Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности эстетического воспитания дошкольников

Курсоваяработа
Особенностиэстетического воспитания дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Состояние проблемы эстетическоговоспитания в психолого-педагогическом исследовании
1.2 Психологические особенностиразвития дошкольного возраста
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики исследования
2.2 Результат исследованийособенностей эстетического воспитания дошкольников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Педагогическая наукаопределяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать,чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитаниестремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законамкрасоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческихспособностей.
Эстетическое воспитание –целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ееэстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений,вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного вдействительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов,способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическоеразвитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетическогосознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросамиэстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В.Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др.
Актуальность темы. Эстетическоевоспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливаетвоспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетическихчувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий иоценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитиюдетей.
 Перед всеми типамиучебных заведений, в том числе и дошкольными образовательными учреждениями, стоитзадача дать своим воспитанникам знания, привить навыки и умения, способствующиеэстетическому воспитанию дошкольников. Воспитание человека, всестороннеразвитого человека – задача сложная, актуальная.
В связи с этим мыопределяем проблему исследования: каковы особенности эстетического воспитания дошкольников.Отсюда цель нашего исследования: выявление особенностей эстетическоговоспитания дошкольников.
Объектом нашегоисследования является процесс личностно- интеллектуального становлениядошкольников.
Предметом нашегоисследования является процесс эстетического воспитания дошкольников в условияхдошкольных учреждений.
В ходе исследования былавыдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что эстетическое воспитание влияетна развитие всесторонне-гармоничной личности.
Задачи:
1. Изучитьлитературу по этой теме;
2. Провестиэкспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств удошкольников;
3. Проанализироватьработу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.
Теоретическая значимостьнашего исследования заключается в том, что нами была систематизированапсихолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность изначимость проблемы; изучен опыт работы.
Практическая значимость:данный материал может использоваться в работе педагогов учреждений дошкольногообразования, родителей, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.
Работа состоит из введения,двух глав, выводов, заключения, литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Состояние проблемыэстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании
Эстетические свойстваличности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннеговозраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства.В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьмиэстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а такжепредставлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств,художественной деятельности и творческих способностей.
Развитие детей раннеговозраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическомуосвоению окружающего мира. Начинается он с развития различительнойчувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятиенаиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенокрадостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: наритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицоматери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные длянего фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении послеплача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостномсмехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональнаявосприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходитсовершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойствадействительности, но и отдельные средства эстетической выразительности внекоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции наконтрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую игрустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки ит.д.
Развивается подражание вразличных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляетсячувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достиженияопределенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий всебольшего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе ихсопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький,веселый – грустный, красный – зеленый и т.д. дети приобщаются к некоторым видамхудожественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительномуслову).(11, с. 85)
В младшем дошкольномвозрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка.Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторымэлементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детейстановятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом.Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал впроизведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носитпредметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельныепризнаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда оченьспецифическими оценками. У детей активно развивается подражание в простейшихвидах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы ипотребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий скарандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образномувосприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету,пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренныйхарактер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только визобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиватьсяобразности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявлениятворческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетическогохарактера художественной деятельности малышей.
В среднем дошкольномвозрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности идифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжаетхарактеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка,его интересами.
Дети способны кэлементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетическихсредств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Детизамечают связь между содержанием произведения и еговыразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретныхпроизведений и определенных жанров, возникает стремление сравниватьпроизведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить кнекоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторыевиды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества(сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т.д.
У них отчетливопроявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленнойзадачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Детистановятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, впении, в драматизации. (4, с. 59)
К концу старшегодошкольного возраста может более сосредоточенно слушать музыкальные илитературные произведения, рассматривать произведения изобразительногоискусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствоватьположительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный ипоэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства вразличных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость вданном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видовискусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанраммузыкальных, литературных и изобразительных произведений.
Активно развиваютсяхудожественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняютстихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У нихпоявляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников,так и со своим собственным.
