Реферат по предмету "Философия"


"Семь мудрецов"

""
Большуюроль в подготовке античной философии сыграли «семь мудрецов». Слова«семь мудрецов» ставят в кавычки, потому что этих мудрецов былобольше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их былообязательно семь. Это говорит, о том, что здесь проявлялась характерная дляпредфилосфского сознания магия чисел, которую мы находим и у Гесиода, поэтомуего поэма называлась «Труды и дни», ибо в конце поэмы Гесиодрассказывает о том, какие дни месяца благоприятны или неблагоприятны для техили иных дел.
Разныеисточники определяют состав «семи мудрецов» неоднозначно. Самыйранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. Это уже 4 в. до н. э. Вдиалоге Платона «Протагор» о мудрецах сказано: «К таким людямпринадлежали и Фалес Милотский. и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и нашСолон, и Клеобул Линдийский, и Мисон Хенейский, а седьмым между ними считалсялаконец Хилон». Позднее у Диогена Лаэрция место малоизвестного Мисона сбольшим на то правом занимает Периандр — коринфский тиран. Полагают, что Платонвывел Периаидра из состава «семи» из-за своей ненависти к тирании итиранам. Были и другие списки. Но во всех семерках иеизменно присутствовалочетыре имени: Фалес, Солон, Биант и Питтак. Со временем имена мудрецов былиокружены легендами. Например, Плутарх и своем произведении «Пир семимудрецов» описал явно вымышленную их встречу в Коринфе у Периандра.
Времядеятельностп «семи мудрецов» — конец 7 и начало 6 в. до н. э. Этоконец четвертого (после Эгейского неолита, Критской и Микеиской Греции и«гомеровской» Греции) периода в истории Эгейского мира — периодаархаической Греции (8 — 7 вв. до н. э.) и начало пятого периода. В 6 в. до н.э. Эллада вступает в век железа. На основе отделения ремесла от земледелиярасцветает античный полис — город-государство, в котором входящие в полиссельские местности экономически и политически подчинены городу. Развиваютсятоварно-денежные, вещные отношения между людьми. Начинается чеканка монеты.Власть евпатридов, «благородных», велущих свой род от родоначальнпковполубогов-героев, а тем самым идеологически обосновывающих свое право нагосподство, в ряде наиболее передовых полисов свергается. На ее место ставитсятирания. Тираническая антиаристократическая форма правления устанавливается вМегаре во второй половине 7 в. до н. э., в Коринфе, Милете и в Эфесе — в конце7 в. до н. э., в Сикионе и в Афинах — в начале 6 в. до н. э. В начале 6 в. дон. э. в Афинах была проведена реформа Солона. Отныне основой социальнойстратияфикации там стало не происхождение, а имущественное положение.
Обыденноеморальное сознание. Мудрость «семи мудрецов» нельзя отнести ни кнауке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источникфилософии, а именно — обыденное сознание, в особенности то, которое достигаетуровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках,поднимающихся иногда до большой обобщенности и глубины в понимании человека иего социальности. Этим, как помним, особенно отличалась китайская предфилософияи даже философия. Но то, что для Китая было судьбой, то для Эллалы было лишьэпизодом. Конечно, возможна историко-сравнительная тема «Конфуций и»семь мудрецов", но развить ее можно только в обшем контекстедревнекитайской и древнеиндийской предфилософии и философии. В отличие отдревнекитайской и древнеиндийской, древнегреческая философия возникла не какэтика, а как натурфилософия, а лучше сказать, «фисикофилософия».
Вместес падением политичеркой власти аристократии утрачивает свою гегемонию имифологическое мировоззрение, чья идеологическая функция в условиях обществ«бронзового века» состоит в обосновании, как мы уже сказали, праваземлевладельческой аристократии на господство над земледельцами. Со временемначинают складываться первые еще очень наивные, но все же немифологическиесистемы взглядов. Но на первых порах миру богов и героев противопоставляетсяосмысление обыденного сознания в афоризмах, в которых нет ничего отсверхъестественного мира. Это чисто житейская практическая мудрость, нодостигшая своего атомарного обобщения в сжатых мудрых изречениях.
