Реферат по предмету "Педагогика"


Ознакомление дошкольников с природой по произведениям В. Бианки

Знакомство детей старшего дошкольноговозраста с птицами по произведениям Виталия Бианки
Волгоград 2004
                                 
 
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Особенности знакомства детей с птицамипо произведениям В. Бианки…4
Заключение…………………………………………………………………….9
Список использованной литературы………………………………………..10
Приложение 1…………………………………………………………………11
Приложение 2…………………………………………………………………16
Приложение 3…………………………………………………………………19

                  Введение
      Актуальность. Экологическоевоспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается оттрадиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природойлежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботитьсяо растениях и животных). Процесс взаимодействия ребенка с растительным иживотным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться уребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано снезнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важноформировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формыотношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесногоконтакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными,имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома. Экологическоевоспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком,во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных формвзаимодействия с ним.
Главная задача экологическоговоспитания в детском саду — научить детей любить и беречь природу, воспитатьзащитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы,воспитывать экокультуру.
Литература представляетбогатый материал, на основе которого можно воспитывать подрастающее поколение.Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. Наоснове его сказок и рассказов можно воспитывать любовь и уважение к природе,учить понимать природу, ее законы и особенности.
На занятиях по ознакомлению схудожественной литературой основным источником обогащения речи становится текстхудожественного произведения, который воспитатель читает или рассказываетдетям, а дополнительно остается речь воспитателя и иллюстрации книги. Поэтомупрежде всего подбирала книги с яркими иллюстрациями, где бы можно былопочувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережноеотношение к ней.
     Цель изучение знакомства детей старшего дошкольноговозраста с птицами по произведениям Виталия Бианки.
     Задачи: Раскрыть особенности знакомства детей с птицами на примере произведений В. Бианки Разработать план мероприятий знакомства детей старшего дошкольного возраста с птицами по произведениям В. Бианки Разработать тематический план


Особенностизнакомства детей с птицами
попроизведениям В. Бианки
 
Основныезанятия о птицах  и сведения об уходе за ними дети получают во время занятий  ина прогулке. Однако не следует процесс ознакомления с птицами сводить только кзанятиям. Воспитатель побуждает детей к наблюдению за птицами  в течение дня, вконце каждого занятия дает детям задания по наблюдению. Работа на занятиях понаблюдению за птицами усиливает интерес детей к живым существам; важноподдержать настрой ребят, руководя длительными наблюдениями[1].
Знания о  птицах дети получают и на прогулке, во времясистематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателяони отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц,сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие детии воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно взимнее время, когда для птиц мало корма), это укрепляет положительное отношениедетей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.
  Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок.Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке,земляными червями. Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью неулететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были поврежденыкрылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или вдругом месте проволочной сеткой небольшое пространство. В не морозную зиму емуможно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстростановится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие. Детизнакомятся с повадками и жизнью птиц.
Длятого чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, надо самому знать обокружающем мире достаточно. Но что знаем мы, затерянные в городских лабиринтах,с трудом отличающие ясень от клена, а из птиц способные «узнать влицо» разве что ворону, голубя и воробья? И здесь как нельзя, кстати,придутся произведения Виталия Валентиновича Бианки. Во-первых, потому что онисоставляют целую, хотя и компактную, энциклопедию лесного мира.
Во-вторых,написана эта энциклопедия так, что не грех поучиться, как, собственно, следуетбеседовать с детьми, чтобы им все было интересно и ясно, и при этом ни намиллиметр не отступало бы от научной истины.
Конечно, малышам вместе с родителями следует начинать не со знаменитой«Лесной газеты», а с небольших сказок-несказок В.Бианки (так самавтор называл свои произведения).
ПроизведенияВиталия Бианки представляют богатый материал, на основе которого можнопроводить систематическое знакомство детей с птицами.
 Бианки Виталий Валентинович (1894 – 1959) — русский писатель. Родился 30 января(11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писалстихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «леснымучителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей,поручал ведение натуралистических заметок.
Ещемальчишкой он проводил в лесу все свободное время, с жадностью прислушивался крассказам старых охотников. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы,почему ноги цапли и лапы крота так не похожи, почему одни животные строятдомишки на деревьях, другие — на воде или под водой.
 Первыйопубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923). Герои рассказаптицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев,повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.
      Окончив университет, Виталий Бианки побывал сэкспедициями во многих уголках Советского Союза. В своих лесных былях и сказкахон ответил детям на множество вопросов, а ребятам постарше посвятилувлекательную «Лесную газету» — календарь природы нашей страны. «Чьи этоноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Одинец» — воснове всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственныенаучные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремилсяи ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя неполюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об ихповадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.
     Герои Бианки — это не только животные, птицы инасекомые, но и их друзья — ребята. Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый»мечтает поймать какую-нибудь птичку.
  На основе произведений Бианки можно не тольковоспитывать моральные, этические и нравственные качества, но давать знания остроении, повадках, среде обитания птиц.
Наверное, все помнят детскую сказкуВиталия Бианки «Чей клюв лучше», где разные птицы убеждали друг друга впреимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этотспор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателяспора. На основе этой сказки можно познакомить детей среднего дошкольноговозраста со строением птицы.
Прежде всего педагогу необходимо знать,что клюв — важнейшая характеристика птиц как особого класса позвоночных животных(класс Aves), причем именно разнообразие клювов (их костной основы исвязанных с ней роговых и мягких структур) ложится в основу систематическогоподразделения птиц на отряды, семейства и роды. Более того, выделение двухподклассов современных птиц — древненебных (страусы и их родственники) иновонебных (все остальные) также основано на внутреннем строении клюва, аименно на характере сочленения костей, слагающих твердое небо. Размеры клюванередко являются важными характеристиками и мелких систематических подразделений— видов и подвидов[2].
Клюв определяет не только положениептицы в системе, но и ее «профессию». Клюв прямым образом связан с условиями испособами питания и даже со способом проглатывания добычи.
Один вид клюва позволяет нам сразу же сказать, какой корм, где и каким образомдобывает счастливая обладательница данного «оружия» и «инструмента». И оружия иинструмента одновременно, поскольку клювом птица захватывает добычу иумерщвляет ее, а также может совершать им разнообразные манипуляции — от сбораветок и травинок и почесывания перьев на голове партнера до тонких движений повплетению травинок в стенку гнезда. Клюв — и орудие нападения, и орудие защитыпри нападении врагов. Только хищные птицы и совы сперва хватают добычу лапами;их же используют куриные птицы и страусы для расчистки почвы и листвы припоиске червей и личинок насекомых (вороны, если вы замечали, делают этоклювом). Длинные клювы характерны для птиц, выхватывающих пищу из воды иливыбирающих ее из мягкого субстрата (пеликанов, аистов, цапель, ибисов,куликов). В то же время у ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой (пингвинов,чистиковых, бакланов), клюв не длинный, зато снабжен роговыми зубчиками иликрючком на конце, чтобы лучше удерживать скользкое тело жертвы. Удлиненный клювхарактерен также для птиц-«сосальщиков», питающихся цветочным нектаром(колибри, медососы, нектарницы), и птиц, вытаскивающих насекомых из узких щелейв стенках скал или коры деревьев (стенолаз, пищухи, удод). Конечно, одногоклюва здесь мало и большую помощь этим птицам оказывает не менее длинныйподвижный язык, который действует, как трубочка для насасывания сока илилипучка наподобие выбрасывающегося языка хамелеона.
У настоящих хищников (ястребиные птицы,сокола, совы) клюв сильный, но не длинный, с мощным крючковатым надклювьем,помогающим разрывать добычу. Относительно крючковатый клюв и у воробьиныххищничающих птиц, например у сорокопутов. Птицы, охотящиеся на мелких насекомыхв воздухе, обычно имеют небольшой приплюснутый клюв с широким разрезом рта,уходящим за линию глаз и окаймленным твердыми щетинками. Все вместе этодействует наподобие сачка. Таков клюв у ласточек, стрижей и козодоев. У дятлов,долбящих клювом стволы деревьев, «инструмент» крепкий и долотообразный.Соответственно, особым образом укреплен череп. Удар происходит по принципумолотка. Дятел отклоняется от дерева за счет упора хвоста и лап, затем бьет,используя энергию рычага. Клювом дятлы расчищают себе дорогу к пище —спрятанной внутри ходов в древесине крупной личинке дровосека, а захватывают еедлинным липким языком. У специалистов по вылущиванию семян из шишек, каковымиявляются клесты, надклювье и подклювье крестообразно скрещены. У зерноядныхворобьиных птиц, например, дубоносов, вьюрков и овсянок, клюв короткий, широкийи высокий, а небо имеет особые борозды и валики для раскусывания и перетираниясемян. Бывает, что две половинки клюва используются его хозяином как разныеинструменты.
 Как видим, даже при самом общемрассмотрении вопроса нельзя не увидеть соответствия между способом кормленияптицы и строением ее клюва. Всем известная утка кормится в воде, опуская клюв вводу и совершая частые едва заметные движения челюстями. Что она, собственно,делает? Присмотримся к плоскому утиному клюву. Вдоль разреза «рта» видны рядымелких пластинчатых зубчиков. Такими же зубчиками усеяны края большогомясистого языка. Зубчики надклювья, подклювья и языка образуют единый цедильныйаппарат наподобие «китового уса». Язык работает как поршень, которым утказасасывает внутрь воду, а затем, сомкнув челюсти, выжимает тем же языком водукак бы сквозь сито зубчиков. На поверхности «сита» в массе остаются мельчайшиепланктонные организмы — одноклеточные водоросли, дафнии и прочие крошечныерачки и растительные остатки, которые и не видны невооруженным глазом. Так утка«из ничего», из, казалось бы, «пустой» воды, добывает пропитание, наращиваямассу и получая энергию для поддержания жизнедеятельности.

    Гуси — наиболее травоядные из всех птиц. Они в основном щиплют молодуютраву, особенно нежные побеги осок по кромке водоемов. У аистов и цапель клювдлинный, с особенно сильным подклювьем. Таким длинным клювом в сочетании сдлинной шеей и ногами, позволяющим вознестись для хорошего обозрения надповерхностью кормового субстрата, удобно выхватывать добычу как из воды, так ииз зарослей травы. Аисты предпочитают медленно бродить по мелководью, сыромулугу и даже пашне, разыскивая добычу и схватывая ее своим сильным клювом.Добычей может быть мелкая рыбешка, лягушка, ящерица и даже мышь. Есть птица,которая использует длинный клюв подобно дротику, пронзая им рыбу насквозь.Такова змеешейка. В соответствии с названием, эта тропическая птица напоминаетбаклана с очень длинной гибкой шеей и с цаплевым клювом.
     Кулики — это поразительное разнообразие клювов, коротких и длинных,загнутых вверх, вниз и даже, как только что упоминалось, вбок. Длинные иизогнутые книзу клювы у кроншнепов — самых крупных куликов мира. Еще болееизогнут, серпом, «инструмент» серпоклювов, гнездящихся по галечниковым берегамгорных речек Памира. У близких кроншнепам веретенников клювы длинные и прямые.Веретенники и кроншнепы живут на моховых болотах, временно заливаемыхприморских лугах (маршах) и даже в сухой травянистой степи. Также длинные ипрямые клювы у лесного кулика вальдшнепа и его кузенов — бекасов и дупелей,живущих у лесных болот и на влажных лугах. Все эти кулики зондируют почвуклювом, конец которого, с одной стороны, чувствителен к копошащимся в почвеличинкам и червям, а с другой — обладает некоторой пластичностью и можетприоткрываться, чтобы ухватить найденную в мягком субстрате добычу. Невеликиклювы у зуйков, полюбивших песчаные берега рек и морских побережий. Этособиратели, которые не могут проникнуть клювом глубоко в песок и болееполагаются на свои глаза и ноги — им приходится активно передвигаться посубстрату. Некоторые из куликов «шарят» своим клювом, переворачивая в поискахчервей и рачков камешки на литорали. Их так и называют — камнешарками.Небольшие кулики плавунчики — большие оригиналы. Они плавают, подобно уткам, икормятся на воде. Но клювы у них не плоские, с «ситом», а тонкие, шиловидные.Степенно процеживать воду они не могут, приходится без конца вертеться на воде,чтобы склевывать сдуваемых на нее ветром летающих насекомых[3].
Обо всем этом и многом другом можно узнать иззамечательных произведений В. Бианки.
 Бианки рассматривал свое творчество как «самоучительлюбви к природе». Он написал более 30 сказок о природе, в числе которых такиеклассические произведения, как Первая охота (1923), Кто чем поет (1923), КакМуравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым изних (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Бианки писал такжеповести (Одинец, 1928, Карабаш, 1926, и др.), рассказы (сборник Прятки, 1945 идр.) и тематические циклы (Мышонок Пик, 1926, Синичкин календарь, 1945 и др).
     Бианки много путешествовал – маршруты проходилипо Центральной России, Северу.  Для творчества Бианки характерно постоянноеобращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новымитекстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись припереизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнееприжизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественныхпроизведений для детей.
В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у негобыли полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнемусобирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседанияредколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев длякинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе, в память о своем любимомписателе А.Грине мечтал создать клуб «Алые паруса».
За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники инатуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Егопроизведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены намногие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своихкниг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они былидоступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых,сохранивших в душе ребенка».
     Вот несколько изданий, которые можно найти или в книжных магазинах, илив библиотеках:
Бианки В.В. Лесные домишки / Рис. А.Шангелдян. —М.: Стрекоза, 2000. — 127 с.: ил.
    Бианки В.В. Лис и мышонок / Худож. Т.Зеброва. — М.: Капля, 1998. — 10 с.:ил. — (Семицветик).
    Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки / Худож. Е.Чарушин. — М.:РОСМЭН, 1996. — 86 с.: ил. — (Художник Е.Чарушин — детям).
     Бианки В.В. Мышонок Пик / Худож. Е.Подползин. — М.: Стрекоза, 1999. — 79с.: ил.
     Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. — Л.: Дет.лит.,1990. — 11 с.: ил.
     Одно из самых удивительных свойств книгВ.В.Бианки состоит в том, что они не только, как бы это сказать, расширяюткругозор. Нет. Они учат смотреть, видеть и понимать. Они уводят за собой в лес,в поле, даже на болото. И если вы поддадитесь этому искушению, и подарите себепусть маленькое (пока) лесное путешествие, то это сможет стать самым главнымоткрытием для вашего ребенка.

Заключение
      В настоящее время, какникогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников.  Ребенок,полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижатьживотных.
Природаполна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учитьдетей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогаютпроизведения В. Бианки.
Литератураспособствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Художественнаялитература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитаниидетей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы,помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и даютвозможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке,воспитывают экокультуру человека.

 
Списокиспользованной литературыВересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение», 1978 г. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985 Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г. Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. – СПб.: Северо-Запад, 1993. – 446 с. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя/ Сост. В. Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с. Чей же клюв лучше? / Виктор Смолянинов // В мире животных. — 2003. — № 3. — С. 34—39.
 

Приложение1.
1. Тема:В. Бианки «Первая охота»
Цель: Познакомить дошкольников с птицами, учитьнаблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.
Ходзанятия
1.Чтение сказки «Первая охота».
2.Беседа и обсуждение.
Вопросы:
— Какиезвери попадались Щенку на охоте?
— Скакими птицами пришлось познакомиться Щенку?
— ПочемуЩенок не узнал Выпь? Где она спряталась? (в камышах)
— ПочемуЩенок не увидел Удота? Как выглядит Удот? На что он похож? (на пестрый лоскут)
— Кудаспряталась Вертишейка? Почему испугался Щенок?
— Какихптиц вы еще знаете?
— Ребята, хотите нарисовать птиц, которых встретил Щенок?
3.Рисунок по теме. Обсуждение работ.
     4. Физкультминутка.
Аист, аист,длинноногий,
Покажи домойдорогу.
Аистотвечает:
Топай правою ногою, Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левой ногой.
Вот тогда придешь домой.
5. Викторина
Загадки проптиц
На шесте –дворец,
Во дворце –певец,
А зовут его…(скворец)
Зимой наветках яблоки!
Скорей жесобери!
И вдругвспорхнули яблоки.
Ведь это …(снегири).
И в лесу,заметьте дети,
Есть лесныесторожа.
Сторожейбояться этих
Мыши:прячутся, дрожа.
Очень ужсуровы
Филины и …(совы)
Кто без ноти без свирели
Лучше всехвыводит трели,
Голосистее,нежней?
Кто же это?…(соловей)
Верещунья,белобока,
Изовут ее …(сорока).
Не царь, а вкороне, не всадник,
А со шпорами(петух).
Маленькиймальчишка
В серомармячишке
По дворамшныряет,
Крохи собирает.(воробей)
Зазвенелиручьи,
Прилетелиграчи.
Кто скажет,кто знает,
Когда этобывает? (весной)
По лужку онважно бродит,
Из водысухим выходит,
Носиткрасные ботинки,
Дарит мягкиеперинки. (гусь)
Длиннымклювом тонким
Схватитлягушонка.
Капнет с клювакапля.
Кто жеэто?.. (цапля)
 
2. Тема:В. Бианки «Лесные домишки»
Цель:Изучить, где живут птицы, воспитыватьинтерес к природе, наблюдательность, развивать память, речь, мышление.
Ходзанятия
1.Введение в тему.
–Ребята,угадайте загадку: без рук, без топоренка построена избенка? (гнездо)
–Ребята, а где живут птицы? Все ли птицы живут в гнездах? Давайте узнаем это израссказа Виталия Бианки.
2.Чтение рассказа «Лесные домишки».
3.Обсуждение. Вопросы:
— Расскажите как потеряласьЛасточка-береговушка?
— С кем познакомиласьБереговушка на пути к дому?
— Где живет Зуек? (в камнях)
— Какой домик у лесногоголубя Вытютня? Понравился ли его домик Береговушке? Почему?
— Кто жил в маленьком легкомдомике, похожем на розу? (осы)
— На что похож домик иволги?(на плетеную корзиночку)
— Почему домик Иволги непонравился Береговушке? (качается)
— Где жила Пеночка? (вшалашике в траве?) Почему не осталась у ней Береговушка?
— Какой домик у Чемги?(посреди воды на тростниковом островке)
— Кто еще живет в домиках надереве? (белки)
— Нашла ли Береговушка свойдомик?
— Где находился домикЛасточки-Береговушки?
— Ребята, чей домик вамбольше всего понравился?
— Чей домик вам показалсясамым удивительным?
— Хотите нарисовать птичек иих домики?
    4. Нарисуйте Береговушкуи ее домик или любой другой домик понравившейся птички.
5. Чтение разучиваниестихотворения В. Бардадыма  «Ласточка»
Ласточка
— Спой мне ласточка, — прошу,
А она в ответ:
— Спешу! –
Клювом глины зачерпнула
И под крышу упорхнула
Целый день забот полна –
Домик строила она.
Дни прошли. Опять прошу,
А она в ответ:
— Спешу!
Считаны минутки!
У меня малютки.
Мошек ловлю,
Крошек кормлю. –
В гости дождик зачастил.
Старый тополь загрустил.
— Спой мне ласточка, прошу,
А она в ответ:
 - Спешу!
Собираю в путь семью,
Возвращусь весной  — спою.
3. Тема В. Бианки«Мастера без топора»
Цель:Продолжать  знакомить детей с птичьими домиками, развивать память, мышление.
Ход занятия.
1. Ребята на прошлом занятии мы узнали многоинтересного про птичьи домики, кто помнит, где живут птицы?
— А где жила Ласточка – Береговушка? Как вы думаете,почему ее так звали?
2. — Кто хочет рассказать стихотворение про ласточку?(чтение стихотворения)
3. Чтение Рассказа В. Бианки «Мастера без топора».
4. Беседа по вопросам.
— Ребята, что нового вы узнали про птичьи домики?
— Вьет ли гнездо Козодой?
— Из чего делает гнездышко Ремез – синичка? (из пуха)
— Из чего домик у Ласточки-Касаточки? (из глины)
— Опишите домик Дрозда. (снаружи зеленым мхомукрашено, внутри – как чашечка, гладкое).
— Какое гнездо у орла?
5. Ребята,отгадайте загадку:
На когтях наствол сосновый
Влез монтеркрасноголовый.
Он трудилсяна весу,
Но невспыхнул свет в лесу (дятел)
— Какой домик у дятла?
— Ребята, кто хочет нарисовать дятла?
6. Выполнениеаппликаций по теме. Обсуждение работ.
7.Разучивание скороговорок:
Дятел лечитдревний дуб,
Добрый детелдубу люб.
Дятел дубдолбил, да не додолбил.
8.Физкультминутка
Птички вгнездышке сидят
И на улицуглядят.
Погулять онихотят
И тихоньковсе летят.
9. Переход кигре
Игра «летаетне летает». Педагог называет птиц, дети машут руками, если птица летает:
Сова, аист,воробей, пингвин, ласточка, синица, страус и т.п.
4. Тема: В. Бианки «Чей нос лучше»
Цель: впродолжении темы «Знакомство со строением птицы» можно прочитать рассказ «Чейнос лучше».
Оборудование:изображения птиц, встречающихся в рассказе.
1.              Ребята, отгадайте, у человеканогти, а у птицы – (когти), у человека  — нос, а у птицы -  (клюв).
2.              Чтение рассказа.
3.              Беседа. Вопросы:
— Какназывается нос у птицы? У всех ли птиц клювы одинаковые?
— Чей клюввам показался самым удивительным?
— Какой клюву Мухолова-Тонконоса? Покажите его на рисунке.
— Какой клюву Дубоноса? Зачем ему такой клюв? (расщелкивать орешки, шишки). ПокажитеДубоноса.
— Какой клюву Клеста-Крестоноса?
Ребята, а вызнаете, что название птицы клест произошло от старого русского слова«клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицызагнут крест-накрест, он как будто сжат,  сдавлен. (от слова «клестить»произошло и слово «клещи». Их передняя часть тоже сжата, сдавлена).
Для чегоБекасу-Долгоносу длинный и прямой клюв? (козявок из тины доставать)
— Какой клюву Шилоноса? (длинный и загнутый к верху) Зачем ему такой клюв? (в воде живностьподдевать).
— Почему уКроншнепа-Серпоноса клюв вниз смотрит? (чтоб червяков и букашек из травыдоставать)
— Какой носу Широконоса? (толстый как лопата)
— В чемособенность клюва у Козодоя-Сетконоса? (клюв и сетка и глотка)
— Какой клюву Пеликана?
— Что делаетсвоим клювом Дятел?
— Что сталос Мухоловом?
— Ребята,кто кочет разукрасить понравившуюся птицу?
4.Разукрашивание птиц карандашами.
5.Закрепление материала.
Педагограссматривает готовые  работы и спрашивает: «Что это за хорошая птичкаполучилась  у тебя, Петя?».
— Ребята,как вы понимаете пословицу:
Красна птицапером, а человек умом?
7.Физкультминутка
Белыелебеди,
Лебедилетели
Инна водусели.
Селипосдели,
Сноваполетели.Переход к игре «Лиса и птицы». Правила: Выбирается лиса, остальные дети — птицы.
    Считалка
Петушок,петушок,
Покажи свойкожушок.
Кожушокгорит огнем.
Сколькоперышек на нем?
Раз, два,три, четыре, пять…
Невозможнососчитать!

Приложение2. Праздник «Птицы – наши друзья»
Оборудование: кормушки разных видов; книги о птицах; грамзапись«Голоса птиц»; иллюстрации птиц; набор открыток «Птицы русскоголеса».
Ведущий 1.  Ребята, отгадайте загадки, и тогда мы узнаем кто сегодняк нам пожаловал в гости:
/>1. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
2. На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу...
3. Верещуньи, белобока,
И зовут ее  ...
4. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая ...
5. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши – прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и ...
Ребята угадывают, на сцену выходят 1. Петух. 2. Дятел. 3.Сорока. 4. Синица. 5. Совы.
Ведущий 2. Кто же это?
Дети. Птицы.
Мальчик, одетый в костюм дятла, встает и проходит перед ребятами, даваявозможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.
Ведущий . Кто вы?
Хоть я не молоток –
По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ведущий . Кто же это, ребята? Вы догадались?
Дети. Это дятел.
Дятел. Правильно, ребята! Я дятел.
Ведущий . Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какоеразнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание.Это о вас говорят: «Дятел – лучший друг леса», вас ласково зовут ТукТукич, о вас складывают загадки.Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь ондобывает себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жукови насекомых, живущих в коре и древесине. Как внимательный врач, дятел осматривает,выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятелпринимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес илиздоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За своюжизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых судовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки,синицы и многие другие птицы.
Ведущий: Дятел, что ты нам принес?
Птицы отвечают: Лесную телеграмму.
Ведущий 2. Давайте послушаем, что это за телеграмма.
Звучит грамзапись «Голоса птиц».
Звучит запись голоса синицы.
Ведущий . Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полденьсвою песенку: «Синь-синь-синь»? И как будто повторяет,прислушайтесь...
Девочка, одетая в костюм синички, встает и говорит: «Скинь кафтан,скинь кафтан».
Ведущий 1. Ребята, вы ее узнали?
Дети. Это синица.
Синица. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острыйчерный клюв.
Ведущий . Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летомона питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада.Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетаютна балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленоесало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них«столовые». К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать икусочки сала.
Ведущий 1. Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидитрядом со мной.
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
Кто это?
Ребенок, одетый в костюм снегиря, проходит по сцене.
Снегирь. Я снегирь. Прилетаю я из более холодных мест.
Ведущий Посмотрите, какой у снегиря толстый черный клюв. Им онвылущивает семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семенаольхи и березы. Ведущий 2. А что это за стайка маленьких серенькихптичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод:«чуть-жив, чуть-жив?»
Несколько детей, одетых в костюмы воробьев, пробегают по сцене.
Ведущий. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – итепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи – ненужные птицы? Нет, ониглавные защитники – сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство онивыкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Дятел: Не забывайте о нас, ребята, зимой.
Синица. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережитьтрудное зимнее время.
Ведущий. Спасибо, птицы! Ребята, надеемся, что вам понравился наш праздник.До новых встреч!

Приложение3.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ Дата Тема Цель
Методы и
приемы Сентябрь
1. Знакомство с творчеством Виталия Бианки.
2. «Синичкин календарь. Сентябрь» Познакомить ребят с творчеством в. Бианки, заинтересовать ребят жизнью птиц.
Выставка книг  В. Бианки.
Чтение рассказа «Первая охота», беседа, конкурс рисунков птиц. Октябрь
1.Тема «Где живут птицы»
2. «Синичкин календарь. Октябрь»  
1. Познакомить ребят с птицами, рассказать о том, как птицы строят гнезда.
2. Обучать детей понимать происходящие в природе процессы Чтение и беседа по рассказу Бианки «Лесные домишки», чтение и беседа по рассказу «Мастера без топора», выполнение аппликаций. Ноябрь
1. В. Бианки «Чей нос лучше»
2. Перелетные птицы. «Синичкин календарь. Ноябрь»
Цель: знакомство со строением птиц, учить наблюдательности, сравнению.
2. Познакомить ребят с сезонными изменениями в природе.
Чтение и беседа о строении птичьих клювов, конкурс рисунков.
Экскурсия в парк, наблюдение за перелетными птицами. Декабрь
1.«Хитрый лис и умная уточка»
2. «Синичкин календарь. Декбрь»
3.В. Бианки «Снегирушка-милушка»
1.Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому.
2.Научить детей помогать птицам зимой.
3. Рассказать о тех птицах, которые прилетают к нам зимой.
Чтение и беседа по рассказу.
Игра «Утки и лисы».
Беседа «Помощь птицам зимой»
Изготовление птичьих кормушек. Январь
1.Рассказ В. Бианки «Кузя Двухвостый»
2.«Синичкин календарь. Январь»
1. Учить детей слушать чтение книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа.
2. Дать представление о зимующих птицах.
Чтение и беседа по рассказу «Кузя двухвостый»
Наблюдение за птицами зимой.
Лепка зимующих птиц из пластилина. Февраль
1. Рассказ В. Бианки «Сумасшедшая птица».
 2.«Синичкин календарь. Февраль» 1. Учить детей рассуждать, слушать высказывания других, развивать речь, мышление.
Чтение и беседа по рассказу «Сумасшедшая птица»
2. Наблюдение за изменениями в природе. Март
1. Рассказ В. Бианки «Про одного мальчика»
2.«Синичкин календарь. Март»
1.Учить детей жалеть, не обижать птиц, не разорять птичьи гнезда.
2.Знакомство с сезонными изменениями в природе и в жизни птиц.
Чтение и беседа по рассказу «Про одного мальчика».
Наблюдение за прилетом птиц, строительством гнезд.
Наблюдение за изготовлением скворечников Апрель
1. Рассказ В. Бианки «Дробинка»
2.Чтение отрывка из повести  «Синичкин календарь. Апрель»
1.Воспитывать чувство любви и сострадания к птицам и всему живому.
2. Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе.
Чтение и беседа по рассказу. В самые напряженные моменты можно остановить чтение и как вы думаете, что будет дальше?
Экскурсия в парк, наблюдение за пением птиц. Май
1. Рассказ В. Бианки «Птичья песенка»
2. «Синичкин календарь. Май»
1.Закрепить в детях чувство сострадания, желание помочь, не обижать птиц.
2. Развивать наблюдательность, умение слышать и  различать голоса птиц.
Чтение и беседа по рассказу «Птичья песенка».Вопрос: — Как и за что зяблик поблагодарил мальчика?
Экскурсия на луг, наблюдение за птицами.
Игра «Чей это голос?» Июнь
1. В. Бинки «Плавунчик»
2.«Синичкин календарь. Июнь»
1. Знакомить детей с волжскими птицами, активизировать словарь, совершенствовать слуховое восприятие.
2. Уточнение и расширение знаний о птицах
Чтение и беседа по рассказу. В. Бинки «Плавунчик»
Экскурсия к водоему, наблюдение за плавучими птицами. Июль
1.В. Бианки «Подкидыш»
2.«Синичкин календарь. Июль»
1. Воспитывать чувство сострадания и любви к природе.
2. Развивать наблюдательность, мышление, речь.
Чтение и беседа на этическую тему по рассказу.
Экскурсия в лес, наблюдение за певчими птицами. Август
1. В. Бианки «Музыкальная канарейка»
2.«Синичкин календарь. Август»
1.Развивать наблюдательность, интерес к жизни птиц.
2.Пополнять словарный запас детей новыми словами.
Чтение и беседа по рассказу «Музыкальная канарейка».
Игра «Чей это голос?»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.