Реферат по предмету "Педагогика"


История фортепианного исполнительства

На правах рукописи
 
БорейкоИрина Михайловна
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ фортепианногоисполнительства»
у студентов-пианистов среднихспециальных учебных заведений
13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания
(музыка; уровень профессионального образования)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидатапедагогических наук
Екатеринбург – 2010

Работа выполнена в ГОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет»
Научный руководитель
доктор искусствоведения, доцент Бородин БорисБорисович
Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор МариупольскаяТатьяна Геннадьевна
доктор культурологии, профессор Девятова ОльгаЛеонидовна
Ведущая организация ГОУ ВПО «Глазовскийгосударственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»
Защита состоится 26 ноября 2010 г. в 14.00 часов в аудитории 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ГОУ ВПО«Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
С диссертацией можно ознакомиться в диссертационномзале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Автореферат разослан 25 октября 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Матвеева Л.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Система профессиональногомузыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире.Средние специальные учебные заведения занимают в ней особое место – именноздесь обучающиеся получают основные знания, умения и навыки, которые становятсяфундаментом их творческого роста. Для специальности «0501 Инструментальноеисполнительство, специализация фортепиано» неотъемлемым компонентомпрофессионального базового комплекса является история данного вида творческойдеятельности, которая представлена в учебной дисциплине «История фортепианногоисполнительства», нацеленной на развитие исполнительской культуры будущихмузыкантов.
Согласно «Концепции модернизации российскогообразования на период до 2010 года», принятой Правительством РоссийскойФедерации, главной задачей образовательной политики в стране является«обеспечение современного качества образования на основе сохранения егофундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностямличности, общества и государства». Однако, как показывает опыт, у студентов-пианистови даже выпускников средних специальных учебных заведений нередко наблюдаетсядиспропорция между уровнем развития практических навыков исполнительства,приобретаемых на занятиях по специальности, и уровнем их теоретической оснащенностив области фортепианного искусства. Основные исторические и теоретические знанияв данной сфере студенты получают в процессе изучения дисциплины «Историяфортепианного исполнительства». Усвоенные знания являются верным руководством вих дальнейшем профессиональном становлении и творческом поиске: они становятсябазисом для выработки у будущих пианистов историчности мышления применительно кмузыкальному искусству, стилистической грамотности в их исполнительскойдеятельности, способствуют формированию профессионально обоснованных критериевоценки явлений исполнительского искусства. Это обстоятельство отражено втребованиях к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников посоответствующей специальности, зафиксированных в Государственномобразовательном стандарте среднего профессионального образования. Стандартсодержит следующие дидактические единицы, обязательные для изучения: «историявозникновения и преобразования инструмента; закономерности развития еговыразительных и технических возможностей; творческие и педагогические школы;периодизация истории исполнительства, анализ исполнительских концепций ведущихмастеров».
Сложность освоения истории фортепианногоисполнительства заключается в том, что данная область научного знания, а,следовательно, и базирующаяся на ней учебная дисциплина, находятся ещё в стадиистановления. Здесь до сих пор не сформирована единая система периодизации,общепринятый понятийный аппарат. В процессе изучения предмета студенты получаютзначительный объем информации, успешное освоение которой нуждается всистематизации и структурировании. Между тем по указанной дисциплине несуществует даже специального учебника для средних специальных учебных заведений,поэтому в педагогическом процессе обычно используется учебникА.Д. Алексеева «История фортепианного искусства» (ч.1-2 – М., 1988; ч. 3 –М., 1990), предназначенный для студентов музыкальных вузов. Он отличаетсястрогой систематичностью и ясностью изложения, однако отдельные положенияавтора не всегда соответствуют современным представлениям об историческихреалиях. Государственный образовательный стандарт предусматривает также«применение теоретических знаний в исполнительской практике; использованиенаучно-исследовательских трудов в области теории исполнительства». Но насегодняшний день исследований по методике преподавания предмета, обеспечивающейподобную практическую направленность, явно недостаточно, и преподавателиистории фортепианного исполнительства испытывают значительный дефицит вметодологическом и методическом обеспечении дисциплины.
Литература по истории фортепианного исполнительствавесьма обширна. История возникновения и преобразования инструмента и закономерностиразвития его выразительных и технических возможностей рассматриваются в трудахМ.С. Друскина, М.А. Зильберквита, П.Н. Зимина, И.В. Розанова. Последовательныйобзор творческих и педагогических школ содержится в упомянутом учебнике А.Д.Алексеева. Другие работы этого же автора посвящены отдельным национальнымисполнительским школам (Россия, Франция), инструментальным эпохам (клавирныйпериод), конкретным этапам развития исполнительского искусства («Музыкально-исполнительскоеискусство конца ΧΙΧ – первой половины ΧΧ века», М.,1995). А.Ф. Хитрук в диалогах с выдающимися музыкантами предлагаетразмышления об исторических судьбах отечественной фортепианной школы.Фортепианное искусство с позиций смены технических систем (пальцевая игра; весоваяигра; анатомо-физиологическая школа; психотехническая школа) анализируетДж. Кочевитски (G. Kochevitsky). Вопроспериодизации истории фортепианного исполнительства различными авторами решалсяпо-разному. У А.Д. Алексеева основой периодизации становятсяобщественно-экономические отношения. Стилистический подход к периодизации явленийисполнительства характерен для Д.А. Рабиновича, С.Е. Фейнберга, В.П. Чинаева.Культуротворческий потенциал фортепианного искусства, взятый в историческойперспективе, раскрывает Н.И. Мельникова. Эволюцию исполнительства во взаимодействииинструментального и композиционного аспектов рассматривает Б.Б. Бородин. Анализисполнительских концепций ведущих мастеров содержится в монографиях такихавторов как Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Я.И. Мильштейн, В.А. Натансон,А.А. Николаев, М.В. Смирнова, В.А. Шекалов, Г.Г. Фельдгун, С.М.Хентова, Г.М. Цыпин. Значительно меньше работ методического плана. На основанииисследования категории художественного стиля, её роли в теории и практикепреподавания музыки А.И. Николаевой предложена методика освоениямузыкального стиля в исполнительском классе. Вопросы методики преподаванияконсерваторского курса истории и теории фортепианного искусства рассматриваютсяв работе Л.А. Баренбойма «О специальных историко-теоретических иметодических курсах для пианистов». Обучающим компьютерным технологиям в сферемузыкального образования, в том числе и таким, которые целесообразно применятьдля изучения истории фортепианного исполнительства, посвящено исследование С.П.Полозова.
