Московский Педагогический ГосударственныйУниверситетРеферат
по основам специальнойпедагогики и психологии
Тема:Обучение и воспитание слепоглухих детейна примере деятельности Детского Дома для слепоглухих в г.Сергиев Посад(Россия, Московская область).
Проверила:Выполнила: студентка 4 – го курса 1 – ой группы
Москва 2004 г.
Содержание:
1.
Содержание.
стр. 2
2.
Введение.
стр. 3
3.
Краткий обзор проблем обучения слепоглухих.
стр. 4
4.
Детский дом слепоглухих.
стр. 5
5.
Заключение.
стр. 12
6.
Список использованной литературы.
стр. 14 Введение.
«…воспитание детей с различнымидефектами должно базироваться на том, что одновременно с дефектом даны ипсихологические тенденции противоположного направления. То есть, даныкомпенсаторные возможности для преодоления дефекта, и именно они выступают напервый план в развитии ребенка и должны быть включены в воспитательный процесскак его движущая сила…»
Л.С.Выготский
Данная работа освещаетпроблемы обучения, воспитания и реабилитации слабовидящих и слабослышащихдетей, а также в определённой мере раскрывает сущность некоторыхреабилитационных педагогических методик.
В реферате такжерассказывается об истории возникновения и деятельности единственного в СССР, азатем и в России детского дома для слепоглухих в городе Сергиев – Посад (Московская область). Краткий обзор проблем обученияслепоглухих.
Из историй развития этого направления педагогическойдеятельности нам известно только опримитивных единичных жестах или сигналах у необученных слепоглухих детей,обозначающих некоторые непосредственно окружающие их предметы, людей и ихсобственные органические нужды.
Темне менее, используя эффективные современные методики и наработки при обучениислепоглухого ребёнка, можно сформировать у него систему средств общения,начиная от самых примитивных сигнальных знаков до словесной речи.
«Самым главным, ив то же время самым трудным в начальной работе со слепоглухим ребенком являетсявыработка средств общения, контакта с ним».
Наиболее известнойи, возможно, наиболее успешной попыткой обучения слепоглухого ребёнка был опытработы с американской девочкой Еленой Келлер. Успех же пришел, очевидно,из-за нового и верно понимаемого подходак обучению речи: учить речи, чтобы общаться и общаться, чтобы научиться говорить.
К тому же круг общения Келлер формировался внутрипрактической деятельности, и благодаря этому для общения с окружающими она самаизобрела примитивную систему знаков, которыми она пользовалась чаще всего в«разговорах». Также в обучении был использован метод подражания, то есть тот жестовойдоречевой метод, при помощи которого обучается речи нормальный здоровый малыш.
Естественнымследствием такого подхода к обучению языку явилось то, что речевые способностислепоглухого ребёнка развивались в русле развития детской речи в норме.
Этотфакт доречевой коммуникации чрезвычайно важен для понимания проблем обученияслепоглухих детей словесному языку.
ПрофессорИ.А.Соколянский, один из видных советских деятелей этого направления педагогикипри разработке своей оригинальной системы обучения слепоглухих детейсправедливо считал доречевойэтап обучения самым сложным. И преждевсего потому, что на этом этапе отсутствует адекватный контакт слепоглухогоребенка с окружающей средой, хотя впечатления и представления, возникающие унего в этот первоначальный период, требуют адекватных средств выражения.И.А.Соколянский в своей теории считал формирование у ребенка первичных (начальных)средств контакта основной задачей доречевогопериода. И такими средствами, при помощи которых ребёнок мог бы выразить своеотношение к непосредственно окружающей его среде, И.А.Соколянский в первуюочередь считал пантомимику, естественные жесты, мимику и лепку.
Жестикуляция и лепкадолжны являться начальной стадией формирования первичных средств общенияслепоглухонемого ребенка с окружающим его миром, считал И.А. Соколянский, таккак потребность в общении, высказывании на этом этапе, а также богатство иразнообразие образов слепоглухих требуют дополнительных и специальных средстввыражения.
Солидарны с ним исовременные зарубежные исследователи, считающие, что предъявление информации спомощью визуальных пространственных моделей, использование картинок,нарисованных символов и письменных слов значительно изменяют поведениеслепоглухого, помогают достичь эмоционального контакта, улучшаюткоммуникативную компетенцию.
