Реферат по предмету "Культура и искусство"


Материальная культура раннего периода. Начало русской литературы: фольклор. Русская письменность и литература

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
 
СКУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ: Материальная культура раннего периода. Начало русскойлитературы: фольклор. Русская письменность и литература
Выполнил студент 33 группы
Момот Евгений
Киев 2009

 Материальная культурараннего периода
Русьсложилась как государство довольно поздно: к этому времени уже исчезли такиемощные цивилизации, как египетская, греческая, римская. Европа и некоторыестраны Востока полностью вошли в средневековье. Развитые культуры Востока иЗапада влияли на развивающуюся культуру славян, но Русь, вобрав в себяразличные культурные тенденции, удивительным образом их переосмыслила,соединила с тем, что было для нее самобытным, и создала конгломератсвоеобразной древнерусской культуры.
Материальная культура — земледелие,ремесла, строительство — достигла высокого уровня на самом раннем этаперазвития. Богатая и разнообразная природа обусловила разнообразие формжизнедеятельности и, следовательно, появление разнообразных орудий труда.Сохранившиеся изделия этого времени свидетельствуют о большом мастерстве нашихпращуров.
Главнымзанятием славян было земледелие, в котором использовались железные орудия труда— топор, мотыга, серп или изделия из дерева и железа: деревянное рало (плуг) ирало с железным лемехом. Разнообразием средств для добычи пищи отличаются ивторостепенные виды деятельности — охота, рыболовство, а приспособления длярыбной ловли считаются почти не уступающими современным.
Высокогоуровня достигли ремесла, особенно кузнечное. “Русские кузнецы производили самыеразнообразные предметы из металла. Железные лопаты и оковки для деревянныхлопат, лемеха, серпы, косы, топоры, гвозди, ножницы, рыболовные крючки,наконечники, копья, ножи, долота, сковороды, цепи, удила, остроги выковывалиськузнецами” [210, с. 9]. Изделия русских оружейников рано стали известны запределами Руси как на Востоке, так и на Западе. Мечи и боевые топорики,кольчуги и шлемы, щиты воспевались и в древнейших преданиях, и в летописях. Донас дошли также изделия древних ювелиров, знакомых с самыми утонченнымиспособами и техниками изготовления украшений. В X—XII векахвыполняли золотые и серебряные изделия, используя технику скани (скручиванияметаллической проволоки), зерни (изготовления вещей из мельчайших зерен,которые припаивались к основанию по особому рисунку), эмали. Украшения, утварьдля религиозных обрядов, предметы роскоши для княжеских палат — все говорит о высокомхудожественном вкусе и мастерстве славян.
Ю.С. Рябиев[268] называет культуру наших предков “деревянным веком”. Лесные богатства Русибыли обширными, кроме того, дерево — материал, легкий в обработке, поэтомумножество ремесел было связано с деревом: изготовление деревянной утвари,строительство городов, мощение дорог, даже гвозди были деревянными. Возникают различныепрофессии: плотники, столяры, бондари и другие.
Российскиеремесленники обслуживали практически все стороны жизни, только простоеперечисление ремесленных профессий дает представление об особенностях жизни,быта, государственного и домашнего уклада Древней Руси. Достаточно лишьпознакомиться с разнообразием одежды и обуви, материалами, из которых ониизготовлялись, как перед нами предстанет множество обычаев, сопровождавшихповседневную и праздничную жизнь россиян, их сословную иерархию и отношения.
Постепенносоздавались и совершенствовались транспортные средства. Изготовлялись ладьи иструги, измерялись водные пути, появлялись даже знаки, предупреждающие обопасностях. “Известный Тмутараканский камень, лежавший у переправы междуТмутараканью и Керчью, напоминал о ширине пролива” [210, с. 18].
Такимобразом, не только сельскохозяйственной была Древняя Русь, ее ремесла,охватывая все стороны жизнедеятельности, достигли большого совершенства.Материальная культура Древней Руси легла в основание развития культуры России,ибо вобрала в себя и мысли, и обычаи, и традиции зарождающейся русскойкультуры.
 Началорусской литературы: фольклор
Русскомуфольклору не повезло, как и русской мифологии, с той лишь разницей, чтосуществование мифологии было насильственно пресечено в период крещения Руси, азаписи устного народного творчества все-таки были опубликованы, хотя и оченьпоздно: лишь в XVII—XIX веках. Множество песен, былины,сказки, загадки, пословицы, поговорки, плачи и заклинания возникли задолго допоявления письменности. Некоторые из них частью своей легли в основаниеразличных произведений письменной литературы, большая же часть передавалась изпоколения в поколение изустно.
Главнымитемами фольклора были, конечно, календарные обряды. Одушевляя природу, наделяяее человеческими качествами, русичи обращались к природе с заклинаниями,призывами и увещеваниями. Например, считалось, что весна-красна может “позабытьвернуться”, поэтому, сделав глиняные свистульки в виде птиц, выходили заоколицу и призывали весну, танцуя и дуя в свистульки. Так и назывался праздник— свистопляска. Известны праздники проводов зимы, прихода лета, начала полевыхработ и сбора урожая. Все они сопровождались множеством песен, заклинаний,заговоров, окликаний:
Едитьвесна, едить,
На золотомкони
В зеленомсаяни
На сосе(сохе) седючи
Сыру землюаручи (вспахивая),
Правоерукой сеючи
Да поможи,божа,
Вяснузакликати
На тихаялето,
На ядряножито,
Жито ипшаницу
Усякаюпашницу.
[199, с.200]
Подобногорода заклинания были обращены и к разным явлениям природы. Знаменитыезаклинания “Дождик, дождик, пуще” или “Дождик, дождик, перестань”,сохранившиеся до сих пор, и есть образцы древнейших обращений к силам природы.
Существовалипроизведения, посвященные бытовым обрядам — похоронам и свадьбам, песни дляпиров и тризн. У русичей, как, например, и у древних римлян, на свадебном пиру,помимо разных величальных песен, обязательно пелись и “корильные” песни, вкоторых поносили жениха, невесту и их родичей, чтобы “не сглазить”.
Огромное место в фольклоре занимализаговоры и заклинания. Как ни противостояло им христианство, они сохранились идаже присутствуют в официальных документах — летописях. Например, в договореСвятослава (971) говорится: “Если же не соблюдем мы чего-нибудь из сказанногораньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в котороговеруем,— от Перуна или Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото и пустьпосечет нас собственное наше оружие” [210, с. 20].
Существоваломножество бытовых заговоров, например, заговор, обращенный к домовому, когда встойло вводили новую (купленную) скотину:
«Дедушка,отаманушко, полюби моего чернеюшка (или пестреюшка, смотря по шерсти), пой,корми сыто, гладь гладко, сам не шути и женой не спущай, и детей укликай»[264, с, 299].
Огромныйпласт фольклора представляют пословицы, поговорки, загадки, сказки или песни, вкоторых изображается трудовой процесс, повседневный уклад, многовековаяжитейская мудрость или исторические события. Множество легенд и историй,составляющих так называемую “устную летопись”, рассказывают об основании Киева,о мести Ольги древлянам, о смерти Олега от укуса змеи, о призвании варягов наРусь и других событиях, реальных или вымышленных.
Приблизительнов X веке складывается русскийгероический эпос — былины, в которых создаются некие собирательные образыгероев, какими хотел бы их видеть народ. Самые ранние герои были вполнеязыческого происхождения, например, Волх Всеславьевич, способный превращаться вворона, волка или даже муравья, воплощал в себе закон всеобщего превращениямира. В более поздних былинах мы встречаем Вольгу Святославговича, тоженаделенного даром превращений. Уже тогда доблестными начинают считаться идругие качества, например, сила, какой обладает крестьянский сын МикулаСелянинович:
А орет вполе ратой, понукиваёт,
С края вкрай бороздки пометываёт,
В край онуедет — другого невидать[1].
Токоренья-каменья вывертывает,
Да великияон каменья вси в бородзу валит.
[48, с.98].
Былины отражаютмногие реальные исторические события. По выражению В. И. Калугина, они сутьфольклоризированная история. Это прослеживается в главной теме былин — борьбе сразличными захватчиками.
Древнерусскийфольклор и летописи сохранили не только тексты, но и имена первых сказителей,чьи рассказы передавались из уст в уста. В “Слове о полку Игореве” мы встречаемБояна, под руками которого живые струны “сами славу рокотаху”,Галицко-Волынская летопись упоминает некоего певца Митуса. Это, какпредполагают многие исследователи, были реальные люди, входившие в составкняжеских дружин и воспевавшие походы князей, подвиги их воинов.
Свозникновением письменной литературы фольклор не иссяк и не исчез из русскойкультуры, скорее наоборот, он оказал на нее сильное воздействие, проникая в тойили иной форме в летописание, а затем и в светскую литературу, но в то же времяпродолжал существовать параллельно с ней, обогащаясь новой тематикой, новымиидеями и новыми формами.
 Русскаяписьменность и литература
Письменностьв Древней Руси возникла задолго до христианства. Некий черноризец Храбр, жившийв Болгарии в конце IX — начале X века, в сказании “О письменехъ”писал: “Прежде убо словене неймаху писменъ, ну чертами и резанми гадааху поганисущи” (Прежде славяне не имели книг, чертами и резами свои языческие гаданьяосуществляли). Эти “черты и резы” и есть пиктографическое письмо в видечерточек, зарубок, которые могли обозначать простой счет, знаки родовойсобственности, сроки сельскохозяйственных работ и, как пишет Храбр, знаки длягадания [102, с. 5]. С появлением государственности и развитием торговлипотребовалась письменность для пространных сообщений, записи подробностейразличных событий. Некоторое время славяне использовали греческий алфавит, которыйне был приспособлен к передаче особенностей русской речи.
Вопрос опроисхождении славянской азбуки до сих пор не выяснен до конца, но связь еесоздания (855; по другим источникам,— 863) с братьями Кириллом (ок. 827—869) иМефодием (ок. 815—885), выходцами из Византии, просветителями и миссионерами,вполне определенна. Известно следующее: славянская письменность имела дваалфавита: глаголицу и кириллицу. Современная наука предполагает, что сначалаКириллом была создана глаголица, в которой сочетались греческие буквы стеми, что соответствовали звукам славянской речи. Название идет от слова“глаголить” — говорить. Первые переводные книги были написаны при посредствеэтого алфавита. Позднее наиболее подходящие для языка элементы глаголицы игреческого алфавита составили новую азбуку — кириллицу. Этот алфавитоказался более удобным для славянских языков южной и восточной ветвей, поэтомустал единственным для древнерусской письменности. Кирилл и Мефодий переводили сгреческого на славянский язык многие книги, преимущественно богослужебные. Сбольшим почтением пишет о Кирилле и Мефодии тот же черноризец Храбр: “… ктописмена сътворилъ есть, или кто книгы преложилъ? Въси ведять и отвещавь речеть:святый Константинъ философъ, нарицаемый Кирилъ, тъ писмена сътвори и книгыпреложи, и Мефодии, братъ его” [там же].
Братья былиуроженцами города Салоники в Македонии и потому переводили книги на солунскийдиалект болгарского языка. Этот диалект стал впоследствии называтьсястарославянским языком, а поскольку он вскоре стал языком православногобогослужения, то его также называют церковнославянским. (Ради точности следуетсказать, что церковнославянский язык является в основе своей, действительно,языком старославянским, но подвергшимся влиянию живых языков, и поэтому имеетместные разновидности — изводы, в том числе и русскую). Он оказал огромноевлияние на литературный древнерусский язык, на котором писали летописи,послания, поучения, сказания, и был официальным языком русскойгосударственности.
Некоторыесохранившиеся тексты говорят о почтительном отношении к грамоте и книжности.Например, в “Изборнике Святослава”, составленном дьяком для черниговскогокнязя, говорится: “Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного… мудрость бообретаемъ и въздержанье от словесъ книжных. Се бо суть рекы, наполняющивселенную, се суть исходящи мудрости; книгамъ бо есть неищетная глубина; симибо в печали утешаеми есмы” [там же].
Но не толькокнижники на Руси обладали грамотой. Найденные при раскопках берестяные грамоты,среди которых находились частные письма, всевозможные счета, даже нечто,похожее на ученические упражнения, говорят о том, что многие люди на Руси зналиграмоту и что письменность касалась не только официальных сторон жизни, но иповседневного быта.
К сожалению,древнерусских книг сохранилось слишком мало (около 150), посколькумногочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежноехранение уничтожили значительные библиотеки, бывшие при некоторых монастырях. Укнязей на содержании часто состояли переписчики книг, а значит, были и самикниги. Например, князь Ярослав слыл большим книгочеем и содержал при себепереписчиков и переводчиков книг. Самые большие библиотеки были в Киеве, приСофийском соборе, в Новгороде, Полоцке, в Киево-Печерском, Юрьевом и другихмонастырях.
Даже малаятолика сохранившегося позволяет представить себе содержимое библиотек. Преждевсего, это были различные богослужебные книги, среди которых самым древнимсчитается Остромирово евангелие (1056—1057), написанное дьяконом Григорием дляежедневного чтения, начиная с Пасхи. Богослужебных книг было много:Четьи-Минеи, Часословы, сочинения “отцов церкви”, таких, как Иоанн Златоуст.Составлялись различные “Изборники”, в которых содержались мудрые размышления навсе случаи жизни не только религиозного, но и светского содержания. Одной изособенностей литературы Древней Руси было соединение в ней произведений религиозного,исторического, военного, поучительного содержания. Особое место занималивсяческие “жития”. Существовали жития святых, официально признанныхправославной церковью, позднее появились жития князей, монахов и другихзначительных персонажей, известных по летописям, например, “Житие ФеодосияПечерского”, монаха Киево-Печерского монастыря, “Сказание о Борисе и Глебе”,ставших жертвами междоусобной борьбы князей. Чаще всего в житиях рассказывалосьоб испытаниях, выпавших на долю героя, о том, как праведной жизнью он преодолелискушения, страдания, несовершенство мира. Однако уже в “Сказании о Борисе иГлебе” впервые прозвучала не идея мученичества, а идея объединения Руси. Ранняярусская литература имела одну важную отличительную черту: она была не простоповествовательной, а поучающей, дидактической. Этот дидактизм сохранится врусской литературе на многие века. Разные притчи и легенды, включавшиеся влюбой жанр повествования, воспитывали читателя, показывали ему, как должно житьна земле, дабы употребить свою жизнь с пользой.
Интересно в этом отношении Поучение(примерно 1117) Владимира Мономаха (1053—1125), обращенное к “чадам своим” (ивообще князьям). От изложения христианских принципов он переходит к описаниюсобственной жизни как образца для подражания. В Поучении говорится, что с 13лет Владимир “оже ся есмь тружалъ”, (трудился), бывал в походах (“к Ростовуидохъ сквозе вятиче”, к Смоленску, до Чешского леса, до Переяславля и в другиеземли) — всего перечислено 69 походов. С отроческого возраста, пишет Мономах,он понял, что за все свои деяния должен отвечать сам, “не дая себе упокоя”. Ненадеялся ни на кого, “сам творилъ, что было надобе, весь нарядъ, и в домусвоемь то, я творил есмь”. Из этих честных и доблестных трудов вынес отрокМономах принципы, которыми должен руководствоваться князь. Эти принципы он ижелает передать своим сыновьям. Мономах рисует образ идеального князя, которыйдолжен стать примером для прочих людей. Главное место в Поучении отводитсяморальным качествам правителя. Он должен быть милосердным: “всего же пачеубогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите и придайте сироте, ивдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человека”. Князь долженбыть верным в своих клятвах: “ аще ли вы будете кресть целовати к братьи или ккому, … и целовавше блюдете, да не, приступни, погубите душе свое” (если даликому-либо крестное целование, соблюдайте его, иначе погубите свою душу). Нелегкой жизни желает Мономах чадам своим: нужно, говорит он, рано вставать, непредаваться лени, заботиться о хозяйстве. “Чтите гость, откуду же к вампридеть… Болнаго присетите… И человека не минете, не привечавше, добро словоему дадите. Жену свою любите, но не дайте имъ надъ собой власти” [там же, с.53]. Мономах считает леность причиной всех бед и пороков, поражений в битве и вделе. “На войну вышедъ, не ленитеся, не зрите воеводы” (не передавайте емусвоих дел), не распологайтесь к питью, еде или сну, сторожей сами назначайте,не спешите снимать с себя оружие раньше времени, из-за лени человек может ипогибнуть.
Мы видим, как эмоционально и образностроилось обращение к юношам. Заметны литературная одаренность и высокая культуракнязя, осознавшего важные государственные задачи. Поучение было первымпамятником патриотической литературы, в котором требования христианской моралисочетались с политическими идеалами Руси.
В древнерусской литературесуществовал и жанр записок путешественника, например, “Житье и хождение Данила,руськыя земли игумена”. Автор, описывая природу Палестины, куда совершилхождение, обычаи Иерусалима, его библейские места, вставляет в повествованиелегенды и сказания, излагает свои “думы о всей Русской земле”. Летопись 1163года рассказывает и о других путешествиях, например, сорока новгородцев вИерусалим, о паломничестве к святым местам княжны Ефросиньи из Полоцка.
Наличие столь богатой литературнойтрадиции наводит на размыщление об образовании и образованности. На Русишкольное образование давалось по повелению Владимира детям “лучших людей”,естественно, не из простонародья. Ярослав Мудрый (978 – 1054) создал вНовгороде школу для детей “от старост и поповских”. В.Н. Татищев (1686 – 1750),автор “Истории Российской с самых древнейших времен”, писал, что приАндреевском монастыре в Киеве, вероятно, существовала также школа для девиц,где их обучали письму и женским ремеслам. Так что с древних времен школы наРуси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали, кромечтения и письма, богословию, и “светскими”, где изучали грамматику и риторику.
Главное место в древнерусскойграмотности и книжности занимало начавшееся вместе с возникновением русскойгосударственности летописание.

Использованнаялитература
 
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.—М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. —712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние, власть, авторитет
Реферат Гиперактивность с дефицитом внимания у детей
Реферат Гендерные особенности конфликтного поведения в молодой семье
Реферат Взаимосвязь гендерных стереотипов и тревожности индивида
Реферат влияние мотивации учебно-трудовой деятельности младших школьников на ее продуктивность
Реферат Внимание. Общая характеристика внимания
Реферат Виды и роль эмоций в жизни человека
Реферат ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ
Реферат Восприятие младшими школьниками пейзажной живописи "Малых голландцев"
Реферат Гендерная психология
Реферат ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Реферат Вольная борьба, метода шлефовки коронных приёмов
Реферат Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Детский психолог в физкультурной деятельности дошкольников
Реферат Искусство психологического консультирования