Обзор специальной литературы позволил сделать вывод,что по всем дидактическим единицам рассматриваемой учебной дисциплины, зафиксированнымв Государственном образовательном стандарте, имеется обширная библиография, нов ней преобладают работы искусствоведческой, а не методической направленности.Рассмотренные источники отличаются разнородностью подходов к изучаемымпроблемам и не всегда применимы в условиях средних специальных учебных заведений.Свод знаний, образующий содержание дисциплины «История фортепианногоисполнительства», должен отвечать принципу доступности, учитывающему уровеньтеоретических знаний в области искусства и возрастные особенности студентов колледжа.В полной мере это касается вопроса периодизации истории фортепианного исполнительства,по которому существуют разноречивые мнения, а также оценок исполнительскихконцепций выдающихся музыкантов. Важно отметить, что, в отличие от вузовской,методика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов среднегозвена до сих пор не была предметом специального исследования.
Такимобразом, нами выявлены следующие противоречия:
– социально-педагогическогохарактера – между требованиями общества к фундаментальности и качествуподготовки современного специалиста и недостаточным уровнем теоретическойоснащенности выпускников фортепианных отделов средних специальных учебныхзаведений в области истории исполнительства;
– научно-педагогическогохарактера – между многообразием подходов к проблемам историиисполнительства и необходимостью формирования содержания дисциплины «Историяфортепианного исполнительства» для студентов средних специальных учебныхзаведений, отвечающего принципу доступности;
– научно-методическогохарактера – между той значительной ролью, которую играет дисциплина«История фортепианного исполнительства» в формировании исполнительской культурыпрофессионального пианиста, и недостаточной разработанностью методикипреподавания указанной дисциплины в средних специальных учебных заведениях.
Данныепротиворечия позволили обозначить проблему исследования, сущность которойзаключается в теоретическом обосновании и разработке методики преподаванияистории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальныхучебных заведений. Актуальность, практическая значимость, но при этомнедостаточная разработанность выделенной проблемы определили тему нашегодиссертационного исследования: «Методика преподавания дисциплины «Историяфортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальныхучебных заведений».
Объектисследования: процесспрофессиональной подготовки студентов-пианистов в средних специальных учебныхзаведениях.
Предметисследования: методикапреподавания дисциплины «История фортепианного исполнительства» устудентов-пианистов средних специальных учебных заведений.
Цельисследования: обосноватьи разработать методику преподавания дисциплины «История фортепианногоисполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведенийкак важнейшей составляющей их профессионального комплекса знаний, умений инавыков и проверить её эффективность на практике.
Гипотезаисследования: освоениесодержания дисциплины «История фортепианного исполнительства» студентами-пианистамисредних специальных учебных заведений будет проходить эффективно, если:
– предложитьтакую периодизацию истории фортепианного исполнительства, которая позволяла бырассматривать этот вид творческой деятельности в контексте истории культуры, ворганической связи с историей смежных видов искусства;
– построитьметодику на принципах междисциплинарности, единства чувственного ирационального познания, когда освоение теоретических знаний студентамипроисходит на базе непосредственных художественных впечатлений от различныхявлений исполнительского искусства (знакомство с аудио- и видеоматериалами,посещение концертов);
– считатьглавными компонентами методики методы, предполагающие целостное восприятиестудентами художественных особенностей той или иной эпохи, развивающиесамостоятельность и творческую активность учащихся;
– определитьпедагогические условия реализации данной методики и приёмы организации учебногопроцесса, обеспечивающие взаимосвязь в формировании теоретических знаний ипрактических навыков.
В соответствиис заявленной целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи:
1)осуществить анализ специальной литературы для установления научно обоснованнойпериодизации истории фортепианного исполнительства;
2) определитьэтапы и методы предлагаемой методики, их содержание и последовательность ихвведения в педагогический процесс;
3) выявитьпедагогические условия эффективной реализации методики преподавания историифортепианного исполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебныхзаведений;
4)разработать критерии и показатели уровней освоенности у студентов-пианистовзнаний об истории фортепианного исполнительства;
5) в процессеопытно-поисковой работы проверить эффективность разработанной методики.
Методологическуюоснову исследованиясоставили: концепции, раскрывающие закономерности развития культуры и искусства(Н.А. Бердяев, Г.Ф. Гегель, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, О. Шпенглер); идеиисторизма, предусматривающие изучение объекта как системы, развивающейся вовремени (Дж. Вико, И.Г. Гердер, Н.Я. Данилевский, Э. Трёльч, А. Тойнби), атакже положения историзма, высказанные применительно к музыкальному искусству(Т. Адорно, Б.В. Асафьев, А.Н. Серов, Б.Л. Яворский); разработки в областитеории познания (В.В. Байлук, В.В. Ильин, В.А. Лекторский, Л.А. Микешина, В.С.Степин); теоретическое обоснование «метода погружения» (Р.М. Грановская, А.А.Остапенко, А.В. Хуторской, М.П. Щетинин); дидактические подходы копределению содержания образования и эффективной организации учебного процесса(Ю.Б. Бабанский, Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);идеи развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков); концепцииистории и теории фортепианного исполнительства (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм,О. Би, Б.Б. Бородин, Л.Е. Гаккель, Г.М. Коган, Н.П. Корыхалова, К. Мартинсен,Я.И. Мильштейн, Н.И. Мельникова, В.А. Натансон, Д.А. Рабинович, В.П.Чинаев, Г.М. Цыпин).
Входе исследования применялись следующие методы:
–теоретические: анализ специальной литературы по различным аспектамисследования (проблемы историзма в изучении явлений культуры, в частности, вобласти фортепианного исполнительства и педагогики, вопросы методологииформирования знаний); обобщение и систематизация идей по структурированиюсодержания учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства»;педагогическое проектирование и моделирование;
– эмпирические: целенаправленное педагогическоенаблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, творческие задания,опытно-поисковая работа, статистическая обработка данных.
Базойисследования явился ГОУ СПО «Озёрскийколледж искусств» (г. Озёрск, Челябинская область). Исследование проводилосьс 2002 по 2010 год и состояло из трех этапов. Первый этап (2002-2004)включал в себя осмысление личного опыта преподавания учебной дисциплины«История фортепианного исполнительства», а также изучение и анализ литературныхисточников по различным аспектам исследования, что дало возможность обозначитьобъект, предмет, цель, задачи диссертации и сформулировать ее предварительнуюгипотезу. На втором этапе (2004-2007) были определены теоретическиеосновы, на базе которых была разработана авторская методика преподавания историиисполнительства. С этой целью были выделены основные тематические блоки указаннойдисциплины и разработаны дидактические материалы, ориентированные на оптимальноеусвоение студентами ее содержания. Для проверки выдвинутой гипотезы и выявленияэффективности разработанной методики последовательно проводиласьопытно-поисковая работа. На третьем этапе (2007-2010) осуществлялсяанализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, обработка иинтерпретация данных опытно-поисковой работы; формулировались выводы ипроисходило литературное оформление диссертации.
