Оглавление
Введение
1. Из истории Морского Кадетскогокорпуса
2. Характеристикаучительского и ученического состава
3. Организация учебногопроцесса в Морском Кадетском Корпусе
4. Особенности воспитательнойработы в Морском Кадетском Корпусе
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы исследования: в современных условиях,когда в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека,актуальность преобразований в системе обучения и воспитания военных кадров невызывает никаких сомнений. Сейчас в нашем обществе со всей остротой возникаетнеобходимость обращения к опыту, накопленному в нашей стране в прошлом. Обновления, вызванныепроводимыми в стране реформами, в том числе в военной области, потребоваликоренного пересмотра всей системы обучения и воспитания военных кадров,переориентации их на жизнь в принципиально новых условиях. В полной мере этоотносится и к несению службы в качественно обновленных Вооруженных Силах. Помнению многих авторов (А.В. Барабанщикова, И.В. Биочинского, С.В. Волкова,И.А. Липского, А.И, Тимофеева, И.Б. Чеботарева, Г.И. Шпака идр.) ответ на этот вопрос призвана дать довузовская подготовка. Данная система,при которой разумное сочетание общеобразовательного стандарта с профессиональноориентирующими предметами военного цикла и специально организованнойвоспитательной работой поможет сформировать у будущих курсантов готовность кжизни в специфических условиях военного училища и обеспечит профессиональноесамоопределение старшеклассников. В то же время нельзя не отметить, что есливопросы ориентации на различные военные профессии нашли отражение в ряде исследований,то проблемы организации учебного процесса и воспитания, особенно с учетомскладывающейся новой системы воспитательной работы в Вооруженных силахРоссийской Федерации, еще нуждаются в детальном изучении. Особого осмыслениятребует организация учебного процесса и воспитания старших школьников ввозрождаемых Морских Кадетских корпусах. Именно эти обстоятельства, на нашвзгляд, делают актуальными как для общей, так и для специальной (воинской)педагогики и психологии изучение проблем, связанных с созданием и развитиемсистемы организации учебного процесса и воспитательной работы с даннымконтингентом обучающихся, и путями ее оптимизации. Интерес к этой проблемевозник после создания суворовских и нахимовских военных училищ. Появляютсяработы П.И. Алпатова, Ф.Ф. Веселаго, в которых дается описание процессастановления и развития Морских Кадетских корпусов в России, характеризуетсясодержание обучения и воспитания в них, показывается педагогическаяцелесообразность используемых приемов и методов организации воспитательнойдеятельности, раскрываются положительные и отрицательные последствия такоговоспитания. Проведены исследования: А.Н. Солодухина по проблемам организацииучебного процесса в кадетских корпусах; А.С. Короткова касающиеся прошлогои настоящего Морских Кадетских корпусов России. Особо следует отметитьдиссертацию Н.А. Алёхина, о развитии военно-педагогической мысли в Россиив XVIII веке. Приведенные нами факты свидетельствуют о том, что в преобладающембольшинстве случаев организации учебного процесса и воспитания уделялось особоевнимание в организации жизни Морского Кадетского корпуса. В своей совокупностирезультаты и выводы указанных выше авторов имеют важное теоретическое ипрактическое значение, они ставили своей целью изучение педагогическойцелесообразности использовавшихся содержания, форм и приемов воспитаниякадетов, исследовали специфику системы воспитательной работы с ними всовременных условиях. Неотъемлемой частью Морского Кадетского корпуса являетсято, что на протяжении существования, кадеты помимо основной программы образованияизучают воинские дисциплины под руководством опытных офицеров участвовавших вбоевых сражениях.
Системаобразования в Морских Кадетских корпусах строится на неразрывной связи теории ипрактики. Получаемые кадетами теоретические знания закрепляются при прохождениилетней морской практики.
Но морскаяпрактика не единственная особенность Морского Кадетского корпуса. В кадетских корпусахбольшое внимание уделялось повышению культурного уровня воспитанников. Дляэтого привлекались известные поэты и писатели, художники и драматурги, хорошоизвестные обществу и просто интересные люди. Не случайно, что из стен корпусоввышли мировые знаменитости, такие как В.В. Верещагин, В.И. Даль и Н.А. Римский-Корсаков,Л.С. Соболев.
Чтобыобеспечить надежную военную безопасность России в новых условиях, стране нужныхорошо обученные и воспитанные военные кадры. Они должны отвечать современнымтребованиям военного дела, быть подготовленными для действия в любых условиях иобстоятельствах, как того требует новая Военная доктрина РФ. В этом залог нашейнезависимости и безопасности, а также процветания России в новом тысячелетии.Таким образом, в настоящее время, как показывает проведенный нами анализразличных источников, очень важно знать исторические особенности становления,обучения и воспитания в Морском Кадетском корпусе. О возрастании роливоспитательных функций особенно на этапе допрофессионального обучения иориентации старшеклассников на военно-профессиональную деятельность в будущем, остепени разработанности проблемы организации воспитательной работы в кадетскихкорпусах; – межличностной ориентации учебно-воспитательного процесса в МорскихКадетских корпусах и авторитарным стилем педагогического взаимодействия ввоенно-учебных заведениях; – между исторически сложившимися идеями,механизмами, традициями, идеалами кадетского образования и реальной социальнойдействительностью, теми задачами, которые кадетское воспитание призвано решатьсегодня; – между ожидаемыми результатами, характером требований, которыепредъявляет система воспитания кадетов ко всем участникам образовательногопроцесса, и подготовленностью педагогов, воспитателей, командиров к ихреализации.
Цель исследования: Выявить особенностиМорского Кадетского корпуса как специфического компонента системы образованияРоссии с XVIII–XX века, и на современном этапе?
Объект исследования: система образования вРоссийском Морском Кадетском корпусе XVIII–XX века.
Предмет исследования: особенности учебного процессаи воспитания в Морском Кадетском корпусе XVIII–XX века.
Гипотеза исследования: проведениесравнительного анализа позволит выявить особенности изменения системыобразования и воспитания в Морском Кадетском корпусе на рубеже XVIII–XXI века.
Задачи:
– Проследить историческийпуть развития Российского Морского Кадетского корпуса от возникновения досовременности.
– Датьхарактеристику учительскому и ученическому составу
– Раскрытьособенности организации учебного процесса в Морском Кадетском корпусе.
– Рассмотретьпринципы воспитательной работы, на которых основывается становление личностикадета.
Методы исследования:
1. Анализ научной иисторической литературы по проблеме исследования. 2. Сравнительно –исторический метод.
3. Историко-ретроспективныйметод
Источникиисследования: исследование базируется на широком спектре разнообразныхисточников: документальные материалы, литература по отдельным Морским Кадетскимкорпусам, материалы русской истории и энциклопедических статей, дидактики, инструкции по руководствусуворовскими военными, нахимовскими военно-морскими учебными заведениями.
Теоретическойосновой исследования явились работы: Н.П. Алёхина, Н.И. Алпатова, Ф.Ф. Веселаго,Ф.В. Грекова, А.С. Короткова, В.О. Ключевского, В.Д. Мелентьева,В.М. Меньшова.
Базаисследования: кадетские классы Кронштадтского Морского Кадетского корпуса.
Практическаязначимость: заключается в том, что данная работа может быть использована вкачестве дополнительного материала при изучении предметов педагогическогоцикла.
Структура курсовойработы:Работа состоит из четырёх параграфов, заключения, списка использованнойлитературы, 4 приложений,
7 фотографий.Во введении обосновывается актуальность избранной темы, степень ееразработанности в теории, определяется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза,характеризуется методы изучения проблемы, источники исследования,теоретическая основа и база исследования, практическая значимость. В первом параграфе– «Из истории Морского Кадетского корпуса» раскрываются основные этапы в существованиии развитии МКК в дореволюционный период, и на этапе его воссоздания в конце XXстолетия. В конце параграфа сделаны выводы по материалам исследования. Во второмпараграфе – «Характеристика учительского и ученического состава», Рассматриваютсяпредъявляемые к педагогам требования на историческом и современном этапе,приводятся критерии эффективности деятельности педагогов, дается описание социальногостатуса преподавательского состава. Даётся оценка социального статусаабитуриентов. Рассматриваются требования, предъявляемые к кадетам. В конце параграфасделаны выводы по материалам исследования. В третьем параграфе – «Организацияучебного процесса в Морском Кадетском корпусе» раскрывается сущностьорганизации образовательного процесса, рассматриваются положительные и отрицательныестороны в построении учебного процесса на рубеже XVIII–XXI века. В конце параграфа сделанывыводы по материалам исследования. В четвёртом параграфе «Особенностивоспитательной работы в Морском Кадетском корпусе» Рассмотрены основныепринципы воспитания и традиции МКК на историческом и современном этапе. В концепараграфа сделаны выводы по материалам исследования. В приложения включены: Александровскаяреформа образования, Екатерининская реформа образования, Знаки Морскогокадетского корпуса и дополнительный материал из истории Морского Кадетскогокорпуса.
