Реферат по предмету "Педагогика"


Методика сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления

Оглавление
 
Введение
Глава I. Основыуправления педагогическими системами
1.1 Сущность и основные принципы управления педагогическимисистемами
1.2 Школа как педагогическаясистема и объект научного управления
Выводы по главе I
Глава II.Методики сбора, обработки, хранения информации в интересах повышенияэффективности внутришкольного управления
2.1 Мониторинг как система сбора, обработки, храненияинформации об образовательной системе
2.2 Методики сбора, обработки и хранения педагогической информации
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
Введение
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное,сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основепознания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепьпоследовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа,целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.
Эффективность управления педагогическими системами в значительноймере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность иполнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализеи обработке информации.
Трудности с использованием информации в управлении часто связываютсяс информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольномуправлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ееотсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательнойдеятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информациюоб успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем даннымиоб особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности,характера, способностей и др.
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важнознать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководительв своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование,работу с инструктивными и методическими материалами.
С внедрением технических средств и компьютеризации существенносократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должныбыть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологииуправления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.
В связи с этим выбрана тема курсовой работы — методика сбора,обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления.
Объектом курсовой работы является педагогическая информация.
Предметом выступают особенности методики сбора, обработки и храненияинформации в системе внутришкольного управления.
Целью данной работы является — определение методик сбора, обработкии хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления.
Исходя из цели работы, основными задачами являются:
1. Рассмотреть сущность и основные принципы управления педагогическимисистемами;
2. Рассмотреть школу как педагогическая система;
3. Изучить мониторинг как система сбора, обработки, храненияинформации об образовательной системе;
4. Проанализировать методики сбора, обработки и хранения педагогическойинформации.
Для достижения поставленных в работе целей и задач была проанализированалитература следующих авторов: теоретические основы внутришкольного управления (Т.М.Давыденко, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник,П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова), теоретические основы педагогическогомониторинга (В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова,Д.М. Полев, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов).
В работе использованы следующие методы: теоретический анализпедагогической, психологической литературы, обзор материалов по вопросам внутришкольногоуправления и образовательного мониторинга.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам,заключения, списка литературы, состоящего из 21 источника. Общий объем работы: 35страниц в компьютерном исполнении.
Глава I. Основы управленияпедагогическими системами/>1.1 Сущность и основные принципы управления педагогическимисистемами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремлениеосмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать емустрогий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественныхи зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не тольков области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальныхсистем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленнаяна выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления всоответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достовернойинформации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальныесистемы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования,функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектамиуправления системой образования в данном случае выступают Министерство образованияРоссийской Федерации, управления образования края, области или города, а также районныеотделы образования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальнаясистема выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говоритьоб управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемамиболее общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостныйпедагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы,система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др.Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущностьи содержание внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное,сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основепознания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепьпоследовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа,целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалосьв таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления;влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней вкачественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогическоготруда и др.
Теория управления школой существенно дополняется теорией внутришкольногоменеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекаетпрежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего)строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания дляних ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теориювнутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческихпроблем дают основание для разработки самостоятельного направления — внутришкольногоменеджмента.
Любая деятельность, в том числе управленческая, основываетсяна соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководительпри выполнении всех управленческих функций. В специальной литературе имеются попыткиопределить совокупность принципов, регулирующих протекание отдельных функций: целеполаганияи планирования, организации и контроля и др. Мы же обратимся к характеристике принципов,имеющих отношение ко всем функциям, ко всему управленческому циклу.
Принципы управления являются конкретным проявлением и отражениемзакономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты внутришкольногоуправления относят такие закономерности, как зависимость эффективности функционированиясистемы управления учебно-воспитательной работой от уровня структурно-функциональныхсвязей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методовуправления учебно-воспитательной работой характером содержания и методов организациипедагогического процесса в школе и др. В числе ведущих закономерностей внутришкольногоуправления называют также аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичностьуправления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческойдеятельности.
Вытекающие из закономерностей управления принципы управлениявыступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора впрактической деятельности. К основным принципам относятся:
демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;
системность и целостность в управлении;
рациональное сочетание централизации и децентрализации;
единство единоначалия и коллегиальности;
объективность и полнота информации в управлении педагогическимисистемами.
Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельностии инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условииоткрытости обсуждения и принятия управленческих решений. Выборность руководителейшколы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогическихкадров — проявления демократических начал в школьной жизни. Гласность в управлениишколой основывается на открытости, доступности информации.
Системность и целостность в управлении. Понимание системной природыпедагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управленияим.
Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметьясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих этусистему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Однако в управлениишколой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которыевозникают, складываются или разрушаются между этими частями. Иначе говоря, каковаструктура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системообразующих,такова и перспектива развития этих связей и отношений. Следовательно, наличие структурыи составляет второй признак системы. Третий компонент системы обладает своими свойствамии характеристиками, но в своем взаимодействии они образуют новое, интегративноесвойство системы, несводимое к свойствам отдельных компонентов. Устойчивость интегративногосвойства определяется целостностью системы. В управлении школой важно помнить ио проявлении четвертого свойства системы — о ее тесной и специфической связи с внешнейсредой. Взаимодействие школы и среды может протекать в двух формах. В первом случаешкола приспосабливается к внешней среде, перестраивая свои процессы, а во втором- школа подчиняет среду для достижения своих целей.
Рациональное сочетание централизации и децентрализации. Историяшколы и педагогики лишний раз доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведетк усилению администрирования в управлении. Централизация в управлении сковываетинициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся простоисполнителями принимаемых без их участия и желания решений. В условиях одностороннейцентрализации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузкакак руководителей, так и исполнителей.
Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализацияданного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлениицелостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно оперетьсяна опыт коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставитьразные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальностьвместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученноедело.
Объективность и полнота информации в управлении педагогическимисистемами. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мереопределяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнотаинформации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе иобработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматриваютлибо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупностьсведений о состоянии системы и окружающей среды (Ю.А. Конаржевский, Л.И. Новикова).
Трудности с использованием информации в управлении часто связываютсяс информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольномуправлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ееотсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательнойдеятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информациюоб успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем даннымиоб особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности,характера, способностей и др.
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важнознать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководительв своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование,работу с инструктивными и методическими материалами.
С внедрением технических средств и компьютеризации существенносократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должныбыть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологииуправления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.
В управлении педагогической системой важна любая информация,но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционированияуправляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различнымпризнакам:
по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;
по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная,организационная;
по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная;
по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная.
Формирование информационных банков данных, технологий их оперативногоиспользования повышает научную организацию управленческого труда.
1.2 Школа как педагогическая система и объект научногоуправления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейсяи управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогическойсистемой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять,влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы,таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества,которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9 — 11 лет). Цели определяютсодержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразиеформ и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно присоответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическаясистема характеризуется уровнем достигнутых результатов.
Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостныйхарактер, компоненты педагогической системы должны быть представлены как необходимыеи достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа какпедагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условийфункционирования, структурных и функциональных компонентов. Системообразующие факторыпредставлены факторами целей и результатов; условия функционирования — социально-педагогическимии временными условиями; структурные компоненты — управляющей (педагогический коллектив)и управляемой (ученический коллектив) системами, содержанием, средствами, формамии методами педагогической деятельности; функциональные компоненты — педагогическиманализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированиеми коррегированием.
Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управленияозначает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностныхлиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целейи достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученическогоколлективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методовучебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесообразностьпедагогической системы и продуктивно влиять на обновление составляющих ее компонентов.
Системообразующие факторы педагогической системы. Важнейшим системообразующимфактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цельсовместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоническое развитиесущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.Цель школы — сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную,нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и другую культуруличности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельнымнаправлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управленияявляется умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправлениянамечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общейцелью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.
Результаты, как системообразующий фактор, определяются совокупностьюнаиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанностикак отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованнойсистемы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическимсостоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельныхзвеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.
педагогическая система школа управление
Социально-педагогические и временные условия функционированияпедагогической системы. Под социально-педагогическими условиями функционированияпедагогической системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояниеи развитие. В управлении школой принято выделять, как минимум, две группы условий:общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные,национальные, географические условия. К специфическим — особенности социально-демографическогосостава учащихся; местонахождение школы (городская или сельская); материальные возможностишколы; воспитательные возможности окружающей среды. Существенным показателем эффективностипедагогического процесса является характер морально-психологической атмосферы впедагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогизации родителей учащихся.