Научнаяновизна исследования заключается в следующем:
1)Разработана методика преподавания предмета «История фортепианного исполнительства»у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений, включающая триэтапа: мотивационный, нацеленный на формирование стойкого интереса к даннойдисциплине как к важнейшей составляющей профессионального образования; развивающий,направленный на создание у студентов целостной картины каждого из периодовистории исполнительства; обобщающий, ориентированный на выработку у них историчностимышления применительно к музыкальному искусству, стилистической грамотности всобственной исполнительской практике и научно обоснованных критериев оценки явленийисполнительского искусства.
2) Установлено,что мотивационный этап методики преподавания предмета «История фортепианногоисполнительства» у студентов-пианистов средних специальных учебных заведенийпредполагает применение принципа единства чувственного и рационального познания,сочетание словесных и наглядных методов, приёмов анализа и сравненияинтерпретаций, форм лекций и семинаров, использование аудиовизуальных средств. Развивающийэтап должен базироваться на принципе комплексности, методах концентрированногообучения (в частности на методе «погружения»), на приёмах аналогии и ассоциации,формах бесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа.Обобщающий этап основывается на принципе самостоятельности обучающихся, наприменении проблемно-поисковых методов, приёмов синтеза и обобщения, форм студенческихконференций, конкурсов научных работ и творческих презентаций.
3) Выявлено,что педагогическими условиями реализации данной методики являются: опора нанепосредственные художественные впечатления; восприятие явлений исполнительскогоискусства в художественном контексте эпохи; освоение студентами принципаисторизма; активные и интерактивные формы проведения занятий с использованиемсредств мультимедиа; возрастающий с каждым этапом уровень самостоятельности студентов.
Теоретическаязначимость исследования заключается вследующем:
–определены следующие параметры периодизации истории фортепианного исполнительства,связанные со структурой содержания соответствующей дисциплины: спецификахудожественной эпохи, статус и миссия исполнителя, основные принципы и цель егообучения, доминирующая трактовка инструмента и его конструктивные особенности;
–дана рабочая дефиниция метода «погружения» применительно к изучению дисциплины«История фортепианного исполнительства»: он предполагает комплексное воздействиена эмоциональную и логическую память обучающихся в процессе восприятия имипроизведений различных видов искусства (музыки, архитектуры, живописи,литературы) и нахождения в этих произведениях соответствий с исполнительскойсферой определенной художественной эпохи;
–выявлены и проанализированы основные психолого-педагогические предпосылкиосвоения знаний по истории фортепианного исполнительства у студентов-пианистов среднихспециальных учебных заведений, связанные с возрастными особенностями обучающихся(стремление к самостоятельности, определенная диспропорция между уровнемсформированности у них практических исполнительских навыков и теоретических знаний).
 Практическаязначимость исследования:
–создана авторская программа учебной дисциплины «История фортепианного исполнительства»,учитывающая специфику функционирования среднего специального учебного заведенияв условиях малого города;
–разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «История фортепианногоисполнительства»: учебный план, программа, курс лекций, тесты, контрольныеформы, тетрадь семинарских занятий, список обязательной и дополнительнойлитературы;
–разработано и внедрено в педагогический процесс пособие «Из сокровищницымирового исполнительского искусства (фортепиано)», предназначенное длястудентов-пианистов 1 курса;
–разработан дидактический материал по освоению содержания дисциплины «Историяфортепианного исполнительства» студентами-пианистами средних специальныхучебных заведений, соответствующий их возрастным особенностям, основанный на проблемныхметодах обучения с применением средств мультимедиа; сформирована видеотека.
Достоверностьрезультатов и обоснованность выводов исследованияобеспечены комплексной теоретико-методологической проработкой проблемы,адекватной цели, задачам и объекту исследования, подтверждены данными опытно-поисковойработы.
Апробациярезультатов исследованияосуществлялась в естественных условиях учебного процесса в рамках изучения дисциплины«История фортепианного исполнительства» студентами Озёрского колледжа искусств(г. Озёрск, Челябинская область). Теоретические положения и результаты исследованияобсуждались на научных и научно-практических конференциях в Екатеринбурге,Челябинске, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Томске, Магнитогорске.Результаты исследования внедрены в практику учебного процесса ГОУ СПО «Озёрскийколледж искусств». Отдельные компоненты методики применяются на фортепианныхотделениях в ДШИ г. Железногорск (Красноярский край) и г. Карабаш (Челябинскаяобласть).
Назащиту выносятся следующие положения:
1. Для эффективного освоения содержания дисциплины«История фортепианного исполнительства» студентами-пианистами среднихспециальных учебных заведений целесообразно придерживаться следующей наиболееобобщённой периодизации, отражающей структуру названной дисциплины: клавирный период;период перехода от клавира к фортепиано; период классицистского фортепиано;период романтического фортепиано; период постромантического фортепиано.
2. Методика преподавания учебной дисциплины «Историяфортепианного исполнительства» у студентов-пианистов средних специальныхучебных заведений состоит из трех этапов: мотивационного, развивающего иобобщающего. Для мотивационного этапа характерны: принцип единства чувственногои рационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализаи сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальныхсредств. Развивающий этап основан: на принципе комплексности, на методе«погружения», на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов,коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа. Обобщающий этапподразумевает принцип самостоятельности обучающихся, базируется напроблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческихконференций, конкурсов научных работ и творческих презентаций.
3. Педагогическимиусловиями реализации данной методики последовательно выступают: опора нанепосредственные художественные впечатления; формирование восприятия явленийисполнительского искусства в художественном контексте эпохи; освоениестудентами принципа историзма; активные и интерактивные формы проведения занятий;возрастающий с каждым этапом уровень самостоятельности студентов.
4. Критериямиосвоенности студентами знаний по истории фортепианного исполнительстваявляются: осведомлённость о периодизации истории фортепианного исполнительства;идентификация периодов истории фортепианного исполнительства исходя из ихсодержания; знание о взаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительствас особенностями соответствующей художественной эпохи; применение полученных знанийпри знакомстве с новым произведением, в собственной исполнительской практике ипри оценке явлений исполнительского искусства.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения, библиографического списка и приложений.
ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
 
Во введении аргументируется актуальность темыисследования, определяются проблема, объект, предмет, цель исследования,формулируются гипотеза и задачи, раскрывается методологическая основа,излагается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы,определяются этапы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты методикипреподавания дисциплины «История фортепианного исполнительства» у студентов-пианистовсредних специальных учебных заведений» доказывается главенствующая рольпериодизации при изучении данного предмета, рассматривается возрастнаяспецифика освоения знаний студентами средних специальных учебных заведений(далее – ССУЗы), обосновывается структура предлагаемой методики и содержание еёэтапов.
«Знание — кодифицированная и благодаря этомуидентифицируемая информация любого рода. В зависимости от средств кодификациисознанием информации различают перцептивное и понятийное знание, дискурсное иинтуитивное, явное и неявное (латентное), эмпирическое и теоретическое, научноеи вненаучное» (С.А. Лебедев). Знания формируютвзгляд на мир, меняют отношение к нему, поднимают обучаемого на новый уровеньпсихического развития. Научное знание характеризуется системностью, базируетсяна теоретических формах отражения мира и может быть передано путем организованногоцеленаправленного обучения. Учебное знание является адаптированной формойнаучного знания и составляет содержание учебной дисциплины (В.И. Гинецинский).В результате освоения свода знаний по истории фортепианного исполнительства устудентов должны быть сформированы такие профессиональные качества какисторичность мышления, стилистическая грамотность, способность кпрофессионально обоснованным оценкам явлений исполнительского искусства.
Историзм мышления составляет теоретический фундаментисполнительской культуры музыканта. В его формировании значительную роль играютпериодизация истории исполнительства, системное рассмотрение исполнительскогоискусства в широком историко-культурном контексте, что позволяет не толькообнаружить закономерности развития этого вида художественного творчества, но инаглядно представить характерные особенности каждого этапа его эволюции. Длясоздания периодизации, основанной на этом принципе, необходим, по определениюС.Х. Раппопорта, «комплекс обуславливающих систем» по которым онавыстраивается. Для истории фортепианного исполнительства элементами этогокомплекса станут: специфика художественной эпохи, статус и миссия исполнителя,основные принципы и цель его обучения, доминирующая трактовка инструмента и егоконструктивные особенности. Освоение данных элементов становится основой дляформирования стилистической грамотности студентов. Определяя доминирующую трактовкуинструмента в ту или иную эпоху, мы опираемся на концепцию трёх тенденций винструментальном искусстве (Б.Б. Бородин). В ней выделяются: (1) тенденция котносительной инструментальной нейтральности; (2) центростремительнаятенденция, связанная с раскрытием имманентной природы инструмента; (3) центробежнаятенденция, берущая в качестве образцов явления различной инструментальной и неинструментальнойприроды.
 Клавирный период является для фортепианногоисполнительства предысторией, однако он важен, т.к. именно в это время былисозданы произведения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо, Д.Скарлатти, ставшие впоследствии неотъемлемой частью репертуара пианистов.Особенности клавирного периода определяются эстетикой Барокко, относящегося к художественнымэпохам аклассического типа (Г. Вёльфлин), воплощающим мир в процессе егостановления. Отличительными признаками произведений клавирного периодаявляются: полифонический склад, «единство аффекта» и «террасообразная»динамика. Основная фигура эпохи – «универсальный музыкант», выполняющийобширный круг обязанностей (композиция, исполнительство на различных инструментах,преподавание). Поэтому воспитание музыканта предполагало комплексность: одновременноеобучение навыкам импровизации, композиции, исполнительства и освоениетеоретических знаний. В клавирный период преобладает тенденция кинструментальной нейтральности, что связано с преимущественно полифоническимтипом мышления.
Период перехода от клавира к фортепиано занял 60-80-е гг. XVIII столетия. Хронологически ончастично совпадает с «веком Просвещения», художественным течениемсентиментализма и с формированием венской классической школы. В этот периодпреобладает гомофонно-гармоническое мышление, чёткое разграничение фактурныхпланов; статус исполнителя и трактовка инструмента носят переходный характер,не предполагающий полного обособления исполнительской деятельности; в педагогическойпрактике сохраняются традиции универсализма. Конструкция фортепиано в это времяещё не стабилизировалась. В фактуре сочинений отмечаются приёмы, заимствованныеиз клавирной практики (ручная педаль), преобладает тесное расположениегармонических фигураций. Демпферный механизм (правая педаль) используется вкачестве дополнительного выразительного средства.
Период классицистского фортепиано, занимающий рубеж XVIII-XIX вв., связан сокончательным утверждением в музыкальной практике фортепиано, вытеснившего старинныеклавишные инструменты. Его художественные особенности определяются зрелымиобразцами венского классицизма. Г. Аберт ограничивал это направление 1782-1812гг. Венский классицизм характеризует гуманистическая направленность, широкийохват жизненных явлений, равновесие эмоционального и рационального, стройностьи ясность формальных решений. Продолжается обособление исполнительской деятельности.Наиболее типичной для этого периода является фигура исполнителя-композитора, втворчестве которого преобладает исполнительская составляющая [Я.Л. Дусик(1760-1812), М. Клементи (1752-1832)]. В фортепианной педагогике всё большеевнимание уделяется воспитанию технических навыков. Развивается жанринструктивного этюда. В крупных музыкальных центрах (Вена, Париж, Лондон)продолжается совершенствование конструкции инструмента. Фортепианная фактураприобретает бóльшую масштабность, концертность, хотя и остаётся в рамках«мануального» пианизма.
Период романтическогофортепианозанимает практически всё XIX столетие и характеризуетсямощным расцветом фортепианного исполнительства. Романтической лирикесвойственна тончайшая передача эмоциональных нюансов, глубоко личностное начало,что приводит к индивидуализации музыкального языка и фортепианной фактуры. Педальстановится фактурно-необходимым средством, организующим фактурное пространствовсего диапазона фортепиано. В трактовке инструмента наблюдаются как центростремительная(Ф. Шопен), так и центробежная (Ф. Лист) тенденции. Основной фигурой висполнительской сфере становится странствующий виртуоз во всех егоразновидностях – от «акробатов фортепиано» до исполнителей-пропагандистов.Исполнение становится, по словам А.Г. Рубинштейна, «вторым творением», гдеинтерпретатор оказывается равноправным с композитором. Формируются национальныеисполнительские школы. Нарастает тенденция к историчности, свидетельством чегоявляются «исторические концерты» А.Г. Рубинштейна, распространениередакций сочинений «старых мастеров», возрождение исполнительства на старинныхинструментах (Ф.Ж. Фетис, Л. Дьемер). Фортепианная педагогика этогопериода так же многообразна, как и исполнительская практика. Для рядапреподавателей главной целью было воспитание у ученика виртуозной техники (Ф.Калькбреннер, И.Б. Ложье). В педагогической деятельности Ф. Шопена, Ф. Листа,братьев Рубинштейнов господствовала идея единства художественного итехнического начал, понимание высокой миссии исполнителя.