1. Изистории Морского Кадетского корпуса
Хронологическаятаблица истории Морского корпуса
· 1701 г.– Школа математических и навигацких наук
· 1715 г.– Академия Морской Гвардии
· 1752 г.– Морской Шляхетный Корпус
· 1802 г.– Морской Кадетский Корпус
· 1867 г.– Морское Училище
· 1891 г.– Морской Кадетский Корпус
· 1906 г.– Морской Корпус
· 1914 г.– Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус
· 1916 г.– Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище
История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1969 г. Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22456 руб. в год.
1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Первым директором был француз, барон Сент-Илер. С учреждением академии на содержание Московской навигационной школы было оставлено лишь 5600 рублей, а остальная сумма обращена на содержание академии. Школа просуществовала до 1752 года.
В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами: старшим – гардемаринским (гардемарин – франц. – морская гвардия), и двумя кадетскими по образцу сухопутного корпуса, и более чем вдвое был увеличен отпуск денег на его содержание. Число воспитанников определено в 360 человек, в том числе и 120 гардемарин. После утверждения штата Морского корпуса, потребовалось дом Миниха расширить, к концу 1755 года главное здание с каменными флигелями было перестроено и построено вновь 7 деревянных флигелей, поварня и хлебная. Московскую Морскую Академию или Навигацкую Школу Адмиралтейств-коллегия решила в 1752 году закрыть, дворянских детей перевести в Морской Корпус, а детей разночинцев определить на обучение в портовые мастерские для комплектования штурманской роты.
В 1771 году все постройки корпуса сгорели, и он был переведен вКронштадт, где оставался до 1796 года. Павел I, сохранивший и по вступлении напрестол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, чтобыколыбель флота Российского, Морской кадетский корпус, «была близко кгенерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург.
В 1826 году число воспитанников корпуса было увеличено до 505, содержаниедо 341565 руб. Вообще царствование Императора Павла Петровича было для МорскогоКорпуса одним из самых счастливых годов его существования. В 1802 г.Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал МорскимКорпусом. В 1827 году при корпусе был учрежден офицерский класс.
В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Великого Князя генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Великий Князь Александр Александрович.
В 1861 г. в Морском корпусе были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания – для предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников.
2 июня 1867 г. При Императоре Александре II и общей реформе военно-учебных заведений Морской корпус переименован в Морское училище и получил новый Устав Согласно Уставу Морского училища отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет.
В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус. Комплект воспитанников – 320. Всего 6 классов с годичным курсом в каждом. Три младших назывались общими, а три старших – специальными. Прием в корпус проводился по состязательному экзамену, причем преимущество имеют дети военных чинов Морского ведомства. Окончившие удовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании в мичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинами X или XII класса.
С 1867 по 1900 год корпус подготовил 2392 офицера.
В 1906 г. Император Николай II дал Корпусу наименование Морского Корпуса. Вслед затем решено было младшие кадетские классы перевезти из Петербурга в Севастополь, где и приказано было выстроить на берегу Черного моря надлежащее здание.
Война сЯпонией вскрыла немало изъянов в подготовке командного состава флота. Главнымииз них были недостаточное знание морской техники и слабость тактическойподготовки. Все это потребовало пересмотра и методов преподавания. В новомучебном плане и программах 1908 года главное внимание было обращено на изучение специальных (морских) предметов и на артиллерийскую подготовку. Численный состав корпуса определялся утвержденным штатом в 740 человек. Ежегодные выпуски до 1910 годасоставляли 80–90 человек. В 1911–1913 годах выпускали в среднем по 119 человек.
19 июля 1914 года Германия объявила России войну. Корпус, как и всю Россию, охватило чувство неописуемого патриотизма. 6 ноября 1914 года Государь лично принимал в Корпусе парад и назначил Шефом Наследника Цесаревича, после чегоКорпус стал называться «Морским Его Императорского Высочества НаследникаЦесаревича Корпусом».
Вскоребыло принято решение об открытии Морского Кадетского Корпуса в Севастополе.Высочайшее положение об открытии Корпуса было утверждено 26 октября 1915 года.Корпус был открыт в 1916 г. В его состав вошли общие классы, выделенные изПетроградского Морского Училища. Предполагалось, что Корпус будет состоять изчетырех классов, каждый с годовым сроком обучения. Но, к сожалению, он не успелпроизвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 годапостановлением Адмиралтейств Совета. Корпус был открыт вновь в октябре 1919года, а в ноябре следующего был эвакуирован вместе с Черноморским Флотом ипродолжил свою деятельность уже в эмиграции.
В 1916 г. Морской Корпус был снова переименован в Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище.
В 1917 г. после коммунистического переворота 25 октября, Морское Училище прекратило свое существование.
25 апреля 1995 г. Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга А. Собчака во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. №155‑рп и совместного решения Министра обороны РФ и мэра Санкт-Петербурга от 31.03.95 г. было учреждено государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования – «Первый кадетский морской корпус».
1 октября 1995 г. 75 воспитанников 5 – 7 классов впервые были собраны в г. Санкт-Петербурге. После трехнедельных учебных сборов в пос. Комарова первая учебная рота прибыла в Кронштадт. С 25 октября 1995 г. начались занятия в отремонтированных помещениях здания по ул. Зосимова, д. 15.
22 ноября 1995 г. Кадетскому корпусу торжественно Первым Заместителем ГК ВМФ адмиралом И. Касатоновым было вручено Знамя Корпуса. Этот день стал Днем рождения Морского кадетского корпуса.
19 февраля 1996 г. Президент РФ издал Распоряжение «О создании Кронштадтского Морского Кадетского корпуса». Этот документ определил что КМКК создается в системе МО России и является образовательным учреждением среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола. Началось плановое комплектование КМКК до численности, указанной в Приказе МО РФ №310 от 27 августа 1996 г. – 700 обучающихся.
Сегодня в КМКК обучается около 700 воспитанников из всех регионов России. Большинство из них с честью несут высокое звание кадета Морского корпуса: хорошо учатся, добросовестно выполняют свои обязанности
Таким образом, Россия является морской державой. И потому не случайно первым ее учебным заведением, основанным Петром Великим, стала школа математических и навигацких наук… Много названий она сменила: морская академия, морской шляхетный кадетский корпус, морской кадетский корпус, морской корпус, морское училище, Все это время судьба Морского Кадетского корпуса тесно связана с судьбой нашей страны и Российского Императорского военно-морского флота. Из стен Корпуса вышло немало людей, ставших славой России на военном, научном, политическом поприще. Много событий произошло в стенах Морского Кадетского корпуса, были взлеты и падения, менялся статус кадет и преподавательский состав корпуса. В 1917 г. Морской Кадетский корпус прекратил своё существование.
В современных условиях, когда в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека, актуальность преобразований в системе обучения и воспитания военных кадров не вызывает никаких сомнений. Сейчас в нашем обществе со всей остротой возникает необходимость обращения к опыту, накопленному в нашей стране в этом архиважном вопросе в далеком и не так уж далеком, по историческим меркам, прошлом. Воссоздание в современной России Морского Кадетского корпуса со всей очевидностью подтверждает тот неоспоримый факт, что на протяжении довольно продолжительного отрезка в истории нашей страны и системе обучения и воспитания, будущих офицеров, сынов, преданных душой и телом родному Отечеству, существовал довольно серьезный изъян, устранить который стало возможным лишь на этапе демократизации нашего общества. Обновления, вызванные проводимыми в стране реформами, в том числе в военной области, потребовали коренного пересмотра всей системы обучения и воспитания военных кадров, переориентации их на жизнь в принципиально новых условиях. В полной мере это относится и к несению службы в качественно обновленных Вооруженных Силах. Отставание в этой области чревато тем, что в новом флоте будут служить те, кто не понял произошедших за последнее десятилетие перемен в российском обществе, а значит, вновь теория и практика будут не соответствовать друг другу. Чем все это чревато, хорошо известно. 21 век, в отличие от ушедшего века, изобилующего кровопролитными войнами, не даст нам возможности допускать просчеты, т. к. новое тысячелетие будет преимущественно техногенным и гуманным. Чтобы обеспечить надежную военную безопасность России в новых условиях, стране нужны хорошо обученные и воспитанные военные кадры. Они должны отвечать современным требованиям военного дела, быть подготовленными для действия в любых условиях и обстоятельствах, как того требует новая Военная доктрина.
