Реферат по предмету "Педагогика"


История возникновения и развития систем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

ИСТОРИЯВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
 

План
Введение
1.Значение сенсорной культуры для развития ребенка
2.Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель,М. Монтессори)
3.Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада (Е.И. Тихеева,М. Манасеина)
4.Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
5.Использованиедидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни визодеятельности и конструировании
Заключение        
Список литературы
Приложение

Введение
Сенсорное воспитание, направленное на формированиеполноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познаниямира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешностьумственного, физического, эстетического воспитания в значительной степенизависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколькосовершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была вцентре внимания русских психологов и педагогов.
В конце XIX – начале XX в. проблема сенсорного развития ивоспитания привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева,И.А. Сикорского, Е.И. Тихеевой. Особый интерес к этой проблемепроявляла и М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины,физиологии, используя многочисленные труды зарубежных авторов, она разработалаоригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундаментобщего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельноезначение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обученияребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

1.Значение сенсорнойкультуры для развития ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это развитие еговосприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельностиорганов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание,направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной изосновных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизнивыдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки ииспользования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания вдетском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять ввооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогикублагодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретениятакой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различенииформы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной,она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развитиядетенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования»,которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнениеврожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры,созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствахвещей).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок идругих свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Онзнакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малышаокружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами,шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, такили иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, безразумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказываетсяповерхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию,совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходитна помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомлениеребенка с сенсорной культурой человечества.Сенсорное воспитание – целенаправленныепедагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта исовершенствование ощущений и восприятия.
2. Особенности систем сенсорного воспитания взарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори)
Создателем первых детских садов был немецкий педагог ФридрихВильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практикидошкольного воспитания.
С именем Фребеля связано возникновение дошкольной педагогикикак науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок – носитель божественной сущности;его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них – стремлениек деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через«развертывание своей сущности». Под самодеятельностью Фребель понималстремление человека осуществить свое предназначение как стремление, данноеприродой каждому индивидууму, благодаря чему отдельный человек, создавсобственный мир представлений, соединяет его с внешним миром.
Таким образом, по Фребелю, самодеятельность есть процесспознания объективного мира, самого себя (своей собственной природы), обеспечивающийформирование собственного «я». Поэтому он обращается к родителям с призывом неглушить в детях активность, самодеятельность: «Если вы желаете впоследствии и внадлежащее время помощи от ваших детей, то воспитывайте с ранних пор в нихинстинкт деятельности… хотя бы это стоило вам некоторой борьбы над собою инекоторых жертв; это вознаградит вас сторицею впоследствии, подобно хорошемуплоду на хорошей почве».
По убеждению Фребеля, божественное начало проявляет себя вчеловеке и через человека в виде четырех основных стремлений: религиозного,стремления к труду, художественного (эстетического) и познавательного.Указанные виды стремлений определяют основные цели воспитания – религиозное инравственное, физическое и трудовое, эстетическое и умственное.
Вся педагогическая система Фребеля пронизана религиознойнаправленностью. Там, где реализуется идея единства религии, трудолюбия иумеренности, там, по выражению Фребеля, земной рай, мир, отрада, благодать,милость и благословение. Благодаря религии «становится возможным настоящее,истинное воспитание, воспитание человека».
В единстве с религиозным воспитанием Фребель рассматривал ивоспитание трудолюбия. Ему принадлежит идея о воспитывающем значении труда, этоон выдвинул задачу развития творческих сил и способностей ребенка через ручнойтруд. Особенное внимание, как считал Фребель, следовало уделять раннемуприучению детей к труду, активности и самостоятельности. Духовному же развитиючеловека в дошкольном возрасте, по Фребелю, лучше всего способствует игроваядеятельность, которая не «есть пустая забава», а «имеет высокий смысл и глубокоезначение». Поэтому он и призывал: «заботься о ней, развивай ее, мать! Береги,охраняй ее, отец».
Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрываетне только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждыйчеловек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовалобучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка,проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Подчеркивая важностьпервоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал нанеобходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений,знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственноесозерцание предметов.
Рассматривая человека как часть природы, Фребель отмечал:сама природа – не только объект познания, но и «прочная основа продуктивного иблагодатного воспитания и образования отдельного человека, а равно и всегочеловеческого рода». Вот почему дошкольное учреждение надо окружить садом, гдедолжны быть грядки для детей, чтоб они учились ухаживать за растениями; каждыйребенок должен иметь небольшую грядку (в один квадратный метр) и сажать на нейто, что он захочет.
