--PAGE_BREAK--
Проводятся также соревнования на лучшее содержание бивака и соревнования санитарных постов.
В заключении слета на линейке подводятся его итоги и награждаются победители.
В школе окончательные итоги туристско-краеведческой работы проводятся на туристских вечерах. К ним готовится фотовыставка о проведенных походах, путешествиях, слете-соревновании, о работе лагеря, секции, кружков.
Для поддерживания высокой активности в краеведческой поисковой работе надо, чтобы школа имела единое направление ее. В одних школах это работа по установлению имен воинов, погибших при освобождении родного города от фашистских захватчиков. Другие школы изучают боевой путь воинской части. Иные собирают материал по истории родного края или предприятий. Направления могут быть различные, но важно, чтобы в этой работе принимали участие не отдельные ученики, не группа, а весь школьный коллектив.
Большую помощь в подготовке туристского актива могут оказать и пионерские лагеря, где ребята за годы пребывания в них получают знания и навыки в области туризма.
Выводы по Iглаве
Таким образом в настоящее время усиливается роль туризма в учебно-воспитательной работе в средней школе. Особенно большими возможностями в реализации туристической работы располагает учебный предмет география. Уже само содержание дисциплины предлагает такие виды учебной деятельности как определение сторон горизонта, составление плана местности, изучение местных форм рельефа, особенностей водоемов и т.д. К основным формам и методам туристической работы в школе можно отнести: туристические кружки и секции, школьный самодеятельный лагерь, слет-соревнование, туристические вечера и др.
школа туризм географический образование
ГЛАВА II. Виды туристической работы в средней школе с учетом географической направленности
§2.1 Спортивные соревнования по ориентированию
В спортивных соревнованиях по ориентированию взято за основы прохождения маршрутов с помощью карты и компаса.
Комплекс спортивных соревнований по ориентированию по своей форме мало чем отличается от учебно-подготовительных соревнований; основное отличие заключается в их сущности, в их содержании. Маршруты, предлагаемые для спортивных соревнований, должны строиться на более сложном материале: расстановка контрольных пунктов ведётся начальником трассы с таким расчетом, чтобы заставить участника сосредоточить все свои знания для боле точного определения места своего нахождения.
В то время, как в учебных трассах привязка контрольных пунктов производится к крупным заметным ориентирам, причём не менее чем 3-4, используется слабо пересечённый рельеф местности, на спортивных же трассах привязка спортивных пунктов производится к мало заметным ориентирам, отрезки маршрута между контрольными пунктами увеличиваются по длине, местность используется более сложная, сильно пересечённая, обильно насыщенная естественными препятствиями.
Правила соревнований при прохождении спортивного маршрута более жёстки. Там, где при прохождении учебных трасс участники за нарушение правил подчас просто штрафуются, на спортивных трассах он снимается с соревнований.
Можно считать, что все предыдущие виды соревнований, проводимые на небольших по длине трассах (маршрутах), являются подготовительными для этих основных соревнований, регламентированных официально утверждёнными «Правилами туристских соревнований».
Соревнования по спортивному ориентированию можно проводить с любой возрастной категорией юных туристов, начиная с 5-6 классов, при строжайшем учёте их подготовленности и при условии соблюдения нормативных ограничений.
Эти правила определяют следующие виды соревнований:
1. Ориентирование в заданном направлении;
2. Эстафета с ориентированием;
3. Соревнования по выбору;
4. Прохождение маркированной трассы;
5. Соревнования по прохождению линейного маршрута.
Ориентирование в заданном направлении.
На старте участник получает карту или схему пути с нанесённым на неё местом старта и финиша, пункта выдачи карт, а так же контрольными пунктами, получает карточку − приказ с указанием очерёдности прохождения контрольных пунктов.
Участник этих соревнований должен пройти К.П. только в заданном порядке. Свой путь между К.П. команда или участник выбирает произвольно по собственному желанию, определение зачётных мест производится по сумме времени, затраченному на прохождение маршрута.
