Реферат по предмету "Педагогика"


Работа с природным материалом глиной

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПООБРАЗОВАНИЮ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ ИПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
«Работа с природным материаломглиной»

Бирск 2009

Содержание
Введение
1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательныхшкол
1.1 Методика обучения технологии
1.2 Методика обучения учащихся работам с глиной
1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроковтрудового обучения при работе с глиной
2. Методика проведения занятий по технологии работ с природнымматериалом глиной
2.1 Перспективно-тематический план
2.2 Развернутые сценарии уроков технологии
2.3 План-конспект уроков технологии
Заключение
Литература

Введение
Актуальностьработы. Важным компонентомпроисходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образованияи воспитания молодежи с учетом объективных факторов, оказывающих непосредственноеи опосредованное влияние на процесс формирования личности. К таким факторамотносятся материальные и психологические условия, в которых развиваются ирастут учащиеся; та среда, где происходит становление личности.
Совершенствование развивающего характера трудового обученияостается одной из наиболее актуальных проблем методики трудового воспитания.Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себяэффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях иискусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должновключиться в систему воспитания и образования современного человека.
Трудовому обучению принадлежит особая роль. Хотя урокитруда строятся на основе применения общих для всех школьных предметов дидактическихпринципов, их отличает ряд особенностей, например, ученики занимаются не толькопознавательной, но и созидательной деятельностью, предметы, процессы трудавыступают не просто как объекты изучения, но одновременно являются и средствомнаглядности, дидактическим материалом, служащим для активизации работыучащихся, техническими средствами обучения и т.д. Дети любят уроки труда большедругих уроков. Ведь на уроках труда ребенок занят изготовлением милых егосердцу игрушек, в которых он видит своих друзей. Сочетание гентеллектуальной имоторной (работа руками) деятельности создает атмосферу осмысленного труда. Наосновании вышеизложенного считаем тему данной курсовой работы актуальной и интереснойв плане дальнейшего изучения.
Объектисследования: процесструдового обучения в начальной школе.
Предметисследования: методикаработы с природным материалом глиной в начальной школе.
Цельработы: изучитьтеоретический аспект проблемы и разработать методику планирования и организацииуроков труда с природным материалом глиной в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение младших школьников вработе с природным материалом глиной будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией ипрактикой трудового обучения младших школьников.
– создана хорошая материальная база для процессатрудового обучения.
– труд будет рассматриваться как средство развитияличности ребенка.
Задачиисследования:
1.        Изучить современноесостояние данной проблемы на основе анализа научно-методической,психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей-практиков.
2.        Раскрытьособенности, значимость труда младших школьников с природным материалом глиной науроках труда.
3.        Разработатьперспективно-тематический план, сценарии уроков и план-конспект уроков труда сглиной.
Методыисследования:
– анализ психолого-педагогической, специальнойлитературы по исследуемой проблеме.
– системный анализ проблемы трудового обучения вшколе.
– продуктивно-творческий метод.
Практическаязначимость: разработанныетематические планы и рекомендации по изучению работ с глиной могут бытьиспользованы в работе учителей начальных классов, студентов – практикантов, атак же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.
Теоретическаязначимость работызаключается в определении гностической сущности выявления видов, в разработкесистемы средств работы с глиной, которые могут быть использованы в процессеобучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей младшихшкольников.

1.Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ
1.1Методика обучения технологии
Методикаобучения технологии как отрасль педагогической науки имеет свои объекты, задачии методы исследования. Объектом изучения служит процесс трудового обучения,включая все его стороны: содержание учебного материала, методы преподавания,познавательную деятельность учащихся, результаты обучения и др. Изучение всехсторон этого процесса должно проводиться с учетом возрастных особенностейучащихся.
Задачитрудового обучения определяются также в зависимости от тенденций развития наукии техники, требований современного производства к трудовой подготовке молодежи.Формулируя, в частности, задачи трудового обучения в V классе, учитывают тоположение, которое занимает обучение техническому труду в системе школьногообразования. Поэтому методика обучения техническому труду раскрываетдидактическую взаимосвязь занятий в мастерских с преподаванием других учебныхпредметов (общественно-политические, естественно-математические), а такжеуказывает на пути установления преемственности трудового обучения в младших,средних и старших классах.