Временная характеристика педагогической системы складываетсяиз трех взаимосвязанных периодов, обусловленных особенностями возрастного, индивидуально-психологическогоразвития детей, введением трех ступеней общеобразовательной школы (начальное общее- I — III (IV) классы; основное общее — IV (V) — IX классы; среднее (полное) общееобразование — X (XI) классы), охватывающих в общей сложности одиннадцать лет совместнойработы школы и ученика. Каждая ступень общего образования решает свои специфическиезадачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитиюличности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствуетнакоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующемуих переходу в новые качественные личностные образования. Переход от одной ступениобучения к другой является значительным скачком в индивидуально-личностном развитии.
Системообразующие факторы, социально-педагогические и временныеусловия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.
Структурные компоненты педагогической системы. Решающая рольв любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъектууправления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогическойсистемы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителейили управляющей системы.
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллективпедагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширенияих функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникаетпроблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинствашкол представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень — директор школы, назначаемый государственныморганом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета.Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень — заместители директора школы, школьный психолог,социальный педагог, ответственный за организацию общественно-полезного труда, помощникдиректора школы по административно-хозяйственной части.
Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руководители,выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, кружкамв системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги,взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениямидополнительного образования.
Четвертый уровень — учащиеся. Выделение данного уровня подчеркиваетсубъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясьобъектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
Основное место в управляемой системе принадлежит ученическомуколлективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольныйколлектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представленаученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями,кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразиевидов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической,общественно полезной), в которых участвуют школьники.
Содержание как структурный компонент целостного педагогическогопроцесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением — гимназией,лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или общеобразовательнойшколой.
Методы организации целостного педагогического процесса должныотражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтомунаряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулированияи самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведениядиагностики индивидуального развития, коррекции и др.
Таким образом, выделение системообразующих факторов, социально-педагогическихи временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организациюпедагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировкикаждого компонента в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения.Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зренияорганизаторов и руководителей педагогической системы.
Указанные компоненты не существуют сами по себе, они вплетеныв деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогическойсистемы. В основе функциональных компонентов лежат и устойчивые базовые связи основныхструктурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога. Функциональныекомпоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль,регулирование и коррегирование — отражают педагогический процесс в движении, изменении,определяя логику его развития и совершенствования.
 Выводы по главе I
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальнаясистема выступает объектом внутришкольного управления. Внутришкольное управлениепредставляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостногопедагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с цельюдостижения оптимального результата. К основным принципам внутришкольного управленияотносятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системностьи целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации;единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлениипедагогическими системами.
Трудности с использованием информации в управлении часто связываютсяс информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольномуправлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ееотсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы еесбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель в своей деятельностиактивно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивнымии методическими материалами.
Методы организации целостного педагогического процесса должныотражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтомунаряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулированияи самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведениядиагностики индивидуального развития, коррекции и др.
Глава II. Методики сбора,обработки, хранения информации в интересах повышения эффективности внутришкольногоуправления
 2.1 Мониторинг как система сбора, обработки, храненияинформации об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса,необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательноеучреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится тои получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек.
Одним из эффективных методов получения объективной, развернутой,сопоставимой и своевременной информации о состоянии и качестве образовательногопроцесса, наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля,становится мониторинг (регулярное, протяженное во времени отслеживание).
Термин «мониторинг» пришел в педагогику из экологиии социологии. В экологии мониторинг — это непрерывное наблюдение за состоянием окружающейсреды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. Всоциологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающихсостояние социальной среды.
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, храненияи распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах,ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянииобъекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования,так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности,знания и т.д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг:эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления,состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровеньразвития обучающихся и состояния успеваемости, качества знаний, умений и навыков,качества преподавания предмета, анализа конечных результатов функционирования школы.
Мониторинг это не просто контроль, не просто диагностика чего-либо.Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решениезадач управления и высокой технологичности.