Период постромантическогофортепианоначинается на рубеже XIX-XX веков и характеризуетсянеобычайным разнообразием художественных направлений, стилей, способовтрактовки инструмента. Этот период невозможно рассматривать в рамках какой-либоотдельной художественной эпохи. Здесь наблюдаются тенденции, связанные сэстетикой позднего романтизма (импрессионизм, экспрессионизм), иантиромантические установки, которые можно сопоставить с урбанизмом иконструктивизмом. Многообразие композиторских стилей находит отражение вразличии творческих манер исполнителей. Историчность мышления становитсянеотъемлемым признаком профессионализма. В фортепианной педагогике наблюдаетсяактивное взаимодействие национальных школ, связанное с процессами глобализации.Важнейшим фактором, отличающим данный период от всех предшествующих,является распространение и совершенствование звукозаписи. Поэтому при егоизучении у преподавателя есть возможность перенести центр тяжестинепосредственно на исполнительство путём активного использования аудио- и видеоматериалов.
Предлагаемая периодизация образует структуруучебной дисциплины «История фортепианного исполнительства». Неоднородность еёсодержательного наполнения диктует необходимость отдельного рассмотрения проблемыосвоения знаний. Методы освоения содержания дисциплины включают в себяразностороннее воздействие на сознание, чувства и волю обучаемого. В педагогикеискусства значительную роль играют перцептивные, эмпирические и интуитивныевиды знания, связанные с суггестивными методами воздействия на обучающегося. Ктаким методам относится метод, традиционно используемый при обучениииностранному языку, – «погружение» в языковую среду. При изучении историифортепианного исполнительства он модифицируется в метод «погружения» в культуру(А.А. Остапенко). Нами дается следующее рабочее определение этого метода: метод«погружения» применительно к изучению дисциплины «История фортепианного исполнительства»предполагает комплексное воздействие на эмоциональную и логическую памятьобучающихся в процессе восприятия ими произведений различных видов искусства(музыки, архитектуры, живописи, литературы) и нахождения в этих произведенияхсоответствий с исполнительской сферой определенной художественной эпохи. Цельметода – создание у студентов целостной картины исторического процесса вискусстве, формирование их стилистической грамотности, необходимой для оценки иисполнения музыкальных произведений различных эпох.
Огромное значение в процессе освоения знаний принадлежитличности учащегося. Влияния среды, общества, родителей, учителей – это внешниефакторы развития личности. Природные склонности и влечения, чувства и переживания,которые возникают под влиянием внешних обстоятельств, и генетический компонентотносятся к факторам внутренним. Освоение знаний является результатомвзаимодействия этих двух факторов – внешнего и внутреннего, и в случаенедостаточности одного из них может пострадать весь процесс развития индивида.Поэтому преподавателю необходимо учитывать не только фенотип учащегося, но иего возрастную специфику. Наиболее соответствующими особенностям возрастастудента ССУЗа будут, прежде всего, проблемные методы (проблемного изложения,частично-поисковый, исследовательский), которые обеспечивают его определеннуюсамостоятельность, столь желанную в этом возрасте. В.П. Беспалько выделяетследующие уровни усвоения учебной информации: репродуктивный (понимание,узнавание, воспроизведение) и продуктивный (применение, творчество). Предлагаемаяметодика преподавания истории фортепианного исполнительства у студентов колледжейискусств подразумевает последовательный переход от репродуктивного к продуктивномууровню освоения содержания дисциплины. Центральное место в этом переходезанимает метод «погружения». Основой усвоения знаний является активнаямыслительная деятельность учащихся (И.И. Нурминский, Н.К. Гладышева). Но ввосприятии искусства не меньшую роль играет их эмоциональная отзывчивость,предшествующая рефлективной стадии, на которой происходит усмотрение наиболеесущественных черт общности в разных видах искусства. Далее включается процессзапечатления и запоминания учащимися выделенных свойств и отношений, в ихсознании создается система ассоциативных связей, объединяющая разнородныеявления. Затем воспринятые и понятые субъектом свойства и отношения становятсячастью личного интеллектуально-эмоционального опыта, который позволяетучащемуся свободно оперировать полученными знаниями на продуктивном уровне.Динамика данного процесса нашла свое выражение в намеченной стратегииреализации предлагаемой методики. В ней были обозначены три этапа: (1) мотивационный,направленный на осознание студентами дисциплины «История фортепианного исполнительства»как важнейшего компонента их профессионального образования; (2) развивающий,нацеленный на комплексное изучение каждого из периодов этой истории в контекстесмежных видов искусства; (3) обобщающий, ориентированный на выработку устудентов научно обоснованных критериев оценки явлений исполнительскогоискусства и на применение полученных знаний в исполнительской практике.
Для каждого из этапов были выбраны принципы, методы,приемы, формы и средства, адекватные целям и задачам этих этапов. Для мотивационногоэтапа, имеющего своей целью адаптацию студентов к профессиональной деятельности,наиболее целесообразными представляются: принцип единства чувственного ирационального познания, сочетание словесных и наглядных методов, приёмы анализаи сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров, применение аудиовизуальныхсредств. Для этого этапа были намечены межпредметные контакты с классомспециального инструмента. Специфика развивающего этапа предполагает:принцип комплексности, осуществляемый с помощью метода «погружения», дающеговозможность воспринимать явления исполнительского искусства в контекстесоответствующей художественной эпохи, приёмов аналогии и ассоциации, формбесед, диспутов, коллективных обсуждений с использованием средств мультимедиа.Межпредметные связи данного этапа представлены такими дисциплинами как «Мироваяхудожественная культура» и «Музыкальная литература». Обобщающий этаптребует опоры на принцип самостоятельности обучающихся, базируется напроблемно-поисковых методах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческихконференций и конкурсов научных работ, творческих презентаций,музыкально-поэтических вечеров. Поэтому межпредметные связи здесь должныосуществляться и с классом специального инструмента, и с дисциплинамитеоретического цикла.
Во второй главе «Реализация методики преподаваниядисциплины «История фортепианного исполнительства» устудентов-пианистов в процессе среднего профессионального образования» устанавливаютсякритерии, показатели и уровни освоенности учащимися содержания данного предмета,освещается организация, ход и результаты опытно-поисковой работы, анализируютсярезультаты её этапов, определяются педагогические условия реализации методики иприёмы организации учебного процесса, обеспечивающие взаимосвязь в формированиитеоретических знаний и практических навыков как компонентов исполнительскойкультуры.
