Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Названиелюбого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержитуказание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основутворения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, аименно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычногоназвания, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русскойпословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победойдурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен иактуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма. Критикипо-разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова иПушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем умав комедии, расходятся. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «СамГрибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… НоЧацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Пушкин жесчитал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий –это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени сочень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами исатирическими замечаниями». Что же такое ум в комедии «Горе от ума» и ктоявляется в ней умным человеком?
Умявляется теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умомсчиталось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а неЧацкий. Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум тольковредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильонтерзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенномууму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости. В комедии Грибоедова нетглупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума»– комедия, перешагнувшая классицизм.
Категорияума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедииклассицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.
Впроизведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого герояесть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть своепредставление об уме. Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет ипобедителя. «Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет,по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, неговоря ничего о последствиях борьбы» (И. А. Гончаров).
Чацкийотличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкогосуществуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что унего «ум с сердцем не в ладу». Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничиваетэти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем тастрасть? то чувство? пылкость та?» Чувство оказывается выше ума светского: вконце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, ачтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. «Горе от ума Чацкогосостоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством онпривязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовнойдраме: „Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин,где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему вуме“. (И. А. Гончаров)
Названиепьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова.Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедовперевернул понятие ума осмеял старое его понимание. Грибоедов показал человека,полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание пониматьего, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в«Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой. КомедияГрибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным иодиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемыймир.
Грибоедовсоздал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологическипереосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы,его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей егополноте.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Традиции и пассионарность в изучении истории народов России
Реферат 2012 год Каталог тв (высокие бородатые ирисы). Колесникова Виктора Николаевича
Реферат Социалистическая идеология
Реферат Аналитическое дешифрование космических снимков
Реферат История политических учений 5
Реферат Польша - экономическая и политическая характеристика
Реферат Сущность понятия "социокультурный эталон здоровья"
Реферат Суть управленческой деятельности
Реферат Финансовые функции и рекурсия
Реферат Жизнь и творчество Алексея Кольцова
Реферат Аудит безналичных расчетовна примере ООО ПТФ Родник
Реферат Денежная масса и скорость обращения денег 2
Реферат Transcendetalism The New Religion Essay Research Paper
Реферат Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
Реферат Экспериментальное исследование психических моделей гапер- и гиповесомости