В данном виде соревнований количество К.П. должно позволить участникам пройти их все, укладываясь в контрольное время.
На карту могут быть занесены все К.П. или только первый с тем, чтобы последующие К.П. участники сами нанесли на свою карту с выставленной на К.П. контрольной судейской карты.
Все точки, отмеченные на карте, наносятся кружками диаметром 5-7мм, с нахождением данных пунктов точно в центре кружка.
Места нахождения К.П. можно сообщить участникам и посредством карточек-заданий при помощи координат азимутов-расстояний. Судейская коллегия, исходя из того, что все участники данных соревнований должны находиться в одинаковых условиях, для всех видов команд устанавливает единый порядок прохождения К.П…
Эстафеты с ориентированием.
Старт может быть как общим, так и раздельным (при раздельном старте должен быть пункт выдачи карт).
Передача эстафеты осуществляется при наличии всех членов команды, участвующих в прохождении данных этапов.
Передача эстафеты производится только в зоне передачи. Эстафетой могут служить контрольная карточка, карта соревнований, номер участника, компас или рюкзак.
Один участник имеет право на прохождение только одного этапа. Исключение делается лишь для школьников младших классов и участников ночных соревнований, когда разрешается прохождение этапа 2-3 ребятам.
Финиш в данных соревнованиях принимается по последнему участнику. Разрыв между участниками команды на финише не должен превышать 15 метров. Первенство команд определяется по лучшему времени; в случае же, когда больше 2 или 3 команд будет одинаковое время, лучшее место присуждается команде, которая стартовала раньше.
Ориентирование со свободным выбором маршрута.
Соревнования проводятся с раздельным или общим стартом; количество контрольных пунктов устанавливается такое, чтобы участники в установленное контрольное время не смогли бы их все пройти. Каждый К.П. в зависимости от трудности его местонахождения оценивается определённым количеством очков. Порядок прохождения К.П. произвольный. Карту или схему команда получает на старте или в пункте выдачи карт с нанесёнными на неё всеми контрольными пунктами с оценкой в очках. Задача команды набрать как можно больше очков.
В случае равенства набранных очков преимущество получает участник или команда, прошедшие маршрут соревнования за меньшее время. При прохождении К.П. участник отрывает листок от имеющегося на К.П. специального блокнота и берёт с собой. На финише он этот листок сдаёт судье, на основании чего и ведётся подсчёт набранных участниками очков.
Прохождение маркированной трассы.
В связи с тем, что летом лес расцвечен всей гаммой существующих в природе красок, судьям очень трудно подобрать нужную разметку для маркирования маршрута. Поэтому в летний период чаще всего используют другие форму соревнований по ориентированию на местности. Прохождение маркированной трассы проводят обычно в зимний период на лыжах, когда на белом снегу ярко выделяется цветная разметка.
Участники проходят по маркированной (размеченной флажками или какой-либо другой разметкой) трассе и уколом булавки наносят на карту местонахождение К.П., после этого карту передают контролёру, который должен место прокола на обратной стороне карты обвести кружком, установленного для этого пункта цвета, поставить номер К.П. и расписаться.
За ошибку, допущенную при нанесении уколом местонахождения контролёра, назначается штрафное время; размер его устанавливается положением или специальной таблицей штрафов.
Результат определятся временем прохождения маршрута плюс штрафное время. При равенстве этих показателей лучшее место присуждается участнику или команде имеющих меньшее штрафное время. При равенстве показателей и в этом случае предпочтение отдаётся команде или участнику, стартовавших раньше.
В этом виде соревнований на карту наносятся только место старта, финиша и пункта выдачи карт, трассу же не наносят.
