляется трансформационная отчетность. При трансформации отчетности главноене столько автоматически следовать определенным трансформационным процедурам,сколько суметь обосновать произведенные действия по признанию, оценке ипредставлению в отчетности фактов хозяйственной деятельности.
Операции___ Главная книга пороссийским ПБУ ___ Отчетность по российским ПБУ___ Корректировка статейотчетности____ Отчетность по МСФО
Схема 1 Схема трансформацииотчетности
Метод трансформации удобно применять,когда международная отчетность нужна единовременно, например, для получениякредита в иностранном банке. Он является более экономичным и в общем случае нетребует наличия собственных специалистов. Связано это с тем, что осуществлениетрансформации привлеченными со стороны профессионалами потребует меньшевремени, потому что у них уже имеется соответствующий опыт работы.
Кроме того, пользователи финансовойинформации наверняка потребуют аудиторское заключение о достоверности такойотчетности, а в случае привлечения для трансформации квалифицированныхспециалистов получить аудиторское заключение будет проще и дешевле.
В настоящий момент на российскомрынке не так много международных и российских аудиторских компаний, оказывающихуслуги по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО (потрансформации российской отчетности в отчетность по МСФО) и подтверждениюдостоверности такой отчетности. Среди них фирмы «большой четверки», на которыеприходится большая часть рынка, и несколько российских фирм, добившихсяопределенного международного признания.
Однако избежать разнообразныхнеточностей при трансформации отчетности невозможно, поэтому погрешность данныхможет си, поскольку отчетность по МСФО составляется на основании ужесформированной российской отчетности.
При параллельном учете используютсядва плана счетов — российский и специально разработанный организацией для учетапо МСФО. Между планами счетов устанавливается соответствие образом дебет, икредит российского счета отражены на счетах международного учета.
МСФО не регламентируют и непредписывают определенную структуру для плана счетов, поэтому организация можетразработать и использовать любой удобный для нее план счетов.
В качестве основы можно использоватьплан счетов, основанный на международной практике, имеющий четырехзначнуюсистему нумерации. Его отличия от российского плана счетов заключается в том,что в нем сначала идут счета бухгалтерского баланса (в порядке ликвидности), азатем — счета прибылей и убытков, а также отсутствует понятие «синтетический счет»,поскольку для учета каждого вида активов, обязательств или капитала открываютсяотдельные счета, которые дебетуются или кредитуются по своему функциональномузначению.
Одному российскому счету можетсоответствовать несколько счетов, используемых при учете по МСФО, и наоборот.Так, опыт отдельных компаний показывает, что вместо счета 58 «Финансовыевложения» в международной практике используются, к примеру, следующие счета:
— счета раздела «Краткосрочныефинансовые активы»:
— «Финансовые активы, предназначенныедля торговли»;
— «Ценные бумаги — акции»;
— «Векселя полученные»;
— «Займы, предоставленные компанией»;
— «Финансовые активы в наличии дляпродажи»;
— «Прочие краткосрочные активы»;
— счета раздела «долгосрочныефинансовые активы»:
— «Займы, предоставленные компанией»;
— «Дебиторская задолженность пофинансовой аренде»;
— «Финансовые активы в наличии дляпродажи»;
— «Прочие долгосрочные активы»;
— счета раздела «долгосрочныеинвестиции»:
— «Инвестиции в дочерниепредприятия»;
— «Инвестиции в совместнуюдеятельность»;
— «Инвестиции в ассоциированныепредприятия»;
— «Прочие долгосрочные инвестиции».
Все операции одновременно отражаютсяв двух системах учета, что исключает двойную обработку документов.
В российском учете операция отражаетсяв рублях, а в «международном» в валюте, указанной в учетной политике по МСФО(например, в евро или долларах США).
Параллельный учет лучше вводитьпоэтапно в разных учетных областях: основные средства, инвестиции, затраты,дебиторская и кредиторская задолженность. Это поможет контролировать процессналаживания учета.
Главным достоинством параллельногоучета является возможность подготовки отчетности без погрешностей, на любуюотчетную дату либо за любой отчетный период.