В системе начального обучения трудовая деятельностьявляется одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного,физического, эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социальноактивной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности,уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоениютребований жизни и утверждению в ней.
Целью курса «Трудовое обучение» в начальных классах –развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественномутворчеству и желание трудиться. Программой трудового обучения в начальной школепредусмотрено знакомство учащихся с различными видами труда, а именно:
– сельскохозяйственными трудом;
– бытовым трудом;
– основами художественной обработки различныхматериалов;
– трудом самообслуживания;
– техническим трудом и техническим моделированием.
Особое место в содержании курса трудового обучения занимаетраздел «Основы художественной обработки различных материалов», он включает всебя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различнымиматериалами (глина, песок, металл, древесина, природные материалы, кожа, мех идр.), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народныхпромыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младшихшкольников.
В данной курсовой работе нас интересует процесс работыучащихся начальных классов с природным материалом глиной и какое влияние он оказываетна развитие младшего школьника.
Глина– это природный материалв работе с которым нет противопоказаний и возрастных ограничений. Лепить может каждый.Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев,агрессию, страх, тревогу, вину, тем самым снижая вероятность проявления их вреальной жизни. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и «исправлять''эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук,кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояниечеловека проявляется наиболее отчетливо.
Крайне трудно сделать ошибку при работе сглиной. Дети, испытывающие потребность в улучшении самооценки, получаютнеобыкновенное ощущение «Я» в процессе использования глины», – пишет ВайолетОклендер. По наблюдениям В. Оклендер, болтливым детям работа с глинойпомогает избавиться от избытка слов, а у малышей с задержкой речевого развитиястимулирует словесное выражение своих эмоций.
Одним изнаправлений, открывающим большие возможности для самовыражения, фантазии итворчества подрастающего поколения является обработка глины, изготовление изнее изделий различного назначения. Занятия по художественной обработке керамикив рамках преподавания технологии в школе – широкое поле деятельности поформированию многосторонне развитого человека.
Глина служитхорошим материалом для изготовления игрушек и поделок на уроках труда ивнеклассных занятиях. Это прекрасный пластический материал, позволяющиеучащимся лепить разнообразные объемные предметы.
Глина – это природный материал,который встречается повсеместно, легко обрабатываемый, долго сохраняющий формуизготовленного изделия.
Заготовкаглины не представляет сложности даже в больших городах. Ее можно взять в местахремонтных или раскопочных работ, на строительных площадках, в местах посадкидеревьев и кустарников, во дворах. В сельской местности глину можно взять наберегах рек, речек, склонах оврагов и т.д.
На урокахтруда, посвященных работе с глиной, дети учатся объемно лепить посуду, овощи,фрукты, животных, растения и т.п. Лепить ученикам легче, чем рисовать. Чтобынарисовать шар, необходимо уметь передать тон, светотень, блики, рельеф,рефлекс. Вылепить шар значительно легче. Если же сравнить рисование и лепкуболее сложных предметов, например, головы медведя или лисицы, преимуществолепки в смысле легкости изображения еще очевиднее, т. к. для превращениявылепленного шара в голову медведя или лисы достаточно оттянуть одинаковымипромежутками четыре одинаковые         выпуклости – тупые, чтобы получитьголову медведи, острые, чтобы вышла голова лисы. Вращая каждый из этих шариковс выпуклостями, можно представить различные мордочки зверей.     
Наблюденияпоказывают, что после лепки сложных объемных форм животных и зверей ученикиуверенно и даже по памяти изображают их на плоскости.
Лепить можноразличными способами: раскатыванием, оттягиванием, налепливанием, штамповкой,продавливанием. Методов лепки – два. Первый метод – изучение внешнего строенияобъекта: определяем упрощенную форму его основной массы – туловища. Затемпридаем пальцами глине приблизительную форму туловища и сохраняя ее способомоттягивания, лепим сначала приблизительно, а затем точнее – форму головы,хвоста, конечностей. Во время лепки обращаем внимание на соотношение размеровголовы, хвоста, конечностей, туловища. Обучать таким методом лепке сложныхформ, безусловно, трудно. Поэтому можно пользоваться другим методом: Онзаключается в пропорционaльном делении предназначенной для лепки массы глины навсе главные части объекта, который предстоит лепить. От точного определениямассы тут зависит многое: экономия материала, точность изготовления. Последовательностьлепки вторым методом такая:
1. Изучениевнешнего строения избранного для лепки объекта.
