Реферат по предмету "Разное"


1. Понятие мировоззрения и его исторические типы: мифология, религия, философия

ФИЛОСОФИЯСОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие мировоззрения и его исторические типы: мифология, религия, философия. 2. Специфика философского знания. Отношение к науке, искусству, жизни. 3. Классификация фил направлений. 4. Категория бытия в истории философии. Формирование научно-фил понимания Материи. 5. Движение и его формы. 6. Пространство и время. 7. Сознание как высшая форма отражения действительности. 8. Возникновение сознания и его общественно - историческая природа. 9. Роль труда, языка и общения в возникновении и развитии сознания. 10. Проблема идеального. Мозг и сознание. 11. Общественное сознание, его структура и формы (право, мораль,...). 12. Исторические типы Диалектики. 13.Универс. связи: ед. и общ., явл. и сущность. 14,Системные связи : содержание и форма , часть и целое , элемент и структура. 15. Связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. 16. Противоречивость бытия и познания. 17.Диалектика количественных и качественных изменений. 18.Диалектическое отрицание. Цикличность и поступательность. 19. Историческая обусловленность познания. Субъект, объект. 20. Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представления. 21 Абстрактное мышление и его формы. 22. Понятие истины, её объективность и конкретность. 23. Диалектика абсолютной и относительной истины. ИСТИНА как процесс (созерцание, абстракция, практика). 24. Практика— как человеческий способ отношения к миру, критерий истины, основа и цель познания. 25.Научное познание, его особенности и уровни. 26. Методы науки: наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, моделирование. 27. Восхождение от абстракного к конкретному, исторический и логический метод теоретического познания. 28.Формы научного познания: факт, проблема, Гипотеза, Теория. 29. Культура, как мир человек. Способ самоопределения личности. 30. Ценности, их классификация как социальная обусловленность. 31. Цивилизация, как социокультурное образование, способ социализации. 32. Логос и диалектика становления Гераклита Эфесского. 33. Античный атомизм. Демокрит. Эпикур. 34. Философкие взляды Платона. 35. Метафизика Аристотеля. 36. Теоцентризм средневековой фил- Ии. 37. Фома Аквинский. 38.Антропоцентризм ф-ии Возрождения. Социальные утопии Мора и Кампанеллы. 39.Натурфилософия Н.Кузанского, Н.Коперника и др. 40. Методология эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. 41.Индуктивизм Ф.Бэкона. 42.Сенсуализм Дж.Локка. 43. Рационализм и дуализм Декарта. 44. Пантеизм Спинозы. 45. Монадология Лейбница. 46. Субъективный идеализм Беркли. 47.Скептицизм Юма. 48. Природа и человек в философвии французского Просвещения. 49. Трансцендентальный идеализм Канта. 50. Диалектический метод и идеалистическая система Г.Гегеля. 51. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 52. Марксисткая философия. 53. Формирование и развитие Ф-ской мысли на Укр. Братские школы. К-М Академия. 54. Ф-ия Сковороды. Учение о "сродном" труде. 55. Русская философия XIX века: диалог славянофилов и западников. 56. Традиции и особенности отечественной философии: ее практически-нравственная ориентация. 57. Философский сциентизм. Эволюция и проблематика неопозитивизма. 58. Религиозная философия и неотомизм. 59. Проблема человека в философии. Экзистенциализм. 60. Диалог Платона (Тимей). 61. Декарт. Размышление о методе. 62. Гегель. Энциклопедия фил наук.^ 1. Понятие мировоззрения и его исторические тины: мифология, религия, философия. Мировоззрение-совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение- система общих представлений о действительности, которая отражает и рассматривает практическое и теоретическое отношение человека к себе и миру.В состав мировоззрения входят знания - повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные. Программы жизни, действия имеют под собой в качестве опор знания и ценности. Познанием движет стремление к истине. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно - интеллектуаль­ную сторону мировоззрения составляет миропонимание. В мировозз. входят разум и чувство, а также воля. Убеждения-взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным стремлениям.Миропонимание может быть жизненным' и теоретическим. Жизненно-повседн. миропон.-стихийно складывающаяся форма, вкл. умонастроения широких слоев общества. Теорет. уровень миропоним. -например, философия. Филос. системы взглядов, в отл. от других типов мировоззрения, претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характере деят. людей. Философия подвергает мировозз. критическому суду разума. Мировоззрение - общая картина мира, которая синтезирует знания людей о природе и реальности, способ духовно- практического освоения мира, реализация способностей человека к универсальным преобразованиям действительности. Есть 3 истор. типа мировоззрения: мифология, религия и философия.: ^ А) мифология - целостное нерасчленение, коллективно - выработанное, стихийно функционир. Форма самосознания человека. Миф - священное придание о деяниях богов или героев. Экранизац. мифа - сказка, содержание мифа сверхреально. ^ Б) Религия - одна из форм мировоззрен. на естественное и сверхестественное, Она предполагает веру в определ. роль сверхестеств. сил мироздания. Отличие религии от мифологии в том что в мифолог. Выход за предел человеческого сознания невозможен, отпадение от религии возможно. В религии сущ. письменность, свящ. книги и др. В мифологии письменность отсутств. В религии есть организ. ф-мы (церковь, храм). ^ В) Философия (любовь, мудрость) - учение о абсолюте. Абсолют - учение о высших первоначалах, исходный принцип действит., глубинная основа реальн. Филос. Появилась 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.^ 2. Специфика философского знания. Отношение к науке, искусству, жизни. Особенности отличия философского знания: Универсально-синтетический подход: Это соединение субъективно-оценочного и объективно-познавательного сторон или объектов. Конкретные науки стремятся устранить субъективные человеческие факторы из своих построений. Наука изучает объект такой, какой он есть сам по себе. Искусство реализует в себя субъективно-оценочный подход. Философия пытается соединить теоретический поиск веры, истины, доброты с необходимостью проверки этих идеалов на опыте и практического воплощения в жизнь. У каждого человека своя философия. Соединяется рациональность и таинственность, разумность и мистичность. Стремление к всеобщности, пределу, к абсолютной истине. Философия опирается на совокупный исторический опыт, который зафиксирован в материальной и духовной жизни. Аппосредственность философского знания имеет дело с научными факторами. Вопрос о соотношении философии, во-первых, с политикой, во-вторых, с наукой, в основном с естественным науками; вместе с тем не ослабевает интерес к вопросу о соотношении философии с искусством и науками гуманитарными. Три взаимосвязанных вопроса - о природе философского знания вообще, о предмете философии и соотношении философии с политикой, со специальными науками и др. видами творческой деятельности человека. Общий вопрос заключается в том: является ли философия естественным следствием развития потребностей человеческой жизни, т.е. имеет ли объективные причины для своего существования, или же она есть всего лишь форма политической идеологии либо абстрактное мудрствование по поводу проблем, еще не решенных др. науками. Наука строится на эксперименте и на создании такого знания, которое сохраняет свою истинность независимо от изменившихся условий человеческого существования. Научная истина как бы безразлична к человеку - она объективна, но и философия тоже ищет объективную сторону, согласованную с действительностью. Философия лишь по форме отличается от других видов познания. Философия не может строиться по естетственному научному образцу, она имеет свою меру точнсти и свою меру доказательности. Предметом философии является не субъективное ощущение человека, а объективная природа его отношения к миру. Философия ближе к искусству. Человек в его отношении к миру - основной предмет философии, и человек как личность - единтвенно возможный субъект в философии.^ 3. Классификация фил направлений. В 19 в. в философии Зап. Европе происходил распад классических форм идеализма. Как реакция на идеалистическую философию складывается вульгарный материализм (Бюхнер), имевший метафизический, механистический характер. В 1ой половине и середине 19 в. возник позитивизм (Кант, Спенсер). В нач. 20 в. складывается неокантианство (Виндельбанд). До 1ой мировой войны появляется интуитивизм (Бергсон)-противопоставление рациональному познанию интуитивного постижения жизни. Возникает неогегельянство (Брэдли, Грин) - иррационалистическое толкование диалектики Гегеля. Получает распространие махизм, эмпириокритицизм (Мах, Авенариус), развивающий субъективно-идеалистическую концепцию "очищения" опыта, трактуя познание как средство биологического приспособления к среде. В нач. 20 века распростр. Получает прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи), который исходит из толкования истины как практической полезности. Получает распространение философия жизни (Ницше), психологизирующее и субъективизирующее понятие жизнь. После 1917 г возникают: феноменология (Гуссерль)-концепция "жизненного мира"; неореализм (Дж. Мур, Перри, Холт)-пытались предложить среднюю линию между материализмом и идеализмом. Одно из основных направлений 1ой половины 20 в. - неопозитивизм (Рассел,Винтгенштейн, Карнап, Шлик), который отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем противопоставляет науку философии, сводит задачу философии к логическому анализу языка науки Основное течение неопозитивизма-логический эмпиризм (Карнап, Франк), логический прагматизм (Куайн, Гудмен) и лингвистическая философия (поздний Винтгенштейн, Райл. Остин).Современная форма неопозитивизма-аналитическая философия. 1ая половина 20 в -персонализм (Бердяев, Мунье)-религиозно-идеалистическое направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир-проявлением активности бога Сер 20 в.-экзистенциализм-современная форма иррационализма. Существует атеистический экзистенциализм (Сартр, Камю, ранний Хайдеггер) и религиозный (Марсель, Ясперс Бубер). Отвергая научную философию, экзистенциализм на первый план выдвигает проблему человека, рассматривая его не как природное и социальное существо, а как духовную экзистенцию-возможность существования, реализованную в акте абсолютно свободного выбора. Религиозная философия-неотомизм (Маритен, Жильсон)-теологическая форма современного объективного идеализма, опирается научение Фомы Аквинского, выдвигает религиозное истолкование современных научных теории. Герменевтика-усматривает в проблеме языка основную проблему философии, отвергает объективное научное познание, доверяя свидетельствам сознания, воплощающимся в языке. Структурализм (Леви-Стросс, Фуко)-абсолютизация структурного метода и языковых структур. Критический рационализм (Поппер, Лакатош, Альберт, Фейерабенд)-не признает у философии своего метода исследования, строит свою концепцию на основе проблем развития научного знания. Его редставители видят задачу философии в рациональной критике (заимствованной у науки).^ 4. Категория бытия в истории философии. Формирование научно-фил понимания материи Категория(греч. высказывание)-наиболее общие понятия отношения человека к миру. Бытие-одно из фундаментальных категорий философии, означающая совокупность материальных отношений людей к природе, друг к другу, независимых от их понимания и в конечном счете их определяющих. Существует несколько понятий этой категории: 1)в обыденном смысле - это существование; 2) в философии бытиё означает не просто "быть, существовать", но существовать здесь, сейчас, вообще, находясь в это время в конкретной форме, в определённом времени и месте, обладая определёнными качествами. Например: "Пётр человек". Сявзка Пётр есть человек означает, что Пётр не только человек, а ещё то, что он существует, живёт. Понятие бытия в философии помимо этого включает в себя существование мира в целом, во всём его многообразии и единстве в конкретном сиюминутном существовании, в её бесконечности и неисчерпаемости. Таким образом в понятие бытия входит всё реально существующее, т. е. весь мир, который имеет внутреннюю логику существования и развития. Своеобразным центром мира явл человек, кот воспринимает мир, определяя своё место в нём, свои возможности воздействовать на них и изменить его. Таким образом в понятии бытия можно выделить следующие основные формы: бытие-природы (всех сфер земли и окружающей среды); мир вещей, созданных человеком; собственно человеческое бытиё (бытиё социальное и б, отдельного человека -индивидума). Для материалистов основой бытия явл материя. Итак, бытие - это самое общее и глубинное понятие, которое раскрывает глубинное понятие мира. В древности под материей в фил-ии понимается первооснова мира и мельчайших частиц из которых состоит всё окружающее. Гераклит под этим понятием огонь. Фалес полагал, что первовеществом явл вода. Для Анаксимена основой всего был воздух, а Ксенофан полагал, что земля. Вместе их свёл Эмпедокл: земля, вода, воздух, огонь предполагались началом всех предметов и явлений. В древней греции существовало целое течение материалистов, которые рассматривали материю как первооснову и изучали её структуру и в ней открывали атомы и пустоту, в которойатомы движутся. Первыми атомистами были Демокрит, Эпикур. В 17-18 вв. материали­сты (Бекон, Дидро) исход, из атомического принципа. Под материей понимали универ­сальный субстрат мира. Другие материалисты нового времени (Спиноза, Бекон) считали, что материя - это природа, т. е. то, что воздействует на нас и вызывает у нас ощущения, но все они искали неизменную основу мира. В понятие материя современная наука включает представления о строении и свойствах объективной реальности. Современная наука считает, что материя - это объективная реальность, которая неуничтожима, вечна и бесконечна и пребывает в постоянном изменении в переходе из одних форм в другие. ^ Наука выделяет три матер мира: микромир - время существования боль-ва объектов этого мира миллиардные доли секунды, а скорость - приблиз скор света; макромир - мир матер объектов. Этот мир воспринимаем органами чувств; мегамир -бесконечный космос, наименьшие его объекты - это сверхгалактики. Из этого мира известны две составные части материи: сконцентрированное вещество и диффузия материи. На рубеже 20го в. физики пришли к выводу, что материализм, определяющий понятие материи, как объективной реальности - неправ, материя не явл первичной (либо она исчезает, либо та черта исчез, до которой изучили материю).^ 5. Движение и его формы. Итак, структурность материи, существование в ней определенного тина материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельно­стью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизво­дятся определенные тины движения. При их уничтожении объект прекращает своё существование, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи. Современная наука открыла новые уровни организацииматерии и соответственно обнаружила новые формы движения. Поэтому энгельсов-скую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохраняют свою ценность, ибо схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития. Формы движения, перечислен­ные в указанной классификации, можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической форм движения, живую— биологи­ческая, а общество — социальная форма движения. Основные генетические связи между этими блоками правильно выявлены в энгель-совской классификации. Что же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то совре­менная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок.^ 6. Пространство и время. Время и пространство осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении В. и п. к материи, т. е. являются ли В. и п. реальными, или это чистые абстракиди, существующие только в сознании. • Философы-идеалисты отрицают зависимость В. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Гегель). "Материализм подчеркивает объективный характер В. и п. В том, что В: и п. неотде­лимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщность. П. выражает по­рядок расположения одновременно сосуществующих объектов, В. же ' -последовательность существования сменяющих друг друга явлений.", необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении — от прошлого к будущему. Диалектический материализм признает не просто внешнюю связь В. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью В. и п. и что. следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18-19 вв., говоря об объективности В. и п.. рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 в. отождествляли П. с пустотой, считали его абсо­лютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а В. - протекающим равномерно. Совр. физика отбросила старые представления о П. как пустом вместилище тел и о В. как едином для всей бесконечной вселен- ной. Гл. вывод теории относительности (Относительности теория) Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что В. и п. существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр. теории В. и п. большую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса, Я. Бойаи. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантонское учение о В. и п. как внеопытных формах чувственного восприятия. Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел. обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о В. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном В. и п.^ 7. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредованый всеобщими формациями общественно-исторической деятельности людей. С. представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в освоении чело веком объективного мира и своего бытия. Оно возникает в процессе трудо­вой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с язы­ком, кот. Так же древний как и сознание. Человек с самого рождения попадает в мир предметов созданных руками предшествующих поколений и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемые только через общение с др.людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей емус др.людьми общественной мерой человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой накопленных знаний человек относится к объектам с пониманием. Способ его отношения к миру и наз.сознанием. Без понимания и знания нет и С.Любой чувственный образпредмета, осущ, или представле­ние явл.частью С, поскольку они обладают определенными значениями и смыслом. Знание значения и смысл направляют и дифференцируют чувства человека.^ 8. Возникновение сознания и его общественно - историческая природа. Сознание - одно из основных понятий филос, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственный и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. На ранних ступенях развития философии не было расчленения сознания и неосознанного материального и материального в трактовке психологических явлений. В античной философии сознание сопричастно разуму, который космичен и предстает как обобщение действительного мира. В средние века сознание трактуется как надми ровое начало-бог, которое существует до природы и творит ее из нечего. Разум трактуется как атрибут бога. Возникает идея спонтанной активности души, причем в понятие о душе включалось и сознание. По Августину, все знание заложено в душе, которая живет и движется в боге. С-высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание является необходимым атрибутом материи. Общ. сознание отн. как к реальному сознанию реального общества, так и к идеальной модели общественного сознания. Первое - массовое сознание, выражениемсостояния которого служит общественное мнение, или духовная жизньобщества. В структуре общ. сознания имеются след. уровни: обыденное и теоретическое сознание, общ. психология и идеология. Формы -политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны деятельности. Теореическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей, выражается в науке и др. формах сознания. В общественной психологии доминирующим является не само знание, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Идеология - сложное духовное образование, включающая в себя определенную теоретическую основу, вытекающие из нее программы действий и механизмы распространения идеологических установок. Формы общ. сознания представляют собой различные формы духовного освоения действительности. Формы отличаются по предмету отражения-политич.(отн. между нациями, г-вами), религиозная (неземные силы и т.д.) По формам отражения: наука (в форме гипотез, понятий, моделей), искусство (художеств, образы), религия (церк. догматы) По особенностям своего развития-в науке по прогрессу. По выполняемым социальным функциям - наука познават. и практич, искусство - познават и эстетич и т.д. По соц. функциям делятся на две группы: политическое сознание, право и мораль (духовно-практическое освоение действительности); наука, искусство и философия (духовное и духовно-практическое освоение всей окружающей человека действительности). Промежут. место-религия.^ 9. Роль труда, така и общении в возникновении и развитии сознания. Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в- особых формах отражения. Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, постольку закрепляю­щие их формы отражения также всегда носят социальный характер, возникают как своеобразные "коллективные представления". Фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их кооперацию. Это общение, кооперация так или иначе входят в содержание человеческих представлений, в которых отражается опыт культуры. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию "коллективных представлений" сознания постольку, поскольку они реально участвуют в совместной деятельности. Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы отражения неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения норм сознания Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность. Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как \А разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный предмет выполняет знаковую функцию, или функ­цию знака, становится знаком в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации. В этой ситуации данное явление или предмет приобретает смысл или значение.)Такими смыслами или значениями обладают выражения разговорной или письменной речи, которые как материальные предметы представляют собой лишь сочетание звуков или черточек на бумаге. Определенный смысл заключает в себе кусок ткани, когда он является флагом или знаменем. Определенный смысл для религиозного сознания имеют предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Можно говорить о символическом значении этих предметов, о том, что в них выражается определенная идея национального, государственного, религиозного и т. д. сознания.^ 10. Проблема идеального. Мозг и сознание. Идеальное - это субъективный образ объективной реальности, возникающий в целесообразной деятельности человека. В материалистической философии Маркса предметы рассматриваются как нечто внешнее, противопоставляющее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. Идеалисты, как правило, подчёркивали сверх­чувственный характер такой активности, рассматривая идеальное как характеристику, проявление особой нематериальной субстанции "мирового разума". Человеческий мозг - сложное образование. Это самостоятельная система, включённая в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить лишь органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека представляет собой сложноорганизованный орган, согласующий деятельность различных органов между собой и регулирующий с помощью психического отражения взаимоотношения организма с внешней средой. Познание - высшая, свойст­венная лишь человеку форма отражения объективной реальности, способ его отношения к миру и самому себе. Сознание неотделимо от мозга. Мозг разрушается, разрушается и структура сознания. Нормальная психика невозможна вне нормального функционирования мозга.^ 11. Общественное сознание, его структура и формы (право, мораль,...). До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же О. с. есть не что иное, как „осознанное бытие", т. е. отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в „Немецкой идеологии": "...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. с. производственные отношения,), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание"О. с. обладает сложной внутренней структурой, изучение к-рой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т. п. В самом общем виде в структуре О. с. выделяют его уровни и формы. Уровнями О. с. являются обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных со­циальных групп (общественная психология), и научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. Формы О. с. представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. О. с. и его многообразным формам присуща относи-тельная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни об-ва никогда не создают заново продукты О. с, ибо научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения О. с, т. к. духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми. Историко-материалистическое решение вопроса в отношении о. с. и его природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.^ 12. Исторические типы Диалектики. Д-ка (греч. - веду беседу, рассуждаю) - это учение о всеобщих связях. Выделяют три исторических формы Д-ки: Д-ка античных философов; основная Д-ка философии; материалестическая Д-ка. Само понятие Д-ка возникло в ходе пере­работки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла дейст­вительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит). К подобным исследованиям еще не применялся термин "Д-ка". Первоначально этим термином обозначались: Способность вести спор посредством вопросов и ответов.Искусство классификации понятий, подразделение вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д-ки Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает Д-ку как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. Бытие заключает в себе противоречие: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является по Платону искусством Д-ки. В философии феодального общества Д-кой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения Д-ческие идеи о "совпадении противоположностей" выдвигают Н.Кузанский и Дж.Бруно, в новое время, несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый в своей космологии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы Д-ческого мышления. В 18 в. во Франции богатством Д-ческих идей выделяют Руссо и Дидро. Первый исследует противоречия как условие исторического развития, второй, кроме того, -противоречия в общественном сознании. Важейшим до Маркса этапом в развитии Д-ки стал немецкий классический идеализм, который рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Д-ка разума, по Канту, -это иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием только явлений. Позднее в теории познания Фихте развил "антитетический" метод выведения категорий, содержащий важные Д-ческие идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивал Д-ческое понимание процессов природы. Научное понимание Д-ки было создано Марксом и Энгельсом. Они построили Д-ку на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. Материалистическая Д-ка - это глубокое, свободное от односторонности учение о развитии. Это также учение об отношении человека к природному и социальному миру, о разносторонности человеческой практической деятельности, общества и культуры.^ 13.Универс. связи: ед. и общ., явл. и сущность Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. В поле внимания диалектики издавно попали универсальные связи, пронизывающие все бытие. Связь единичного и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т.д. - эти универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Единичное хара


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.