Близость детей к природе – одна из замечательныхпедагогических идей первой половины XIX века.
Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля– методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Дляобразовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров».Первый дар – шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого,фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить надпостелью ребенка двух – трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различатьцвета, воспринимать различные направления движений.
Второй дар – деревянный шар, цилиндр и куб – предназначалсядля детей трех – четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслуФребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью,подвижностью.
Третий, четвертый дар – для детей старше четырех лет – деревянныйкуб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представленияо понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиковразличные предметы.
Пятый дар – это 27 кубиков, причем 21 – цельный; триразделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмыкаждый. Всего 39 фигур. Шестой дар – 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 – целый,три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска.Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей(построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода).
Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля,«получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретаетстимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «ужепервые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплениютела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждениювнутреннего смысла и настоящей рассудительности». (Справедливости ради заметим:ознакомлению с предметами различной формы Фребель придавал мистическийхарактер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детейк уяснению божественной идеи единства и многообразия мира.) Развитию жепредставлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости,внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение изполосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалываниеи вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом.
Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую сериюподвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным,деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисицаходит кругом», «Кошки – мышки»). Все игры его сопровождались исполнениемпесенок. Их написал сам Фребель и даже выпустил сборник. Невысокуюхудожественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывалчитателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов имелодий.
Догматизм в манипулировании с дарами и в проведении игр(определенные движения, сентиментальные песенки, полные дидактизма, строгаяпоследовательность движений) вызывали справедливую критику со стороны прогрессивныхпедагогов. Однако отметим: заслуга Фридриха Фребеля в том, что он не толькозанимался теоретическими вопросами детской игры, но и разработал ее методику,более того, осуществил свои идеи практически в созданных им детских садах.Фребель был убежден: заложив основы формирования личности в дошкольном возрастев процессе правильно организованной игры, можно обеспечить дальнейшеевоспитание ребенка. Ведь неслучайно он подчеркивал: «Дитя, которое играетсамодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременносделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим очужом и собственном благе».
Несмотря на то, что теория детской игры, как и всяпедагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе,именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, чтопосредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно – вводитсяв жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения.
Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространениеи завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.
Фребелевские общества, объединяющие представителейпрогрессивной русской интеллигенции, содействовали распространению идейвеликого немецкого педагога, созданию дошкольных учреждений, способствовали улучшениюсемейного воспитания детей. При этих обществах создавались курсы для подготовкивоспитательниц для семей и детских садов по системе Фребеля.
К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова,П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер,подвергая критике философские основы педагогической системы Фребеля – авторитарность,догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее не отрицали и положительныхсторон его теории, подчеркивали его вклад в развитие дошкольной педагогики. Внаше время, время переоценки ценностей, следует вновь вернуться к изучению и освещениюпедагогических идей зарубежных и русских педагогов прошлого. Наследие Ф.Фребеля и тех, кто способствовал распространению его учения в России, еще ждетсвоих исследователей.
«Мне кажется, что зря мы Монтессори целиком выбросили…» – говориланадежда Константиновна Крупская на московском собрании педагогов нулевых групп(1931 г.), не раз она обращала внимание теоретиков и практиков дошкольноговоспитания на необходимость критического изучения педагогических взглядов ипедагогического опыта Фребеля и Монтессори.
Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870–1952),первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В планепсихологического обоснования формирования личности особую роль придавалаМонтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайныформирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства»психики человека.
Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – этозначит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения – это упражнения в различениии классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук,цвет – различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения,группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в умепрочного порядка, – пишет Монтессори, – и составляют мышление и вместе с тем иизвестную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить,необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильноразличать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьмитолько через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитиюорганов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильногочувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения,звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использоваладеревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них – с гладкойотполированной поверхностью, другой – с наклеенной наждачной бумагой (шестьполосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать удетей чувство осязания – значит учить их «видеть руками» (см. приложение).
Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравниватьи различать предметы разной формы – бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но нетолько в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитиехроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» детиобучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения враспознавании звуков.