Исследовательскаяработа проводилась в течение 8 лет в процессе занятий по дисциплине «Историяфортепианного исполнительства». Общая численность студентов в поисковых группахсоставила 74 человека. Согласно программе изучение предмета проводилось в формелекций и практических занятий (12 учебных часов на констатирующем этапе, 48учебных часов на формирующем этапе и 12 учебных часов на контрольном этапеопытно-поисковой работы). Целью опытно-поисковой работы было нахождение оптимальнойметодики преподавания дисциплины, наиболее соответствующей возрастнымпсихологическим особенностям студентов ССУЗов. Одновременно решались важные задачипрофессионального роста молодых музыкантов, связанные с преодолением дисбалансамежду уровнем сформированности у них практических навыков исполнительства и уровнемтеоретических знаний. Сюда относятся, прежде всего, такие качества как историчностьмышления и стилистическая грамотность. При отборе методов опытно-поисковойработы мы следовали рекомендациям отечественных учёных (Э.Б. Абдуллин,Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Л.В. Школяр). Основнымиметодами стали: тестирование, письменные работы студентов по истории фортепианногоисполнительства, педагогическое наблюдение с фиксированием результатов, обучающийи опросный методы, количественный анализ результатов и его последующая обработка.
Былиопределены следующие критерии освоенности знаний в области истории фортепианногоисполнительства у студентов-пианистов колледжа: осведомлённость о периодизацииистории фортепианного исполнительства; идентификация периодов историифортепианного исполнительства исходя из их содержания; знание овзаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностямисоответствующей художественной эпохи; применение полученных знаний впрактической деятельности. Критерий осведомлённости о периодизациифортепианного исполнительства характеризуется следующими показателями: осведомлённостьо названиях периодов; осведомлённость об их временных границах; осведомлённостьоб основных персоналиях истории исполнительства. Критерию идентификациипериодов истории фортепианного исполнительства соответствуют такие показатели:историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификацияпроизведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификацияосновных принципов и целей обучения исполнителя. Критерий знания овзаимосвязи периодов истории фортепианного исполнительства с особенностямисоответствующей художественной эпохи подразумевает следующие показатели: знанияоб эстетической общности исполнительства с другими видами искусства; знания охудожественных направлениях в фортепианном исполнительстве; знания обиндивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве. Критерию применения знанийпо истории фортепианного исполнительства в практической деятельности отвечаютпоказатели: применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; ихприменение в исполнительской практике и их применение при оценке явленийисполнительского искусства.
Низкийуровень освоенностизнаний об истории фортепианного исполнительства предполагает, что студент (1)осведомлен о названиях, исторических границах не менее двух периодов историифортепианного исполнительства и знает не менее пяти персоналий; (2) испытываетзатруднения с исторической идентификацией явлений исполнительского искусства,музыкальных произведений (исходя из трактовки инструмента) и принципов педагогикимузыкального образования; (3) имеет ограниченные представления об эстетическойобщности исполнительства с другими видами искусства, слабо ориентируется вхудожественных направлениях и индивидуальных стилях фортепианного исполнительства;(4) не применяет полученные знания при знакомстве с новым произведением, в своейисполнительской практике и при оценке явлений исполнительского искусства.
Среднийуровень освоенностизнаний об истории фортепианного исполнительства характеризуется тем, чтостудент (1) осведомлён о названиях и исторических границах всех периодовистории фортепианного исполнительства и знает не менее десяти персоналий; (2) вцелом, идентифицирует верно явления исполнительского искусства, музыкальныепроизведения и принципы педагогики музыкального образования в историческомплане; (3) обладает знаниями об эстетической общности исполнительства с другимивидами искусства, о художественных направлениях и индивидуальных стиляхфортепианного исполнительства; (4) с помощью преподавателя применяет полученныезнания при знакомстве с новым произведением, в своей исполнительской практике ипри оценке явлений исполнительского искусства.
Высокийуровень освоенностизнаний об истории фортепианного исполнительства констатируется, если студент(1) осведомлён о названиях, содержании и исторических границах всех периодовистории фортепианного исполнительства и знает более десяти персоналий; (2) свободно идентифицирует явленияисполнительского искусства, музыкальные произведения и принципы педагогикимузыкального образования в историческом плане; (3) представляет фортепианноеисполнительство, его направления и индивидуальные стили в художественномконтексте эпохи; (4) уверенно применяет полученные знания при знакомстве сновым произведением, в своей исполнительской практике и умеет самостоятельнооценивать явления исполнительского искусства.
Несмотря нато, что до начала обучения в колледже студенты не изучают историю фортепианногоисполнительства, у них, как правило, все же присутствуют некоторые знания изэтой области, почерпнутые в музыкальной школе из курса музыкальной литературы ина индивидуальных уроках по фортепиано, что даёт возможность провести диагностикуих обученности на самых первых занятиях по истории фортепианного исполнительства.
На констатирующемэтапе опытно-поисковой работы в процессе коллективного прослушиванияфортепианных произведений различных эпох и в разных исполнениях посредствомнаводящих вопросов преподавателя осуществлялось выявление и обобщениесуществующих у студентов эмпирических знаний об истории фортепианного исполнительства.Наиболее показательными заданиями этого этапа явились тесты, анкеты с незаконченнымипредложениями, исполнительский анализ произведений, письменные работы попроблемам исполнительства, которые и позволили определить уровень освоенностистудентами знаний в указанной сфере. Диагностика показала недостаточнуюориентированность большей части студентов в истории искусства, что объясняетсяих возрастом и ограниченным художественным опытом. Наибольшие затруднения устудентов вызвали задания, связанные с идентификацией и соотнесением явленийисполнительского искусства с соответствующими художественными эпохами и спрактическим применением имеющихся знаний в собственной исполнительскойпрактике. Предложенная нами обобщенная периодизация истории фортепианногоисполнительства (клавирный период, период перехода от клавира к фортепиано,период классицистского фортепиано, период романтического фортепиано, период постромантическогофортепиано) способствовала структурированию имеющихся у студентов знаний исистематизации вновь поступающей к ним информации.
Проведение формирующегоэтапа опытно-поисковой работы опиралось на дидактический принцип единствачувственного и рационального познания, а освоение теоретических знанийстудентами осуществлялось на базе непосредственных художественных впечатленийот различных явлений исполнительского искусства. При этом учитывалась региональнаяспецифика, определяемая условиями малого города, в котором колледж искусствявляется культурообразующим объектом. Освоению знаний о фортепианном исполнительствев художественном контексте той или иной эпохи способствовало применение впедагогическом процессе компьютерных дисков, посвященных истории искусства(«Энциклопедия живописи», «История искусства», «Лувр», «Эрмитаж», «Русскиймузей» и т.д.). В ходе формирующего этапа применялись также творческие формыучебных занятий, наиболее соответствующие возрастным особенностям студентовсредних специальных учебных заведений: викторины, концерты, предваряемыевступительным словом, студенческие доклады о педагогической деятельности выдающихсякомпозиторов и исполнителей, дискуссии, коллективные обсуждения явленийисполнительского искусства, творческие презентации. Результаты деятельностистудентов в рамках студенческого научного общества фиксировались в формепечатных работ.