2. Характеристикаучительского и ученического состава
ПетрI во время первогозаграничного путешествия принял в Англии на русскую службу первыхпреподавателей: А.Д. Фарварсона, инструкторов по навигации – выпускниковлондонской Королевской математической школы С. Гвина (1683–1720) и Р. Грейса(1681–1711). В 1701 в штат был принят Л.Ф. Магницкий, ведавший всемиадминистративными делами школы. Старания Петра I и его последователей,привлекших к преподаванию в этом первом в России светском, учебном заведениилучших отечественных и зарубежных педагогов, очень скоро дали обильные всходы.Воспитанник Навигацкой школы, будущий вице – адмирал С. Лопухинодним из первых русских офицеров стал командиром корабля и отличился на своейшняве «Наталия» в Эзельоком бою 1719 г. Его однокашник Н. Головин,экзаменованный лично Петром I, уже в кампании 1743 года командовал Балтфлотом.
Командирыакадемии были люди широких державных взглядов, обычно неутомимые ипредприимчивые труженики во благо русского флота. Вначале это были петровскиевельможи Л.А. Матвеев, графы Ф.М. Апраксин, энергичный А.Л. Нарышкин,Д. Вильстер, князь В.А. Урусов, П.К. Пушкин, А.И. Чириков, А.И. Афросимови А.И. Нагаев.
А.И. Нагаев принимал с самого началадеятельное участие в образовании Морского шляхетного корпуса и восемь лет былего директором. Собственно, директором Нагаев не был, а управлял на его правахвосемь лет. Человек он был решительный, наводил порядки твердой рукой и дажевошел в столкновение с Адмиралтейств-коллегией, исключив «за неприлежностью» 60учеников «неспособных к наукам» и дурного поведения, взамен их принимал новых,направленных из герольдий. Нагаев сформировал новый состав учителей и представилАдмиралтейств-коллегии список морских офицеров: Петр Чаплин, ГригорийСпиридонов, Харитон Лаптев, Евстафий Бестужев, Иван Голенищев-Кутузов, ЕгорИрецкий, Иван Шишков и другие.
Голенищев-Кутузов оказался недюжинныморганизатором. Он взялся организовать как теоретическое обучение, так иналадить практические навыки. Пригласил лучших преподавателей, очертил круг ихобязанностей. В первую очередь определил обязанности профессора математики инавигации, от которого потребовал «обучать кадет высшим наукам», «учителямдавать наставления», а «ученикам большой астрономии читать лекции в математическихклассах». Из учеников большой астрономии выросли будущие преподаватели, а изматематических классов после различных перемен выросли офицерские классы приМорском корпусе (впоследствии Николаевская морская академия). Чего стоил один ГригорийАндреевич Полетика, окончивший Киевскую духовную академию. Он отличалсявысокой эрудицией, настойчивостью, системностью в преподавании, изложении наук.Ведь именно он предложил расписание занятий, которое утвердил Кутузов.Воспитанники ходили в классы на занятия с «7 до 11 часов утра и с 2 до 6 послеобеда». Математические и «морские» трудные науки преподавались утром, асловесные науки и более легкие «морские» – вечером, ибо, как говорил Полетика,«труднейшие науки, требующие большого умственного напряжения, лучше усваиваютсяутром». Кроме того, Полетика был блестящим, как сегодня бы сказали, методистом,добившимся, чтобы по всем преподаваемым предметам были печатные руководства,поднимал власть и авторитет учителя, умело поощрял прилежных и наказывалнерадивых. Да и сам он корпел над сочинениями, ему приписывали известную«Историю Русов».
Предметомвосхищения для многих учеников Санкт-Петербурга были лекции по астрономии иматематике профессора Котельникова, ученика знаменитого Эйлера,проводимые им нередко ночью в обсерватории, расположенной на здании корпуса. Обобразованности Котельникова и бывшего начальника батальона профессора Н.Г. Курганова,преподававшего в корпусе, ходили легенды. Математические и морские науки оннередко читал на французском и немецком языках, которые знал в совершенстве,отсылая к английским и латинским книгам, прочитанным им самим. Усилия Кутузова,Адмиралтейств-коллегии привели к тому, что в 60‑е годы Морской шляхетныйкадетский корпус стал одним из лучших учебных заведений России, и из его стен вэти годы вышли офицеры, которые стали красой и гордостью державы, обеспечили ейсамые яркие и выдающиеся морские победы в XVIII и начале XIX века, ктоспособствовал расцвету мореплавания. Прежде всего это замечательный русскийфлотоводец Федор Федорович Ушаков, поступивший в Морской корпус в 1761 году ивыпущенный из него в 1766 году по получении звания мичмана. Учились в нем и прославленныйгерой Чесмы Дмитрий Ильин, и землепроходцы Севера Алексей Скуратов, МакарРотманов, удалой капитан 1-го ранга Кожухов, бравший Бейрут в 1773 году,взорвавшийся, не сдавшийся врагу капитан Сакен, легендарный Дмитрий Сенявин ивдохновенный Иван Крузенштерн, Василий Михайлович Головнин и другие. Позднее кпреподаванию стали широко привлекать гражданских преподавателей суниверситетским образованием или окончивших педагогический институт. Среди нихбыло немало прогрессивно настроенных общественных деятелей, революционныхдемократов, выдающихся ученых, видных литераторов, писателей, поэтов. Так, вразное время читали лекции и проводили занятия с кадетами Н.Г. Чернышевский,Н.А. Добролюбов, Е.П. Гребенка, Д.И. Менделеев. Преподавалирусский язык М.И. Сухомлинов, впоследствии профессор и академик,математику – профессоры И.М. Вышеградский, С.Е. Гурьев, В.И. Висковатов.
Офицеры,проходящие службу в Морском Кадетском корпусе, имели ряд преимуществ:повышенное денежное содержание, сокращенный срок выслуги (25 лет вместо 35), ускоренноепроизводство в чине до капитана 1 ранга включительно и др.
Директора Морского корпуса:
1701–1715– Ф.М. Апраксин и Ф.Ф. Головин
1715–1716– Генерал-лейтенант Сент-Илер
1716–1719– Граф А.А. Матвеев
1719–1722– Бомбардир-капитан Г.Г. Скорняков-Писарев
1722–1727– Капитан А.Л. Нарышкин
1727–1728– Вице-адмирал Д. Вильстер
1728–1730– Капитан П.К. Пушкин
1730–1732– Капитан В.А. Мятлев
1732–1733– Капитан-лейтенант В.М. Арсеньев
1733–1739– Генерал-лейтенант В.А. Урусов
1739–1744– Капитан П.К. Пушкин
1744–1760– Капитан 1 ранга А.И. Нагаев 1760-1762 – Капитан 1 ранга Ф.Ф. Милославский
1762– Граф И.И. Шувалов
1762–1802 – Адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов
1825–1826– Вице-адмирал П.М. Рожнов
1826–1842 – Адмирал И.Ф. Крузенштерн
1842–1848– Вице-адмирал Н.П. Римский-Корсаков
1848–1851– Вице-адмирал Н.Г. Казин
1851–1856– Контр-адмирал В.А. Глазенап
1855–1857– Вице-адмирал А.К. Давыдов
1857–1861– Контр-адмирал С.С. Нахимов
1861–1871 – Контр-адмирал В.А. Римский-Корсаков
1871–1882– Контр-адмиралА.П. Епанчин
1882–1896 – Вице-адмирал Д.С. Арсеньев
1896–1901– Контр-адмирал А.X. Кригер
1901–1902– Контр-адмирал А.И. Даможиров
1902–1905– Контр-адмирал Г.П. Чухнин
1905–1906– Контр-адмирал В.А. Римский-Корсаков
1906–1908– Капитан 1 ранга С.А. Воеводский
1908–1913– Контр-адмирал А.И. Русин
1913–1917– Контр-адмирал В.А. Карцев
Насовременном этапе: Должности руководящего состава училищ, командиров рот,офицеров-воспитателей комплектуются офицерами, имеющими опыт командной ивоспитательной работы, желание и склонность к работе с подростками, высокиенравственные качества.