Однако реализация данного методапотребует как минимум:
— изменения в организационнойструктуре многих отделов помимо бухгалтерии;
— обучения пер сон ала либо набораквалифицированных сотрудников;
— приобретения специальногопрограммного обеспечения и, скорее всего, дополнительного оборудования;
— привлечения внешних консультантов,необходимых для помощи в выполнении проекта;
— продолжительного времени длявнедрения всего проекта.
Сначала об автоматизации учета.Программы, позволяющие вести параллельный учет, предлагают несколько компаний.Это, например, Инотек, 1 С-РАРУС, ПиБи, SCALA, Platinum, Microsoft Axapta.Стоимость таких программ составляет не менее 700 долларов США для локальноговарианта без учета стоимости услуг технических консультантов. При этом готовыхтиповых разработок пока недостаточно, и в любом случае потребуется установкаиндивидуальных настроек.
Для поддержки программногообеспечения потребуются специалисты, знающие принципы МСФО. Ведь большоеколичество операций отражается по-разному в российском учета и международном.Такие не стандартные операции потребуется вводить вручную. Поэтомуцелесообразно обучить принципам МСФО:
— руководство компании, которое будетиспользовать информацию для управленческого учета и принятия решений;
— бухгалтеров, которые будут контролироватьприменение системы, и осуществлять ввод не стандартных операций;
— администраторов системы, которыебудут отвечать за техническую сторону работы.
Обучение сотрудников будет стоитьпримерно 1000-2000 долл. США на человека и займет в среднем 3 месяца. Возможно,конечно, и самостоятельное изучение МСФО, однако разобраться со всемитонкостями без разъяснений практикующих специалистов довольно сложно.
В качестве примеров международныхорганизаций, предлагающих в России программы обучения по МСФО, по результатамкоторого выдаются сертификаты, признаваемые, в том числе и российскимиработодателями, можно назвать:IF А (Institute of Financial Accountants — Институт финансовых аналитиков), IAВ (Intemational Association of Book-keepers- Международная ассоциация бухгалтеров), АССА (The Assjciation of CharteredCertified Accountants — Ассоциация дипломированных бухгалтеров). При этом понекоторым программам обучение ведется, и экзамены принимаются только наанглийском языке.
Также внедрению учета по МСФО поможетсоставление подробного руководства по ведению учетных операций, котороепозволит разрешать спорные вопросы сотрудникам, осуществляющим ввод данных всистему, без обращения к руководящим бухгалтерам, составление инструкции поиспользованию системы и описание внутреннего документооборота по бухучету.
международныйстандарт финансовый отчетность

Заключение
Итак, переход на МСФО — достаточносложная задача, в решение которой должны быть вовлечены специалисты различныхслужб организаций. При этом, как признают все специалисты в областимеждународных стандартов, в России существует острая нехватка соответствующихкадров. Необходимы внутрикорпоративные тренинги и программы профессиональногообучения. Если проблема подготовки кадров не решена, очень важен выборконсультанта, который поможет эффективно подойти к решению вопросов перехода наМСФО. На сегодняшний день, помимо традиционно привлекаемых для этих целейкомпаний «большой четверки», подобные услуги готовы оказать крупнейшиероссийские аудиторские компании, накопившие опыт работы в проектах,финансируемых Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития,другими крупными финансовыми институтами. В первую очередь, эти компанииявляются членами международных аудиторских сетей, их работа регулярнопроверяется их иностранными коллегами, которые имеют опыт по внедрениюмеждународных стандартов в своих странах.
Услуги в области подготовки и аудитамеждународной отчетности на сегодняшний день не лицензируются, поэтому крешающим факторам при выборе партнера по переходу на МСФО относятсяквалификация его специалистов, опыт компании, проекты, реализованные запоследние годы, готовность передавать свои методики и знание международныхстандартов. В настоящее время уже нельзя говорить о каких-либо «ноу-хау» вобласти МСФО: многие методики можно найти в Интернете или в научной литературе.Аудитор или консультант может лишь помочь компании модифицировать существующиеприемы с учетом специфики компании, повысить эффективность процесса подготовкиотчетности, своевременно и с наименьшим отвлечением ресурсов выполнитьтребования, предъявляемые к организации по раскрытию информации, что вдолгосрочной перспективе приведет к снижению рисков потенциальных инвесторов и,соответственно, к повышению стоимости бизнеса.