2.Определение массы глины для лепки всего объекта и его пропорциональноерасчерчивание и разрезание на части.
3. Упрощеннаялепка формы туловища, головы, конечностей до доступных детям объемных форм,лепка всех частей.
4. Сборка ивыполнение детализации.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод отом, что процесс работы с природным материалом глиной является мощным источникомвсестороннего развития личности ребенка.
1.2 Методика обучения учащихся работам с глиной
 
Изучение раздела «Работа с глиной и пластилином» направлено на развитие умений и навыков работы с пластичными материалами и предусматривает не только непосредственно лепку, но и проведение наблюдений и опытов за свойствами материалов, знакомство с народными промыслами, посещение выставок и т.д.
Урок нужно начать с демонстрации разнообразных керамических изделий. Спросить у детей, чем они похожи, в чем их различие. С ответов на эти вопросы легко перейти к теме народных промыслов.
Самый распространенный народный промысел по изготовлению посуды – это, конечно, гжель. Рассказать ученикам об истории этого промысла, его особенностях и сегодняшнем дне. Гжель стала широко известной в конце XVII века. Она получила свое название от глагола «жечь», обожженные изделия и называли гжелью.
Гжельская посуда имеет свои особенные черты – она украшена многочисленными деталями: фестонами, ручками, забавными фигурками. Но самое примечательное – это гжельская роспись. Гжель называют сине голубым чудом. На белом фоне расцветают синие колокольчики, розы, ромашки, травинки и ягодки. Народные художники изображали самые различные сюжеты – пейзажи, сценки из жизни людей и животных.
Но гжельские художники используют и другие традиционные для этого промысла цвета. На белом фоне эмали появляются зеленые кроны деревьев и узоры из трав, теплые желтые оттенки в изображении цветочных орнаментов, сельской и городской архитектуры, используются также и коричневые тона. В XVII–XVIII веках цветовая гамма была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта пятицветная палитра создает своеобразную гжельскую майолику.
Мазки гжельской росписи сочные, с четкими линиями, росчерками и штрихами. Краска на кисть берется с одной стороны, а рисуют так, чтобы кисть не поворачивалась, тогда одновременно получаются темные и светлые тона. Затем тонкой кистью мастер прорисовывает мелкие детали. Иногда гжель расписывают и позолотой.
Современные мастера гжели бережно хранят традиции и преумножают славу промысла. Мировую известность имеют работы художников Н. Туркина и В. Булыгиной.
На уроках технологии второклассники будут работать и с глиной и пластилином. В первом классе они уже познакомились с основным свойством этих материалов – пластичностью, которое позволяет использовать их для лепки. Во втором классе целесообразно изучать состав и свойства глины, сравнивая ее с кварцевым песком.
Нужно провести опыт, в ходе которого дети рассмотрят комочек сухой глины и сухой песок, определят их цвет, затем разотрут эти материалы в ладонях и сделают вывод, из чего они состоят: глина – из мельчайших пылинок, песок – из отдельных крупинок. Кроме того, наблюдение покажет, как изменяется пластичность глины и песка при увлажнении, что происходит с ними после высыхания: они становятся темнее, глина превращается в пластичную массу, а крупинки песка только слипаются между собой.
Рассказать ученикам, что сухая глина бывает разных цветов: белого, серого, коричневого, красного и даже черного.
Сырая глина и песок могут принимать любую форму, так как они обладают пластичностью. Но глина более пластична, чем песок: после сушки глина затвердевает и не меняет обретенной формы, песок же рассыпается на отдельные частички.
Темы «Спиральная лепка из жгутов» и «Лепка из целого куска глины» знакомят второклассников с новыми технологиями лепки. Учителю следует подчеркнуть, что способ лепки зависит от конструкции изделия и замысла мастера.
Школьники могут осуществлять лепку с опорой на образец или иллюстративный материал, а также на основе собственной памяти и фантазии.
Способ спиральной лепки из жгутов был известен еще в каменном веке. Он применялся в Древней Греции, на Кавказе и Средней Азии при изготовлении сосудов больших размеров, используемых для воды и вина. Лепка из целого куска глины также известна с древнейших времен и применяется до сих пор во всем мире.