3. Сенсорное воспитание в отечественнойдидактической системе детского сада (Е.И. Тихеева, М. Манасеина)
Елизавета Ивановна Тихеева – яркий, талантливый педагог,создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать,сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить,что он досконально изучен, не приходится. И виной тому – многолетние запреты, апорой и шельмование русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям»власти большевиков. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления впедагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человекаследует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенныхспособностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полныйрасцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничноевоспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться наэтических началах.
Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источникеи средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию:именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматриватьв качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми исверстниками, само познание окружающего мира – как основные средства развития.Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств,Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, котороетесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми итрудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала внеразрывном единстве.
Самое серьезное внимание в детском саду, как считала Тихеева,следует уделять обучению, т.е. учить дошкольника умению наблюдать, свободно говоритьна родном языке, считать, рисовать, ухаживать за растениями и животными и т.д.Вместе с тем Тихеева прекрасно понимала: детский сад не школа, и занятия недолжны копировать школьные уроки. Разработанные ею занятия, отличающиесяоригинальной методикой, соответствующие природе ребенка-дошкольника, вошедшие взолотой фонд отечественной дошкольной педагогики, построены на наглядности, сшироким использованием дидактических игр и игровых упражнений. Смело можноутверждать: ученый проявила удивительное знание психики дошкольника.
Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников – центральныев творчестве Е.И. Тихеевой.
Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только сформированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, онооказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств.Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятиихудожественных образов. Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечалаона, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этогонеобходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живогохудожественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать вребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и,следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка,подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, иопирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве сдуховным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится скрасотой окружающего мира, а культ красоты – могучий союзник нравственности.
Да, но каким образом научить ребенка пользоваться чувствамиво всей их полноте, предусмотренной природой? Е.И. Тихеева видела одинпуть – в «организованном знакомстве с окружающей конкретной действительностью иоказании систематической помощи». По ее мнению, внешний мир, представленныйсознательно, разумно и систематически, именно та арена, на которой воздвигаетсяздание чувственных восприятий. Заслуга Тихеевой в том, что она разработаламетодику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного вприроде», методику наблюдений за явлениями природы. Наивернейший путь развитиячувств ребенка, его мира восприятий, как она считала, это непосредственнаяблизость с природой, работа в саду, постепенное знакомство с миром животных, растений,насекомых, «экскурсии в природу».
Тихеева советовала создавать в каждом саду уголки живойприроды, обдуманно подбирать дидактический материал – естественный (семена,цветы, плоды, насекомые, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудиятруда, бросовый материал), искусственный (строительный материал, игры парами, лото,игрушки, картины). Дидактический материал Тихеева считала одним из важнейшихфакторов интеллектуального развития ребенка, однако предупреждала: материалэтот должен соответствовать основным запросам и интересам детей; предостерегалапедагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, такназываемой «гимнастикой чувств» (или упражнениями по умственной ортопедии).«Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, –писала она, – требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо,прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство;оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человекавозможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществитьподобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…»
Своеобразие методики Тихеевой – разнообразие активных видовдетской деятельности.
Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственногоразвития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучшевыучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тембыстрее и полнее будет его умственное развитие. Научение мышлению как основеумственного развития предполагает овладение понятиями, что в свою очередьзависит, как уже отмечалось, от достаточного количества полных и четких представлений.
Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной,связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватностьпредставлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятиякак база развития мышления. Эту внутреннюю связь М.М. Манасеина рассматриваеткак фактор интеллектуальности человеческих ощущений. Попытаемся выяснитьсущность этого явления.
М.М. Манасеина выступала за синхронное многостороннеефизическое и духовное развитие ребенка. В ее представлении живой детскийорганизм – это неразделимое целое: ведь невозможно полноценное развитие органовощущений без здоровья и правильного физического развития ребенка.
Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М. Манасеинасчитала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направленона развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органовчувств.
Накопление ощущений и представлений через использованиеорганов чувств, через их развитие – трудный, длительный и противоречивыйпроцесс. М.М. Манасеина видит его содержание в том, что каждый человек вдетстве усваивает тысячи разнообразных представлений, проверяет бесчисленноеколичество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечногоповторения заучивает их до полной автоматичности. Эти идеи М.М. Манасеинойподтверждает современная экспериментальная психология. Удивление – главныйпризнак того, что ребенок активно воспринимает окружающее.
Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органамичувств – это второй постулат концепции М.М. Манасеиной. Ее мнение:близорукость, болезни глаз – следствие негигиеничности условий, в которыепопадают наши дети, особенно в первые годы жизни, когда органы оченьчувствительны к различным вредным влияниям.
Методика развития и воспитания «чувствований». Разработанная М.М. Манасеинойсистема приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации посохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Немаловажным представляется М. Манасеиной развитие«цветового зрения», она доказывает: малыши далеко не сразу приобретаютспособность различать цвета. Сначала они могут распознать только свет итемноту, потом желтый цвет, далее красный, фиолетовый и т.д.
Что касается развития слуха, Манасеина советует оберегатьребенка от резких, неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способностьдетей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (сзакрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту – бумагу,шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можнонаучить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, поголосу – узнавать человека.
В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеинане забывала и с воспитательной функции рисования (лепки), не толькоразвивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающегоребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитиювнимания и наблюдательности.