Вообще, переход на МСФО необходим. Ниодин национальный финансовый рынок не сможет поступательно развиваться в отрывеот международного. Внедрение международных стандартов является важным шагом ввопросе построения эффективной системы учета в России. Увеличение прозрачностидеятельности российских компаний позволит повысить эффективность отечественныхпредприятий за счет внедрения современных систем управления экономическойинформацией, повысит их инвестиционную привлекательность.
Переход на МСФО должен производитсяпоэтапно: повышение квалификации бухгалтеров, создание эффективнойзаконодательной базы бухгалтерского учета, разработка стимулирующих механизмов,создание определенной благоприятствующей среды.
Когда выстроенная система будетпонятна всем финансовым работникам и позволит им более эффективно работать всвоей области, а руководители компаний будут действительно заинтересованы впредоставлении достоверной и объективной информации, реформу можно считатьсостоявшейся.

Список использованной литературы
1. Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 28 июля 1998г.)
2. Положениепо бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ №5/01).
3. Основныеположения по учету тары на предприятиях (Приказ Минфина СССР № 166 от 30сентября 1985г.).
4. Положениепо бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которыхвыражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000
5. Плансчетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94-н от 31 ноября 2000 г.)
6. ПриказМинфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении Положения по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (сизм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.).
7. Налоговыйкодекс РФ (. 1 и 2).
8. Методическиеуказания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(утверждены приказом МФ РФ № 119н от 28 декабря 2001 г.)
9. Методическиерекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателейматериально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, одобренныеСоветом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ протокол № 25от 22.04.2004
10. АлборовР.А. Учебное пособие «Основы аудита», ДИС, 2005 г.
11. .МерзликинаЕ.М., Никольская Ю.П. «Аудит», Москва, Инфра-М, 2007 г.
12. .ДанилевскийЮ.А. Аудит: организация и методика проведения. – М.: Финансы и статистика, 2005 г.
13. КондраковН.П. учебное пособие «Бухгалтерский учет», Москва. Инфра М, 2005 г.
14. МельникМ.В., Пирожкова Н.А., Макальская М.Л. «Основы аудита» 2-е издание, ДИС, 2005 г.
15. ПодольскийВ.И. учебник 3-е издание «Аудит», Москва ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г.
16. АдамеР. Основы аудита.: перевод с англ. М., 2001.
17. АренеЭ.А., Лоббек Дж. К. Аудит: пер. с англ. М., 1995. Аудит: Учебник для Вузов/ подред. В.И.Подольского. М., 2003.
18. Аудити налогообложение №2 (110) январь/ Составление финансовой отчетности по МСФО. –стр.2.
19. БарышниковН.П. Организация и методика проведения общего аудита. М., 2004.
20. ДоджРой. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: пер. с англ. М., 2002.
21. КармайклД-Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита: пер. с англ. М., 2004.
22. РобертсонДжек К. Аудит. М., 2003.
23. ШереметА.Д., Сущ В.П. Аудит: учебное пособие. М.,2004.
24. Практикумпо аудиту. Учебное пособие./под ред. А.Д. Ларионова.- М.: ООО «ТК Велби», 2003.
25. Аудит:практикум / под ред. В.И.Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
26. КовалеваО.В. Аудит.- М.: ПРИОР, 2002.
27. КуликовГ.В. Аудит экспортных операций.- М.: ЮНИТИ, 2003.
28. КулининаГ.В. Аудит импортных операций.- М.: ЮНИТИ, 2004.
29. ПалийВ.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности.- М.: ИНФРА-М, 2004.
30. Делопроизводствов кадровой службе / сост. Верховенцев А.В.- М., 1999.
31. КирсановаМ.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. Учебное пособие. 4-е изданиеисправленное и дополненное – М.: «ИНФРА-М», Новосибирск / Сибирское соглашение,2000.
Иные информационные Источники:
-    Бератор: Практическаяэнциклопедия бухгалтера. Том I. Корреспонденция счетов, Раздел II.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ
-    Консультант бухгалтера №3 /2005, Руков В.Б. «Методы списания материалов в производство», ДИС.
-    www.audit-it.ru Комментарий кприказу Минфина России от 28.12.2001 № 119н (часть II)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.