Если на уроках технологии нет возможности использовать глину, ее вполне заменит пластилин, так как основные приемы лепки одинаковы для глины и пластилина.
Учитель знакомит школьников с новыми приемами обработки глины, демонстрирует их в замедленном и рабочем темпе. После анализа формы и конструкции изделий, назначения каждой из его частей и особенностей его выполнения учащиеся приступают к практической лепке.
Образцы и наглядные изображения изделий не должны слепо копироваться в работах учащихся. Объясняя задание, подчеркните, что каждое изделие должно рационально сочетать форму и декоративное оформление, соответствующие функциональному назначению предмета. Вначале учащиеся работают над строением предмета, затем уточняют его, прорабатывая наиболее значимые детали, в конце – второстепенные элементы и отделку поверхности изделия.
Второклассники осваивают простейшие приемы декоративной отделки изделий из глины – рельефную (тиснение, лепные узоры) и роспись.
Тиснение осуществляют пальцами и с помощью различных штампиков, пробойников. Лепные украшения (жгуты, шарики, бусины и т.д.) делают пальцами. Расписывают глиняные изделия жидкой глиной (ангобом). Но для начальных классов наиболее доступна роспись гуашью с добавлением клея ПВА.
Роспись изделия осуществляется после того, как оно полностью готово. Если работа над изделием продолжается несколько дней, то глину надо опрыскивать водой, покрывать мокрой тканью и заворачивать в целлофановую пленку.
Сушка – очень сложный процесс. Сначала изделие сушат под навесом 2–3 суток без сквозняков, а затем обжигают в русской печи, в горнах или на костре. Обжиг должен осуществляться только с помощью учителя и под его контролем.
На уроках технологии в начальных классах школьники знакомятся с различными видами декоративно прикладного искусства, народными промыслами и умельцами. При этом расширяется кругозор учащихся, они учатся распознавать и понимать национальные особенности декоративно прикладных изделий, их связь с обычаями, традициями, природой и характером народов России. Научите детей воспринимать стиль изделий, выделять особенности того или иного народного промысла. Из ваших бесед, экскурсий в музеи и на выставки, просмотра наглядных пособий школьники узнают, что особенностью декоративно прикладного искусства является соединение утилитарной и эстетической сторон – пользы и красоты, удобства формы и неповторимости образа.
Второклассникам предлагается придумать и вылепить свой вариант декоративной посуды. Создавая сосуд, дети должны подумать о его общей форме, декоративных деталях, выбрать наиболее рациональный способ лепки.
Оценивая работы учащихся, нужно обратить внимание на их оригинальность, соответствие образу, чувство меры в декоративной отделке и ее соответствие форме и назначению изделия, а также степень самостоятельности при выполнении изделия.
Одним изосновных методов, стимулирующих процесс обучения при работе с глиной, являетсявовлечение учащихся в активную сферу деятельности.
Учащиеся науроках труда по работе с глиной должны получить знания, овладеть навыками,умениями для применения в исследовательской деятельности, при выполнениитворческих проектов.
Главныетребования к уроку технологии:
1) четкостьи ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;
2) правильныйподбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение изакрепление теоретического материала, организация практической работы учащегосяи т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровняпредшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы науроке очень важен подбор объектов труда;
3) выборнаиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этомучитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся,материальное оснащение, опыт самого учителя;
4) организационнаячеткость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени накаждый этап и т.д.;
5) достижениецелей урока, усвоение учебного материала всеми
Уроки трудапо работе с глиной ориентированы на практику, поэтому тип урокакомбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практическихзанятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполненияпрактических работ.
В ходеобучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведенийдля проведения практической работы. В течение практической части урока (50%содержания урока) они должны освоить рабочие приемы выполнениятехнологических операций, овладеть умениями и навыками.
Практическаяработа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность втворческой работе.
 
1.3      Инструменты, приспособления и инвентарьуроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудовогообучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя начальныхклассов они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы вобычных классах, оборудованных столами или партами. Однако это в определенноймере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностьюсоответствовало бы возрастным возможностям младших школьников и современнымтребованиям научно-технического прогресса.
Известно мнение В.А. Сухомлинского, который считал,что учащимся младших классов целесообразно давать прежде всего ручныеинструменты и учить ими обрабатывать разнообразные материалы, в том, что числеи природные. Автоматизированные и электрические инструменты в методическомотношении правильнее вводить в старших классах, когда учащиеся на собственномопыте смогут почувствовать облегчение от замены физических усилиймеханическими.