Управление школой на основе мониторинговой информации позволяетосуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Одним из перспективных средств совершенствования образовательногопроцесса становится педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг можно представить как диагностику состоянияи качества функционирования образовательной системы. Как и любая диагностика, онапредполагает: во-первых, отбор тех направлений и аспектов, по которым будут проводитьсяисследования и анализы; во-вторых, разработку критериев оценки каждого из аспектови способов их измерений; в-третьих, проведение отслеживания качества функционированияобразовательной системы по каждому критерию и, наконец, обобщенный анализ полученныхданных и принятие решения.
Под понятием технологии педагогического мониторинга понимаетсяпоследовательность действий и система процедур, используемых службой мониторингадля экспертизы качества деятельности школы. Внедрение системы педагогического мониторингав практику школы позволяет предполагать, что предметом педагогического мониторингастанет педагогическая система в целом, в которой можно выделить несколько крупныхблоков.
К первому блоку относится все, что касается личности школьника:уровень развития; уровень учебных достижений; уровень воспитанности; уровень здоровья.
Второй блок охватывает непосредственно образовательную систему:учебные планы; образовательные программы; реализуемые педагогические технологии;психологические основы образовательного процесса; качественные показатели работыучебной деятельности школы.
К третьему блоку относится информация о педагогическом коллективе:его качественная характеристика; уровень профессиональной компетентности педагогическихкадров; эффективность школьной системы повышения квалификации.
Внедрение системы педагогического мониторинга в школьную практикупозволяет рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа,идет постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректируютсявсе виды управленческой деятельности и выявляются пути и условия повышения эффективностии качества целостного педагогического процесса. Таким образом, мониторинг становитсясредством управления реформированием развития школы.
К процедуре педагогического мониторинга предъявляются определенныеорганизационно-методические требования: параметры отслеживания и набор показателеймониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода;критерии мониторинговых исследований должны носить оценочный характер; регулярно,с определенной периодичностью, набор показателей и критериев оценки качества образовательногопроцесса должен корректироваться.
Для успешного внедрения педагогического мониторинга в практическуюдеятельность школы обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практическогои аналитического.
1 этап — подготовительный: постановка цели; определение объекта;установка сроков проведения; изучение соответствующей литературы; изучение имеющегосяпедагогического опыта; разработка инструментария для проведения мониторинга.
2 этап — практическая часть мониторинга: сбор информации.
К методам сбора, обработки и накопления информации относятся:экспертный опрос, наблюдение, анализ документации, посещение уроков, контроль, анкетирование,тестирование.
3 этап — аналитический: систематизация полученной информации;анализ имеющихся данных; разработка рекомендаций на последующий период.
Главным инструментом мониторинга является педагогическая диагностика(с греческого «распознавание»).
В настоящее время существуют самые различные диагностическиеметодики. Педагогическую диагностику мы рассматриваем как теорию и практику постановкидиагноза с целью прогноза дальнейшего состояния объекта изучения и принятия решенияо возможностях воздействия на данное состояние.
Функционирование системы диагностики связано с решением конкретныхзадач. Диагностика может быть направлена на выявление исходного (начального) состояния,что в дальнейшем позволит определить «прирост» знаний, проанализироватьдинамику процесса обучения. Она может ставить задачу выявления динамики образовательногоразвития каждого обучаемого, сопоставления реальных результатов с запроектированнымина отдельных этапах образовательного процесса. Диагностика, осуществленная в концечетверти (триместра, полугодия, года, всего курса), направлена на оценку результативностиработы как учащихся, так и самого учителя за этот период.
Цель школьного мониторинга заключается в том, чтобы стимулироватьработу школьного коллектива и каждого его члена по повышению качества образования,облегчить принятие управленческих решений; оценивать результаты учительской и ученическойдеятельности, проводить своевременный анализ и корректировку образовательного процесса.
 2.2 Методики сбора, обработки и хранения педагогическойинформации
Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое)отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений,оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационноеобеспечение управления.
Сбор, обработка и хранение информации входят в этапы внутришкольногоконтроля.
Назовем основные формы сбора информации:
Тематический контроль. Цель: Глубокоеизучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы и/или изучениесистемы работы учителя в границах учебной темы.
Фронтально-обзорный контроль. Цель:Пилотажное изучение коллектива учащихся и/или работы группы учителей, всех педагоговпо общим вопросам.
Сравнительный контроль. Цель: Параллельноеизучение личности учащихся, классов и/или работы отдельных учителей.
Персональный контроль. Цель: Всестороннееизучение личности конкретного ребенка и/или системы профессиональной деятельностиотдельного педагога.