Все участвующие в данных соревнованиях должны быть очень внимательными и тщательно следить за всеми попадающимися на трассе ориентирами, так как только местные ориентиры могут помочь участникам точно определить место их нахождения на маршруте. Участники, проходя трассу, должны сверять свой путь с картой, учитывать не только те ориентиры, которые они уже прошли, но и те, что должны встретиться по мере дальнейшего движения, ибо начальник трассы, ставит своих контролёров, не всегда у пройденных ориентиров, а чаще не доходя до них.
Прохождение линейного маршрута.
В соревнованиях участвуют команды школ или организаций, а так же и отдельные участники. Старт в данных соревнованиях даётся раздельный. После старта капитан команды (или участник) вскрывает пакет с картой соревнований, на которой нанесён путь прохождения от старта до финиша.
При движении участники соревнования сверяют свой путь на местности с прокладкой на карте. На пути команды встречаются К.П., места, расположения которых участники должны нанести на карту. Отметка места нахождения К.П. наносится проколом карты иглой, а на обратной стороне простым карандашом отмечается номер данного К.П..
В положении или на заседании судейской коллегии, проводящей соревнования, должно быть оговорено, наносится ли отметка уколом на самом К.П. или участнику даётся право нанести данную отметку в любом месте до прохождения следующего К.П..
Результат соревнований определяется по времени прохождения командой дистанции соревнований плюс штрафное время за неточное нанесение уколом места нахождения контрольного пункта.
При равенстве времени у нескольких команд преимущество будет у той, которая имеет меньше штрафное время. При равенстве и данном случае побеждать будет команда, стартовавшая раньше.
§2.2 Пеший, водный и лыжный туризм
Пешеходные туристы – универсально подготовленные люди. Они должны владеть элементами многих видов спорта: ориентирования и тяжёлой атлетики (вес рюкзака подчас достигает 45 килограмм), лёгкой атлетики (ходьба на длинные дистанции) и скалолазания, плавания (при организации переправ) и гимнастики (при преодолении навесных переправ). Кроме туристско-технических, они должны также владеть навыками оказания доврачебной медицинской помощи, быть биологами, ботаниками и краеведами, историками и геологами, фотографами и кинооператорами.
Сейчас по 8 видам туристских путешествий – пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, автомобильному, мотоциклетному и спелеологическому – можно получить спортивные разряды.
Спортивные многодневные путешествия по своей сложности (естественные препятствия, продолжительность маршрута, протяжённость, удалённость от обжитых районов) делятся на 5 категорий сложности: от самой простой − 1-ой, до самой сложной − 5-ой.
Понятие «естественные препятствия» постоянно расширяется. Если на заре спортивного туризма основным препятствием считалась «ненаселёнка», то теперь в их число включают сложнейшие формы горного рельефа, раньше доступные лишь альпинистам, пороги на реках, отсутствие топлива и природного укрытия в тундре, полярная ночь, дрейфующие льды, сильные волнения на крупных водоёмах.
Спортивный туризм развивается по двум направлениям: с одной стороны, всё больше туристов путешествует по уже известным и доступным местам (например, всё новые поколения туристов, живущих в европейской части страны, как правило, проходят через Хибишские и Ловозёрские тундры, Карелию, Карпаты, Западный и Центральный Кавказ), а с другой − происходит постоянное расширение географии туризма (например, сейчас уже совершаются туристические путешествия по арктическим островам, Чукотке, Карельскому нагорью и другим очень удаленным и сложным районам).
Тренировочные пешеходные походы, как правило, совершаются «у себя дома» − в окрестностях родного города. Посещение тех или иных прилегающих территорий зависит от того, на каком расстоянии от большого города они находятся, однако если объект туризма отличается особенной привлекательностью (будь то уникальный природный ландшафт или исторический памятник) туриста расстояние не останавливает.
Для спортивного пешеходного туризма особенно благоприятны некоторые районы лесной зоны, низко- и среднегорья. Но туристы – пешеходы последнее время всё чаще приникают в горы, стирая тем самым грань между туризмом пешеходным и горным. Сейчас пешеходный туризм освоил северные и восточные районы страны, а так же многие горные территории, такие, как Саяны, Кодар, Суритар-Хаята, хребёт Черского.
Больше 2/3 всех туристов – пешеходников путешествуют по европейской части страны. Самым любимым и посещаемым местом туристов пешеходников пока остаётся Кавказ, особенно западное его крыло.
В сравнении с пешим, водный туризм имеет свои преимущества и свои недостатки. Водник не несёт на себе тяжёлый рюкзак, весь груз у него располагается на судне, поэтому он может взять больше продуктов, одежды, снаряжения. Водник свободен от дорожной пыли, в любое время может освежиться в прохладной воде.
Водный туризм очень разнообразен. Разнообразны и водоёмы, по которым совершаются путешествия, — бурные горные и спокойные равнинные реки, озёра и моря. Разнообразны и плавательные средства: деревянные лодки, разборные байдарки, надувные лодки и плоты, деревянные плоты и плоты с деревянным каркасом на надувных элементах, катамараны, парусные байдарки и крейсерские яхты, маломерные моторные суда – это ещё далеко не полный перечень судов, на котором плавают туристы.
По сложности водные маршруты делятся на 5 категорий. К первой относятся равнинные реки со спокойным течением, на которых турист, встретит лишь легко преодолимые препятствия в виде песчаных, небурных перекатов, мелей, заколов, завалов и плотин, обносимых по берегу. Вторая категория свойственна предгорным и лесным рекам с более быстрым течением. Здесь возможны перекаты, сложенные галькой и щебнем и небольшие пороги с невысокими стоячими валами, преодоление которых требует опыта. В третью категорию классификация включает маршруты по низкогорным и таёжным рекам с более сложными препятствиями в виде вивер и порогов с валами до 2 метров, часто с волоками и обносами, подъёмов судов против течения. маршруты 4-5 категории сложности прокладываются почти исключительно в горных районах, носят спортивный характер и включают преодоление мощных порогов, зачастую следующих один за другим без перерыва.
Водное путешествие требует от участников знания своего судна, умения управлять им. Руководитель должен иметь опыт руководства путешествия той же разновидности водного туризма (плот или гребные суда), а его заместитель – опыт участия в одном путешествии на категорию ниже. Непреложенный закон для водников – умение хорошо плавать, наличие на каждом судне групповых и индивидуальных спасательных средств, крепкая дисциплина и высокая организованность – залог безопасности путешествия.
Лыжные путешествия вначале проводились почти исключительно в лесной зоне. Здесь всегда достаточно снега, есть топливо, лыжник защищен от жгучих зимних ветров, которые усиливают ощущение холода. Однако туристы – лыжники на довольствовались лесной зоной. Они появились в горных районах, в тундре, во льдах полярного бассейна и на островах Северного Ледовитого океана.
В выходные дни миллионы лыжников – горожан устремляются в пригороды, и среди них не мало туристов. Зимние лыжные походы проходят примерно там же, где летом пролегают пешие маршруты. При этом нужное пространство для лыжников заметно увеличивается за счёт того, что водоёмы оказываются подо льдом. Лыжня на речном или озёрном льду, как правило, самая ровная и обкатанная, а крутой берег удобен для катания с горы. Расширяется территория лыжников по сравнению с пешими туристами и за счёт полей, которые летом заняты различными культурами, а зимой абсолютно проходимы, и за счёт заболоченных пространств, отсутствие листа и т.д.
§2.3 Туристические викторины
Известно, что школьники, особенно младшего и среднего возраста, с большим интересом узнают то, что преподносится им в занимательной форме, в форме игровых и соревновательных моментов.
Такими игровыми формами работы со школьниками являются всевозможные викторины, в том числе и краеведческие, с помощью которых учитель закрепляет и углубляет знания учащихся по пройденному программному материалу, используя для этого различные факты местной жизни.
Краеведческие викторины являются наиболее интересной и увлекательной формой учебно – воспитательной работы в школе. Во время проведения викторин школьники более глубоко знакомятся с растительным и животным миром, историей и геологическим строением почв своего района, знакомятся с жизнью и деятельностью знатных людей своего района.
Кроме того, викторины могут проводиться с целью проверки общего кругозора и оценки знаний школьников по предлагаемым темам, а также привития им навыков самостоятельной работы с литературными источниками.
Подготовка к проведению викторины.
При подборе материала к викторине основное внимание нужно обратить на соответствие трудности вопроса уровню подготовки учащихся.
Проводя викторину, мы должны помочь учащемуся закрепить полученные им в школе знания. В то же время следует учитывать и то обстоятельство, что вопросы викторины должны охватывать не только программный материал, но и усложнять его, иначе ценность проведения викторины значительно снизится.
Существует очень много разных форм и методов проведения викторин, но во всех случаях организаторы должны придерживаться целого ряда установившихся правил:
1) оценка знаний учащихся должна быть строго объективна;
2) условия проведения викторины для всех участников должны быть совершенно одинаковы;
3) викторину, как всякое другое мероприятие, нужно заранее и очень тщательно готовить (для этого необходимо знать, кто будет её участником):
а) подобрать наиболее интересные и актуальные для данного времени темы и в общих чертах ознакомить с ними участников,
б) вопросы викторины быть тщательно разработаны и точно сформулированы,
в) необходимо правильно оформить вопросники викторины, заранее разработать шкалу оценок за ответы и довести её до сведения участников.
По способу изложения материала викторины проводят в форме вопросников, с привлечением иллюстраций, с использованием естественно-природных материалов.
По своей направленности они подразделяются в основном на четыре группы:
1) естественно-географические (с краеведческим уклоном);
2) искусствоведческие (охватывающие разделы литературы, истории, музыки, изобразительных искусств, театра и кино);
3) технические (вопросы по истории развития техники, по современному её состоянию и т.д.);
4) спортивные (требующие знания рекордов, чемпионов, спортивных нормативов и т.д.).
Каждая из этих групп викторин решает частные задачи. Так, естественно-географическая группа ставит своей задачей заинтересовать школьника богатством нашей природы, животного и растительного мира, всей окружающей нас жизни и теми преобразованиями, которые ежечасно совершаются вокруг нас.
Искусствоведческая группа викторин преследует цель расширить кругозор и повысить культурный уровень юных туристов.
При проведении викторин на слётах юных туристов, когда вводится цикл искусствоведческих вопросов, предпочтение нужно отдать вопросам, имеющим непосредственное отношение к жизни и деятельности писателей, композиторов, художников, чья жизнь, творчество и полезная деятельность имела или имеет прямое отношение к родной области, городу, району.
Всё это, безусловно, расширит кругозор не только тех, кто готовится к участию в викторине, но и поможет всем присутствующим узнать много нового из жизни нашего народа и его наиболее талантливых представителей.
Многие технические и спортивные викторины, имеющую свою специфику, чаще всего проводятся среди членов технических кружков, на станциях юных техников, в детских спортивных школах. Отдельные вопросы по технике и спорту можно вводить и в общие многотемные викторины.
Но во всех случаях, когда юные туристы-школьники готовятся к участию в викторинах, они приучаются к самостоятельной работе над различного рода источниками. А выступления с ответами на вопросы викторины перед аудиторией помогает участникам овладеть навыками устной речи, обогащает их язык, готовит их к будущим выступлениям с докладами и лекциями.
Проведение викторин с помощью вопросников.
Для более качественной подготовки нужно предварительно сообщить участникам о тематике викторины, довести до их сведения список рекомендованной по данной теме литературы, а затем предложить ознакомиться с вопросами. продолжение
--PAGE_BREAK--