Постепенно благодаряобучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительныеразличные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Детиначинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качествав произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия,делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминаютпоэтические образы из художественных различных произведений и используют их всвоей речи.
У них формируется интереск красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественнойи игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональнойвосприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы егоповедения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественноетворчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточнойустойчивостью и отчетливостью. (3, с. 78)
Эстетическая жизньребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она отэстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме,привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, илепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта,столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения наодном — двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Среди взрослых немало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь вопределенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи,другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят всепрекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находитполное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: онилюбят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всехинструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другаяхарактерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом еехарактере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, оннеизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.
Особая роль вэстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрываетперед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться вокружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. (15, с. 117)
Принцип всестороннего игармонического развития личности, который наряду с другими качествамиподразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты.
Полноценное умственное ифизическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусствухарактеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственноесодержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.
Деятельность детей,связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостнымустремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развитребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее еготворческая деятельность.

1.2 Психологическиеособенности развития дошкольного возраста
Движущими силами развитияпсихики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи сразвитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность вобщении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешнихвпечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательныхспособностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целойсистемой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальныхпотребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из нихприобретает самостоятельное значение.
Чтобы правильновоспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические ииндивидуальные особенности ребенка. Возможности маленького ребенка велики, ноне безграничны. Нельзя форсировать развитие без учета возможностейребенка-дошкольника. Но и задержки в развитии также недопустимы. Поэтому важнознать психофизиологические показатели развития детей раннего и дошкольноговозраста.
Дошкольный период – пораинтенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В это времяпроисходит бурный рост всего организма, развитие мозга и связанное с этимусложнение процессов нервной высшей деятельности. У малыша повышаетсячувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза;прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накоплениезапаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступкилюдей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка все большепривлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят еговоображение, мысль.(1, с. 75)
Ребенку дошкольноговозраста свойственны специфические особенности. Склонность к подражанию,импульсивность, преобладание чувства над разумом, недостаточная способность кволевым усилиям, самоконтролю, отсутствие жизненного опыта, стремление ксамостоятельности, к открытию нового – все это непременные спутники дошкольногодетства.
Появившись на свет, малышвступает в определенные взаимоотношения с окружающей средой и людьми. В системеэтих взаимоотношений и идет становление его личности. Это долгий и сложныйпроцесс, в ходе которого ребенок с помощью взрослых усваивает нравственныенормы.
Дошкольник отличаетсялюбознательностью, что отражается в его бесконечных вопросах «почему?»,«зачем?». У ребенка развивается стремление упражнять себя в действиях,поступках, в которых он пытается показать свою самостоятельность. Ум его ужеобогащен понятиями и сведениями, приобретенными в разнообразной деятельности.Ребенок 3-6 лет осваивает элементы учения, занимается игрой, лепкой, трудом,конструированием и другими видами деятельности, которые организуются взрослыми.Уже в младшем дошкольном возрасте усвоение правил, связанных скультурно-гигиеническими навыками, с соблюдением режима, происходит врезультате опыта, накапливаемого ребенком в трудовой деятельности посамообслуживанию, в игре, в общении с людьми.
На протяжении дошкольногодетства изменяется степень осознанности при выполнении детьми. Так, ребенок 3-4лет привыкает выполнять правила и часто не соглашается с малейшими ихнарушениями. Дети 5-6 лет уже выполняют правила не по привычке, а сознательно,понимая их значение.(3, с. 113)
Основной путь влияниявзрослого на развитие личности детей – организация условий для практическогоусвоения ими моральных норм. Первым таким условием является образец взрослого,его отношения и поступки. Дошкольник необычайно восприимчив всякого родавоздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегдаможет разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт еще мал, сознание частоподчиняется эмоциям. Ребенок склонен подражать, перенимать манеру взрослых,заимствовать у них оценку людей, вещей, событий. На психику и поведение ребенкамогут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные.Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родителидолжны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом дляподражания.