Комплектованиедолжностей педагогических работников (военнослужащих) производится посогласованию с командованием училища. На педагогическую работу в училищапринимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическуюквалификацию, подтвержденную документами об образовании. Преподавательскиедолжности, комплектующиеся военнослужащими, могут также замещаться лицами изчисла гражданского персонала, окончившими соответствующие высшие педагогическиеобразовательные учреждения.
ВМорском Кронштадтском Кадетском корпусе сформирован работоспособный коллектив.Более 80%преподавательского состава – специалисты высшей и первой категории, в том числе«Заслуженный учитель России» – 1 человек, «Почётный работник образованияРоссийской Федерации» – 5 человек, кандидатов наук – 1человек. 90%офицерского состава кадетского корпуса имеют опыт службы в частях, на корабляхи подводных лодках Военно-Морского Флота России.
В1752 г. Был создан Морской шляхетный кадетский корпус. Новое названиеподчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения.
С1802 г. слово «шляхетный» исключили из названия учебного заведения, но этоизменение не коснулось принципов комплектования.
После Великой реформы Александра I. В пореформенный период принимались дети недворянского происхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, главным образом офицерские дети. В 1861 г. в Морском корпусе были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания – для предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников.
2 июня 1867 г. При Императоре Александре II и общей реформе военно-учебных заведений Морской корпус переименован в Морское училище и получил новый Устав Согласно Уставу Морского училища отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет.
В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус. Комплект воспитанников – 320. Всего классов 6 с годичным курсом в каждом. Три младших назывались общими, а три старших – специальными. Прием в корпус проводился по состязательному экзамену, причем преимущество имеют дети военных чинов Морского ведомства.
ПослеФевральской революции никаких изменений в программе приёма абитуриентов непроизошло.
Разработаннаяв кадетских корпусах система подготовки военных кадров для русской армии былавесьма эффективна. В годы Второй Отечественной войны учреждаются суворовские и нахимовскиеучилища, воспроизводящие практику кадетского образования. После падения в 1991году советско-партократического режима началось воссоздание кадетских корпусови возрождение дореволюционных традиций.
Насовременном этапе: комплектование Кронштадтского морского кадетского корпуса – государственноеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования, цельюобразовательной деятельности которого является реализация государственногообразовательного стандарта среднего (полного) общего образования и подготовкавыпускника Корпуса к обучению в высших (средних) Военно-Морских учебныхзаведениях производится на основе добровольного выбора кандидатами учебногозаведения при согласии их родителей (законных представителей), Кандидаты длязачисления должны отвечать следующим требованиям;
— иметь соответствующее образование и положительные результаты по итогамвступительных экзаменов (повторная сдача экзаменов не допускается);
— быть пригодными по состоянию здоровья для обучения в Корпусе и иметьположительные результаты первичного профессионального психологического отбора;
–изучать английский язык;
— в установленный срок предоставить все необходимые для зачисления в Корпусдокументы. В Корпус принимаются мальчики в возрасте (исполняющихся в годпоступления):
– 10–11лет – в 5 класс;
— 11–12 лет – в 6 класс;
— 12–13 лет – в 7 класс;
— 13–14 лет – в 8 класс;
— 14–15 лет – в 9 класс.
Приемв 6–9 классы осуществляется при наличии вакантных мест и при условии изучениякандидатом английского языка.
Приемв Корпус осуществляется на конкурсной основе, заявления родителей о желаниикандидата поступить в Корпус подаются в период с 15 апреля по 15 мая годапоступления на имя военного комиссара РВК (ГВК) по месту жительства кандидата;
Взаявлении оговаривается согласие родителей кандидата на направление его послеокончания Корпуса для дальнейшего обучения в военно-морское учебное заведение.К заявлению родителей о желании кандидата поступать в Корпус прилагаются:личное заявление учащегося на имя начальника Корпуса о желании учиться вКадетском корпусе и в дальнейшем продолжить обучение в военно-морском учебномзаведении.
Такимобразом, педагоги, как и их воспитанники, жили в разные эпохи. По-разному складывалисьих судьбы, но всех их роднило чувство любви к своей Родине, воедино связывалачесть, готовность до конца выполнить свой воинский долг.
К преподаванию в Морском Кадетском корпусе привлекали лучшихотечественных и зарубежных педагогов. Вначале это были петровские вельможи. Затемименитые профессора и герои-мореплаватели. Со временем часть преподавателейстали набирать из учеников окончивших Морской Кадетский корпус. Выбор воспитателейвозлагался непосредственно на директора Морского кадетского корпуса, откоторого требовали, чтобы это были «только люди истинно достойные, с чистоюнравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию». Также вместе своенными педагогами к ведению учебно-воспитательного процесса в корпусахпривлекались преподаватели и из числа гражданских лиц, или окончившихпедагогический институт, причем на конкурсной основе. Офицеры, проходящиеслужбу в Морском Кадетском корпусе, имели ряд преимуществ: повышенное денежноесодержание, сокращенный срок выслуги. Изначально преподаватели Морского Кадетскогокорпуса были исключительно дворянского происхождения, но с изменением статусаабитуриентов со временем изменялся и статус преподавателей. Наиболее способныхиз разночинцев решили оставлять в корпусе на должности подмастерьевпреподавателей. Однако надо иметь в виду, что ученики геодезического класса(гимназисты, как их тогда называли), кроме учебы, должны были прислуживать встоловой у кадет или гардемарин и питаться тем, что оставалось. Будущиепреподаватели выходили практически из прислуги, и это не могло не сказыватьсяна отношении к ним и к их предметам.
Насовременном этапе дворянское происхождение не имеет значение в выборепреподавателей. На педагогическую работу в училища принимаются лица, имеющиенеобходимую профессионально-педагогическую квалификацию.
Сравниваявозрастные рамки и социальный статус абитуриентов можно сделать вывод, что с Петровскихдо наших дней произошли некоторые изменения.
В1752 г. Был создан Морской шляхетный кадетский корпус. Новое названиеподчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения.
Впореформенный период в Морской Кадетский корпус принимались дети недворянскогопроисхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, главным образомофицерские дети. При поступлении не устанавливался объем знаний, от поступавшихтребовалось только умение читать и писать по-русски. Срок обучения определялсяв 7 лет.
Насовременном этапе в Морской Кадетский корпус принимаются дети с 11 до 15 лет.Социальный статус не играет существенной роли, как в дореволюционное время.
3. Организацияучебного процесса в Морском Кадетском Корпусе
Намомент создания 1752 году Морского кадетского корпуса штат корпуса был определен в 360воспитанников, которые в строевом отношении делились на три роты, а в учебномна три класса (соответственно в каждой роте и классе было по 120 человек).Воспитанники первого, или выпускного, класса назывались гардемаринами, авторого и третьего кадетами. Из второго класса планировалось выбирать около 30человек в артиллерийские кадеты.
Окончившиеудовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании вмичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинамиX или XII класса.
По штатам постоянногосостава Морского Кадетского корпуса преподавание математических и навигационныхнаук вели профессор, два преподавателя и при них шесть подмастерьев, а такжешесть так называемых «учеников большой астрономии» (из них впоследствииназначались подмастерья). Артиллерии и фортификации обучали два преподавателя ипри них два подмастерья. Также предусматривались два преподавателя по «географии,генеалогии, истории, политике, морали, геральдике. Трудно сказать, как двапреподавателя могли справляться с таким количеством учебных курсов. Былосоставлено расписание занятий, «в котором часы кадетам каких наук и у которогомастера обучаться». Первым классом считался третий, последним – первый. Втретьем классе обучали языкам особенно русскому, английскому, немецкому ифранцузскому, которые преподавались во всех трёх классах, а также в корпусе изучалосьдвадцать восемь наук, арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика,политика, рисование, танцы, фехтование, чистописание, география и грамматика,во втором – фортификация, артиллерия, история, правильному в письме складу истилю, генеалогия, риторика, мораль, геральдика, а также морская эволюция(тактическое маневрирование), морская практика, такелажное дело, «архитектурачелнов и чертежей корабельных и галерных пропорций» и прочим воинским иполитическим (гражданским) наукам. Первый класс посвящался более углубленномуизучению тех наук, военных или гражданских, к которым каждый воспитанник большесклонности имел. Пребывание в каждом классе не ограничивалось определеннымсроком. Определение кадета в первый класс производилось по особому решениюкомандиров, профессоров и учителей. Переводы из класса в класс и производство гардемаринов вофицеры осуществлялись только на открывшиеся вакансии.