Все вышеизложенное дает представление о формированиисредств общения и развития речи слепоглухих на первоначальном этапе обучения,на основе исторически сложившейся теории и практики обучения слепоглухих как внашей стране, так и за рубежом.Детский домслепоглухих.
Русский город СергиевПосад с 14 века является выдающимся культурным и духовным центром Российскогогосударства. Троице-Сергиев монастырь, основанный Сергием Радонежским около1345 года, издревле собирал вокруг себя великих иконописцев, сказателей,народных мастеров. Сюда постоянно приходило множество паломников. Уже с 15 векагород стал также и центром народных ремесел. И до сих пор, чем бы низанимались жители города, все их деяния освящает своим присутствиемТроице-Сергиева Лавра, являющаяся в настоящий момент историческим икультурным центром города.
Задумываясь обисторическом значении этого славного русского города, его богатом духовномнаследии, приходит мысль, что не случайно на этой земле расположен иработает вот уже 40 лет замечательный дом для особенных детей – единственный вРоссии детский дом для слепоглухих детей.
Ансамбльприветливых двухэтажных зданий светлого кирпича, обнесенных невысокой оградойна окраине города. От ворот — широкая асфальтовая дорога к входу в основноездание, над крыльцом — сплошные стекла до крыши, офисные белые двери ведут вогромный холл, полный света. Просторное фойе при входе так и светится мягкими,ласковыми красками картин, яркими гобеленами. Во всю стену — «Галереямам». И портреты мам, и картины, и гобелены — произведения самих детей. Вкаждом отделении — длинный просторный коридор с мягкой ковровой дорожкой подцвет стен, цвет всюду разный, непременно светлых тонов; вдоль коридора дверитоже светлого дерева с нарезной резьбой, в холлах — современные просторныедиваны и кресла, всюду цветы, кружевные занавески. В комнатах по 3-4 аккуратнозаправленных кровати, шкафчики. В «сложном» отделении есть комнаты,где кровати отделены от остальных невысокой стенкой. Это «убежища»для аутичных (т.е. ушедших в себя) детей, чтобы они могли побыть и в ощущенииполной изоляции.
Тех,кто впервые приехал в этот большой светлый и добрый дом, порадоваланеобыкновенная «семейная» атмосфера, уютные комнаты, светлые классы имастерские, и главное, открытые, приветливые лица всех там живущих иработающих, от директора до воспитанников. А ведь дети, которые живут и учатсяв детском доме, имеют сложную структуру нарушений, большую часть из нихсоставляют слабовидящие глухие, слабовидящие слабослышащие дети и слепыедети без речи. И именно здесь идет тяжёлая, неравная борьба за малейший успех,за мельчайшее умение, за каждый проблеск понимания, отвоевывающий этихребятишек у царства мрака, беззвучия, пустоты и бессмысленности мира, в котороеих погружает тяжелейший недуг.
Рассказывает заместительдиректора дома по науке Е.А. Заречнова: «Первое упоминание о том, что с такими детьмиведется реабилитационная работа, было обнаружено в архивахТроице-Сергиевой Лавры. Там хранится любопытный документ: «ОтчетПопечительского совета Общества слепоглухих за 1912 год», в котором изложеноподробно распределение денежных средств Общества для организации приютовпризрения для таких детей, благотворительных акций и других подобныхмероприятий. Существовало Общество слепоглухих при поддержке государства, атакже при значительной помощи меценатов и благотворителей. Конечно, в то времясуществовало крайне мало разработанных программ обучения слепоглухих детей,методов реабилитации и социализации, поэтому основным направлением былатрудовая реабилитация. К сожалению, в начале 20-го столетия в силу известныхисторических событий в России работа в этом направлении была приостановлена, ноотнюдь не закончена. После революции одним из первых учителей слепоглухих детейв нашей стране был профессор И.А. Соколянский.