4. Содержание и задачи сенсорного воспитания всовременной отечественной педагогике
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мерезависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами,показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходеначального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостьювосприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построениирисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается,что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физическойкультурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорногоразвития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важноиметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческойдеятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место вряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя,конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной,ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета,звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорныхспособностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранниепериоды детства.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят своизадачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставленииребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитиивнимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательныедвижения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенкуприспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению впространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойстваначнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» – это то, чтоможно схватить одной рукой, «большое» – двумя руками, «круглое» – то, чтоохватывается всей ладошкой, «квадратное» – то, что берется пальцами, обхватывающимипредмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцеми нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.
Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространстваи пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходитза рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитаниявообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым нетолько для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общегофизического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченностипритока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий кзначительным задержкам общего развития.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детейот рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями.Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркимиигрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделятьцвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представленияоб основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметамипо величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорныеэталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрическихфигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следуетзнакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и сотношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большегоколичества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов,последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложныхглазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимостьразвивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетанияхцветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания,осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимымпри обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.).Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизниребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места.Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивнуюдеятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
5. Использование дидактической игры в сенсорномразвитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком иформирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме,цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинаетсяпознание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опорына полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее вусловиях целенаправленной, содержательной деятельности: – рисование – лепка – аппликация– конструирование. Это не только создает благоприятные условия для развитияощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом,пространственными ориентировками на листе бумаги. А истоки сенсорныхспособностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшемвозрасте. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического ипсихического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенкаразвиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинаютформироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащаетсясенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенкаобучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматриваяобъект, ребенок, как правило, выделяет в этом возрасте, один – наиболее яркийпризнак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета визобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке –через форму, цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехимузыкантов, художников, архитекторов, конструкторов – сенсорные способности,позволяющие с особой глубиной, ясностью и четкостью передавать тончайшиеньюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений. Именноэтот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органовчувств, накопления представлений об окружающем мире. В результате постоянногоинтереса возникает внимание к внешним свойствам предметов. В системедидактических игр дети младшей группы овладевают основными умениями и навыкамиразличных видов продуктивной деятельности в игре и учении: рисование, лепка, конструирование.Дидактические игры, проводимые вне занятия систематически обучают, закрепляютзнания в игровой форме.
Дидактические игры позволяют развивать его восприятие,чувственность и тактильные ощущения.
Гипотеза: Возможно ли развитие ребенка через дидактическиеигры по изодеятельности на занятиях по ИЗО?
Предмет: Система дидактических игр.
Объект: Ребенок, его сенсорное восприятие окружающего,предметного мира. Этой проблемой занимались следующие авторы: Фридрих Фребель,Рудольф Штейнер (Вольдорфская педагогика), Мария Монтессори, Е.И. Тихеева,Т.С. Комарова, Л.А. Венгер. Так же многие методисты из другихобластей, так как сенсорное воспитание многогранно и охватывает все областиразвития детей. Такие авторы, как: В.И. Логинова, И.П. Линькова и Е.А. Шумилина,С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина,В.В. Гербова, А.Н. Фролова, А.К. Бондаренко, З.В. Лиштван.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединениев дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правил,дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры дляэстетического воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучениядетей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Знакомство с формами,величинами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилосьв исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания.Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению назанятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, общественноустановленными сенсорными эталонами: геометрическими фигурами, цветамисолнечного спектра. Много общего с рассматриваемыми упражнениями имеется виграх с дидактическими игрушками, сборно-разборными игрушками и вкладышами:матрешки, башенки, шары, кубики.