Согласнонамеченному плану методика преподавания истории фортепианного исполнительства устудентов-пианистов состояла из трех этапов: мотивационного, развивающего иобобщающего. На мотивационном этапе лекции и семинары сопровождалиськомментированной демонстрацией аудио- и видеозаписей выдающихся исполнителей.Студентам предлагались разные интерпретации одних и тех же произведений споследующим анализом их сходства и отличий. Особое внимание уделялосьпроизведениям, которые входили в учебный репертуар студентов («Хорошотемперированный клавир» И.С. Баха, сонаты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ванБетховена). Этот прием позволил обучающимся сделать вывод о тесной связиучебной дисциплины «История фортепианного исполнительства» с занятиями вспециальном классе и, следовательно, о необходимости и важности её изучения. Стилистическаяграмотность студентов проверялась в процессе наблюдения за их выступлениями наакадемических мероприятиях и открытых концертах.
На развивающемэтапе ведущим стал метод «погружения». Музыкальные иллюстрации дополнилисьмультимедийными материалами по истории искусства, художественными и документальнымифильмами-биографиями о жизни и творчестве выдающихся композиторов иисполнителей прошлого и современности («Клавесин, клавикорд», «Доменико Скарлатти»,«Амадеус», «Ференц Лист. Грезы любви», «Рихтер непокоренный», «ВеликийГилельс»). На данном этапе были особенно эффективны межпредметные связи с дисциплинами«Мировая художественная культура» и «Музыкальная литература». Все большеезначение стали приобретать активные формы обучения – беседы, диспуты,коллективные обсуждения, на которых проверялись практические навыки студентов воценке явлений исполнительского искусства.
На обобщающемэтапе преобладали проблемно-поисковые методы обучения, благодаря чему возросласамостоятельность учащихся. Новыми формами организации учебных занятий сталиподготовка и участие студентов в конференциях СНО (к 100-летию Д.Д.Шостаковича, «Искусство серебряного века», «Русская исполнительская школа имировая фортепианная культура», к 200-летию Ф. Шопена), в конкурсахстуденческих научных работ, в творческих презентациях, в музыкально-поэтическихвечерах, в открытых концертах и лекторской практике. Одной из форм примененияпроблемно-поискового метода стали задания по самостоятельной подготовке и эскизномуисполнению несложных произведений различных эпох, предлагаемые совместно спреподавателями по классу специального инструмента. На всех этапахиспользовалась любая возможность услышать музыку в «живом» исполнении: студентывместе с преподавателями выезжали на филармонические концерты в близлежащиеобластные центры, посещали студенческие классные вечера, выступленияпреподавателей колледжа и концертирующих исполнителей, после чего проводилоськоллективное обсуждение услышанного.
На контрольномэтапе опытно-поисковой работы была произведена диагностика с использованиемдиагностического инструментария констатирующего этапа – тестов, анкет снезаконченными предложениями, письменных работ. Применение освоенных знаний впрактической деятельности оценивалось по результатам студенческой концертнойпрактики и при помощи самостоятельных письменных работ, содержащихисполнительский анализ изучаемых произведений. В группе студентов фортепианногоотделения 2003 г. 21% достигли высокого уровня, 64% – среднего,15% остались на низком уровне. В 2005 г. 20% респондентов имели высокий уровень, 68% – средний, 12% остались на низком уровне. В 2007 г. высокий уровень определен у 23% учащихся, средним признан 63%, низким – 14%. В 2009 г. достигли высокого уровня 30%, среднего – 58%, 12% остались на низком. При сравнении результатовконстатирующего и итогового этапов у студентов всех лет обучения была выявленаположительная динамика в уровнях освоенности ими содержания дисциплины «Историяфортепианного исполнительства» и умении применять эти знания на практике, что ипозволило составить следующую сводную таблицу:
/>
Теоретическаяразработка изучаемой проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердиливыдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Врезультате анализа специальной литературы определена следующая периодизацияистории фортепианного исполнительства, соответствующая структуре названнойдисциплины: клавирный период; период перехода от клавира к фортепиано; периодклассицистского фортепиано, период романтического фортепиано; периодпостромантического фортепиано.
2. Методикаосвоения студентами средних специальных учебных заведений знаний в областиистории фортепианного исполнительства включает три этапа: мотивационный,развивающий и обобщающий. Для мотивационногоэтапа характерны: принципединства чувственного и рационального познания, сочетание словесных и наглядныхметодов, приёмы анализа и сравнения интерпретаций, формы лекций и семинаров,применение аудиовизуальных средств. Развивающийэтап основан: напринципе комплексности, на методе «погружения», дающем возможность восприниматьявления исполнительского искусства в контексте соответствующей художественнойэпохи, на приёмах аналогии и ассоциации, формах бесед, диспутов, коллективных обсужденийс использованием средств мультимедиа. Обобщающийэтап подразумеваетпринцип самостоятельности обучающихся, базируется на проблемно-поисковыхметодах, приёмах синтеза и обобщения, формах студенческих конференций иконкурсов научных работ, творческих презентаций.
3. Педагогическимиусловиями реализации данной методики являются: опора на непосредственныехудожественные впечатления, формирование восприятия явлений исполнительскогоискусства в художественном контексте эпохи, освоение студентами принципаисторизма, активные и интерактивные формы проведения занятий, возрастающая скаждым этапом реализации методики степень самостоятельности студентов,повышение их исполнительской культуры, отражающееся в переходе отрепродуктивного уровня усвоения ими знаний – к продуктивному.
4. Установлены критерии освоенности знаний в области истории фортепианногоисполнительства у студентов-пианистов средних специальных учебных заведений.(1) Осведомлённость, показателями которой являются осведомлённость о названияхпериодов, осведомлённость об их временных границах, осведомлённость об основныхперсоналиях. (2) Идентификация, измеряемая следующими показателями:историческая идентификация явлений исполнительского искусства; идентификацияпроизведения, исходящая из трактовки инструмента; историческая идентификацияосновных принципов и целей обучения исполнителя. (3) Знание, об уровне которогодают представление такие показатели как знания об эстетической общностиисполнительства с другими видами искусства; знания о художественныхнаправлениях в фортепианном исполнительстве; знания об индивидуальных стилях вфортепианном исполнительстве. (4) Применение, отвечающее показателям:применение полученных знаний при знакомстве с новым произведением; их применениев исполнительской практике и их применение при оценке явлений исполнительскогоискусства.