В1923 году в Харькове он открыл небольшую школу для слепоглухихдетей и мечтал о создании детского дома, где бы могли жить, воспитываться,учиться и работать дети с нарушениями зрения, слуха и речи. Работа профессораИ.А. Соколянского была признана и высоко оценена руководителями Советскогогосударства, и его школу перевели из Харькова в Москву, какэкспериментальную группу при НИИ дефектологии. Потекли годы разработкипрограмм обучения, подготовки кадров, долгих хлопот об открытии специальнойшколы или детского дома.
После смерти профессора И.А. Соколянского его дело продолжили специалисты НИИдефектологии: О.И. Скороходова, А.И. Мещеряков, Р.А. Мареева, В.А.Вахтель,Г.В.Васина.
Лабораторией изучения и воспитания слепоглухонемыхдетей им. И.А. Соколянского НИИ дефектологии заведовал А.И. Мещеряков. Здесьбыли собраны данные о многих слепоглухих детях, нуждающихся в реабилитации иобучении. В октябре 1963 году на базе обычного детского дома в городе Загорске(Сергиев Посад) открылась специальная школа для слепоглухонемых детей всистеме МСО РСФСР, которая и по сей день остаётся единственным в России учебно-реабилитационным учреждением подобного рода. Сотрудниками НИИ дефектологии былиразработаны материалы к программам обучения, готовились кадры для работы в этомуникальном учреждении.
Самый большой вклад в организацию работы детского дома в первое десятилетие егосуществования внесли профессор, доктор психологических наук А.И. Мещеряков истарший научный сотрудник лаборатории обучения и воспитания слепоглухонемыхдетей Р.А. Мареева.
Первым директором детского дома стала Л.П.Толмачева,первыми учителями – А.В.Давыдова, О.В.Горбачева, Р.А.Леонова, М.А Купцова,М.Г.Маркова, Е.Н.Козлова, А.Ф.Белова. Все они педагоги массовых школ, прошедшиекурсовую переподготовку, энтузиасты своего дела, многие из них отдали делувоспитания и обучения слепоглухих детей 30 и более лет.
Воспитанники в детский дом поступали со всего Советского Союза, а впоследствиисо всей России. За прошедшие годы более 120 воспитанников были подготовлены ксамостоятельной жизни и труду, более 40 получили в стенах дома неполноесреднее, среднее и среднее специальное образование, четверо выпускниковзакончили психологический факультет МГУ.
С момента своего открытия и до сентября 1990 годадетский дом размещался в старинном особняке в центре города Загорска (СергиевПосад). Обучаться и воспитываться там могли одновременно 50 детей. 1сентября 1990 года был открыт новый современный комплекс для слепоглухих детей,который занимает территорию около 12 гектар. Здесь расположены учебные корпуса,трудовые мастерские, теплица, общежитие и другие строения.
Сегодня в Детском Доме живут, воспитываются и обучаются около 200 воспитанниковс разной структурой дефекта: незрячие и глухие, слабослышащие дети смножественными нарушениями психического, физического, интеллектуальногохарактера.
В зависимостиот возраста и тяжести нарушения, все дети распределяются по следующимотделениям:
– учебно-диагностическое отделение для детей со сложной структурой нарушениймладшего возраста (дошкольное).
–социально-коррекционное отделение для детей со сложной структурой нарушений идевиантным поведением.
–учебно-реабилитационное отделение для детей со сложными нарушениями, имеющимипроблемы в обучении.
–отделение социально-трудовой реабилитации для взрослых воспитанников сограниченными возможностями.
Работают в Доме опытные педагоги,высококвалифицированные специалисты, чья доброта, творческий подход, искреннеежелание сотрудничать с ребенком, забота и внимание дают поразительныерезультаты, позволяют максимально реализовать потенциал каждого ребенка. «Главныецели детского дома, — говорит директор дома Г.К. Епифанова,- предоставлять детям наилучшие условия для обучения, а также воспитывать чувствосамостоятельности и независимости в социальных и бытовых ситуациях. Здесь ихвключают в круг человеческого общения, учат всему, что нужно для жизни – отухода за собой до трудовых навыков. Коррекционно-развивающая программа единадля всех, но при этом обязательно учитываются индивидуальные особенностиребенка. Процесс обучения и воспитания детей со сложной структурой дефектастроится таким образом, чтобы каждый воспитанник мог максимально реализоватьсвой потенциал». И для этого в Доме созданы прекрасные условия. Такжешкола старается найти оптимальное соотношение образовательной нагрузки,воспитательных мероприятий и заботы о здоровье воспитанников».