В содержании дидактических игрушек выражены особенности природы,быта, того ли иного народа, национального характера.
Виды дидактических игр: Игры – забавы.
Настольно – печатные.
Словесные. Музыкальные.
Обязательным элементом дидактических игр является: Отражениеучебного материала.
Выделение игровых задач.
Наличие правил.
Действия играющих.
Подведение итогов игр.
Классификация игр:
1. Игры, возникающие по инициативе детей – самостоятельные,режиссерские.
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старшихдетей – организованные игры.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа –народные.
Методика организации дидактических игр:
Организация детских игр осуществляется педагогом в трехнаправлениях: – подготовка к проведению дидактической игры;
– применение дидактической игры;
– анализ дидактической игры.
Особенности детей младшего возраста:
– стремление самоутвердится «я – сам»;
– неустойчивое внимание.
При проведение дидактической игры с детьми младшего возраставоспитатель объясняет правила по ходу игры. Подводя итог с детьми младшего возраста,воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей вовремя проведения дидактической игры.
Вывод: Одним из важных условий сенсорного развития детей 2-оймладшей группы является осуществление его в процессе содержательнойдеятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативнойдеятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойствапредметом внимания детей, предметом освоения.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеютразнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезаниеиз бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природныхматериалов.
Для изобразительной деятельности этого возраста характерныбыстрые переходы процесса изображения в игру, что объясняется подвижностью воображения,их общей активности.
Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегданосит творческий характер.
Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающийхарактер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добитьсярезультата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной,интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.Дидактические игры, проводимые вне занятия и являющиеся составной частьюзанятия, обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры иупражнения для детей 3 – 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важнотолько перемежать задания, предусматривающие работу с различными свойствамипредметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детейна выделение одного из свойств в ущерб другим.
Практическая часть: На базе дошкольного учреждения №68о во 2-оймладшей группе была проведена экспериментальная работа. В нее вошлидидактические игры – занятия по изодеятельности: на закрепление у детейпредставлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Сначала былпроведен констатирующий эксперимент с 12 детьми и выявлены их знания в областицвета, формы, величины. Далее с шестью из 12 детей были проведены специальныеигры – занятия:
Цвет: 1. «Спрячь мышку»
Цель: Закреплять у детей представления о шести цветах (красный,синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).
2. «Подбери по цвету»
Цель: Закреплять представления о шести цветах (красный,синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый).
3. «У кого какое платье»
Цель: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающемуцвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
Форма: 1.» Подбери фигуру»
Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах,упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навыкобследования геометрических фигур приемом обведения и накладывания.
2. «Кому какая форма»
Цель: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы икруги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
3. «Геометрическое лото»
Цель: Учить детей сравнивать форму изображаемого предмета сгеометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Детидействуют с изображениями предметов, подбирая рисунки к соответствующим. Величина.1. «Башня»
Цель: Закрепить представление об относительности величиныпредметов. Дать представление об отношениях по величине между плоскимипредметами и объемными.
2. «Что там?»
Цель: Учить детей устанавливать отношения трех предметов повеличине при составлении матрешек.
3. «Сбор фруктов»
Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметовопределенной величины.
Конструирование: 1. «Узкая и широкая дорожка»
Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длиннойстороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности.
2. «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»
Цель: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можнопостроить комнату для куклы: стол, диван, кровать.
3. «Постройка горки со скатом»
Цель: Учить детей строить лестницу, приставляя наклонно ксамой высокой стороны пластины. Развивать глазомер и координацию движений.
Вывод: Данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждаютфакт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорногоразвития детей во 2 – ой младшей группе. На основании этого можно сделатьвывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета,величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможностьговорить о необходимость целенаправленного, систематического проведениядидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей отпостоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным,полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 детей,участвующих в формирующем эксперименте, при повторном констатирующем, показалилучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились.Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорнуюкультуру детей и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.

Заключение
Таким образом, в истории педагогики сложились разные системысенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева,современная отечественная система). Они отличаются друг от другапсихологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи смышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорноговоспитания, его методика.
Современная отечественная теория сенсорного воспитаниявключает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, атакже обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений,т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, системуэталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания –своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. Аобобщенные способы обследования предметов имеют важное значение дляформирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительныхпроцессов.

Список используемой литературы
1.  Щелованов Н.М. Яслии дома ребенка – задачи воспитания. – В кн.: Воспитание детей раннего возрастав детских учреждениях. М., 1960.
2.  Венгер Л.А.др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.:Просвещение, 1988.-144 с.
3.  Крулехт М.,Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. -1993. – №5. — С. 52–54
4.  Морозова О.Е.И. Тихеева.Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольноевоспитание. -1993. – №5. — С. 54–55
5.  ПлехановА. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольноевоспитание. -1989. – №10. — С. 66–70
6.  Плеханов А.,Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детейдошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. – №7. — С. 31–35
7.  Плеханов А.,Морозова О. Создатель детского сада и основоположник дошкольной педагогики //Дошкольное воспитание. -1995. – №7. — С. 64–67


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :