Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1.1 История трудового обучения и воспитанияв России
1.2 История появления гончарногоремесла
Глава 2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАМА ПО РАЗДЕЛУХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
2.2 УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.3 Тематическое планирование
2.4 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
3. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
3.1 ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
3.2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
3.3 МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
ВЫВОД
Список литературы
Приложения
/>ВВЕДЕНИЕ
Как известно, глина – один из самыхдревних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы,архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирныеукрашения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в историичеловеческой цивилизации. Данная программа направлена на приобщение детей кмиру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной изнакомство с истоками русского народного ремесла.
Детское сердце чутко к призывутворить Красоту, важно только, чтобы за призывами следовал труд. А так как первыесамостоятельные шаги в творчестве для ребенка нелегки, то от него потребуетсянемалое терпение, усидчивость, трудолюбие — те качества, которые будутразвиваться в процессе занятий прикладным творчеством.
Общеобразовательное и воспитательноезначение лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном иэтическом развитии учащихся.
Занятие лепкой даёт возможностьиспользовать разнообразные формы работы, через дидактические игры признакомстве с формой предмета, его фактурой и физическими особенностями, занятияпроходят в спокойной, доброжелательной атмосфере, при общем взаимопонимании,при этом подходе предполагается сотрудничество учителя и ученика, формированиеактивной жизненной позиции учащихся.
Кроме того, общение с природой,работа с природным материалом учит детей замечать различие форм и красококружающего мира, пробуждает в детях интерес и любовь к природе, учит бережномуотношению к ней.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества дляразвития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звенешколы.
Целью данной курсовой являетсяраскрытие широких возможностей социализации обучающихся в процессе привития трудовыхнавыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления иэстетического вкуса.
Задачи:
· Обучить основным приёмам и навыкамработы с глиной.
· Знакомить с разнообразиемдекоративно-прикладного искусства.
· Развивать художественно-творческиеспособности у каждого ребёнка.
· Воспитывать усидчивость, внимательность,умение работать в коллективе.
· Развивать у детей тонкую моторикурук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
· Способствовать ранней профориентациипосредством включения в практическую деятельность.
· Содействовать укреплению общихинтересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместныхпраздников и мероприятий.
ГЛАВА1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1.1 История трудового обучения и воспитания в России
Трудовоевоспитание – это многогранный, диалектический процесс, в результате которогоподрастающая смена перенимает у старших поколений трудовой и социальный опыт итем самым практически, идейно и нравственно готовится к труду, к управлениюпроизводством и государством
В свое время А.С.Макаренко говорил отом, что теория должна повернуться лицом к практике, всех нас объединялазадача– помочь подростку достичь того уровня духовной и нравственной высоты,чтобы ему открылась красота труда, чтобы он понял: в любой профессии можностать творцом.
Совершенствование подготовки молодежик самостоятельной трудовой жизни – программное требование в современном этапе.Это требование связано с глубокими преобразованиями в содержании труда,необходимостью коренного улучшения общеобразовательной и профессиональнойподготовки, созданием единой системы непрерывного образования, уточнением егосодержательной базисной основы.
В ходе реформы общеобразовательной ипрофессиональной школы этапу способствует широкое введение, начиная с 1986учебного года систематического общественно полезного, производительного трудашкольников, более полное и прочное соединение его с учением, переход отпроизводительного труда как элемента учебно-воспитательной работы к труду какоснове и всеобщему принципу работы школы.
Более полно используются возможноститрудовых коллективов взрослых в организации производительного труда учащихся,расширяются прогрессивные, в том числе бригадные формы организации трудашкольников, усиливаются профессиональная и творческая направленность их трудовойдеятельности. Его положение о ведущей роли труда в целостном процессеформирования личности молодого человека звучит сейчас особенно актуально.Творчески используются его идеи в трудовой и профессиональной подготовкешкольников – это значит осмысление с учетом новых возможностей иобразовательно-воспитательных задач, стоящих перед современной школой.
В педагогической практике творческоеприменение опыта А.С.Макаренко наиболее эффективно проявлялось не только всоздании “школьного производства”, имея в виду его многообразные формы, но и вучастии подростков и старшеклассников в производительном труде в условияхтрудовых коллективов в форме промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, предприятий обслуживания. В ходе реализации реформы школы опытсоздания ученических сельскохозяйственных бригад, учебно-производственных цехови участков на промышленных предприятиях, формирования трудовых отрядов и бригадполучает все большее распространение и развитие.
В условиях становления рыночныхотношений, роль трудового воспитания молодежи существенно возрастает.Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связиактуализируется проблема подготовки молодежи к труду. На передний план теории ипрактики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Важная часть трудовоговоспитания и обучения непосредственное овладение трудовыми умениями и навыками.
В современных условиях значительновозросла потребность в знаниях психологических основ трудового воспитания.Содержание требует от учителя основательной психологической вооруженности,умение учитывать, в своей работе возрастные особенности ребенка, закономерностиформирования его личности.
Современная школа должна растить,обучать и воспитывать подрастающее поколение с максимальным учетом тех общественныхусловий, в которых они будут жить, и работать в новом веке. Создаются новыевозможности для дальнейшего роста производительности труда во всех сферахматериального и духовного производства, повышаются интеллектуальный потенциалобщества, всестороннее и гармонически воспитывается современный человек.
Опыт человечества показывает, чтонравственные нормы не изобретаются, не создаются намеренно, по указке – онивозникают из повседневной жизни.
Наиболее благоприятное условие дляактивного проявления человеком качеств личности предоставляет труд.
Правильно организованное участиедетей в трудовой деятельности является ведущим фактором всестороннего развитияи воспитания подрастающего поколения.
Трудовая деятельность развиваетинтерес к работе, дает возможность почувствовать радость творения, играетважную роль для выбора профессии.
Трудовая деятельность даетвозможность детям познать окружающий мир в действительности, дает возможностьприменять теоретические знания, полученные на уроках и практических занятиях.
Труд оказывает положительное влияниена формирование положительных качеств личности, на развитие умственныхспособностей человека, на развитие и совершенствование творческой активности, впроцессе труда человек крепнет физически, развиваются его трудовые умения инавыки. 1.2История появления гончарного ремесла
Археологические находки во многихдревнерусских городах свидетельствуют о широком развитии на Руси гончарногоремесла. В Древней Руси применяли большей частью двухъярусные (нижний, топочныйярус зарывали в землю), гончарные горны, но были и одноярусные.
Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть,называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Очень часто,например, в Домострое, слово «сосуд» употребляется как общее слово для названиястоловой посуды. Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке.
Овальные горшки, наряду с котлами,были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи.
Форма горшков была хорошоприспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находилисьна одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытомочаге, а сбоку.
«Горшок, поставленный в печь,обкладывали вокруг нижней узкой части дровами или углями. Таким образом, оноказывался охваченным жаром со всех сторон». В русской избе было очень многоразнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различныхцелей – варения каш, похлебок, кипячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок,только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплеталиберестой.
Горшки в семье берегли, обращались сними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой ииспользовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку:«Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал».
Учитывая ту большую роль, какую игралгоршок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множествоповерий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбойгоршка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах.Например, битьё горшков в помещении, где проводили первую брачную ночь молодые,должно было символизировать перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчинойи женщиной. В народных поверьях горшок выступал как оберег, сосуд, в котороммогла накапливаться волшебная сила.
Корчага – это глиняный сосуд большихразмеров, который использовали как для хранения напитков, так и для ихприготовления, в том числе: нагревания воды, варки пива, кваса, браги и другихкрепких напитков. Корчага представляла собой нестройный, развалистый сосуд, вполбочонка, с широким горлышком и суженным днищем. Процесс варки пива (мёда) вкорчаге был не совсем обычен, поэтому до наших дней дошло понятие «корчажноепиво (мёд)», то есть пиво (мёд), приготовленное с помощью варки (высидки) врусской печи.
Само слово «корчага» являетсяотносительно древним по происхождению: первые упоминания о ней встречаются влетописях под 997 годом, то есть вместе с первым упоминанием о варёном мёде.Старославянское слово «кърчага» родственно греческим «керамион», «керамос»(сосуд, ёмкость), но, скорее всего, произошло от тюркского «курчук», то естьбурдюк или сосуд.
Корчага с носиком для слива пива,браги, воды и т.д.
Такиекорчаги в большом количестве находят при раскопках в Новгородской и особенно воВладимиро-Суздальской Руси, в слоях XI, XII и XIII веков. При этом корчаги техдалеких времён как две капли воды похожи на корчаги XIX века, меньшие по размерам,но сохранившие совершенно точно форму своих предков. Русские глиняные сосудыиной формы, чем корчага, носят другие наименования: «молостов», «крынка»,«горшок».
Корчага могла иметь форму горшка или кувшина с ручкой. Корчага, как правило, неимела крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. Впечи тесто запекалось в плотную корку, которая хорошо закупоривала сосуд. Вкорчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове,расположенное около донца: его обычно затыкали пробкой.
труд навыкдошкольник обработка глина
Глава 2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАМА ПО РАЗДЕЛУ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКАМАТЕРИАЛА
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
Целью программы является созданиеусловий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса кнародному искусству посредством обучения лепке из глины.
Программа ставит следующие задачи:
Образовательные:
· познакомить с историей керамики, каквида прикладного искусства;
· помочь понять особенности материала;
· познакомить с работами местныхмастеров;
· научить свободно пользоватьсяспособами и приёмами лепки;
· научить пользоваться разнымиспособами лепки и выразительности средств;
Развивающие:
· развить интерес к керамике;
· развить фантазию и объемное мышление.
· научить создавать форму предмета наоснове восприятия и самостоятельного наблюдения;
· развить наблюдательность, расширитькругозор;
· формирование, развитие и закреплениезнаний, умений и навыков при работе с глиной, красками, глазурями, кистямит.д.;
· развивающие игры.
Воспитательные:
· воспитание мастерства, чувства красотыи гармонии, трудолюбия ответственности;
· воспитывать усидчивость, упорство,стремление доводить начатое дело до конца;
· приучать к аккуратности в работе;
· приучить ребенка аккуратно обращатьсяс рабочими принадлежностями, оборудованием, с готовыми и не законченнымиработами.2.2 УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№ п/п Тема раздела Кол-во часов 1. Вводная беседа. «Знакомство с глиной». Инструктаж по технике безопасности. 2 2. Изображение предметного мира. Создание простых форм. 8 3. Изображение сказочных образов 6 4. Ознакомление детей с искусством 6 5. Знакомство с народным промыслом 8 6. Предметная лепка 8 7. Изображаем свое любимое животное 6 8. Сюжетная лепка 10 9. Мир вокруг нас (коллективная работа) 8 10. Декоративная лепка 8 11. Экспозиция работ. Обсуждение выставки 2 Итого 72 2.3 Тематическое планирование
Смотреть в приложении 2.4КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Проводязанятия в кружке необходимо помнить, что обстановка помещения не формальная иотличается от обычных школьных классов. В данной ситуации необходимо полностьюконтролировать ситуацию т.к. дети имеют возможность свободно перемещаться впомещении. Необходимо следить за соблюдение техники безопасности и одновременноне нарушать творческий процесс постоянными замечаниями.
Цель: Изучение свойств глины. Практическаяработа по приготовлению глиняного теста.
Оборудование: инструкционные таблицы.
Материал- глина, шликер, вода, стеки,тряпки.
Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядные пособия (Готовыеформы шара разной величины и цвета, мультимедиа проектор), акустический(музыкальный проигрыватель для создания творческой атмосферы), практический (упражнения),эвристический (продумывание будущей работы).
Ходзанятия:
1)Организационный момент
Здравствуйтедети! Сегодня мы с вами будем учиться делать круглую форму шара. Для этого нампонадобится глина, которую мы с вами приготовили на прошлом занятии, рабочаядоска, вода, губка и полотенце.
2)Актуализация
Прежде, чем приступить к работе,давайте вспомним прошлый урок (педагог задает вопросы)
Какая бывает глина (красная гончарная, белая гончарная, грубая глина сдобавлением шамота, нежный и пластичный фаянс)
Чтонужно делать, если глина начинает пересыхать (смочить мокрой губкой)
Теперьдавайте вспомним правила, которыми нам необходимо пользоваться на нашихзанятиях:
•Уважай труд товарища. Никогда не берив руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий,даже если они плохо сделаны, не трогай выставленные на выставке работы, в томчисле и свои
•На уроке соблюдай тишину.Не отвлекайся от работы
•Аккуратно обращайся с принадлежностями
•Научился сам – помоги товарищу.Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку
3)Сообщение познавательных сведений
Темазанятия: «Круглые предметы, которые нас окружают.»
Цельнашего занятия научиться правильно, скатывать шар и сделать из нескольких шаровразные формы.
Посмотрите,какие круглые предметы есть у нас сегодня в студии (проводится показ предметови форм: деревянный, стеклянный шары, футбольный мяч, елочные шары, светильникшар, апельсин, яблоко и т.д.).
А какиевы можете привести примеры круглых предметов, которые нас окружают вповседневной жизни? (дети начинают отвечать и рассуждать).
Теперьдавайте посмотрим с вами какие еще могут быть примеры шара. Я приготовил длявас слайд шоу, которое мы сейчас посмотрим ( с помощью мультимедиа проекторапроводится показ слайд шоу подборки фотографий: фрукты и ягоды круглой формы,фото нашей планеты, солнце, кусты подстриженные в форме шара, шарообразныецветы, детали механизмов, шарики мороженого, клоунский нос и многое другое)
4) Вводный инструктаж
Нельзя смешивать красную глину сбелой. Потому, что эти глины обжигают при разных температурах.
Нельзя брать глину в рот, нельзякасаться грязными руками глаз.
Старайтесь не бросаться глиной втоварищей и не ронять ее на пол.
5) Практическая работа.
Теперь давайте приступим с вами к работе. Возьмите маленькийкусочек глины. Положите его на одну руку и накройте другой. Теперь круговымидвижениями раскатывайте кусочек ладонью которая сверху. Давить на глину надо всегда с одинаковым усилием – всевремя чувствуя толщину кома под ладонью(учащиесяпроделывают упражнение вместе с учителем. учитель контролирует правильностьприемов).
Глина должнаперекатываться, по очереди касаясь всеми точками поверхности ладоней.Ладоньсильнее придавливает более толстые места, выравнивая толщину во всехнаправлениях.
Проверяемполученную форму способом катания по доске: Положим изделие на доску и слегкатолкнем. Если оно легко покатится, не останавливаясь, значит, форма довольноправильная, это шар. Если ваш шар быстро остановится или покатится вбок,значит, форма у него неправильная, на вашем шаре есть плоские места и углы.
После того какдети выполнили первое задание, приступаем к следующему.
Теперь мы будемраскатывать шар побольше (повторяем процедуры в том же порядке). После этогоеще один побольше и два маленьких шарика.
Посмотрите ребятана этот набор шаров который у нас получился, как вы думаете, что мы можемсделать из них? Сейчас мы из этих шаров соберем фигурку снеговика. Точно такжекак и снежные комы, мы соединим наши глиняные комы. Так как глина в нашихкомках уже сформировалась и верхний слой начал подсыхать, то детали будут плохоскрепляться между собой. Для их соединения нам понадобится шликер которыйнаходится в тюбиках у каждого на столе. Наносим немного шликера на одну издеталей и прикрепляем вторую. Излишки шликера можно протереть тканой салфеткойи не забывайте протирать ваши руки, чтобы не пачкать ваши фигурки. Из самогобольшого и среднего мы делаем туловище, а маленький прикрепляем как голову. Издвух самых маленьких мы сделаем руки, прикрепив их по бокам туловища. Посмотрите,какие замечательные снеговики у нас получились.
Теперь каждыйможет украсить своего снеговика, сделав ему нос, глаза и предать емуиндивидуальность.
6) Подведение итогов
Для этого необходимо подойти ккаждому ученику, проверить выполненную работу, показать недостатки и похвалитьза старание.
7) Уборка рабочих мест.
Правила уборки своего рабочегоместа (за 10 минут до конца урока):
•Положите готовое изделие наподставку и поставьте на полку.
•Соберите со стола и с пола глину
•Протрите стол и помойте инструменты
•Вымойте руки
3. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯБАЗА 3.1ПОМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ
Керамическаямастерская должна состоять как минимум из двух изолированных помещений: комнатыдля занятий и помещения с вытяжкой для муфельной печи и сушки изделий,оборудованного в соответствии с правилами пожарной безопасности. В комнате дляобжига и сушки изделий помимо печки должны находиться специальные шкафы длясушки (если специальных шкафов нет, то работы можно сушить под целлофаном;место для сушки должно быть вдали от сквозняков и перепадов температуры).