5. В процессеопытно-поисковой работы была подтверждена эффективность разработанной методикив рамках изучения дисциплины «История фортепианного исполнительства». Этовыражено возросшими знаниями студентов колледжа искусств об эстетическойобщности исполнительства с другими видами искусства, о художественныхнаправлениях и индивидуальных стилях в фортепианном исполнительстве, а также повысившимисянавыками практического применения данных знаний в собственной исполнительскойпрактике и при оценке явлений исполнительского искусства.
Исследованиеможет быть продолжено в направлении дальнейшей детализации изучения периодовистории фортепианного исполнительства. Это особенно актуально применительно кпоследнему, постромантическому этапу, который отличается особым стилевыммногообразием. Представляется возможной также экстраполяция опыта настоящегоисследования на изучение аналогичных проблем иных инструментальных специализаций.
 

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующихработах:
 
Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных вреестр ВАК МОиН РФ:
1. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г. Рубинштейна и идеифилософии истории [Текст] / И.М. Борейко // Музыка и время. – 2007. – №7. –С. 9-11. Принято к печати 27.11.2006.
2.  Борейко, И.М. Методы формирования знаний об исторической периодизациифортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Интеграцияобразования. – 2009. – №2. – С. 79-81.
 
Статьи в сборниках научных трудов, тезисы докладов нанаучно-практических конференциях:
3.  Борейко, И.М. Воспитание образного мышления на уроках специальности (напримере цикла «Времена года» П.И.Чайковского) [Текст] / И.М. Борейко //Художественный образ в исполнительском искусстве: тезисы и материалы IX Российскихпедагогических ассамблей искусств в Магнитогорске «Искусство, наука ихудожественное образование» 25-29 ноября 2003 г. / МаГК. – Магнитогорск, 2004. – С. 115-117.
4.  Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф. Лосева [Текст] / И.М. Борейко //Философия и наука: материалы V Региональной науч.-практ. конф. аспирантови соискателей, г. Екатеринбург, Россия, 25 апреля 2006 г. / УрГПУ. – Екатеринбург, 2006. – С. 7-9.
5.  Борейко, И.М. О задачах дисциплины история фортепианного искусства.[Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарныенауки. Ч. 41. Педагогика: труды 2-го Междунар. форума (7-й Междунар. конф.),г. Самара, 20-23 ноября 2006 г. – Самара, 2006. – С. 30-33.
6.  Борейко, И.М. Чтобы снова обрести «Золотой век» [Текст] / И.М. Борейко// Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сб. науч. тр. Вып. III. – Саратов: ИЦ«Наука», 2007. – С. 254-258.
7.  Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеифилософии истории [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы высшего музыкальногообразования: материалы VIII Междунар. науч.-метод. конф. аспирантов,соискателей и преподавателей вузов. Вып. 8. – Нижний Новгород: Издательство Нижегородскойгос. консерватории, 2007. – С. 95-101.
8.  Борейко, И.М. «История фортепианного искусства» – плюрализм мнений иконцепций [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы современной науки Ч.26. Музыкальное искусство: труды 3-го Междунар. форума (8-й Междунар. конф.),г. Самара, 20-23 ноября 2007 г. – Самара, 2007. – С. 5-8.
9.  Борейко, И.М. История фортепианного искусства и время [Текст] / И.М. Борейко// Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологическиеи прикладные аспекты: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием,г. Пермь, 22-25 октября 2007 г. – ПГИИК. – С. 22-31.
10. Борейко, И.М. Бородин Б.Б. как историк фортепианного искусства [Текст] /И.М. Борейко // Краеведение и художественная культура Урала: творчество,исполнительство, образование: материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Магнитогорск,19-21 ноября 2007 года / МаГК; ред.-сост. А.А. Глазунов. – Магнитогорск,2008. – С. 435-437.
11. Борейко, И.М. Философия музыки в трудах А.Ф.Лосева [Текст] / И.М. Борейко// Вопросы современного музыкознания: межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культурыи искусств; редкол. Л.К. Игнатьева, С.В. Черевань, Т.С. Сорокина. – Челябинск,2008. – Вып. 3. – С. 26-34.
12. Борейко, И.М. История фортепианной литературы А.Г.Рубинштейна и идеифилософии истории [Текст] / И.М. Борейко // Вопросы современного музыкознания:межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева,С.В. Черевань, Т.С. Сорокина. – Челябинск, 2008. – Вып. 3. – С. 21-26.
13. Борейко, И.М. О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у студентовДХО, ФО ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко // Вопросы современного музыкознания:межвуз. сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; редкол. Л.К. Игнатьева,С.В. Черевань, Т.С. Сорокина.– Челябинск, 2008. – Вып. 3. – С. 233-247.
14. Борейко, И.М. Об актуальности формирования представлений об историческойпериодизации фортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М.Борейко // К 115-летию музыкального образования в Сибири: Актуальные проблемымузыкального образования: материалы Всерос. науч.-практ. (заочной) конф.,г. Томск, 20-25 ноября 2008 г. – Томск, 2008. – С. 129-132.
15. Борейко, И.М. О методах формирования представлений об исторической периодизациифортепианного исполнительства у студентов ССУЗа [Текст] / И.М. Борейко //Актуальные проблемы современной науки. Гуманитарные науки. Ч. 24. Педагогика:труды 4-го Междунар. форума (9-й междунар. конф.), г. Самара, 17-19 ноября 2008 г. – Самара, 2008. – С. 72-76.
16. Борейко, И.М. О методах преподавания учебной дисциплины «История фортепианногоисполнительства» [Текст] / И.М. Борейко // Актуальные проблемы музыкального ихудожественного образования: материалы междунар. Интернет-конф., г. Екатеринбург,декабрь 2008 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – С. 6-9.
17. Борейко, И.М. Метод «погружения» применительно к преподаванию учебнойдисциплины «История фортепианного исполнительства» [Текст] / И.М. Борейко //Актуальные проблемы музыкального и художественного образования: материалывторой междунар. Интернет-конф., г. Екатеринбург, декабрь 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 44-50.
18.  Борейко, И.М.Методы организации учебной работы на уроках по истории фортепианногоисполнительства в ССУЗе [Текст] / И.М. Борейко // Музыкальное и художественноеобразование в социокультурном развитии личности: материалы всерос. конф., посвящённой50-летнему юбилею факультета музыкального и художественного образования, г.Екатеринбург, 9 апреля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 3-6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.