Начиная с первых дней пребывания ребенка в группе, сним работает психолог, сопровождая его в течение всего времени пребывания вдетском доме. Его заботой является создание оптимального режима для каждоговоспитанника, эмоциональный настрой детей и микроклимат в детском коллективе. Смомента появления слепоглухого малыша в Доме начинается трудное, долгое и кропотливое обучение егоосновным способам общения с окружающим миром. «Рука в руке» — вотоснова всей здешней теории и методики. Дактильная азбука, предметный календарьи жестовая речь – едва ли не самые важные способы познания мира слепоглухимребенком. Так называемая дактильнаяазбука — это нечто иное, как некие различные пальцевые комбинации — «буквы» в ладонь ребенка, обозначающие какие — то знакомые ему образыили предметы. Например,дом обозначается просто сложенными под углом ладонями, имитирующими крышу. Связьс самой предметностью не потеряна, само действие очень простое. Но в дактильныхбуквах слова «дом» уже никакой крыши, никакой предметности нет. Этоабстракция. И требует качественного скачка в мышлении. Месяцы, а то и годымогут быть потрачены, пока вдруг найдется сверхпритягательный для ребенкаобъект и воспитатель уловит момент, когда дактильной азбукой вписать ему владошку слово, этот объект называющее, чтобы он воспринял эту связь. Самоеважное внедрить в сознание ребенка первое слово, а от него уже можнопостепенно, настойчиво тянуть цепочки следующих слов… Ведь дактильная, т.е.,по сути, письменная (буквенная) речь — это самый мощный путь развитияинтеллекта, дверь в мир человеческой письменности.
Предметный календарь — для слабовидящих глухих ничего общего с нашими обычными календарямине имеет. И цель, и смысл его — совершенно иные, куда более значимые, чемпросто ориентация в днях недели и месяцах. Собственно, и само название условно.А внешний вид так и вовсе с этим словом уж никак не свяжешь. Календарь – этоесть набор скрепленных друг с другом открытых коробочек. В первой — мыльница,во второй — игрушечная пластмассовая тарелочка, затем кукольная вязанаяшапочка, а в конце — крохотная подушечка.
Утром воспитательница, поднявмалышей, каждого подводит к такому «календарю», ощупывая вместе с нимпредмет за предметом — обозначения, символы всех основных предстоящих ребенкудействий в течение дня: мыльница — умывание, тарелка — завтрак, шапочка — прогулка, и так вплоть до подушечки — сон. Сначала ребенок постепенно усваиваетсвязь одного — двух предметов с соответствующими им действиями. Затем он уже«осваивает» 3-4 коробки с предметами, а в итоге и все 7-8 коробок. Кромевсего, для малышей это еще и упорядочивание внутренней картины дня. Параллельноидет не менее важный процесс: если педагог видит, что ребенок воспринял, кпримеру, смысл предметного знака умывания (мыльницу), ему предлагается уже несам предмет, а его рисунок, картинка умывания. Затем действие обозначаетсясоответствующим жестом (еще один уровень абстрагирования). Для полностью слепыхдетей «работает» по тому же принципу календарь, где на холстеприкреплены объемные аппликации тех же предметов.
Конечно, этот путь не такпрям и последователен, и кто-то из малышей навсегда застревает на его нижнихступеньках. Но все же шаги, шажочки есть у всех. Календарь этот называется«невербальным средством общения».
В этих стенах каждая деталь работает. Например, на стенке на холсте прикрепленынеобычные «игрушки»: ряд пуговичек, кусочек пенопласта, круглаядеревяшка… Ощупывая их, дети «развивают пальчики», получаяразличные ощущения от разных материалов. Ведь тактильное ощущение (осязание) — основной канал их связи с миром, его познания, если зрение и слух отсутствуют.