В помещениидля занятий должны быть:
1. Столы с рабочейплощадью не менее 0,6 м на каждого ученика.
2. Освещение –большие окна и лампы дневного света
3. Стеллажи или полкидля хранения инструментов, оборудования и незаконченных изделий, выставка лучшихработ.
4. Доска длядемонстрации наглядных пособий.
5. Вода в кабинетеили рядом с кабинетом. Раковина со специальным отстойником (чтобы не засоритьканализацию глиной).
6. Инструменты дляработы с глиной: разделочные доски или куски линолеума, скалки, стеки, петли,турнетки, струна для резки глины, губки, куски грубой материи.
7. Материалы: глинагончарная, фаянс, шамот, шликер, бесцветная глазурь, гипс (для изготовлениягипсовых форм).
8. Бочки и канистрыдля хранения глины, глазури, шликера.
9. Краски: ангобы,пигменты, глазури.
10. Кисти: щетинные, беличьи, колонок,ушной волос.
11. Материалы для создания фактуры:холст, тюль, портьерная ткань, тесьма, марля, сетки, наждачная бумага, щетки,ракушки, шишки и др.
12. Куски полиэтилена или клеенки длясушки готовых изделий.
13. Гипсовые формы.
14. Гончарный круг (ножной или сэлектроприводом) – желателен, но не обязателен.
15. Печь для обжига изделий всегданаходится в отдельном помещении, куда доступ для учеников без учителя, строговоспрещен3.2 МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Правильно сформированный наборметодических средств повышает эффективность работы. Методический фонднеобходимо содержать в чистоте, в хорошем техническом и функциональномсостоянии. Проводить, с определенной периодичностью, ремонт или замену пособийи средств.
К ним относятся:
1.Изобразительные наглядные пособия:картинки, иллюстрации игрушек того или иного промысла.
2.Натуральные, объёмные наглядныепособия: образцы глиняных игрушек, свистулек, подсвечников и т.д.
3.Графические наглядные пособия:схемы, технологическая последовательность изготовления керамических изделий.
4.Звуковые средства: использованиемузыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества ив качестве фона при демонстрации изделий, выставках. 3.3МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
В целях правильного подбора материалов и инструментов, ихприобретением должен заниматься руководитель мастерской (кружка).
Список должен быть следующим:
Материал (глина), ангобы (керамические краски), глазури, рабочиедоски, столы, гипсовые подставки, турнетки – крутящиеся подставки.
А также фартуки, халаты, нарукавники, мягкая тонкая проволока для резки глины,скалки для раскатывания глины, тряпки и полотенца для рук, губки для обработкиизделий, целлофановые пакеты (для хранения в них не законченных изделий иупаковки материала), миски для воды, ведра для хранения глины.
ВЫВОД
«Из всех материалов, которые яиспользую, работая с детьми, глина, несомненно, – мой самый любимый материал…Это замечательный материал, потому что он не имеет определенной формы, обладаетмягкостью, гибкостью и привлекателен для лиц любого возраста. С глиной каждыйможет легко стать мастером». (В.Оклендер «Окна в мирребенка»)
Пластическиематериалы являются признанным психотерапевтическим средством. Союз человека иглины дает удивительные результаты: благодаря лепке человек может научитьсяуправлять собой. Работа с пластическими материалами, как и любая арттерапия, не имеетпротивопоказаний и возрастных ограничений, здесь практически невозможно сделатьошибку. Они дают человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно излучших средств при работе с эмоциями. Гибкость, податливость пластическихматериалов позволяет клиенту не только отразить в своем произведении любыечувства, в том числе страх, агрессию, обиду, но и изменять их в процессевзаимодействия, то есть дает возможность «управления чувствами».
Список литературы
1. Федотова Г. Я. «Послушная глина»,Алексахина Н. Н. «Волшебная глина» и Халезовой Н. Б. «Народная пластика идекоративная лепка в детском саду».
Приложения
Проверка полученной формы способомкатания по доске
/>
Исходная форма – цилиндр
/>
Ошибки формы
/>