Такиеафоризмы, или гномы, имели форму всеобшности. Аристотель определяет«гному» как «высказывание общего характера». Гномыпользовались большой известностью. Изречения «ничего сверх меры» и«познай самого себя» были даже высечены над входом в дельфийский храмАполлона. Диоген Лаэрций сообшает, что имена «семи мудрецов» былиофициально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии (582 г. до н. э.).
Тривида гном. В лице своих мудрецов античное мировоззренческое сознание обращаетсяот мифологических теогоний к человеку. Уже в Гссиодовых «Трудах иднях» зарождается нравственная рефлексия, осознание механизма общественныхзапретов и предписаний, дотоле работавшего стихийно. Но и в гномах можноувидеть зарожденпе древнегреческой этики. Конечно, этика — это наука онравственности, а не сама нравственность, но нравственное самосознание — этоуже начало этики. Античная мифология не отличалась ни нравственным уровнем, ниморализированием. Выше говорилось, что у Гомера все в нравственном отношениибезразлично, кроме мужества — этой главной и единственной добродетели итрусссти — главного и единственного порока. Упреки совести Одиссею неведомы.Между тем совесть — это переживание расхождения между должным и сущим вповедении человека. Конечно, нередко случается, что должное оказывается мнимым,плодом скорее предрассудка, чем разума, поэтому сами по себе укоры совести ещеничего не говорят о подлиниости или неподлинности должного. Но у Одиссея вообщенет никакого представления о должном.
Воснове складывающихся этических норм лежал один важнейший принцип. Он был четковыражен уже Гесиодом: «Меру во всем соблюдай!» Поэтому зло былопонято как безмерность, а благо — как умеренность. Нравственную безмерностьгреки называли «гюбрис» — наглость, нахальство, дерзость, грубость,глумление. Отсюда такие гномы, как изречение Солона «Ничего сверхмеры!» и изречение Клеобула «Мера — наилучшее». В этом же роде иболее конкретные изречения, например советы Бианта — «Говори кместу», Хилона — «Не позволяй своему языку опережать твойразум», Питтака — «Знай свое время» и т. д. Все эти гномыслужили проповеди гармонизации отношений между людьми путем их самоограничения.
Кэтим гномам примыкала гномическая (назидательная) поэзия Фокилида Милетского,Феогнида Мегарского и других поэтов-моралистов. Среди них мы снова находимнекоторых из «семи „мудрецов“. Хилону приписано двести стихов,Питтаку — шестьсот и Клеобулу — три тысячи. Выдающимся поэтом был мудрец изаконодатель Солон.
Вообщеговоря, античная предфилософская лирическая поэзия тактике сыграла свою роль вподготовке философии. В лирике происходит пробуждение личного самосознания,тогда как в эпосе личность поглощена родом. Мифология — дело родового сознания,а философия — личного. Предфилософская лирика в Элладе — это в основном лирикаионийских поэтов конца 8 — 7 и начала 6 в, до н. э. Она представлена именамиКаллина из Эфеса, Тиртея из Милета, Архилоха с Пароса, Терпандра с Лесбоса,доричесыим лириком Алкманом Спартанским — лидийцем из Сард, Алкеем и Сапфо сЛесбоса, Стесихором, Симонидом из Аморгоса, Мимнермом из Колофона.
Второйвид гном — это нечто большее, чем нравственные указания. Сюда прежде всегоотносится гнома „Познай самого себя!“ Она имела не тольконравственный, но и мировоззренческо-философский смысл, который, правда, былраскрыт лишь Сократом в 5 в. до и. э.
Третийвид гном — это гномы Фалеса. Фалес — первый во всем списках „семи“.Он же первый древнегреческий, древнезападный философ. Фалесу приписаны такиемудрые мировоззренческие изречения: „Больше всего пространство, потому чтооно все в себе содержит“, „Быстрее всего ум, потому что он всеобегает“, „Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть“,»Мудрее всего время, потому что оно все открывает" и некоторыедругие.
Имеяв виду именно Фалеса, Маркс говорил о том, что «греческая философияначинается с „семи мудрецов“ 1 /Маркс К., Энгельс Ф, Из раннихпроизведений. М., 1956, с. 131./. И менно Фалес распространил ту формувсеобщности, которая была достигнута в гномах, на мировоззрение. В этом емупомогло и занятие науками. Фалес был не только первым среди мудрецов, но ипервым античным ученым.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.istina.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.