Классно-обобщающий контроль. Цель: Изучениекачества знаний, умений учащихся и/или качества преподавания в конкретном классе.
Предметно-обобщающий контроль. Цель:Изучение знаний, умений учащихся и/или качества преподавания по отдельным учебнымкурсам.
Комплексно-обобщающий контроль. Цель:Всестороннее изучение учащихся и/или работы учителей в конкретном классе, параллели,ступени обучения.
Оперативный контроль. Цель: Изучениенеожиданно возникших проблем в образовательном процессе.
Для сбора и обработки информации возможно использование методаизучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественнаяхарактеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документациишколы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классныежурналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учетавыдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей,книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказовпо школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещенияуроков и др. Даже сам факт изобилия школьной документации говорит о многообразиии богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документациясодержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив,что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.
В школьной практике широко используются социологические методысбора информации: тестирование; анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение;беседа; метод педагогического эксперимента, метод хронометрирования. Они позволяютпроверяющему быстро получить интересующую его информацию, причем в предлагаемыеметодики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчетена заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.
Метод тестирования. Тест (анг. — проба,испытание, исследование) представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемыхиспытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценкатеста производится по числу правильных ответов.
Тестовая методика позволяет получать более объективные и точныеданные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов.
Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественногоанализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.
По структурным признакам могут быть:
1. закрытые тесты и тесты со свободно конструируемым ответом;
2. тесты с альтернативным, множественным и перекрестным выборомответа;
3. тесты на скорость и на сложность, состоящие из все более усложняющихсязаданий;
4. тесты с выводом и обработкой ответов с помощью ЭВМ и без них.
Метод наблюдения определяется как непосредственное восприятиепроверяющим изучаемых педагогических явлений, процессов. Наряду с непосредственнымпрослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сампроцесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям.Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательнойактивности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемостьшкольников, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации,объемов освоенного материала, фактов личной инициативы учащихся в добывании знаний.
Различаются несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное,где действуют или проверяющий или факты фиксируются по нескольким косвенным показателям.Выделяются, далее, сплошные или дискретные наблюдения. Первыми охватываются процессыв целостном виде. От их начала и до конца, до завершения. Вторые представляют собойпунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов. Например,при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдаетсявесь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока.
К разновидностям наблюдений относят и такие, как открытое и конспиративноенаблюдения. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности,а деятельность проверяющего воспринимается визуально. Конспиративное наблюдениепредполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых. Разница между первыми вторым состоит в сопоставлении данных о ходе педагогических процессов и поведенииучастников образовательно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорностии свободы от глаз посторонних.
Хранение материалов наблюдения фиксируются с помощью таких средств,как протокольные, дневниковые записи, видео-кино-регистрации, фонографические записии др. В заключение подчеркнем, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен.Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления педагогических фактов. Внутренниеже процессы остаются для наблюдений недоступными.
Беседа, анкетирование, интервьюирование — это общеизвестные разновидностиопросных методов. Беседа — диалог проверяющего с испытуемыми по заранее разработаннойпрограмме. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов,обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых,формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы соскрытым смыслом; вопросы, проверяющие искренность ответов и другие. Практикуютсяоткрытые и скрытые фонограммы исследовательской беседы.
Близок к методу беседы метод интервью. Здесь проверяющий какбы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу.Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренностииспытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальныхконтактов, симпатий, вызываемых проверяющим у испытуемых. Лучше, если ответы респондентовне будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памятипроверяющего. Не допускается в педагогической науке оба опросных метода, смахивающихна допрос.
Анкетирование как письменный опрос белее продуктивен, документален,гибок по возможностям получения и обработки информации. Существует несколько видованкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении исборе заполненных анкет проверяющим при непосредственном его общении с испытуемыми.Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкетыс инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес проверяющейорганизации. Прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете.После заполнения таких анкет читателями редакция оперирует полученными данными всоответствии с целями научного или практического замысла опроса.
Известны три типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы безсопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построенатак, что на каждый вопрос даются готовые для выбора анкетируемым ответы. Наконец,смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагаетсяна выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулироватьответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.