В принципе материальное оснащение уроков трудового обучениядолжно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическимтребованиям, с другой – наилучшим образом способствовать формированию у детейпредставлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельновыполнять требования трудовой культуры.
В практике существует несколько направлений в решениивопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов.Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах,комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения взависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурнымираскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы.
Другие педагоги выделяют в стенных шкафах класса – кабинетаили специальной рабочей комнаты начальных классов полки или отделения дляоборудования к урокам трудового обучения. В них вставляться пронумерованныекоробки с отделениями на каждого ученика. Ученики знают свой номер коробки илипапки.
Дети самостоятельно берут свои коробки или папки снеобходимыми инструментами, а после завершения работы ставят на место. Иногдаэто делают дежурные. Педагогический важно научить и приучить каждого ученикасамостоятельно выбирать необходимые для работы инструменты, материалы,приспособления. Эта привычка воспитывается постепенно, позволяет содержатьинструменты в порядке.
Для уроковтруда в начальных классах по работе с глиной необходимо: глина, блюдце с водой,подкладная доска, стеки, тряпочки для рук для каждого ученика. Занятияпроводятся в классе или обычной комнате.
Глиныразличают по цвету (белые, красные, голубые, зеленые и др.), по составу – тощиеи жирные. Тощие глины с примесью песка для лепки не годятся.
Жирная глина (глина без примесей) очень пластична, а изделия из нее не пропускают влагу, отличаются высокой прочностью и очень гладкой зеркальной поверхностью, но при сушке и обжиге они могут сильно растрескаться. У тощей глины, содержащей значительное количество песка и примесей (шамота), тоже есть свои достоинства и недостатки. Изделия из нее имеют шероховатую поверхность и впитывают влагу, но они почти не трескаются при сушке и обжиге.
На уроках для лепки лучше всего использовать глину средней жирности, с содержанием песка около 15%. Глину можно заготовить на строительстве дома или ремонте водопровода, на склонах оврагов и у берегов рек. Чтобы проверить ее пригодность для лепки, необходимо из небольшого комка увлажненной глины скатать между ладонями жгут толщиной с указательный палец, а затем медленно согнуть его пополам. У сгиба не должно быть много трещин.
Глину, содержащую много песка и других посторонних примесей, очищают и просеивают.
Для просеивания глину разделяют на небольшие комки или жгуты и высушивают под навесом на солнце или на морозе зимой.
Высохшую глину размельчают в пыль и просеивают через мелкое сито, удаляя из нее примеси: камешки, щепки, крупный песок.
После просеивания глина очищается (становится более жирной). Ее пересыпают в высокую посуду (ведро) и заливают тремя частями воды, тщательно размешивают до однородного состояния.
После того как вода отстоится, ее необходимо аккуратно слить, не замутив. После этого осторожно вычерпывают жидкую глину, не трогая нижний слой с осевшими на дно примесями. Глиняный раствор переливают в широкий таз и ставят на солнце, чтобы испарилась лишняя влага, время от времени перемешивают. Раствор глины должен быть похож на густое тесто, после этого его закрывают клеенкой до начала работы.
Перед лепкой глину замешивают с водой, тщательно разминая руками, как тесто.
Если глина суховатая, то, разминая, ее сбрызгивают водой.
Объяснит детям, что основной инструмент лепки – это пальцы. Но в случаях, когда необходимо добиться четкости и проработать мелкие детали, убрать лишнюю глину или создать определенную фактуру, используют стеки и ножи с деревянными и металлическими лезвиями, пробойники.
Лепку из глины выполняют всегда на доске, назначение которой состоит не только в том, чтобы предохранять стол от грязи. Выполняемое изделие, помещенное на подкладную доску удобно поворачивать в процессе любой стороной к исполнителю, что совершенно необходимо. Доска может быть из фанеры размером примерно 25х25 см. на каждую из них дежурные до начала урока кладут комки глины, величина которых зависит от изделия и от темы урока.
Для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений в виде штрихов, выемок и т.д. необходимы стеки. Вместо них можно использовать отточенные ручки старых рисовальных или клеевых кистей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.