Уроки проходили утром с 7 до11‑и днем с 14 до 18 часов. Математические и специальные (морские)дисциплины, а также иностранные языки – предметы, которые требовали большогоумственного напряжения, планировались на утреннее время, а после обедапроводились уроки по «словесным наукам». Причем по географии и истории домашнихзаданий не было, весь материал следовало выучивать на уроках «через затвержениепри сказывании поочередно всех в классе». Как только кадет усваивал изучаемуюим науку и заканчивал предложенную ему программу, он переходил к следующемупредмету и изучал до тех пор, пока учителя не находили его знания достаточными.Кадет занимался одновременно двумя-тремя науками, посещая по расписанию классыи самостоятельно изучая заданный ему материал. Присутствующий преподавательследил за тем, чтобы группа занималась, не мешали разговорами, смехом ихождением.
Вот,например, как сдавал экзамен некто сержант Петр Степанов – «от роду 25 лет, издворян, в 1743 году определен из недорослей в Морскую академию в ученики; в1745 году написан в гардемарины из науки сферики; в 1753 году пожалован вкадетский корпус сержантом из науки круглой навигации. Артиллерии,фортификации, рисованию корабельных членов, экзерции ружейной и пушечнойобучался. На море служил восемь кампаний». Как видно из этих данных, выписанныхв экзаменационную тетрадь из формулярного списка, сержант Петр Степанов был ужедостаточно опытным моряком.
Авот какие вопросы ставились ему на экзамене:
1)О приливах и отливах.
2)Об исправлении румбов.
3)О дрейфе корабля при данной парусности.
4)Об определении течения моря на якоре и со шмонки.
5)Об определении скорости корабля.
6)О поверении склянок
7)Об определении склонения компаса на берегу и на море.
9)Об определении широты места (находил ее по меридиональной высоте Солнца,которую измерил квадрантом).
10)Задача: «1720 года мая 1‑го дня ниже объявленные плаватели, будучи вразных местах, усмотрели высоту Солнца: первый – северный край Солнца, второй –южный край Солнца в своих зенитах, третий – нижний край Солнца в полночь,четвертый – верхний край Солнца в полдень, на своих меридианах в горизонтах.Желаю знать, в каких ширинах (широтах) плаватели находились?».
11)Пример определения широты места по меридиональной высоте Солнца.
12)По разности долготы, сделанной по параллели в известной широте, сыскатьплавание.
13)Пример счисления и плавания по дуге великого круга, для которого вычислено 18курсов.
14)Задача: «Когда звезда Сириус восходит и заходит в одно время с Солнцем намосковском горизонте и в какой широте восходит вместе с звездой Капеллою?».
Изкурса морской практики экзаменующемуся были заданы следующиевопросы:
1)Нагрузка, определение длины и толщины главных частей рангоута и такелажа; весканатов и якорей.
2)Сняться с якоря.
3)С фордевинда привести в бейдевинд.
4)Поворотить овер-штаг.
5)Поворотить через фордевинд.
6)В бейдевинд под всеми парусами принять шквал.
7)Что делать, идя в бейдевинд под всеми парусами, если ветер свежеет?
8)Рыскливый корабль исправить нагрузкой.
9)Идя в фордевинд, стать на якорь.
10)Стоять на якоре в свежий ветер.
12)Что делать в случае потери мачт вдали от порта?
13)Как заменить потерянный в море руль?
14)При открывшейся сильной течи спасти корабль.
15)Приготовить военный корабль к походу.
16)В отдалении сравнить силу своего судна с неприятельским.
17)Сравнить скорость неприятельского судна со скоростью своего.
18)Узнать, свое или неприятельское судно при сближении выиграет ветер.
19)Если неприятель побежал на фордевинд, как его лучше обогнать?
20)Где место репетичного фрегата или брандера во время ходу и сражения?
21)Построиться в линию баталии.
22)Исправить линию баталии при перемене ветра»
При Голенищеве – Кутузове были образованы специальные «математическиеклассы»» для наиболее способных гардемарин, имевших склонность к математическимнаукам и астрономии. Впоследствии на их основе возникли офицерские классы приМорском корпусе, а потом – Николаевская морская академия.
Чтокасается практического обучения, то предписывалось всех гардемарин иартиллерийских кадет второго класса ежегодно направлять на боевые кораблиразличных эскадр. Изменения методики преподавания математических инавигационных наук позволили выпускать кадет, которые были в состоянииупотребить в дело приобретенные ими знания. Деятельностью преподавателей, которых стало более сорока,руководил профессор.
Самое тяжелое время для комплектования офицерского состава флотанастало при восшествии на престол Императрицы Анны Иоанновны. Право сухопутногокорпуса производить своих кадет в офицеры «не быв в солдатах, матросах и другихнижних чинах», не было распространено на Морскую Академию, и морская служба,конечно, по сравнение с военной еще больше проигрывала в глазах дворянства.
Очевидцы эпохи Императора Александра Павловича помнили то рвение,с каким воспитанники занимались. Каждый, имевшийспособности, старалсяиз всех сил, чтобы опередить товарищей или, по крайней мере, не отстать от них.Первые ученики в классе пользовались глубоким уважением своих товарищей,которые даже называли их не иначе, как по имени и отечеству. Тесная связьвозникла также между корпусными офицерами и воспитанниками.Особенности учебного процесса:
1. Первый класспосвящался более углубленному изучению тех наук, военных или гражданских, ккоторым каждый воспитанник больше склонности имел. Определение кадета в первыйкласс производилось по особому решению командиров, профессоров и учителей,
2. Большое вниманиеуделялось изучению языков, особенно русского, английского, немецкого ифранцузского, которые преподавались во всех трёх классах, а также рисованию,танцам, фехтованию.
3. Обязательностьповторения пройденного материала с тем, чтобы кадеты не забывали его вследующих классах.
4. Методы обучения былинесовершенные.
5. Пребывание в каждомклассе не ограничивалось определенным сроком.
6.В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен вследующий класс.Недостатки учебного процесса:
1. Отсутствоваластруктурно-логическая схема учебной программы и связь одного предмета с другим.
2. Как только кадетусваивал изучаемую им науку и заканчивал предложенную ему программу, онпереходил к следующему предмету и изучал до тех пор, пока учителя не находилиего знания достаточными.
3. В Морском Кадетскомкорпусе создавалась индивидуально-типовая система обучения, при которой каждыйученик изучал тот или иной раздел учебного предмета. Во многих странах Западаобучение производилось тем же путем.
Руководителям МорскогоКадетского корпуса в первые годы пришлось много потрудиться в организацииучебного процесса.Анализучебного процесса подтверждает следующее:
1. Трудности возникалииз-за неразработанности теории и практики обучения.
2. Многое проводилосьощупью и с неизбежными ошибками.
3. Было составленорасписание занятий, «в какие часы кадетам у которого мастера обучаться»
4. Преподавателисоставляли списки учеников.
5. Был установлен порядокпрохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми ондолжен заниматься, выдавались пособия, бумага и принадлежности.
6. Кадет занималсяодновременно двумя-тремя науками, посещая по расписанию классы и самостоятельноизучая заданный ему общеобразовательный материал. Присутствующий преподавательследил за тем, чтобы группа занималась, не мешали разговорами, смехом ихождением.Положительным было следующее:
1.Военные дисциплины преподавали опытные закалённые в морских сражениях офицеры.2. Преподаватели пытались оживить занятия показом картин или предметов.Вели личные беседы с кадетами.3. Руководство старалось установить строгий контроль над учебным процессомвоенно-учебных заведений. Были введены экзамены. Учебный процесс продвигалсявперед. Изменения методики преподавания математических и навигационных наукпозволили выпускать кадет, которые были в состоянии употребить в делоприобретенные ими знания.
4.Впланах учебного процесса предусматривалось время на посещение кораблей, участиев стрельбах и морских походах. При этом на учениях старшие кадеты обязаны были исполнятьобязанности офицеров. С ними направлялись и малолетние кадеты, чтобы ониприсматривались к условиям службы, выполняли свои первейшие обязанности.