В процессе обучения на подготовительномэтапе ребенок приучается к режиму, овладевает навыками самообслуживания, учитьсяориентироваться в пространстве, осваивает жестовую речь и элементы словеснойречи в дактильной форме. Приобретает умение играть, лепить из пластилина,конструировать из конструктора простые по форме окружающие предметы, повозможности овладевает навыками коллективного самообслуживания, обучаетсяделать утреннюю зарядку.
У ребенка формируются образы окружающих его предметов,что является необходимым условием дальнейшего усвоения словесного языка иперехода к школьному этапу обучения.
Уже в начальной школе дети получают навыкиремесленного труда в мастерских. Руководители мастерских – профессиональныехудожники, мастера своего дела – обучают детей ткачеству, керамике, вязанию,шитью, резьбе по дереву и другим ремесленным навыкам. Работы детей участвуют ввыставках разного уровня, как в нашей стране, так и за рубежом.
Одной из важных задач воспитания слепоглухих детей является социально-бытоваяадаптация и трудовая реабилитация. Накопление социального опыта позволяетвоспитанникам чувствовать себя уверенней в различных жизненных ситуациях.
Ребята привлекаются к работе прачечной детского дома,пекарни, теплицы, овощного цеха. Специально организован кабинет домоводства,где учащиеся с учетом ограничения их возможностей овладевают навыками ведениядомашнего хозяйства.
Развитию умения общаться с разными людьми способствуетпосещение театров, выставок, участие в различных конкурсах, концертах, встречисо слышащими сверстниками.
Новым и интересным начинанием в этой работе являетсяоткрытие в детском доме кафе, где воспитанники являются не только покупателямисобственной продукции из пекарни, но и выступают в роли продавцов илитехнического персонала.
Широко представлено в Детском Доме медицинскоенаправление реабилитации. Работают кабинеты врачей-специалистов, помимо этого,два раза в год дети проходят углубленное медицинское обследование. Важнойсоставляющей медицинского обслуживания является реабилитационный центр соспециально оборудованными помещениями: тренажерным, модульным и спортивнымзалами, бассейном, комнатой для развития сенсомоторных навыков. Все ониоборудованы новейшей аппаратурой и приспособлены для нужд детей со сложнойструктурой дефекта.
Жизнь воспитанников детского дома насыщенаразнообразными мероприятиями - постоянныеэкскурсии, культпоходы, концерты, конкурсы, спектакли, участие вразнообразных презентациях, утренники, а также работа в творческих ихудожественных мастерских, занятия ритмикой. Всё это воспитывает чувствопрекрасного, развивает умение общаться.Вообще оченьважно, чтобы в жизни этих детей было как можно больше специально организованныхсобытий, особая густота жизни, которая обычному ребенку дана естественно,стихийно.
Под руководствоми при участии педагогов ставятся спектакли по мотивам детских литературныхпроизведений для воспитанников разного возраста и уровня развития. Детивыступают не только в качестве артистов, они шьют костюмы в швейной мастерской,рисуют декорации под руководством художника, изготавливают необходимый реквизитв столярной мастерской.
Находясь на святой земле, рядом с Троице-СергиевойЛаврой, Детский Дом не мог остаться в стороне от продолжения русских духовных ирелигиозных традиций. В стенах Дома открыт храм в честь Преподобного СергияРадонежского. Под руководством настоятеля храма дети изучают Священную историюВетхого и Нового Завета, основные религиозные праздники и обряды русскойПравославной церкви. Дети участвуют в обрядах церкви в качестве прихожан,чтецов, паломников, что оказывает большое влияние на духовно-нравственноеразвитие личности воспитанников. Дети совершают паломнические поездки поизвестным монастырям и церквам России. Сергиево — Посадский Детский Дом дляслепоглухих часто посещают делегации из разных уголков нашей страны и из-зарубежа.
Двери детского дома всегда распахнуты для всех, ктоприезжает и приходит за помощью, методической и организационной поддержкой иконсультацией, для обмена передовым опытом, для обучения методике и практикеработы со слепоглухими.
Детский Дом сотрудничает в области научно-практическойдеятельности с Московским Государственным Педагогическим Университетом,Институтом Коррекционной Педагогики, Центром Лечебной Педагогики, а также рядомзарубежных институтов и организаций.