Немаловажное значениеимеют также образцы для поведения, представленные в рассказах и сказках. Дляребенка очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, егосамого, сказочных персонажей. Так, слушая сказку, дети обязательно хотятвыяснить, кто хороший, а кто плохой, требуют в этом отношении определенности. (8,с. 102).
Ребенка обучают правиламповедения, которые со временем усложняются. Предъявляя детям требования и оцениваяих поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и самидети начинают оценивать свои поступки, исходя из представления о том, какогоповедения ждут от них окружающие. Происходит процесс усвоения опыта и егоиндивидуализация, то есть осознание себя. Так формируется личность. У ребенка3-х лет уже появляются признаки становления личности, проявляющиеся взнаменитом «я сам». В этой формуле не просто отражается стремление трехлетнегомалыша к самостоятельности, но и проявляется определенный уровень егосамосознания, то есть сознания своего «я», своих возможностей. Установлено, чтов развитии ребенка выделяются периоды, которые отличаются определенным уровнем.Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка. Но притом,что дети участвуют в разных видах деятельности, для каждого возраста выделяетсяглавная, ведущая. Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является сюжетно-ролеваяигра, в которой он воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых,берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане воспроизводит егоповедение. Игра – основная деятельность дошкольника, и поэтому на ее основеидет личностное развитие ребенка. Игра формирует у него важные качества, в томчисле коллективизм. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых исюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающую его действительность,знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре у детей развивается не толькомышление, но и воображение. В процессе игры ребенок осуществляет определенные задачии цели, подчиняется ее правилам, что воспитывает и укрепляет его волю.Посредством игры приобщают ребенка в доступной форме к социальным инравственным нормам. Поэтому одна из важных задач воспитания – организацияигровой деятельности детей. Выполняя определенную роль, ребенок выделяет теправила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде. Онистановятся правилами его игрового поведения.
Когда говорится означении игры в становлении личности ребенка, то имеется в виду не стихийновозникающие игры детей, а специально организуемые взрослыми, где сочетаютсяигры с разными сюжетами: социальными, производственными, бытовыми и т.д. (8, с.102)
 Наряду с возрастными ипсихологическими особенностями, характерными для дошкольного возраста, каждыйребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами,каждый неповторим своей индивидуальностью.
Каждый ребенок –особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своимповедением, умением устанавливать контакты с внешним миром, способностьюпроявлять эмоциональные реакции.
Ребенок наделен отприроды определенными особенностями нервной системы. От типа нервнойдеятельности зависит его темперамент. Это и накладывает отпечаток на егоповедение. Одни дети более спокойны, малоподвижны, заторможены; другие – болеевозбудимы, подвижны; третьи – уравновешенны; четвертые сочетают слабостьнервных процессов с чувствительностью к различным воздействиям, они обидчивы,часто плачут. Вот почему один и тот же подход (при равных условиях) взывает уразных детей разные реакции. Характер, так же как и интересы и потребности,формируется под влиянием среды и воспитания. Человек не рождается добрым иличерствым, общительным или замкнутым, трудолюбивым или ленивым, это зависит отсреды, в которой растет ребенок и формируется его личность.
ВЫВОДЫ
Содержание эстетическоговоспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитаниеэстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания опрекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающейдействительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболееконцентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает имногообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся сграфикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое изкоторых имеет свои жанры.
Дети приобретают знания оразличных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах,повестях и т.д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах ит.д.
Дети также усваивают иосновные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетическиестороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых детидолжны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного,возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них,с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать ими соответственно выражать свои чувства.

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методики исследования
Основные методыэстетического воспитания можно объединить в следующие группы:
1. Методы и приемыформирования элементов эстетического восприятия, оценок, вкусов, чувств,интересов и т.д. Например, слушание музыкального произведения, рассматриваниекартины или иллюстрации, беседы и т.д.