5. В МорскомКадетском корпусе практиковались командировки отлично успевающих кадетов вдругие страны для ознакомления с ними и повышения своих знаний.
В первое десятилетиесвоего существования произошли изменения в учебном процессе:
1. Первые два классаобучения посвящались общеобразовательным предметам.
2. Обучение военнымпредметам начиналось со второго класса, особенно пристальное внимание этимпредметам уделялось в первом классе.
3.Математические и специальные (морские) дисциплины, а также иностранные языки – предметы,которые требовали большого умственного напряжения, планировались на утреннеевремя, а после обеда проводились уроки по «словесным наукам». Данноераспределение обучения в тот период можно считать целесообразным, хотя иимелись свои недостатки:
1) ошибкаготовить гражданских и военных специалистов по одним и тем же учебнымпредметам;
2)многопредметность учебного процесса;
3)несовершенство организации учебного процесса;На современном этапе:
Обучениеи воспитание в Морском Кадетском корпусе ведутся на русском языке. Формаобучения очная. Обучающиеся находятся на полном государственном обеспечении.
Организацияучебного процесса в Морском Кадетском корпусе осуществляется на основе типовогоположения об общеобразовательном учреждении и нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находится Морской Кадетскийкорпус.
Учебнаяработа является частью общеобразовательного процесса. Она включает в себяорганизацию и проведение всех видов учебных занятий, а также текущий и итоговыйконтроль успеваемости и качества подготовки обучающихся.
Обучениев Морском Кадетском корпусе проводится по общеобразовательным программам.
Военно-морская,летная, физическая, психологическая и другая специальная подготовка ведется подополнительным программам, разрабатываемым федеральными органами исполнительнойвласти, в ведении которых находится Морской Кадетский корпус. Количество часовна проведение факультативных занятий, а также индивидуальных консультацийобучающимся определяется учебным планом.
Освоениеобщеобразовательной программы среднего (полного) общего образования завершаетсяобязательной итоговой аттестацией.
Срокипроведения итоговой аттестации в Морском Кадетском корпусе устанавливаютсяфедеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится корпус,по согласованию с Министерством образования Российской Федерации
Обучающимся,прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенный печатью Морского Кадетскогокорпуса документ государственного образца о соответствующем уровне образования.
Периодобучения в Морском Кадетском корпусе распределяется по курсам. Обучающиесясводятся в роты согласно штату.
Учебныезанятия в училищах начинаются 1 сентября. Продолжительность учебного годасоставляет не менее 34 недель. Учебный год включает в себя 4 учебные четверти ипериод практических морских занятий.
Всоответствии с учебным планом обучающимся в течение учебного годапредоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью неменее 30 календарных дней и летний отпуск не менее 8 недель.
Выпускникамучилищ по окончании училищ предоставляется отпуск на срок до прибытия их ввоенные образовательные учреждения для проведения с ними профессиональногопсихологического отбора.
Срокиприбытия выпускников в военные образовательные учреждения устанавливаютсяфедеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся училищаи военные образовательные учреждения.
Учебныезанятия в училищах проводятся в составе взвода.
Припроведении занятий по иностранным языкам, основам информатики и вычислительнойтехники, во время практических занятий по физике, химии и автомобильнойподготовке взводы делятся на 2 отделения, а при изучении языков – на 3.
Продолжительностьучебной недели в училищах 6 дней, урока – 45 минут.
Знания,умения, навыки обучающихся определяются следующими оценками: 5 (отлично), 4(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Итоговые оценкивыставляются по результатам полугодия и учебного года.
Такимобразом, в первое десятилетие своего существования произошли изменения вучебном процессе, что повлекло за собой передел системы образования бытующийпри Навигацкой школе. Процесс образования и воспитания быстрыми темпамипродвигался вперёд. Учительский состав менялся, опытные преподаватели сменялинерадивых и консервативных. Каждая смена правящих монархов вносила своиизменения в учебный процесс. Существовавшая политическая и экономическаяситуации на каждом этапе выдвигали свои требования к выпускникам Морского Кадетскогокорпуса. В учебных заведениях России использовали, в основном, европейскиекниги, пособия и учебники. Но, в то же время, начинается работа собственныхтипографий. В целом, как отмечается в педагогической литературе,государственные школы XVIII века отличались следующими характерными чертами:узко утилитарным профессионализмом, в соединении с сословностью и служебнымпринудительным характером; полуиностранным характером, с преобладаниеминостранных учителей над русскими; многопредметностью, доходившей доэнциклопедизма, и просто учебной хаотичностью; жёсткой солдатской дисциплиной,применением к школам уголовного кодекса.
Указанныефакты косвенно свидетельствуют о слабой методической основе в подготовке офицерскихкадров в военных школах России, что в первую очередь объясняется новизнойрешения подобного рода задач.
Постепеннопрогресс военного образования в России становился всё заметнее. К концу 30‑хгодов становится более систематизированным и последовательным порядокпрохождения учебных предметов. Вводятся публичные экзамены. Определяется объёмзнаний по каждой дисциплине, начинается выпуск учебников.
Насовременном этапе накоплен огромный опыт педагогической работы. Нет недостачи вметодической и учебной литературе. Организация учебного процесса в МорскомКадетском корпусе осуществляется на основе типового положения обобщеобразовательном учреждении и нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти, в ведении которых находится Морской Кадетский корпус.
4. Особенностивоспитательной работы в Морском Кадетском Корпусе
Воспитание в кадетских корпусах,живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общиминачалами русского государственного устройства, имеет главной цельюподготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству –посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верныхпонятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданностиПрестолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра иправды.
Соответственно таковойцели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить благочестиеи верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств,кои имеют первенствующие значение в воспитании будущего офицера.
Морские Кадетскиекорпуса, вне всякого сомнения, представляют собой уникальное явление в военнойистории России. В них получили военное образование прославленные полководцы,известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства,общественные деятели.
Что же позволилоподготовить в Кадетских корпусах высокообразованных и преданных Отечеству офицеров,прекрасно проявивших себя на военном и гражданском поприщах, оказавшихся вцентре культурной и общественной жизни русского общества. Ответ на поставленныйвопрос следует искать, на наш взгляд, прежде всего в организацииучебно-воспитательного процесса.
Считается общепризнанным,что первые Кадетские корпуса в России были созданы по образцу и подобию западноевропейских,в первую очередь, прусских, французских и датских.
Хотелось бывысказать иную точку зрения. Созданный в 1752 Морской Шляхетный Кадетскиекорпус использовал в значительной степени опыт, накопленный их отечественнымипредшественниками – навигационной, артиллерийскими и инженерными дворянскимишколами, Академии Морской Гвардии. Учебно-воспитательный процесс в нихотличался большей гибкостью, демократичностью и был, более прогрессивным:кадеты в них занимались по индивидуальным расписаниям, допускающим досрочное освоениеучебных программ, части из них разрешалось находиться на «своем коште» втечение длительного времени, при Морском Кадетском корпусе существовалэкстернат. Что касается организации воспитательного процесса в Морском Кадетскомкорпусе то, прежде всего, следует отметить, что эффективность обучения ивоспитания кадет зависела от полноты и глубины охвата воспитательным процессомвсех сторон жизни кадет, т.е.их учебы, быта и отдыха. Анализэтого показателя на примере Морского Кадетского корпуса приводит к выводу, чтоон на всём этапе его существования и развития оставался высоким. И это являетсясамым убедительным подтверждением действенности воспитательного процесса вМорском Кадетском корпусе.
Первым несомненнымусловием высокого уровня воспитательного процесса является тщательный подборучителей и воспитателей для работы с подростками. По мнению одного из столповвоенной педагогики прошлого Ивана Ивановича Бецкого, успех воспитательногозаведения зависит преимущественно «от удачного выбора начальствующих иучителей, одаренных здравым разумом и благонравием, а не заразившихся надутымвидом и угрюмостью». «Без хороших воспитателей тщетны все предписания», – подытоживаетон. Прежде всего, считал И.И. Бецкий, – совершенно необходимо, чтобы всевоспитатели и учителя «не только в науках были искусны, но и юношеству бы вовсем примером служить могли». Того же мнения придерживался и М.И. Голенищев-Кутузов,считавший преподавателя центральной фигурой в процессе обучения и воспитания:«Без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно» – такчетко и ясно сформулировал он свою точку зрения.
В отличие от Сухопутного,Морской Кадетский корпус с момента учреждения имел полный штатвысококвалифицированных преподавателей, приобретших педагогический опыт еще впериод работы в навигационной школе.
Многое в организациивоспитательного процесса зависело от личности директора Кадетского корпуса. И.И. Бецкийтак определил, каким он должен быть: «Во главе управления корпусом долженстоять человек в воинских трудах состарившийся и искусный как в этих делах, таки в правилах, к гражданскому житию принадлежащих, трудолюбивый, кроткий, ласковыйи обходительный, но в важных воинских упражнениях вид строгости имеющий…».Традиционно значительная часть корпусных офицеров набиралась из числавыпускников Морского Кадетского корпуса с целью установления личных, более тесныхконтактов с кадетами.
Прогрессивно мыслящиедиректоры Кадетских корпусов решительно отказывались от физических наказанийкадет как средства воспитания. Сошлемся на директора Морского Кадетскогокорпуса М.И. Голеиищева-Кутузова:«Когда наказание становится частыми чрезвычайным, – говорил он,– худые поступки умножаются».
Основательным было религиозноевоспитание кадет, что нашло отражение в учебных программах, распорядке дня,в котором отводилось специальное время для молитв.
Важным элементомвоспитательного процесса оставалось активное использование корпусных музеев, художественныхбиблиотек, драмкружков, выпусков литературных журналов, приобщение кадет кхудожественным ремеслам. Следует особо подчеркнуть важность установившейсятрадиции отслеживать судьбы воспитанников – георгиевских кавалеров, устанавливатьмемориальные доски в честь особо отличившихся. И так называемые «черные доски»с фамилиями погибших в боях воспитанников и кратким описанием обстоятельств ихгибели.
Такими были в МорскихКадетских корпусах основные направления достаточно действенной воспитательнойработы. Конечно, их не следует идеализировать: на разных этапах развитияМорских Кадетских корпусов в них были и деформации, и искажения, ипедагогические недоработки. Но крупные достижения военной педагогики в МорскихКадетских корпусах несомненны, и они остаются актуальными и полезными сегодня.Не следует, впадать и в другую крайность, отвергая достижения в области военнойпедагогики, накопленные за годы существования суворовских, нахимовских училищ иотечественных спецшкол.
На современном этапе: Воспитание обучающихсябазируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой инациональной культуры, истории Отечества и героических традиций Военно-Морскогофлота Российской Федерации. Воспитательный процесс организуется на основекомплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового,нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом основные задачиего реализуются в процессе повседневной жизни обучающихся, в совместной учебнойи других видах деятельности обучающихся, преподавателей и командиров подразделений.Эффективность воспитательного процесса достигается поддержанием образцовоговнутреннего порядка и высокой организацией внутренней службы, созданиемнеобходимых условий для успешной учебы, жизни, быта и досуга обучающихся,всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокойтребовательности к обучающимся с уважением их личного достоинства. Основнойформой этого процесса является систематическая и целенаправленнаяиндивидуальная работа с каждым обучающимся.
17 июня в КронштадтскомМорском кадетском корпусе состоялся очередной выпуск. Стены учебного заведенияв этом году покинули 102 курсанта. В день выпуска, по традиции, они прошлимаршем по улицам Кронштадта и возложили цветы к памятнику основателю городаПетру I. Торжественная церемония по случаю 7‑го выпуска Кронштадтскогоморского кадетского корпуса состоялась на Якорной площади.
В Морскихкадетских классах свято берегут традиции Морского кадетского корпуса, существовавшегос 1752 по 1917 гг.Здесь свято почитают торжественное обещание, которое принимали на себя морскиегардемарины: «Я, нижеподписавшийся, обещаю и клянусь в том, что хочу и долженнашему славному товариществу верно и нелицеприятно служить, не щадя животасвоего, до последней капли крови… От товарищества и всего, что к чести и славеего надлежит, хоть без денег и больной, никогда не отлучаться, но да оным, покажив, следовать буду».
Один и пунктов старойкадетской заповеди гласит: «Каждому кадету надлежит быть: благочестивым,беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, быть храбрым,беспрекословно повиноваться начальникам и терпеливо переносить все тяготы,которые подчас бывают неизбежны». И этой заповеди придерживаются в Морских кадетскихклассах. Мальчики учатся любить свою Родину и защищать ее. С самого раннеговозраста в кадетах стараются воспитать ответственность за свои поступки,целеустремленность, умение подчинить свои интересы интересам государства, Согласнотрадициям кадетских корпусов Российской империи, Морской Кадетский корпусстремится растить людей государственных. Сразу заметно, что кадеты обладаютчувством собственного достоинства, их нельзя оскорбить, унизить, неуважительноотнестись к тому, чем они занимаются».
Ежегодно1 сентября после двухнедельного курса начальной военной подготовки вновьпоступившие воспитанники перед строем своих товарищей, при Знамени Корпуса даютторжественное обещание, после чего им вручается ленточка с надписью «Морскойкадетский корпус» на бескозырку, и мальчик становится полноправным членомкадетского коллектива. «Я, Максим Свириденко, перед лицом своих товарищейторжественно обещаю:
1.Быть преданным своей Родине – Российской Федерации.
2.Точно исполнять требования воинского устава, приказы командиров и начальников.
3.Поддерживать и преумножать славные традиции Российского Флота.
4.Добросовестно учиться. 5. Быть примером честности, аккуратности, дисциплины.
6.Постоянно совершенствовать физическую подготовку.
7.Свято хранить и укреплять узы товарищества среди воспитанников корпуса…» Звучитторжественное обещание учащегося нового – 2006 года – набора, кадета 5‑гокласса 7‑й роты Кронштадтского Морского кадетского корпуса МаксимаСвириденко. Сегодня у него начинается совершенно новая жизнь – в стенахзакрытого военного учебного заведения, где его будут учить чести, мужеству,верности, долгу. Сегодня он впервые произносит слова, которые станут в егожизни самыми главными: – Служу Отечеству!
Такимобразом, наряду с обучением будущих офицеров в Морском Кадетском корпусебольшое внимание уделялось их воспитанию. Не случайно, что воспитанниковМорского Кадетского корпуса всегда отличали не только высокие профессиональныезнания, широкая образованность и эрудиция, но и такие качества как патриотизм,чувство воинского долга, ответственность, достоинство, честь и преданностьсвоему Отечеству. Несмотря на, казалось бы, строгую систему казарменноговоспитания, иногда довольно жесткую воинскую дисциплину, в Морских Кадетскихкорпусах была заложена система воспитания военных кадров, отвечающая духувремени, не уступающая многим зарубежным аналогам. Воспитательная работа в МорскихКадетских корпусах строилась на трех основополагающих принципах: самодержавие,православие и народность. Исходя из этого, она осуществлялась по трем основнымнаправлениям:
церковно-религиозноевоспитание,выполняющее идеологическую роль; военное воспитание, ставившее своейцелью привитие кадетам необходимых русскому офицеру военно-боевых качеств;
духовно-нравственное, направленное наразвитие духовных и физических сил воспитанников.
Полнотаи глубина воспитательного процесса в Морском Кадетском корпусе во многомопределялась всеобъемлющим вниманием и заботой к кадетам их руководителей. Аименно, воспитателей, командиров и начальников, педагогов и лицами, вобязанностях которых эта задача выделялась особо.
Впрактике отечественной педагогики есть много исторических примеров того, как впроцессе развития педагогической мысли наше Отечество черпало основные приемы иметоды обучения и воспитания из опыта прошлого. Причем не только из разныхпедагогических школ Запада и Востока, но и тщательно анализировало и применялона практике опыт, накопленный в родных вузах страны. Именно такой опыт былнакоплен в Морском Кадетском корпусе прошлого, обращение к которому всовременных условиях как раз и является тем нетленным и неисчерпаемым кладеземподходов для решения довольно серьезных проблем в практике подготовки молодежик воинской службе в заведениях такого типа.
Многос тех пор утекло воды в Неве, где стоит на месте дворца опального Минихавеличественное здание в классическом стиле. Естественно, далеко не все традициистарейшего учебного заведения России сохранились до сей поры. Но неизменнымиостаются главные ценности, на которых воспитывались и воспитываются выпускникиМорского Кадетского корпуса: профессионализм, любовь к Отечеству, к флоту иизбранной профессии.
Заключение
Военные школы,прообразы кадетских корпусов, были созданы по воле Петра I как необходимое условие для успешногоосуществления военной реформы. Они предназначались для подготовки дворянскоймолодежи к военной службе в офицерских знаниях. России нужны были грамотные,сильные и думающие русские офицеры. И потому не случайно первым ее учебнымзаведением, основанным Петром Великим, стала школа математических и навигацкихнаук… Из стен Корпуса вышло немало людей, ставших славой России на военном,научном, политическом поприще.
ПедагогиМорского Кадетского корпуса, как и их воспитанники, жили в разные эпохи.По-разному складывались их судьбы, но всех их роднило чувство любви к своейРодине, воедино связывала честь, готовность до конца выполнить свой воинскийдолг.
К преподаванию в Морском Кадетском корпусе привлекали лучшихотечественных и зарубежных педагогов. Вначале это были петровские вельможи. Затемименитые профессора и герои-мореплаватели. Со временем часть преподавателейстали набирать из учеников окончивших Морской Кадетский корпус. Выбор воспитателейвозлагался непосредственно на директора Морского кадетского корпуса, откоторого требовали, чтобы это были «только люди истинно достойные, с чистоюнравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию». Также вместе своенными педагогами к ведению учебно-воспитательного процесса в корпусахпривлекались преподаватели и из числа гражданских лиц, или окончившихпедагогический институт, причем на конкурсной основе. Офицеры, проходящиеслужбу в Морском Кадетском корпусе, имели ряд преимуществ: повышенное денежноесодержание, сокращенный срок выслуги. Изначально преподаватели Морского Кадетскогокорпуса были исключительно дворянского происхождения, но с изменением статусаабитуриентов со временем изменялся и статус преподавателей. Наиболее способныхиз разночинцев решили оставлять в корпусе на должности подмастерьев преподавателей.Однако надо иметь в виду, что ученики геодезического класса (гимназисты, как ихтогда называли), кроме учебы, должны были прислуживать в столовой у кадет илигардемарин и питаться тем, что оставалось. Будущие преподаватели выходили практическииз прислуги, и это не могло не сказываться на отношении к ним и к их предметам.
Насовременном этапе дворянское происхождение не имеет значение в выборепреподавателей. На педагогическую работу в училища принимаются лица, имеющиенеобходимую профессионально-педагогическую квалификацию. Сравнивая возрастныерамки и социальный статус абитуриентов можно сделать вывод, что с Петровских донаших дней произошли некоторые изменения.
Морскойшляхетный кадетский корпус был создан в 1752 г. Новое названиеподчеркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения.В пореформенный период в Морской Кадетский корпус принимались детинедворянского происхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, главнымобразом офицерские дети. При поступлении не устанавливался объем знаний, отпоступавших требовалось только умение читать и писать по-русски. Срок обученияопределялся в 7 лет. На современном этапе в Морской Кадетский корпуспринимаются дети с 11 до 15 лет. Социальный статус не играет существенной роли,как в дореволюционное время. В первое десятилетие своего существованияпроизошли изменения в учебном процессе, что повлекло за собой передел системыобразования бытующий при Навигацкой школе. Процесс образования и воспитаниябыстрыми темпами продвигался вперёд. Учительский состав менялся, опытныепреподаватели сменяли нерадивых и консервативных. Каждая смена правящихмонархов вносила свои изменения в учебный процесс. Существовавшая политическаяи экономическая ситуации на каждом этапе выдвигали свои требования квыпускникам Морского Кадетского корпуса. Постепенно прогресс военногообразования в России становился всё заметнее. К концу 30‑х годовстановится более систематизированным и последовательным порядок прохожденияучебных предметов. Вводятся публичные экзамены. Определяется объём знаний покаждой дисциплине, начинается выпуск учебников. На современном этапе накопленогромный опыт педагогической работы. Нет недостачи в методической и учебнойлитературе. Организация учебного процесса в Морском Кадетском корпусеосуществляется на основе типового положения об общеобразовательном учреждении инормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в ведениикоторых находится Морской Кадетский корпус. Наряду с обучением будущих офицеровв Морском Кадетском корпусе большое внимание уделялось их воспитанию. Неслучайно, что воспитанников Морского Кадетского корпуса всегда отличали нетолько высокие профессиональные знания, широкая образованность и эрудиция, но итакие качества как патриотизм, чувство воинского долга, ответственность, достоинство,честь и преданность своему Отечеству. Несмотря на, казалось бы, строгую системуказарменного воспитания, иногда довольно жесткую воинскую дисциплину, вкадетских корпусах была заложена система воспитания военных кадров, отвечающаядуху времени, не уступающая многим зарубежным аналогам. Воспитательная работа вкадетских корпусах строилась на трех основополагающих принципах: самодержавие,православие и народность. Исходя из этого, она осуществлялась по трем основнымнаправлениям: церковно-религиозное, военное, духовно-нравственное воспитание.
Полнотаи глубина воспитательного процесса в Морском Кадетском корпусе во многомопределялась всеобъемлющим вниманием и заботой к кадетам их руководителей. Аименно, воспитателей, командиров и начальников, педагогов и лицами, вобязанностях которых эта задача выделялась особо. В практике отечественнойпедагогики есть много исторических примеров того, как в процессе развитияпедагогической мысли наше Отечество черпало основные приемы и методы обучения ивоспитания из опыта прошлого. Причем не только из разных педагогических школЗапада и Востока, но и тщательно анализировало и применяло на практике опыт,накопленный в родных вузах страны. Именно такой опыт был накоплен в Морском Кадетскомкорпусе прошлого, обращение к которому в современных условиях как раз иявляется тем нетленным и неисчерпаемым кладезем подходов для решения довольносерьезных проблем в практике подготовки молодежи к воинской службе в заведенияхтакого типа. Обращение к опыту, накопленному в Морском Кадетском корпусе нашегоисторического прошлого есть не просто дань моде, а необходимое условие развитиянашего общества, военного образования в обновляемой и реформируемой России. Наоснове анализа опыта предыдущих поколений, с учетом современных реалий, вродном Отечестве необходимо выработать концепцию обучения и воспитанияподрастающего поколения, годного не только для службы в Военно-Морском флотестраны 21-го века, но и активной жизни в новой России. Исходя из основныхположений концепции должна быть разработана, сформирована и научно обоснованапроводимая политика в данной области. Эта политика должна быть направлена наобеспечение в учебных заведениях данного типа, такого учебно-воспитательногопроцесса, который бы обеспечивал качественную подготовку военных кадров дляпринципиально новых армии и флота.
Списоклитературы
1. Алёхин Н.А. Развитиевоенно-педагогической мысли в России в XVIII веке: Дис…. канд. пед. наук. – М.,1995. – 114 с.
2. Алпатов Н.И. Очеркипо истории кадетских корпусов и военных гимназий в России. Рязань, 1948. – 216 с.
3. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательнаяработа в дореволюционной школе интернатного типа (Из опыта кадетских корпусов ивоенных гимназий в России) – М., Учпедгиз., 1958. – 244 с.
4. Веселаго Ф.Ф. Очеркистории Морского кадетского корпуса СПб., 1852. – 143 с.
5. Греков Ф.В. Краткийисторический очерк военно-учебных заведений, 1700–1910. – М., 1910. –192 с.
6. Коротков А.С. Морскойкадетский корпус. Крат. ист. очерк. СПб., 1901 – 227 с.
7. Ключевский В. Курс русской истории,т. IV, – М., 1989. – 400 с.
8. Мелентьев В.Д. Кутузов в Петербурге, – Л.:Лениздат, 1986. – 205c.
9. Меньшов В.М. Российскиекадеты. Т.2. – М., 2005. – 256 с.
10. www.xxl3.ru/kadeti/morskoi_kk.htm.
11. Http://gazeta.navi.ru.
12. Http:// www.korabel.ru.
13. Http://www.vvmure.ru/History/791.aspx.
14.www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/124/091.htm.
15. www.2day.ru/13941‑eshow.asp.
16. museum.edu.ru/catalog.asp?
cat_ob_no=&ob_no=13078.
17. Http://www.ruscadet.ru.
18. cadetcorps.ru/News/Default.aspx?page=2&school=0&union=0.
19.www.ruscadet.ru/history/rkk_1701_1918/1883_1918/mkk/comm.htm.
20. Http://encyklopedia.narod.ru.
21. www.encspb.ru/bibarticle.php? kod=797.