На базе детского дома проводятся не только российские,но и международные конференции и семинары. Осуществляются несколькомеждународных программ сотрудничества, в том числе под эгидой старейшего в СШАучреждения для слепых Perkins school, при поддержке Российского и Голландскогоминистерств образования. Такая совместная работа позволяет педагогамзнакомиться с уникальным опытом работы, обучать сотрудников новым передовымметодикам и технологиям работы с детьми со сложной структурой дефекта.
Безусловно, Сергиево-Посадский Детский Дом дляслепоглухих детей – это одно из ведущих коррекционных учреждений, которое имеет самую широкую программу обучения и воспитанияслепоглухих в мире.
Заключение.
Обобщаявсе вышесказанное, можно отметить, что процесс первоначального обученияслепоглухих речи, моделирует принципиально важные параметры общения: личностныйхарактер коммуникативной деятельности субъекта общения; взаимоотношения ивзаимодействие речевых партнеров; ситуации, как формы функционирования общения;содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоениекоторой обеспечивало бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения.
Правильное воспитание ребёнка раннеговозраста с глубокими нарушениями зрения и нарушениями слуха возможно только причутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям активности ребёнка,умении всячески поддержать эту активность и развивать её. Постоянное расположениеокружающих ребёнка предметов и соблюдение временного распорядка дняспособствуют его ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижениепо дому и освоение действий с предметами создаёт предпосылки для успешного познавательногои речевого развития. В развитии слепоглухого ребёнка дошкольного возраста наведущее место выступает формирование первых средств общения — жестов. Благодарявзрослому ребёнок постепенно усваивает очерёдность повседневных бытовыхситуаций. Предмет или жест могут стать сигналом каждой такой значимой дляребёнка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребёнком сначалаотдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой илиигровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определённогоотдельного предмета и действия с ним. Всё это подготавливает заменуестественного жеста словом.
Внастоящее время совершенно ясно, что значимость процесса формирования самойкоммуникации независимо от средств, которые используются ребенком, чрезвычайноважна и определяет в значительной степени дальнейшее развитие ребенка.
В Загорском Детском Доме для слепоглухих практическисоздана речевая среда и условия для самовыражения слепоглухих детей в рамкахречевой деятельности, то есть работа всех структур детского дома организована ипроводится с учетом коммуникативной направленности и поддержания высокогоуровня мотивации речевой деятельности слепоглухих школьников.
В настоящее время специалисты Детского дома широкоиспользуют все современные методики обучения слепоглухих детей коммуникации, иважно пояснить, что межличностная коммуникация слепоглухих обслуживаетсяследующими средствами: совместно-разделенная деятельность, предмет как символтого или иного вида деятельности, рисунок, лепка, естественный жест, календарь,жестовая речь глухих, дактилология, письменная и устная форма словесной речи.
Условиемповышения эффективности работы по формированию связной речи у слепоглухих учащихся является усиление мотивации ихречевой деятельности, что становится возможным благодаря ее коммуникативнойнаправленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала,наиболее отвечающего интересам и уровню речевого развития слепоглухихшкольников.
Данные многолетнихнаблюдений показывают, что слепоглухие дети умеют выбирать из сформированных впроцессе обучения средств коммуникации те, которые соответствуют цели, задаче, содержанию общения ирезультату, который хочет получить ребенок в каждой конкретной ситуацииречевого общения.
А накопленный опытреабилитационно-педагогической работы убеждает в том, что существуетвозможность переводить слепоглухих детей от более «низких» (довербальных)средств коммуникации к более «высоким» (вербальным), что верно в отношении хотябы части детей.
Список использованной литературы.
1. Гончарова Е.Л.«Программа целенаправленного формирования читательской деятельности у детей сглубокими нарушениями зрения и слуха». (Журнал«Дефектология» № 5 1996).
2. Заречнова Е.А.«Формирование коммуникативнойдеятельности у слепоглухих детей как психолого-педагогическая проблема». (Брошюра «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта вдетском доме слепоглухих.», СергиевПосад, 1998).
3. Соколянский И.А.«Обучение слепоглухонемых детей» («Обучение и воспитание слепоглухонемых детей» АПН РСФСР,1962).
4. Мещеряков А. И. «Обучение слепоглухонемыхдетей».(1974)