2. При использованииэтой группы методов воспитатель должен помнить, что эстетическое восприятиевозможно лишь при относительной независимости человека от материальных нужд,потребностей, что необходим особый настрой на восприятие эстетического, особоеожидание эмоционального воздействия, направленность внимания на эстетическиекачества объекта, опора на эмоции и чувства с побуждением к сопереживанию. Сэтой целью применяются различные сочетания словесных и наглядных методов иприемов в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей.Это могут быть целенаправленные наблюдения за явлениями окружающего с опорой назрительные, слуховые, осязательные восприятия, с прослушиванием музыкальныхпроизведений, использованием художественного слова.
3. Методы,направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности,на развитие их умений и навыков художественно воспроизводить окружающее,осваивать элементарные средства художественной выразительности в зависимости отвида искусства: музыки, пения, танца, рисования, лепки, аппликации,художественного слова. Это могут быть сочетания различных наглядных,практических и словесных методов и приемов. Сущность этих методов в том, чтобынаучить детей вглядываться, вслушиваться и соответственно активно действовать,осваивая элементарные приемы и способы отображения.
К этой группе методов иприемов можно отнести показ способа действия, образец для обследования,упражнения, тренировку в навыках, показ способа сенсорного обследования ссопровождением разъясняющего слова. Следует помнить, что в процессе усвоенияумений и навыков воспитатель всегда должен поощрять творческую инициативуребенка.
4.   Эта группа методов и приемовнаправлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческихумений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методыпредусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций,дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальныхспособностей. Проблемно-поисковыми они называются потому, что воспитательпредлагает детям самим найти способ решения намеченного задания илисобственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться взависимости от того, связываются ли они только с восприятием иливоспроизведением, исполнительством или творчеством. В первом случае методы иприемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания,характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценкекачества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям исопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложныхусловиях. Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагаютдогадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапыдействия и рассказать о них.
Таким образом, ребенокучится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детейнаправляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов,комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характеруправления деятельностью детей.
2.2. Результатисследований особенностей эстетического воспитания дошкольников
Высшим проявлениемэстетического освоения человеком мира является художественная деятельность –искусство. Оно утверждает прекрасное в жизни. Задача искусства – раскрытьподлинную, порой не бросающуюся в глаза красоту человека, явление природы,творения рук человеческих.
Знания о различных видахискусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка,музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникамсообщаются знания не только о видах, но и о жанрах изобразительного,литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительномискусстве включает знания о книжной иллюстрации, живописи, скульптуре,аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, опортрете и т.д. у детей формируют знания о выразительных различных средствахискусства.
В ходе нашегоисследования проведена экспериментальная работа по исследованию результатовработы детей по изобразительному искусству. Проведен цикл занятий поизобразительной деятельности на темы «Декоративно-прикладное искусство», «Росписьбашкирской матрешки». На первом занятии дети познакомилисьдекоративно-прикладным искусством, мастерами этого вида искусства. Впоследующих занятиях уже они сами показали способности создавать красоту.Например, на занятии «Роспись башкирской матрешки», дети выполнили заданияаккуратно, красиво, используя элементы башкирского орнамента. Эстетическаясторона рисунка соответствует возрасту и педагогическим требованиям.
 Большая работапроводится также по обучению детей и техническим навыкам: рисовать красками,углем, фломастерами, карандашом, мелками и т.д.; сочетать разные материалы;использовать разные способы вырезывания ножницами. Детей также учим работать с глинойи пластилином, с природными материалами.
Таким образом,эстетическое воспитание на занятиях по изобразительному искусствуосуществляется на каждом занятии, но для этого необходимо тщательно придумыватьзадания, хорошо разрабатывать планы-конспекты, продумывать методы и приемы,особое внимание обратить на наглядные методы.
Провела экскурсию зимой ивесной в природу. Безусловно, природа является важным средством эстетическоговоспитания. Именно в ней дети видят гармонию – основу красоты: разнообразие красок,форм, звуков в их сочетании. Дети полюбовались как величаво зимой деревья подснегом. А весной с целью наблюдения за весенними изменениями в жизни растений иживотных, обратили внимание, как листья деревьев окрашены в ярко зеленый цвет,на березах и появились сережки.
В содержаниеэстетического воспитания входит развитие у детей способов самостоятельных,поисковых и творческих действий. Детская самостоятельная художественнаядеятельность есть свидетельство состоявшегося художественного развития ребенка,потому что она возникает по его инициативе, отвечает его интересам, становитсяпотребностью.
ВЫВОДЫ
Основная эстетическаякатегория – это категория прекрасного. Знание о красивом формируется с раннегодетства через предметы быта, которые окружают дети, игрушки, произведенияискусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятиемпрекрасного и применяют его к явлениям природы, жизни, к оценке деятельностилюдей и из поступков
В изобразительнойдеятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями ипредметами окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства,присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает импотом при изображении наблюдаемого. Дети также учатся рассматриватьпроизведения изобразительного искусства и анализировать их содержание ивыразительные средства, различать жанры. Детей учат понимать, что хотелрассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение,а также выражать свое отношение. Также предусмотрено формирование у детейнавыков и умений изображать с помощью различных материалов отдельные предметы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст – этопериод, характеризующихся становлением эстетического развития,совершенствующего под воздействием воспитания, которое направлено на решениеконкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения вразвитии личности.
Работа по эстетическомувоспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательногопроцесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются вразличных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающемуспособствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный идлительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве ив жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетическихвпечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитиеэмоциональных и познавательных процессов.
Полноценное умственное ифизическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусствухарактеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственноесовершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА
1. Возрастная ипедагогическая психология: тексты / сост.и коммент. Шуаре Марта О. – М.: изд-воМоск. ун-та, 1992. – 272 с.
2. Возрастная ипедагогическая психология: учеб. пособие. М.В.Гамезо. — М.: Просвещение, 1984.– 256 с.
3. Возрастная ипедагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик,Н.Ф.Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
4. Зеньковский В.В.Психология детства. – М.: Академия,1996. – 346 с.
5. Ковальчук Я.И.Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
6.  Кулагина И.Ю.Возрастная психология. – М., 2003. – 464 с.
7. Менчинская Н.А.Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ин-т практическойпсихологии, 1996. – 185 с.
8. Мир детства:Дошкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. А.В.Запорожец. – 2-е изд., доп.– М.: Педагогика, 1987. – 256 с.
9. Мухина В.С.Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с.
10. Мухина В.С.Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. – М., 1985.
11. Основы дошкольнойпедагогики / под. ред. В.А.Запорожца, Т.И.Марковой. – М., 1980. – 275 с.
12. Основы дошкольнойпедагогики / под. ред. В.А. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
13. Островская Л.Ф.Каким растет ваш ребенок. – М., 1977.
14. Островская Л.Ф.Педагогические ситуации в воспитании дошкольников. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
15. Психологиядошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. — 2-е изд., перераб. и доп –М.: Академия, 2000. – 408 с.
16. Рабочая книгашкольного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др; под.ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
17. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
18. Шаповаленко И.В.Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349с.
19. Художественноетворчество в детском саду / под. ред. Н.А.Ветлугиной. — М., 1974.
20.  Эстетическоевоспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. — 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Напрямки вдосконалення автоматизації розрахункових операцій
Реферат Тесты как средство контроля развития грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского
Реферат Вірусологія і проблеми практики
Реферат Природа индийской философии
Реферат Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Реферат Участие прокурора в уголовном процессе
Реферат Управление персоналом предприятия (фирмы)
Реферат Как много знаем и как мало понимаем Нужно ли современному человеку понимать Мир
Реферат Законодательное обеспечение в Украине государственного строительства в социально-культурной (духовной) сфере
Реферат Расчет и анализ установившихся режимов работы электрических машин
Реферат Облік готової продукції і виробничих запасів, МШП
Реферат Органогенные постройки морей, их роль в осадконакоплении
Реферат О языке советских газет
Реферат Ответственность за экоцид и геноцид по Уголовному кодексу РФ
Реферат Общие сведения о технологическом процессе сборки оптико-электронных приборов Контрольно-юстировочные