Организация анкетного опроса предполагает тщательную разработкуструктуры анкеты, ее предварительное испытание путем так называемого «пилотажа»,т.е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых. После этого дорабатываютсяформулировки вопросов, тиражируются анкеты в достаточном количестве и выбираетсятип анкетирования. Техника обработки анкет предопределяется как числом лиц, вовлеченныхв опрос, так и степенью сложности и громоздкости содержания анкеты. Обработка«вручную» производится путем подсчетов типов ответов по категориям запоминающего.Машинная обработка анкет возможна при индексированных и поддающихся формализации,статистической обработке ответов.
Поскольку с помощью анкет можно собрать большой материал, онтребует и количественной обработки.
Количественная обработка может дать, прежде всего, общие данныео количестве утвердительных и отрицательных ответов, полученных по каждому вопросуанкеты.
При проведении экспериментальной проверки в разных местах большуюнаглядность этим данным придает сведение их в общие таблицы.
Таким образом, общая методика обработки анкетных данных сводитсяк их тщательному подсчету, проведению внимательного анализа всех случаев заметногосовпадения, разнобоя в данных, разброса.
Метод педагогического эксперимента. Под педагогическим экспериментом понимается методисследования, который используется с целью выяснения эффективности применения отдельныхметодов и средств обучения и воспитания.
Для педагогического эксперимента характерно, что проверяющийактивно включается в процесс возникновения и течения исследуемых явлений. Тем самымон проверяет свои гипотезы не только об уже существующих явлениях, но и о тех, которыенужно создать.
В отличие от обычного изучения педагогических явлений в естественныхусловиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет целенаправленноизменять условия педагогического воздействия на испытуемых.
При проведении эксперимента необходимо учитывать множество характеров,особенностей воспитания и способностей учащихся, а также особенности учителей, общественныеидеалы, и даже быстро меняющуюся моду, так как ее влияние на поступки молодежи оченьвелико. В педагогическом эксперименте объект исследования может сознательно помогатьили сопротивляться экспериментатору. В этот состоит основное отличие педагогическогоэксперимента от физического, биологического или инженерного.
В педагогике эксперимент выступает в тесной взаимосвязи с другимиметодами исследования. Педагогический эксперимент является методом комплексногохарактера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед,интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создания специальных ситуацийи др.
Все эти методы применяются как на первом этапе проведения педагогическогоэксперимента для того, чтобы «замерить» начальное состояние системы, таки для последующих более или менее частых «срезовых» замеров ее состояний,чтобы на завершающей стадии сделать вывод о справедливости выдвинутой гипотезы.Педагогический эксперимент — это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенныйдля объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.
Метод хронометрирования используется при изучении режима работы школы,рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причинперегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтенияи др.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования,тестирования, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента частоприменяются математические методы исследования с использованием статистических пакетовприкладных программ (Statistica, Stadia, SPSS, SyStat).
Необходимо также отметить возможность использования для статистическойобработки данных табличного редактора Microsoft Excel. Данный редактор позволяетзаносить данные исследования в электронные таблицы, создавать формулы, сортировать,фильтровать, группировать данные, проводить быстрые вычисления на листе таблицы.С табличными данными также можно проводить статистические операции, если подключёнпакет анализа данных.
Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастерадиаграмм также даёт возможность построить на основании результатов статистическойобработки данных различные графики и гистограммы, которые можно впоследствии использоватьна других этапах исследования.
Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического исследованиякомпьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работупроверяющего по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмовинформации, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, бесед, интервью, анкетированияи других методов исследовательской работы. Это позволяет проверяющему сэкономитьвремя, избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы изэкспериментальной части работе.
Порядок хранения материалов исследований определяется руководителем образовательногоучреждения в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.
Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм,тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронномносителе. Проверяющий может хранить и обрабатывать большие массивы информации спомощью CD, DVD — дисков, внешних накопителей на магнитных дисках, Flash-дисков.
Подводя итог, можно сказать, что общеобразовательное учреждениеи проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтисьсегодня без применения информационных технологий.
 
Вывод по главе II
Одним из эффективных методов получения объективной, развернутой,сопоставимой и своевременной информации о состоянии и качестве образовательногопроцесса становится мониторинг. Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки,хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ееэлементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющаясудить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическоепланирование и принятие управленческих решений. Педагогический мониторинг, представляющийсобой постоянное отслеживание состояния педагогической системы с целью принятияуправленческих решений, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления.
В школьной практике широко используются социологические методысбора информации: тестирование; анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение;беседа; метод педагогического эксперимента, метод хронометрирования. Они позволяютпроверяющему быстро получить интересующую его информацию.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования,тестирования, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента частоприменяются математические методы исследования с использованием статистических пакетовприкладных программ.
На этапе сбора и обработки данных педагогического исследования компьютерсегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работу проверяющегопо регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмов информации. Этопозволяет проверяющему сэкономить время, избежать ошибок при расчётах и сделатьобъективные и достоверные выводы из экспериментальной части работе.
Заключение
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное,сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основепознания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепьпоследовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа,целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.
Эффективность управления педагогическими системами в значительноймере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность иполнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализеи обработке информации.
Трудности с использованием информации в управлении часто связываютсяс информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольномуправлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ееотсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательнойдеятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информациюоб успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем даннымиоб особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности,характера, способностей и др.
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важнознать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководительв своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование,работу с инструктивными и методическими материалами.
С внедрением технических средств и компьютеризации существенносократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должныбыть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологииуправления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальнаясистема выступает объектом внутришкольного управления. К основным принципам внутришкольногоуправления относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами;системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации;единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлениипедагогическими системами.
Одним из эффективных методов получения объективной, развернутой,сопоставимой и своевременной информации о состоянии и качестве образовательногопроцесса становится мониторинг. Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки,хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ееэлементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющаясудить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическоепланирование и принятие управленческих решений. Педагогический мониторинг, представляющийсобой постоянное отслеживание состояния педагогической системы с целью принятияуправленческих решений, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления.
В школьной практике широко используются социологические методысбора информации: тестирование; анкетирование, опрос, интервьюирование, наблюдение;беседа; метод педагогического эксперимента, метод хронометрирования. Они позволяютпроверяющему быстро получить интересующую его информацию.
Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования,тестирования, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента частоприменяются математические методы исследования с использованием статистических пакетовприкладных программ.
На этапе сбора и обработки данных педагогического исследованиякомпьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работупроверяющего по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмовинформации. Это позволяет проверяющему сэкономить время, избежать ошибок при расчётахи сделать объективные и достоверные выводы из экспериментальной части работе.
Список литературы
1. Андреева, В.А. мониторинговые исследования — одно из основных направленийв работе администрации школы // Завуч начальной школы. — № 5. — 2001. — С.104 — 111.
2. Башарина, Л.А. Мониторинг учебного процесса в школе // Завуч. — № 5. — 2001.- С.42.
3. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И. Шамовой.- М., 1991.
4. Горб, В.Г. Педагогический мониторинг как система научно-обоснованного слеженияза ходом образовательного процесса в Высшей школе МВД. — Екатеринбург, 1997.
5. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М., 1993.
6. Кондаков, М.И. Теоретические основы школоведения. — М., 1982.
7. Крамаренко, И.С. Мониторинг образовательного процесса. // Завуч. — № 1.- 2001. — С.37.
8. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании. — Спб., 1998.
9. Максимов, В.Т. Педагогическая диагностика в школе. — М., 2002. — 269 с.31.
10. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И. Шамовой. — М., 1992.
11. Моисеев, А.М. Внутришкольное управление. — М., 1998. — 75 с.32.
12. Орлов, А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика,1996. — №3.
13. Орлов, АЛ. Управление учебно-воспитательной работой в школе. — М., 1990- 1991.
14. Палий, Т.М. педагогический мониторинг как средство создания школы гуманныхдемократических отношений. // Завуч. — № 5. — 2001. — С.28.
15. Редина, В.П. Роль и значение педагогического мониторинга в деятельности руководителяучреждений. / В.П. Редина, О.И. Зубарева // управление в образовании. — № 3. — 2003.- С.17.
16. Сантурова, С.М. Менеджмент в образовании: теория и практика. — М., 1993.
17. Сеньчукова, И.В. Социально-психологический мониторинг в образовании // Психолого-педагогическийжурнал. — № 1. — 2001. — 15 с.
18. Столяренко, Л.Д. Педагогика. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. — 448
19. Сунцов, Н.С. Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики.- М., 1982.
20. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред.М. М.Поташника. — М., 1992.
21. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования. — М., 1998.- 34 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.